в первую группу моделей по оптимизации процесса спортивной тренировки входят
Моделирование в спортивной тренировке
Оптимизации процесса спортивной тренировки способствует использование различных моделей, которые могут быть отнесены к двум основным группам.
В первую группу входят:
1) модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата;
2) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
3) модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена.
Во вторую группу входят:
1) модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла;
3) модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;
4) модели тренировочных занятий и их частей;
5) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
В процессе моделирования необходимо: изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения; определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему; определить продолжительность времени моделирования.
При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей; относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности и др. необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризующих эти способности, не приносит реальной пользы.
При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их количественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спортсмену. Следует также предусматривать необходимую вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности или в различных структурных образованиях тренировочного процесса.
При разработке количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства используют следующие подходы:
1. Простое усреднение данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазона возможных колебаний.
2. Изучение значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией полученных данных до уровня заданного результата.
3. Получение жестких количественных параметров. Суть сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, полученными у конкретного спортсмена, и модельными величинами выявляются резервы дальнейшего совершенствования. Этот подход страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, которая, как убедительно показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с наличием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отрицательно связанных с первым.
Разработка модельных характеристик этапов многолетней под
готовки, макроциклов и периодов тренировки предусматривает соблюдение основных закономерностей становления спортивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности. Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов должны строиться на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления как факторов, стимулирующих приспособительные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена.
В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданных характеристик нагрузки.
Сопоставление индивидуальных характеристик соревновательной деятельности с модельными данными позволяет установить наиболее общие резервы повышения уровня подготовленности спортсмена, определить перспективы дальнейшего совершенствования.
Модельные характеристики подготовленности позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности. Модели подготовленности можно разделить на два уровня, на первом находятся модели, отражающие структуру подготовленности в зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины. Второй уровень моделей подготовленности представлен конкретными характеристиками, свидетельствующими о необходимом для достижения заданных результатов уровне развития различных сторон подготовленности спортсменов.
При разработке морфофункциональных моделей нужно ориентироваться на наиболее значимые показатели, определяющие способности спортсменов к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта.
Комплексные модели, включают как наиболее общие морфологические, так и основные функциональные показатели спортсменов.
Общие основы моделирования в тренировочной деятельности.
По мнению известного специалиста в области кибернетики А.Н.Амосова [1994] с появлением ДНК, которую можно трактовать как «интеллект, управляющий через сигналы», в живых системах реализуются целевые функции – выживание, экспансия, совершенствование. При этом, «возможности эволюции заложены в изменчивости генов, избыточности размножения и естественном отборе» [А.Н.Амосов, c.9]. С появлением человека начался отбор по признаку интеллекта, за счет расширения памяти и появлений программ творчества в виде речи, знаков и орудий. А вслед данным компонентам появились различные модели. Действия управляющих систем «типа живых» осуществляются на основе «Общего Алгоритма Разума». «Разум есть аппарат и программы управления объектами через действия с моделями, по критериям оптимальности, воплощающими его (разума) Целевую Функцию». Таким образом, центральным понятием, объясняющий разум является «модель: система, отражающая избранным кодом некий оригинал, его структуру, функции» [С. 12, 13].
Можно говорить, что для прогнозирования поведения объектов необходима модель. Модель по Уткину В.Л. [1983] создается с учетом следующих основных методических принципов:
— системности – объект прогнозирования рассматривается как система, а с учетом цели определяется набор элементов и структур необходимых для ее достижения;
— природы специфичности – при создании модели объекта учитывается специфика его природы, а также физические и иные основы процессов взаимодействия между элементами;
— оптимизации – сложность модели в ее иерархической соподчиненности должна обеспечить заданную достоверность и точность прогноза в требуемый срок.
Научной основой моделирования является системный подход, который позволяет учитывать многообразие факторов, определяющих спортивный успех. Организм спортсмена рассматривается как система, эффективность деятельности которой оценивается мерой полезного адаптивного результата. Полезный эффект тренировочных нагрузок проявляется в конечном итоге в соревновательных успехах спортсмена.
Одним из главных принципов в рамках которого реализуется спортивный успех, является целевая направленность к высшему спортивному мастерству.
Оптимизация процесса спортивной тренировки предполагает использование различных моделей, которые могут быть отнесены к двум основным группам. В первую входят:
1. Модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата.
2. Морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма, возможности отдельных функциональных систем.
3. Модели, определяющие основные стороны подготовленности спортсмена.
Во вторую группу входят:
1. Модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла.
2. Модели крупных структурных образований тренировочного процесса этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки.
3. Модели тренировочных микроциклов, занятий и их частей.
4. Модели тренировочных упражнений и их комплексов.
В процессе моделирования необходимо:
n изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели;
n определить степень детализации модели, т.е. число параметров, включенных в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему;
n определить продолжительность времени моделирования.
Метод моделирования как метод научного познания представляет собой воспроизведение формы предметов или явлений с целью их изучения. Это исследование свойств каких-либо объектов (процессов) с помощью других объектов, являющихся их моделью. Люди издавна использовали моделирование как средство познания. Встречаясь в своей деятельности с чем-то неизвестным, человек, прежде пытался сопоставить это неизвестное с уже известным. При сравнении неизвестного с известным, происходит перенос знания со второго на первое, иными словами, известное выступает как модель неизвестного. Метод моделирования и позволяет получить знания об исследуемом объекте или явлении не путем его непосредственного изучения, а путем изучения аналогичного явления на модели. Использование метода моделирования в спортивной практике находит свое отражение в создании модели спортсмена, способного показать запланированный высокий спортивный результат. В системе управления подготовкой спортсменов все большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. Модельные показатели позволяют более правильно определить направленность учебно-тренировочного процесса и тем самым повысить эффективность работы на любом уровне подготовки спортсмена. Известно, что выдающийся спортсмен может служить своего рода эталоном для занимающихся этим видом спорта. Чтобы эффективно осуществлять процесс спортивного совершенствования необходимо выявить основные особенности, присущие спортсменам экстра-класса. Модель сильнейшего спортсмена должна определять не только наиболее существенные показатели, но и возможный порог отклонений от «идеала», а также предусматривать определенные изменения в связи с предлагаемым ростом спортивного мастерства. В определении величины оптимальных отклонений нет еще полной ясности. В.В. Бунак нормальными считает такие отклонения, которые не выходят за пределы средней арифметической более чем на 0,5 среднеквадратического отклонения. При оценке этих представлений необходимо исходить из того, что к числу нормальных отклонений следует относить такие, которые определяют лишь качественные изменения и не влекут за собой перехода к новому качеству. Имеются данные о том, что для спортсменов невысокого класса характерна большая вариативность модельных признаков, а факторов, ограничивающих спортивный результат, сравнительно много. С ростом спортивного мастерства вариативность уменьшается. Эффективное моделирование возможно только с позиции системного подхода. Согласно системному подходу, спортивное совершенствование представляется как поиск наиболее оптимального соотношения подсистем и элементов, наиболее рациональных путей перехода из одного состояния в другое. В этом случае управление какой либо системой взаимодействующих факторов предполагает не только качественный, но и количественный учет связей, вносящих вклад в развитие того или иного состояния организма.
Для каждого сложного объекта можно создать неограниченное число моделей с различной детальностью (дифференцированность) и обобщенностью. Любые программы тренировок теперь выступают, как возможности изменять модели, а при необходимости и перепрограммировать их.
В спортивной тренировке выделяют самые различные модели, относящиеся к двум основным группам. В первую из них входят:
1)модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности и ее характеристики, необходимые для достижения заданного результата;
2)морфологические модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
3)модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена.
Во вторую группу входят:
1)модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла;
2)модели крупных структурных образований тренировочного процесса, этапов многолетней подготовки, микроциклов и периодов подготовки;
3)модели тренировочных этапов, мезо и миркроциклов;
4)модели тренировочных дней и их частей;
5)модели отдельных упражнений и их комплексов.
Теоретические основы составления модели сильнейших спортсменов разработаны В.В. Кузнецовым А.А. Новиковым, Б.Н. Шустиным [1975]. В соответствии с их установкой обобщенная модель разбивается на части или компоненты, которые располагаются по степени значимости на трех уровнях.
Блок-схема модели сильнейших спортсменов (по А.А.Новикову,1975).
Уровень | Вид модели | Модельные характеристики |
1 | Соревновательная модель | Наиболее характерные показатели соревновательной деятельности в конкретном виде спорта. |
2 | Модель мастерства | Специальная физическая подготовленность. Техническая подготовленность. Тактическая подготовленность. |
3 | Модель спортивного мастерства | Функциональная подготовленность. Психологическая подготовленность. Морфологические особенности. Возраст и спортивный стаж. |
Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 254 ; Мы поможем в написании вашей работы!
XI. 3. Моделирование в спортивной тренировке
Во вторую группу входят: 1) модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла; 2) модели крупных структурных образований тренировочного процесса — этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; 3) модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; 4) модели тренировочных занятий и их частей; 5) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. В процессе моделирования необходимо:
— изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения;
— определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему;
При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности и др. необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризующих эти способности, не только не приносит реальной ползы, но даже излишне усложняет модель и не позволяет реализовать по отношению к ее параметрам весь управленческий цикл, включающий наряду с модельными характеристиками методы и средства совершенствования различных качеств и способностей, систему распределения их во времени, контроль и коррекцию и т. д. Указанные модели должны быть настолько сложны, чтобы обеспечивать возможность дифференцированной оценки и последующего совершенствования всех основных компонентов соревновательной деятельности и подготовленности. Однако эта мера сложности не должна превышать определенных границ, что сделало бы малореальным процесс управления отдельными компонентами, входящими в модель.
При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их количественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спортсмену. Следует также предусматривать необходимую вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности или в различных структурных образованиях тренировочного процесса. Однако учет всех факторов при разработке модельных характеристик не может подменить четких рекомендаций, касающихся методологии разработки конкретных количественных показателей. Эта методология делает лишь первые шаги и еще не может удовлетворить реальные запросы спортивной практики.
Сложности касаются прежде всего разработки количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства. По существу, в настоящее время можно выделить три различных подхода к этому вопросу.
Первый из них связан с простым усреднением данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазона возможных колебаний. При описании особенностей соревновательной деятельности прибегают к усреднению показателей работоспособности спортсменов на различных участках дистанции. Это противоречит представлениям о многообразии тактических вариантов преодоления дистанции, которые определяются индивидуально для каждого спортсмена в зависимости от особенностей его подготовленности и условий соревнований.
Второй подход связан с изучением значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией полученных данных до уровня заданного результата.
Третий подход предполагает получение жестких количественных параметров. Суть его сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного- показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, полученными у конкретного спортсмена, и модельными величинами выявляются резервы дальнейшего совершенствования. Этот подход также страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, которая, как убедительно показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с наличием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отрицательно связанных с первым.
Применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности в основу методологии разработки модельных характеристик кроме изучения и использования данных о группах, выдающихся спортсменов должны лечь всесторонние исследования возможностей отдельных выдающихся спортсменов и групп спортсменов (родственных по морфофункциональным и типологическим особенностям): их задатков, способностей, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязи между ними, компенсаторных возможностей организма.
Разработка модельных характеристик этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки должна предусматривать соблюдение основных закономерностей становления спортивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности. Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов должны строиться на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления как факторов, стимулирующих приспособительные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена.
В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданнных характеристик нагрузки.
Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов строятся на основе учета механизмов прочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования различных составляющих подготовленности параметрах тренировочной нагрузки — продолжительности отдельных упражнений и их комплексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, обгцего числа упражнений.
Виды моделей, применяемых в спорте
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СПОРТЕ
Эффективное управление тренировочным процессом связано с использованием различных моделей. Под моделью принято понимать образец (стандарт, эталон) того или иного объекта, процесса, явления.
Модели, используемые в спорте, делятся на две основные группы:
В первую группу входят:
— модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;
— модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;
— морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства.
Вторая группа моделей охватывает:
— модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане;
— модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, а также годичных циклов, периодов, этапов;
— модели тренировочных занятий и их частей;
— модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
В процессе моделирования необходимо:
— увязать применяемые модели с задачами этапного, текущего и оперативного контроля и управления, построения различных структурных образований тренировочного процесса;
— определить степень детализации модели, т. е. количество параметров, включаемых в модель, характер связи между отдельными параметрами;
— определить время действия применяемых моделей, границы их использования, порядок уточнения и замены.
Модели, используемые в практике тренировочной и соревновательной деятельности, могут быть разделены на три уровня: обобщенные, групповые и индивидуальные.
Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выявленную на основе исследования относительно большой группы спортсменов определенного пола, возраста и квалификации, занимающиеся избранным видом спорта. К таким моделям могут быть отнесены, например, модели соревновательной деятельности. Модели этого уровня носят общеориентирующий характер и отражают наиболее общие закономерности тренировочной и соревновательной деятельности.
Групповые модели строятся на основе изучения, конкретной совокупности спортсменов (или команды), отличающихся специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта.
Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузки и т. п. В результате получают самые различные индивидуальные модели соревновательной деятельности, различных сторон подготовленности, моделей занятий, микроциклов, непосредственной подготовки к соревнованиям и т. п.
В спортивной практике находят применение модели всех трех уровней. Модели более высокого уровня, обеспечивая общие направления спортивной подготовки и участия в соревнованиях, детализируются в индивидуальных моделях и создают предпосылки для разностороннего управления тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ В СПОРТЕ
Разработка и использование моделей связаны с моделированием процессом построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации процесса спортивной подготовки и участия в соревнованиях.
Основным разделом методологии разработки модельных характеристик является выбор способов установления их количественных уровней, которые должны соответствовать модели.
В процессе моделирования необходимо:
Изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения; Определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему; Определить продолжительность времени моделирования, которое должно быть достаточно для того, чтобы успели проявиться все характерные признаки данного явления.
Показатели, применяющиеся при формировании моделей в сфере спорта, должны находиться в строгом соответствии с особенностями вида спорта, группой и видом создаваемых моделей, уровнем квалификации и подготовленности спортсмена, его возрастом и полом и т. д. При этом следует учитывать, что показатели, отражающие функциональные возможности спортсменов, могут носить консервативный и неконсервативный характер, быть компенсируемыми, некомпенсируемыми или компенсируемыми частично.