в конце 16 века в царских и боярских палатах и в монастырях
В конце 16 века в царских и боярских палатах и в монастырях
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора
и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева..
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
1)В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. — Запятые не нужны. Союз И здесь не является повторяющимся, потому что соединяет разные ряды однородных членов.
3)[ Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора],
и [к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева]. — Запятая в сложносочинённом предложении.
4)Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. — Запятые не нужны.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. — Запятые не нужны.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с лёгкостью читал с листа незнакомые произведения.
2) Чай с душистым мёдом был особенно вкусен и мы долго просидели за чисто выструганным белым столиком в саду.
3) Картины и вазы и другие детали интерьера отражали утончённость вкуса её хозяина.
4) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
5) Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
Приведем верное написание.
1) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с лёгкостью читал с листа незнакомые произведения.
2) Чай с душистым мёдом был особенно вкусен, и мы долго просидели за чисто выструганным белым столиком в саду.
3) Картины, и вазы, и другие детали интерьера отражали утончённость вкуса её хозяина.
4) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
5) Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
Правильный ответ указан под номером 5 и 2
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вера вынула из вазочки две маленькие розы и вдела их в петлицу отцовского пальто.
2) Осадчий славился не только в полку но и во всей дивизии своим необыкновенно красивым голосом.
3) В этот момент сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы и приподняла его на пол-аршина от земли.
4)Саша не решился вступиться за товарища и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.
5) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
Приведём верное написание:
1) Вера вынула из вазочки две маленькие розы и вдела их в петлицу отцовского пальто.
2) Осадчий славился не только в полку, но и во всей дивизии своим необыкновенно красивым голосом.
3) В этот момент сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы и приподняла его на пол-аршина от земли.
4)Саша не решился вступиться за товарища, и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.
5) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
Одна запятая необходима:
во 2-м, так есть союз НЕ ТОЛЬКО, НО И.
в 4-м, так как это ССП.
Правильный ответ указан под номером 2 и 4
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Я закажу мороженое или горячий шоколад или клубничное пирожное.
2) После Тургенева Достоевского Толстого Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского рассказы Чехова показались многим критикам выражением общественного равнодушия.
3) Эта конференция собрала вместе представителей как федерального так и регионального уровней власти.
4) Я получаю и доставляю адресату письма и посылки.
5) В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
1. Я закажу мороженое, или горячий шоколад, или клубничное пирожное.
2. После Тургенева, Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского рассказы Чехова показались многим критикам выражением общественного равнодушия.
3. Эта конференция собрала вместе представителей как федерального, так и регионального уровней власти.
4. Я получаю и доставляю адресату письма и посылки.
5. В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги. (Хоть и есть общий второстепенный член, но союз И повторяющийся, поэтому запятая нужна).
Правильный ответ указан под номером 3 и 5.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Помещичья свадьба в XVIII – начале XIX веков отличалась от дворянской не только богатством но и заметной «европеизацией».
2) Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
3) Роман «Мастер и Маргарита» бросает вызов рационализму и мещанству пошлости и подлости.
4) Как хороши были на старом пруду эти лилии и полевые ромашки и придорожные васильки!
5) У самого подножия горы зеленел мелкий кустарник и пестрели разноцветные стайки цветов.
Расставим знаки препинания. Подчеркнём поставленные запятые.
2) Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
5) У самого подножия горы зеленел мелкий кустарник и пестрели разноцветные стайки цветов.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.
2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.
3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.
4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.
5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.
Расставим знаки препинания.
1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен, однако последние слова поразили его, задели за живое. — Первая запятая отделяет две основы в составе сложносочинённого предложения: «человек был равнодушен и спокоен», однако «слова поразили, задели»; вторая запятая ставится между однородными сказуемыми: поразили, задели.
2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте, так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе. — Запятая между однородными, связанными союзом КАК. ТАК И.
3) Этот генерал обладает не только военным талантом, но и хорошими организаторскими способностями, пользуется авторитетом в армии. — Запятые между однородными дополнениями и сказуемыми.
4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным, осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями. — Запятая между однородными сказуемыми.
5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно. — Запятые не нужны, потому что предложение простое, неосложнённое, союз И не является повторяющимся, так как относится к разным членам предложения.
В конце 16 века в царских и боярских палатах и в монастырях
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора
и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева..
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
Пояснение (см. также Правило ниже).
1)В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. — Запятые не нужны. Союз И здесь не является повторяющимся, потому что соединяет разные ряды однородных членов.
3)[ Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора],
и [к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева]. — Запятая в сложносочинённом предложении.
4)Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. — Запятые не нужны.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. — Запятые не нужны.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
В конце 16 века в царских и боярских палатах и в монастырях
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора
и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева..
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
1)В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. — Запятые не нужны. Союз И здесь не является повторяющимся, потому что соединяет разные ряды однородных членов.
3)[ Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора],
и [к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева]. — Запятая в сложносочинённом предложении.
4)Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. — Запятые не нужны.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. — Запятые не нужны.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве как художественного так и музыкального критика.
5)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
Приведём верное написание.
1)Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха, воды и почвы.
2)Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3)Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом, и обстановка в нём, и одежда персонажей.
4)С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве как художественного, так и музыкального критика.
5) Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
Одна запятая необходима:
в первом предложении: ставится между однородными членами предложения при отсутствии союза;
в 4-м предложении при двойном союзе.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Туч на небе не было и солнце не выглядывало.
2) Видеть её можно было ежедневно то с бидоном то с сумкой то с сумкой и бидоном вместе.
3) Жёлтые листья и утренние туманы напоминали об ушедшем лете.
4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом.
5) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал.
1) Туч на небе не было, и солнце не выглядывало.(ССП)
2) Видеть её можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, то с сумкой и бидоном вместе.
3) Жёлтые листья и утренние туманы напоминали об ушедшем лете.
4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом.
5) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина, и тот замолчал.(ССП)
Правильный ответ указан под номером 1 и 5.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова.
3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.
5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.
Приведем верное написание.
1)Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
2)И Петра Первого, и царевну Софью, и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова. (ДВЕ запятых!)
3)В Древней Греции не было ни секундомера, ни рулетки, ни точных весов.
5)На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков, и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.
Правильный ответ указан под номером 1 и 5
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходство так и различие.
3) Жизнь во всех её проявлениях очень интересовала И. Репина и ему претило равнодушие западных художников к общественным проблемам.
4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества
Приведем верное написание.
1) Ни скверная английская погода, ни ледяная стужа спальни, ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходство, так и различие.
3) Жизнь во всех её проявлениях очень интересовала И. Репина, и ему претило равнодушие западных художников к общественным проблемам.
4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества
Правильный ответ указан под номером 2 И 3
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.
2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.
3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.
4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.
5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.
Расставим знаки препинания.
1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен, однако последние слова поразили его, задели за живое. — Первая запятая отделяет две основы в составе сложносочинённого предложения: «человек был равнодушен и спокоен», однако «слова поразили, задели»; вторая запятая ставится между однородными сказуемыми: поразили, задели.
2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте, так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе. — Запятая между однородными, связанными союзом КАК. ТАК И.
3) Этот генерал обладает не только военным талантом, но и хорошими организаторскими способностями, пользуется авторитетом в армии. — Запятые между однородными дополнениями и сказуемыми.
4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным, осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями. — Запятая между однородными сказуемыми.
5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно. — Запятые не нужны, потому что предложение простое, неосложнённое, союз И не является повторяющимся, так как относится к разным членам предложения.