в каком возрасте мозг перестает развиваться

Вся правда о старении мозга: можно ли замедлить этот процесс?

От чего происходит старение мозга? Попробуем разобраться вместе. Ведь, зная причину, можно попробовать остановить этот процесс. Ученые выдвигают несколько гипотез относительно данной проблемы.

К 25 годам у человека мозг окончательно формируется. После этого начинается процесс угасания его основных когнитивных функций.

в каком возрасте мозг перестает развиваться. Смотреть фото в каком возрасте мозг перестает развиваться. Смотреть картинку в каком возрасте мозг перестает развиваться. Картинка про в каком возрасте мозг перестает развиваться. Фото в каком возрасте мозг перестает развиваться

Признаки старения мозга часто связывают со снижением выработки особого вещества. Его называют миелином и оно отвечает за формирование оболочки нервных клеток.

Какими бы ни были основные причины старения мозга, можно увидеть основные признаки, которые говорят о том, что процесс запущен. Но это не значит, что не нужно ничего предпринимать, чтобы его остановить.

Рассмотрим примеры

Ни один из них не считал, что готовность к переменам зависит от возраста.

Неважно, сколько вам лет. Важно не переставать учиться и развиваться.

Некоторые «первые звоночки» можно заметить в возрасте около 40 лет. Человек начинает испытывать проблемы с концентрацией внимания. Ему становится сложнее обрабатывать и запоминать новую информацию. Особенно это заметно на примере сложной информации. Ведь мозгу нужно гораздо меньше напрягаться, чтобы воспринимать пустую передачу по телевизору, нежели чем усвоить научную книгу.

Проблемы со сном также могут говорить о том, что мозг начал стареть. В этом случае человек начинает испытывать сложности с засыпанием. Проспав достаточное количество часов, он все равно чувствует себя усталым и разбитым.

Что можно сделать?

Не стоит думать, что старение мозга — процесс, которому нельзя помешать. Начните с разнообразного обучения. Ученые доказали, что, постоянно воспринимая похожую информацию или занимаясь одним и тем же делом, мы вредим своему мозгу. Поэтому даже полезные кроссворды, если решать только их, в лучшем случае, не принесут пользы. Развивайте свой мозг разнообразно: благодаря этому вы каждый день будете создавать новые нейронные связи, которые улучшат когнитивные функции.

Не думайте, что вы ни на что не способны. В зрелом возрасте можно решать задачи и принимать решения, основываясь не только на скорости мышления и хорошей памяти, но и на большом багаже личного опыта. Постоянный поиск нового поможет отказаться от шаблонов и сделает мышление более гибким.

Любой возраст прекрасен. Говорить о том, что процесс старения головного мозга нельзя замедлить — неверно. Постоянно тренируя свои когнитивные функции, будучи открытым всему новому, можно и в зрелом возрасте достигать высот.

Наш мозг сохраняет молодость, если в нем формируются новые синапсы. Именно они отвечают за память, внимание и гибкость ума. В старости формирование синапсов замедляется. Это может привести к определенным трудностям с памятью, вниманием и мышлением. Каждая когнитивная тренировка на Викиум формирует новые нейронные связи в мозге, а значит, острота ума останется с вами.

Особенно важно тренироваться в пожилом возрасте. Самому взрослому пользователю Викиум – 89 лет. Он прошел более 700 тренировок. Нас воодушевляют такие примеры, а вас?

Источник

Мои лучшие годы позади…

На вопрос, когда ваш мозг находился в лучшей форме, многие люди отвечают аналогично. Чаще всего суть ответа такова: точно не сейчас, лучшие времена уже в прошлом. Что самое интересное, независимо от возраста, люди говорят, что прошло уже лет так 10-20 с тех пор, как «ушли» лучшие годы. В каком же возрасте активность мозга более высокая, и когда он находится в лучшей интеллектуальной форме?

Исследование когнитивных способностей

Раньше эксперименты проводились в основном на студентах и пожилых, а людей среднего возраста ученым привлечь удавалось крайне редко. Всё изменилось с появлением интернета, проводить исследования стало легче, и аудитория расширилась.

Гарвардские исследователи Джошуа Хартшорн и Лаура Гермин разместили в сети тесты, которые каждый желающий мог пройти за несколько минут. В течение нескольких лет они собирали данные, а количество протестированных людей перевалило за 3 миллиона.

Первым открытием стал тот факт, что способность распознавать лица улучшается до 30 лет, а после ослабевает. Это опровергло теорию о том, что пик развития подвижного интеллекта (тот, который с помощью логики помогает решать задачи) приходится на подростковый возраст.

До какого возраста развивается мозг?

