в перспективном плане обязательно указывают следующие формы организации обучения педкампус
В перспективном плане обязательно указывают следующие формы организации обучения педкампус
1. Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие дополнительное образование.
2. Охарактеризуйте основные положения методики развития творческого потенциала учащихся. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте основные преимущества ТРИЗ-педагогики. Предложите идеи ее практического применения
Здравствуйте! Помогите пожалуйста
Задание 1
Что представляет собой Риторический канон? Изложите четыре закона риторики. Какое значение они имеют в педагогическом процессе? Приведите примеры их реализации в практике педагога-библиотекаря.
Задание 2
В чем состоит различие традиционного и информационно-коммуникационного подходов к обучению? Какую роль играет педагог в каждом из подходов? Что представляет собой цифровая грамотность? Какими параметрами она характеризуется и какую роль играет в профессиональной деятельности педагога-библиотекаря?
Охарактеризуйте основные концепции педагогики. Какие функции она выполняет? Какие общенаучные принципы предполагает методология педагогики? Какие источники и методы исследования предполагает педагогика? Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в практике педагога-библиотекаря и почему?
Раскройте предмет, задачи и методы педагогической психологии. Какова структура педагогической деятельности с точки зрения педагогической психологии? Изложите основные мотивы учения. Какие способы (инструменты) повышения мотивации к учению возможно использовать в практике педагога-библиотекаря?
Охарактеризуйте социальные функции библиотеки. Изложите и раскройте формы обслуживания читателя в библиотеке. Каковы этапы развития информационной среды? Что представляет собой информационная культура личности? Каково ее значение?
Разработка перспективно-тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями
Разработка перспективно – тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями
«Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим».
Лихтенберг Георг Кристоф
Ведение документации, к которой относятся планы, в соответствии с ФГОС ДО для воспитателя является необходимым этапом работы.
Предлагаю вспомнить виды планирования в ДОУ.
Стратегическое (долгосрочное) планирование (3 – 5 лет)
— Программа развития ДОУ
— Образовательная программа ДОУ
— Инновационные проекты, программы
Тематическое (краткосрочное) планирование (1 год)
— Учебный план
— Годовой план
— Перспективный план
Оперативное планирование (день, неделя, месяц)
— календарный план
План – рабочий документ, назначение которого – помочь участникам образовательного процесса в достижении намеченных задач.
Сегодня мы остановимся на перспективном плане
Что такое перспективный план и действительно ли он так необходим?
Перспективное планирование помогает воспитателю
— равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки;
— заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения;
— устранить отрицательный эффект неопределенности;
— сосредоточить внимание на главных задачах;
— добиться экономичного функционирования.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
При разработке плана педагогдолжен ориентироваться на федеральные нормативные документы:
Конституцию ст. 43, 72,
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановление Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“»,
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
Письмо Минобрнауки от 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Какую бы форму планирования образовательного процесса ни выбрал педагог,следует соблюдать несколько важных условий:
• объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования (что уже пройдено с детьми, какие результаты получены);
• выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с образовательной программой ДОО, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
• четко представлять те результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит получить планируемые результаты.
Основные принципы календарно-тематического планирования:
При этом необходимо учитывать:
• комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
• построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
• реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона, возраста детей.
Планируя воспитательно-образовательный процесс, следует охватывать все образовательные области.
Перспективный план составляется на учебный год с определением задач и содержания на каждую тему.
Перспективное планирование является регулятором деятельности воспитателей и специалистов ДОУ. Разрабатывается ими самостоятельно на основе образовательной и адаптированной программ ДО.
Алгоритм планирования
По требования ФГОС планирование должно носить комплексно-тематический характер, что предполагает выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть вызывать личностный интерес детей,положительное эмоциональное отношение: традиционные события, праздники, лексические темы и т. д. Допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида.
Предлагаю для рассмотрения циклограмму тематических недель на учебный год, которая разработана и утверждена в нашем ДОУ. (слайд)
Каждая тема должна заканчиваться проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
по видам детской деятельности: двигательная, игровая, изобразительная, чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, конструирование;
по направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
по теме лексической или циклограммы ДОУ.
Также необходимо включить в структуру планирования различные формы взаимодействия с семьей (анкетирование, педагогическое просвещение родителей, мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т. д.); совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); и совместные мероприятия с учреждениями социума (школа, музей, учреждение дополнительного образования и т. д.).
В плане следует прописать ожидаемые результаты.
Перспективное планирование осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим с учётом расписания образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей
В перспективном плане обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей, даты начала и окончания плана.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение». Б. Т. Вашингтон
Итоговая аттестационная работа- Педкампус (2)
Примерные вопросы, которые могут Вам встретиться
1. Изложите четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности педагога-организатора и почему?
2. Сравните традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает? Охарактеризуйте современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны в практике педагога-организатора и почему?
3. Что представляет собой образовательная среда? Опишите структуру педагогического процесса и охарактеризуйте его этапы. Охарактеризуйте виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.
4. Охарактеризуйте право на образование как личное, социальное
, культурное право, право человека, право гражданина и
субъективное отраслевое право. Что, согласно ФЗ «Об образовании в РФ», включает в себя система образования?
5. Охарактеризуйте креативно-ориентированное обучение в системе развивающего обучения. Изложите и раскройте принципы креативно-ориентированного обучения. Как они могут быть реализованы на практике?
Задание 3
Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых. Приведите примеры.
Виды образовательных технологий, используемые в практике дополнительного образования
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает в себе обучение (нормативно-релевантная деятельность общества) и обучение (индивидуальная деятельность ребенка).
В соответствии с этой технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от общей образовательной программы, носит индивидуальный характер, основана на характеристиках этого ребенка и гибко адаптируется к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей образовательной системы является индивидуальность личности ребенка, поэтому методологическая основа этой технологии состоит в дифференциации и индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализации образования (адаптивная) представляет собой такую технологию обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения реализован в определенной степени во многих технологиях, поэтому он считается проникающей технологией.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей можно использовать несколько вариантов, учитывающих индивидуальные особенности и возможности учащихся:
1. Формирование однородных учебных групп с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностика динамических характеристик личности.
2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разных уровнях, когда невозможно сформировать целую группу по направлению.
3. Профильное обучение, начальное профессиональное и предпрофессиональное обучение в старших группах на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов учащихся и их успешности в том или ином виде деятельности.
4. Создание персонализированных программ обучения по направлениям.
Почему многие преподаватели предпочитают в своей работе индивидуальное обучение? Именно эта форма обучения позволяет адаптировать все виды обучения к каждому ребенку. Подходя индивидуально можно отследить успех обучения, по необходимости корректировать процесс обучения. Благодаря этому учащиеся не растрачивают свой потенциал, а направляют его в нужное русло. В общеобразовательной школе индивидуальное обучение используется, но ограниченно.
Групповые технологии.
Под групповыми технологиями понимаются совместная работа. Деятельность учащихся, взаимодействие, взаимосвязь и взаимопомощь в процессе совместной деятельности и обучения, а также коррекцию действий.
Различают следующие виды групповых технологий:
• групповой опрос,
• публичный обзор знаний;
• учебная встреча;
• обсуждение;
• пор;
• нетрадиционные занятия (конференции, путешествия, комплексные занятия и т. д.).
групповая технология отличается тем, что группа учащихся делится на подгруппы, для более удобного и эффективного решения поставленных конкретных задач.
В ходе выполнения задания виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться. Это зависит от поставленных целей
1. Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике дошкольного образования? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми для данного уровня образования? Ответ аргументируйте.
2. Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в дошкольном образовании. Приведите примеры их реализации на практике.
3. Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие дошкольное обучение и воспитание.
4. Охарактеризуйте основные здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации. Приведите примеры их реализации на практике.
5. Охарактеризуйте группы методов и приемов обучения по основным формам мышления. Приведите примеры их использования в практике дошкольной образовательной организации.
Задание 1
Охарактеризуйте факторы воздействия внешней и внутренней среды на образовательный комплекс.
Задание 2
Какие модели оценки уровня информатизации школы являются наиболее популярными сегодня? Охарактеризуйте их. Приведите примеры их реализации.
Задание 3
Охарактеризуйте основные показатели эффективности образовательной организации.
