в церкви стена с иконами как называется
Православная Жизнь
В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.
Фото: Александр Шурлаков
В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?
Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.
Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.
Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.
Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.
Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.
Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.
Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.
Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?
Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.
Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…
С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.
Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.
Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.
Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.
Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.
Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.
К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.
Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.
Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.
Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.
К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.
Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.
Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Православный иконостас: изучаемый храмовый, устраиваем домашний
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконостас. Богоявленский Старо-Голу́твин мужской монастырь. Коломна
Уходящие ввысь ряды святых образов – такова «преграда» — иконостас, скрывающий священнодействие, происходящее в алтаре. Или – наоборот, приобщающая к нему?
Краткая история
Это – древняя, но все же не изначальная, не восходящая к истокам Церкви, традиция. Алтарной преграды у христиан совсем не было по крайней мере до IV в.
Ради немощи человеческой
Согласно преданию, которое приводят древние жития свт. Василия Великого, обычай алтарной завесы впервые введен при этом епископе Кесарии Каппадокийской. Совершение им литургии всегда сопровождалось особым Божественным действием, знаменовавшим свершившееся Сошествие Духа на Св. Дары – сотрясением изображения голубя над престолом.
Однажды, произнеся тайносовершительные молитвы, святой обычного знамения не увидел. Недоумевая, чем прогневал Господа, Василий оглядел сослужителей и увидел, как один из диаконов смотрит на недалеко стоящую женщину.
Тогда он повелел диакону удалиться, наложив на него епитимию. А также установил, что алтарь отныне должен быть скрыт завесой.
Алтарная перегородка античной базилики “Афентели” на о-ве Лесбос, ІV в. Реконструкция А.Орландоса.
Против иконоборчества
Впоследствии появились также особые ажурные решетки, отделяющие алтарь. Но укреплять на них святые образы начали не ранее IX в., после VII Вселенского Собора. Тогда была осуждена иконоборческая ересь, а иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых не только демонстративно вернулись в храмы (откуда их выбрасывали еретики), но стали как бы сопровождать главное Таинство, Евхаристию, находясь на алтарной преграде.
Но сама эта преграда не была высокой доXI-XIIIвв., верующие хорошо видели происходящее во время совершения Евхаристии.
Ярусные
Первоначально рядов икон было не более трех. Это не обязательно были писаные иконы.
Наконец, к XIV в. появляются многоярусные преграды, полностью скрывающие алтарь. Многие церковные историки предполагают, что это могло быть связано с взлетом византийской духовности того времени.
Алтарная преграда в церкви Санта-Мария ин Валле Абруцци. Италия. Основное сооружение датируется примерно 1080 годами, что записано на столбах портика
На Руси
Здесь традиция высоких иконостасов по мнению многих историков, возникает с XIV в. О причинах распространения таких алтарных преград существуют различные мнения:
Однако, устоявшегося мнения о причинах увеличения количества рядов нет. Понятно лишь, что при увеличении количества икон неизбежно встает вопрос о символике самого иконостаса.
Иконостас Успенского собора.
Московский Кремль
Символика
Так из «просто» преграды, отделяющей алтарь от остального пространства церкви, он становиться особым элементом храмового убранства.
Царские врата
Они находятся по центру, а именуются так потому, что чрез них проходят священнослужители, выносятся Святые Дары, то есть к людям исходит Сам Царь мира. На створах обычно образы:
Это символ того, что Воплощение Сына Божия, Его Слово, переданное учениками, открывают верующим Рай.
У византийцев известны также изображения:
Однако, есть важное отличие: новозаветная завеса – открывается, являя Рай. Вот как пишет об этом свт. Иоанн Златоуст:
Окно в Рай
Вот почему символическое значение алтарной преграды сводится… к отсутствию преграды.
Она отделяет алтарь лишь внешне: на самом же деле это – ряд образов Бога, святых, которые помогают отрешиться от мирской суеты, духовно соединиться с Христом – при духовной помощи, как бы посредничестве тех, чьи образы входят смотрят с икон. Это – не доски, краски, а своего рода «окна», чрез которые горний мир реально соприкасается с жизнью земной.
Не случайно ряды икон также именуют «чинами», то есть так же, как называют иерархию Ангелов (Ангелы, Херувимы, Серафимы и др.), а также людей, особо угодивших Богу (чины преподобных, праведных, благоверных и пр.).
Чины иконостаса
Рядов бывает от 2 до 5, иногда также встречается 7, или даже больше.
В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме?
Это расположение особым образом представляет соединение неба и земли: ведь смысловой центр – так называемый Деисус, ряд, где представлен Христос с предстоящими святыми. К Нему устремлены чаяния пророков и праотцев, особый ряд представляет Его земную жизнь.
Схема древнерусского иконостаса
Как называется первый ряд иконостаса?
Обычно первым считают нижний ряд. Его именуют местным, так как здесь расположен храмовый образ, так что посвящение церкви легко «прочитать» по иконе рядом с образом Христа, справа от царских врат. Кроме того, ряд обязательно включает икону Богородицы и особо чтимых святых храма, города.
Следующие ряды
Выше местного – главный ряд иконостаса, Деисис (по-гречески — моление). Центр ряда – Христос, Чья икона находится над царскими вратами. Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель, Апостолы (чаще всего – Петр и Павел), Ангелы. Здесь могут также изображаться другие святые. Особенность чина – молитвенное положение, обращенность к Христу всех изображенных угодников Божиих: главы их склонены, руки протянуты к Господу.
Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет).
Еще выше следуют чины:
С XVII в. сначала на Украине, потом по России появляются очень высокий иконостасы с 7-8 ярусами. Здесь есть дополнительные ряды, посвященные:
Были некоторые храмы, где ниже местного ряда, буквально на уровне пола, находились образы языческих философов, не знавших Бога, но, может быть, неосознанно предвосхитивших приход Мессии.
Полный пятирядный иконостас
Краткое описание: какие бывают иконостасы
Обычно считается, что иконостасы бывают двух видов: тябловые или рамочные. Кроме того, существуют небольшие иконостасы, предназначенные для походных храмов или просто частной молитвы во время путешествия.
Тябловый
Тяблами называются балки, из которых собирается каркас. На этих балках расположены иконы. На Руси это – самая распространенная форма алтарной преграды
Рамочный
Такие иконостасы стали появляться по России с XVII в. Иконы расположены не на балках, а вправлены в великолепные рамы, по сути, самостоятельные произведения церковного искусства. Иногда частью таких рам становятся скульптуры, что не очень характерно для православных храмов.
Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря.
Походный
По-другому он именуется «складнем», имея центральную часть, к которой на шарнирах крепятся створки. Его можно сложить для перевозки.
Обычно походные иконостасы деревянные или металлические. Но сейчас встречаются также, по сути, завесы с изображениями святых, соответствующими по размерам храмовым. По центру– особая завеса, царские врата.
Материал
Чаще всего это дерево, или камень.
Каменный
Это «капитальная», глухая преграда, на которой написаны иконы святых.
Каменный иконостас. Православный монастырь Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг. Греция
Деревянный резной
Он встречается чаще всего. Если иконостас тябловый, резьбой украшены балки, если рамочный – это ряд деревянных художественно оформленных обрамлений для икон.
Золотой
Дерево довольно часто покрывается позолотой, так как этот цвет – традиционный символ Царства Небесного.
Фарфоровый
Считается, что один из первых появился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, во 2 пол. XVII в. Основатель обители, Патриарх Никон, пытался точно воспроизвести мраморные интерьеры Иерусалимского храма Воскресения, но дороговизна мрамора привела его к решению сделать алтарные преграды девяти приделов монастырского храма из фарфора. Работу выполнили белорусские мастера.
Керамический иконостас в Троицком соборе города Щёлково
Устройство иконостаса в храме
Сейчас встречаются преграды древней формы, из двух ярусов, или более высокие, включающие большее число рядов, чаще всего 5.
Самый древний иконостас
Многие считают таковым алтарную преграду храма Св. Софии в Константинополе (VI в.). Она состояла из 12 колонн (по числу Апостолов). Между ними, согласно воспоминаниям современников, были изображения Господа, Богородицы, Апостолов.
Айя-София – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Фото 2010 год.
Самый большой
Место его расположения – кафедральный собор Румынской Православной Церкви. Он имеет четыре яруса общей высотой почти 17 м, длиной 23. 45 икон выполнены на камне техниками мозаики, фрески. Общая площадь – 407 кв.м.
Самый высокий
Он находится соборе Рождества Христова г. Новокузнецка. Храм освящен 23 августа 2012 г. Здесь 170 святых образов, это не только самый высокий (с пятиэтажный дом), но также самый большой в мире по количеству образов.
Знаменитые
Алтарные преграды известны не только величиной – многие из них принадлежат великим мастерам, связаны с историческими событиями или выполнены уникальной техникой.
Ионостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Он относится к XV в., а создан прп. Андреем Рублевым с учениками.
Благовещенского собора московского кремля
Он считается самым древним (начало XV в.) из ныне существующих в Русской Церкви, его создатели – Феофан Грек, прп. Андрей Рублев.
Успенского собора Московского Кремля
Его образы написаны первоначально мастером Дионисием в XV в., позже переписаны мастерами XVII в., при царе Алексее Михайловиче.
Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Правая сторона
Петропавловского собора
Он нетипичен, имея форму триумфальной арки. Такое художественное решение не раз вызывало критику современников – ведь, по мнению многих, подобная демонстрация имперского величия вряд ли уместна в храме.
Исаакиевского собора
Он выполнен в стиле классицизма, каменным. Образы разделены колоннами.
Хрустальный иконостас в Дятьково
Завод в этом городе Брянской области еще до революции считался «хрустальной столицей» страны, ведь здесь был самый крупный хрустальный завод. А еще – единственный храм с иконостасом из хрусталя. Он был разрушен после революции, но воссоздан с 2003 г. – также с алтарной преградой, изготовленной мастерами хрустального завода. Сейчас она – единственная в мире.
Иконостас, уничтоженнный в 1929 году, располагался он в храме Преображения Господня в Дятьково. В 1810 году храм был построен на деньги и по инициативе Ивана Акимовича Мальцова, основателя хрустальной фабрики на ключевом источнике возле села Дятьково (ныне Брянская область). А в 1855 году, уже его сын, Сергей Иванович Мальцов, установил внутри храма новый иконостас — хрустальный.
Иконостас домашний
Православные, зная что семья – малая церковь, стремятся обустроить здесь уголок, который раньше именовали «красным». Обычно это была восточная сторона дома. Однако сейчас соблюсти традицию удается далеко не всегда.
Как расставить иконы в домашнем иконостасе правильно?
Примерно так же, как это сделано в храме.
Обязательного «набора» икон угодников Божиих нет, все определяется самим верующим, его предпочтениями. При этом не следует «коллекционировать» иконы, помещать дома образы святых, которым не будешь молиться.
Образец домашнего иконостаса
Прямой и угловой
Образы могут находиться на стене, или же – в углу, тогда необходимы соответствующие полки.
Как сделать иконостас своими руками: видео
Многие покупают их при храмах, или в специализированных магазинах. Изготовить полочку для икон можно также самому, из дерева или фанеры. Иногда иконы просто вешают на стену. Хитрости от мастера в видео: «Полка за час»:
Флоренский «Иконостас»– анализ иконописи
Создавая домашний «красный угол», важно помнить о значении иконы, ее символике. Разобраться с этими сложными вопросами поможет работа священника Павла Флоренского (1922 г.) Просто, ясно автор объясняет:
С туманом «у грани видимого и невидимого» сравнивает иконостас о. Павел:
Именно поэтому преграда иконостаса – на самом деле ничего не преграждает. Напротив, это путь к Небу.