в какой форме происходит дистанционное обучение
Как проходит дистанционное обучение в вузе
Тема дистанционного обучения стала особенно актуальной в 2020 году. Из-за пандемии коронавируса на такой формат подготовки временно перешло подавляющее большинство российских вузов. Но популярность дистанционки объясняется не только появлением опасной инфекции.
Напротив, все большее число абитуриентов рассматривает такой способ получения высшего образования как приоритетный. В этом нет ничего удивительного, если учесть его очевидные достоинства – доступность, удобство и качество подготовки. Логичным следствием увеличения интереса становится появление вопроса о том, как непосредственно проходит дистанционное обучение. Ответ на него – в статье.
Этап № 1. Поступление
Процедура поступления в вуз на дистанционное обучение практически не отличается от обычной. Будущий студент последовательно выбирает вуз, направление подготовки и специальность, после чего изучает и четко выполняет правила приема.
От абитуриента требуется сформировать и предоставить в выбранный вуз стандартный комплект документов. Способ подачи выбирает он сам из трех возможных: дистанционно в электронном виде, лично или почтой. Далее остается дождаться решения приемной комиссии.
Этап № 2. Обучение
Структура дистанционного образовательного курса также не сильно отличается от очного. Обучение ведется циклами – семестрами, по окончании каждого из которых проводится промежуточная аттестация или, как звучит более привычно, сессия.
Учебные занятия делятся на классические виды:
Этап № 4. Итоговый экзамен
Отличается от промежуточной аттестации только объемом выполняемых заданий. Это может быть дипломная работа или несколько курсовых, объединенных по тематической направленности. В большинстве случаев в качестве подготовки к итоговой аттестации требуется пройти практику.
Такая гибкость подготовки выступает важным достоинством дистанционного обучения, которое еще не оценили в полной мере. Именно онлайн-формат образования способен максимально совместить теоретические знания и непосредственную их реализацию на практике. В результате у студента появляется более четкое представление, чему нужно обучаться и на что обращать внимание в своей профессиональной деятельности.
Этап № 5. Выдача диплома
Успешно завершившим дистанционное обучение в вузе выдается диплом государственного образца. Он полностью равнозначен тому, который оформляется по итогам очной подготовки. Документ действует по всей территории России, а для некоторых вузов – и за пределами страны. В качестве примера можно привести обучение в ИМЭС, когда студенту предоставляется возможность получить дополнительно международный диплом об образовании. Его наличие позволяет как продолжить обучение за границей, так и трудоустроиться в зарубежные компании.
Суть, терминология и особенности дистанционного обучения
- Опубликовано: 19 ноября, 2020 Комментарии: 3 Просмотры: 23252 Марина Преснякова Время прочтения:
Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами.
Основные термины дистанционного обучения
Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.
– получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.
При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика
в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:
Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Термины и определения дистанционного обучения
Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.
По процессу: формы, методы, средства
Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.
Доставка теории
На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.
– это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.
В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.
В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже
Электронный курс сопровождается такими материалами, как:
– это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.
– студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.
– запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.
– записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.
– конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.
– учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.
Отработка навыков
Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:
– самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие
– интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.
– занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.
– занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.
– практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
– как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.
– групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.
Контроль
Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:
Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.
Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.
Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации
Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
По количеству участников
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения
Современные виды дистанционного обучения
Система дистанционного обучения (СДО) в современном мире
История дистанционного обучения
Для того чтобы лучше разобраться в теме, начнем с самого начала. История СДО начинается с первого задокументированного случая, когда один человек начал обучать другого не лично, а на расстоянии. Этим человеком стал Калеб Филипс, который в 1728 году подал объявление в бостонскую газету об обучении стенографии в любой точке страны посредствам почтовой переписки.
С тех пор почта стала основным инструментом дистанционного обучения. С учетом недостатка средств связи, больший акцент в развитии был на системе обучения. Тогда появилась методика образования на расстоянии, которая используется до сих пор: передача материала ученику, изучение, выполнение задания и обратная связь учителя. Различались только темы обучения и способы проверки знаний – от контрольных работ в письме до личного посещения учителя для очного экзамена.
Интересный факт: развитие обучения на дистанции повлияло на становление равноправия в нашем обществе. Анна Элиот Тикнор в 1873 году основала первую заочную школу для женщин, которая помогала им получить высшее образование с помощью уроков по почте.
Так продолжалось до начала 20-ого века, когда произошел сильный скачок в развитии средств связи. С популяризацией радио стали появляться курсы лекций, которые ученики могли слушать из дома через приемник. С появлением телевидения начали создаваться образовательные передачи и каналы, послужившие прообразом видеолекций, которые активно используются в наше время. Возможность простой записи и воспроизведения аудио и видео подарила нам множество самоучителей, похожих на онлайн-курсы без обратной связи. В 1960-ых годах дистанционное образование зарекомендовало себя как качественный способ обучения и получило международное признание.
Но рывку в развитии, удобстве доступа и распространению обучение на расстоянии обязано появлению Интернета. В течение 1980-х годов сразу несколько крупных университетов занимались разработкой учебных программ, доступ к которым можно было получить через компьютер. И в 1994 году появился первый курс, который можно было полностью изучить через Интернет. А в 1997 году компания Blackboard разработала первую LMS-систему – платформу, на которой мог разместить и пройти учебный курс любой желающий.
Развитие LMS-платформ – сервисов, которые упрощают предоставление уроков для автора курса и ученика, стало трендом в онлайн-обучении и на сегодняшний день.
Вся последующая история развития дистанционного обучения проходила прямо у нас на глазах. Широкое распространение Интернета позволило большему количеству людей обучаться онлайн. Появление смартфонов и планшетов сделали доступ к обучению через Интернет удобнее и еще более доступным. Развитие педагогических методик и форматов уроков повысили качество дистанционного обучения. И на данный момент оно ничуть не уступает очному.
Современные тенденции
Развитие дистанционного обучения в современном мире идет по трем основным направлениям: методологическому, техническому и практическому.
Методология – методы обучения на дистанции несколько отличаются от обычных, которые принято использовать в очном обучении. Но эти различия минимальны, зато наработки классической педагогики можно эффективно использовать в обучении через Интернет.
Так, на качество обучения влияет восприятие информации и работа с ней различными способами. Поэтому современные онлайн-школы позволяют авторам курсов создавать текстовые уроки, видеолекции, лекции в аудиоформате, дают возможность максимально визуализировать материал, быстро и доступно давать обратную связь ученикам. То есть основной тренд в развитии современного онлайн-обучения – это возможность задействовать все возможные варианты передачи информации.
Вебинары как вид урока сейчас находятся в тренде. Они позволяют объяснять материал сразу группе учеников и отвечать на вопросы в режиме реального времени, что ускоряет обучение и экономит силы преподавателя на исправлении однотипных ошибок при проверке домашних заданий.
Также развиваются и мотивирующие системы в обучении. LMS-платформы, такие как «АнтиТренинги», предоставляют авторам курсов возможность включить игрофикацию обучающего процесса и отслеживать статистику. Игрофикация помогает ученику поддерживать желание обучаться на высоком уровне, а статистика в том числе помогает преподавателю вовремя отследить, кому нужно уделить больше внимания.
С технической точки зрения развитие дистанционного обучения выражается не так ярко, зато оно имеет стабильный рост. Так, все больше авторов курсов переходят на LMS-платформы. Это сервисы, которые обеспечивают удобство для ученика и преподавателя, объединяя необходимые для процесса функции и позволяя ими пользоваться без специальных знаний.
Также развивается доступность онлайн-обучения с помощью гаджетов. Все больше сервисов предлагают доступ к обучению через приложение, которое работает на любом гаджете.
Но самое важное развивающееся направление дистанционного обучения – это практичность.
Переизбыток информации в современном мире делает более выгодным обучение, которое можно быстро найти, легко пройти и сразу использовать для решения определенной задачи. Как поиск нужной информации в Интернете, но только в виде навыков.
Сейчас в сфере дистанционного образования больше ценятся короткие емкие уроки с упражнениями, которые позволяют вырабатывать навыки. Возможность получить обратную связь от преподавателя, чтобы процесс шел быстрее, а ошибки не закреплялись. Помимо самого обучения важной частью становится указания к тому, как и для чего применять полученные навыки.
Также расширяется область применения дистанционного обучения. Все больше государственных и коммерческих учебных заведений переводят часть учебного процесса в онлайн. Но очное обучение имеет свои неоспоримые плюсы, поэтому учебные заведения чаще совмещают онлайн- и офлайн-уроки, а не переходят в Интернет полностью.
Бизнес тоже не стоит на месте, и в крупных компаниях наметился тренд на перевод корпоративного обучения на дистанцию. Так выходит сэкономить на гонорарах для учителей и тренеров, при этом систематизировать, оптимизировать, повысить качество и скорость получения нужных навыков у сотрудников.
Интересный факт: некоторые крупные компании, такие как Газпром и Walmart, проводят обучение своих специалистов с использованием шлемов виртуальной реальности. Это помогает сотрудникам лучше узнать специфику своей работы и обучаться тому, что требует личного присутствия, из удобного для них места.
Онлайн-обучение без использования LMS-платформ отходит в прошлое, поскольку оно требует слишком больших затрат сил и времени для учителя и ученика, снижает качество и сопряжено с неудобствами.
Общее развитие технологий и дистанционного обучения позволяет одинаково качественно передавать навыки и знания как в личном порядке, так и группе людей одновременно. Конкретнее о плюсах и минусах этих видов обучения через Интернет вы узнаете в продолжении статьи.
Индивидуальное дистанционное обучение
Это вид обучения, когда учитель и ученик работают один на один. Учитель может найти подход и объяснить материал в индивидуальном порядке, а ученик получить исчерпывающую обратную связь. Такой вид обучения отличается повышенным вниманием к ученику, более высоким качеством.
Задачи, которые решает индивидуальное дистанционное обучение
Индивидуальный формат направлен на качественное решение проблемы ученика, передачу ему знаний и навыков, которые сможет применять в жизни лично он.
Поэтому к этому виду обучения чаще всего прибегают в:
Но это только самые распространенные направления. Обучение с большим количеством внимания ученику выигрывает в качестве, поэтому его можно использовать для любой сферы знаний и навыков.
Плюсы и минусы такого формата обучения
У индивидуального дистанционного обучения есть ряд плюсов:
LMS-платформы в индивидуальном дистанционном обучении
LMS-системы облегчают процесс, дают дополнительные возможности и сокращают количество минусов индивидуального обучения через Интернет. Рассмотрим это на примере платформы «АнтиТренинги»:
Это не полный перечень функций и возможностей LMS-платформ для повышения эффективности дистанционного индивидуального обучения. Каждая такая платформа представляет разные условия ее использования. О том, как выбрать подходящую, читайте в этой статье (ссылка на статью про то, как выбрать лмску).
Групповое дистанционное обучение
Обучение в группе дает ряд плюсов для ученика. Например, он может лучше понять материал, слушая ответы других учеников, получить доступную обратную связь у своего однокурсника, обучаться чему-либо с более полным погружении в среду. Поэтому групповое обучение используется и в государственных школах, и в коммерческих курсах.
Задачи, которые решает групповое дистанционное обучение
Групповое обучение больше нацелено на получение знаний, чем на личный контроль над их усвоением. Это делает его удобным в таких сферах, как:
Плюсы и минусы такого формата обучения
Как и в случае индивидуального обучения, групповое обладает рядом плюсов и минусов:
LMS-платформы в групповом дистанционном обучение
LMS-платформы приходят на помощь авторам курсов, которые рассчитаны на массовое обучение. Так, «АнтиТренинги» дают преподавателям возможность:
Дистанционное обучение на LMS-платформах
Основным трендом в дистанционном обучении в последнее десятилетие является переход на специализированные сервисы – LMS-платформы. Они позволяют сочетать все лучшее, что можно взять из группового и личного обучения на расстоянии, оптимизировать процессы, дать простой доступ к курсу для ученика и гибкие возможности в создании и управлении для автора.
Возможности, которые дают LMS-платформы для дистанционного обучения
Платформы для дистанционного обучения развиваются и постоянно дают своим пользователям уникальные возможности, которые облегчают и улучшают качество обучения.
На данный момент можно выделить список характеристик, которыми обладает передовая LMS-платформа.
Платформа «АнтиТренинги» (ссылка на актуальный лендинг) предоставляет своим пользователем все эти функции, обладает уникальными, и постоянно добавляет новые.
Чтобы выбрать подходящую платформу для онлайн-обучения, рекомендуем прочитать эту статью (ссылка на статью по выбору лмски).
В качестве заключения
Дистанционное обучение – это отрасль, которая за последние 300 лет развилась настолько, что стала прямым конкурентом обычного очного обучения. Методики, техническое оснащение, специальные сервисы делают обучение на расстоянии в наше время доступным для любого человека. LMS-платформы зарекомендовали себя, как действенный способ оптимизации и предоставления курсов через Интернет, а их развитие напрямую влияет на развитие всего дистанционного образования в целом.
Так что, если вы задумывались о том, чтобы начать обучать людей через Интернет, самое время запустить свою онлайн-школу. Тогда вы сможете встать у руля в своей нише и получить конкурентные преимущества, которые дают создание дела первым.
Прочитайте эту статью (ссылка на статью про шаги создания онлайн-школы), чтобы узнать, как быстро создать и запустить онлайн-школу, которая будет приносить вам хорошие деньги.