в реальной практике консультирования ряд проблем не требуют

Основы консультативной психологии

Тема № 10
«Основы консультативной психологии, специальная психология»

Ермолаев Андрей Алексеевич

Введение
Свои корни современная психология берет с незапамятных времен.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Основными задачами в психологии является:
-качественное изучение психических явлений;
-анализ формирования и развития психических явлений;
-изучение физиологических механизмов психических явлений;
-содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности человека.

Психология изучает различные направления и отрасли.

В современном обществе все науки настолько переплетены между собой, что иногда не сразу и понимаешь какие направления к каким, относятся.

В наши дни психология успешно уживается с биологией, философией медициной, высокими технологиями в области компьютеризации и другими направлениями деятельности человека.
Современная психология подразделяется на два основных направления:
1.Фундаментальная психология.
2. Прикладная психология.

Кроме того, современная психология на данном этапе своего развития определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отдельных отраслей исследований.

Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

В данной статье мы совсем кратко разоберем некоторые из разновидностей этой интересной и в тоже время сложной науки…
а именно:
-консультативную психологию;
-специальную психологию.

Консультативнаяпсихологияпытается ответить на пять основных вопросов:
— в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью — клиентом, и человеком, ее оказывающим — консультантом;
— каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;
какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;
— какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;
— каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания помощи.

К основным моделям или парадигмам консультирования относятся:
— тренинг жизненных навыков;
— тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков
— тренинг в решении проблем и принятии решений;
— тренинг в поддержании здорового образа жизни;
— ориентация и развитие способностей;
— помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Современные представления о предмете консультативной психологии многообразны.
Предметом исследования консультативной психологии являются:

-Социально-психологические характеристики человека как субъекта психологической помощи.
Теоретическая консультативная психология изучает личностные особенности, которые могут создавать проблемы для человека.
Они приводят к тревожности, застенчивости, иногда даже к конфликтам, мешают адекватно воспринимать конкретные вещи.
Это требует индивидуальных психологических консультаций с целью определения причины появления подобных признаков, а также способов их устранения.

— Феномены общения и взаимодействия человека с окружающей средой.

-Сюда относятся проблемы в межличностных отношениях между родителями и ребенком, учителем и учеником, начальником и подчиненным.
-Эти проблемы решаются на индивидуальных психологических консультациях с семейным психологом, личным психологом, школьным психологом или на организационном консультировании.

-Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи.

-Групповая сплоченность или напряженность, конфликты в системе (в семье, школе, производственном коллективе, организации).

-Психологические технологии оказания консультативной помощи и их сравнительная эффективность.

-Психологические механизмы взаимодействия и воздействия людей друг на друга. Консультативная психология изучает механизмы убеждения, внушения, подражания.

-Профессиональная подготовка и профессиональная деятельность психолога-консультанта. Другими словами, это изучение особенностей формирования личности специалиста и психологических закономерностей появления его профессиональной компетенции.

-Теоретическая консультативная психология изучает личностные особенности, которые могут создавать проблемы для человека.

-Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

История консультативной психологии

Много веков только религиозная (исповедь), медицинская (лечение) и педагогическая (обучение, просветительство, воспитание) практики были открытыми формами деятельности, через которые подспудно осуществлялась психологическая помощь человеку.

В древние времена так называемыми специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны.

В древних Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультантами были врачи, философы и священники.
Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля.

Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников.
Именно от них унаследованы следующие важные принципы, на которые и сегодня опирается консультативная психология:
-отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной истины при поиске ответа на жизненно важные вопросы;
-наличие множества альтернатив, возможностей для решения одной и той же проблемы.

Одним из предшественников консультативной психологии можно считать Гиппократа, который говорил о необходимости построения доверительных отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни.
Гиппократ разработал первую классификацию психических расстройств, а его обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний день.

Особым этапом в развитии консультативной психологии стал XIX век нашей эры.
Немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) основал первую лабораторию экспериментальной психологии, принято считать годом рождения психологии как науки.
Великие философы — С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше — оказали огромное влияние на эту зарождающуюся науку.

Конец XIX века нашей эры ознаменовался блестящими открытиями 3. Фрейда и Й. Брейера в области лечения истерии.

Были заложены основы медицинского (психиатрического) консультирования.

В XX веке нашей эры с возрастанием темпа научно-технического прогресса и возникновением необходимости в подготовке и отборе высококвалифицированных рабочих и служащих на службу была призвана консультативная психология.

В это время происходило интенсивное развитие профессионального консультирования.

Развивалось медицинское консультирование, основанное на диагностике психопатологии.

Людей, нуждающихся в психологической помощи, рассматривали как психически больных и лечили в основном медицинскими средствами.

Таким образом, вплоть до середины 40-х годов XX в. психологи-консультанты занимались чаще всего диагностикой индивидуальных особенностей клиентов.

В 1942 г. вышла книга К. Роджерса «Консультирование и психотерапия», положившая начало отделению консультирования от смежных отраслей, таких, как психиатрия, психотерапия и др.

К. Роджерс писал о том, что люди, испытывающие затруднения в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не являются психически больными.

Большинству из них необходима поддержка, а не медикаментозное лечение. Он подчеркивал, что эта задача успешно решается в рамках психотерапевтических отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью.

К 50—60-м годам XX века нашей эрыклиент-центрированная терапия К. Роджерса превратилась в теоретическую базу для большинства программ подготовки психологов-консультантов.

В то же время бурно развивались такие направления, как бихевиоральное консультирование, рационально-эмотивный подход, гештальт-терапия, транзактный анализ.

Представители этих направлений конкурировали между собой, пытаясь доказать превосходство своего подхода относительно остальных.

Сравнительное исследование различных подходов показали приблизительно одинаковый уровень их эффективности.

Р. Каркуфф и его коллеги предложили использовать системный подход, описали навыки, которыми должен обладать психолог-консультант, разработали методы оценки эффективности, сделав упор на развитии умений и навыков, позволяющих психологу строить эффективные взаимоотношения с клиентом.

Следующим этапом развития консультативной психологии стало формирование научных позиций ученых (в основном представителей гуманистической психологии), которые определили отказ психологов от концепции болезни вообще.

Позитивная психотерапия была направлена не на устранение определенных нарушений (конфликтов, нарушений, проблем), а на выявление и мобилизацию существующих у клиента способностей и ресурсов, на раскрытие его потенциала самопомощи.

С позиции позитивной психотерапии действительными и реальными у человека есть не только конфликты, расстройства, болезни, но и способности к преодолению, самоисцеления и роста.

В дальнейшем уже в 90-х годах Р. Дальке доказывает, что болезнь человека оказывает основное жизненное задание, от выполнения которого она уклоняется.

Ученый пытается найти связь между симптоматикой заболеваний и их психологическими факторами на личностном уровне.

Шаг за шагом акценты начали смещаться от лечения патологий на случаи непатологическим личностных отклонений, социальной адаптации, поведенческих нарушений, эмоциональных проблем клиентов.

Как уже отмечалось, содержательное отделение консультативной психологии в самостоятельную отрасль науки и практики началось в 50-х годах XX века нашей эры в США.

Намеченные выше тенденции в большей степени начали привлекать внимание клиентов, которые стали чаще обращаться именно к практикующим консультантам психологам.

В конце 70-х годов XX века нашей эры в повседневном культурном пространстве американского и европейского обществ весьма важной фигурой в сфере как социальных, так и психологических услуг становится психолог-консультант.

Наблюдается интенсификация в развитии научной литературы по вопросам консультативной теории и практики, обобщаются и систематизируются модели консультативной деятельности, появляются первые учебники по консультированию, проводятся научные конференции, выкристаллизовываются наиболее важные школы консультирования и психотерапии (психоаналитические, когнитивно-бихевиоральные, гуманистические), создаются интегративные теории (психосинтезе, трансактный анализ, когнитивная терапия), закрепляется терминология профессионального дискурса специалистов в рамках консультативной психологии.

Достижения российской и отечественной науки в области консультативной деятельности до сих пор остаются довольно небольшими.

Как отмечает А.Е. Сапогова, такое «отставание» обусловлено многими причинами, среди которых надо указать следующие:

Это было связано с распространением зарубежного опыта, который ворвался в советскую психологию и дал толчок развитию консультативной психологии в области психодиагностики, психотерапии и консультирования.

В этот период появляются научные работы (С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, В. Бурменська, О.А. Карабанова, О. лидера, В.Ю. Меновщиков, Т.А. Флоренская, О.В. Хухлаева и др.), посвященные психологическому консультированию, которые ориентированы на отечественного консультанта и отечественного клиента.

В конце 90-х годов XX века нашей эры в русской, украинской и белорусской психологии сложилась ситуация, при которой можно выделить два пространства профессионального становления специалиста психолога:
— практическая психология как прикладная отрасль, точнее профессиональная деятельность, связанная с применением психологических знаний в различных сферах человеческой деятельности, там, где они востребованы;
— психологическая практика как непосредственная помощь или поддержка человека в процессе решения ею сложных проблемных ситуаций, которые возникают в контексте ее социального или личностного взросления.

Кроме того, например, Белоруссии практическая консультативная психология развивалась гораздо быстрее теоретической.
В 1980 г. открыт Республиканский Центр консультаций «Брак и семья», где вместе работают медики и психологи.
Большой вклад в развитие консультативной психологии в Беларуси внесла Г. С. Абрамова, явившаяся автором первого в республике «Практикума по психологическому консультированию» и учебного пособия «Введение в практическую психологию».

В России в конце XX века нашей эры стали появляться психологи, вышедшие из медицинских кругов, таким примером может служить известный практикующий психотерапевт, психолог и гомеопат В. Синельников, который разработал свою уникальную теорию по простоте и эффективности целительных психологических методик.

Сегодня специалистов в области психологического консультирования можно встретить повсюду: в школах и детских садах, учреждениях и фирмах, различных социально-психологических центрах и медицинских учреждениях.

Психологи-консультанты и представлены профессионалами в областях индивидуального, семейного, возрастно-психологического, организационного, медицинского консультирования.

Они помогают находить решения личных проблем, консультируют организации и коллективы.

Все чаще звучат голоса о необходимости создания профессиональной организации психологов-консультантов, принятии ее Устава, разработке «этического кодекса».

Методология консультативной психологии

К основным методам психологического консультирования в современной психологии относят:

— беседу;
— интервью;
— активное и эмпатическое слушания;
— наблюдение.

Кроме этих методов в рамках психологического консультирования могут использоваться и другие методы, являющиеся профессиональными наработками отдельных психологических школ и базирующиеся на конкретных теориях, таких, например, как теория заболеваний В. Синельникова.

Характеристики в практике консультативной психологии.

Характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, учитывает следующие основания для их выделения:
— общепсихологическое понимание личности и движущих сил ее развития;
— детерминация психологических проблем человека.

Так, по первому основанию выделяются следующие основные направления:

1. Глубинная психология. К нему относятся психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), трансактный анализ (Э. Берн) и др.
2. Бихевиоральное направление включает социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др.
3. Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р. Перлз), личностно-центрированной терапией (К. Роджерс), логотерапией (В. Франкл), психодрамой (Морено).

Специальная психология (Коррекционная психология) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Специальная психология —«область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.» Е. Л. Гончарова.

Основными разделами специальной психологии являются:
-тифлопсихология — психология слепых;
-сурдопсихология — психология глухих;
-тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;
-олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
-логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
-психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);
-психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);
-психология лиц с задержкой психического развития;
-психология лиц со сложным дефектом.

Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Основными задачами Специальной психологии, является:

-выявление особых потребностей индивидуумов, по тем или иным причинам выпадающих из системы развития человечества в целом и конкретного сообщества в частности, ориентированных на нормальный тип развития в социуме;
-определение психологических условий реализации особых потребностей индивидуума в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при «вливании» в конкретное сообщество.

В центре внимания специальной психологии находятся потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии в создании оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка в семье, максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников и обеспечить ему адекватную специальную психологическую поддержку.

История специальной психологии

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека образуется общественное сознание.

Общественное сознание (нем. gesellschaftliche Bewu;tsein) — в марксизме:
-отражение общественного бытия;
-совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам.
Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его.

Выделяют два уровня общественного сознания:
— общественную психология;
-идеология.

Общественная психология – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности
Термин «общественная система психического здоровья» (community mental health) относится к широкому спектру программ предоставления услуг в сфере психичического здоровья, и часто истолковывается расширительно — как национальная социальная политика, имеющая целью снижение распространенности психических заболеваний.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

-Идеология (политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания.
Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон.
Идеология – это уровень теоретического отражения мира;

Если общественная психология является эмоциональной, чувственной формой, то идеология является рациональным уровнем общественного сознания.

Существует несколько основных форм общественного сознания:
-обыденное сознание;
-моральное сознание;
-эстетическое сознание;
-религиозное сознание
-политическое сознание;
-правовое сознание;
-научное;
-философское.

В этих сферах стали концентрироваться сведения об особенностях индивидов с отклонениями в развитии.

История специальной психологии

В XVIII веке получили широкое распространение гуманистические идеи французских просветителей.
Под влиянием этих идей происходят серьезные изменения в отношениях общества к инвалидам; начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии.
В рамках педагогической практики накапливались сведения об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями.

К началу XX века был накоплен определенный опыт о лицах с нарушенным развитием.
В это время специальная психология возникла как относительно независимая наука.
В первые два десятилетия специальная психология переживает период бурного развития.
Последующие десятилетия шел процесс становление этой отрасли психологии – накопление научных достижений и практического опыта, всего того, что касалось психического развития человека с отклонениями в развитии.

Особое влияние на процесс становления специальной психологии оказали детская психопатология, педология, психоанализ.

Первые отрасли специальной психологии, получившие развитие,стали
-психология слепых,
-психология глухих,
-психология умственно отсталых.

Постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабо-слышания на психическое развитие ребенка.

В 60-е годы XX века нашего столетия начинают активно изучаться дети с задержкой психического развития.

В 70-е годы XX века нашего столетия закладываются основы психологии детей с речевыми нарушениями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Позднее актуализируется интерес к психологии детей, страдающих синдромом раннего аутизма, а также с характерологическими и поведенческими нарушениями.

Специальная психология как самостоятельная отрасль отечественной психологической науки и практики формально закреплена в 60-х годахXX века нашего столетия (появилась в перечне научных специальностей учебных ВУЗов в разделе «Психология»).

До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии – комплексной науки, включающей изучение причин и механизмов отклоняющегося развития; а также разработку медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям с недостатками в развитии.

Уникальную роль в становлении специальной психологии в нашей стране Лев Семенович Выготский.

Л. С. Выготский определил предмет, цели, задачи и методы специальной психологии; построил методологическую базу, в качестве которой выступила теория культурно-исторического развития.
В основу этой теории легли клинико-психологические исследования и их результаты, полученные Л.С. Выготским.

Опираясь на эту теорию ученики и последователи Выготского продолжали и продолжают исследования феномена нарушенного развития: П.П. Блонский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн и другие.

Методология специальной психологии

Методологические основы специальной психологии, как и всей психологии, базируются на методологических принципах диалектического материализма.

В специальной психологии, как и во всей психологии применяются всеобщие методы.

Всеобщие методы называются потому, что они применяются абсолютно во всех научных дисциплинах.
Иначе они называются общефилософскими, т. к. в зависимости от использования того или иного метода этой группы, можно говорить о мировоззрении исследователя.

Во всех научных дисциплинах выделяют два метода этой группы:
-диалектический
-метафизический.

Каждый из этих методов характеризуется двумя принципами, причем принципы одного метода прямо противоположны принципам другого.

-Для диалектического метода характерны принцип развития (мир усложняется, изменяется, совершенствуется) и принцип всеобщей взаимосвязи (окружающий нас мир представляет собой единое целое).

-Для метафизического метода характерен принцип постоянства (все неизменно, постоянно) и принцип изолированности (составные части окружающего нас мира существуют вне связи друг с другом, т.е. изолированно).

Но все же в специальной психологии, как и в любой другой науки существуют свои подходы к изучаемым проблемам.

Методология специальной психологии содержит два подхода:
1. Культурно-исторический подход, в котором ребенок рассматривается как представитель социума (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев)

Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры.
Культурно-исторический подход к развитию психики человека рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В первую очередь это означает передачу взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности.

Естественно-научный подход в психологии, ориентированный на критерии естественных научных знаний.
Естественно-научный подход использует эксперименты и методы естественных наук для исследования психических явлений в реальности изучаемой личности.

Однако в специальной психологии отсутствуют какие-либо особые или специальные методы исследования отличные от других методов.

А поэтому, специальная психология в своей практике в основном использует две группы методов:
-общенаучные методы;
— психологические.

К общенаучным методам теоретического уровня познания относятся:
-Абстрагирование;
-Идеализация;
-Формализация;
-Индукция;
-Дедукция.

Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов и объединения их в особую группу (например, группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т.д).

Изолирующая абстракция получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т.п.).

Формализация – это метод, в основе которого лежит формальный подход в научном познании, который заключается в создании формальной знаковой системы в виде определенного искусственного языка.
Примером являются широко используемые в науке математические, физические формулы, химические символы. В результате создается возможность проведения исследования какого-либо объекта формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту. Кроме того, обеспечивается краткость и четкость записи научной информации.

Индукция есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса.
Например, в процессе экспериментального изучения электрических явлений использовались проводники тока, выполненные из различных металлов.
На основании многочисленных единичных опытов сформировался общий вывод об электропроводности всех металлов.

Дедукция есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной медной проволоки (зная, что медь – металл).

Индукция и дедукция – это два метода, которые в процессе научного познания всегда используются совместно, дополняя друг друга. Каждый из них применяется на соответствующем этапе познавательного процесса.

К общенаучным методам, применяемым на эмпирическом и теоретическом уровнях познания относятся:
-анализ и синтез,
-аналогия,
— моделирование.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения.

В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т.п.

Анализ – необходимый этап познания объектов материального мира, но он является лишь первым этапом этого процесса.
Для постижения объекта как единого целого метод анализа дополняется другим методом – синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.
На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ и синтез – это две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

Аналогия – это метод, в основе которого лежит сравнение. Изучаемый объект сравнивается с объектом, изученным раннее, в ходе чего между ними устанавливаются сходства (или различия).

Моделирование – это метод, суть которого сводится к трем моментам.
1. Создание копии (модели) с изучаемого объекта (оригинала).
2. Изучение модели.
3. Экстраполяция (перенос) полученных данных с модели на оригинал
Этот метод используется в тех случаях, когда изучение оригинала затруднено или невозможно.

Выделяют различные виды моделирования: мысленное (различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей), физическое (воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу), символическое (знаковое) (условно-знаковое представление свойств объекта-оригинала), особой разновидностью которого является математическое моделирование.

Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы.

Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. Неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

Индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов.

Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную.

Полная индукция – вывод какого-либо общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества.

На практике чаще всего применяют формы индукции, которые предполагают вывод о всех предметах класса на основании познания лишь части предметов данного класса.
Такие выводы называются выводами неполной индукции.
Они тем ближе к действительности, чем более глубокие, существенные связи раскрываются.

Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая в себя теоретическое мышление, способна давать достоверное заключение.
Она носит название научной индукции.

Великие открытия, скачки научной мысли создаются в конечном счете индукцией – рискованным, но важным творческим методом.
Однако в специальной психологии основными методами исследования являются научные методы.

Научный метод — это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете.

К общенаучным методам, которыми пользуются многие науки, и в том числе психология, относятся:
-эксперимент;
-наблюдение;
-беседа;
-сбор анамнестических данных и ряд других.

Научный метод — это исторически сложившийся способ получения достоверных фактов, которые, по образному выражению И. П. Павлова, являются «воздухом любой науки».

Научные методики.
Своеобразие использования касается, прежде всего, не методов, а методик.
Методика — это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации.

Самих методик или техник, в отличие от методов, может быть великое множество.

Метод эксперимента в специальной психологии.
Утверждение о том, что эксперимент является для психологии основным и главным методом, весьма относительно. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Какой метод является ведущим в данный момент, зависит от:
-цели исследования;
-конкретных условий;
-мастерства психолога и др.

Кроме того, в специальной психологии нередки случаи, когда по целому ряду причин ребенок оказывается недоступен экспериментальному исследованию.

В подобных случаях ведущими становятся другие методы.

Разновидности экспериментального метода

Эксперимент имеет несколько разновидностей:
-индивидуальный и групповой;
-констатирующий и формирующий;
-лабораторный и естественный.

В практике специальной психологии используются все перечисленные виды, но предпочтение отдается:
-индивидуальному методу;
-естественному методу;
-формирующему методу;
-экспериментам.

В данной работе мы разобрали два направления в психологии. Кратко определили задачи и цели, поставленные перед психогенетикой и экспериментальной психологией.

Постарались выяснить основные методы изучения двух, казалось бы, на первый взгляд разных направлений в психологии.

Кроме того, рассмотрели историю возникновения консультативной психологии и специальной психологии.

А также разобрали необходимость данных наук в изучении отдельного индивидуума и различных сообществ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *