в процессе обучения и воспитания нужно проявлять гуманность и
Воспитание гуманности у дошкольников
Юлия Пусева
Воспитание гуманности у дошкольников
Воспитание гуманности у дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок только начинает понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Помочь ему в этом может взрослый, оценивая добрые и плохие поступки, читая ребенку потешки, сказки, а так же, сам являясь показательным примером для ребенка.
Необходимо привлекать внимание ребенка к способам выражения эмоционального состояния другим человеком. Необходимо научить ребенка «читать» эмоции. Например, глядя на сюжетную картинку, ребенок рассказывает, кто веселый, а кто грустный и почему? Как мы можем поддержать героя или помочь ему?
Возможно проигрывание в группе разных жизненных ситуаций с последующим оцениванием поведения каждого ребенка в данной ситуации. Например, мальчики играли в комнате и разбили вазу и спрятали осколки под ковер. Как бы вы поступили в данной ситуации, почему? А что бы вы посоветовали этим мальчикам, чем бы вы им помогли?
Такие беседы с детьми способствуют развитию воображения и мышления. Дети способны оценивать мораль художественных произведений, способны оценить характер и поступки героев.
Сопереживание ребенка в дошкольномвозрасте проходит несколько стадий: переживание-сочувствие («Мальчику больно, мне жаль его», переживание-утверждение себя («Мальчику больно, я так не хочу», переживание-действие («Мальчику больно, я хочу ему помочь»). Воспитатель может проводить в группе этические беседы на тему возникших отношений в жизни группы или прочитав художественную литературу. Необходимо учить ребенка делать самостоятельные выводы. Можно использовать наглядные картинки и классифицировать их, например, по хорошим поступкам и плохим, или по чувствам героев на картинке.
Можно проводить беседы с детьми, а затем провести соответствующую ситуацию, например, поухаживать за больным ребенком или животным, создать совместный подарок для именинника, помочь друг другу на занятиях и др.
Главным условием в воспитании гуманности у детей является положительный пример взрослого. Необходимо увлекать детей своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Так, выработав свою систему воспитания гуманного отношения детей к окружающему миру, воспитатель формирует нравственность ребенка.
Выставка «Пасха Красная» В нашем детском саду четвёртый год работает кружок «Мир доброты». Я являюсь руководителем. Основная цель кружка: Формирование основ духовности.
Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.
В процессе обучения и воспитания нужно проявлять гуманность и
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Закономерности воспитания
Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.
1. Единство целей, содержания и методов воспитания.
2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.
3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.
4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.
Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.
Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.
Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.
7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.
8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.
9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.
Выше уже шла речь о принципах обучения. Конечно, две эти группы принципов связаны между собой. Но все же между ними есть и некоторые различия, каждая из этих совокупностей принципов имеет некоторую специфику, вытекающую из своеобразия процессов обучения и воспитания.
Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:
1. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.
Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.
2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает и активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом остается всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.
Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия.
Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.
Эти и им подобные нарушения подрывают авторитет руководителя и наносят непоправимый ущерб воспитательной деятельности, всему трудовому или учебному коллективу.
3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых.Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.
4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.
5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.
Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.
Сказанное не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность. Без сочетания уважения и доверия с высокой требовательностью невозможно эффективное решение ни трудовых, ни образовательных задач.
Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.
7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь» (см. гл. 9).
Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическуюсаморегуляцию человеческого организма. Более подробно о системе самовоспитания речь пойдет в одной из следующих глав.
Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.
Опора на положительное
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Гуманный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста как основа повышения эффективности педагогического образования
Актуальность и значимость данной проблемы определяется тем, что в России последние десятилетия полным ходом идет становление демократического общества, которое значительно зависит от утверждения человечности и гуманности в отношении между людьми. Именно поэтому гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных тем современности.
Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности.
Гуманистический подход в образовании предполагает создание благоприятных обстановок для развития личности; равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, через раскрытие личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему эпоха Сердца и Духовности, взаимности и любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление. [6]
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций.
Педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.А. Козлова, М. И. Лисина, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский и др. доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст. В этом возраста дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и их анализ.
В работах Р.С. Буре, И.С. Хомяковой и других прослеживается тесная связь гуманности с другими нравственными качествами: ответственностью, организованностью, инициативностью. Причем гуманность выделяется как основа, вокруг которой группируются нравственные качества.
В исследованиях А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Н.Н. Тарасевич, И.С. Хомяковой и других гуманность рассматривается как один социальных мотивов, заключающийся в проявлении сочувствия, сопереживания, помощи. Кроме того, подчеркивается тесная связь мотивационных и эмоциональных сфер личности дошкольника. «Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и осознаются дошкольниками». [5, c. 32]
Я.Л. Коломинский, Н.Л. Кряжева предполагают, что при воспитании гуманности большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям.
На втором этапе нами проведена работа с родителями, а именно проведена консультация с родителями по теме: «Сочувствие»
Наша работа была систематической и последовательной, так как мы работали в соответствии с составленным нами планом по воспитанию гуманности у дошкольников.
Основой опытно-педагогической деятельности по воспитанию гуманности стали беседы, решение проблемных ситуаций, игровая деятельность и художественная литература.
Мы провели 4 малоподвижных игры: «Поступки»; «Профессор»; «Вежливые слова»; «Хорошо и плохо» и 3 дидактических: «Хорошо или плохо»; «Что было дальше»; «Как ты поступишь?».
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. В результате игр дети формируют адекватные нормы поведения и коммуникативные навыки. В игре каждый ребенок стал активным членом игрового коллектива, была создана доброжелательная атмосфера, были созданы между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Мы убедились, что такие игры способствуют формированию и воспитанию гуманности у ребенка, которые необходимы для его гармоничного развития.
Нами было проведено 3 этических беседы по содержанию художественного текста: «Что такое добро?» ; «Чтение и анализ рассказа В.А.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»; «Будь вежлив. Стихотворение Н.Юсупов «Простите»»
Кроме того, мы проводили решение проблемных ситуаций. Нам были проведены следующие проблемные ситуации: «Игра в мяч»; «Как бы ты поступил?»; «Опоздание» ; «Вниз о лестнице».
Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить. Нами были созданы такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям.
Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих. [1]
Для того чтобы быстрее воспитать чувство гуманности у детей нами было разработано и изготовлено пособие «Шкатулочка мудростей». Это пособие было разработано для запоминания и анализирования пословиц и поговорок, способствующих воспитанию гуманности у детей. Пособие «Шкатулочка мудрости» помогает детям запомнить пословицы и поговорки, увидеть поучительную мысль пословицы и изменить свое поведение. Пособие «Воздушный шар» оказалось очень интересной задумкой. Два раза в неделю я утром приносила голубой воздушный шар, после прогулки, ребенок который совершил хороший поступок, оставлял краской отпечаток пальчика на шаре.
Нами была проведена консультация для родителей: «О сочувствии» (цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания гуманных качеств). Во время консультации внимание родителей было обращено на такое качество детей, как сочувствие. Консультации близки к беседам. Мы стремились дать родителям квалифицированный совет. Главное назначение консультации родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. После окончания консультации каждому родителю я дала буклет с рекомендациями воспитания сопереживания у детей.
Взаимодействие с родителями помогло повысить их педагогическую компетенцию, а значит они стали нашими помощниками по воспитанию гуманности.
По окончанию нашей исследовательской деятельности у большинства детей повысился уровень гуманности.
3. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – 15-е изд. перераб. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2015. – 432с. – Текст: непосредственный.
4. Микляева, Н.В., Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО / Н.В.Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт 2017. – 496с. – Серия: Профессиональное образование. – Текст: непосредственный.
5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст/ под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с. – Текст: непосредственный.