варенова теория и практика коррекционной педагогики
Варенова теория и практика коррекционной педагогики
Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромно. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30 % детей к б месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это позволяет сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.
Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Реализация принципа коррекционной направленности деятельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях:
1. Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка.
2. Адаптация средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможное развитие способностей учащихся к овладениюэлементами социальной культуры в неадаптированном виде.
3. Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.
4. Опора на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.
5. Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения.
6. Выполнение учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью учебной дисциплины «Коррекционная педагогика» является формирование у студентов, будущих социальных работников, первичных знаний и представлений об основных направлениях, наиболее важных проблемах теории и практики коррекционной педагогики и специального образования.
Главные задачи изучения курса:
§ овладение основными теоретическими понятиями и категори
ями;
§ осознание человеческого организма как единого целого с прису
щими ему психофизиологическими особенностями;
§ формирование начальных умений в коррекционной деятельнос
ти, необходимых социальному работнику.
Коррекционная педагогика рассматривается как преемница дефектологии (интегративной психолого-медико-педагогической области знаний), так и в качестве самостоятельно развивающейся науки. В рамках курса студенты знакомятся с главными отраслями дефектологии, основными категориями детей с особенностями психофизического развития, условиями их обучения, воспитания, развития и социализации.
Обучение осуществляется в, форме лекционных, практических и лабораторных занятий на основе аксиологического подхода. Лабораторные занятия предполагается проводить в учреждениях, где осуществляется специальное образование, чтобы у студентов была реальная возможность познакомиться с особыми образовательными потребностями, альтернативными средствами коммуникации. На самостоятельную работу выносятся темы, наиболее интересные в познавательном и прикладном плане специалистам данного профиля.
Варенова теория и практика коррекционной педагогики
Вся история специальной педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекционной работы. Широко известны коррекционные системы и концепции Эдуарда Сегена (1812-1880), Марии Монтессори (1870-1952), Овида Декроли (1871-1933), Л. С. Выготского (1896-1934), А. Н. Граборова (1885-1949) и др. Помимо этих общих систем в каждой отрасли дефектологии могут быть приведены свои примеры.
Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция заключается в проведении коррекционного тренинга с использованием учителем специальных дидактических материалов и приемов коррекционного воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени. На рубеже XIX и XX веков были широко распространены уроки сенсомоторной культуры и психической ортопедии.
При косвенной коррекции предполагается, что уже в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом выступают обогащение, уточнение, исправление имеющегося опыта и формирование нового.
В употреблении понятия «коррекция» возможны некоторые ошибки. Правильнее всегда вести речь о коррекции нарушенного развития, а не дефекта, так как скорригировать дефект можно лишь в отдельных случаях, например, при дислалии (нарушение звукопроизношения). Необходимо также различать понятия «педагогическая коррекция» и «коррекционная педагогика». В первом случае имеется в виду работа с неглубокими нарушениями (чаще всего поведенческие отклонения), которые отмечаются у учащихся массовой школы, во втором случае — глубокими нарушениями, которыми занимается непосредственно сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Биологическим обоснованием возможности осуществления коррекции являются процессы компенсации (лат. сотрепзапо — возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма», в противодействие патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел центральной нервной системы непрерывно поступают сигналы о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированное™ функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.
Варенова теория и практика коррекционной педагогики
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. М.: Владос, 2004.
2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейрои патопсихологии / В. М. Астапов. М., 1994.
3. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики Т. В. Варенова. Минск: Асар, 2003.
4. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев,
Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. М., 1999.
5. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996; 2005.
6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. М., 1997
7. Сорокин В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин. СПб.: Речь,2003.
8. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
9. ЩипицинаЛ. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация
детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. СПб.: Речь, 2005.
10. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд. М., 1991.
11. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е. А. Медведева и др. М.: Академия, 2001.
12. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /
А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М., 1998.
13. Борякова Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям /Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. М., 1994.
14. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика / Н. П. Вайзман. М.:Аграф, 1996.
15. Вейс Томас И. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Московский центр вальдорфской педагогики /Томас И. Вейс. М., 1992.