в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Смотреть фото в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Смотреть картинку в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Картинка про в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Фото в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят Мария Артемова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра. Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [3].

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде [2].

Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождениереализуется через следующие направления деятельности: диагностическое; профилактическое; коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное; поддерживающее; просветительское.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательногопространства являются:

— приоритет интересов сопровождаемого;

— непрерывность сопровождения;

— целенаправленность сопровождения;

— систематичность сопровождения;

— гибкость сопровождения;

— комплексный подход к сопровождению;

— преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

— принцип сетевого взаимодействия;

— рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Деятельность специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи, в том числе коррекционной, в преодолении трудностей в обучении.

Эффективной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка[2]. Стратегию включения ребенка определяют специалисты ПМПК, а разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, адекватных особенностям ребенка является задачей ПМПк.

Процесс психолого-педагогического сопровожденияцикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной) [2]. Так, первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения. Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения.

На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка. В то же время, каждый специалист должен предоставить данные по результативности собственной профессиональной деятельности. На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Список использованной литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old.mon.gov.ru (дата обращения: 01.11.2014).

2. Семаго, М. М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Лекция / М. М. Семаго. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu-pmpk.ru (дата обращения: 01.11.2014.)

в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Смотреть фото в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Смотреть картинку в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Картинка про в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входят. Фото в перечень базовых компонентов психолого педагогического сопровождения инклюзивной практики входятПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого — педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка Гиперактивность – это двигательная расторможенность, повышенная моторная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, порождающая.

Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования Одним из центральных вопросов, который сегодня обсуждается специалистами образования, является внедрение в практику принятого Федерального.

Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура» Методическая разработка. Психолого-педагогическое сопровождение соревнований. Этапы сопровождения: 1. Подготовительный 2. Соревнование 3.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса» Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание.

Источник

Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную

практику, как компонент целостного

психолого- педагогического сопровождения.

Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого- педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. Педагог является центральной

фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого- педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все — отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов.

У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следующие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы.

Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки. Таким образом, определяются две содержательные линии необходимой профессиональной поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении:

1. Развитие психолого- педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).

2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и внеучебных мероприятий с детьми, родителями).

Можно условно выделить и две крайние позиции педагогов, начинающих целенаправленно работать в инклюзивной практике (табл. 2.8).

Можно отметить, что система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого- педагогического сопровождения должна ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.

2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда. И важным моментом здесь становиться, что бы цели профессиональной деятельности формулировал сам педагог.

3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности.

Можно выделить следующие компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику:

Организационная поддержка. Создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временные и пространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.

Основными задачами организационных мероприятий по отношению к педагогу являются:

1. Постановка целей в SMART формате. ( Цель деятельности должна быть конкретной, измеримой, достижимой, согласованной и на определенное время)

2. Распределение зон ответственности специалистов, введение правил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка.

3. Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач.

К наиболее адекватным формам, в которых может быть выстроена такая поддержка относятся:

1. Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики.

2. Проведение сессий психолого-медико-педагогического консультирования.

3. Групповые консультации.

Методическая поддержка: включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях

Основными задачами методической поддержки являются:

• повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности в области инклюзивного образования,

• овладение современными педагогическими технологиями,

• обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.

Формы методической поддержки:

1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образовательного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике.

2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам инклюзивной практики.

3. Включение педагогов в программы повышения квалификации на базе Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

4. Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реализующих инклюзивную практику.

5. Посещение занятий специалистов и уроков коллег.

7. Консультации по реализации ИОП ребенка на базе Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

8. Оформление методических рекомендаций по результатам педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство.

Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии

Основные задачи психологической поддержки:

1. определение и использование личностных ресурсов,

2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей,

3. преодоление сложившихся стереотипов,

4. обучение навыкам эффективного взаимодействия

6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания».

Соответствующие эффективные формы:

1. консультация, коучинг

2. экспертная оценка

3. супервизия педагогических ситуаций

4. тренинг коммуникативных навыков

Основные субъекты взаимодействия с педагогом в условиях реализации инклюзивной практики и их ориентация на сопровождение педагогов представлены в таблице 2.9.

Приоритетные направления деятельности специалистов психолого- педагогического сопровождения в помощи педагогам, включенным в инклюзивные процесс.

• удержание приоритетных целей реализации инклюзивной

• обеспечение нормативно- правового регулирования инклюзивной практики

• профессиональные границы компетентности специалистов и педагогов

• планирование необходимых мероприятий по реализации целей инклюзивного процесса

• информирование педагогов о результатах психологической диагностики,

• составление совместного плана работы, определение задач

и разграничение обязанностей,

• Проведение совместных уроков и внеурочных мероприятий

• Обсуждение результатов логопедической диагностики,

• Методические рекомендации о методах и приемах, которые может применять учитель на уроке,

• Проведение уроков в диаде «учитель- логопед»

• Планирование уроков в диаде «учитель- дефектолог»,

• Методические рекомендации педагогу по методам и приемам, которые можно применять на уроке, обсуждение результатов.

• информирование о системе повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования,

• построение плана повышения квалификации

• включение в профессиональное сообщество педагогов, реализующих инклюзивную практику

• Распределение функциональных ролей в отношении субъектов инклюзивной практики в урочной и внеурочной деятельности,

• выработка программы совместной работы в урочной и внеурочной деятельности

Обозначим в целом основные мероприятия, направленные на организационную, методическую и психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику, которые в обязательном порядке должны включаться в структуру целостного сопровождения

педагогов со стороны других специалистов образовательного учреждения:

1. Проектные семинары, посвященные вопросам проектирования моделирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации ИОП в образовательном процессе.

2. Вопросы проведения психолого- медико- педагогического консультирования, в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога- психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач

инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.

3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах педагогической диагностики, целях и задачах психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

4. Консультирование педагогов по результатам диагностики специалистов и результатам мониторинга социальных отношений в классе, определение педагогических задач деятельности педагога, консультирование о особенностях индивидуального стиля педагогической деятельности на материалах мониторинга и анализа стиля педагогического взаимодействия на уроке).

5. Проведение уроков в диаде «педагог- дефектолог», «педагог- логопед», «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.

6. Консультирование по методическим вопросам в очной и дистанционной форме: организация урочных и внеурочных мероприятий, содержание уроков, применение методов и приемов коррекционной педагогики для достижения наилучшего образовательного результата.

1. Алёхина С.В., Фальковская Л.П. «Педагог инклюзивной школы:новый тип профессионализма» // Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2014.-28 с.

2. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.

3. Битянова М.Р., Меркулова Т.В. «Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты» // Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2014.- 44 с.

4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

5. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. «Основные педагогические технологии инклюзивного образования» // Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2013.-36 с.

6. Семаго Н.Я. «Специальные образовательные условия инклюзивной школы» // Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2014.-38 с.

7. Создание и апробация модели психолого – педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, Семаго М.М. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

Источник

Конрольная работа на тему » Принципы построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Начального образования

По дисциплине: Инклюзивное образование

На тему: «Принципы построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии»

Сеничева Мария Евгеньевна

Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения…………………………………………………………..…4

Основные этапы и особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса…………………………………7

Технология психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике…………………………………………………………………….9

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра. Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии).

Основные понятия и принципы психолого – педагогического сопровождения

Эффективность индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по общим показателям: удовлетворенность ребенка с ОВЗ и его родителей пребыванием в ОУ; уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной «Я-концепции»); успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностями ребенка видам деятельности, способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми; эффективность реализации индивидуальной программы сопровождения.

Можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:

1. Непрерывность. Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью , вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

4. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В старших классах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

5. Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *