валаам ветхий завет пророк
Пророк Валаам в Ветхом Завете: почему Бог говорил через грешника?
Пророк Валаам является очень неоднозначной фигурой в Библии. Ветхий Завет описывает Валаамову ослицу, которая заговорила с пророком из-за того, что он замышлял ослушаться Бога. Библия говорит, что Бог использовал Валаама для того, чтобы благословить Израиль. Но ведь Валаам практиковал гадания и предсказания, к тому же был злым человеком, служившим идолам. Как же тогда Бог мог использовать Валаама, чтобы через него передавать Свою волю и даже благословить Израиль?
Господь повелел мне благословить тот народ, Господь благословил их, и я не могу изменить этого. (Числа 23:20)
Пророк Валаам в Ветхом Завете
Ветхий Завет и Новый Завет ясно говорят, что Бог точно против таких вещей, как гадание и идолопоклонство. Тем не менее я думаю, что мы должны быть честны по отношению к пророку Валааму. Хотя у него был очень неоднозначный характер, который искушал израильтян впасть в аморальное поведение, но, насколько я знаю, он никогда не занимался гаданием, колдовством или идолопоклонством.
Они сошли с истинного пути и отреклись от него, последовав по пути, избранному Валаамом, сыном Восора, который радовался плате, получаемой за неправедные поступки, но обличён был в причинённом зле: ослица, не имевшая дара речи, заговорила человеческим голосом и предотвратила безумство пророка. (2-е Петра 2:15-16)
И всё же кое-что Я имею против тебя. Есть среди вас некоторые, придерживающиеся учения Валаама, который научил Валака вынудить жителей Израиля совершить грех. Они съели пищу, пожертвованную идолам, и тем самым свершили прелюбодеяние. (Откровение 2:14)
Валаам был пророком Иегова, хотя и с серьезными недостатками. Нам надо пользоваться золотым правилом и не приписывать людям того, что мы наверняка не знаем о них. Насколько я знаю, Валаам не делал тех вещей, которые вы ему приписали.
Новый Завет говорит, что пророк Валаам был виноват в том, что продал Израиль за деньги, из-за чего Библия не перечисляет его в списках героев веры. Хотя вы незаслуженно обвинили Валаама в некоторых вещах, ваш вопрос остается: почему Бог использовал человека, считавшегося врагом Израиля, в качестве Своего пророка?
Божьи пути не наши пути, поэтому мы не можем знать наверняка истинные причины такого поступка. Мы должны помнить о том, что все библейские пророки были грешны. Давид был виновен в прелюбодеянии. Моисей не смог контролировать свой гнев и вышел из себя. Авраам лгал. Валаам тоже был грешен. Нельзя быть наверняка уверенными, почему Бог избрал Валаама. Несмотря на свои грехи, Давид был человеком Божьим.
Лично я благодарен, что Бог проявляет Свою милость к грешным людям и использует их в Своих планах. Я уверен, что у Валаама тоже были положительные качества. Хотя он начал очень хорошо, но позже упал, как и Соломон. Несмотря на все это, общаясь с оракулами, Валаам всегда с большой смелостью передавал волю Бога. Я не защищаю его греховное поведение, но и не буду тем, кто первым бросит в него камень. Я не могу сказать, почему Бог использовал Валаама, но я верю в мудрость Бога и доверяю Его мудрости.
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Статистика
Валаам из Пефора (Числа 22-24 главы)
Кто такой Валаам?
Испытание верности
Но Господь испытывает верность Своих слуг. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю»,- читаем мы в Откр.3.19. Вот и у ворот Валаама остановились послы Моавитского царя Валака. «Приди, прокляни мне народ»,- передают они просьбу царя, обеспокоенного появлением у его границ израильтян, за которых подвизался могущественный Бог.
Послы пришли не с пустыми руками. Библия не открывает нам, что именно они принесли, но для Валаама их приход был искушением. Однако он заявляет посланцам о своей верности Богу: «Как скажет мне Господь».
Удивительно, что Бог, придя к пророку, спрашивает его о послах: что это за люди? Неужели всеведущий Бог не знает? На самом же деле Он испытывает Валаама и желает услышать его оценку. Подобный вопрос был задан и пророку Иеремии: «Что видишь ты, Иеремия?» (Иер.1.11). После ответа Иеремии Бог заключает: «Ты верно видишь. » Верно отвечает и Валаам, поэтому и слышит волю Господню: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен». Как же передает пророк послам этот категорический отказ? «Пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами». Как видим, слова Валаама и категорический Божий отказ сильно отличались. Ответ Валаама содержал намек на то, что он бы и пошел, да вот Бог не разрешает, т.е. возможны варианты. Эта двойственность была замечена послами.
Возможно, мы бы никогда не узнали, в чем причина этой неточности пророка, если бы Писание не открыло ее нам. В 2 Пет.2.15 и в Послании Иуды,11 говорится об обольщении мзды. Проследим, как она проникает в его сердце.
Обольщение
Валаам уже знает Божью волю об этом деле, однако он не объявляет ее послам. Вместо этого он еще раз декларирует свою верность в исполнении воли Божией: что Он скажет, то я объявлю. Колебания пророка выдают его желание получить обещанное ему царское вознаграждение. Происходит внутренняя борьба, и? чтобы выявить выбор Валаама, Бог позволяет ему пойти с послами: «Пойди, но далай то, что Я буду говорить тебе».
Говорящая ослица
Вера жителей Ханаана
Описанные в 22-24 гл. книги Чисел события не дают нам ответа на вопрос, за что были уничтожены народы Ханаанской земли. В самом деле, здесь мы видим только царя, обеспокоенного появлением у своих границ многочисленного врага. Он поступает гораздо мудрее современных политиков, ибо понимает свою зависимость от Провидения. Его попытки отвратить гибель своего народа вызывают даже понимание и сочувствие. Он разочарован в своей вере, но не настолько, чтобы оставить ее и принять настоящую веру (пример моавитянки Руфи показывает, что это было возможно). Имея опыт общения со жрецами своей религии, он применяет его, решив нанять самого известного ему посредника. Отнюдь не раскаяться и устранить причину грядущего суда, не переменить жестокие и отвратительные обычаи своего народа, но за подарки уладить отношения и с Богом евреев.
Причина же уничтожения народов Ханаана ясно описана в других книгах Библии: наполнилась мера их беззаконий (Лев.18.24-29). К такому итогу привела их ложная религия, допускавшая и оправдывающая многие мерзости вплоть до человеческих жертвоприношений, общение с нечистыми духами, разврат и идолопоклонство. Бог не смог более взирать на их дела, и в Своем суде Он использует израильтян, повелевая им предать эти народы заклятию.
Подданные Валака, моавитяне и мадианитяне, поклонялись Ваал-Фегору. Суть их веры видна из кн. Чисел,25.1-3 и 6-8, также гл.31.15-16. Это был не просто блуд, упоминаемый, например в Бытии 38.15-17, но блуд ритуальный, т.е. легальный и «освященный» в глазах общества, неотъемлемая часть жизни целого народа. Это становится ясным из украинского переводапервого стиха из 25 гл. книги Чисел: «І осівся Ізраїль у Шіттімі, і народ зачав ходити на розпусту до моавських дочок»*. Этот эпизод по своим последствиям напоминает нам ложное поклонение израильтян у Синая (Исход, 32).
Причина
Почему же этот «муж с открытым оком» остался, научил и стал соучастником гибели 24 тыс. израильтян? Почему вера в Ваал-Фегора не стала для него омерзительной и он не вернулся на свою родину, как он объявлял Валаку?
Возвратимся еще раз к его истории и сопоставим некоторые слова Валаама, сказанные им в разное время. «И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами» (Чис.22.13). «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла» (Чис.23.8). «Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Чис.23.20). Прослеживается как бы извинение самого пророка за переданные им Божии слова, сочувствие и понимание участи моавитян. Так с кем же его сердце?
Если приложить к этому слова Писания, что Господь не захотел послушать пророка, то возникает мысль, что пророк действительно желал проклясть евреев, хотя и не сделал этого. И причиной его желания, по-видимому, стала обещанная ему мзда.
Что же это за награда?
Полезный урок
Библия не зря так подробно описывает нам историю Валаама. Она богата отрицательными примерами, особенно актуальными перед вторым пришествием Христа, когда «Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.13.8).
Валаам не отделился от греховного общества, не стал его обличителем, светом во тьме для погибающего народа. Это повлекло за собой обратное: проникновение греха в его сердце и последующую гибель. Подобно сему образу просходит везде, где верующие не отделяются от греха, проникший и укоренившийся среди именующихся христианами грех не обличается, он маскируется под традиции, обычаи, правила. И тогда религиозностью, видимостью любви, единства и согласия прикрывается духовное убожество, отсутствие рек живой воды и живой веры, действующей любовью. «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3.16).
Благодарение Господу за Его обильные откровения в этой истории. Имеющий ухо да слышит!
Валак и Валаам: от проклятия к благословению
Валак и Валаам встретились на пути Израильтян. Какой урок можем мы извлечь из этой истории? Но всё по порядку.
Исход
Валак был царем Моава. В настоящее время это Иордания. Валак боялся сынов Израилевых. Сыны Израилевы вышли из Египта. Так как на коротком пути было много врагов, то Бог повёл их длинным путем, через Иорданию. Путь через реку Иордан был путём в обетованную землю. По пути Израильтяне столкнулись с несколькими царями. Первым из них был Сигон — царь Аморрейский.
Моисей сказал Сигону: «Можно нам просто пройти через твою землю? Мы заплатим тебе за хлеб и за воду».
При этом у них не было никакого злого умысла.
Но Сигон сказал: «Не пройдете вы через эту землю».
Аморреи стали воевать с Израилем. Израиль может показаться уязвимым, но Тот, Кто его хранит, таковым не является. В итоге Бог поразил Сигона.
Израильтяне снова сказали: «Можно нам пройти через твою землю? Мы заплатим, сколько полагается».
Царь Ог не захотел их пропускать, и они снова вступили в сражение и победили.
По всему пути в обетованную землю Израильтяне не собирались воевать. Они просто хотели пройти через эти земли и заплатить, сколько нужно.
Валак и Валаам договариваются
(Чис 22:1) И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.
Это место имеет значение.
(Чис 22:2) И увидел Валак, сын Сепфоров, всё, что сделал Израиль Аморреям.
Проблема этого царя в том, что он видел, что сделал Израиль, но не видел, что сделал для Израиля Бог.
(Чис 22:3) И весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых.
Валак решил нанять профессионального колдуна Валаама, чтобы тот проклял народ Израильский.
Израильтяне были народом, которых благословил Господь.
Благословение вместо проклятия
Почему заговорила ослица
Валаама остановила его ослица, чтобы прекратить безумие пророка. Богу было легче открыть уста ослице, чтобы она увидела Ангела, чем открыть глаза Валааму. Очевидно, что Валаам не любил Бога, а любил серебро и золото, которое предлагал ему царь. Бог позволил ему пойти, но вложил в его уста Свои слова. Валаам встал на вершине, чтобы проклясть Израильтян, расположившихся внизу. Но Бог вложил в его уста слова благословения. Тогда Валак повёл Валаама на другое место.
Валак и Валаам на вершине горы
Валак и Валаам
(Чис 23:14) И взял его на место стражей, на вершину горы Фасги, и построил семь жертвенников.
Валак сказал: «С этого места ты сможешь проклясть лучше. А Валаам произнёс притчу».
(Чис 23:18) Встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?
Зачастую, люди цитируют этот стих в негативном смысле. Например, человек согрешил, и другие говорят: «Разве Бог не будет судить этот грех»? Бог не человек, чтобы Ему изменяться. «Душа согрешающая, она умрет». Н адо верить, что Иисус умер за ваши грехи.
(Чис 23:20) Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего.
Бог уже благословил вас, и никто не может изменить этого.
Благословить — говорить хорошо.
Проклинать — это значит говорить плохо, осуждать, судить.
Когда вы плохо говорите, осуждаете, тем самым вы можете проклинать свою ситуацию, даже не используя слово «проклинать».
Иисус просто сказал смоковнице негативные, отрицательные слова и там не было слов проклятия. А на следующий день смоковница засохла до самых корней.
Когда вы что-то говорите и верите в это, сказанное вами сбудется.
Мир нуждается в хороших словах
Бог не говорит, что в вас нет греха, но Он не видит грех, потому что видит на вас Кровь Христа. И нам нужно смотреть друг на друга не с земной перспективой, где недостатки, пороки и прочее, а смотреть с Божьей высоты. Смотрите на братьев и сестер, не замечая их недостатков.
(Чис 24:1) Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля.
Богу приятно благословлять вас.
(Чис 24:2) И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоящего по коленам своим, и был на нём Дух Божий.
Валаам увидел крест
Валаам увидел стан Израильтян в виде креста, стоявшего по коленам своим. Когда Валаам это увидел, на него сошел Дух Божий. Дух Святой не наполнил Валаама, ведь он так и остался неправедным до самой смерти. Дух Святой сошёл на Валаама, чтобы вложить в его уста слова благословения для народа Божьего. А затем Дух Святой ушёл.
Но что он увидел? Из-за чего получил такое благословение?
Он увидел Израиля с точки зрения Бога.
Стан Израиля располагался в виде креста, лицом к скинии. Север, восток, запад, примерно одинаковое количество людей, по три колена.
Израильский стан в виде креста
На востоке было самое большое количество людей, колено Иуды с семьей Моисея и левитами.
Через крест Христа Бог не видит ваш грех, а вы во Христе!
Неправильная проповедь
Моисей представлял закон, и его семья были верны в этом. Закон указывал на недостатки народа. Во Второзаконии Моисей должен был пересказать все законы, все заповеди и историю Израиля. Они вот-вот должны были войти в обетованную землю. И когда дошла очередь истории Валаама, Моисей лишь записал:
(Втор 23:5) Но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог любит тебя.
Это всё, что Моисей сказал о Валааме.
Такой стиль проповеди не дает людям представления об их ценности в глазах Божьих. Моисей сказал общие слова, но не описал благословение. Он не представил закон с точки зрения благодати, а только в общих чертах.
Как правильно проповедовать
Недостаточно говорить людям о благословении в общем. Расскажите подробнее, опишите благословение. Вы благословенны, потому что Бог не вменяет вам греха.
(Втор 23:5) Господь обратил проклятие в благословение.
Проклятие и благословение
Слово «благословение» на греческом языке используется в начальных главах книги Бытие.
Когда вас касается Божья рука благодати, ваши глаза открываются, а болезни уходят. Бог делает вас целостными и даёт преуспевание, здоровье и жизнь с избытком — это благословение.
Когда человек отворачивается от благодати, то он поворачивается к проклятью.
Благословение Авраамово
(Гал 3:13) Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Христос искупил вас от проклятия и это включает в себя все проклятия Божьего закона. Закон Божий больше не может проклясть вас.
Цена искупления заплачена. За вас заплачено.
Христос искупил вас от проклятия с тем, чтобы вы получили благословение. У вас есть праведность по вере, значит ваши грехи прощены. Бог больше никогда не вменит вам греха.
Вы благословенны. И никто никогда не сможет это изменить!
Воздайте Иисусу хвалу!
9. Экзегетический разбор важнейших мест книги Чисел
Приготовление к переходу через пустыню и первое исчисление народа (Числ. 1:1 – 10:10)
Этот раздел повествует об исчислении народа Божия (см.: Числ. 1:1 – 54 ), о порядке расположения колен в стане (см.: Числ. 2:1 – 34 ), об исчислении левитов и их обязанностях (см.: Числ. 3:1 – 4:49 ), об удалении оскверненных из стана (см.: Числ. 5:1 – 4 ), о возмездии за грехи против ближних (см.: Числ. 5:5 – 31 ), о назореях (см.: Числ. 6:1 – 21 ), об устроении скинии и служении в пустыне (см.: Числ. 6:22 – 9:14 ), о водительстве Божием (см.: Числ. 9:15 – 10:10 ).
Приводимое в разделе священническое благословение: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ( Числ. 6:24 – 26 ) – было общеизвестным еще в допленное время. Так, в 1979 году при раскопках Кетеф Гинном в Иерусалиме были найдены две небольшие серебряные пластины VII – VI веков до Р. X., содержавшие этот текст и бывшие, по мысли исследователей, святыней, носившейся владельцем на груди.
Согласно святоотеческому истолкованию, в этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая часть благословения (сохранит тебя) относится к Первому Лицу Святой Троицы – Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения (помилует тебя) призывает Второе Лицо Святой Троицы – Сына Божия как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный – следствие благодатных даров Духа Святого (да даст тебе мир).
О том, что это место апостолами воспринималось именно таким образом, свидетельствуют слова святого апостола Павла, благословляющего учеников следующими словами: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ( 2Кор. 13:13 ). Апостол здесь явно интерпретирует рассматриваемый нами текст.
В девятой главе содержится рассказ о том, как к Моисею пришли люди, не смогшие совершить Пасху в положенное время, так как были осквернены прикосновением к мертвым телам. Бог дает Моисею повеление о том, что они могут совершить Пасху через месяц – четырнадцатого числа месяца Зиф (Ияр). Некоторые из толкователей видели в этом эпизоде прообраз иудеев, осквернившихся прежде убийством Мессии, но которые обратятся в конце времен (см.: Рим. 11:25 – 32 ) и вкусят с нами Пасху Христову в будущем веке.
Странствование от Синая до Земли Обетованной (Числ. 10:11 – 22:1)
Этот раздел повествует о первом переходе – до пустыни Фаран (см.: Числ. 10:11 – 36 ), о возмущении в Тавере (см.: Числ. 11:1 – 15 ), об избрании семидесяти старейшин (см.: Числ. 11:16 – 30 ), о поражении народа в Киброт-Гаттааве (см.: Числ. 11:31 – 35 ), о вразумлении Мариам и Аарона (см.: Числ. 12:1 – 15 ), о соглядатаях в земле Ханаанской и обречении народа на сорокалетнее странствование в пустыне (см.: Числ. 13:1 – 14:45 ), об уточнении некоторых законов (см.: Числ. 15:1 – 41 ), о возмущении Корея, Дафанаи Авирона (см.: Числ. 16:1 – 50 ), о расцветшем жезле Аарона (см.: Числ. 17:1 – 13 ), о правах и обязанностях левитского священства (см.: Числ. 18:1 – 32 ), о жертве рыжей телицы (см.: Числ. 19:1 – 22 ), об изведении воды из скалы (см.: Числ. 20:1 – 13 ), об идумеях (см.: Числ. 20:14 – 22 ), о смерти Аарона (см.: Числ. 20:23 – 29 ), о поражении Арада (см.: Числ. 21:1 – 3 ), о медном змие (см.: Числ. 21:4 – 9 ), о поражении Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского (см.: Числ. 21:21 – 35 ).
Возмущение же потомков первенца Рувима – Дафана и Авирона против власти Моисея, поддержанное левитом Кореем, протестовавшим против священного первенства Аарона, было прообразом всех грядущих революций. Гибель возмутителей обычно подвигала толкователей XIX века к увещеванию тех, кто жаждал новых общественных возмущений.
Избрание семидесяти старейшин ветхозаветной церкви, на которых Господь послал Духа Своего ( Числ. 11:29 ), всегда рассматривалось как прообраз схождения Святого Духа на старейшин Церкви новозаветной – апостолов. Соглядатаи, несшие виноградную лозу на деревянном шесте, обычно ассоциировались с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны от Истинной виноградной Лозы (см.: Ин. 15:1 ). Осуждение на странствование не поверивших Богу сопоставлялось с продолжающимся и поныне блужданием по пустыне неведения иудеев, отвергших Христа.
В прообразовательном смысле святыми отцами истолковывалось и повеление о жертве рыжей телицы.
Так, святитель Димитрий Ростовский пишет: «Поскольку все ветхозаветное было тенью и прообразом новоблагодатного. что предзнаменовали юнец, кедр и пепел? Святой апостол Павел объясняет, что все это было предзнаменованием Самого Христа, Спасителя нашего, Который был Жертвой Богу и Отцу для очищения грехов всего мира, Который, будучи заклан, излил за нас Кровь и воду. Апостол говорит так: если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел ( Евр. 9:13 – 14 ).
Моавитяне и Валаам (Числ. 22:2 – 25:18)
Этот раздел повествует о важнейшем событии, произошедшем перед вхождением народа Божия в Землю Обетованную, – пророчестве Валаама.
Царь Моава Валак, устрашенный победами израильтян, решил после совета с соседями (мадианитянами) пригласить Валаама для проклятия Израиля и лишения их покровительства Божия, которое, по языческим понятиям, могло отойти вследствие заклинаний.
Одни толковники считают Валаама языческим волхвом, действовавшим посредством заклинаний (см.: Числ. 24:1 ). По другому мнению, Валаам был почитателем Бога истинного. В Писании он называется сыном Веоровым (см.: Числ. 22:5 ), надпись из полусотни строк, найденная в 1967 году в Заиорданье на месте поселения Дейр-Алла, разрушенном землетрясением 760 года до Р. X., упоминает «книгу Валаама, сына Пеора. провидца богов» (ср.: Числ. 24:4 ).
В подтверждение предполагаемых прамонотеистических воззрений Валаама можно привести тот факт, что в тексте, при передаче речи самого провидца, имя Того, к Кому он обращается, звучит как Шаддай (ср.: Быт. 17:1 – здесь синодальный текст переводит выражение Эль Шаддай как «Бог Всемогущий»). Из Числ. 23, 22 и 24:8 видно, что Валаам знал о чудесах при исходе евреев из Египта, однако сребролюбие уже увлекало этого пророка-прамонотеиста к богопротивлению. Он потерял чистоту сердца, пал нравственно и сознательно шел путем неправым (ср.: Числ. 22:32 ). Но и это недостойное орудие становится средством прославления имени Божия, средством возвещения глаголов Божиих, говорит то, что повелевает ему Бог.
Свое пророчество Валаам относит к «последним дням», то есть ко временам мессианским. Созерцая эти последние дни, Валаам говорит: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко ( Числ. 24:17 ).
Та мысль, что происшедший от Иакова «пленит сынов Сифа», то есть все человечество, может относиться только к Искупителю рода человеческого. В Церковь, основанную Христом Спасителем, призваны все народы (см.: Гал. 3:28 ), и, по словам святого апостола Павла, Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:9 – 11 ).
Приготовление ко вступлению в Землю Обетованную и второе исчисление народа (Числ. 26:1 – 36:13)
Из повествований этого раздела внимание толкователей обычно привлекали второе исчисление народа, повеления о городах левитов и городах-убежищах.
Говоря об исчислении народа, экзегеты обычно обращали внимание на то, что, во-первых, вымер весь народ, выросший в рабстве и прогневавший Бога в пустыне, во-вторых, не сократилось общее число народа, в-третьих, уменьшились колена бунтовщиков, выросло колено «Невинно, оставшееся верным Богу во всех искушениях во время шествия по пустыне.
Говоря о городах левитов, истолкователи обычно обращали внимание не только на то, что они были распределены по землям всех колен Израи левых, где левиты должны были учить народ закону Божию и судить преступления, но и на то, что участок каждого из городов был чрезвычайно мал – он представлял круг диаметром около одного километра.
В этом повелении святые отцы видели своеобразное понуждение священнического колена к должному просвещению соплеменников истинами веры – ведь от этого напрямую зависело даже их материальное благополучие, так как основное пропитание левиты получали не от крошечного земельного участка, но от пожертвований и десятин, которые народ приносил лишь в случае укорененности в Синайском законодательстве.
Повеление о городах-убежищах обычно понимается в плане прообразовательном. В этом случае города-убежища мыслились как символ ветхозаветной церкви, прибегая в сень которой люди не очищались от самого греха, но уже не несли за него ответственности. Выход за пределы общины спасения вел к смерти, так как именно она (смерть) является следствием греха. Освобождение же не только от ответственности за грех, но и от самого греха наступало после смерти первосвященника по чину Ааронову, когда с переменою священства необходимо быть перемене и закона ( Евр. 7:12 ), и всякий получает очищение от грехов в силу служения первосвященника по чину Мелхиседека ( Евр. 6:20 ).
Ср.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Числ. Вопрос 3 // Творения: В 7 ч. М., 1855. Ч. 1. С. 193.
См.: Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в духе и истине. Ч. 3. Кн. 16. С. 686.