Задание 4
Какие современные механизмы и процедуры подбора кадров Вы находите наиболее эффективными для образовательных организаций? Ответ аргументируйте. Приведите примеры.
Задание 5
Охарактеризуйте основные группы педагогических способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности учителя и преподавателя вуза.
Представьте систему дидактических принципов технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Приведите примеры практической реализации данных принципов.
Задание 2
Изложите структурные элементы учебного занятия по английскому языку в рамках системно-деятельностного подхода. Укажите дидактические задачи и показатели результата каждого этапа.
Задание 3
Перечислите и охарактеризуйте уровни реализации принципа метапредметности в рамках системно-деятельностного подхода. Предложите способы их реализации в практике преподавания английского языка.
Задание 4
Охарактеризуйте основные черты процесса обновления контрольно-оценочной системы в школе. Как Вы считаете, способствует ли такое обновление повышению результативности процесса обучения английскому языку?
Задание 5
Изложите основные положения методики обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС. Приведите примеры их реализации на практике.
Задание 1
Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в обучении физической культуре.
Этапы инновационного образовательного процесса представлены следующим образом:
При этом значимую роль играет педагогическая технология, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Педагогическая технология – это область знаний, которая охвaтывает сферу практических взаимодействий учителя и учащегося в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, системaтизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидaктики, кибернетики, управления и менеджмента.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:
Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Цель использования технологии: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.
Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.
Применение элементов соревновательной технологии:
— при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – студент применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете;
— на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры;
— соревновательный метод очень эффективен в привлечении студентов к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – студенты охотно участвуют в соревнованиях между группами колледжа, активно болеют за команды однокурсников, что способствует более ответственному отношению к предмету «Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;
— во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает студентам обрести уверенность в своих силах.
Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования колледжной сборной команды по видам спорта.
Задание 2
В чем состоит специфика педагогических нововведений? В чем она проявляется при обучении физической культуре?
Управление новой системы образования в России строится на принципах:
В настоящее время модернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отражает общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Наблюдаемые трансформации состоят во внедрении европейских норм и стандартов в высшие учебные заведения Украины Основные направления осуществления инноваций в образовании связаны со спросом на технологические инновации, использование которых нацелено на совершенствование учебного процесса в контексте повышения его качества. Под технологическими инновациями мы понимаем инновации, направленные на разработку и внедрение новых средств и технологий обучения для более эффективного удовлетворения новых или прежних потребностей учащихся. Поскольку одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования по-прежнему является его информатизация, разработка технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля сориентирована, прежде всего, на создание новых информационных технологий обучения (ИТО).
Современные технологии обучения базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Однако полноценное применение компьютерных технологий требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека и технических средств, которую можно трактовать как проблему формирования биотехнической системы, где некоторым образом распределены управляемые информационные потоки. Таким образом, задачи разработки технологических инноваций и их дальнейшее внедрение в учебный процесс в системе подготовки специалистов физкультурного профиля требуют дальнейшего всестороннего изучения.
В системе дополнительного образования физкультурно-спортивная деятельность подростков выступает комплексным средством их гармоничного развития, способствуя приобретению дополнительных знаний, умений, формированию отношений к предметной среде, к людям, к себе, накоплению опыта здорового образа жизни. Развитие физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учреждении обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, государственным заказом, запросам семьи и самого подростка.
Задание 3
Какие факторы (силы) способствуют нововведениям в образовании, а какие препятствуют их развитию? Приведите практические примеры действия таких факторов. Какие выделяют типы новаторов?
Управление новой системы образования в России строится на принципах:
Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования.
Новые подходы к управлению процессом преподавания в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как:
Новые подходы к организации образования проявляются при:
В Южной Корее, например, начали использовать роботов-преподавателей, они работают с детьми, обучая их английскому языку. Робот контролируется преподавателем-носителем языка онлайн. Это позволило решить проблему нехватки кадров в Корее.
В Финляндии уже несколько лет практикуют альтернативную систему школьного образования. Учителя на основе образовательной программы сами могут выбирать стиль работы с учащимися, который они считают наиболее подходящим. Отсутствует система оценок. Конечно же, такая система предполагает высокую квалификацию самих преподавателей.
Также существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения. По выполняемым функциям выделяются следующие типы инноваторов:
В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуются новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый.