в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса
Комфортность обучения как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комфортность обучения как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса
Прежде всего, умственный труд связан главным образом с центральной нервной системой. Неверная организация обучения порождает временное снижение функциональных возможностей организма. Возникает утомление, а затем и переутомление, чреватое негативными последствиями для здоровья учащегося. Школьники страдают от чрезмерной учебной нагрузки дополнительных занятий. Отсюда их необузданное поведение и двигательная активность в короткие минуты отдыха на переменах, чрезмерная возбуждаемость и даже резкость с одноклассниками, учителями. Становится ясно, что о полной комфортности говорить не приходится. А ведь от её уровня зависит работоспособность учащегося. При этом не забудем, что у детей школьного возраста она снижается быстрее, чем у взрослых, особенно у младших школьников.
Комфортность как характеристика образовательной среды возможна в том случае, если в школе созданы условия для активизации способностей учащихся, развития их личности. Сохранить индивидуальность ученика можно лишь уважая посильные ритмы его работы, колеблющиеся по многим причинам. Нельзя травмировать ребенка, работающего медленно, так же, как нельзя тормозить мысли и дела его одноклассника, двигающегося в высоком темпе. Лучше взять разумную середину.
Одним из основных условий успешности образовательного процесса является создание комфортных условий обучения , таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Большую часть своего времени в детстве и подростковом возрасте человек проводит в школе. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми.
С 2002 года российскими исследователями В. Зайцевым и В. Кореневской ведется работа по изучению степени комфортности учащихся. Они утверждают, что низкая психологическая комфортность учащихся на уроке влияет на качество обученности по предмету. Чем у учащихся выше уровень общеучебных умений, тем легче им учиться и учить, тем меньше отрицательных эмоций у учеников, а отсюда и высокая степень комфортности.
Исследователи выяснили, что основными причинами дискомфорта являются:
1) сильный прессинг со стороны учителя;
2) авторитарное воздействие учителя;
3) присутствие страха не соответствовать ожиданиям окружающих;
4) отношение ученика к предмету, отсутствие интереса к нему;
5) отношение учителя, по мнению ученика, к нему;
6) как ученик чувствует себя на уроке;
7) доступность изложения учителем материала на уроке;
8) справедливое оценивание учителем работы ученика;
9) отношение ученика к объему домашнего задания;
10) использование директивного, подавляющего стиля педагогического общения;
11) ярко выраженный педантизм учителя, его неспособность к компромиссу в оценке знаний и поступков учащихся; отсутствие эмоционального контакта в общении с ними.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить заповеди, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
• создайте «домашнюю» атмосферу урока для раскрепощения учащихся;
• не приписывайте успех себе, а вину ученику;
• будьте великодушны, умейте прощать;
• хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
• не допускайте стрессообразующих ситуаций (всё и всегда должно быть под контролем);
• оценивайте поступок, а не личность;
• дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность;
• добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
• создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо частое поощрение учащихся);
• только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
• не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного климата, в которой дети будут радовать нас своими успехами и достижениями.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Комфортность обучения как одно из важнейших условий успешности образовательного процесса Педагог – психолог Степанюк Е.В. Учитель естествознания Калошина Т.Н.
Как отражается учебный процесс на физическом самочувствии школьников
Ощущение эмоционального благополучия и безопасности в ходе педагогического взаимодействия
• оценивайте поступок, а не личность; • дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность; • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину; • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки; • создавайте ситуацию успеха на уроке; • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира; • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. Заповеди улучшения комфортности:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-1080828
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Эффективность учебного процесса и факторы, оказывающие на нее влияние
Под эффективностью обучения Г.А.Ключников понимает единство процесса и результата обучения, а не только его конечный результат. В толковом словаре русского языка под эффективностью понимаются действия, приводящие к нужным результатам.
Учёные и учителя ищут пути повышения эффективности учебного процесса. Актуальность этой проблемы особенно велика в настоящее время в связи с продолжающимся ростом потока информации и с необходимостью снижения перегрузки школьников.
Как показывают педагогические исследования, на эффективность учебного процесса оказывает влияние целый ряд факторов. Главными из них являются:
Рассмотрим особенности каждого фактора и его влияние на эффективность учебного процесса.
Материально-техническая база школы представляет собой комплекс взаимосвязанных составных частей. Этот комплекс включает: материальные помещения, в которых проходят учебные занятия с оборудованными рабочими местами учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; специальная аппаратура для подачи информации, оформление школы и кабинетов.
Уровень развития материальной базы школы оказывает существенное влияние не только на качество обучения, но и на здоровье учащихся. Поэтому он должен соответствовать строгим требованиям, разработанным санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации.
Специальные исследования показывают, что здоровых детей с каждым годом становится всё меньше. По данным российских учёных, педагогов и медиков лишь 10 % школьников признаётся практически здоровыми. Одной из причин низкого уровня здоровья школьников является плохое состояние материальной базы средних образовательных учреждений. Между тем, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации (1999 г.), удельный вес ассигнований на образование в расходной части федерального бюджета в основном колеблется в диапазоне между 3 % (1996 г.) и 3,45 % (1988 г.).
Кабинетная система с хорошим оборудованием, спортзалы и спортивные площадки расширяют возможности использования разнообразных способов деятельности школьников на уроках, повышают их мотивацию к учению, и, тем самым, создают условия для эффективной организации учебного процесса.
Проблеме материально-технической базы посвящены труды Т.В.Габая, И.И.Дриги, Т.В.Габай, оценивая роль технических средств в деле оптимизации учебного процесса, подчеркивает, что с их помощью возможно соединить педагогическую теорию и реальную практику. И.И.Дрига обосновывает необходимость использования «всей гаммы средств обучения».
Итак, материально-техническая база школы даёт возможность донести информацию до каждого ученика, обеспечивает работу с информацией, облегчает установление обратной связи на уроке, и тем самым, способствует повышению эффективности учебного процесса.
Учебный план в школах Нижегородской области разрабатывается самостоятельно администрацией ОУ на основании Приказа Министерства образования и науки Нижегородской области «Об утверждении Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Являясь дидактической моделью процесса обучения, учебный план школы содержит общие цели школьного образования, состав и обобщённое содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельное и годовое распределение времени, отводимое на каждый предмет.
Составляя учебный план ОУ, администрация должна ставить в центр своего внимания личность ребёнка и заботу о его здоровье, тогда можно говорить об эффективности школы, которая будет оцениваться с точки зрения её социальной и экономической полезности.
Таким образом, учебный план школы оказывает влияние на эффективность учебного процесса. Учебный план каждого ОУ предполагает наличие соответствующих ему программ.
С.Е.Шишов и В.А.Кальней отмечают, что, являясь нормативно-управленческим документом ОУ, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, программа показывает, как с учётом конкретных условий создаётся в ОУ собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых и их родителей. Выбор программы, соответствующей образовательным запросам и развитию учащихся обеспечивает образовательный стандарт и способствует развитию каждого ученика, а значит, повышает эффективность учебного процесса.
Составление учебного плана и выбор образовательных программ предполагают наличие и обеспечение учеников и учителей учебно-методическим комплексом, в который могут быть включены учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, справочная литература и др.
Учебник занимает центральное место среди всех видов учебной литературы. Он, как отмечает учёный В.Оконь, выполняет следующие функции:
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов подчеркивают, что учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности ученика. По мнению Ю.Крупнова, при помощи учебника учитель вводит ученика в новые науки и практики, в то опережающее развитие, которое должно подхватить и нарастить подрастающее поколение.
Для анализа содержания учебника используются две объективные характеристики: сложность и объём, которые должны соответствовать уровню интеллектуального развития учащихся. Учащимся приходится работать с текстом учебника самостоятельно, а успех в самостоятельной деятельности зависит от доступности учебного текста, соответствия уровню интеллектуального развития учащихся. М.Н.Скаткин подчеркивает, что перегрузка учебников излишними малозначащими подробностями приносит большой вред общему образованию: подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное в науке.
Все вышесказанное показывает большую роль учебника в эффективности учебного процесса.
Управление учебным процессом является ещё одним крайне существенным фактором, влияющим на эффективность учебного процесса.
Проблемой управления учебным процессом занимались Н.О.Вербицкая и В.Ю.Бодряков, М.Г.Захаров; В.И.Зверева, A.M.Моисеев, В.Оконь, М.М.Поташник, Т.Н.Шамова и др.
В последние 12-15 лет вопросу управления современной школой уделяется особое внимание, так как система образования «всё более превращается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций дифференцированную сферу образовательных услуг».
М.М.Поташник отмечает, что руководитель должен уметь выделять главное в деятельности школы, чтобы она оптимально функционировала.
Таким образом, эффективность учебного процесса зависит от нескольких факторов, недооценка их значимости снижает результаты работы образовательного учреждения.
Выше рассмотрены ряд факторов, влияющих на эффективность учебного процесса. Но существует еще один фактор, который по своей значимости и влиянию на эффективность учебно-воспитательного процесса не может быть поставлен в один ряд с остальными.
Можно утверждать, что учитель, его личность и профессионализм оказывают определяющее влияние на эффективность учебного процесса. В настоящее время в условиях общеобразовательной школы главная роль в передаче знаний, социального и культурного опыта принадлежит непосредственно учителю. Действительно, квалификация, самоотдача, увлеченность работой оказывают огромное положительное влияние на эффективность учебного процесса даже при плохой материальной базе школы, далеко не оптимальных программах и учебниках. Кроме того, творческое отношение учителя к делу может помочь оптимально использовать существующие реальные условия учебного процесса.
По мнению П.Ф.Каптерева, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Автор выделяет «личный учительский талант» и считает, что это свойство субъективного характера, заключающееся в преподавательском искусстве и в личном педагогическом таланте и творчестве.
Авторы, исследовавшие проблему личности учителя, выделяют качества, которыми должен обладать учитель: личностные, нравственно-волевые качества, качества нервной системы учителя, а так же качества, определяющие отношение учителя к детям.
В.Ф.Повшедная подчеркивает, что своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она одновременно и массовая и творческая. Автор отмечает, что оригинальные пути и способы решения той или иной педагогической задачи, проблемы способен найти только творчески работающий учитель, наделенный талантом и дарованием. Автор обращает внимание на тот факт, что объектом и продуктом педагогической деятельности является человек, его духовно-нравственное развитие, происходящее в процессе взаимодействия людей. Это означает, что в педагогическом труде базовые цели, задачи, методы обучения и воспитания реализуются, в том числе, в форме личностных отношений. По мнению автора, учитель не только дает знания, но и является примером для детей и их родителей, человеком долга, совести, добра и справедливости.
Именно эти качества личности позволяют учителю решать самые разнообразные проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций, ежедневно возникающих в его практической деятельности.
Многогранность влияния учителя на становление ребенка делает их взаимодействие уникальным. Поэтому в условиях школы успех всех факторов, раскрытых выше и их практическая действенность во многом зависят от профессионализма и личностных качеств учителя. Покажем это.
Эффективность учебного процесса зависит от того, насколько педагогическая эрудиция и профессионализм учителя позволяют ему использовать всё разнообразие материально-технической базы учебного кабинета и школы в целом. Так, яркое и содержательное изложение нового материала усиливает использование наглядности, придаёт ему эмоциональную окраску и стимулирует восприятие и осмысление знаний. Умелое использование учителем простейших дидактических средств обучения (книги, карты, таблицы, карточки) помогает переводить информацию, содержащуюся в его идеальных образах, в графическую форму, доступную зрительному восприятию.
В настоящее время возросла роль технических средств обучения и информационных технологий, появились новые способы передачи информации. Эрудированный и творческий учитель получил новые возможности использования этих средств обучения. Специально разработанные учителем системы вопросов и заданий, применяемые во время работы с информационными технологиями.
Важная роль принадлежит учителю при выполнении учебного плана, в котором на изучение каждого предмета отводится определённое количество часов. От профессионализма учителя зависит, насколько точно составлено тематическое и поурочное планирование в соответствии с учебным планом, как выбрана система заданий. В настоящее время в школах в одной параллели существуют разные классы: повышенного уровня обучения, классы педагогической поддержки, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы и др. Поэтому для каждого класса в школе составляется свой учебный план с учетом его особенностей, при этом учитывается уровень интеллектуального развития учащихся. Например, в классах с низким средним уровнем учащихся больше часов отводится на изучение предметов федерального компонента.
В настоящее время учителю предлагается несколько программ по каждому предмету. Чтобы сделать правильный выбор, ему необходимо провести их анализ.
Опытные учителя пытаются создавать собственные программы обучения, особенно для специализированных классов и школ. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, отражают авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов и при наличии их утверждаться педагогическим советом школы. Если учитель решился на составление авторской программы, ему нужно доказать, есть ли объективная необходимость в этой программе, какая технология подходит к этой программе, соответствует ли она целям учебного заведения.
В современной школе происходят изменения в отношениях руководитель-учитель. Опытный педагог имеет, как правило, свою точку зрения по разным вопросам, связанным с учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении, и он вправе отстаивать свою точку зрения, быть свободным в своих суждениях. При этом он несёт полную ответственность за результаты своей деятельности. Учитель-мастер не бездумно выполняет рекомендации администрации школы, а устанавливает отношения сотрудничества и может способствовать формированию стиля жизни педагогического коллектива, характера отношений между учителями, которые имеют огромное значение для эффективной работы школы. Такие отношения способствуют профессиональному педагогическому росту каждого члена коллектива. В школах, где преобладают опытные учителя, администрации проще осуществлять управление, так как она может рассчитывать на поддержку и помощь этих учителей.
Подведем итог. Мы рассмотрели факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность учебного процесса. Тем не менее, значение их не одинаково. Приоритетное место в этом ряду факторов принадлежит учителю. Личность учителя и его профессионализм формируют человека. Кроме этого, управляя процессом обучения, учитель оказывает влияние на действенность всех остальных факторов.
Создание комфортной обстановки для обучающихся как неотъемлемое условие успешного процесса обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА№146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Создание комфортной обстановки для
обучающихся как неотъемлемое условие
успешного процесса обучения
учитель украинского языка
Ермакова Ирина Григорьевна
. Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней учащихся. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
Школа… Для учителя – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть уютно, интересно и увлекательно.
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени ребенка, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.
Одним из важнейших факторов создания позитивного психологического климата – это использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, обеспечение комфортных психоэмоциональных условий обучения школьников.
Исходя из этого, ведущим принципом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой дети чувствуют себя комфортно, спокойно и уверенно.
Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности школьников и в целом улучшению качества образовательной среды.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – это организация системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка с учётом его индивидуальных возможностей.
Реализация принципа психологической комфортности на уроках достигается следующими приёмами и методами:
1. Оценка психологического состояния класса в целом и нервно-психического состояния отдельных учащихся (конфликтная ситуация, проблема здоровья).
2. Психологический настрой учащихся в начале урока.
Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть). Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока». Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат в начале урока. Например, (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас интересный и увлекательный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!».
5. Предупреждение психоэмоциональных перегрузок. Использование на уроках эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка и т.д.).
Необходимо отметить, что на уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт:
-смена видов деятельности;
-темп урока;
— поощрение учащихся ( обязательно положительное отношение к малейшему успеху учащихся) ;
— индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся (разноуровневые задания, с учётом знаний и способностей учащихся);
Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на уроке необходим и физический комфорт:
— упражнения для глаз;
— дыхательные гимнастики;
— динамические паузы (тематические);
— физминутки
— релаксация (в любой части урока).
Организуя процесс обучения в соответствии с принципом психологической комфортности, не всегда сразу удаётся получить положительный результат. Но в своей деятельности я стремлюсь к тому, чтобы в ежедневной работе с учащимися присутствовали поддержка и помощь, справедливое оценивание, на уроке царила доброжелательная атмосфера, т.е. всё то, что необходимо для комфортного обучения каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий комфортности в школе. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.
Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Итак, ребенок приходит в школу, где его встречает коллектив детей и взрослых. Здесь источником психологического климата выступают организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий. От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования, мироустройства, миропорядка».
Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь- это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.
То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь «оставить за дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
правильный выбор пластической позы. Подача информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя способствует или препятствует «открытию» детей на общение. Допустим, педагог находится в так называемой «позе льва» (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет. А ведь необходимо помнить, что доверие выступает в качестве обязательного фонового условия для создания межличностного взаимодействия.
Второе — подача информации.
Выделяют две формы общения: ты и я сообщение.
Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я была бы рада, если домашнее задание будет выполнено)»
Третье- установление личного контакта.
— И еще нельзя забывать о тактильном контакте, он производится через прикосновение. Использую такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке.
Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.
Демонстрируйте свою расположенность. Показывая, каждому ученику свое внимание, одобрение, чувства искренней радости, педагог тем самым влияет на улучшение самочувствия учеников и в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целый урок, в течение которого у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться?
используйте навык эмпатического слушания, цель которого — создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, понятны и интересны педагогу;
проявляйте больше положительных эмоций ;
осуществляйте индивидуальную поддержку как помощь (подбадривание, снятие напряженного состояния, защиту); Результат помощи всегда взаимоприятен: для ребенка — это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога — удовлетворенность, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.
не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
обращайтесь за помощью к своим ученикам, в целях создания ситуации успеха, когда ребенок бы поверил в себя, свои силы, способности. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями;
обучение и воспитание старайтесь выстраивать без наказания и окриков.
не забывайте, что любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме; Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации;
старайтесь, чтобы чаще звучали слова одобрения, похвалы, поощрения.
Когда ученик делится своими чувствами, впечатлениями, ощущениями, находит понимание учителя и своих товарищей, вероятность того, что он будет с радостью посещать школу, возрастает. Психологический комфорт учащихся на уроках, смена видов деятельности и темпа работы, вера в возможности и таланты своих детей обязательно принесут желанные результаты.
Может быть главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость. Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.
Хороший эффект в создании психологической комфортности дает проведение тренингов, направленных на развитие эмоционального контакта. Ребята учатся управлять своими чувствами, сбрасывать эмоциональное напряжение, устанавливать доброжелательные отношения в коллективе сверстников и в общении со взрослыми.