в обучении произношению детей с нарушениями слуха применяется следующий метод
В обучении произношению детей с нарушениями слуха применяется следующий метод
Помимо названных форм обучения произношению работа и контроль над произношением осуществляются на фронтальных занятиях по другим разделам работы, в свободной деятельности детей, в играх, в семье. Воспитатели, музыкальный работник, психолог должны быть информированы о состоянии произношения каждого ребенка группы, о требованиях, которые могут быть предъявлены к устной речи ребенка в быту и разных видах деятельности. С родителями надо проводить систематические консультации по поводу состояния устной речи детей, способам контроля за ней дома.
Содержание и методы обучения произношению В основу обучения произношению детей дошкольного возраста положен принцип естественного овладения речью, особенно на первоначальном этапе. Этот принцип может быть реализован при условии формирования и развития навыков слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи.
В обучении произношению детей с нарушениями слуха применяется аналитико-синтетический метод, при котором работа проводится на осмысленном речевом материале. В соответствии с аналитико-синтетическим методом обучения произношению первоначально детям предлагаются для слухо-зрительного восприятия целостные единицы — слова, словосочетания, фразы. Уточняется их значение, а затем в целях отработки отдельных компонентов, например звуков, выделяется необходимый звук из слова, проводится работа по его коррекции. Он включается в слово или фразу, которая используется в устной речи ребенка. Аналитико-синтетический метод широко использовала в работе над произношением глухих дошкольников Н. A. Pay (1947).
В работе над произношением выделяется два этапа с учетом закономерностей овладения произношением глухими и слабослышащими дошкольниками и используемых методов работы.
Первый этап — с начала обучения до четырех—четырех с половиной лет. Его особенностью является то, что в качестве метода формирования произношения используется подражание речи взрослого, воспринимаемой слухо-зрительно и на слух, т. е. на бисенсор-ной основе. Основные задачи данного периода — формирование потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной речи в общении, несмотря на ее несовершенство.
В обучении произношению детей с нарушениями слуха применяется следующий метод
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления.
Статья:
У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления, т.е. связи между признаками, предметами, действиями и их словесным обозначением.
Ребенок с нарушениями слуха – это большая ответственность для его родителей. После понимания того, что у малыша ограниченные возможности в восприятии окружающего мира, приходит осознание, что для его комплексного развития придется приложить достаточно много сил.
В этом нет ничего не возможного, поэтому что существуют специальные методики обучения глухих детей, которые помогут адаптировать ребенка к окружающему его миру и дадут ему возможность найти свое место в обществе.
Основные причины нарушения слуха
Согласно сведениями ВОЗ, основные причины потери слуха делятся на врожденные и приобретенные.
Врожденная потеря слуха может носить наследственный, либо ненаследственный характер. Кроме того, она может вызвана различными патологическими процессами во время периода беременности и родовой деятельности:
Все эти факторы могут привести к нарушениям слуха в любой период жизни человека:
Среди детей достаточно распространенной причиной потери слуховой функции является хронический средний отит.
Выявление детей с нарушениями слуха
Глухота может наступить в любом возрасте. Если этот недуг носит врожденный характер, то для овладения речевыми навыками ребенку необходима профессиональная помощь.
Если глухота наступила позже, когда малыш уже освоил речь, то есть большая вероятность того, что со временем он разучится разговаривать.
Ранняя диагностика и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами, чтобы минимизировать воздействие потери слуха на комплексное развитие ребенка и его успеваемость в школе. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха, раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.
Желательно проводить ее в первый год жизни ребенка, поэтому родители должны взять за правило посещать детского отоларинголога для профилактического осмотра.
Важно проводить скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы, что может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.
Нюансы обучения глухих и слабослышащих детей
Речь непрерывно связана со слухом, т.е. чем хуже человек слышит, тем больше у него будет проблем в грамматическом, лексическом и фонетическом восприятии речи.
Если у ребенка абсолютная глухота, то он не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками без соответствующей медико-психолого-педагогической помощи. Как итог – он навсегда останется глухонемым. Работу с глухими детьми ведут сурдопедагоги в специальных коррекционных учреждениях: научно-исследовательский институт уха, носа, горла и речи, сурдологические центры, частные коррекционно-развивающие центры, специализированные детские сады и школы. Метод обучения глухих детей основывается на том, чтобы продемонстрировать им, как именно работает их речевой аппарат.
Система обучения речи слабослышащих детей основывается на использовании слухового аппарата. В этом случае ребенку проще, потому что он может слышать звуки и на основании этого приобретать речевые навыки. Но здесь все равно важна коррекционная работа со стороны сурдопедагога.
Основные методики обучения глухих детей
На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей:
«Тесты по сурдопедагогике». Тесты
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тесты по сурдопедагогике
При потере слуха более 80-90 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии:
а) 4 — 5 метров
б) 1 — 2 метра
в) 0,25 – 1 м.
г) у ушной раковины
10. По месту ношения слуховые аппараты различают:
а) внутриушные
б) головные
в) наушные
г) все типы аппаратов
Факторы, от которых зависит уровень развития речи (по Р.М. Боскис):
а) степень снижения слуха
б) время возникновения поражения слуховой функции
в) условия, в которых находится ребенок до школы
г) индивидуальные особенности ребенка
д) все факторы
По мнению Л.С. Выготского центральным вопросом сурдопедагогики является:
а) создание условий для овладения трудовыми навыками
б) обучение словесной речи
в) формирование мировоззрения и нравственных качеств личности
г) развитие неслышащих детей с учетом их своеобразия
25. Что является первичным дефектом при глухоте:
а) нарушения в развитии личности
б) нарушения слуха
в) нарушение в развитии речи и отставание в нём
г) своеобразие развития всех познавательных процессов
Акустические признаки, характерные группе гласных звуков:
а) тональные звуки
б) сонорные звуки
в) шумные
г) мягкие
д) твёрдые
Нормативные требования по произношению количества слогов во фразе на одном выдохе в 6-12 классах:
а) 10 – 12 слогов
б) 12 – 14 слогов
в) 6 – 8 слогов
г) 16 и более слогов
Разделы работы, относящиеся только к работе над произношением фразы:
а) слитность произношения
б) логическое ударение
в) темп произношения
9.Формирование слухоречевых представлений слабослышащих людей зависит:
а) от состояния слуха
б) от уровня развития речи
в) от индивидуальных особенностей
г) от всех факторов
10.Требования к учителю и ученику, без которых эффективность индивидуального занятия не может быть достигнута:
а) учет состояния слуховой функции
б) дозировка слуховой нагрузки
в) использование ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры)
г) все требования
11. Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход:
а) от среднего уха
б) от внутреннего уха
в) от наружного уха
г) от средне наружного
12. При потере слуха в 50-65 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии:
а) 4 — 5 метров
б) 1- 2 метров
в) 0,25 – 1 метра
г) у ушной раковины
13.Наружное ухо состоит из:
а) ушной раковины и наружного слухового прохода
б) барабанной перепонки
в) барабанной полости
г) слуховой трубы
14. Особые категории людей с недостатками слуха:
а) глухие
б) тугоухие
в) позднооглохшие
г) слепоглухие
15. Тип слухового аппарата со следующей характеристикой: осутствует регулятор громкости, аппарат подстраивается «под восприятие звука пользователя»
а) конвенциональный
б) автоматический
в) программируемый
г) полуавтоматический
16. Суть социокультурной концепции относительно глухих:
а) меняется общественный менталитет – растет самосознание глухих, это люди, имеющие право на самобытность
б) глухой человек – отклонение от нормы, которую воплощает слышащий человек. Необходимо привести глухого человека в «норму»
в) глухому человеку нужно восстановить слух
г) глухих людей необходимо отделить от общества слышащих
17. По диапазону воспринимаемых глухими звуковых частот к 4 группе глухих принадлежат:
а) диапазон 125-250 Гц
б) 125-2000 Гц
в) 125-500 Гц
г) 125-1000 Гц
18. Сформированность умений использовать слух в восприятии речи это, когда глухой ученик:
а) воспринимает текст слухозрительно с ЗУА, выполняет задание по тексту
б) активно использует слухозрительное восприятие в учебном процессе
в) пользуется элементами самоконтроля
г) использует индивидуальный слуховой аппарат в школе и внеурочное время
д) все показатели
19. Психическое развитие лиц с недостатками слуха относится к типу онтогенеза:
а) дефицитарному
б) искажённому
в) повреждённому
г) задержанному
20. Особенности воображения глухих детей обусловлены:
а) замедленным формированием их речи
б) неустойчивостью внимания
в) прочностью запоминания
г) все причины
21. В состав речевого аппарата человека входят:
а) головной мозг с подкорковыми узлами и проводящими путями соответствующих нервов
б) легкие с бронхами и трахеей (дых. горло)
в) гортань, с голосовыми связками
г) надставная труба (глотка, нос, рот)
д) все компоненты
23Анализаторы, которые дают возможность глухому воспринимать устную связную речь:
а) слуховой
б) зрительный
в) кожный
г) двигательный
д) все анализаторы
25. Исходные и основные единицы обучения произношению при аналитико-синтетическом методе:
а) фонемы
б) слоги
в) слова и фразы
г) тексты
26. К какому виду дефекта относится характеристика: «Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха.»
а) с нарушением силы голоса
б) с нарушением нормальной высоты
в) с нарушением тембра голоса
г) с нарушением силы и высоты
27. Общие направления в обучении произношению звуков речи неслышащих детей:
а) формирование первичного умения произносить звук по подражанию
б) автоматизация звука с использованием остаточного слуха ребенка
в) автоматизация произносительных навыков под контролем педагога
г) все направления
28. Один из важнейших и трудных для реализации среди принципов развития слухового восприятия:
а) принцип поэтапного формирования умений различать на слух речь и её элементы
б) принцип интеграции речевого материала
в) использование речи как средства развития речевого слуха
г) принцип выработки слухового самоконтроля
29. Цели развития слухового восприятия неречевыми звуками:
а) общее развитие детей, их мыслительной деятельности
б) адаптация детей с нарушением слуха в среде слышащих
в) выработка слухового внимания к звукам окружающей среды
г) все цели
30. Первый этап постепенного включения нового материала в слуховой словарь глухих детей (по Е.П.Кузьмичевой):
а) незнакомый речевой материал предлагается детям для различения на слух без предварительного объяснения
б) речевой материал воспринимается детьми слухозрительно, а потом на слух
в) в знакомый речевой материал постепенно вводится материал, звуковой образ которого детям незнаком
г) речевой материал предлагается слухозрительно
31. Формы организации учебной деятельности, относящиеся к работе по развитию слухового восприятия неслышащих детей:
а) индивидуальное занятие
б) фронтальное занятие
в) музыкально-ритмическое занятие
г) общеобразовательный урок
д) все формы организации
32. Повреждение и аномалия развития ушной раковины, вплоть до полного отсутствия влекут за собой:
а) существенное нарушение слуха
б) имеют в основном лишь косметическое значение
в) нарушение звуковосприятия
г) несущественное нарушение слуха
33. Врожденные потери слуха:
а) неблагополучная беременность, акушерская патология
б) генетическая глухота
в) травмы, кровоизлияния, опухоли
г) профессиональные заболевания уха
34. Кохлеарная имплантация это:
а) вживление в слуховую улитку электродов, принимающих и передающих слуховому нерву акустическую информацию
б) подача звукового сигнала, преобразующегося в цифровой формат, усиление и индивидуальное видоизменение сигнала
в) программа работы слухового аппарата в изменяющейся звуковой среде с занесением в память с помощью компьютера
г) усиление и видоизменение сигнала
35. Медицинская классификация нарушений слуха у детей предложена:
а) Нейманом Л.В.
б) Боскис Р.М.
в) Выготским Л.С.
г) Рау Ф.Ф.
36. Критериями для выделения детей в группы глухих, позднооглохших и слабослышащих по Боским Р.М. являются:
а) степень потери слуха
б) время возникновения нарушения слуха
в) уровень развития речи
г) все критерии
37. Г.А Зайцева является автором методической системы:
а) верботональная
б) билингвистическое обучение неслышащих
в) «реабилитация глухих и слабослышащих детей и их интеграция в общество слышащих»
г) биолого-медицинская
38. Педагогическое воздействие в работе с глухим ребенком в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение дефектов:
а) первичных
б) вторичных
в) третьего порядка
г) четвёртого порядка
39. Определите, какой взгляд на проблему компенсации глухоты принадлежит С.А. Зыкову:
а) Компенсация – синтез биологического и социального факторов
б) Коммуникационная система обучения глухих детей словесной речи предполагает усвоение языка как средства общения
в) Ннобходимо привести глухого человека в «норму»
г) все взгляды
40.Автор следующей концепции:
«Использование в качестве материала слуховых занятий смысловых единиц речи – слов, словосочетаний и фраз. При подборе материала для занятий исключена подсказывающая ситуация.»
а) Э.И. Леонгард
б) Г.А. Зайцева
в) П. Губерина
г) Кузьмичёва Е.П.
41. Дыхание при речи характеризуется:
а) преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха
б) преобладанием фазы вдоха над фазой выдоха
в) равными фазами
г) прерыванием фазы выдоха
42.Основная задача обучения глухих произношению:
а) обеспечить достаточную внятность устной речи
б) утвердить устную речь глухого в качестве способа общения с окружающими
в) создать базу владения языком
г) создать сенсорную базу для усвоения глухими устной речи
43. Систематическая работа над произношением слова охватывает следующие стороны его фонетического оформления:
а) звуко-слоговая структура слова
б) ритмическая структура слова
в) орфоэпия
г) темп произношения
д) все стороны работы
44. Фонетическая ритмика:
а) коррекционная методика обучения и воспитания людей с речевой патологией
б) реабилитационная методика воспитания, обучения и лечения детей с речевой патологией
в) система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определённого речевого материала
г) все методики
45. К какому из указанных принципов развития слухового восприятия относится характеристика: «Последовательный переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным.»
а) принцип развивающих упражнений
б) принцип связи развития слухового восприятия с произношением
в) принцип поэтапного формирования умений
г) принцип коррекции произношения
46.Какие из перечисленных видов работ на индивидуальном занятии относятся к развитию слухового восприятия:
а) различие материала разговорного характера с использованием звукоусиливающей аппаратуры
б) упражнения для голоса, губ, языка
в) работа со схематическим профилем звука
г) упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок
47. Соотнесите периоду формирования речевого слуха у детей содержание обучения: «Интенсивное развитие слухового восприятия с формированием навыка восприятия речи на слух. Длительная слуховая тренировка с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры), накопление слухового словаря.»
а) первоначальный период (0-1 кл)
б) основной (2-5 кл)
в) период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (6-12 кл)
г) дошкольный период
48. Какие перечисленные виды деятельности относятся к работе над темпом речи:
а) повторение за учителем (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия) слов в медленном и быстром темпе
б) чередование медленного и быстрого произношения слов
в) разучивание скороговорок
г) все виды деятельности
49. Дефект, связанный с нарушением высоты голоса:
а) голос гнусавый
б) тихий, слабый
в) крикливый
г) фальцетный
50.Разделы программы обучения произношению:
а) средства общения глухих
б) чтение с губ
в) звуки речи и их сочетания
г) все разделы
Система работы над овладением речью, обучающихся с нарушенным слухом
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система работы над овладением речью, обучающихся с нарушенным слухом
Дефект слуха у ребенка прежде всего отрицательно влияет на развитие речи.
Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.
Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушенным слухом зависит от взаимодействия 4 факторов:
От степени снижения слуха
Согласно психолого-педагогической классификации Л.В.Неймана и международной классификации выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:
.• 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
• 2-я степень — 40—55 дБ;
• 3-я степень — 55—70 дБ;
• 4-я степень — 70—90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
От времени возникновения поражения слуха:
ранооглохшие – врожденная тугоухость или ранее приобретение дефекта 1-2 жизни,
поздноооглохшие – на 3-4 году жизни ребенка)
От наличия или отсутствия побочных нарушений в развитии:
дети, не имеющие побочных нарушений;
дети имеющие побочные нарушения в развитии – нарушения интеллекта, ЭВС, зрения, опорно-двигательного аппарата.
По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:
Неговорящих детей (ранее не обученные дети)
Дети, которые имеют небольшой пассивный и активный словарь (на начальном этапе обучения)
Дети, имеющие короткую фразу с аграмматизмом
Дети с развернутой фразовой речью с аграмматизмом
Дети с развернутой фразовой речью, соответствующей возрасту.
Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения и адекватного слухопротезирования. При наличии правильно построенного педагогического процесса осуществляется переход к новым формам общения — речевым.
У детей с нарушенным слухом речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются ее стороны — импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).
Обучение речи в школе для детей с нарушенным слухом предусматривает формирование речи у учащихся, как полноценного средства общения, орудия познания.
В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, М.Л. Любимов, К.И. Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании ре чевого высказывания в целом:
1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:
а) в незнании значений многих слов,
б) в суженном понимании значения слова,
в) в непонимании грамматической формы слова.
3. Непонимание переносного смысла выражения.
Развитие речи учащихся с нарушением слуха на уроках ведется по следующим направлениям: над словом (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), над текстом, над связной речью (диалогическая, монологическая речь) и над произношением (произносительный уровень).
Работа над произношением задача: формирование фонетически внятной членораздельной выразительной устной речи включает в себя следующие компоненты :
формирования речевого дыхания,
работа над голосом
работа над правильным произношением звуков
работа нал просодической стороной речи – ее выразительными средствами (словесное ударение, темп, правила орфоэпии, паузы)
Работа над связной речью (диалогической, монологической).
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, состоящее
из ряда логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и
взаимопонимание людей.
Ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, как средством коммуникации. Диалогическая форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, дополнение, возражение, реплика. Именно в диалоге ребенок учится воспринимать собеседника с опорой на ту или иную форму речи.
Развитие связной монологической речи детей – одна из главных задач развития ребенка – умения высказывать свое мнения о чем-либо: событии, книге, ситуации, составление описания, краткого рассказа, изложения и т.д. На данном этапе осуществляется обучение написанию писем, поздравительных открыток, записок, составлению рассказа, работе по картине, обучение написанию изложения.
Необходимым условием для овладения детьми с нарушенным слухом речью является соблюдение слухоречевого режима. Вне зависимости от уровня речевого развития ребенка, педагоги постоянно побуждают учащихся к речевому общению как в учебной деятельности, так и в бытовых ситуациях: Спроси меня что это? Покажи …. Назови … Повтори …Попроси у меня. Дай мне…
Структурная организация системы обучения речи детей с нарушенным слухом
Глухие : Развитие у детей языковой способности, потребности в общении, активности, готовности к подражанию речевым действиям говорящего.
Слабослышащие: формирование речи, как средства коммуникации, формирование словаря, элементарной диалогической, монологической речи.
Освоение всех видов речевой деятельности: говорение, чтение, дактилирование, письмо, слушание, слухозрительное восприятие; формирование словаря, работа над произношением. Организация общения детей друг с другом, с педагогом – игровые формы обучения.
4 этап Старшее звено (8-10 классы) Продолжается работа по развитию монологической и диалогической речи. Активно используется метод работы с текстом, чтение газет, журналов, просмотр телепередач, разговор по телефону, тренируется слуховое восприятие речью разных дикторов, без шумовых помех, в естественных условиях звучания. Используется более сложный речевой материал – фразы из учебной деятельности (определения, правила), описания картины, пересказ рассказа, написание изложений, разделение текста на части, составление плана текста. Речевой материал усложняется и переходит с ситуативного на абстрактный уровень.
В связи с этим на каждом уроке педагоги нашей школы должны работать над правильным и точным употреблением детьми слов, формировать у учащихся умение грамотно строить предложения, излагать свои мысли, пересказывать, развивать
слуховое и слухо-зрительное восприятие, коррегировать произношение.
Учитель-дефектолог Корчуганова Е.А.