в стенах какого монастыря размещена московская духовная академия
Контакты
АДРЕС: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, территория Лавра, Академия
Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-90-42,
факс: (496) 541-56-02,
e-mail: mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-91-42,
e-mail: rektor.pr@gmail.com
Отделение заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32,
e-mail: szo-mda@yandex.ru
ИЗДАТЕЛЬСТВО МДА
e-mail: publishing@mpda.ru
КАФЕДРЫ
1. Кафедра Библеистики
e-mail: tolmid7@gmail.com
И.о. заведующего: протоиерей Олег Мумриков
Методист: Сергей Вячеславович Зубов
2. Кафедра Богословия
e-mail: sekretar.bogoslovie.mda@gmail.com
И.о. заведующего: епископ Звенигородский Феодорит
Методист: Илья Ульянов
3. Кафедра Истории и теории церковного искусства
e-mail: ici-mpda@ya.ru
Заведующий: Нина Валериевна Квливидзе
Методист: Ирина Михайловна Зубренко
4. Кафедра Филологии
e-mail: philolog-mpda@ya.ru
Заведующий: профессор В. М. Кириллин
Методист: Владимир Викторович Бельский
5. Кафедра Церковной истории
e-mail: history-mpda@ya.ru
Заведующий: профессор А. К. Светозарский
Методист: Роман Владимирович Булдаков
6. Кафедра Церковно-практических дисциплин
e-mail: church.practical@mpda.ru
Заведующий: протоиерей Александр Задорнов
Секретарь: Роман Султанович Королев
Заочное обучение:
АДРЕС: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Академия, Отделение заочного обучения
ЧАСЫ РАБОТЫ: 09:00 — 17.00 (понедельник-пятница, кроме праздников)
Обед: 12.00 — 13.00
ТЕЛЕФОН: (496) 540-93-78 (заведующий ОЗО),
(496) 540-53-32 (канцелярия ОЗО)
e-mail: szo-mda@yandex.ru
МОСКВА
АДРЕС: г. Москва, Крестьянская площадь, д.10, Новоспасский монастырь, Центр образования (м. Крестьянская застава, м. Пролетарская)
ЧАСЫ РАБОТЫ: 10.30 — 18.00 (понедельник-пятница, кроме праздников) без обеда
ТЕЛЕФОН: (495) 676-97-22
e-mail:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Московская духовная академия. Фото ок. нач. 2010-х гг. |
Московская духовная академия, первая высшая школа России, крупнейший центр развития церковной науки и образования в Русской Православной Церкви
Славяно-греко-латинская академия, находившаяся в Заиконоспасском монастыре и первоначально именовавшаяся греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными богословскими трудами.
Большого расцвета Московская духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской академии и навсегда остался в ее благодарной памяти.
Ректор академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской академии наук, изданием «Добротолюбия» во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII-начала XIX века.
В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской духовной академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Местопребывание Московской духовной академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в академии.
В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским, благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех духовных академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства считаются золотым временем Московской духовной академии.
Наряду с историческим направлением в Московской духовной академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем академия по праву заслужила наименование «школы верующего разума. Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским и получили дальнейшее развитие в трудах профессоров В. Д. Кудрявцева-Платонова, А. И. Введенского и о. Павла Флоренского.
Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской духовной академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.
Храмы
Ректоры
Известные выпускники
Награды
Московская духовная академия
Московская духовная академия запись закреплена
11 ноября ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит принял участие в Международной научно-практической конференции «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения».
Конференция проводилась по благословению Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины, ее организатором была Киевская духовная академия.
Целью проведения мероприятия, проходившего в дистанционном формате на платфоме Zoom, была попытка богословско-канонического осмысления принципа соборности Церкви и вопроса первенства Поместных Православных Церквей.
Ректор Московской духовной академии владыка Феодорит открыл приветственным словом вторую часть конференции.
Также на мероприятии с докладом на тему «Критика экстерриториальной апелляции Константинопольскому патриарху свт. Досифеем Иерусалимским» выступил доцент кафедры богословия МДА игумен Дионисий (Шлёнов).
Московская духовная академия запись закреплена
10 ноября, накануне празднования 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского, в Московской духовной академии прошел литературно-музыкальный вечер, ставший кульминацией «Дней Достоевского в МДА».
Вечер памяти Достоевского начался в Покровском академическом храме с заупокойной литии, которую совершил ректор МДА епископ Звенигородский Феодорит. Об упокоении раба Божиего Феодора, а также его родителей — Михаила и Марии, молились преподаватели и учащиеся Академии.
Показать полностью.
Затем в Большом актовом зале вниманию собравшихся было предложено литературно-музыкальное представление. Открывая вечер, владыка Феодорит обратился с приветственным словом, в котором отметил, что никто из писателей ни до, ни после Достоевского не говорил так проникновенно о душе человека, о той внутренней борьбе, которую он ведет на протяжении всей своей жизни за право быть образом и подобием Божиим. Достоевский, по словам владыки, смог далее других заглянуть в те сокровенные глубины человеческой души, где происходит зарождение религиозной жизни.
На литературном вечере прозвучали наиболее волнующие фрагменты из романов Достоевского, а также музыкальные произведения, которые нравились писателю.
В рамках литературного вечера зрители смогли проявить свою эрудицию, приняв участие в очном туре викторины «Знатоки Достоевского». Наиболее активные из них получили памятные подарки, а победителю викторины был вручен главный приз — сертификат на экскурсионную поездку в Санкт-Петербург.
В благодатной атмосфере
В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия была переведена из Москвы в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и стала называться Московской духовной академией (МДА). О значении этого события рассказывает профессор, доктор церковной истории, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Владислав (Цыпин).
– Отец Владислав, чем был вызван переезд академии из Москвы? Как он происходил?
– Этот переезд не являлся самостоятельным событием, он произошел в контексте основательной реформы всего духовного образования. Дело в том, что духовная школа XVIII в. и духовная школа XIX в. существовали в рамках очень разных систем.
До начала XIX века семинария и академия не различались как две ступени образования. Учебные планы и программы в академиях и семинариях были одинаковы, но лучшие из этих учебных заведений назывались академиями – Киевская, Славяно-греко-латинская. В конце XVIII века без каких-либо изменений системы преподавания ранга академии были удостоены Казанская и Петербургская семинарии. На вершине школьного олимпа того времени находились Киевская, Московская, Петербургская академии и Троицкая семинария. Так, митрополит Филарет (Дроздов) учился в Троицкой семинарии – одной из лучших духовных школ того времени, которая давала достаточно образования, чтобы потом его пригласили преподавать в уже новую, реформированную Петербургскую академию.
До реформы в академии принимались подростки, имеющие начальное (в ту пору домашнее) образование, то есть умеющие читать, писать, считать. Воспитанники и семинарий, и академий, проучившись 8 классов, получали полное на тот момент образование. Но это не значит, что они учились восемь лет. Класс мог продолжаться и год и два. Отстающие могли задержаться в одном классе на пять лет, но в среднем обучение в одном классе продолжалось два года.
– Каковы были особенности дореформенного духовного образования?
– Известная особенность духовной школы XVIII века – будь то семинария или академия – это основательное изучение латинского языка. В начале обучения на него приходилась львиная доля занятий, затем все остальные дисциплины преподавали на латинском.
Еще одна характерная особенность той старой школы – изучение разных наук в последовательности, поэтому классы назывались по предметам.
Названия старших классов – риторика, философия, богословие – можно вспомнить по русской классике. В гоголевском «Вие» очень выразительно описывается отличие ритора от философа, а философа от богослова: уже пробивающиеся усы и борода у одного, у другого – ломающийся голос. Богословие изучали только в 8 классе, который, конечно, продолжался не менее двух лет.
– А что представляла собой послереформенная духовная школа и как, собственно, происходила реформа?
– Проект этой реформы был выработан к 1808 г. Была составлена комиссия из высокопоставленных лиц, в нее вошли государственные сановники, иерархи. Ключевое значение в разработке программы этой реформы имел Михаил Сперанский, сам вышедший из духовной школы.
Духовное образование было разделено на три ступени. Собирались даже открыть начальную школу под названием «Приходские училища», их иногда путают с приходскими школами начала XX века.
Приходское училище – это начальная школа для детей духовенства, которых хотели таким образом освободить от обучения своих чад на начальном этапе. Но этот элемент реформы не удалось реализовать в полной мере. Приходских училищ планировали открыть по всей стране множество, появилось же их не так много. Если посмотреть на биографии архиереев, вообще духовенства XX века, то лишь немногие из них прошли через приходское училище. Так, святитель Феофан Затворник учился в приходском училище, но большинство по-прежнему – до 10–12 лет – получали домашнее образование, а потом поступали в духовное училище, состоявшее из четырех классов. Следующая ступень образования – духовная семинария – это уже 6 классов, при этом класс уже соответствовал одному году обучения. На этом заканчивалось среднее образование, и начиналось высшее – духовная академия. Причем обучение в духовной академии строилось уже принципиально иначе, чем до реформы. Образцом служили богословские факультеты Западной протестантской Европы, а если говорить более определенно – немецкие богословские факультеты. Точно так и для наших светских университетских факультетов в начале XIX века образцом служили университетские факультеты Германии.
В 1808 г. программа реформ была окончательно выработана, утверждена и подписана императором Александром I. Реформа высшей ступени началась в 1809 г. с Санкт-Петербургской академии. Старая академия стала Петербургской семинарией, а над ней был надстроен «верхний этаж» – новая академия.
После первого выпуска в Петербургской академии в 1813 г. приступили к реформированию, к созданию Московской академии. Славяно-греко-латинская академия стала Московской семинарией. Над ней «надстроили» четырехгодичную Духовную академию, которую и перевели в Троице-Сергиеву Лавру. При этом низшие классы Славяно-греко-латинской академии соединили с низшими классами Троицкой лаврской семинарии (семинария нового типа была переименована в Московскую семинарию), а высшие классы перевели в Лавру. Так появилась Московская духовная академия.
В начале Московская семинария расположилась в Перервинском монастыре, помимо учащихся Троицкой семинарии в нее были переведены учащиеся Дмитровской, Звенигородской и Перервинской семинарий. Спасо-Вифанскую семинарию решено было сохранить после многочисленных просьб со стороны духовенства Московской епархии и большого количества учащихся.
Старую Киевскую академию в 1817 г. преобразовали в Киевскую духовную семинарию, а через два года была открыта Киевская духовная академия как новая школа. С Казанской академией был еще более длительный перерыв. В 1817 г. старая Казанская академия стала семинарией, и только в 1842 г. открылась Казанская духовная академия по образцу Московской, Питерской и Киевской.
– Отец Владислав, но почему все-таки эта реформа была необходима?
– Недостатки прежней системы образования были очевидны. Устаревала латинская школа. В первой половине XIX века большинство научных работ – и светских и богословских – писали уже не на латинском языке. В протестантской Германии, других протестантских странах в богослужении использовали национальные языки. Латинский язык ни для кого уже не был родным. Даже на юге Западной Европы – в Италии, Испании – все-таки говорили на языках, похожих на латынь, но других. К тому же само школьное обучение на латинском языке предполагало чрезвычайно большой акцент на заучивание формул, а не на осмысление. Надо было тратить умственные способности, память на то, чтобы «отскакивало от языка».
При обсуждении реформы ставился вопрос о языке обучения. Но митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), умерший сразу после изгнания французов из Москвы, настоял на том, чтобы латинский язык остался языком обучения. Ему казалось, что отказ от латинского языка как языка преподавания подорвет образовательный уровень духовенства. Тем не менее, де-факто отдельные профессора академий один за другим стали преподавать на русском. К концу 30–40-х гг. XIX века языком преподавания повсюду стал русский. Что до опасений митрополита Платона, то они не оправдались. Все, кто занимался какими-либо науками – не только церковной, – знали и латинский язык (его по-прежнему много изучали), и новые европейские языки (как минимум французский и немецкий), на которых уже было больше литературы, чем на латинском.
Именно из-за того, что латинский язык перестал быть языком преподавания, были выполнены многочисленные переводы святых отцов на русский язык. В допетровскую эпоху вся библиотека святоотеческой литературы на славянском языке составляла несколько десятков сборников – в основном отрывков из сочинений святых отцов. Перевод творений святых отцов как грекоязычных, так и латиноязычных на русский язык – одно из важнейших дел русской церковной науки XIX в. Журнал Московской духовной академии того времени так и назывался – «Прибавление к творениям святых отцов». Причем была некая специализация переводов: грекоязычных отцов переводили в Московской академии, а латиноязычных – в Киевской.
Если говорить о других причинах реформы, то в XVIII века заметен был крен в сторону богословской систематики за счет истории богословия. Так называемая постсхоластическая или неосхоластическая школа давала богословие в готовом виде – в виде системы идей, что с точки зрения науки XIX века было уже архаикой. Ведь можно превосходно знать систему, но быть безоружным в споре с тем, кто хорошо изучил, как складывалась каждая из этих догматических формул: когда, на каких соборах, как полемизировали между собой в эпоху вселенских соборов святые отцы. В преподавание вошли курсы, которые прежде пребывали в тени: история Церкви, патрология, то есть изучение творений святых отцов.
– Как после реформы изменились выпускники академии?
– В XVIII веке, когда образования в России катастрофически не хватало, духовная школа давала кадры и для государственной службы, и для науки. Помимо Ломоносова, окончившего Славяно-греко-латинскую академию, можно вспомнить архитектора Баженова, многих известных географов, историков, юристов. В XIX веке светская средняя школа – гимназия, реальное училище – уже была поставлена основательно, хотя и не была массовой. Было несколько университетов со всеми факультетами того времени – философия, медицина и право. Такие науки, как физика, химия, филология, история, относились к философскому факультету. Но богословское высшее образование в отличие от Европы было обособлено и выделено в богословскую духовную школу, существовавшую в виде четырех духовных академий. В XIX веке уровень специализации был гораздо более определенным, чем в XVIII веке. Если для XVIII века обычное дело, когда выпускник семинарии или академии поступал на государственную службу, делал карьеру чиновника или занимался наукой, то для XIX века это уже не характерно. Выпускники духовных академий за редким исключением становились церковными учеными, церковными деятелями, священниками важных приходов (для рядового прихода было достаточно семинарского образования). Среди выпускников постреформенной Московской духовной академии такие личности, как архиепископ и священномученик Иларион Троицкий, профессор и священномученик Иван Васильевич Попов, священник Павел Флоренский. Патриарх Алексий I также окончил академию. Но прежде чем стать студентом академии, он окончил юридический факультет Московского университета.
– В то время был конкурс при поступлении в академию?
– На штатные места поступали только так называемые казеннокоштные студенты – лучшие выпускники семинарий, рекомендованные к учебе в тех академиях, к которым эти семинарии были приписаны. Скажем, рязанские или тульские семинаристы могли поступать только в Московскую академию, пермские приписывались к Казанской, а орловские или воронежские – к Киевской. Для остальных абитуриентов, составлявших категорию своекоштных, иначе говоря «платных», студентов, которых государство не содержало, было что-то вроде конкурса, поскольку принять их могли тоже в ограниченном числе.
– Как преподаватели, жившие в Москве, решали транспортную проблему?
– Проблема с транспортом, конечно, была. Поезда стали ходить только к концу XIX в., но все равно не так быстро, как сегодня. Так что преподавателям приходилось либо жить в Сергиевом Посаде, либо иметь там какое-то пристанище.
На первом этапе среди преподавателей было много монашествующих, которые, как военные, – где велено, там и живут. Во второй половине XIX в. среди преподавателей академии преобладали светские люди, большинство из них оканчивали духовную академию, но не принимали сан и становились учеными.
– Отец Владислав, в чем все-таки состояла главная причина перевода Московской духовной академии в Троице-Сергиеву Лавру? Почему академию не оставили в Москве?
– С одной стороны, сказалась проблема с помещением – произошел пожар Москвы, почти полностью уничтоживший здания Заиконоспасского монастыря, в котором располагалась академия, и надо было думать, где и как ее размещать. Звучали предложения включить высшее духовное образование по примеру Запада в университетские рамки и создать богословский факультет. Но посчитали, что не стоит. Несмотря на то что светская школа находилась под контролем властей, тамошняя атмосфера не благоприятствовала духовному становлению. Именно эта мысль и была главной при решении открыть преобразованную Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах которой сконцентрирована атмосфера иная – благоприятная для воспитания церковного человека.
Московская духовная академия и семинария
Московская духовная академия и семинария (МДАиС) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.
Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году.
В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы.
Содержание
История [ править ]
Троицкая лаврская семинария [ править ]
В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания.
Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.
Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.
В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов. Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.
Московская Духовная академия (синодальный период) [ править ]
В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов.
Московская Духовная академия (советский период) [ править ]
В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой Лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. 21 мая 1955 года Патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955/1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 (1) октября.
Огромное значение приобрёл Заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства.
Современность [ править ]
За последние полвека в Московской духовной академии сложились свои традиции. В воскресные и праздничные дни все преподаватели и студенты совершают богослужение в Покровском храме. Вся академическая семья каждую среду по окончании вечернего богослужения возносит Покровительнице храма благодарственное и хвалебное пение – акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Как правило, это богослужение возглавляет ректор в сослужении академического духовенства. Акафист исполняется нараспев тремя большими студенческими хорами, которые антифонно (попеременно) пропевают стихи песнопения. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы вскоре стал излюбленным богослужением для преподавателей и студентов Академии, а также для многих прихожан и паломников, приезжающих в Лавру на богомолье.
В Академии существует обычай совершать общую молитву еще в один из дней седмицы. Для поминовения почивших наставников, начальствовавших, учивших и учившихся, всех сродников и всех православных христиан, каждую пятницу вечером установлено пение панихиды. Когда заупокойное богослужение не предусмотрено Церковным Уставом, то служится молебен (обычно Малое освящение воды).
Еще одна важная традиция, введенная архимандритом Леонидом, – произнесение проповедей студентами во время богослужения. В первую очередь, были обязаны произносить проповеди преподаватели, даже если они не были в священном сане. Облачившись в стихарь, они так же, как и студенты, выходили из алтаря на амвон. На всенощном бдении, на акафисте и за ежедневной вечерней молитвой проповеди произносили только студенты, а на Божественной Литургии, после запричастного стиха на проповедь выходил кто-нибудь из преподавателей. Проповеди произносили все преподаватели, начиная с отца ректора. Первую проповедь на вечерней молитве произнес сам ректор протоиерей Константин Ружицкий.
Все эти традиции Московской духовной академии направлены на поддержание молитвенного духа и на приобретение навыков необходимых для студентов в их будущем пастырском служении.
Структура [ править ]
Академия – образовательный, научно-богословский и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей церковных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия.
Академия включает в себя 6 структурных подразделений: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, регентскую и иконописную школы.
Бакалавриат [ править ]
К вступительным экзаменам на бакалавриат допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие общее полное среднее образование. Абитуриенты, удовлетворительно сдавшие вступительные экзамены на бакалавриат, могут быть зачислены на Подготовительное отделение с целью подготовки к зачислению на бакалавриат в следующем учебном году.
Обучение на бакалавриате заканчивается написанием и защитой дипломной работы. Студенту предоставляется самостоятельный выбор темы работы и научного руководителя. После защиты дипломной работы выпускник получает квалификацию специалиста в области православного богословия.
Период обучения на бакалавриате – 4 года.
Успешное окончание бакалавриата дает право на поступление в магистратуру Академии.
Магистратура [ править ]
К вступительным экзаменам в магистратуру допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие бакалаврское образование.
В магистратуре читаются лекции и спецкурсы, проводятся семинары и практические занятия. Самостоятельная работа студентов имеет своей основной целью приобретение не только знаний, но и навыков, умений, компетенций, опыта в области освоения и применения богословских знаний в церковном служении и церковной жизни выпускника магистратуры.
Обучение в магистратуре заканчивается написанием и защитой магистерской диссертации.
Период обучения в магистратуре – 2 года.
Аспирантура [ править ]
Аспирантура является подразделением МДА, осуществляющим подготовку научно-педагогических и научно-богословских кадров в системе послевузовского профессионального духовного образования Русской Православной Церкви по специальностям в соответствии с действующей в МДА номенклатурой специальностей. Основными целями подготовки в Аспирантуре являются: проведение научно-богословских исследований; сдача кандидатских экзаменов; написание диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия.
Регентская школа [ править ]
Регентская школа – специальное православное учебное заведение, готовящее руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. В Регентскую школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.
Иконопиская школа [ править ]
Иконописная школа – специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев и вышивальщиц для Русской Православной Церкви. В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.
Центр дополнительного образования [ править ]
Также при академии действует Центр дополнительного образования, который является продолжением Высших богословских курсов, образованных в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для предоставления мирянам дополнительного образования по направлению «Теология».
Другое [ править ]
При Академии существует сектор заочного обучения, миссионерский отдел, библейский кабинет, греко-латинский кабинет, церковно-археологический кабинет, издательство; издается научно-богословский журнал «Богословский вестник», студенчески журнал «Встреча». Академия имеет свой информационный сайт и научно-богословский портал «Богослов.ru».
Абитуриенту [ править ]
Абитуриенту бакалавриата [ править ]
Бакалавриат Московской духовной академии – первая ступень высшего духовного образования, цель которой – подготовка священнослужителей.
На бакалавриат МДА принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.
Срок обучения на бакалавриате – 4 года. Непрошедшие вступительные испытания могут быть рекомендованы к зачислению на подготовительный курс бакалавриата МДА. Срок обучения на подготовительном курсе – 1 год.
По вопросам оформления и подачи документов обращаться в канцелярию по телефону: +7 (496) 541-56-01 1) ;
почтовый адрес приёмной комиссии: 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, канцелярия Академии.
Также при Академии работает «Школа абитуриента» – воскресные подготовительные курсы для учащихся 10-11 классов средней школы и всех желающих поступать на бакалавриат МДА жителей г. Сергиева Посада, а также ближайших к нему населённых пунктов Московской области.
Поступающие на бакалавриат Московской духовной академии проходят следующие вступительные испытания:
1. Профильный экзамен (Библейская история, Основы веры и Православное богослужение) – проводится устно;
2. Собеседование – проводится устно;
Если отсутствуют результаты ЕГЭ 2) :
3. Русский язык – проводится письменно;
4. История России – проводится письменно.
Минимальное количество баллов по каждому вступительному испытанию:
Профильный экзамен – 45 баллов;
Собеседование – 45 баллов;
Русский язык – 37 баллов;
В процессе сдачи вступительных экзаменов абитуриенты будут проходить медицинский осмотр и прослушивание по Церковному пению.
Абитуриентам на время прохождения вступительных испытаний предоставляется общежитие.
1) Согласно правилам приёма в МДА, желающие подать документы в электронном виде должны предварительно позвонить в канцелярию МДА и получить соответствующее разрешение.
2) Статья 70, пункт 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Результаты единого государственного экзамена при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов».
Документы подаются строго в указанные сроки, согласно всем требованиям «Правил приёма». Более подробную информацию о поступлении на бакалавриат МДАиС, в частности о необходимых для этого документах, можно найти на сайте академии.
Абитуриенту магистратуры [ править ]
На обучение в магистратуру принимаются лица в возрасте до 35-ти лет, успешно закончившие семинарию (бакалавриат). Срок обучения – 2 года.
Поступающие в магистратуру Академии проходят собеседования и сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:
Экзамены по специальности:
— священное Писание Ветхого и Нового Завета;
— древнегреческий язык или латинский язык;
— древнегреческий язык или латинский язык;
— каноническое право или литургика (по выбору);
— древнегреческий язык или латинский язык;
Отделение Греческой христианской литературы
Отделение Русской духовной словесности
— мировая художественная культура;
Абитуриентам на время прохождения вступительных испытаний предоставляется общежитие.
В процессе сдачи вступительных экзаменов абитуриенты будут проходить медицинский осмотр и прослушивание по Церковному пению. Более подробную информацию о поступлении и необходимых для этого документах можно получить на сайте академии.
Абитуриенту регентской школы [ править ]
Регентская школа при Московской духовной академии – специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее регентов церковных хоров.
В Регентскую школу принимаются лица женского и мужского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование, желательно с опытом клиросного послушания не менее одного года.
Обучение в Регентской школе – очное. Срок обучения – 3 года.
От поступающих в Регентскую школу требуется на приёмных испытаниях твёрдое и осмысленное знание следующих молитв:
— Начальных – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. », «Святый Боже. », «Пресвятая Троице. », «Отче наш. », «Приидите, поклонимся. »;
— Утренних – «От сна востав. », «Боже, очисти мя, грешнаго. », Ангелу Хранителю;
— Вечерних – «Боже Вечный. », «Вседержителю, Слово Отчее. », «Благаго Царя Благая Мати. », Ангелу Хранителю;
— Божией Матери – «Богородице Дево, радуйся. », «Достойно есть. », «Взбранной Воеводе. », «Милосердия двери. », «Не имамы иныя помощи. »;
— Молитва святого Ефрема Сирина;
— Молитва перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую. »;
— Тропари двунадесятым праздникам;
— Тропарь своему святому;
Во время проведения собеседования с абитуриентами Регентской школы будет проводиться проверка их знаний вероучения Церкви, православного богослужения и библейской истории в объёме, предлагаемом учебником протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий».
Поступающие в Регентскую школу должны обладать вокальными данными, уметь исполнять церковные песнопения, иметь музыкально-теоретическую подготовку и навык игры на фортепиано, читать ноты с листа. Желательны также навыки управления церковным хором. Экзамены по музыкальным дисциплинам проводятся раздельно.
Всем учащимся предоставляется общежитие и питание. Стипендия выплачивается в зависимости от успеваемости.
По вопросам оформления и подачи документов обращаться в канцелярию по телефону: +7 (496) 541-56-01;
почтовый адрес приёмной комиссии: 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Канцелярия Академии.
Согласно правилам приёма в МДА, желающие подать документы в электронном виде должны предварительно позвонить в канцелярию МДА и получить соответствующее разрешение.
Более подробную информацию о поступлении в регентскую школу, и в частности о необходимых для этого документах, можно найти на сайте академии.
Абитуриенту иконописной школы [ править ]
Иконописная школа при Московской духовной академии – специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее иконописцев.
Система образования Иконописной школы двухступенчатая. Первую ступень составляют три года обучения, по окончании которых учащиеся получают диплом установленного образца. Вторая ступень обучения включает два года обучения и не является обязательной для всех. На вторую ступень обучения могут быть зачислены учащиеся, окончившие обучение на первой ступени с наилучшими результатами.
В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование (желательно также наличие художественного образования).
От поступающих в Иконописную школу на приёмных экзаменах требуется твёрдое и осмысленное знание следующих молитв:
— Начальных – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. », «Святый Боже. », «Пресвятая Троице. », «Отче наш. », «Приидите, поклонимся. »;
— Утренних – «От сна востав. », «Боже, очисти мя, грешнаго. », Ангелу Хранителю;
— Вечерних – «Боже Вечный. », «Вседержителю, Слово Отчее. », «Благаго Царя Благая Мати. », Ангелу Хранителю;
— Божией Матери – «Богородице Дево, радуйся. », «Достойно есть. », «Взбранной Воеводе. », «Милосердия двери. », «Не имамы иныя помощи. »;
— Молитва святого Ефрема Сирина;
— Молитва перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую. »;
— Тропари двунадесятым праздникам;
— Тропарь своему святому;
Поступающие должны иметь навык чтения богослужебных книг на церковнославянском языке.
Поступающие в Иконописную школу сдают также специальный экзамен по профилю Иконописной школы, который состоит в следующем:
За шесть часов надо выполнить в цвете на бумаге (30×20 см) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы. В задачу входит: грамотное расположение на листе бумаги; передача характера и пропорций изображения; соблюдение цветовых и тональных отношений. Поступающие необходимым на экзамен материалом не обеспечиваются.
На экзамены поступающие в Школу представляют живописные и графические творческие работы: натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (при наличии по 2-3 работы). Работы должны быть оформлены в паспарту. При наличии представляются несколько иконописных работ: иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии (допустимо часть из них предоставить в фотографиях). Во время подачи документов свои работы предоставлять не надо.
Всем учащимся предоставляется общежитие и питание. Стипендия выплачивается в зависимости от успеваемости.
Адрес: 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, Иконописная школа;
По вопросам оформления и подачи документов обращайтесь в канцелярию по телефону: +7 (496) 541-56-01;
почтовый адрес приёмной комиссии: 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Канцелярия Академии.
Согласно правилам приёма в МДА, желающие подать документы в электронном виде должны предварительно позвонить в канцелярию МДА и получить соответствующее разрешение.
Более подробную информацию о поступлении и необходимых для этого документах можно найти на сайте академии.
Храмы [ править ]
Покровский Академический храм [ править ]
В синодальный период [ править ]
В первые полвека своего пребывания в Лавре у Академии не было собственного храма. Молебны, всенощные бдения и другие последования, которые можно совершать вне освященного храма, обычно проходили в академической зале.
Свой храм Академия получила лишь в 19 в. К 1 апреля 1869 года в правление Академии была подана записка потомственного почетного гражданина Алексея Толоконникова, в которой он выразил желание на свои средства, с благословения московского архипастыря, устроить Академический храм.
Устроенный при профессоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Затем его решили перестроить, ввиду тесноты. Работы начались 4 июня 1892 года. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов.
Перестроенный при митрополите Леонтии и ректоре архимандрите Антонии храм просуществовал 21 год. К столетию существования Академии в Лавре было решено перестроить его в третий раз.
Летом 1913 года по благословению митрополита Макария (Невского) и при его щедрой материальной поддержке Академия смогла приступить к преобразованию храма. Прежде всего были разобраны потолок и крыша и возведен полукруглый свод. Был сделан новый купол – над центром храма, и большое окно в восточной стене, отчего стало гораздо светлее. Работы закончились в начале ноября 1913 года.
Перестройка 1913 года придала Академическому храму несравненно более величественный вид. В 1914 году он был расписан художниками С. С. Макаровым и Н. А. Протопоповым по образцу фресок В. М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе.
В советский период [ править ]
В 1919 году, после закрытия Троице-Сергиевой Лавры и Академии, при Академическом храме был образован приход, который вскоре перевели в церковь Иоанна Крестителя над Святыми вратами, а затем в Пятницкую и Введенскую церкви около Лавры. В помещении разоренного храма разместился городской клуб.
В 1948 году возрожденная Академия из Москвы переехала в Лавру, а в 1954 году Академии было возвращено и помещение Покровского храма, которое требовало капитального ремонта. Восстановительные работы начались 30 декабря 1954 года.
Храм прп. Иоанна Лествичника [ править ]
В синодальный период [ править ]
Строительство больницы-богадельни по проекту архитектора А. А. Лоткова было осуществлено в 1893-1896 годах. В августе 1894 года было принято решение об устройстве также каменной ограды вокруг строящегося комплекса.
Иконостас храма, сооруженный так же по проекту А. Лоткова, и некоторая церковная утварь были устроены на стредства благотворителей.
В мае 1895 года были закончены работы по отоплению и вентиляции.
Освящение храма состоялось 10 ноября 1896 года.
Новоустроенное здание находилось с западной стороны монастыря на правом, противоположном от Лавры, высоком берегу речки Кончуры.
Громадное по тем временам по своим размерам здание, в длину оно достигало около 77 метров (36 саженей), в ширину – 17 метров (8 саженей). На северном и южном концах здание имело выступы почти в 26 метров (12 саженей). Весь комплекс и храм были выстроены в русском стиле и имеют четыре этажа, которые полностью просматривались только с восточной стороны, так как размещалась она на склоне горы.
В южной части нововыстроенного здания размещалась, собственно, больница на 50 коек-мест, в северной – богадельня на 50 престарелых иноков и мирян-«трудников», долго послуживших при Лавре и от старости и болезни не имевших возможности существовать своим трудом. К 1909 году число мест в больнице было увеличено до 100 и более кроватей.
В центральной части в верхних двух этажах (во 2-ом и 3-ем, считая с западной) располагался храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Своей трапезною частью он вдавался в самый корпус, разделяя его тем самым на две равные части.
Под храмом прп. Иоанна на первом этаже (также считая с западной стороны) помещалась аптека. Под аптекой на нижнем полуэтаже с восточной стороны здания была устроена церковь свв. великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Эта церковь была перенесена сюда из Варваринского, или Певческого, корпуса Лавры. Сразу после освящения храма преподобного Иоанна Лествичника, Учрежденный собор испросил благословения митрополита Московского Сергия на перенос иконостаса бывшей Варваринской церкви в новое здание, где в нижнем этаже устраивается церковь-усыпальница. Окончательное ее устройство относится к июлю 1901 года. Освящение ее совершилось в 1901 году казначеем Лавры архимандритом Никоном. Здесь стали поставлять усопших, умерших в Лаврской больнице, для чтения над ними Евангелия или Псалтири и для отпевания.
Внутренне убранство храма было весьма благолепно. Пол был мозаичный с цветными узорчатыми украшениями. Он достаточно хорошо сохранился и до наших дней. Особого внимания заслуживает паникадило. Оно имело форму креста из виноградных лоз с 33 лампадами по числу лет земной жизни Спасителя. Паникадило было утрачено.
Стены храма были расписаны иконописью на темы Священного Писания в 1901 году Палеховским иконописцем Н. М. Сафоновым. Проекты стенной живописи были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). Все росписи утрачены.
В советский период [ править ]
15 января 1919 года в здании больницы-богадельни был открыт сыпнотифозный госпиталь на 50 коек. Позже он был расширен до 250 мест. В 1921 году в здании организуется районная Лечебница.
В 1923 году здесь организуется хирургическое отделение. Храм закрывается. Иконостас, церковная утварь и большая часть икон бесследно исчезает. Алтарь главного храма переоборудуют под операционную. Предположительно это случилось 20 апреля 1923 года. В последующие послевоенные годы храм и весь прежний больнично-богаделенный комплекс функционировал как 3-я районная больница.
Современность [ править ]
В 1986 году Совет Министров СССР распоряжением № 2310-рс от 23.10.86 года передал Московской Патриархии для нужд Московской духовной академии весь больничный комплекс.
Московская духовная академия на выделенные Патриархией средства провела наружные ремонтно-восстановительные работы по всему зданию, а внутри здания и храма восстановила первоначальную планировку.
Учебный процесс Московской духовной семинарии в здании бывшей больницы-богадельни (называемом теперь Семинарским корпусом) был начат с 1 сентября 1989 года на третьем этаже корпуса. А со следующего года учебный процесс проходил уже во всем здании. С 1992 года в здание теперь уже Семинарского корпуса была переведена Регентская школа МДА.
Малое освящение храма прп. Иоанна Лествичника после реставрации совершил сам ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) 5 декабря 1991 года в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского.
18 февраля 1994 года, в день празднования иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и памяти свт. Феодосия Черниговского, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было совершено великое освящение храма.
По окончании литургии Святейший Патриарх Алексий II произнес слово приветствия по случаю освящения семинарского храма. В ответном слове ректор Академии епископ Дмитровский Филарет поблагодарил Его Святейшество и сослуживших архипастырей за участие в богослужении по случаю освящения храма прп. Иоанна Лествичника. В знак памятного события и всеобщей благодарности Святейшему Патриарху была преподнесена икона преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, выполненная учащимися Иконописной школы.
В 1996 году в храме прп. Иоанна Лествичника проходили торжества по случаю исполнения 100 лет со дня постройки и освящения первого храма. 24 ноября ректором Академии епископом Верейским Евгением (Решетниковым) было отслужено Всенощное бдение. На Божественную литургию по случаю торжеств в Академию прибыл Управляющий делами Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин). По окончании Божественной литургии архиепископ Сергий огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия II.
Фото [ править ]
МДАиС, Семинарский корпус с храмом преп. Иоанна Лествичника
Архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор МДАиС
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра