в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Термин йога в своем техническом смысле впервые встречается в Тайттирия-упанишаде (II, 4: йога атма) и в Катха-упанишаде (II, 12: адхьятма йога).

Хотя йога здесь и не названа, все образы отчетливо йогические: уздечка, поводья, колесничий и добрые кони — все они связаны с этимоном йудж, «соблюдать пост», «запрягать». Столь же показательна строфа в другом месте: Твердое владение чувствами — это считают йогой. Тогда человек становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит (II, 3, 11). (См. еще VI, 18: «Тогда Начикета, приобретя знание, поведанное смертью, и все это предписание йоги, Достигши Брахмана, стал бесстрастным и бессмертным».) Наконец, можно встретить и физиологические подробности, несомненно принадлежащие йоге: развивая шлоку из «Чхандогья-упанишады», наш текст говорит, что В сердце — сто и одна артерия, из них одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия (И, 3,16). Это выражение весьма интересно: оно говорит о существовании системы мистической физиологии, относительно которой более поздние источники, особенно йогические упанишады и литература тантр, добавят еще больше конкретных сведений. Человек, у которого распознавание — колесничий, а разум — словно поводья, достигает конца пути высшей обители Вишну (I, 3, 9). Это, конечно, еще не Вишну времен эпоса или пуран, однако его роль в этой первой упанишаде, где сказано, что для обретения знания об Атмане и достижения бессмертия требуется йога, уже показывает направление последующего синтеза: три важнейшие дороги к освобождению — знание упанишад, техники йоги и бхакти будут мало-помалу отождествляться и сращиваться. Этот синтетический процесс достаточно подробно описывается в упанишаде той же поры — «Шветашватаре», которая, однако, говорит о Шиве, а не о Вишну. Идентичность мистического знания и бессмертия ни в какой другой упанишаде не выражается столь часто1. Значимость мотива бессмертия позволяет нам предположить, что «Шветашватара-упанишада» была составлена в среде «мистиков» либо же, что более вероятно, была в этой среде переделана, поскольку заметно, что этот текст с течением времени подвергся многочисленным добавлениям. Термин «освобождение» появляется в нем не очень часто. Однако некоторые пассажи говорят о радости, которую доставляет плод «вечного счастья», обретаемый теми, кто знает Шиву (VI, 12), — это выражение, как и многие другие, свидетельствует о конкретном содержании подлинного мистического опыта. Брахман отождествляется с Шивой, чьими именами также могут быть Хара, Рудра, Бхагават. Мы не будем касаться композиционной структуры и шиваитского характера этой упанишады. Но необходимо подчеркнуть содержащийся в ней элемент практического мистицизма, благодаря чему можно лучше понять значение, которое придается приемам йоги. То, что эти приемы являются и частью традиции, личными «профессиональными секретами» каких-то «экспериментаторов»-отшельников, автор (или «составители») сам дает понять.

Другая упанишада, принадлежащая к той же группе, Мандукья, добавляет важные детали, касающиеся четырех состояний сознания и их связи с мистическим слогом ом. Исключительная краткость этой упанишады (в ней всего лишь двенадцать строф) с лихвой компенсируется ее оригинальностью. Несмотря на то что «Мандукья» вторит спекулятивным размышлениям прежних упанишад о состояниях сна и бодрствования, она впервые предлагает систему аналогий между состояниями сознания, мистическими буквами и, как тонко заметил Циммер, приводя аллюзию Шанкары, четырьмя югами. Склонность сопоставлять разные планы реальности является сущностью любой архаической и традиционной религиозности; зафиксированная уже в Ведах, она расцветает в брахманах и упанишадах. Но «Мандукья» выражает триумф еще более глубокого синтеза — интеграцию нескольких видов описания, относящихся соответственно к упанишадам, йоге, «мистицизму», космологии. Первая же строфа «Мандукьи» провозглашает тайну и величие ом: «этот звук — все это». Далее, это Все, которое есть Брахман и Атман, имеет четыре стопы (пада, «стопа»; «подобно четырем коровьим стопам», комментирует Шанкара); четыре элемента могут быть, кроме того, выделены в первослоге: звуки А, У, М и соединение их, звук ОМ. Такое четверичное деление открывает путь далеко идущим аналогиям: четыре состояния сознания соотносятся с четырьмя «стопами» Брахмана-Атмана, четырьмя элементами ОМ, а также, если учесть и комментарий Шанкары, четырьмя югами. «Состояние бодрствования, вайшванара (т. е. универсальное, присущее всем людям) — звук А. «Состояние сна, теджас (то, что освещает) — звук У. «Состояние глубокого сна, праджня (тот, кто знает) — звук М. «Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной лишь познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной — считают четвертую стопу. Это Атман, это надлежит распознать». «И четвертое состояние есть звук ОМ». В одном из мест Амритабинду-упанишады (XI, 12) уточняется, что все, испытываемое в состоянии бодрствования, сна, сна без сновидений, должно быть понято как один и тот же уникальный Атман, однако освобождение достигается только тем человеком, который преодолел эти три измерения Духа, т. е. тем, кто вступил в состояние турийа. Иначе говоря, вся совокупность опыта принадлежит Атману, но свобода обретается лишь тогда, когда превзойден эмпирический, разрозненный опыт. Четвертое состояние, турия, соответствует самадхи: это положение целостности Духа без каких-либо различий, целостности, которая на космическом уровне представляет собой законченный цикл, содержащий четыре юги, и вневременной период растворения в первозданной матрице. И турия, и самадхи выражают Дух в его недифференцированном единстве. В Индии, как известно, считалось, что такое единство может быть обретено только до или после сотворения, до или после временного процесса. Полная реинтеграция, т. е. возвращение к единству, является, с точки зрения индийской мысли, высшей целью любой сознательной жизни. Мы вскоре встретим это типичнейшее представление на всех уровнях духовности, в контекстах любых культур.

Ключевые слова этой страницы: бессмертие, свобода.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Термин Упанишад означает, что это знание или текст «скрытой доктрины», который принадлежит корпусу собрания литературы Веданты, представляющей философские концепции индуизма и считается высшей целью его священного писания, Вед.

Хронология и антологии

Гэвин Флад датирует текст Йогататтвы, наряду с другими Йога-Упанишадами, вероятно, периодом со 100 г. до н. Э. До 300 г. н. Э.

Структура

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Значение и послание в стихах с 3 по 15 санскритской версии отражают смысл и послание последних 13 стихов телугуской версии текста.

СОДЕРЖАНИЕ

Самореализация и достоинства ученика йоги

Йога и знания

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

В ранних стихах Йогататтва Упанишад утверждается одновременная важность йоги и гьяны (знания), и они объявляются взаимно дополняющими и необходимыми.

तस्माद्दोषविनाशार्थमुपायं कथयामि ते। योगहीनं कथं ज्ञानं मोक्षदं भवति ध्रुवम्॥
योगो हि ज्ञानहीनस्तु न क्षमो मोक्षकर्मणि। तस्माज्ज्ञानं च योगं च मुमुक्षुर्दृढमभ्यसेत्॥
अज्ञानादेव संसारो ज्ञानादेव विमुच्यते। ज्ञानस्वरूपमेवादौ ज्ञानं ज्ञेयैकसाधनम्॥

— Стихи Йогататтвы 14–16.

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Йогататтва утверждает, что мантра-йога является дисциплиной слухового произнесения мантр, но считается низшей формой йоги. Это практика повторения мантр или интонаций звуков алфавита в течение 12 лет. Это постепенно приносит знания и особые способности внутреннего ослабления, утверждает текст. Этот метод йоги, основанный на мантрах, утверждает Йогататтва, подходит для тех, кто обладает тупым умом и неспособен практиковать другие три типа йоги.

Лайя-йога представлена ​​как дисциплина растворения, в которой основное внимание уделяется постоянным размышлениям о «Господе без частей» во время повседневной жизни. Лайя-йога, вторая по важности, ориентирована на ассимиляцию читтой или умом, при этом человек всегда думает о бесформенном Ишваре (Боге).

Йогататтва Упанишады 28–29.

Асаны

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Йогататтва Упанишад 69–72

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Кундалини

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Йогататтва Упанишад 107

Упанишады посвящают стихи с 112 по 128 различным асанам хатха-йоги. В тексте кратко объясняются процедура и преимущества практик йоги Ширшасаны (стоя на голове в течение 24 минут), Ваджроли и Амароли. С помощью этих практик йогин достигает состояния раджа-йоги, осознает факты жизненного цикла отношений мать-сын-жена.

Ом медитация

Йогататтва Упанишад 135–136

Прием

Йогина с миром. В незапрещенном удаленном месте,
Спокойном и тихом, невозмутимом,
Йогин гарантирует защиту
всем существам, как и самому себе.

Йогататтва Упанишад 15 (санскрит)

В тексте, утверждает Уайтмен, обсуждаются различные системы йоги, включая хатха-йогу, «систему интенсивно развиваемых практик» с основной целью «здоровья и чистоты физического тела и совершенствования произвольного контроля над всеми его функциями». «Примечательной особенностью этой Упанишады является определение четырех типов йоги и их сравнение.

Источник

В какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

В Википедии указано, что

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии.
Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты.
Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние.
Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.
Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта)
Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой.
Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.
Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.
Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

В более поздней Веде-Атхарваведе (первый индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара.
Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.
Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.

Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя».
В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках.
Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение.
Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры.
По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия.
Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка.
Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.
Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации.
Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств.
Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.

«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи.
Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств.
Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены)
Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию.
Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему.
Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.

В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм.
Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя».
Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.
Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Смотреть картинку в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Картинка про в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики. Фото в какой упанишаде впервые встречается термин йога как описание практики

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий.
«Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.
Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам.
Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека.
Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Источник

Йога: определение, ступени

Автор: Киселёв Алексей
2019.08.01

Оглавление

Йога (योग)

1.1. Определение йоги из классических текстов

11.1.1. Бхагавад-Гита

БГ.2.48: योगस्थः कुरु कर्माणि सङ्गं त्यक्त्वा धनञ्जय ।
सिद्ध्यसिद्ध्योः समो भूत्वा समत्वं योग उच्यते ॥४८॥
Yogasthaḥ kuru karmāṇi saṅgaṁ tyaktvā dhanañjaya |
Siddhyasiddhyoḥ samo bhūtvā samatvaṁ yoga ucyate||48||
пер.Смирнов: В йоге устойчивый, действуя, оставив привязанность, Партха! В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.
пер.Семенцов: От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершай деянья, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой.

БГ.2.50: बुद्धियुक्तो जहातीह उभे सुकृतदुष्कृते।
तस्माद्योगाय युज्यस्व योगः कर्मसु कौशलम्॥५०॥
buddhiyukto jahātīha ubhe sukṛtaduṣkṛte |
tasmādyogāya yujyasva yogaḥ karmasu kauśalam ||50||
пер.Смирнов: Здесь покидает мудрец и грехи и заслуги; Поэтому предайся йоге, йога – в делах искушенность.
пер.Семенцов: Равновесие мысли бесстрастной злых и добрых деяний не знает; устремляйся же к йоге, Арджуна! Йога – это в деяньях искусность.

БГ 4.3: स एवायं मया तेऽद्य योगः प्रोक्तः पुरातनः।
भक्तोऽसि मे सखा चेति रहस्यं ह्येतदुत्तमम्॥३॥
Sa evāyaṁ mayā te’dya yogaḥ proktaḥ purātanaḥ|
Bhakto’si me sakhā ceti rahasyaṁ hyetaduttamam||3||
Смирнов: Именно эту древнюю йогу ныне тебе возвещаю,
Ибо ты друг мой и бхакта; в ней высочайшая тайна.
Семенцов: Эту древнюю йогу сегодня Я тебе возвестил, Арджуна.
Лишь тебе Я доверил, о бхакт Мой, величайшую эту тайну.
Мартынов: … самое тайное.

БГ 6.3: आरुरुक्षोर्मुनेर्योगं कर्म कारणमुच्यते ।
योगारूढस्य तस्यैव शमः कारणमुच्यते ॥३॥
Ārurukṣormuneryogaṁ karma kāraṇamucyate |
Yogārūḍhasya tasyaiva śamaḥ kāraṇamucyate ||3||
Семенцов: Устремляясь к вершине йоги, человек видит в действии средство;
но кто к ней совершил восхожденье, недеяньем себя очищает.
Смирнов: Для стремящегося к йоге муни действие называется средством;
А для достигшего йоги уравновешенность называется средством.
Мартынов: … спокойствие

Описание достигшего цели

11.1.2. Упанишады

11.1.3. Йога сутры

ЙСП.1.3: तदा द्रष्टुः स्वरूपेऽवस्थानम् ॥३॥
tadā draṣṭuḥ svarūpe’vasthānam||3||
Ригин: Тогда «зрящий» пребывает в своей подлинной природе.
ССС: Тогда видящий устанавливается (пребывает) в своей собственной природе.
пер. Е.Островская и В.Рудой: Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
ШШШ 2007: В конце концов, Свидетель утверждается в собственной форме.
Мартынов: Тогда Зрящий в своей сущности остается.

ЙСП.1.4: वृत्ति सारूप्यमितरत्र ॥४॥
vṛtti sārūpyamitaratra||4||
Ригин: В другое же время он приобретает природу Вритти (состояний).
ССС: Иначе — отождествление с типовыми проявлениями читты.
пер. Е.Островская и В.Рудой: В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].
ШШШ 2007: ум осознаёт свою форму только в соответствии с полученными впечатлениями.

11.2. Ступени йоги

ГС.1.10: अथ सप्तसाधनलक्षणम्।
षट्कर्मणां शोधनञ्च आसनेन भवेदृढम्।
मुद्रया स्थिरता चैव प्रत्याहारेण धीरता।।10।।
пер.Ригин: Составные элементы 7-частной садханы: Шесть действий (Шат-карма) дают очищение. Асаны дают силу. Мудры дают стойкость.
ГС.1.11: प्राणायामाल्लाघवञ्च ध्यानात्प्रत्यक्षमात्मनि।
समाधिना निर्लिप्तञ्च मुक्तिरेव न संशयः।।11।।
пер.Ригин: Пратьяхара – покой. Пранаяма даёт лёгкость. Дхиана – восприимчивость своей Сущности. Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, «нирлиптата»), которая есть освобождение (Мокша).

ХЙП.1.56: आसनं कुम्भकं चित्रं मुद्राख्यं करणं तथा।
अथ नादानुसन्धानमभ्यासानुक्रमो हठे॥५६॥
Āsanaṁ kumbhakaṁ citraṁ mudrākhyaṁ karaṇaṁ tathā|
Atha nādānusandhānamabhyāsānukramo haṭhe||56||
CCC.1.56. Асана, разнообразие кумбхак, практики, называемые мудрами, и концентрация на внутреннем звуке (нада) составляют последовательность хатха-йоги.
Ригин.1.58. Он должен очистить нади, совершая Мудры, Асаны и Кумбхаки.

97. Послесловие

Изучение источников классических текстов считаю обязательным для людей, серьёзно интересующихся ха-тха йогой.

Если найдёте какие-то не точности или захотите добавить материалы в статью, буду рад комментариям и дополнениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *