в настоящее время процесс обучения входят мультимедийные учебники которые
Использование электронных учебников в учебном процессе
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Изменят ли электронные учебники методику и стиль работы педагога?
Несомненно. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.
Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.
Электронный учебник часто рассматривается прежде всего как источник информации. Можно ли его использовать дома или на уроке для выполнения письменных заданий и каким образом?
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.
Индивидуальная траектория обучения предполагает не столько вариацию инструментов, сколько индивидуальный темп, последовательность и объем изучаемых материалов. Как это может быть реализовано с использованием электронных учебников?
Индивидуальная образовательная траектория отражает идею индивидуализации — учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей учащихся.
Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.
Требования к системе “электронного учебника
В основу положим следующие принципы для среды электронных учебников.
Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.
Требования к системе проектирования “электронного учебника
Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:
— информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;
— при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;
— рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;
— на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.
Классификация средств создания электронных учебников
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:
— традиционные алгоритмические языки;
— инструментальные средства общего назначения;
— гипертекстовые и гипермедиа средства;
Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении школы.
Структурная организация электронного учебника
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «электронный учебник», какие функции «вменяются ему в обязанность». Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.).
Режимы работы электронного учебника
Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у школьника интуиции и образного мышления.
Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. При выборе первого варианта учащемуся по мере освоения материала высылается следующий модуль, и, таким образом, по завершении курса учащийся имеет целостный электронный учебник по данному предмету.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.
Доклад «Применение мультимедийных средств в системе обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Применение мультимедийных средств в системе обучения»
3.Целесообразность применения мультимедиа в коррекционном
4. Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении учащихся в специальных образовательных учреждениях……………………10
Продвижение детей по пути нормального развития – основная цель специального обучения. Современные средства обучения, основанные на преимуществах мультимедийных технологий, могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.
2. Основы мультимедиа
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Действительно, в аппаратном обеспечении особым образом выделяются средства, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов, являющихся относительно новыми с точки зрения развития компьютерной техники. За последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений.
Специфику средств мультимедиа невозможно понять без знания видов (типов) информации и способов ее представления. Остановимся лишь на основных аспектах классификации информации, значимых для изучения мультимедиа-технологий.
В специальном образовании в наше время приоритет отдается информационным специальным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и индивидуальные особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной педагогики. Работа с мультимедийными средствами обучения – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности, отвечающей его возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения.
Всю информацию по видам восприятия можно разделить на три основные группы:
1. Информация, которая воспринимается зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы.
2. Информация, которая воспринимается слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь.
3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.
Обычные компьютерные программы, не предназначенные для детей с трудностями в развитии, могут применяться в специальной школе только при условии наличия специальных методик их использования в учебном процессе с учетом общих и индивидуальных образовательных потребностей учеников.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Так же, в специальном образовании используют такой подход к обучению, когда зрительные методы сочетаются со словесными. Слайды презентации несут большую образную и смысловую нагрузку, при этом задействуется, более развитое у детей с речевыми нарушениями, правое полушарие. Материалы из презентации можно использовать для: развития речевого дыхания; гимнастики для глаз; дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; развития фонематического восприятия, развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза; развития навыков словообразования и словоизменения; усвоения лексических тем; развития связной речи и познавательных способностей и т. д. У учащихся появляется возможность выполнять задания более внимательно и в полном объеме, благодаря последовательному появлению изображений на экране. Использование анимации и неожиданных моментов делает коррекционный процесс более интересным и эффективным. С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика
Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых студентам. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых студенты, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения. Очевидно, что и сами видеоматериалы, используемые в образовании, качественно изменились, в том числе, и благодаря использованию соответствующих средств мультимедиа.
Все эти информационные процессы и технологии полностью распространяются и на понятие мультимедиа.
2.2. Понятие мультимедиа
— технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
— информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
— компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
— компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
— особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала. Чаще всего подобным средством обучения выступает мультимедийная (слайдовая) презентация, которая используется при организации и проведении лекционного занятия.
Дидактические материалы для слайдовой лекции готовятся в соответствии с общими дидактическими принципами отбора содержания учебного материала — целенаправленность, научность, доступность, систематичность и последовательность изложения. Кроме того, необходимо учитывать требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе, эргономические требования. А с другой стороны, желательно максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства современных информационно-коммуникационных технологий.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека.
Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.
Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации в образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в обучении детей с ОВЗ существенно возрастает роль иллюстраций. Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.
— введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),
— приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.
В настоящее время разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
3. Целесообразность применения мультимедиа.
В коррекционном образовании целесообразность применения мультимедиа, можно проиллюстрировать многими примерами.
Пример 2. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать учащимся ряд опытов по изучаемым предметам, выполнение которых невозможно в стационарных условиях.
Пример 3. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать детям изучаемые в курсе истории, географии экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными детьми, в зависимости от сохранных компенсаторных возможностей.
— стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
— повышению мотивации учащихся к учению;
— развитию навыков совместной работы и коллективного познания у детей с ОВЗ;
— развитию у детей более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
4. Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении учащихся в специальных образовательных учреждениях.
В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда преподавателей, а также на эффективность обучения детей с ОВЗ. В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.
Учителя специальных школ должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы начального образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей-предметников, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний учащихся. Использование мультимедийного оборудования позволяет педагогам выстраивать учебный процесс с учетом их физиологических и умственных способностей, выполняя требования по охранительному режиму в коррекционной школе. Учитель-предметник подбирает материал, позволяющий донести изучаемые темы до каждого учащегося, тем самым повышая уровень образования в специальной школе.
Рассмотрим дидактические требования, предъявляемые к мультимедийным дидактическим средствам.
1. Требование научности обучения с использованием мультимедийных дидактических средств означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала. Процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедийных дидактических средств должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, метод системного анализа.
2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством мультимедийных дидактических средств, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Не допустимы чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которых овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийсясталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает.
4.Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение детей. Требование обеспечения наглядности в случае мультимедийных дидактических средств реализуется на принципиально новом, более высоком уровне.
5.Требование сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедийными дидактическими средствами самостоятельных действий учащихся с ОВЗ по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучаемого является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность.
6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедийных дидактических средств означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Важно, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни
Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в коррекционной школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности ребенка. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы начального общего образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что любой педагог должен познакомиться с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей специальной школы.
Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей необходимо придать активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. То есть после просмотра презентации может проводиться описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов, составление вопросов к отдельным материалам слайда, ответы на вопросы, поставленные перед учениками, выполнение зарисовок, заполнение таблиц.
Применение мультимедиа технологий обучения является одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ, так как значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации.
2. Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4(40). – С.36-46.
4. «Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью»
Сборник «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения». – Пенза, 2009. – 450с.