в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения

Формы организации специального обучения

Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные примеры спорадических попыток индивидуального обучения глухих и слепых детей, преимущественно в домашних условиях или в монастырях.

Значительное своеобразие нарушения развития у каждого ученика, опытно-экспериментальный путь нахождения методических приемов специального обучения для каждого конкретного случая, немногочисленность прецедентов специального обучения — все это определяло организацию индивидуального обучения применительно к детям с особыми образовательными потребностями. Индивидуальным было ремесленное и художественное обучение.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:

В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения;

Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной. Когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с ми в малых группах.

На более поздних этапах обучения, по мер? достижения определенного коррекционно-педагогического эффекта, индивидуально-групповая форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.

Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников.

Его отличия от других организационных форм учебной работы состоят в следующем:

В то же время в специальном образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений.

В средних и старших классах уроки приобретают классические черты. Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания. Широко распространены такие формы работы на специальных (коррекционных) уроках, например на уроках предметно-практического обучения.

Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия.

Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.

К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятии, внеклассные формы педагогической работы (например. Внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в специальной школе-интернате).

К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования. Смотры, конкурсы, тематические вечера, походы и экспедиции).

Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах учебной и воспитательной работы.

Источник

Формы организации специального образования

в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения

в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения

в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения

Индивидуальное обучение. Первоначально обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное (в домашних условиях, монастырях). Это обучение было ремесленным или художественным.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:

1) если ребенок обучается в домашних условиях;

2) когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);

3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20-30 минут.

Индивидуально-групповая форма организации обучения. Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы УО.

Классно-урочная система. Урок — одна из основных форм организации учебного процесса. Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.

Отличие урока от других организованных форм учебной работы:

1) состав групп учащихся постоянен;

2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;

3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (например, при

обучении математике в первом классе — подготовительный период); пропедевтический предмет — развитие речи.

Особенности урока в специальной школе

1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т. к.:

♦ дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;

♦ усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа;

♦ требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;

♦ на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.

В старших и средних классах уроки приобретают классические черты.

2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами.

Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.

Дополнительные. В число дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:

♦ внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение);

♦ самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня).

Вспомогательные формы организации педагогического процесса в системах специального образования (школах-интернатах)

В число вспомогательных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:

♦ кружковая и клубная работа;

♦ эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции).

Основные вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в системе специального образования создаются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организованных формах.

в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Смотреть картинку в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Картинка про в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения. Фото в отечественной специальной педагогике выделяют следующие формы организации специального обучения

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

2. Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.

3. В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

4. Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?

5. Классификация детей с отклонениями в развитии по В. В. Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

6. Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?

7. Какие правила отбора в специальные учебные заведения для детей с отклонениями в развитии вы знаете?

8. Охарактеризуйте типы школ системы специального образования.

9. Каковы принципы специального образования?

10. В чем заключаются особенности специального образования?

11. Перечислите основные методы обучения и воспитания, применяющиеся в специальных образовательных учреждениях.

Литература

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро В. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

3. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. — М., 1985.

8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.

9. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.

Источник

testy_OSPP_TIPOGR

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВ ПО ОСНОВАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СГПА

Составители: Абдрахманова М.В., Мавлеткулова Ф.Р., Чипсанова С.Г., Кагарманова Г.Г.

Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте

Билингвистический подход при обучении неслышащих означает…

○ использование дактильной и жестовой речи

○ систему чтения с губ

○ использование устной и дактильной речи

использование языка в устной, письменной, тактильной форме и языка в жестовой форме

В группу побудительно – оценочных методов воспитания детей в специальных школах входит…

В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается…

4) детский церебральный паралич

В основе поврежденного развития лежат процессы…

○ врожденной умственной отсталости

○ дефицитарности анализаторных систем

В основе психологического недоразвития лежат механизмы…

1) асинхронии развития

2) искаженного развития

3) тотальной ретардации

4) парциальной ретардации

В основные параметры нарушений зрения входят …

нарушение остроты зрения

нарушение полей зрения

В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы организации специального обучения:

В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать следующие уровни образования:

программы элементарной общеобразовательной подготовки

программы общего среднего образования

□ программы обязательного высшего образования

программы средового и социального адаптирования

□ программы обязательного среднего и специального образования

В результате школьной дезадаптации возникают проблемы, не включающие

В содержание общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения, позволяющие корректировать недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, такие как то…

учет степени выраженности ядерного нарушения

введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем

□ введение специфики содержания на период обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены

□ введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены

включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования

В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований

В специальной школе III вида обучаются дети…

с задержкой психического развития

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В специальной школе VIII вида обучаются дети …

○ с тяжелыми нарушениями речи

с интеллектуальным недоразвитием

В специальном образовании используются следующие грумы методов воспитания:

В учебный процесс в школе для слабослышащих включается:

специальные занятия по технике речи;

□ специальные занятия по пространной ориентировке;

□ специальные занятия по развитию зрительного восприятия;

работа по развитию навыков чтения с губ

В школе III вида обучаются:

○ дети с интеллектуальной недостаточностью

○ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является …

Возникновение специальной психологии как науки относится…

○ к середине XVIII века

Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на _____ компенсацию

Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…

Врожденная слепота бывает следствием…

1) осложнений после общих заболеваний организма

2) заболеваний центральной нервной системы

3) травматических повреждений глаз

4) повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития

Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями:

дети со множественными нарушениями

□ дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития

□ дети с тяжелой умственной отсталостью

Выделяют следующие варианты общего недоразвития речи

□ сложный: у ребенка практически отсутствует речь;

□ комбинированный: ОНР комбинируется с умственной отсталостью;

осложненный: ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатических нарушений;

неосложненный: признаки ОНР не сопровождаются дополнительной паталогической симптоматикой.

Выделяют следующие виды дефицитарного развития:

1) раннее дефицитарное развитие

2) грубое дефицитарное развитие

3) позднее дефицитарное развитие

4) неосложненное дефицитарное развитие

Выделяют следующие формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей…

□ отсутствие нарушений звукопроизношения

замены одних звуков другими

смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности

□ смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры

Выделяют следующие(ую) клинические(ую) форму(ы) детского церебрального паралича…

Выраженность вторичных и третичных дефектов при нарушениях зрения зависит от…

отношения ребенка к своему дефекту

времени утраты зрения

□ особенностей семейного воспитания

□ клинической формы нарушения зрения

Госпитализм является следствием…

1) генетических отклонений

2) отрыва ребенка от матери

3) вирусного заболевания

4) неправильного воспитания

Дезадаптация свидетельствует о…

нарушении взаимодействия между личностью и ее социальным окружением

недостаточной удовлетворенности организма в каких-либо потребностях

Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют…

○ 40% от детской популяции

○ 12,5% от детской популяции

25% от детской популяции

○ 2% от детской популяции

Детский церебральный паралич – это …

○ травматическое повреждение конечностей

○ врожденная деформация стоп

○ атрофия зрительного нерва

заболевание центральной нервной системы

○ недостатком в социальном поведении;

физическим и психическим недостатком;

○ только психическим недостатком;

○ только физическим недостатком

Дизонтогенез при раннем детском аутизме обусловлен _____ развитием.

Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна…

○ неспособность к труду

○ плохая механическая память

способность к обучению

○ потребность в постоянном надзоре

Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично…

наличие ролевых действий и ролевой беседы

самостоятельное придумывание сюжета

проявление творчества в подготовке атрибутов в игре

однообразие, бессмысленное повторение одних и тех же действий

Для предупреждения ОНР важны …

ранняя диагностика отклонений в речевом развитии;

□ развитие тонкой моторики пальцев рук;

ранняя логопедическая работа;

□ способность к звуковому анализу и синтезу

Для проявлений раннего детского аутизма характерно …

отсутствие прямого зрительного контакта «глаза в глаза»

Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны…

□ способность к звуковому анализу и синтезу

Для резидуально-органического поражения головного мозга свойственны.

○ тяжелые расстройства сна и аппетита;

○ нарушение памяти и интеллектуальных возможностей;

сумеречные помрачения сознания.

Для суждения о наличии аутизма наиболее значим следующий показатель:

понимание словесной просьбы

наличие познавательных интересов

уровень речевого развития

Дрожание пальцев рук и языка при детском церебральном параличе называется …

Задачей коррекционных – компенсаторных мероприятий является…

○ исправление первичных отклонений в развитии

○ возмещение недостатков психофизического развития

воздействие на весь комплекс вторичных отклонений

○ активизацию высших психических функций организма

Задачей специальной педагогики является …

○ прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии;

○ подготовка правовых документов по социальной защите детей-инвалидов;

○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями;

разработка программ образования лиц с ограниченными возможностями

Задачей специальной педагогики является …

○ определение методики медицинского обследования дефектов

○ разработка методов лечения отклонений в развитии

изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

○ интеграция государственного и благотворительного финансирования специального образования

Задачей специальной педагогики является …

○ выявление закономерностей психического развития аномального ребенка

изучение и осуществление интеграции лиц с ограниченными возможностями

○ экономическое обеспечение включения человека с ограниченными возможностями в общество

○ составление медицинских реабилитационных программ

Задачей специальной педагогики является…

○ изучение психологических проблем интеграции

○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями

○ обеспечение вариативности финансирования специального образования

выявление закономерностей специального образования

Задачей специальной педагогики является…

1) изучение существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями

2) разработка психологических диагностических методик

3) установление биологических причин отклонения в развитии

4) определение способов финансирования системы специального образования

Задачей специальной педагогики является…

разработка принципов специального образования

изучение психологических проблем интегрированного обучения

выявление влияния патогенных факторов на нарушения в развития

контроль за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями

1) затруднениями коммуникации

2) несформированностью лексического запаса

3) судорогами речевого аппарата

4) специфическими ошибками на письме

Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в ______»

3) плюс вторичного дефекта

4) плюс компенсации

Здоровье можно определить как

○ ощущение физического и психологического комфорта

состояние полного физического, душевного, социального благополучия

Значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка достигается в результате специальных педагогических воздействий по развитию …

Игровая деятельность детей с синдром раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…

□ сформированность сюжетно – ролевый игры

длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода обувь и т.п.)

□ творческое развитие сюжета игры

Избирательного использования методов и средств в соответствии с недостатками развития каждого ребенка требует принцип …

○ деятельностного подхода в обучении и воспитании

дифференцированного и индивидуального подхода

○ социально-адаптирующей направленности образования

Изменения и корректировка содержания общеобразовательных предметов в специальной школе направлены на…

1) расширение образовательной программы

2) усложнение учебных программ

3) преодоление недостатков развития детей

4) повышение сложности уровня обучения

Изначальными причинами ранней дезадаптации не являются

○ нейробиологические нарушения формирования мозговых систем

○ органические повреждения центральной нервной системы

постнатальные травматические факторы

○ нарушения соматического и психического развития

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований…

Интеллектуальное развитие детей с ДЦП имеет следующее особенности:

□ сохранность вербально – логических форм мышления

□ достаточной по возрасту уровень развития наглядных форм мышления

парциальная несформированность высших психических функций

неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальный недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих)

Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в следующем:

1) наблюдается недостаточность общего психического тонуса

2) отдельные функции развиваются замедленно, другие – патологически ускоренно

3) выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность

4) парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности

Исходя из МКБ-10 РДА определен в категорию:

общие (первазивные) расстройства развития;

○ расстройства социального функционирования;

○ эмоциональные расстройства поведения;

○ смешанные специфические расстройства развития

К информационным методам воспитания детей с ограниченными возможностями относят…

использование средств массовой информации

примеры из окружающей жизни

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся:

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся

4) умственно отсталые

К компонентам личностной реабилитации НЕ относится

1) формирование адекватных форм социального поведения

2) воспитание чувства собственного достоинства

3) лечение недостатков, последствий дефекта

4) преодоление чувства малоценности, маргинальности

К методам сбора информации в специальной психологии относят

изучение документации ребенка;

изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ)

К нарушениям бинокулярности зрения относят:

К нарушениям мышечного тонуса относят…

К основным психическим нарушениям при ДЦП относят …

□ дефицитарность зрительного восприятия

нарушения формирования познавательной деятельности

□ дефицитарность слухового восприятия

К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…

□ наличие развернутой сюжетно – ролевый игры со сложным игровым содержанием

наличие предметно – игровых действий (укачивание куклы, катание машины)

процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий

К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят:

увеличение числа вторичных отклонений

уменьшение возможностей компенсации

□ увеличение возможностей компенсации

□ психическое развитие сводится к сумме особенностей при каждом нарушении

К параметрам дизонтогенеза относится…

1) социальное влияние

2) генетическое влияние

3) речевое недоразвитие

4) этиология нарушений

К поведенческим особенностям детей с выраженной речевой патологией относят…

□ отсутствие психической дистанции со взрослым

□ отсутствие критического отношения к собственным поступкам

К проявлениям феномена тождества при аутизме относят:

стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем

противодействие любым изменениям в окружающем

К речевым недостаткам слабослышащих детей относят…

1) наличие эхолалий

2) сохранное понимание речи

3) ограниченный словарный запас

4) недостатки произношения

К условиям нормального психического развития (по А.Р. Лурия) можно отнести:

наличие обучения и воспитания

□ благоприятную семейную обстановку

сохранность анализаторных систем

К целям общего уровня специальной педагогики относится …

○ формирование у глухих навыков восприятия устной речи по чтению с губ

○ овладение незрячими детьми навыками ориентировки в пространстве

○ освоение слабослышащими навыков использования остаточного слуха

Какая разновидность эксперимента предпочтительнее в проведении исследований в области специальной психологии: индивидуальный или групповой?

индивидуальный за исключением тех случаев, когда изучаются какие-либо социально-психологические феномены (общение, отношение и т.п.)

□ обе разновидности используются примерно в одинаковых пропорциях

□ групповой, т.к. это существенно сокращает время проведения процедуры

Какая форма интегрированного обучения наиболее приемлема для детей с интеллектуальной недостаточностью?

○ специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях

○ обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми

○ при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична

обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения» и т.п.

Классификацию типов акцентуации характера разработал…

Ключевым в теории компенсации А. Адлера является понятие…

Компенсация высших психических функций возможна…

только в результате специального организованного обучения

через медикаментозное лечение

за счет автоматической перестройки центральной нервной системы

в процессе саморазвития

Компенсация может быть:

Компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка за счет развития осязания относится к типу …

Концепция акцентуированных личностей была разработана…

Коррекционная работа с незрячим ребенком решает такие задачи, как…

□ поддержание эмоционального контакта

□ развитие зрительно-тактильного восприятия

стимулирование речевого подражания

обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями

Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве…

1) абилитации детей раннего возраста

2) процесса компенсации психических функций

3) системы мер, направленных на преодоление дефекта

4) специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения проводится поэтапно в зависимости от…

□ степени выраженности интеллектуального дефекта

□ уровня сформированности связной речи

уровня сформированности активного и пассивного словаря и грамматического строя речи

степени нарушения зрения

Место и степень поражения слуха определяются при помощи…

Методология специальной психологии базируется на принципах:

□ единства сознания и деятельности

Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является…

3) изучение документов

Мутизм (отсутствие речи) является характерной особенностью речевого развития дошкольников с …

синдромом раннего детского аутизма

На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип …

○ развития мышления, языка и коммуникации;

○ деятельностного подхода в обучении и воспитании

Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича считается…

1) сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы

2) аномалии развития позвоночника

3) травматическое повреждение конечностей

4) медикаментозное вмешательство

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *