в системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей
Статья «Обучение одарённых детей в системе дополнительного образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение одарённых детей в системе дополнительного образования
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.
Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования
Светлана Штокало
Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования
Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования
Качественный скачок в развитии новых технологий в последнее десятилетие повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. В этом плане одаренность предстает как средство решения проблем общества в целом. Эти обстоятельства определяют своеобразный социальный заказ на развитие одаренности, на создание условий к активному проявлению способностей талантливых детей. Эти обстоятельства актуализируют разнообразные исследования проблем одаренности, включая и управление систему сопровождения одаренных детей.
Анализ литературы свидетельствует, что понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Достаточно часто этот термин подменяется такими понятиями, как «способность», «талантливость», «гениальность», «продвинутость», «сообразительность» и они употребляются как синонимы. По нашему мнению, такое разнообразие является следствием несовпадения исходных позиций, авторов концепций одаренности в теоретическом осмыслении данной проблемы. Свойственный современным наукам плюрализм находит свое отражение и в трактовке самого понятия «одаренность».
Перейдем к анализу термина «одаренность». Определение одаренности в США было сформулировано в 1972г. в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу, которое существует и в настоящее время. Согласно этому определению «одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
— общие интеллектуальные способности;
— конкретные академические способности;
— творческое, или продуктивное, мышление;
— художественные и исполнительские искусства;
Как видно, это определение расширяет содержание и объем понятия одаренности до широких границ, позволяет включить новые категории детей, дает простор для исследователей в плане диагностических процедур. Все эти достоинства определения, тем не менее, не снимают целый ряд его недостатков,а именно: смешение понятий разного уровня (видов одаренности и областей их проявления) и отсутствие мотивационного компонента.
— «генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии»;
— «выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.»;
— «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования и способность приспособления к новым задачам и условиям жизни»;
— «понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития».
А. Савенков, выражая свое отношение к проблеме детской одаренности,пишет: «Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства» [36,C.232]. В своей работе этот же автор предлагает различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети». Произнося «одаренные дети», мы должны иметь в виду возможность существования некой особой категории детей. По мнению автора, словосочетание «детская одаренность», необходимо наполнить смыслом «исключительности» или «потенциала».
Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде детская одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной группы.
По нашему мнению, «одаренность» — это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети — это дети с достаточно высокоразвитыми способностями.
С учетом проведенного анализа понятийного аппарата категории «одаренность» можно сделать следующие выводы.
Дать определение понятия «одаренность» очень трудно в связи с тем, что существует множество разнообразных научных подходов, отражающих сложность и многоаспектность данного явления. В настоящее время существует более 100 определений одаренности, и они недостаточно конкретны, не однозначны.
Только на основе анализа теоретических концепций одаренности может быть создана база для успешного решения прикладных проблем, связанных с высокоинтеллектуальными детьми, и организована эффективная деятельность специалистов с этой категорией детей и подростков в любом виде образования.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в лице ученого, деятеля культуры и т. п.);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
На сегодняшний день, система сопровождения одаренных детей (см. Приложение 4, как в дополнительном, так и общем образовании, это большое, сложное, не полностью изученное явление, при всей своей целостности. Как и для любой другой системы, здесь характерна упорядоченность, целостность и наличие закономерностей построения, функционирования и развития.
Итак, система сопровождения одаренных детей включает в себя:
1. нормативно-правовое обеспечение;
2. научно-методическое обеспечение;
3. психолого-педагогическое обеспечение;
4. выявление одаренных детей и отслеживания результатов развития;
5. взаимодействие с родителями (законными представителями).
В основе системы выявления и отслеживания результатов развития одарённого ребенка лежат следующие направления работы:
выявление одаренных и талантливых детей через анализ особых успехов; диагностика потенциальных возможностей;
помощь в самореализации творческой направленности, создание ситуации успеха и уверенности;
контроль развития познавательной деятельности, тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
контроль обязательного участия в конкурсах разного уровня;
психологическое сопровождение родителей одаренных детей, совместная практическая деятельность родителей и одаренного ребенка;
психологическое сопровождение преподавателей, работающих с одаренными детьми, обучающие семинары. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Сама системаотслеживания ведется на трех уровнях: руководители образовательной организации – педагогические работники – родители (законные представители).
Основа деятельности педагогических работников по отслеживанию и сопровождению одаренного ребенка:
наблюдение в процессе урочной и внеурочной деятельности;
повышение познавательного интереса к предмету путем применения современных педагогических технологий;
вовлечение детей в интеллектуальные игры, проекты, исследовательскую деятельность;
проведение диагностических тестов, анкетирования;
составление интеллектуального «портрета ученика», а затем его «индивидуального маршрута»;
составление перспективного плана развития с указанием в каких конкурсах, олимпиадах должен принять участие ребенок в следующем году;
ежегодный анализ результативности деятельности ребенка, фиксирование его достижений в листе достижений;
фиксация результатов в базе данных;
наблюдение динамики развития учащегося;
выстраивание траектории индивидуальных занятий для поддержания его на высоком уровне (В. Е. Никулина).
Семья наиболее заинтересована в развитии способностей ребенка. Из нее идет запрос на организацию деятельности учащегося. Полезной становится работа по привлечению родителей к ведению портфолио, что является той формой отслеживания, которая может показать, на что способен ребенок, в каком направлении способствовать его развитию. Полезны беседы с родителями по составлению перспективных планов, намеченных семьей для развития ребенка. Именно родитель является неким «поставщиком» одаренного ребенка в образовательную организацию.
Далее к работе по выявлению одаренных детей привлекаются руководящие и педагогические работники, заместитель директора по научно-методической работе, учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, родители (законные представители).
Для выявления одаренных детей используются все возможные источники информации о ребенке, собранные в его портфолио: отзывы и мнения педагогов, родителей, сверстников; анализ особых успехов и достижений; результаты олимпиад, конкурсов и т. п. Результаты выявления необходимы для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения одаренного ребенка.
Таким образом, сегодня можно выделить ряд проблем, существующих в дополнительном образовании по сопровождению одарённых детей:
отсутствие в штате учреждения дополнительного образования детей ставки педагога-психолога;
отсутствие единой системы выявления детской одарённости, несмотря на огромное количество имеющихся методик;
отсутствие у педагогов должной квалификации и опыта в области выявления и сопровождения одарённых детей.
К сожалению, нередко в роли педагога дополнительного образования выступают «узкие» специалисты. В этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи одарённым детям, ведь для работы с такими детьми нужны специально подготовленные кадры.
При всем при этом, отсутствие общих стандартов в учреждениях дополнительного образования, а также отметочной системы, особая форма определения результативности этого типа образования позволяют иметь особую, максимально гибкую систему обозначения успешности, соответствующую уровню способностей каждого. Все это дает возможность создать персональную ситуацию успеха для каждого, сравнить свои успехи с успехами других, увидеть пути совершенствования и перспективы, закрепить свое стремление к победам.
Таким образом, мы раскрыли сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети», определили формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования, выявили основные компоненты системы сопровождения одаренных детей. Учреждения дополнительного образования располагают эффективным методологическим ресурсом, способным сделать ее самодостаточной системой выявления и сопровождения одаренных детей. На основании вышеизложенного следует отметить, что сегодня крайне важно разработать инструментарий способов сопровождения одарённых детей.
Формы и методы в работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей Система дополнительного образования имеет большое значение в развитии личности, творческих способностей, индивидуальных способностей ребенка.
Индивидуальный подход в процессе обучения музыкально одаренных детей в дошкольном учреждении В последние годы работы с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.
Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования» Содержание 1 Пояснительная записка 3 2 Понятие «обучение грамоте» в современной научно-методической литературе 4 2.1. Обучение грамоте.
Работа с родителями в учреждении дополнительного образования В сегодняшней жизни родители заняты решением социально – бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе,.
Развитие познавательных инициатив обучающихся в учреждении дополнительного образования Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому что только активные, творческие личности.
Сценарий выставки в учреждении дополнительного образования «Радуга красок» Сценарий выставки рисунков «Радуга красок» Художник: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я рада видеть всех присутствующих в этом.
Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.
Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении. Особенности сопровождения детей Сообщение на августовскую секцию школьных и дошкольных педагогов–психологов «Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении.
Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования В настоящее время большую роль в развитии ребёнка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование.
Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Центр внешкольной работы
г. Маркс Саратовской области
Система работы с одарёнными детьми
в дополнительном образовании.
педагог дополнительного образования I квалификационной категории
Гриценко Галина Анатольевна
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного Российского общества.
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». ( В. А. Сухомлинский).
Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.
Способности ребёнка определяют по следующим критериям: выдающийся интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, незаурядные способности в области искусства.
— имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
— имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
— испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Категории одарённых детей.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.
Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс России во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети в дополнительном образовании – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.
Что же такое одарённость? Одарённость – это способность к выдающимся достижениям людей во всех сферах человеческой деятельности. Дополнительное образование, как составная часть концепции непрерывного образования детей, является естественным партнёром школы, где на первом месте находится личность ребёнка, а не сами учебные программы. Одарённые дети в дополнительном образовании обучаются по специальным социальным программам системы дополнительного образования. В эти программы включены и разработки по развитию творческого потенциала одарённых детей, по воспитанию в них личностных и лидерских качеств.
Одарённые дети в дополнительном образовании обучаются по программам, в которые входят материалы, строящиеся на таких дидактических принципах, как принцип открытости, индивидуальности и принцип исторического реализма. Одарённые дети в дополнительном образовании, сама система дополнительного образования при работе с одарёнными детьми основной своей целью ставит развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении.
Одним из направлений реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание условий по выявлению и поддержке одарённых и талантливых детей. Практика работы с детьми с высокими интеллектуальными способностями складывалась на протяжении не одной сотни лет. Именно они, впоследствии, становились лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, совершенно очевидным становится тот факт, что необходимо выявление явно или потенциально одарённых детей, а также создания для них условий.
Обучение одарённых детей в системе дополнительного образования.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:
— индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
— работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учитель или педагог);
— каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
— система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
— детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений, навыков и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся — принципиальным является то, чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одарённостью и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одарённостью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одарённых обучающихся.
Программа обучения интеллектуально одарённых детей должна:
— включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
— использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одарённых детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
— предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
— в максимальной мере учитывать интересы одарённого ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребёнком;
— содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
— обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учётом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
— поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
— предусматривать гарантированность наличия и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе компьютерные сети);
— предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;
— обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
— способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
— включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одарённого ребёнка.
Цель программы при работе с одарёнными детьми: выявление одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
— создание условий для развития способных и одарённых детей;
— создание системы выявления и развития детской одарённости;
— на основе сотрудничества детей и взрослых воспитывать гуманное отношение к детям;
— развивать социальную активность и ответственность детей;
— на основе психологического исследования, индивидуальных особенностей ребёнка помочь ему вместе с родителями выбрать профессию по душе;
— совместными усилиями воспитанников, семьи, общественности сделать летний отдых детей увлекательным, интересным, оздоровительным;
— отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
— предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем через самостоятельную работу;
— проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, фестивалей и других видов деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности;
— совместная работа с родителями.
Одна из важнейших целей при работе с одарёнными детьми – создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей:
— использование современных образовательных технологий на занятии в объединениях;
— индивидуальные образовательные маршруты;
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
— работа с дополнительной литературой;
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
— предпрофильная подготовка и профильное обучение;
— смотры и конкурсы, фестивали;
— отчётные выставки творческих работ и концерты;
При работе с одарёнными детьми необходимо учитывать определенные принципы, п оставленные цели и задачи выполняются на основе следующих принципов:
— у всех детей, независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
— работа по развитию одарённости детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
— необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одарённым детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться;
— принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
— принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога;
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.
В соответствии с нормативной правовой базой педагоги дополнительного образования определили для себя главную цель работы с одаренными детьми: обеспечение нормального развития одаренного ребенка в образовательном процессе с учетом основных тенденций развития образования. Для реализации поставленной цели разработана система психолого- педагогического сопровождения одаренных детей, в основе которой лежит идея уникальности, необычности каждого человека, а также обучение, которое осуществляется в воспитательно- развивающем направлении. Психолого- педагогическое сопровождение предполагает 4 этапа:
— 2 этап – информационный. На этом этапе осуществляется подбор литературы, создание информационной базы данных по работе с одарёнными детьми, подготовка лекций, психолого-педагогических семинаров, бесед по данной тематике, заседаний предметных кафедр и методических объединений, просветительская работа. Разрабатываются рекомендации для всех участников образовательного процесса и составляются индивидуальные образовательные маршруты на каждого одарённого ребенка с учётом его особенностей, при этом они имеют гибкую структуру и, при необходимости, могут быть дополнены и откорректированы. Целью данного этапа является повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса.
— 4 этап – развивающий. Включает организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий различными субъектами образовательного процесса, организацию мероприятий по социализации и адаптации одарённого ребенка, создание образовательной среды учреждения образования. Целью данного этапа является формирование, углубление и развитие неординарных способностей обучающихся.
Формы работы с одарёнными детьми , которые применяются в УДОД:
— участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.
Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
— информационные лектории с элементами практикума;
— творческие лаборатории родителей;
— привлечение родителей к совместной творческой деятельности;
— родительские педагогические тренинги;
Советы родителям одарённых детей.
1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
4. Избегайте длинных объяснений и бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
7. Развивайте в своих детях следующие качества:
— уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
— понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
— интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
— уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
— привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
— уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.