валаамская икона божией матери день празднования 2021
Икона Божией Матери «Валаамская»
Даты празднования
Места (престольные праздники)
О празднике
Икона, написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону в 1897 году. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.
До 1940 года икона оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.
В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года.
В 1997 году Святейший Патриарх Алексий установил местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Начиная с 2004 года, по просьбе братии Валаамской обители, Святейшим Патриархом Алексием день празднования перенесён на 14 июля. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы отмечается 7 августа.
Валаамская икона Божией Матери
Икона, написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону в 1897 году. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне. До 1940 года икона оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря.
На старом же Валааме остался список (копия) иконы, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье. В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года.
В 1997 году Святейший Патриарх Алексий установил местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Начиная с 2004 года, по просьбе братии Валаамской обители, Святейшим Патриархом Алексием день празднования перенесён на 14 июля. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы отмечается 7 августа.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской», глас 4
Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»
О, Чу́дная и вы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти! Услы́ши ны́ гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Твоя́, в ча́с се́й моля́щияся и припа́дающия к Тебе́ со воздыха́нием и слеза́ми и уми́льно глаго́лющия: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́х клеве́т и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти Бо́жия, не то́чию от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́, но и вся́ким благодея́нием снабди́ти и́х и спасти́, ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя Хода́таицы о на́с гре́шных не и́мамы к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. Его́же умоли́, Влады́чице, да, спасе́ннии Тобо́ю, сла́вим в бу́дущем ве́це всесвято́е и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Валаамская икона Божией Матери
Валаамская икона Божией Матери
Одна из наиболее почитаемых святынь северного Православия — Валаамская икона Божией Матери. Эту чудотворную икону Девы Марии написал иеромонах Валаамского монастыря Алипий (Константинов) осенью 1878 года.
Древний Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в Карелии. Его называют Валаамским, поскольку он расположен на одноименном архипелаге (группе островов) посреди Ладожского озера. Однако на данный момент чудотворный образ Богородицы хранится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. В России же находятся несколько копий иконы, некоторые из которых также прославились чудотворениями.
Описание Валаамской иконы Богоматери
Согласно Православной энциклопедии, художественный стиль Валаамской иконы Богородицы сочетает «академическую живописную манеру и иконописную традицию Афона конца 19 века».
Облачённая в красно-синее одеяние Богородица изображена в полный рост, стоящей босыми ногами на облаке. На руках у Нее Богомладенец Иисус Христос в жёлтом одеянии. В левой Его руке находится держава – голубой шар с крестом, символ царской власти. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте. Позади Богородицы — золотой фон с орнаментом из лилий. В нижнюю часть иконы ещё более ста лет назад был помещён фрагмент ризы Богородицы.
Искусствовед Светлана Большакова о композиции данного образа:
«Ощущается начало или продолжение некоей сюжетной линии, зритель как бы наблюдает за действием, развивающимся во времени. Движения фигур Богородицы и Младенца передают мгновенное состояние, которое вот-вот изменится, то есть действие протекает в рамках изменяющегося времени и пространства».
Богословское значение Валаамского образа Девы Марии
Некоторые искусствоведы причисляют Валаамский образ к богородичному иконографическому типу «Одигитрия». Они отмечают торжественное, царственное положение Пречистой со Христом на руках. Другие же исследователи рассматривают икону как самостоятельную, с влиянием типов «Никопея» (Победительница) и «Великая Панагия» (Всесвятая). Последний изображает Деву Марию в полный рост, со Христом в круге на Её груди. В «Никопее» же Богоматерь держит Иисуса перед собой. Символ владычества в руках Богомладенца отсылает к известному западному образу Христа «Спаситель мира».
Золотой фон с изображением лилий (символ чистоты) подчёркивает неземное естество пространства. Жесты Матери и Сына вписываются в круг – символ вечности. Композиция родственна с византийскими священными образами, передающими духовную составляющую бытия Девы Марии и Её Сына. В этом состоит отличие Валаамской иконы от других образцов церковной живописи 19 века, которые часто опирались на более приземлённый западноевропейский стиль. Изображение Богородицы с босыми ногами является чрезвычайно редким для православной иконографии.
Создание и чудесное обретение иконы
Валаамская икона Божией матери – наиболее известная работа иконописца иеромонаха Алипия (1851-1901). В миру его звали Алексей Константинов. Он имел художественное образование и был наречён в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца.
Иеромонах Алипий особенно почитал Пречистую. На момент создания Валаамской иконы ему было всего 26 лет. Монах очень благоговейно относился к написанию икон. Он признавался, что не приступает к работе, пока не почувствует благодатное вдохновение от Бога. Процесс создания святых образов всегда сопровождался молитвой.
Некоторое время после своего написания Валаамская икона Богоматери была доступна для паломников монастыря. Предание гласит, что в конце 19 века страдающая от ревматизма крестьянка Наталья Андреева приложилась ко святому образу и получила значительное облегчение. Женщина приехала к иконе по велению явившейся во сне Божьей Матери.
В 1896 году Наталья вновь совершила паломничество в монастырь, но не нашла там знакомой иконы. Монахи сочли, что святой образ был увезён в одну из церквей Санкт-Петербурга. Однако и там его не оказалось. Спустя год Наталья во сне увидела местоположение пропавшей иконы и указала на него монахам.
Оказалось, что чудотворный образ Богоматери долгое время пребывал в забвении в одной из монастырских кладовых. Перед найденной святыней зажгли неугасимую лампаду и отслужили водосвятный молебен. Наталья же окончательно исцелилась от болезни ног. Чудесное обретение Валаамской иконы в 1897 году называют одним из свидетельств покровительства Богородицы этой земле. Не случайно Валаам нередко именуется Северным Афоном.
Валаамская икона Божией Матери: дальнейшая судьба образа
В 1917 году Валаамский архипелаг отошёл к Финляндии. Спустя два десятилетия началась Советско-финская война, и монастырь оказался в зоне боевых действий. В конце 1939 года монахи эвакуировались в Финляндию. Они взяли с собой многие монастырские ценности, в том числе и подлинник чудотворной иконы Богородицы.
Прежняя обитель на время прекратила своё существование. В финском селении Хейнявеси монахами был основан Ново-Валаамский монастырь. Некоторое время он находился под юрисдикцией Московского патриархата, однако в 1957 году стал принадлежать Финляндской Православной Церкви Константинопольского патриархата. Чудотворная икона Девы Марии по сей день пребывает в местном Преображенском соборе.
В конце 20 века вернулся к жизни древний Валаамский монастырь на Ладожском озере. В нём хранится созданный монахами в 1900 году список (копия) чудотворной иконы Богоматери. Он тоже почитается чудотворным. Другая копия старинной иконы находится в Московском подворье Валаамского монастыря.
Валаамская икона Божией Матери: почитание и чудеса
В 1997 году, к столетию чудесного обретения Валаамского образа, Патриарх Московский Алексий II установил день памяти этой иконы. В России церковное празднование совершается 14 июля, в Финляндской Православной Церкви – 20 августа. Были составлены служба и акафист святому образу Богородицы. Также существует краткая молитва Валаамской Божьей Матери.
В 2005 году на месте чудесного обретения иконы была освящена первая церковь в её честь. В Валаамском монастыре ведётся регистрация чудес, происходящих по молитвам перед этим святым образом. Несколько лет назад в гостинице близ монастыря произошёл сильный пожар. В нём чудом уцелела бумажная копия чудотворной иконы.
Валаамская икона Божией Матери – в чем помогает? Тем, кто задаёт этот вопрос, следует избегать суеверного отношения к образу Девы Марии. Икона – благодатная святыня, к которой следует относиться с благоговением. Но не она исполняет наши просьбы. Игумен Нектарий (Морозов) объясняет:
«Источник чудес – не икона и не какая-то иная святыня. Чудеса творит живой Бог по молитвам Божией Матери и святых».
Перед Валаамской иконой у Богоматери принято просить укрепления веры, умножения любви, а также исцеления от различных недугов. Пречистая слышит наши мольбы и не перестаёт являть Свои чудеса. Например, по молитвам финских монахов перед этой иконой получил выздоровление от болезни сын священника из Греции.
Недавно один из исцелившихся паломников Валаама в благодарность совершил крупное пожертвование монастырю. Средства направили на роспись храма в честь иконы, украшение иконостаса и написание ещё одной точной копии этого чудотворного образа.
Молитва Богородице перед Её иконой «Валаамская»
Тропарь, глас 4
Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Богородица Дева, на Твою икону пресветлую взирая, радуемся, ибо перед ней на острове Валаам исполняются мольбы усердно молящихся. Услышь, Пречистая, и нас молящихся Тебе, укрепи нас в вере и любви, и испроси мир всему миру и душам нашим великую милость.
Молитва
О, Чу́дная и вы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти! Услы́ши ны́ гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Твоя́, в ча́с се́й моля́щияся и припа́дающия к Тебе́ со воздыха́нием и слеза́ми и уми́льно глаго́лющия: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́х клеве́т и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия.
Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти Бо́жия, не то́чию от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́, но и вся́ким благодея́нием снабди́ти и́х и спасти́, ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя Хода́таицы о на́с гре́шных не и́мамы к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. Его́же умоли́, Влады́чице, да, спасе́ннии Тобо́ю, сла́вим в бу́дущем ве́це всесвято́е и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Валаамской Божией Матери. Первообраз
Это удивительное чудотворное место явления миру Валаамской иконы Божьей Матери, ставшей одним из наиболее почитаемых образов, которые также находятся среди Валаамских святынь, но уже прославленных ранее в других пределах христианского мира – Благовещение, Умиление, Живоносный Источник, Неопалимая Купина, Державная, Знамение, Казанская, Смоленская, Тихвинская иконы Божьей Матери.
Обретение Валаамской иконы Божьей Матери случилось в конце XIX века, и история его удивительна.
***
Наталья Андреевна Андреева, крестьянского сословия, родом из Тверской губернии в 1878 году сильно простудилась и получила ревматическую болезнь суставов рук и ног. Болезнь быстро прогрессировала, больная с трудом ходила даже с палкой, не говоря о том, что не могла руками выполнять обычных действий. Поскольку она в то время уже жила в богадельне, и в средствах была весьма ограничена, то рекомендациям врачей «ехать на море», по понятным причинам, следовать не могла.
Наталья Андреевна очень страдала и молила Бога и Пречистую помочь ей. Какое-то внутреннее чувство подсказывало ей, что за исцелением ей надо ехать на Валаам. Она купила билет, но дальний путь, да еще с ее болезнью, казался ей трудноодолимым, накануне отъезда вечером колебания одолевали ее особенно сильно.
Той же ночью ей был то ли сон, то ли видение – Андреева так и не поняла, – в котором явилась прекрасная высокая женщина в малиновом мафории и с ребенком в хитоне на руках. От обоих исходил чудный свет и дивное тепло, и больная подумала, что, может, это и есть Сама Пресвятая Богородица? А вслух спросила – не живет ли Она на Валааме? И Пришедшая ответила, что, да, там Она живет, что Господь – по пути отъезжающей, и Она тоже, и что там, на Валааме больная Её встретит.
Преподобные Сергий и Герман. Миниатюра «Синодика Валаамского монастыря».Россия. 1765 год.
Утром паломница уже не сомневалась, что к ней являлась Сама Царица Небесная. Эта мысль укрепила больную, и Андреева уже без всяких сомнений отправилась на Валаам.
Историю Валаамской иконы Божьей Матери неразрывно связывают с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, рака с мощами которых находилась на святом острове. В июльский день 1887 года в праздник обретения мощей святых Сергия и Германа, Наталья Андреевна приехала на Валаам и возносила перед ракой горячие молитвы об исцелении. Её приезд совпал и с другим знаменательным событием – закладкой Преображенского храма, на которой присутствовали члены царской фамилии.
Перед самым отплытием Наталья Андреевна зашла в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, граничащее с потрясением всей души, когда она, глянув на левый придел церкви, увидела в золоченой раме образ, с которого на нее глядела Божья Матерь, такая, какой Она явилась Андреевой накануне ее отъезда на Валаам, чтобы вдохновить едва не поддавшуюся малодушию паломницу. И Младенца она держала именно так, как было в том сне. Но тут раздался свисток парохода, на котором Наталья Андреевна должна была возвращаться, и, не успев ни отслужить молебен, ни даже просто приложиться к образу, как полагается, она смогла только наспех поставить свечу и поспешила на пристань.
Мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря
Однако перемены к лучшему в ее здоровье случились – вернувшись в Санкт-Петербург в свою богадельню, паломница иногда уже даже могла ходить без палки, что не могло не удивить знавших ее, хотя облегчение не было полным, болезнь не до конца оставила её. Она уже верила, что это не последний ее визит на Валаам к той удивительной иконе, которую она хотела возблагодарить, как и преподобных Сергия и Германа, за начало ее чудесного исцеления.
Второй раз она приехала на Валаам только в 1896 году, но той дивной иконы в Успенской церкви уже не было. И в третий раз, в 1897 году приехала Андреева на Северный Афон – в тоже время, что и всегда – на праздник преподобных Сергия и Германа и, снова не найдя иконы, со слезами стала молиться святым чудотворцам об ее обретении.
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, на о. Валаам
Той же ночью ей вновь приснился удивительный сон, о котором она рассказала ризничему отцу Пафнутию возле раки с мощами чудотворцев. Ей привиделось, что ночью она ходит по приделу упраздненной после возведения храма святителю Николаю Чудотворцу Никольской церкви, оставленной под ризницу, и просит Матушку вновь явиться ей, и тихий Голос отвечает, что скоро молящаяся Её разыщет. Наталья Андреевна испугалась, но молитвы не прекратила.
Тут внезапно перед ней предстал седовласый старичок, который спросил, о чем она плачет и скорбит. Та ответила, что ищет Царицу Небесную, на что старичок ей ответил, что пусть не плачет, потому что скоро отыщет ту икону. А на слова, что, мол, и ризничий говорил, что искал да не нашел, старичок сказал, что неправда, здесь она, просто ризничий забыл, где икона, и искал плохо. Тут они подошли к какой-то запертой двери, незнакомец толкнул её, дверь отворилась, и старец сказал – вот она! И Наталья увидела Её икону, которая была завернута в рогожку и холст и лежала в дальнем пыльном углу среди прочей церковной утвари.
Через три дня, в течение которых Наталья Андреевна готовилась к причастию, ей приснился другой сон. Снилось ей, что она стоит в соборе, из мирян – одна, только с нею у раки с мощами святых Сергия и Германа два монаха – отцы Серафим и Николай. Тут двери отворяются, и ризничий отец Пафнутий и еще один молодой монах в короткой серой одежде несут ту самую икону. Андреева в изумлении и радости закричала, что это – Она и упала перед иконой на пол, надеясь, что образ пронесут на ней, и она уже полностью исцелится. Но отец Пафнутий произнес, что для исцеления больной надо приготовиться к молебну с водосвятием.
В тот момент она проснулась, утром пошла к причастию, после увидела, как народ бежит в церковь, рассказывая о дивном обретении утраченной было иконы Богоматери.
Так и была обретена Валаамская икона Божьей Матери по снам молитвенницы Наталии. Образ так и нашли – завернутым в холсте и рогожке среди старых образов и утвари в ризнице, что заставляет и нас подумать – а не был ли старец, указавший в том сновидении место нахождения Валаамской иконы Божьей Матери, самим святителем Николаем. И что еще удивительно – как во сне так и наяву вынес образ из церкви отец Пафнутий, а помогал ему – молодой монах в серой короткой рабочей одежде.
Радость Натальи Андреевны была велика – до вдохновенных слез. Недаром же говорят, что избыток скорби смеется, избыток радости – плачет. После молебна с водосвятием она выпила святой воды, и почувствовала себя крепче, а, вернувшись в свою келейку, помазала все больные суставы маслом, взятым из лампадки перед иконой, и впервые за много лет уснула спокойно, не чувствуя ставших привычными болей и ломоты.
По возвращении в Петербург, она совсем избавилась от палки, а к следующей Пасхе была уже совершено здорова. Эту историю валаамские монахи записали с её слов и назвали «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый “Местная Валаамская”».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИКОНЫ
Говорят, что для того, кто верит в Бога – нет случайностей. В 1878 году, когда жестоко простудилась и занемогла Наталья Андреевна Андреева, что потом послужило поводом к обретению и прославлению Валаамской иконы Божьей Матери, иеромонах-иконописец Алипий, в миру его звали Алексей Константинов написал эту прекрасную икону. Когда он принимал постриг, а о его таланте живописца было уже известно, потому иноческое имя Алипий дали ему в память об иконописце Алипии Киево-Печерском, определив, таким образом, его служение в монастыре. Вместе с другими иконописцами он создал многие иконы и фрески в храмах и церквях Северного Афона. В результате их трудов в иконописи сформировался новый – «валаамский» – стиль, существование которого, впрочем, оспаривают некоторые искусствоведы, но это их право.
Так или иначе, Валаамская икона Божьей Матери не походит ни на одну из ранее прославленных икон Богоматери. По типологии ее чаще относят к византийскому образу «Никопеи» – «Победотворной». В алом мафории [1] – цвет царственности, покрывающем синий гиматий [2], на одной руке, что под мафорием, Она держит Младенца, другой, открытой, в поручи, – поддерживает Его спереди. Сам Господь – в белом гиматии, правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой держава с крестом. Царица Небесная не обута, под Её босыми стопами – облако и вся Она – будто выступает из золотистого теплого марева, солнечного и успокоительного.
Так и на иконе «кузнецовского письма» Юрия Кузнецова уникальная цветовая палитра Валаамской иконы Божьей Матери являет нам радость неизбежной победы духовности, веры, любви, победы над всеми врагами – внутри нас и вне, как для нас, так и для всей Державы Российской.
КАКОЕ ЧУДО ПРОИЗОШЛО
Конечно, обретение иконы Валаамской Божьей Матери через историю болящей Натальи Андреевой от начала до нынешнего времени – одно непрерывающееся чудо. С самого начала изумляет цепь совпадений, вплоть до того, что икона была написана иконописцем Алипием в тот год, когда Андрееву постиг ее недуг.
То что, болящая паломница молилась Ей, которая навестила паломницу в ночь ее отъезда на Валам именно в том обличье, в каком Её увидела затем Наталья Андреевна в Успенской церкви, хотя иконы этой до того не видела ни разу – это тоже чудо. Она молилась Ей об исцелении и молила о возвращении Её образа у раки со святыми мощами преподобных Сергия и Германа. Глубинная связь этого Её Первообраза со святыми безусловна и подтверждена очередным дивным событием. О том рассказывает чудесное видение, явившееся отцу Борису – в схиме Николаю.
Одно время валаамским насельникам было искушение – пошли слухи, что в раке преподобных Сергия и Германа нет их мощей. Остров, мол, большой, могут они быть и в другом месте. Так сидел он на хорах, и том размышлял, пока в храме на Всенощной читали кафизмы. Тут он глянул на Валаамскую икону Божьей Матери, которая висела прямо перед ним, и увидел по обе стороны Её Пречистого образа святых преподобных Сергия и Германа! В мантиях и схимах, на которых было написано Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!», оба чудотворца с Божественным сиянием в очах смотрели на молящуюся братию. Они были тонки ликами, голубоглазы, в руках у них были свитки. Отец Борис от изумления на миг отвел глаза, а когда вновь глянул на икону, преподобные чудотворцы уже ушли.
Так стало ясно, что все слухи – лишь искусительное испытание вере, что чудотворцы находятся при Ней и что недаром по молитве Валаамской иконе Божьей Матери и преподобным Сергию и Герману, Андреева получила исцеление. А после слезной молитвы у раки с их мощами о том, чтобы снова увидеть тот Её Пречистый образ, Наталье Андреевне было видение об обретении Валаамской иконы Божьей Матери, и само обретение случилось в день причастия молитвенницы – через три дня после праздника обретения мощей святых Сергия и Германа.
О том, что Валаамская икона Божьей Матери была и остается заступницей русского воинства, рассказывают три видения, которые во время службы в храме посетили старца Валаамского монастыря иеросхимонаха Михаила, практически нашего современника – он ушел из жизни в 1962 году. Видения были ему перед началом Великой Отечественной войны.
В первом видении старец увидел Божью Матерь в Валаамском образе, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и других святых, которые слезно молились перед Ним за то, чтобы Он не оставил Русь в надвигающемся бедствии. Господь отвечал, что в России такова мерзость духовного запустения, душевного падения, такое множество других пороков, что беззакония эти переходят меру даже Великого Божьего терпения. Но и Божья Матерь и все святые продолжали со слезами Ему молиться, и Господь сказал, что Он не оставит России.
Прошло время, и вскоре старцу было второе видение, подобное прежнему: Матушка-Заступница в Валаамском образе и святой Иоанн-Креститель вновь стоят перед престолом Его и молят со слезами о спасении России и вновь ответил Он, что не оставит нашей Отчизны.
И в третьем видении уже одна Божья матерь в том же образе Валаамской молит Сына Своего у Его Престола о спасении России и со слезами умоляет Его, чтобы Он вспомнил, как она стояла на коленях перед Его земным Распятием. И вот уже снова была готова Матушка-Заступница стать на колени перед Сыном, но Спаситель остановил Её, и сказал, что знает, как Она любит Россию, и потому ради Её Материнских слез Он не оставит нашу страну.
Эти откровения – чудо из чудес, которые еще раз подтверждают и особое заступничество Пречистой, Её покровительство нашей стране, и вновь свидетельствуют, что Валаам – еще одна Её обитель, еще один Афон, на территории России, который, впрочем, на некоторое время покинул пределы нашей страны. Этот исход Её Первоообраза в лике Валаамской иконы Божьей Матери из пределов тогдашней России тоже – чудо высокого духовного значения.
После русско-финской войны в 1940 году Валаам отошел к Финляндии, и монахам пришлось принять финское подданство. История Нового Валаама – длинна и заслуживает отдельного рассказа, поэтому только вкратце заметим: уход с территории послереволюционной России Северного Афона можно рассматривать как знак, что в том государстве, где творились жестокие гонения на истинную веру и на ее служителей и редчайшее святотатство по отношению к храмам и церквам не только как культовым сооружениям, но и памятникам культуры и искусства, не было места Её Обители.
Сейчас Первообраз Валаамской иконы Божьей Матери расположен в храме во имя Преображения Господня, что на Новом Валааме. Она висит под левым клиросом и образ по-прежнему славен своими чудотворными событиями. Настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий рассказал, как через Валаамскую икону Божьей Матери получил исцеление мальчик, сын греческого священника о. Илии по его просьбе к братии о молитве перед Валаамским Её образом об исцелении сына. Исцеление произошло, и благодарный священник теперь присылает ладан для чудотворной изумительной иконы, моление перед которой от чистого сердца и с чистыми помыслами свершит по вере нашей ещё немало чудес.
То, что обретение иконы Божьей Матери такой чудотворной силы случилось именно здесь на Валааме – знак особого расположения Царицы Небесной к этому месту. Сказанные Ею в видении Наталье Андреевой слова, что Она там живет, и увидит Андреева Её на Валааме – откровение Богородицы о присутствии Её. И как Святая Гора Афон – место присутствия Божьей Матери в земле Иерусалимской, так гористый, трудно проходимый местами Валаам стал пристанищем Её в земле русской и получил название Северного Афона, а саму Валаамскую икону Божьей Матери зовут «местночтимой».
Так же для Валаама и для всей России обретение Валаамской иконы Божьей Матери имеет ещё одно уникальное значение – это явление нам Её предстательства перед Господом за Русь. Еще в первую Мировую войну валаамским старцам были видения, задокуметированные ими. В одном из них Пречистая, такая, как на Валаамской иконе Божьей Матери, явилась плачущей перед Богом и молящаяся Ему о спасении земли русской от врага и даровании нашему народу победы.
Валаамская икона Божьей Матери в те годы находилась в Смоленском скиту, освященном в честь Смоленской Божьей Матери, поскольку икона еще не была официально прославлена Церковью. В скиту жили монахи, которым было заповедано молиться об убиенных русских воинах, в Первой мировой, во время смут начала прошлого века. Затем – за погибших в гражданской войне, а затем – за всех убиенных за веру.
И если мы молимся перед Валаамской иконой Божьей Матери об обретении любви и веры и об исцелении душ и телес, то, любя свою Отчизну, какой бы она ни стала в эти странные, тяжелые для нашей духовности дни, мы можем и должны молиться о России сегодняшней. Из неё будет вырастать та, в которой будут жить дети наших детей.