в мировой практике впервые институт мировых судей возник в какой стране
История института мировых судей в зарубежных странах
Возникновение государства сделало правосудие привилегией государства. В странах «азиатского типа производства», например, в Древнем Египте, от имени фараона и осуществлялось правосудие.
Развитие суда также относится и к периоду официального закрепления норм писаного права. Об этом свидетельствуют Законы XII таблиц.
Процесс Сократа 399г. до н.э. проходил в присутствии ареопага и суда гелиастов, что уже более становится похожим на правосудие.
Республиканский период поделил судебную власть между магистрами и народным собранием, которое заседало в составе центуриатной комиции. И тут дела, возбуждаемые преторами, народными трибунами и квесторами рассматривались публично.
Местное судоустройство в зарубежных странах различно. Считается, что мировое рассмотрение конфликтов впервые появилось в Великобритании.
Несмотря на значительное влияние римского права, в ходе нормандского завоевания, привнесшее опыт правового регулирования королевства франков, в Англии, тем не менее, сложился собственный уникальный опыт судебной деятельности. Это предопределило принципиально иное социальное назначение суда в государстве, иные взаимоотношения суда с государственными органами и населением.
Первоначально все участники собраний выступали в качестве судей, но постепенно из участников собрания стали формироваться комиссии, куда включались 12 наиболее авторитетных участников собраний. Как правило, это были сотенные старшины или старейшины (тэны).
Эта форма судебной деятельности стала разрушаться после нормандского завоевания (1066 год). Как отмечал Р. Давид, «после завоевания суды графств и суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией нового типа (суды баронов, мэнорские суды и т. п.), которые судили также на основе обычного права, сугубо локального характера. В сфере действия церковной юстиции, созданной после завоевания, применялось каноническое право, общее для всего христианства». После нормандского завоевания, наряду с местными феодальными судами, возникают и начинают активно развиваться королевские суды. Короли Англии рассматривали судебную деятельность как одну из своих прерогатив и последовательно расширяли компетенцию королевских судов, пока феодальные суды не были окончательно вытеснены к концу XIII в. Р. Давид писал, что роль королевских судов была исключительной, и они не имели универсальной компетенции. «Они должны были считаться с сеньорами, которые хотели быть хозяевами у себя дома и вовсе не выражали готовности подчиняться судебным вердиктам. Вмешательство королевской власти в дела сеньоров и их подданных казалось сеньорам невозможным и противоречащим естественному порядку вещей». И только в конце средних веков королевские суды, по его мнению, стали единственным органом правосудия. Вместе с тем, факты, приводимые М. А. Чельцовым-Бебутовым, оценки, данные Р. Уолкером и другими исследователями, свидетельствуют о том, что одной из особенностей английского опыта судебной деятельности являлась все же королевская судебная прерогатива. Именно последняя не позволила феодальным судам Англии получить ту полноту власти, которую имели подобные «суды в королевствах Континентальной Европы в период расцвета феодальных отношений». Система королевских судов начала формироваться одновременно с формированием государства. Еще до нормандского завоевания при короле действовал королевский Совет, который среди прочих функций, выполнял и роль высшего судебного органа. Он рассматривал жалобы на решения судов графств, а также решал дела приближенных короля. После нормандского завоевания королевская судебная прерогатива получила реализацию одновременно в нескольких направлениях.
Все судебные полномочия феодалов вплоть до XIV в. были результатом пожалований короля. Особенностью феодальных отношений в Англии было то, что земля считалась собственностью короля, а право пользования и владения ею жаловались им феодалам. Таким образом, все они являлись вассалами короля. Эти пожалования различались по объему прав феодала и, в том числе, по объему судебного иммунитета. Одни феодалы имели право разрешать только споры о земле, тогда как иные тяжбы и обвинения решались королевскими чиновниками или соответствующими собраниями.
Другим феодалам разрешалось, наряду с земельными спорами, расследовать и разрешать дела о мелких проступках. И только некоторым давались неопределенно широкие полномочия в сфере судебной деятельности.
Но даже в этот период суды феодалов не могли рассматривать обвинения в тяжких преступлениях, за которые могла быть применена смертная казнь, и которые влекли конфискацию земли и всего имущества в пользу Короны. Эти дела рассматривались в суде графства под председательством шерифа. Феодалы упорно боролись за сохранение и расширение своих судебных полномочий. Как отмечает Р. Уолкер, эти полномочия «являлись важным источником доходов для землевладельцев и баронов, постоянно сопротивлявшихся попыткам урезать их юрисдикцию». Однако, несмотря на это сопротивление, в течение трех столетий постепенно, но неуклонно складывалось господство королевских судов над местными судами. Давая феодалам судебные полномочия, короли Англии одновременно с этим развивали систему королевских судов. Первоначально королевская судебная власть осуществлялась на местах шерифом. До нормандского завоевания шериф осуществлял как гражданскую юрисдикцию в графстве или суде графства, так и уголовную. Как отмечено выше, дела о тяжких преступлениях были в исключительной компетенции королевских судов. Король, кроме того, мог поручать шерифу рассмотрение отдельных дел, не связанных со спором о земле. Деятельность шерифа, особенно после нормандского завоевания, вызывала недовольство крупных землевладельцев, боровшихся за расширение своих судебных полномочий. В свою очередь, шерифы нередко давали повод к многочисленным петициям и жалобам. Р. Гнейст характеризует их как корыстолюбивых и своевольных чиновников, которые, пользуясь противоречиями между нормами англосаксонских и нормандских обычаев, нередко злоупотребляли своей властью и проявляли личные пристрастия.
Только в 1215 г. Великая Хартия Вольностей в ст. 24 установила, что «ни шериф, ни констебль, ни коронер, ни другие чиновники наши не должны разбирать дел, подсудных нашей короне». К середине XIII вв. компетенции шерифа из всех имевшихся ранее полномочий осталось только право рассматривать мелкие тяжбы с суммой иска не более 40 шиллингов.
Несовершенство суда шерифа, очевидно, стало одной из причин введения должности разъездных судей. Они появляются уже во второй половине XI в. Как отмечает М. А. Чельцов-Бебутов, «в эту эпоху функции администрации и правосудия не различались», поэтому первоначально разъездные судьи выполняли в большей мере ревизионные функции. Деятельность разъездных судей имела очень важное значение как для укрепления и развития королевской судебной прерогативы, так и для формирования общего права. Разъездные судьи являлись судьями королевской курии. Приезжая на места, они выполняли поручение короля и действовали от его имени. Для соблюдения принципа суда равных в случае необходимости король мог присвоить разъездному судье рыцарское звание, чтобы он мог рассматривать тяжбы не только простолюдинов, но и лиц рыцарского сословия. Первоначально, в компетенции разъездных судей преобладали ревизионные полномочия: они проверяли деятельность местных органов власти, в том числе и шерифов; осуществляли ревизию финансовых полномочий, в том числе связанных со взиманием доходов, штрафов, конфискаций в пользу короля. Позже разъездные судьи стали проводить расследования по земельным спорам и рассматривать такие споры с привлечением местных жителей. В XIII- XIV вв. в их компетенцию уже входило выполнение любых поручений короля в области управления, связанных со взиманием доходов в пользу короля; рассмотрение всех местных дел, в которых была заинтересована корона, например дел о ростовщичестве, о выморочном имуществе и т. п. Они могли разрешать земельные споры. Им принадлежало право «очищения тюрем»: приезжая на места, судьи проверяли тюрьмы и решали вопрос об освобождении преступников, находившихся под арестом до суда, под поручительство. Таким образом, королевская судебная власть возникала и развивалась параллельно с местными судами, постепенно вытесняя их.
Для рассмотрения текущих споров, исков, незначительных преступлений наряду с манориальными (мэнорскими) судами и судами ассизов создавались местные суды. К XIV в. судебные полномочия были предоставлены «хранителям мира». Эта должность была также введена королем еще в XII в. На нее назначались высшие аристократы. В их обязанности первоначально входило расследование некоторых преступлений и помощь шерифу. Но с XIV в. хранители мира получили право не только расследовать, но и осуществлять суд над преступником. С 1344 г. эта должность была преобразована в должность мировых судей, основной функцией которых стало судебное разбирательство и осуждение всех нарушителей мира. Однако король не упускал своих судебных прерогатив. На должность мирового судьи аристократы назначались королем и выполняли ее до тех пор, «пока пользовались его расположением». К концу XIV в. сложилась практика сессионной работы мировых судей: они проводили четыре сессии в год, от чего получили название четвертных судов. Компетенция мировых судей постоянно расширялась: они рассматривали уголовные дела, в том числе даже дела о фелониях; позже им стали подсудны многочисленные дела, связанные с трудовым законодательством. С середины XV в. они получили Право рассматривать апелляции на приговоры сотенного суда под председательством шерифа.
Первоначально мировые суды заседали в коллегиальном составе: два мировых судьи и присяжные заседатели. В связи с тем, что судьями являлись жители графства, не имевшие юридического образования, в состав мировых судов позже стали включать еще двух юристов из числа жителей графства. В конце XV в. мировым судам было разрешено разбирать уголовные дела не только на четвертных сессиях, но и между ними, что привело к возникновению суммарной юрисдикции, когда дело рассматривалось без присяжных. С середины XVI в. на мировых судей была возложена обязанность проводить предварительное рассмотрение дел о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, то есть проводить своеобразную процедуру предания суду по делам, подлежащим рассмотрению судом присяжных.
До настоящего времени сохраняется этот вид судебных органов, называемых теперь магистратскими.
Таким образом, благодаря неуклонно проводимой королевской прерогативе на судебную деятельность, в Англии на протяжении всей ее истории формировалась и развивалась система судебных органов, независимых от местных органов власти и местной знати. Эти судебные органы создавались королями Англии наряду с существовавшими феодальными судами. Между королевскими и феодальными судами существовало определенное противостояние и борьба за усиление своего значения, проходившая с переменным успехом. Усиление королевской власти приводило к усилению роли королевских судов, ослабление королевской власти влекло усиление судебных полномочий баронов.
Аналогичные процессы сопровождали государственное строительство и в феодальных государствах Континентальной Европы. Однако в государствах Континентальной Европы короли, добиваясь усиления своей власти и ее централизации, в качестве одного из средств борьбы с самовластием феодалов, использовали законодательную прерогативу. В законах определялись социальные нормы поведения, определялся круг правонарушений и меры ответственности за них. Судьи должны были изучать эти законы и руководствоваться ими. Таким образом, судебная деятельность в этих государствах становилась подзаконной, а у суда формировались задачи обеспечить исполнение законов и бороться с их нарушениями, то есть, по существу, помогать исполнительной власти, содействовать ей.
В Англии одним из средств обеспечения централизации королевской власти явилась судебная прерогатива короля. Становление и развитие королевских судов, подчинение судей непосредственно королю, экстерриториальность разъездных судей позволили судам, действовавшим от имени, а иногда по прямому поручению короля, сохранить независимость от местных феодалов и органов власти на местах. Одновременно это не позволило феодальным судам получить, как в континентальных государствах, необходимую и беспредельную полноту власти даже над местным населением. Судебная власть оказалась дистанцированной от исполнительной власти и сферой ее деятельности стала не борьба с нарушением законов, а разрешение конфликтов.
Позже, когда судебная власть королевских судей не только сформировалась и окрепла, но и получила собственный источник в форме общего права, она дистанцировала себя и от короля.
Мировые судьи из лиц, работающих в общественном производстве или на национализированных предприятиях, обычно получают дополнительно 48 оплачиваемых дней для выполнения судейских обязанностей. Многие крупные частные фирмы следуют данному положению. Закон о защите занятости 1978 г. установил, что работодатель должен предоставить лицам, занятым в качестве мировых судей, необходимое время для выполнения ими своих обязанностей.
Очевидно, что краткий курс подготовки не позволяет познать все тонкости судопроизводства. Но в отношении магистратов такая задача и не ставится. Для оказания постоянной правовой помощи магистратам введена должность клерка. Клерк, назначаемый комитетом магистратского суда с утверждения лорда-канцлера, не только оказывает правовую помощь магистрату, но и вправе исполнять обязанности судьи.
Предполагается, что клерк является профессиональным юристом и должен иметь не менее 5-летнего стажа работы в качестве барристера или солиситора, либо длительное время проработать помощником клерка. Однако исследования показывают, что только 25 % помощников клерков имели необходимый стаж работы в качестве барристера или солиситора, и, следовательно, непрофессионалам правовую помощь оказывают лица, чей профессиональный уровень также невысок.
Мировые судьи оставляют должность по достижению 75-летнего возраста.
Районные суды учреждены в 1975 г. Законом о районных судах и действуют на территории, именуемой районом юрисдикции нового районного суда (всего создано 56 районов). Судьями этих судов являются оплачиваемые магистраты, назначаемые местными органами, и (или) мировые непрофессиональные судьи, которые назначаются Государственным секретарем по представлению местных органов. Полномочия районного суда постепенно расширяются. Максимальный штраф, к которому районный суд может приговорить осужденного, увеличен с 50 ф. ст. до 2000 ф. ст. по Закону 1980 г. об уголовном правосудии. Максимальный срок лишения свободы, к которому могут приговорить районные суды,- 60 дней.
