в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения
Формы организации специального обучения
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные примеры спорадических попыток индивидуального обучения глухих и слепых детей, преимущественно в домашних условиях или в монастырях.
Значительное своеобразие нарушения развития у каждого ученика, опытно-экспериментальный путь нахождения методических приемов специального обучения для каждого конкретного случая, немногочисленность прецедентов специального обучения — все это определяло организацию индивидуального обучения применительно к детям с особыми образовательными потребностями. Индивидуальным было ремесленное и художественное обучение.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения;
Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной. Когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с ми в малых группах.
На более поздних этапах обучения, по мер? достижения определенного коррекционно-педагогического эффекта, индивидуально-групповая форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников.
Его отличия от других организационных форм учебной работы состоят в следующем:
В то же время в специальном образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения.
В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений.
В средних и старших классах уроки приобретают классические черты. Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания. Широко распространены такие формы работы на специальных (коррекционных) уроках, например на уроках предметно-практического обучения.
Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия.
Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятии, внеклассные формы педагогической работы (например. Внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в специальной школе-интернате).
К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования. Смотры, конкурсы, тематические вечера, походы и экспедиции).
Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах учебной и воспитательной работы.
Формы организации специального образования
Индивидуальное обучение. Первоначально обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное (в домашних условиях, монастырях). Это обучение было ремесленным или художественным.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
1) если ребенок обучается в домашних условиях;
2) когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);
3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20-30 минут.
Индивидуально-групповая форма организации обучения. Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы УО.
Классно-урочная система. Урок — одна из основных форм организации учебного процесса. Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.
Отличие урока от других организованных форм учебной работы:
1) состав групп учащихся постоянен;
2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;
3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (например, при
обучении математике в первом классе — подготовительный период); пропедевтический предмет — развитие речи.
Особенности урока в специальной школе
1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т. к.:
♦ дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;
♦ усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа;
♦ требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;
♦ на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.
В старших и средних классах уроки приобретают классические черты.
2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами.
Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.
Дополнительные. В число дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:
♦ внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение);
♦ самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня).
Вспомогательные формы организации педагогического процесса в системах специального образования (школах-интернатах)
В число вспомогательных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:
♦ кружковая и клубная работа;
♦ эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции).
Основные вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в системе специального образования создаются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организованных формах.
Вопросы для обсуждения
1. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?
2. Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.
3. В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
4. Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?
5. Классификация детей с отклонениями в развитии по В. В. Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?
6. Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?
7. Какие правила отбора в специальные учебные заведения для детей с отклонениями в развитии вы знаете?
8. Охарактеризуйте типы школ системы специального образования.
9. Каковы принципы специального образования?
10. В чем заключаются особенности специального образования?
11. Перечислите основные методы обучения и воспитания, применяющиеся в специальных образовательных учреждениях.
Литература
1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро В. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.
2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
3. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. — М., 1985.
8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.
9. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.
testy_OSPP_TIPOGR
МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВ ПО ОСНОВАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СГПА
Составители: Абдрахманова М.В., Мавлеткулова Ф.Р., Чипсанова С.Г., Кагарманова Г.Г.
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте
Билингвистический подход при обучении неслышащих означает…
○ использование дактильной и жестовой речи
○ систему чтения с губ
○ использование устной и дактильной речи
○ использование языка в устной, письменной, тактильной форме и языка в жестовой форме
В группу побудительно – оценочных методов воспитания детей в специальных школах входит…
В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается…
4) детский церебральный паралич
В основе поврежденного развития лежат процессы…
○ врожденной умственной отсталости
○ дефицитарности анализаторных систем
В основе психологического недоразвития лежат механизмы…
1) асинхронии развития
2) искаженного развития
3) тотальной ретардации
4) парциальной ретардации
В основные параметры нарушений зрения входят …
□ нарушение остроты зрения
□ нарушение полей зрения
В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы организации специального обучения:
В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать следующие уровни образования:
□ программы элементарной общеобразовательной подготовки
□ программы общего среднего образования
□ программы обязательного высшего образования
□ программы средового и социального адаптирования
□ программы обязательного среднего и специального образования
В результате школьной дезадаптации возникают проблемы, не включающие …
В содержание общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения, позволяющие корректировать недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, такие как то…
□ учет степени выраженности ядерного нарушения
□ введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем
□ введение специфики содержания на период обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены
□ введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены
□ включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования
В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований
В специальной школе III вида обучаются дети…
с задержкой психического развития
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В специальной школе VIII вида обучаются дети …
○ с тяжелыми нарушениями речи
○ с интеллектуальным недоразвитием
В специальном образовании используются следующие грумы методов воспитания:
В учебный процесс в школе для слабослышащих включается:
□ специальные занятия по технике речи;
□ специальные занятия по пространной ориентировке;
□ специальные занятия по развитию зрительного восприятия;
□ работа по развитию навыков чтения с губ
В школе III вида обучаются:
○ дети с интеллектуальной недостаточностью
○ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является …
Возникновение специальной психологии как науки относится…
○ к середине XVIII века
Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на _____ компенсацию
Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…
Врожденная слепота бывает следствием…
1) осложнений после общих заболеваний организма
2) заболеваний центральной нервной системы
3) травматических повреждений глаз
4) повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития
Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями:
□ дети со множественными нарушениями
□ дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития
□ дети с тяжелой умственной отсталостью
Выделяют следующие варианты общего недоразвития речи
□ сложный: у ребенка практически отсутствует речь;
□ комбинированный: ОНР комбинируется с умственной отсталостью;
□ осложненный: ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатических нарушений;
□ неосложненный: признаки ОНР не сопровождаются дополнительной паталогической симптоматикой.
Выделяют следующие виды дефицитарного развития:
1) раннее дефицитарное развитие
2) грубое дефицитарное развитие
3) позднее дефицитарное развитие
4) неосложненное дефицитарное развитие
Выделяют следующие формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей…
□ отсутствие нарушений звукопроизношения
□ замены одних звуков другими
□ смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности
□ смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры
Выделяют следующие(ую) клинические(ую) форму(ы) детского церебрального паралича…
Выраженность вторичных и третичных дефектов при нарушениях зрения зависит от…
□ отношения ребенка к своему дефекту
□ времени утраты зрения
□ особенностей семейного воспитания
□ клинической формы нарушения зрения
Госпитализм является следствием…
1) генетических отклонений
2) отрыва ребенка от матери
3) вирусного заболевания
4) неправильного воспитания
Дезадаптация свидетельствует о…
нарушении взаимодействия между личностью и ее социальным окружением
недостаточной удовлетворенности организма в каких-либо потребностях
Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют…
○ 40% от детской популяции
○ 12,5% от детской популяции
○ 25% от детской популяции
○ 2% от детской популяции
Детский церебральный паралич – это …
○ травматическое повреждение конечностей
○ врожденная деформация стоп
○ атрофия зрительного нерва
○ заболевание центральной нервной системы
○ недостатком в социальном поведении;
○ физическим и психическим недостатком;
○ только психическим недостатком;
○ только физическим недостатком
Дизонтогенез при раннем детском аутизме обусловлен _____ развитием.
Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна…
○ неспособность к труду
○ плохая механическая память
○ способность к обучению
○ потребность в постоянном надзоре
Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично…
наличие ролевых действий и ролевой беседы
самостоятельное придумывание сюжета
проявление творчества в подготовке атрибутов в игре
однообразие, бессмысленное повторение одних и тех же действий
Для предупреждения ОНР важны …
□ ранняя диагностика отклонений в речевом развитии;
□ развитие тонкой моторики пальцев рук;
□ ранняя логопедическая работа;
□ способность к звуковому анализу и синтезу
Для проявлений раннего детского аутизма характерно …
○ отсутствие прямого зрительного контакта «глаза в глаза»
Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны…
□ способность к звуковому анализу и синтезу
Для резидуально-органического поражения головного мозга свойственны.
○ тяжелые расстройства сна и аппетита;
○ нарушение памяти и интеллектуальных возможностей;
○ сумеречные помрачения сознания.
Для суждения о наличии аутизма наиболее значим следующий показатель:
понимание словесной просьбы
наличие познавательных интересов
уровень речевого развития
Дрожание пальцев рук и языка при детском церебральном параличе называется …
Задачей коррекционных – компенсаторных мероприятий является…
○ исправление первичных отклонений в развитии
○ возмещение недостатков психофизического развития
○ воздействие на весь комплекс вторичных отклонений
○ активизацию высших психических функций организма
Задачей специальной педагогики является …
○ прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии;
○ подготовка правовых документов по социальной защите детей-инвалидов;
○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями;
○ разработка программ образования лиц с ограниченными возможностями
Задачей специальной педагогики является …
○ определение методики медицинского обследования дефектов
○ разработка методов лечения отклонений в развитии
○ изучение и осуществление процессов социальной реабилитации
○ интеграция государственного и благотворительного финансирования специального образования
Задачей специальной педагогики является …
○ выявление закономерностей психического развития аномального ребенка
○ изучение и осуществление интеграции лиц с ограниченными возможностями
○ экономическое обеспечение включения человека с ограниченными возможностями в общество
○ составление медицинских реабилитационных программ
Задачей специальной педагогики является…
○ изучение психологических проблем интеграции
○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями
○ обеспечение вариативности финансирования специального образования
○ выявление закономерностей специального образования
Задачей специальной педагогики является…
1) изучение существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями
2) разработка психологических диагностических методик
3) установление биологических причин отклонения в развитии
4) определение способов финансирования системы специального образования
Задачей специальной педагогики является…
разработка принципов специального образования
изучение психологических проблем интегрированного обучения
выявление влияния патогенных факторов на нарушения в развития
контроль за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями
1) затруднениями коммуникации
2) несформированностью лексического запаса
3) судорогами речевого аппарата
4) специфическими ошибками на письме
Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в ______»
3) плюс вторичного дефекта
4) плюс компенсации
Здоровье можно определить как
○ ощущение физического и психологического комфорта
○ состояние полного физического, душевного, социального благополучия
Значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка достигается в результате специальных педагогических воздействий по развитию …
Игровая деятельность детей с синдром раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…
□ сформированность сюжетно – ролевый игры
□ длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода обувь и т.п.)
□ творческое развитие сюжета игры
Избирательного использования методов и средств в соответствии с недостатками развития каждого ребенка требует принцип …
○ деятельностного подхода в обучении и воспитании
○ дифференцированного и индивидуального подхода
○ социально-адаптирующей направленности образования
Изменения и корректировка содержания общеобразовательных предметов в специальной школе направлены на…
1) расширение образовательной программы
2) усложнение учебных программ
3) преодоление недостатков развития детей
4) повышение сложности уровня обучения
Изначальными причинами ранней дезадаптации не являются …
○ нейробиологические нарушения формирования мозговых систем
○ органические повреждения центральной нервной системы
○ постнатальные травматические факторы
○ нарушения соматического и психического развития
Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований…
Интеллектуальное развитие детей с ДЦП имеет следующее особенности:
□ сохранность вербально – логических форм мышления
□ достаточной по возрасту уровень развития наглядных форм мышления
□ парциальная несформированность высших психических функций
□ неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальный недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих)
Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в следующем:
1) наблюдается недостаточность общего психического тонуса
2) отдельные функции развиваются замедленно, другие – патологически ускоренно
3) выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность
4) парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности
Исходя из МКБ-10 РДА определен в категорию:
○ общие (первазивные) расстройства развития;
○ расстройства социального функционирования;
○ эмоциональные расстройства поведения;
○ смешанные специфические расстройства развития
К информационным методам воспитания детей с ограниченными возможностями относят…
□ использование средств массовой информации
□ примеры из окружающей жизни
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся:
К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся…
4) умственно отсталые
К компонентам личностной реабилитации НЕ относится…
1) формирование адекватных форм социального поведения
2) воспитание чувства собственного достоинства
3) лечение недостатков, последствий дефекта
4) преодоление чувства малоценности, маргинальности
К методам сбора информации в специальной психологии относят
□ изучение документации ребенка;
□ изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ)
К нарушениям бинокулярности зрения относят:
К нарушениям мышечного тонуса относят…
К основным психическим нарушениям при ДЦП относят …
□ дефицитарность зрительного восприятия
□ нарушения формирования познавательной деятельности
□ дефицитарность слухового восприятия
К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…
□ наличие развернутой сюжетно – ролевый игры со сложным игровым содержанием
□ наличие предметно – игровых действий (укачивание куклы, катание машины)
□ процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий
К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят:
□ увеличение числа вторичных отклонений
□ уменьшение возможностей компенсации
□ увеличение возможностей компенсации
□ психическое развитие сводится к сумме особенностей при каждом нарушении
К параметрам дизонтогенеза относится…
1) социальное влияние
2) генетическое влияние
3) речевое недоразвитие
4) этиология нарушений
К поведенческим особенностям детей с выраженной речевой патологией относят…
□ отсутствие психической дистанции со взрослым
□ отсутствие критического отношения к собственным поступкам
К проявлениям феномена тождества при аутизме относят:
□ стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем
□ противодействие любым изменениям в окружающем
К речевым недостаткам слабослышащих детей относят…
1) наличие эхолалий
2) сохранное понимание речи
3) ограниченный словарный запас
4) недостатки произношения
К условиям нормального психического развития (по А.Р. Лурия) можно отнести:
□ наличие обучения и воспитания
□ благоприятную семейную обстановку
□ сохранность анализаторных систем
К целям общего уровня специальной педагогики относится …
○ формирование у глухих навыков восприятия устной речи по чтению с губ
○ овладение незрячими детьми навыками ориентировки в пространстве
○ освоение слабослышащими навыков использования остаточного слуха
Какая разновидность эксперимента предпочтительнее в проведении исследований в области специальной психологии: индивидуальный или групповой?
□ индивидуальный за исключением тех случаев, когда изучаются какие-либо социально-психологические феномены (общение, отношение и т.п.)
□ обе разновидности используются примерно в одинаковых пропорциях
□ групповой, т.к. это существенно сокращает время проведения процедуры
Какая форма интегрированного обучения наиболее приемлема для детей с интеллектуальной недостаточностью?
○ специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях
○ обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми
○ при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична
○ обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения» и т.п.
Классификацию типов акцентуации характера разработал…
Ключевым в теории компенсации А. Адлера является понятие…
Компенсация высших психических функций возможна…
только в результате специального организованного обучения
через медикаментозное лечение
за счет автоматической перестройки центральной нервной системы
в процессе саморазвития
Компенсация может быть:
Компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка за счет развития осязания относится к типу …
Концепция акцентуированных личностей была разработана…
Коррекционная работа с незрячим ребенком решает такие задачи, как…
□ поддержание эмоционального контакта
□ развитие зрительно-тактильного восприятия
□ стимулирование речевого подражания
□ обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями
Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве…
1) абилитации детей раннего возраста
2) процесса компенсации психических функций
3) системы мер, направленных на преодоление дефекта
4) специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения проводится поэтапно в зависимости от…
□ степени выраженности интеллектуального дефекта
□ уровня сформированности связной речи
□ уровня сформированности активного и пассивного словаря и грамматического строя речи
□ степени нарушения зрения
Место и степень поражения слуха определяются при помощи…
Методология специальной психологии базируется на принципах:
□ единства сознания и деятельности
Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является…
3) изучение документов
Мутизм (отсутствие речи) является характерной особенностью речевого развития дошкольников с …
○ синдромом раннего детского аутизма
На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип …
○ развития мышления, языка и коммуникации;
○ деятельностного подхода в обучении и воспитании
Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича считается…
1) сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы
2) аномалии развития позвоночника
3) травматическое повреждение конечностей
4) медикаментозное вмешательство
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.