Ученые выяснили, что в течение всей жизни мы испытываем моменты, в которых мозг находится в отличной форме. Было отобрано 50 тысяч респондентов, и согласно результатам тестирования, пики развития различных характеристик распределены равномерно по всей жизни. Например:

Взрослеющий мозг имеет огромное преимущество — внушительный багаж знаний и опыта. Поэтому если вы считаете, что лучшие годы позади, то вы наверняка ошибаетесь. Задумайтесь, смогли бы вы лет 10-20 назад так ловко делать то, что делаете сейчас?

Развитие мозга во взрослом возрасте происходит постоянно. При этом в пожилом возрасте работа мозга особенна тем, что меньше откладываются негативные мысли. Многочисленные приятные моменты, накопленные за долгие годы жизни, не дают укрепляться негативу.

Хартшорн и Гермин продолжают исследования, и, вероятно, скоро будут раскрыты и другие секреты отдельных характеристик и работы мозга в целом. Возможно, ученым скоро удастся понять, как изменения мозга с возрастом влияют на наши жизни. Но уже совершенно точно можно сказать, что лучшего возраста для мозга просто не существует.

Люди в разные периоды жизни хорошо справляются с разными интеллектуальными задачами. Когда какие-то когнитивные навыки ослабевают, другие стремятся к пику развития. Поэтому успешно учиться чему-то новому и достигать хороших результатов мы можем всю жизнь. Самое главное, не захламлять мозг лишней информацией, регулярно подкидывать ему интересные задачки и стремиться к знаниям.

Если вы хотите узнать больше о возможностях вашего мозга, вам стоит посетить интерактивную лекцию с экспертами-нейропсихологами Викиум. Всего за 2 часа вы сможете перезапустить работу собственного мозга и настроиться на новый лад без изменения привычного ритма жизни. Вы узнаете, как всегда быть на волне и успевать за переменами в жизни, как повысить продуктивность и обрести суперсилу благодаря знанию о том, на что действительно способен мозг человека.

Источник

10 «возрастов» мозга

в каком возрасте мозг перестает развиваться. Смотреть фото в каком возрасте мозг перестает развиваться. Смотреть картинку в каком возрасте мозг перестает развиваться. Картинка про в каком возрасте мозг перестает развиваться. Фото в каком возрасте мозг перестает развиваться

Развитие мозга не останавливается в детском возрасте. Мозг продолжает развиваться и обрастать новыми клетками и связями еще долго – но и спад начинается гораздо раньше, чем принято считать.

В утробе матери: Растут клетки головного мозга
Клетки мозга начинают развиваться задолго до того, как новорожденный сделает первый вздох – практически с самого зачатия. И у новорожденного насчитывается уже 100 миллиардов нейронов, что означает, что прирост клеток мозга эмбриона составляет примерно 250 тысяч новых нейронов в минуту.

Ребенок ясельного возраста: Мозг растет и избавляется от «хлама»
К трехлетнему возрасту мозг ребенка составляет уже примерно 80% мозга взрослого человека по своему объему и количеству нейронов. И он уже более развит, чем мозг любого другого живого существа на планете. А вот синапсов (связей между нейронами) у ребенка этого возраста вдвое больше, чем у взрослого. Продолжая совершенствоваться, мозг «обрубает» ненужные и неиспользуемые связи из этого количества и концентрируется на улучшении тех, которые действительно нужны.

Дошкольник: Мозг учится на жизненном опыте
Годы, предшествующие пятилетнему юбилею ребенка, являются частью «критического периода» развития. На этом этапе опыт напрямую формирует связи между нейронами, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. С одной стороны, это означает, что отрицательный опыт может навсегда оставить психологический шрам на ребенке. Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, что программы раннего вмешательства и усилия по преодолению последствий травматического опыта наиболее эффективны, чем в любом другом возрасте.

20-30 лет: Развитие переходит в спад
Вы будете продолжать формировать и уничтожать синапсы и клетки мозга всю свою жизнь, но, к тому времени, когда вы подойдете к середине или концу своего второго десятка, развитие лобных долей вашего мозга, которые вам нужны для здравомыслия, наконец закончилось полной и безоговорочной «миелинизацией». Есть и один потенциальный недостаток в окончательном развитии вашей лобной доли: теперь могут неожиданно возникнуть психические заболевания, такие как шизофрения или тревожное расстройство. От 60 до 80 процентов людей с серьезными аффективными расстройствами узнают свой диагноз как раз между 18 и 25 годами.

30-40 лет: Учиться становится труднее
К началу третьего десятка лет наш мозг замедляет производство нейронов и синапсов, да и отсекает ненужное уже не в том объеме. Усваивать что-то новое становится труднее. Именно поэтому вам нужно усердно учиться и постигать основные профессиональные навыки до того времени, когда вы достигнете своего 30-летнего возраста. Но «окно возможностей» еще не полностью закрыто – ваши привычки, рацион и образ жизни могут как продлить полноценно умственные годы на десятилетия, так и сильно сократить их. Выбор за вами.

50 лет: Память начинает подводить
Большинство людей после 50-ти начинают замечать, что их память в определенные моменты начинает «пробуксовывать». Начинаются пробуксовки с кратковременной памяти, и это абсолютно нормально. Можно, конечно, временами и пошутить про «ранний маразм», но не стоит забывать, что около 5% случаев болезни Альцгеймера имеют раннее начало, поэтому не игнорируйте симптомы, которые могут стать признаком серьезной потери памяти.

60-70 лет: Нейронные связи теряются быстрее, чем создаются
Один из десяти взрослых в возрасте 65 лет и старше заболевает болезнью Альцгеймера. Причины этого не совсем ясны, но известно, что, когда мы стареем, наши мозговые клетки и синапсы истощаются. Пропадают нейронные связи, и сигналы попросту не доходят. Вы смотрите на объект и вдруг больше не можете назвать его, потому что не можете подключиться к той части мозга, где было сохранено название. Риски старческой деменции зависят от наследственности и образа жизни, но, в любом случае, после 65 лет риски удваиваются каждые пять лет.

80 лет: Здравствуй, Альцгеймер?
К 80-летнему возрасту ваши шансы столкнуться с возрастной деменцией примерно 50/50. Это не значит, что ваша судьба предопределена: в то время как генетика играет определенную роль, сохранить ясность ума вам может помочь активизация мозга с помощью интеллектуальных нагрузок и общения. Один из самых сильных эффектов на стимуляцию памяти оказывают и аэробные тренировки – для стимуляции работы мозга достаточно 20-минутной аэробики в день. В любом случае, чтобы поддерживать жизнеспособность мозга необходимо и в глубокой старости стараться сохранять активность, как умственную, так и физическую.

Источник

Старость в голове: до какого возраста мозг производит новые нейроны?

Группа ученых из нескольких институтов Испании обнаружила доказательства нейрогенеза (появления новых нейронов) в мозге людей вплоть до глубокой старости. В своей статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, группа описывает исследования мозга недавно умерших людей и свои находки. О том, до какого возраста мозг рождает новые нейроны, ученые спорили в течение нескольких последних лет — как и о том, в каких частях мозга это происходит.

в каком возрасте мозг перестает развиваться. Смотреть фото в каком возрасте мозг перестает развиваться. Смотреть картинку в каком возрасте мозг перестает развиваться. Картинка про в каком возрасте мозг перестает развиваться. Фото в каком возрасте мозг перестает развиваться

Многие исследования в этой области были сосредоточены на гиппокампе, потому что эта часть мозга больше всего вовлечена в хранение воспоминаний — логика подсказывает, что новые воспоминания без новых нейронов не смогут обойтись, их нужно будет где-то хранить. Кроме того, гиппокамп является одной из структур головного мозга, которая повреждается вследствие «грабящих память» болезней вроде Альцгеймера. В прошлом году международная группа ученых пришла к выводу, что нейрогенез прекращается в гиппокампе после детства.

В своей новой работе ученые сообщают о том, что доказали обратное: на самом деле, нейрогенез продолжается вплоть до глубокой старости.

Ученые: нейрогенез продолжается до 87 лет

Предыдущие исследования показали, что на ранних этапах развития нейроны содержат белок даблкортин, который можно увидеть под микроскопом. Исследования в Испании в значительной мере опирались на эту информацию. Ученые изучили трупы недавно умерших людей (в течение 10 после смерти) и изучили их под микроскопом на наличие признаков даблкортина.

Ученые сообщают, что нашли многочисленные примеры клеток с даблкортином, которые показали, что рост новых нейронов происходил в мозге людей, которые умерли в возрасте от 43 до 87 лет. Что примечательно, эти же испытания проводились и на людях, у которых была болезнь Альцгеймера, и примеров нейрогенеза было очень мало. Это позволяет предположить, что болезнь не только лишает людей старых воспоминаний, но и мешает им формировать новые.

Исследователи также отмечают, что использовали более строгий подход к сохранению трупов, чем в предыдущих работах, и это могло бы объяснить разницу в результатах. Однако пока окончательного ответа на вопрос, до какого возраста мозг остается способным формировать новые нейроны, нет — это лишь первый шаг к уточнению.

Обсудить проблемы мозга приглашаем в нашем чате в Телеграме.

Источник

Современные ученые – о способности мозга к обучению и переобучению

«Любой, кто перестает учиться, стареет – неважно, двадцать ему или восемьдесят»

Новые знания – ключ к повышению доходов. Они дают возможность полностью сменить профессию, повысить качество или расширить спектр собственных услуг. Но будет ли обучение эффективно, если человеку давно уже не 20 лет? Смогут ли знания задержаться в его голове?

Ответы на эти вопросы нам помогут найти современные ученые и их исследования мозга.

Что такое мозг человека

«Основная функция тела – переносить мозг», – сказал когда-то Томас Эдисон. Действительно, в этом органе нервной системы заключена вся наша личность. «Если выключить мозг, – говорит психотерапевт Андрей Курпатов. – Жизнь оборвется. И только наше тело, и то, если его подключить к определенным приборам, может какое-то время продолжать свое бессмысленное существование».

«Мозг человека состоит, в среднем, из 100 миллиардов нервных клеток, нейронов», – говорит доктор нейробиологии Сюзана Геркулано-Хаузел. Большинство клеток – самостоятельные «вычислительные машины», которые сохраняют и обрабатывают поступившую к ним информацию. Но настолько огромное количество функций, которые выполняет нервная система, становится доступным только благодаря связи между нервными клетками.

Роберт Сапольски, профессор Стэнфордского университета, так описывает нейронную сеть мозга: «Каждая из 100 миллиардов клеток соединяется с 10-ю тысячами других нейронов, образуя синапсы. Квадриллион синапсов – столько соединений нервных клеток в нашем мозге. Это примерно в 1000 раз больше количества звезд, находящихся в нашей Галактике».

Формирование мозга в детском возрасте

Новые синапсы образуются постоянно. «Происходит это с момента формирования головного мозга, с пятой недели внутриутробной жизни, и продолжается до самой смерти», – рассказывает Джон Медина, доктор молекулярной биологии, руководитель биоинженерного отделения Вашингтонского Университета.

Активно развиваться мозг начинает сразу после рождения. К шести годам он достигает 95% размера мозга взрослого человека, а к завершению подросткового периода он полностью идентичен «взрослому» органу.

«За это время межнейронные связи здесь проходят несколько «волн» развития, – говорит Сапольски. – Пик их увеличения приходится на период максимальной тренировки умения – например, ползания, ходьбы, речи. Когда же новый навык полностью освоен, его «предварительную версию», записанную в синапсы, организм удаляет. Так у ребенка, твердо научившегося ходить, исчезает умение быстро ползать, а у того, кто теперь бегло читает – навык чтения по слогам».

Одновременно с формированием новых межнейронных связей происходит миелинизация: нужные нервные волокна окутываются специальным «покрытием», миелином. Это, по словам доктора Медина, увеличивает скорость передачи информации в 240 раз – с 0,5 до 120 м/с. Теперь тренировать определенный навык становится гораздо легче.

Растут и размеры синапсов: чем чаще синапс используется, тем больше в размерах он становится, тем быстрее пропускает нужную информацию.

Синапсы у взрослого человека

Окончательное формирование мозга заканчивается к 25 годам. «Основные нужные синапсы уже сформировались, нервные волокна – миелинизировались. Необходимая информация занесена в гиппокамп – орган долговременной памяти, а также хранится в отдельных участках мозга. Но и сейчас ваш мозг не утратил способности к обучению!» – пишет Джуди Уиллис, невролог, преподающий в Школе Санта-Барбара, в Калифорнии.

«Вы должны знать следующее, – говорит нейробиолог Бассет из Пенсильвании. – Мозг не теряет способности создавать новые синаптические связи и оптимизировать старые. Он имеет достаточную гибкость, чтобы перестраивать свои соединения для усвоения новых знаний. Этот процесс подтвержден с помощью функциональной МРТ».

Согласно более ранних данных, образование новых синапсов у человека сохраняется до его смерти. Оно идет тем лучше, чем больше времени человек посвящает оттачиванию навыка. В своей книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл пишет так: «Человек достигает наилучших результатов в той деятельности, на тренировку которой он потратил 10 или более тысяч часов».

Что поможет в обучении

Для лучшего обучения Джон Медина рекомендует использовать закономерности работы мозга. Они следующие:

«При стрессе, – говорит Медина. – Образуются гормоны кортизол и адреналин. Их действие направлено на то, чтобы человек выжил, а не осматривал окружающую обстановку».

Сейчас существует множество техник, направленных на избавление от стресса. Это дыхательные практики, релаксация, медитация. Освойте их, прежде чем начнете вникать в новую профессию.

Доктор Медина проводил исследования, которые показали, что физические упражнения улучшают долговременную память и внимание. Для этого необходимо уделять спорту минимум 30 минут трижды в неделю.

«8-9-часовый ночной сон, – пишет Медина. – улучшает умственную деятельность на следующий день».

«Когда мозг находит вызывающее эмоции событие, миндалина мозжечка выделяет дофамин, который будто пишет на листке: «Запомни это!». И когда такой ярлык прикрепляется к нужной информации, мозг более тщательно ее анализирует».

Заключение

Следовательно, обучаться и переобучаться можно в любом возрасте. Хотите добиться лучшего эффекта – не забывайте во время учебы выполнять физические упражнения, высыпаться и гасить стресс в самом его зародыше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *