в старших классах ведущими мотивами учения становятся
Какой из видов автономии (независимости) дети приобретают раньше всего?
Контрольные тесты
1. В анатомо-физиологическом плане юноша характеризуется:
а) в основном завершением физического развития
б) бурным половым созреванием
в) активным физическим ростом организма
г) активным созреванием коры головного мозга
2. Главная характеристика социальной ситуации развития в юношеском возрасте:
а) зрелое отношение к жизни
б) две системы отношений: с взрослыми и сверстниками
в) необходимость профессионального самоопределения
г) реакция группирования со сверстниками
3. Центральное новообразование юношеского возраста:
а) чувство взрослости
б) профессиональное и жизненное самоопределение
в) становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я
г) чувство компетентности
4. Умственная активность в юношеском возрасте приобретает характерную черту:
а) интерес к реальным явлениям
б) интерес к анализу фактов, обсуждению и размышлению над ними
в) повышенное внимание к наглядному материалу
г) внутренний план действий
5. В старших классах ведущими мотивами учения становятся:
а) значимость самого процесса учения как социально ценной деятельности
б) стремление старшеклассника добиться признания сверстников
в) осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений
г) стремление к превосходству
6. В выборе друга старшеклассник руководствуется:
б) деловыми качествами
в) личностными качествами
г) нравственными чертами личности
7. В основе юношеской дружбы лежит:
а) потребность в понимании другого и себя другим, в самораскрытии
б) потребность быть в коллективе
в) познавательные потребности
г) потребность в признании
а) это проявление врожденных свойств организма
б) форма поведения, приобретаемая в результате освоения социальных эталонов
в) такого понятия в науке нет, это житейская характеристика различных полов
г) форма поведения, обусловленная принадлежностью к физическому полу
9. В сфере самосознания главным достижением юношеского возраста выступает:
а) открытие своего внутреннего мира
б) чувство взрослости
в) осознание своих недостатков
г) чувство одиночества
10. В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются:
а) мировоззренческие чувства (прекрасного, трагического, юмора и т.д.)
Статья на теме: «Об особенностях учебной мотивации старшеклассников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Об особенностях учебной мотивации старшеклассников
В связи с изменяющимися условиями современного мира, не отставая, меняется и система образования. ФГОС интенсивно изменяются, дополняются все новыми и новыми положениями. Учителям, зачастую, дается мало времени на адаптацию к новым образовательным стандартам. Адаптация происходит и у учащихся, и они зачастую не могут понять, зачем нужны эти изменения. Меняется распределение часов, появляются новые требования к сдаче ЕГЭ, новые обязательные предметы и т. д. Следовательно, у старшеклассников (с почти сформированным самосознанием и мировоззренческой системой) может изменяться отношение к образовательным учреждениям, учителям, образовательной системе. Изменяются и сами мотивы учения, меняется иерархия мотивов. И на сегодняшний день, пока мы находимся на стадии изменчивости ФГОС, является важным отслеживание изменений мотивационной сферы старшеклассников.
Учебная мотивация – это то, что побуждает ребенка идти в учебное учреждение, а также то, что определяет его желания, цели, мотивы в учебной деятельности. Ее зачатки обнаруживаются у ребенка с самого детства: в младенчестве и раннем детстве родители побуждают ребенка всему учиться, главная мотивация ребенка – одобрение и поддержка взрослых. В дошкольном периоде учебную мотивацию также формируют взрослые: воспитатели, родители, педагоги. В начальной школе учебная мотивация учащихся во многом зависит от родителей и учителей. В течение всего периода обучения у учеников могут очень часто меняться мотивы учения. Зимняя И.А. [3] говорит о том, что учебную мотивацию определяют множество факторов: во-первых, образовательное учреждение и специфика учебной деятельности внутри него; во-вторых, организация самого образовательного процесса; в-третьих, особенности самого обучающегося; в-четвертых, особенности педагога и его отношение к ученику; в-пятых, особенности учебного предмета.
В старшем школьном возрасте существенно формируется ценностно-смысловая сфера учеников, а также внутренняя позиция по отношению к себе и к другим людям. Происходит развитие и осознание своих собственных мотивов учения. Основные мотивы учения формируются под влиянием профессионального самоопределения (выбор предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ, ВУЗов и т. д.).
Для того чтобы исследовать мотивы старших школьников, нами было проведено небольшое исследование среди 10–11 классов. Объектом исследования явилась учебная мотивация, предметом – учебная мотивация старших школьников. Целью было выявление преобладающих мотивов у старшеклассников. Для диагностики учебной мотивации нами была использована Методика для диагностики учебной мотивации школьников (Н.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой). База исследования – МБОУ СОШ № 51 г. Новосибирска. Выборка – 50 испытуемых в возрасте 16–19 лет. Из них – 23 мальчика и 27 девочек.
Изначально в методике было разработано Н.В. Матюхиной [4] 9 мотивов учения: долга и ответственности; самоопределения и самосовершенствования; благополучия; аффилиации; престижа; избегания неудачи; учебно-познавательные (содержание учения); учебно-познавательные (процесс учения); достижения успеха. Затем Н.Ц. Бадмаева модифицировала методику, добавив в нее 2 дополнительных мотивов учения: коммуникативный и мотив творческой самореализации.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать результаты, количество испытуемых, избравших определенный мотив, показано в процентном соотношении:
Как мы видим, на первом месте оказался мотив самоопределения и самосовершенствования. Это связано с тем, что у школьников в старших классах возникает потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее. В 10 классе уже начинают подготавливать школьников к ЕГЭ, тем самым отдавая ответственность за профессиональный выбор самим ученикам. Также происходит осознание ответственности за свою жизнь, за свой жизненный путь.
На втором месте оказались учебно-познавательные мотивы (содержание учения). Эти мотивы определяли следующие утверждения: «люблю узнавать новое», «нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное». К старшим классам у учеников продолжает укрепляться интерес ко всему новому, этот интерес носит более осознанный характер. Здесь начинает появляться устойчивая избирательность к предметам. И если этот предмет выделяется школьником как нужный и важный, то он стремится узнать о нем, как можно больше. Здесь может возникать неудовлетворенность отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности (так как подготовка к ЕГЭ предполагает решение заданий, имеющих, как правило, одно верное решение). Также можно столкнуться с такой проблемой, что учителя дают учебные задачи в рамках ЕГЭ, и занимаются на уроках только подготовкой, что может приводить к неудовлетворенности однообразия форм учебных занятий.
На третьем месте оказался мотив избегания неудачи. Утверждений, связанных с данным мотивом учения было два: «хочу, чтобы не ругали родители и учителя», «не хочу получать плохие отметки». На наш взгляд, это может быть связано с тем, что вся система образования требует от учеников учиться на «хорошие» отметки. Учителя и родители, в свою очередь, говорят: «Не будешь учиться, не сдашь ЕГЭ, не поступишь в престижный ВУЗ», тем самым загоняя школьника в тупик. У него появляется боязнь неудачи, и ученики вместо того, чтобы активно реализовывать свои познавательные потребности, избегают ситуаций успеха, боятся лишний раз выглядеть «глупыми».
Мотив аффилиации (стремление быть с другими людьми), мотивы престижа, творческой самореализации, достижения успеха оказались у немногих школьников доминирующими. Мотив достижения успеха, к сожалению, преобладает всего у двух человек. Он является противоположным мотиву избегания неудачи, и в норме он должен быть наравне с мотивом самоопределения и самосовершенствования.
Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день доминирующими у школьников являются мотивы самоопределения и самосовершенствования, учебно-познавательные мотивы и мотив избегания неудачи, что связано с профессиональным самоопределением и спецификой образовательной системы. На последнем месте находится мотив достижения успеха, тем самым существенно снижая общую учебную мотивацию.
На наш взгляд, выявление доминирующего типа мотивации у школьника может существенно повысить эффективность обучения, т. к. можно видоизменять методы и структуру обучения, взаимодействие ученика и учителя, ученика и родителей с целью коррекции мотивации обучения. А также отслеживать влияние изменений, которые происходят в системе образования.
1. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4.
2. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
4. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, – С. 149–150.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мотивация в процессе обучения старших школьников
Вы будете перенаправлены на Автор24
Мотивация обучения – это наличие у учащихся заинтересованности и потребности в учении, познании и развитии.
Данная мотивация является залогом эффективности обучения и достижения целей и задач образования. Поэтому, необходимо развивать мотивацию к обучению на всех его этапах, чтобы активизировать познавательную работу учащегося, направить его на разные виды и направления учебной деятельности.
Мотивация является внутренним мотивом, побуждающим личность к выполнению той или иной деятельности. Мотивы учения бывают различными. Они зависят от целей, которые ставят учащиеся в ходе своего обучения, т.е. от того, чего они хотят достичь в ходе учебной работы.
Мотивация имеет свою специфику в разные возрастные периоды развития личности и на разных этапах обучения.
Особенности формирования учебной мотивации старших школьников
В старшем школьном возрасте происходит активное развитие личности и ее самоутверждения. Она стремится к самореализации в разных сферах и направлениях деятельности. Это вызывает познавательную активность, а, следовательно, рост мотивации к познанию и учению.
В развитии учебной мотивации старших школьников можно выделить следующие особенности:
Готовые работы на аналогичную тему
В старшем дошкольном возрасте происходит соподчинение мотивов деятельности с потребностями. Его установление говорит о личностном развитии учащегося. Однако, возникают различные проблемы в формировании данной связи между мотивами и потребностями. Они разрешаются в ходе применения разных средств и технологий формирования мотивации к обучению и познанию.
Разновидности учебной мотивации старшеклассников
Мотивация к обучению является важным аспектом образовательной деятельности в старших классах школы. Она формирует целенаправленность обучения и ее ориентацию на личностное развитие и профессиональное самоопределение учащегося.
В старшем школьном возрасте происходит расширение познавательных возможностей учащихся, поэтому следует создать все необходимые условия для развития положительной мотивации к обучению.
Учебная мотивация старшеклассников бывает двух основных видов:
Условия развития учебной мотивации старшего школьника
Чтобы развить у учащегося старшей школы потребность в познании и поставить ее на приоритетную позицию в иерархии его потребностей, необходимо соблюдение ряда условий организации образовательной деятельности. К ним относятся:
Подросток
148. Общепринятые границы подросткового возраста в отечественной психологии:
149. Исследователь, назвавший подростковый возраст возрастом «бури и натиска»:
а) эмоциональная реактивность
б) возмужание, половая зрелость
в) эмансипация от взрослых
151. Фактор, обусловливающий резкие изменения в психике в начальной стадии подросткового возраста:
а) половое созревание
б) посткризисные проявления предыдущего возраста
в) разрушение старой социальной ситуации развития
г) конфликтные отношения с взрослыми
152. Ученые различают три точки созревания: органического, полового и социального. В подростковом возрасте эти линии развития существуют в следующем соотношении:
а) все линии развития совпадают во времени
б) социальное созревание опережает органическое и половое
в) половое развитие опережает органическое и социальное
г) органическое развитие опережает половое и социальное
153. Для подросткового возраста не характерно:
а) повышенная возбудимость
б) относительная неустойчивость нервной системы
в) быстро протекающие изменения в организме
г) завершение физического развития
154. Характерная черта подросткового возраста:
а) повышенная реактивность
б) повышенная обидчивость
г) эмоциональная устойчивость
155. Специфика социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в том, что:
а) подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь
б) возникает необходимость определить свое место в жизни
в) характерно господство детского сообщества над взрослым
г) налаживаются отношения со взрослыми
156. Ведущая деятельность подросткового возраста:
а) интимно-личностное общение
157. Центральным новообразованием подросткового возраста выступает:
а) готовность к профессиональному и личностному самоопределению
г) чувство взрослости
158. Уменьшенная поглощенность учением у подростков вызвана:
а) осложнением отношений с учителями
б) усложнением учебного материала
в) удовлетворением прежних мотивов к учению, и отсутствием новых
г) несформированностью навыков учебной деятельности
159. Основной критерий оценки подростками деятельности педагога:
а) отношение учителя к своей работе
б) личностные качества учителя
в) особенности внешности учителя
г) профессионализм учителя
160. Ведущий мотив в учебной деятельности подростков:
а) значимость самого процесса учения как социальноценной деятельности
б) стремление завоевать положение в классе, добиться признания сверстников
в) получение хорошей оценки
г) стремление к превосходству
161. С точки зрения Ж. Пиаже, в подростковом возрасте интеллект развивается до стадии:
б) конкретных операций
в) формальных операций
162. Существенное влияние на широту и содержание мыслей подростка, как и на его способность к моральным рассуждениям, оказывает развитие:
а) конкретных операций
в) наглядного мышления
г) образного мышления
163. Я согласен(а) с утверждением, что:
а) память подростка все больше обогащается и замещается мышлением
б) у подростка развита установка привычка заучивать материал путем повторения
в) у подростков развивается произвольная память
г) подростки начинают осваивать приемы запоминания материала
164. Подростки используют преимущественно:
а) логическую память
б) механическую память
в) непроизвольное запоминание
г) непосредственное запоминание
165. Для восприятия подростка характерно:
а) выраженная эмоциональность
б) развитие логического восприятия
в) малая дифференцированность
г) развитие предметного восприятия
166. В мотивационной структуре общения подростков появляется:
а) ярко выраженная познавательная потребность
б) потребность в принадлежности какой-либо группе
в) потребность в самореализации
г) телесные потребности
167. В выборе друга подросток ориентируется:
в) личностные качества
168. Для межличностных отношений в подростковом возрасте не характерно:
а) реакция эмансипации от взрослых
б) реакция группирования со сверстниками
в) снижение конфликтности в общении с взрослыми
г) притупление остроты восприятия сверстников
169. Характерная черта межличностных отношений в подростковом возрасте:
а) сужение круга межличностного взаимодействия
б) исповедальный характер межличностного взаимодействия
в) усиление контактов с лицами противоположного пола
г) реакция группирования со сверстниками
170. Характерная черта подростка:
а) эмоциональная устойчивость
г) реакция эмансипации
171. Чувство взрослости проявляется:
а) в подражании внешним признакам взрослости
б) равнении на психосоциальные образцы своего пола
в) социально-моральном и интеллектуальном взрослении
г) во всем перечисленном
172. В сфере самосознания подростка происходят следующие изменения:
а) открытие внутреннего мира и осознание его уникальности
б) повышенный интерес к своей личности
в) осознание временной перспективы
г) осознание своих недостатков, повышенный интерес к ним
173. Потребность, характерная для подросткового возраста:
а) быть принятым и признанным сверстниками
б) в самовоспитание
в) в заботе о другом
г) в оценочной деятельности
174. Становление самооценки подростка происходит под влиянием:
а) самого подростка
175. Я согласен с утверждением, что:
а) самооценка подростков — воспроизведение, как правило, оценки взрослыми
б) уровень успеваемости подростка существенно влияет на его самооценку
в) самооценка переориентируется на взаимоотношения и на физические качества
г) подросток в состоянии осознать свою особенность и неповторимость
176. Для эмоциональной сферы подростка характерно:
а) резкая смена настроения и переживаний
б) бурное развитие «эмоционального языка»
в) эмоциональная впечатлительность
г) осознание своего состояния
ЮНОСТЬ
177. Границы юношеского возраста:
г) нет однозначного подхода к выделению границ
178. В анатомо-физиологическом плане юноша характеризуется:
а) в основном завершением физического развития
б) бурным половым созреванием
в) активным физическим ростом организма
г) активным созреванием коры головного мозга
179. Главная характеристика социальной ситуации развития в юношеском возрасте:
а) зрелое отношение к жизни
б) две системы отношений: с взрослыми и сверстниками
в) необходимость профессионального самоопределения
г) реакция группирования со сверстниками
180. Ведущая деятельность в юношеском возрасте:
а) интимно-личностное общение
б) учебная деятельность
181. Центральное новообразование юношеского возраста:
а) чувство взрослости
б) профессиональное и жизненное самоопределение
в) становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я
г) чувство компетентности
182. Аффективный центр жизни в юношеском возрасте:
а) первая влюбленность
б) обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив
в) отношения с товарищами
г) отношения с родителями
183. В целом познавательные возможности старших школьников характеризуются (выберите лишнее):
а) активизация умственной деятельности
б) развитие способности к постижению отвлеченного, абстрактного
в) рост произвольности интеллектуальной деятельности
г) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими
184. Умственная активность в юношеском возрасте приобретает характерную черту:
а) интерес к реальным явлениям
б) интерес к анализу фактов, обсуждению и размышлению над ними
в) повышенное внимание к наглядному материалу
г) внутренний план действий
185. В старших классах ведущими мотивами учения становятся:
а) значимость самого процесса учения как социально ценной деятельности
б) стремление старшеклассника добиться признания сверстников
в) осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений
г) стремление к превосходству
186. Одно из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте:
а) развитие произвольного внимания
б) развитие синтезирующего восприятия
в) развитие произвольной памяти
г) прогрессирующее развитие теоретического мышления
187. Споры в юношеском возрасте об отвлеченных предметах, например о философских проблемах, об устройстве мироздания, связаны с развитием:
а) общих и специальных способностей
б) абстрактно-логического мышления
в) наглядно-действенного мышления
г) наглядно-образного мышления
188. Я согласен, что в юношеском возрасте:
а) развитие интеллектуальной сферы заканчивается
б) развитие интеллектуальной сферы совпадает с развитием личностной сферы
в) развитие интеллектуальной сферы юношей и девушек не имеет различий
г) развитие интеллекта связано с развитием творческих способностей
189. Факторы, способствующие формированию гибкого, творческого стиля мышления:
а) общение с взрослыми
б) более сложная и более самостоятельная учебная работа
в) непосредственное выполнение заданий учителя
190. В выборе друга старшеклассник руководствуется:
б) деловыми качествами
в) личностными качествами
г) нравственными чертами личности
191. В основе юношеской дружбы лежит:
а) потребность в понимании другого и себя другим, в самораскрытии
б) потребность быть в коллективе
в) познавательные потребности
г) потребность в признании
а) это проявление врожденных свойств организма
б) форма поведения, приобретаемая в результате освоения социальных эталонов
в) такого понятия в науке нет, это житейская характеристика различных полов
г) форма поведения, обусловленная принадлежностью к физическому полу
193. Для мотивационной структуры процесса общения в юношеском возрасте характерно:
а) неактуальность отношений с родителями
б) приоритетность отношений со сверстниками
в) потребность в принадлежности какой-либо группе
г) усиление контактов с лицами противоположного пола
194. В сфере самосознания главным достижением юношеского возраста выступает:
а) открытие своего внутреннего мира
б) чувство взрослости
в) осознание своих недостатков
г) чувство одиночества
195. В эмоциональной сфере юношей и девушек формируются:
а) мировоззренческие чувства (прекрасного, трагического, юмора и т.д.)
б) предметные чувства
в) эстетические чувства
г) чувство взрослости
196. Эмоциональные сдвиги, неустойчивость в юношеском возрасте вызваны чаще всего:
а) гормональными процессами
б) физиологическими процессами
в) социальными факторами
г) индивидуально-типологическими особенностями
197. Старшеклассникам свойственно:
а) эмоциональная неустойчивость
г) юношеский максимализм
198. Утверждение, с которым можно согласиться:
а) самооценка юношей воспроизводит оценку, которую они получают от взрослых
б) в юношеском возрасте ребенок переориентируется с оценки на самооценку
в) в юношеском возрасте человек не в состоянии осознать свою неповторимость
г) в юношеском возрасте человек смотрит на себя глазами окружающих
199. Особенность мотивационной сферы в юношеском возрасте:
а) сочетание широких социальных и познавательных мотивов
б) мотив превосходства
в) оценочная мотивация
г) социально-ролевой мотив
200. Термин «эго-идентичность» означает:
а) субъективное чувство принадлежности к группе
б) субъективное чувство непрерывной самотождественности
в) субъективное отношение к миру
г) субъективное отношение к своему «Я»
201. Одно из проявлений кризиса идентичности: