в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть картинку в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Картинка про в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть картинку в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Картинка про в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть картинку в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Картинка про в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть картинку в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Картинка про в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах

Учебно-методическое пособие «Модульная технология на уроках географии, биологии и химии» посвящено вопросам повышения эффективности урока путем внедрения в учебный процесс новых технологий обучения, в частности модульных.

В условиях современной системы образования большое значение отводится модульным технологиям в обучении, особенно в условиях сокращения часов, выделенных на базовые общеобразовательные предметы, каковыми являются экономическая и социальная географии России и мира, неорганическая и органическая химия, общая биология.

Данное пособие позволяет формировать и развивать самостоятельную деятельность учащихся по освоению отдельных образовательных модулей как через классно-урочную форму обучения, так и через индивидуально образовательные траектории.

Одна из причин внедрения данной технологии является создание оптимальных условия для обучения в целом и каждого ученика персонально, развитие учащихся различных уровней обучаемости. Пособие построено с учетом психолого-педагогических закономерностей: компактного расположения учебного материала, выделения смысловых опорных пунктов, что способствует облегченному восприятию и эффективному запоминанию учебного материала.

Пособие построено по предметам естественного и обществоведческого циклов в соответствии с принципами модульного обучения. Во всех модульных программах и модульных уроках четко выражены цели, задачи, учебные элементы, задания, технологии усвоения и закрепления учебного материала.

Данное пособие содержит структурированный объем информации по темам предметов естественного и обществоведческого циклов, который поможет учителям успешно применять модульную технологию в обучении.

Общепедагогические принципы модульной технологии

В отечественном образовании реализация различных вариантов модульного обучения связана, прежде всего, с концепцией П.А. Юцявичене, рассматривающего модуль как «основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей». Теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах И.В. Сенковского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др.

Модуль – многофункциональный узел, предназначенный для достижения интегрирующей цели в процессе усвоения, закрепления, обобщения и систематизации учебного материала, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению конкретным содержанием.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Концепция модульного обучения

Концепция модульного обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 1960х гг. как альтернатива традиционному обучению. Модульное обучение базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий – ориентировочной основе деятельности. В качестве такой ориентировочной основы деятельности и одновременно фрагмента самого содержания обучения выступает модуль.
В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой.
Существуют различные точки зрения как на содержание самого понятия «модуль», так и на подходы к конструированию модульных программ. Так, Ю.К. Балашов и В.А. Рыжов определяют модуль как определенный объем научной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности.
Авторы обращают внимание на такие особенности модульного обучения, как: разбивка содержания на законченные части (модули), имеющие самостоятельное значение, и максимальная индивидуализация продвижения в учебе.
М. Чошанов представляет модуль как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
— точно сформулированная учебная цель;
— список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
— список смежных учебных элементов;
— собственно учебный материал в виде краткого конкретною текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
— практические занятия для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;
— контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе. Четкость и определенная логика действий ученика,
постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
В основу технологии модульного обучения положены следующие принципы:
Ø модульности (обучение строится по модулям);
Ø структуризации содержания обучения (деление материала на небольшие обособленные элементы);
Ø опоры на методы деятельности участников учебного процесса (формирование оперативных и действенных знаний);
Ø динамичности (свободное изменение содержание модуля);
Ø гибкости (приспособления содержания и путей его усвоения к индивидуальным особенностям обучаемых);
Ø осознанной перспективы (понимание целей учения);
Ø паритетности (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающихся);
Ø разносторонности методического консультирования. Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности [16, 17, 32].

Состав модуля:
Ø целевой план действий;
Ø банк информации;
Ø методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль может иметь различную структуру. Наиболее общепринятая включает следующие элементы:
Ø цель (общая или специальная);
Ø планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы повеления), содержание заданий;
Ø перечень источников информации (ссылки);
Ø методические рекомендации по выполнению предложенных заданий;
Ø вопросы и задания для самопроверки (взаимопроверки) (контекст. методы и формы обучения, процедуры оценки).
Условия успешности модульного обучения:
— частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
— обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний; при этом входной и выходной;
— контроль – более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) мягкий, проходит в виде само и взаимоконтроля учащихся;
— учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно. выразительно, в диалоговой форме;
— при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
— структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Потенциал модульного обучения:
Ø деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития;
Ø ориентировано на самоуправление и
взаимоуправление, формирует навыки общения;
Ø дает возможность рационально распределять время;
Ø реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии. Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно, например, сочетать традиционную класс поурочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:
Ø изменяется форма общения преподавателя с учащимися.
Оно осуществляется через модули, и реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
Ø содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;
Ø отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся;
Ø учащийся ра ботает ма ксимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

Концепция интенсивного обучения В.Ф. Шаталова

В.Ф. Шаталов считает, что избавление от страха перед двойкой дает следующие педагогические эффекты:
Ø нет питательной почвы для зависти, эгоизма, нечестности,
зазнайства;
Ø ученики обретают уверенность, оптимизм;
Ø нет деления на лучших и худших, сильных и слабых, актив и пассив; каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества, реализовать свои способности;
Ø все умеют трудиться на совесть;
Ø отношения между учениками товарищеские, чуткие, предупредительные и заботливые, исключающие грубость и неуважение.

Показателями эффективности такого обучения могут служить следующие факты: за 40 лет эксперимента В.Ф. Шатаюва из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико-математических и технических наук. О воспроизводимости данной технологии обучения свидетельствует опыт многих педагогов, использующих ее в преподавании самых разных предметов: не только физики и математики, но и химии, русского языка, истории и даже музыки и мировой художественной культуры. Таким образом, образовательная модель В.Ф Шататова полностью отвеча ет таким критериям как концептуальность, системность и управляемость.

Концепция нравственно-этического обучения Е.Н. Ильина

Концепция школы самоопределения А.Н. Тубельского

Учителями школы разработана система форм оценивания, самооценивания и взаимооценивания:
Ø качественно-содержательные характеристики учащихся;
Ø тетради самооценок, графики, таблицы, схемы; смотры,
выставки достижений;
Ø книги отзывов, рецензии;
Ø выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением отметок;
Ø работа с портфолио ребенка.

Источник

Технология модульного обучения

Ключевые слова: технология модульного обучения

Теоретические основы модульной технологии как средства реализации компетентностного подхода

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Отличие технологии модульного обучения от других систем состоит в следующем:

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Научные идеи модульного обучения:

Что должен знать и уметь учитель для использования модульной технологии?

Для использования модульного обучения учителю на уроке необходимо

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

Система действий учителя при составлении модульной программы

Модульная программа по русскому языку открывается пояснительной запиской, в которой рассказывается, по какому учебнику составлена программа, расчет часов в неделю, какие блоки-модули являются ее основными разделами.

Далее следует распределить весь учебный материал курса на блоки модули с указанием темы модуля и количества часов на данный модуль-раздел.

Краткая характеристика содержания блоков-модулей и обязательные знания и умения, которые учащиеся должны получить к концу обучения по данной программе.

Каждому блоку-модулю дается своя тема и формулируется комплексно-дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики; знания, умения.

Далее следует название модулей по теме, часы, тип учебного занятия, вид контроля, сроки. Все эти данные вносятся в таблицу.

Каждому типу учебного занятия соответствует педтехнология (КСО) и вид контроля.

Система действий учителя при составлении технологической карты

После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.

Система действий учителя при составлении модуля

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.

Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностической, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Учителю следует помнить, что осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.

Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.

Также не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах-опорах)

На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:

Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости. По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо.

В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.

Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.

На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу

Для отработки материала на уроке используются различные методики КСО.

Применение КСО в модульной технологии.

Преимущества коллективной формы работы.

Используя модульное обучение, учитель создает благоприятные условия для выработки у учащихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества с другими учащимися. Дети оживленно ведут содержательную беседу, принимают участие в дискуссии, анализируют, делают выводы, подводят итоги работы, оценивают себя и других, определяют для себя цель работы, выводят совместно с учителем цель работы и тему урока

Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Структура модуля

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка

Источник

Модульное обучение как педагогическая технология

в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Смотреть картинку в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Картинка про в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. Фото в отечественной литературе теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 4603 раза

Библиографическое описание:

Санакулова, З. А. Модульное обучение как педагогическая технология / З. А. Санакулова, М. Н. Соибназарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12557/ (дата обращения: 12.11.2021).

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации.

Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю. 1869 г. в Гарвардском университете была внедрена образовательная программа, которая разрешала студентам самостоятельно выбирать учебные дисциплины. Уже к началу XX ст. во всех высших учебных заведениях США действовала элективная схема, по которой студенты по собственному усмотрению избирали курсы для того, чтобы достичь определенного академического уровня. Новый подход к организации образовательного процесса основывался на философии «обучения, в центре, которого стоит тот, кто учится». Образовательная деятельность рассматривалась как целостный процесс, который длится всю жизнь, не ограничиваясь лишь ВУЗом. Поэтому назначение университета заключалось в развитии творческого и интеллектуального потенциала студента, а не в передаче общего количества знаний, которые разрешат ему осуществлять определенные виды деятельности, студент способный сам определить, какие знания и навыки будут полезны для его будущей жизни.

В 1896 г. при Чикагском университете была создана первая школа-лаборатория, основателем которой, стал выдающийся американский философ и педагог Дж. Дьюи. Он подверг критике традиционный подход к обучению, который основывался на заучивании, и выдвинул идею «обучения через действие». Сущность такого образования заключалась в «конструировании» учебного процесса через взаимное «открытие знаний» как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Концепция индивидуализированного обучения была реализована в 1898 г. в США и вошла в историю как «батавия-план». Целью этой работы были исследования этапов становления теории модульного обучения, технологии и методики модульного обучения, а также анализ условий применения модульной педагогической технологии. Время ученика, отведенное для обучения, было распределено на два периода: коллективные занятия с учителем в первой половине дня и индивидуальные занятия с ассистентом учителем — во второй половине дня. Это дало рост показателей качества обучения. В 1916 X.Паркхерст на базе одной из общеобразовательных школ г. Дальтона подвергла испытанию новую образовательную модель, которая получила название «дальтон-план». Сущность этой модели заключалась в обеспечении ученику возможности по собственному усмотрению выбирать цель и режим посещения занятий каждого учебного предмета. В специально оборудованных кабинетах-лабораториях школьники в благоприятное для каждого из них время получали индивидуальные задачи. В процессе выполнения этих задач дети пользовались необходимыми учебниками и оборудованием, получали консультации у преподавателей, которым отводилась роль организаторов самостоятельной познавательной деятельности учеников. Для оценивания учебных достижений учеников использовалась рейтинговая система.

Под влиянием идей К.Ушинского, П.Каптерева и других русских и иностранных педагогов в 20-х гг. XX ст. в образовании начинают внедряться методы активного обучения. Объединяя элементы «дальтон-плана» и метода проектов, учителя-новаторы разработали новую модель обучения, которая получила название «бригадно-лабораторный метод». В 30-х гг. начинается критика индивидуализированного обучения Дж. Дьюи. Знание учеников, приобретенные эвристическим методом, оказывались поверхностными и фрагментарными. Альтернативой эвристическому обучению, которое превышало роль проблемно-поискового метода и преуменьшало роль репродуктивного педагогического подхода, стало программированное обучение, основоположником которого был Б.Скиннер. В 1958 году он предложил концепцию программированного обучения, сущность которой заключалась в поэтапном освоении простых операций, которые ученик повторял до тех пор, пока не выполнял их безошибочно. В 60-х гт. Ф.Келлер предложил интегрированную образовательную модель, которая объединила концепцию программированного обучения по педагогическим системам 20-х гг. Она получила название «план Келлера» и стала основой для формирования модульной педагогической технологии. Курс учебной дисциплины по «плану Келлера» распределялся на несколько тематических разделов, которые студенты изучали самостоятельно. Лекционный материал имел большей частью обзорный характер, а потому посещение лекций было не обязательным. К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля. Таким образом, студенты имели свободу выбора темпов и видов обучения. Перейти же к изучению следующего раздела, возможно, было только при условии усвоения предыдущих тем.

Модульное обучение в современном его виде было предложено американскими педагогами С. Расселом и С. Постлетуейт. В основу этой педагогической технологии был положен принцип автономных содержательных единиц, названных «микрокурсами». Особенность «микрокурсов» состояла в способности свободно объединяться между собой в пределах одной или нескольких учебных программ. Впервые упомянутая методика была реализована в университете имени Д.Пердью, а со временем получила распространение в других учебных заведениях США. На ее основе появились новые модификации, которые, обобщив педагогический опыт их внедрения, сформулировали единое понятие — «модуль», что дало название модульной технологии обучения.

Модульное обучение в России стало известно в 80-х годах благодаря исследованию Юцявичене П. А. он понимал под модулем «целевой функционал» в котором учебное содержание и технологи овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В основе отечественной модульной системы организации учебного процесса (И. Я. Лернер, Е. В. Сковин) лежит укрупнение блоков теоретического материала, его опережающее изучение, движение ученика по схеме «всеобщее — общее — единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в циклы деятельности. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению (О. В. Киричук, В. М. Монахов, А. В. Фурман).

Близки к такому мнению и В. М. Гараев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко, которые выделяют «интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме».

Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении модулей — законченных блоков информации. Неотъемлемой частью модульной технологии признан рейтинговый контроль.

1. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высш. шк. — 1987. — № 8.

2. Голощёкина Л. П., Збаровский B. C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. — СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.

3. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Номер Учебного элемента