Районный суд слушает дела в коллегиальном составе, если разбирательство осуществляется мировыми судьями-непрофессионалами. Оплачиваемый магистрат слушает дела единолично. Назначение оплачиваемых магистратов, сроки их пребывания в должности, а также оплата труда остаются полностью в ведении местных органов власти. Оплачиваемые магистраты могут быть назначены только из числа профессиональных юристов, которые не менее 5 лет практиковали в качестве адвокатов или солиситоров. Местная инициатива, однако, ограничивается тем, что всякое назначение оплачиваемого магистрата должно быть одобрено Государственным секретарем, так же как и размер оплаты его труда. В некоторых случаях государственный секретарь может дать распоряжение местному органу власти назначить какое-либо лицо, отвечающее указанным требованиям, на должность оплачиваемого магистрата.
Мировые судьи-непрофессионалы назначаются от имени Короны. К ним не предъявляется требование иметь юридическое образование. Многие мировые судьи получают это назначение «по должности», из числа служащих местных органов власти. Они, однако, не допускаются к рассмотрению дел, где одной из сторон является местный орган власти, его комитет или должностное лицо. Равным образом солиситоры, являющиеся мировыми судьями, не могут в качестве таковых вести дела в пределах своей территории.
Во Франции также действуют мировые судьи, которых называют консилиаторами (или примирителями). Они входят в общую судебную систему.
До революции 1789 г. Франция имела суды, но не имела правосудия, по крайней мере, низшие слои общества не были гарантированы от несправедливости и произвола, которые учиняли над ними королевские бальи, сеньориальные суды, городские парламенты, частные советы (conseils de parties). Как отметил один из видных писателей того времени Луазо, «при феодализме не существовало ни прав, ни правосудия, ибо сила стояла выше разума и правды». Джон Локк и Шарль Монтескье, выступая резкими противниками суда инквизиции, представили новую концепцию правосудия как властной функции особого рода.
Концепция Шарля Монтескье о самостоятельной и независимой судебной власти была подтверждена во многих декларациях буржуазных политических деятелей. На сегодняшний день, в мире практически не существует конституции, где бы судебная власть не характеризовалась в специально отведенной ей главе или разделе.
Но качественными основными характеристиками правосудия еще Ш. Монтескье были выделены: народное начало, независимость от политики и профессионализм. Не сразу это было законодательно закреплено, а очень медленно и постепенно.
Говоря о судебном корпусе, Ш. Монтескье писал: «Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равным ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, способных притеснять его». Более близким по своей сути Ш. Монтескье было правосудие, осуществляемое народом. Монтескье писал: «Но народ не юрист. Все судейские оговорки и средства к примирению сторон для него не годятся. Ему надо предъявить только один предмет, один факт и требовать от него лишь того, чтобы он решил, следует ли ему обвинить, оправдать или отложить приговор». И далее: «Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости. Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют перед глазами постоянно судей и страшатся уже не судьи, а суда». Ш. Монтескье пытался отделить судей от политики и доказывал право сохранения за судом быть консервативной, уравнивающей силой, способной восстанавливать нарушенное право или попранную справедливость устами самого народа.
Наиболее важной новеллой в отношении ускорения судопроизводства во Франции следует считать декрет № 78-381 от 20 марта 1978 г. об учреждении согласительных комиссий с правом осуществлять полюбовное разрешение гражданских споров при посредничестве граждан, добровольно изъявляющих свое согласие участвовать в рассмотрении некоторых категорий дел, когда они касаются прав и интересов частных лиц, пользование которыми зависит от свободного усмотрения сторон. Такие комиссии созданы во Франции на кантональном и межкантональном уровне и включают в свой состав наиболее авторитетных, компетентных и юридически грамотных граждан.
Ныне возникают такие институты, как посредники в области третейского примирения конфликтов в рамках предприятий, достижения обоюдного согласия между врачом и пациентом и т. д.
Однако по многим гражданским делам такие процедуры исключаются законодателем специально по мотивам возможного нарушения прав граждан на защиту. Ограничения распространяются на иски в отношении нечестной конкуренции, торговли продуктами или промышленными товарами.
Судья по гражданским делам ныне призывается не только к тому, чтобы изрекать право и разрешать спор между частными лицами. Более чем когда-либо, он вынуждается к тому, чтобы, учитывая конкретные реалии, подходить к делу и с позиций целесообразности, и с позиций социальной справедливости и, таким образом, индивидуализировано оценивать и применять тексты нормативных положений, их воздействие на те или иные социальные группы. Нельзя не согласиться с этим суждением авторитетных французских ученых Ж. Венсена и С. Гэншара.
Различные судьи (по делам несовершеннолетних, по делам опеки) играют важную роль в налаживании социального взаимодействия, так же как и арбитры, действующие в рамках предприятий и коллективов.
Большое место в компетенции трибунала малой инстанции занимает рассмотрение дел по спорам относительно родительских прав, об управлении имуществом и опеке над несовершеннолетними, об охране прав лиц, временно ограниченных в дееспособности, и о надзоре за выплатой пособий по социальному обеспечению. На этот же трибунал возложено рассмотрение дел об опеке над детьми, отцы которых погибли на войне. Трибуналы малой инстанции осуществляют некоторые судебные примирительные полномочия; судья лично участвует в примирении сторон. Слушание дела при этом всегда закрытое.
§ 1. ПОНЯТИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИРОВОГО СУДА
В XVIII—XIX столетиях институт мировых судей был усвоен на континенте. Самой ранней попыткой такого рода был проект Дюпора, внесенный 26.09.1790 г. во французское Учредительное собрание от имени комиссии законодательства и уголовной юстиции и ставший революционным декретом 16.09.1791 г. Он представлял собой опыт акклиматизации во Франции английских судебных институтов, ибо вводил обвинительное жюри, суд присяжных, состязательность и устность судебного разбора дел, а также мировых судей.
В России институт мировых судей впервые был введен в ходе судебной реформы 1864 г. Мировые судьи избирались населением сроком на 3 года. Однако этот институт в Российской империи не сумел пустить глубокие корни: в 1889 г. он был сильно сокращен и оставался лишь в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах. После Октябрьской революции Декретом № 1 «О суде» 1917 г. мировые судьи вместе с другими судебными должностями прежнего режима были упразднены полностью. Институт мировых судей был воссоздан Федеральным законом от 17.12.98 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». Возрождение института мировых судей направлено на приближение суда к населению, обеспечение права граждан на свободный доступ к правосудию, упрощение и ускорение процедуры судебного рассмотрения и разрешения дел. Мировые судьи назначаются либо избираются на должность сроком до 5 лет законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В уголовном процессе компетенция мировых судей распространяется на производство по делам частного обвинения, а также рассмотрение и разрешение определенной части дел, по которым предварительное расследование имело форму дознания.
История мировой юстиции
Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована 1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.
Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.
Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.
Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.
Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.
Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.
Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.
Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.
Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.
Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.
Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».
В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:
1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
3. иски о личных обидах и оскорблениях;
4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.
Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.
Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.
Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.
Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.
И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.
17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.
20 июня 2000 г. принят закон «О мировых судьях Удмуртской Республики». Ровно год спустя 20 июня 2001 года назначены первые мировые судьи в Удмуртской Республике.
Мировые судьи Удмуртской Республики являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
На сегодняшний день в республике вершит правосудие 81 мировой судья.
Порядок назначения на должность судьи и те требования, которые предъявляются к судьям, прописаны в Законе «О статусе судей в Российской Федерации».
Мировые судьи назначаются на должность Государственным Советом Удмуртской Республики по представлению Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей.
Назначение на должность мирового судьи соответствующего судебного участка производится постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики.
Мировой судья, впервые назначенный на должность судьи, приносит в торжественной обстановке на собрании судей перед Государственным флагом Российской Федерации и Государственным флагом Удмуртской Республики присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть».
Мировой судья назначается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру на данную должность.
При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается сроком на пять лет.
Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей осуществляет Управление по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики.
Мировые судьи рассматривают гражданские дела при цене иска до 50 тысяч рублей, о расторжении брака, при отсутствии спора о месте проживания детей, признании права собственности, о привлечении к административной ответственности по различным сферам правонарушений, а также уголовные дела небольшой тяжести, связанные с лишением свободы до 3 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», каждый судебный участок имеет официальную страницу в сети Интернет, где находится информация о мировом судье, о режиме работы суда, о подсудности дел, об опубликованных делах и иная справочная информация.
Судебными участками активно используется новшество, введенное с 2013 года – система СМС-извещений участников судопроизводства, которая намного облегчила работу сотрудников аппаратов мировых судей, решила проблему надлежащего уведомления участников судебных процессов, их своевременной явки в суд, а также значительно уменьшила затраты на судебные повестки.
Поступление в мировые суды дел остается стабильно высоким, поэтому можно уверенно говорить о высокой значимости мировой юстиции в системе правосудия, об эффективной и достойной работе мировых судей, о защите прав и свобод человека и гражданина.