vak технологии в обучении

Виды инновационных технологий в образовании

Виды инновационных технологий

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. – Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности.

Выделяют следующие инновационные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Формы работы: гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика); занятия физкультуры; спортивные праздники; физкультминутки между занятиями, динамические паузы; прогулки.

Проектная деятельность: создание проблемной деятельности, которая осуществляется обучающимися совместно с педагогом. Знания, которые обучающиеся получают в ходе работы над проектом, становятся их личными достояниями и прочно закрепляются в системе знаний об окружающем мире. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты различаются: по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные); по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные); по приоритетному методу (исследовательские, творческие, информационные, игровые); по тематике (патриотические, экологические, социальные).

Информационно-коммуникационные технологии используются чаще всего. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Примеры форм занятий: занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией; практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает обучающийся. Непосредственное участие обучающихся в ходе эксперимента позволяет ему лично увидеть процесс и результаты своей деятельности. При организации данной технологий обучающимся предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методами и приёмами организации данной деятельности является: беседы; наблюдения; моделирование; фиксация результатов.

Личностно-ориентированные технологии — это технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность обучающегося, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного обучающегося. Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности обучающихся.

Игровая технология, где игра помогает обучению. Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. когда достижение цели зависит от личных усилий каждого. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

– повышению квалификации педагогов;

– применение педагогического опыта и его систематизация;

– повышению качества образования;

– повышению качества обучения и воспитания;

– использованию компьютерных технологий обучающимися в целях обучения.

Использование инновационных технологий в ДОУ (из опыта работы) «Использование инновационных технологий в ДОУ» (Из опыта работы) Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях.

Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Использование инновационных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же.

Использование инновационных технологий в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессиям вырабатывается в процессе социализации.

Использование инновационных технологий в работе с родителями Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах: • Сказать дружно друг другу “Привет!; • Стукнуться кулачками; • Потереться.

vak технологии в обучении. Смотреть фото vak технологии в обучении. Смотреть картинку vak технологии в обучении. Картинка про vak технологии в обучении. Фото vak технологии в обученииОздоровление детей в детском саду посредством инновационных технологий Выявление методов внедрения здоровье сберегающих технологий, с помощью, которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом,.

Планирование проектов с использованием инновационных технологий Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Источник

Современные образовательные технологии: как учиться и учить в наши дни?

vak технологии в обучении. Смотреть фото vak технологии в обучении. Смотреть картинку vak технологии в обучении. Картинка про vak технологии в обучении. Фото vak технологии в обучении

Сегодня, как никогда раньше, образование становится важнейшей сферой, потому что получение знаний приобретает характер рутины (в хорошем смысле), необходимости на пути успешного существования. Поэтому особую актуальность приобретают образовательные технологии, с помощью которых педагоги доносят тот или иной материал до своих слушателей. Давайте посмотрим, что за технологии применяются сегодня, в чем их особенности. Но перед этим рассмотрим основные тренды, доказывающие необходимость непрерывного обучения.

Зачем сегодня учиться?

Итак, следующие положения покажут вам главные тенденции в области образования в современной жизни:

Тенденция 1

Как уже отмечалось ранее, обучение превратится в рутину, что сделает нашу интеллектуальную жизнь более насыщенной и динамичной.

Сами подумайте, технологический прогресс набирает обороты, появляются новые сферы деятельности, меняются приоритетные области развития, многие профессии вымирают, появляются новые, и мы к этим условиям стремительно меняющегося общества вынуждены подстраиваться. Вы, наверное, и сами заметили, как буквально за пять лет ваши ежедневные действия стали более «цифровыми». Предлагаем вам подумать об этих изменениях и предположить, какие грядут дальше.

Тенденция 2

Образование станет пожизненным. По сравнению с прошлым, когда большая часть обучения приходилась на возрастной период с 6 по 25 лет, в будущем получать образование будет необходимо на протяжении всей жизни. И плохие (хотя, надеемся, для кого-то и хорошие) новости: это не будет зависеть от вашего желания. Если вы не будете подпитывать знаниями себя в быстро меняющихся условиях, вы просто окажетесь за бортом жизненных событий. Поэтому образовывайтесь!

Тенденция 3

Так как появляются новые сферы знаний, появляются и новые образовательные технологии. От формата обычных лекций образование переходит к проектным и проблемно-ориентированным методам. Это означает, что работа во время обучения сегодня становится более открытой, увеличивается поле взаимодействия преподавателей и учеников, также учеников между собой. Работа в команде, рассмотрение кейсов, создание целых проектов по решению тех или иных вопросов – вот что актуально сегодня.

Это, кстати, меняет и систему контроля обучающихся. Вместо тестирования, контрольных работ студентам чаще предлагается защита проекта, выступление с какой-то идеей по решению проблемы. Если вы – студент, возможно, в вашем вузе уже практикуются такие методики.

Тенденция 4

Внедрение в образовательную среду интерактивных методов серьезно меняет процесс получения знаний. Современный школьник (студент, любой обучающийся) лучше воспринимает визуальную информацию с использованием онлайн-среды. Вместо того, чтобы полтора часа слушать лекцию преподавателя, студент предпочтет посмотреть видеоролик на YouTube, узнает практически такой же объем информации в неформальной и интересной обстановке, а объяснение какого-то материала без презентации обучающимся становится менее интересным.

Тенденция 5

Глобализация проникла совершенно во все сферы, включая образование. Отсюда следует, что особое значение приобретает способность воспринимать и принимать новшества, изучать языки, быть мобильным, терпеливым по отношению к другим культурам.

Отсюда также следует расширение конкуренции на рынке труда. Помните, что вашими конкурентами становятся не только национальные специалисты, но и зарубежные кандидаты. Поэтому продолжайте развиваться, повышайте свои шансы в рядах рабочей силы.

Давайте теперь конкретнее рассмотрим, что предлагается педагогическим обществом для создания более увлекательной и эффективной обстановки на занятии.

Современные образовательные технологии

На данный момент существует огромное количество образовательных технологий, мы же с вами рассмотрим наиболее интересные и популярные из них:

STEAM

Эта аббревиатура расшифровывается так: S-science, T-technology, E-engineering, A-art, M-mathematics (maths). Набор этих областей знания (наука, технология, инженерия, творчество, математика) в совокупности представляет собой методологическую базу данной технологии. Смысл её заключается в том, что школьники учатся этим дисциплинам в рамках каких-то практических заданий, проектов, к примеру, по робототехнике, программированию, конструированию, дизайну и т.п. Очевиден вопрос: почему именно по ним?

Всем известная компания LEGO создала проект LEGO education, в рамках которого детишкам предлагается не просто собрать конструктор, а создать целый проект под названием SPIKE Prime (маленький робот). Во время работы над ним дети учатся и конструированию, и программированию. Согласно исследованиям компании, 65% нынешних учеников будут работать именно по этим специальностям, поэтому сейчас активно в образовательный процесс внедряются технологии STEAM.

Кстати сказать, раньше эта аббревиатура называлась STEM, без учета творческого критерия. Однако позже был добавлен критерий Art, показывающий, что даже в точных науках требуется творческий подход и креативное мышление. Схематично эту систему можно представить так:

Вообще, образовательная технология STEAM ориентирована в большей степени на практику, даёт детям и подросткам понять, что полученные знания можно и даже нужно сразу же применять. Также методика позволяет обучающимся раскрываться, высказывать свою позицию, общаться и работать в команде, создавать креативные и инновационные продукты. Еще больше о данной образовательной технологии можно прочитать здесь.

Фишбоун

А точнее, Fishbone, что в переводе означает «кости рыбы», «скелет рыбы», соответственно, представьте, что перед вами лежит рыбина, с головой и хвостом, посередине проходит позвонок, а кверху книзу отходят ребра. Хотя подождите представлять, выглядит это так:

vak технологии в обучении. Смотреть фото vak технологии в обучении. Смотреть картинку vak технологии в обучении. Картинка про vak технологии в обучении. Фото vak технологии в обучении

Как думаете, откуда пришла эта схема? Да, конечно, это Япония! Где же еще так любят рыбу? И тем не менее данная технология успела распространиться по всему миру. Профессор Каору Исикава, крупнейший японский теоретик менеджмента, работавший в команде Toyota, создал эту диаграмму в далёком 1952 году в целях схематизации процесса поиска причинно-следственных связей, а также интенсификации критической оценки событий и факторов, связанных с ним.

Как видно из изображения, голова рыбы – это проблема, главный вопрос, исследуемое событие или явление, объект изучения. Дальше от «позвонка» отходят вверх причины, последовавшие от нисходящих фактов, то есть ряд сопутствующих фактов вызвал определенные реакции объекта, транслируя появление причин. Соответственно, совокупность этих фактов с причинами приводит к выводу, итоговому результату, последствиям.

Безусловно, когда то или иное явление подвергается такому анализу, буквально «расчленению», учащиеся более явно видят работу причинно-следственных связей, учатся анализировать и подвергать детальному разбору исследуемый вопрос. Это бесспорный плюс данной техники

Сингапурская методика

Мы с вами привыкли к мысли: чем меньше в классе учеников, тем лучше усваивается и запоминается материал, потому что в маленьких группах и контроль со стороны преподавателя качественнее, и у детей меньше соблазнов поговорить, пошалить, и спросить можно больше учеников по домашнему заданию. Однако вот вам такой факт: сингапурские ученики, работающие примерно по 40 человек в классе, признаны одними из сильнейших в мире в области функциональной грамотности (математика и естественные науки). К тому же в сингапурских школах, которые особо не отличаются друг от друга, молодой учительский состав. В чем секрет?

Конечно! В технологии обучения! Весь процесс обучения состоит из так называемых структур, которые в совокупности представляют собой сущность это современной образовательной технологии. Её главные принципы: коммуникативность, тимбилдинг, смена ролей, изменение роли учителя (он становится неким модератором процесса обучения, проводником для исполнения алгоритма), партнерские отношения между учениками, их сотрудничество.

Сингапурских структур насчитывается около 250, чуть ниже приведем список наиболее известных:

Обратите внимание, что названия этих структур описаны на английском языке. Это не случайно, потому что обучение в Сингапуре проходит именно на нем. Также сами сингапурские эксперты в области образования отмечают, что брали лучшие техники из советского образования, испытанные американскими школами, и внедряли их под азиатский формат. Так и родилась эта образовательная технология. Непосредственное отношение к созданию таких методик имеют советские ученые, педагоги Лев Выготский, Даниил Эльконин и Василий Давыдов.

Наглядный пример проведения урока с использованием сингапурской технологии обучения можно посмотреть здесь:

Если же вы заинтересовались конкретным описанием каждой структуры, то подробнее можете почитать в этой статье. А мы тем временем обратимся к следующей образовательной технологии.

AGILE

Эта технология образования была разработана в середине прошлого века, однако её расцвет пришел вместе с Джеффом Сазерлендом, который стал отцом технологии Scrum и Agile-манифеста. Первоначально технология была в большей мере задействована в IT области, тем не менее позже она проникла в разные сферы, в том числе и в образование. Здесь отметим несколько принципов Agile технологии:

Люди и их взаимодействие противопоставляются инструментам и процессам, которым во время обучения зачастую уделяется больше внимания. Например, вы точно замечали, как в школе или университете преподавателям важнее было правильно заполнить журнал, написать учебную программу, рассадить всех в правильных местах, а не уделить внимание ученику или студенту, однако это все только инструменты. Реальную ценность образование приносит не путем налаживания материальных и формальных процессов, а путем продуктивного взаимодействия учитель-ученик.

Акцент на тестировании, приоритет хороших оценок по контрольным и самостоятельным, формально ориентированный подход – то, что отрицает Agile технология. Вместо того, чтобы постоянно тестировать учеников, можно провести обсуждение, беседу по той или иной теме. Во время таких форм контроля учитель выносит для себя гораздо больше информации о знаниях своих подопечных, соответственно, ему легче выстраивать маршрут дальнейшего обучения.

Как часто учителя создают совместные проекты для учеников? Вообще, как часто педагоги общаются между собой по поводу образовательного процесса, а не сторонних тем? А ведь серьезную лепту в образовательный процесс учителя могут вносить, используя ресурсы друг друга.

Почему бы не провести смешанный урок по географии и математике? Можно было бы посчитать расстояние от нашей страны до стран СНГ, построить геометрическую карту, составить функцию отдаления от Москвы до других столиц и т.п. На стыке двух или больше областей создаются довольно интересные идеи, для этого необходимо создавать несколько иные площадки для общения педагогов, нежели совещания, педсоветы и т.п.

Адаптивность – важнейший принцип Agile, позволяющий реагировать на все изменения. Да, безусловно, нужна стратегическая цель, но отклонения от краткосрочных планов – это нормально. Строгое следование рабочим программам может игнорировать реальные потребности учеников. Если для объяснения Present Perfect ученикам потребуется дополнительный урок, учитель может слегка отклониться от плана и организовать урок, посвященный разбору времени. Ученикам это будет только на пользу, ведь это главное.

Эти принципы заложены в систему Agile. Кстати, если вы заинтересовались современными образовательными технологиями, мы предлагаем вам нашу программу «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель вы освоите приемы и методы более интересного и эффективного обучения.

Бонус

Напоследок хотелось бы привести примеры гаджетов, способных внести серьезные изменения в процесс обучения. Давайте посмотрим на этот список:

Вот такие новшества появляются у современных детей. Торопитесь и вы осваивать эти технологии образования, которые станут повседневностью уже в недалеком будущем.

Источник

Модель VAK — визуалы, аудиалы, кинестетики

Инструмент VAK поможет вам лучше разобраться в работе органов чувств, которые и вы сами, и другие люди используете при обработке своих мыслей. Это знание позволит вам говорить с другими таким образом, чтобы это общение откладывалось в их подсознательных процессах мышления, обеспечивая взаимопонимание и показывая им, что вы действительно их понимаете.

В процессе мышления мы не пользуемся словами, хотя и применяем их в качестве фильтра или канала, через который мы выражаем наши мысли. (По логике вещей, если мы думали бы словами, мы все говорили бы на одном языке.) Мы получаем информацию через пять основных чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Полученная информация разнородна, поэтому она подлежит обработке, на конечном этапе которой появляются слова, чтобы описать полученные результаты другим.

vak технологии в обучении. Смотреть фото vak технологии в обучении. Смотреть картинку vak технологии в обучении. Картинка про vak технологии в обучении. Фото vak технологии в обучении

Примерно с семи лет чувства вкуса и обоняния становятся для человека менее важными. Для новорожденного млекопитающего обоняние и вкус необходимы для выживания: ему нужно учуять и определить на вкус молоко своей матери. Но с возрастом все более важными чувствами для нас становятся зрение, слух и осязание.

Если вы знаете, какими органами чувств руководствуется человек, с которым вы разговариваете, то можете зеркально использовать их и благодаря этому продолжить общение с ним на более глубоком уровне.

Когда следует применять модель

Имейте в виду, что при каждом общении, будь оно формальным или неформальным, между вашими и вашего собеседника VAK-предпочтениями имеются различия. К этому приему можно прибегать и в том случае, когда вы хотите лучшим образом изучить что-то новое.

Как следует пользоваться моделью

Допустим, люди пользуются только тремя каналами чувств: зрительным, слуховым и кинестетическим. Разумеется, в реальной жизни мы используем все органы чувств, но принятое допущение сделано только для того, чтобы показать разницу между предпочтительными/преобладающими стилями коммуникаций.

Визуалы поступающую к ним и исходящую от них информацию воспринимают в виде внутренних картинок. Конечно, мы все видим внутренние образы, но у визуала имеется больше возможностей для создания таких воображаемых образов и их изменения. Когда визуал думает о том, о чем он собирается сказать, он формирует такой образ, а затем его описывает. Так как такие изображения появляются и исчезают с большой скоростью, визуал говорит, как правило, быстрее, чем аудиал или кинестетик: ему просто нужно успеть следовать за чередой быстро сменяющих друг друга картинок, возникающих у него в голове.

При быстрой речи нет времени глубоко дышать, поэтому визуал зачастую дышит быстро и неглубоко и использует для дыхания только верхнюю часть грудной клетки. Когда человек говорит быстро, ему трудно успевать подыскивать нужные слова, и поэтому визуалы часто дополняют свою речь активной жестикуляцией, фактически как бы пытаясь рисовать в воздухе те образы, которые они описывают. В своей речи они используют много визуальных терминов, таких как: «Я прекрасно представляю, о чем вы говорите», «Мне это видится вполне понятным», «Можете ли вы это нарисовать?».

Визуалы учатся лучше всего, если в процессе обучения применяются рисунки, диаграммы, раздаточные материалы, фильмы и другие визуальные средства представления информации.

При общении с визуалом руководствуйтесь следующими рекомендациями.

Аудиалы склонны говорить медленнее, чем визуалы, и часто музыкально модулируют поток своих слов. В их речи меньше слов-паразитов («ну», «так сказать», «знаете ли» и им подобных), и им нравится игра слов и творческое использование языка. Они часто смотрят прямо или в сторону, как бы направляя взгляд к своим ушам, в которых, как им кажется, они слышат слова, которые они собираются произнести. Такие люди, как правило, хорошо запоминают прошлые разговоры (часто дословно). У каждого диалога есть своя структура, хотя и не всегда явно выраженная. В своей речи они используют много терминов, относящихся к слуху, таких как: «Я хочу быть услышанным», «Звучит заманчиво», «Ваши слова для меня словно песня» и т. д.

Аудиалы учатся лучше всего, если в процессе обучения применяются лекции, беседы и дебаты.
При общении с аудиалом руководствуйтесь следующими рекомендациями.

Кинестетикам свойственно говорить медленнее, чем это делает любой визуал или аудиал. Они используют выделяемое им время для того, чтобы подумать над вопросом, прежде чем на него ответить, а иногда могут начать предложение, но не закончить его. Им нравится иметь физический контакт либо с самим собой (сложенные руки, скрещенные ноги, руки на коленях, закидывание ноги на ногу), либо с вами, собеседником (прикосновение к вам во время разговора), а также с каким-нибудь неодушевленным предметом (ручкой, пультом дистанционного управления телевизором или чем-нибудь еще, что попадется им под руку). В речи они нередко прибегают к словам, которые относятся к их чувствам и ощущениям: «Я чувствую, что все будет хорошо», «Выскочило из головы», «Держитесь за эту идею», «Вам следует сохранять спокойствие».

vak технологии в обучении. Смотреть фото vak технологии в обучении. Смотреть картинку vak технологии в обучении. Картинка про vak технологии в обучении. Фото vak технологии в обучении

Кинестетики учатся лучше всего, если в процессе обучения применяются практические занятия, в ходе которых нужно что-то сделать, используя свои физические умения.

При общении с кинестетиком руководствуйтесь следующими рекомендациями.

Учтите также тот факт, что, когда вы или ваша команда пытаетесь узнать что-то новое, при этом может быть полезно составить своего рода карту, в которой сопоставляются методы обучения и ваши личные/их, членов команды, предпочтительные стили мышления. Такая таблица может привести к появлению некоторых идей.

Методы обучения в зависимости от преобладающего стиля коммуникации

СтильПодходящие стили обучения
ВизуальныйАссоциативные карты

Диаграммы и таблицы

Клипы YouTube

АудиальныйЛекции

Записи учебных занятий на носителях (компакт-диски и т. д.)

Телевизионные программы

КинестетическийСоставление заметок

Переписывание материала заметок

Разложение предметов на составляющие и их повторная сборка

Посещение предприятий

Выводы

Хорошие коммуникаторы умеют гибко подстраиваться под собеседника и перенимать его стиль общения. Вместо того чтобы ожидать, что собеседник начнет подстраиваться под вас, лучше разберитесь в особенностях стиля общения вашего собеседника и зеркально их повторите с помощью слов, тона голоса, темпа речи и жестикуляции. Благодаря таким посылаемым сигналам вы сможете убедить этого человека в том, что действительно его понимаете, и установить с ним хорошие и доверительные отношения. Для того чтобы выявлять характерные особенности стиля общения другого человека и научиться им подражать, требуется практика. Однако ваши старания обязательно окупятся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *