ватопедский храм ростов на дону
Приход храма Ватопедской иконы Божией Матери
Приход Храма в честь Чудотворной Афонской Ватопецкой иконы Божией матери Отрада и Утешение.
Настоятель: о. Александр, тел. +79185129872, о. Илья +79381613636
Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь нашли его стоящим под кустом, недалеко от обители. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу, в память того, что она в 807 году, 21 января, обратила Свое лицо к игумену монастыря, стоявшему на молитве близ святой иконы, и предупредила его о намерении разбойников ограбить обитель.
Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.
В память этого чудесного события перед чудотворной иконой горит неугасимая лампада.
Братья и сестры! В наш храм требуются сторожа для посменного дежурства. Может быть кто то из военных пенсионеров, или без работы мужчины, или на пенсии и есть возможность поработать. Оплата 700руб сутки, график сутки—трое. Подробности узнать можно у батюшки Александра, тел. +79185129872
21 апреля 2016 года в 14-00 состоится освящение колоколов храма! Приглашаем присоедениться и принять участие в этом благодатном событии!
ЖК Суворовский
Ростов-на-Дону, ВКБН
Новый храм
В ЖК «Суворовском» начал свою работу новый православный храм «Отрада или Утешение». Храм называется в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», настоятель храма — Александ Александрович Верченко. Официальное сообщество Вконтакте находится вот тут. Храм работает с 08:00 до 19:00.
P.S. Первая часовня появилась в ЖК «Суворовском» значительно раньше, еще в декабре 2014 года. О процессе ее постройки мы писали в статье «Часовня в Суворовском».
[Окончание строительных работ в храме от 21 апреля 2016. Фото — Александр Лагутин]
[Внешний вид построенного храма]
[Храм расположен возле дома по адресу ул. Петренко, 2]
Ватопедский храм ростов на дону
В каждой русской православной обители особым почитанием пользуются иконы Божией Матери − покровительницы России. В Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре чтится Ватопедский образ Божией Матери − келейная икона святителя Димитрия. Принесенная в Яковлевский монастырь при погребении митрополита Димитрия, она была оставлена при его гробе. Впоследствии этой иконе было суждено стать одной из главных монастырских реликвий. Будучи прославлена многими чудотворениями, она стала заступницей и покровительницей Спасо-Яковлевского монастыря.
Образ, хранящийся в Ростове, является одним из списков древнего чудотворного образа Богоматери, который находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, обители, основанной в царствование императора Константина Великого. Название Ватопедской она получила от того, что в конце IV в. под стенами этой обители чудесным образом был спасен царевич Аркадий, сын Феодосия Великого. Во время сильной бури на море царевич, путешествующий на корабле, упал в бушующие волны. Его спутники думали, что он погиб и оплакивали его, но когда корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится Ватопедский монастырь, они нашли царевича, спавшего под сенью прибрежного кустарника. Проснувшись, он рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. Это событие и послужило причиной названия «Ватопед», что в переводе с греческого означает «куст отрока». Император Феодосий, в благодарность за чудное спасение сына, щедро одарил и украсил Ватопедский монастырь.
Со временем Ватопедская икона получила называние «Отрада» или «Утешение», в этих словах, обращенных к Пресвятой Богородице, воплотились любовь к ней и надежда на ее заступничество.
Образ Ватопедской Богоматери являлся любимой иконой Ростовского святителя Димитрия, по преданию, она была его родительским благословением. В Ростов Ватопедская икона была привезена в марте 1702 г., когда митрополит Димитрий стал во главе Ростовской кафедры. Спустя семь лет владыка скончался, в ноябре 1709 г. во время погребения митрополита Димитрия в Яковлевской обители, его келейная икона была перенесена в Зачатиевский собор и оставлена при могиле святителя.
После обретения мощей митрополита Димитрия и причисления его к лику святых в 1750-х годах, Ватопедский образ Божией Матери стал одной самых чтимых монастырских икон. В те годы она находилась рядом с гробницей святителя. Перед ней возносили свои молитвы многочисленные почитатели св. Димитрия, стекавшиеся к его гробу со всей России.
В XIX столетии для Ватопедского образа Богородицы была устроена драгоценная жемчужная риза, украшенная алмазами и яхонтами, и массивный резной позолоченный киот на особом постаменте. Первоначально икона была установлена у южного столпа собора, рядом с гробницей святителя Димитрия, позднее ее перенесли к алтарю и расположили близ южного угла иконостаса. Со временем, образ Ватопедской Богоматери был перемещен в главный иконостас собора и занял место над царскими вратами. При епископе Иосифе, возглавлявшем Спасо-Яковлевский монастырь в начале XX столетия, перед Ватопедской иконой еженедельно по воскресеньям читался Акафист Богородицы.
В 1916 г. в монастыре был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери, расположенный с левой стороны трапезы Яковлевской церкви и устроенный на пожертвования С. П. Колодкина, «в вечный помин» своего сына Феодора, убитого на войне. Придел был основан епископом Иосифом. Ходатайствуя о его устроении, яковлевский настоятель писал ярославскому митрополиту Агафангелу: «Придел этот не будет лишним в нашей обители, … предполагается посвятить его Богоматери. … При том местной иконою нового придела должна быть сделана величайшая святыня – чудотворная Ватопедская икона Божией матери – келейная икона св. Димитрия, его родительское благословение, весьма почитаемая богомольцами». Здесь уместно напомнить об одной исторической параллели. На Афоне, в Благовещенском храме Ватопедского монастыря, чудотворная икона Богородицы находится в особом приделе, посвященном ее имени. Возможно, епископ Иосиф устраивал Ватопедский придел, для того, чтобы в Яковлевской обители монастырская святыня хранилась «по образу и подобию» ее афонского первообраза.
С яковлевской Ватопедской иконы писали множество списков, копии этой святыни имелись во многих ростовских храмах, их было немало и в самом Спасо-Яковлевском монастыре. Примечательно, что образ Ватопедской Богоматери присутствует на многих иконах святителя Димитрия.
Последнее упоминание о келейной иконе святителя Димитрия встречается в архивных документах 1920-х годов. В частности, в 1925 — 1926 гг. владыка Иосиф обращался к властям с просьбой разрешить монастырской общине крестные ходы по Ростовскому уезду с Ватопедской иконой и образом святителя Димитрия. Последующая судьба монастырской святыни не известна…
Чудесное обретение Спасо-Яковлевским монастырем Ватопедского образа Пресвятой Богородицы произошло совсем недавно. В августе 1997 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Владыка Ювеналий рассказал наместнику архимандриту Евстафию и братии монастыря о том, что он много лет хранил образ Ватопедской Богородицы и сообщил о своем желании вернуть его в Спасо-Яковлевскую обитель. Оказалось, что середине XX в. монастырская икона находилась в закрытой церкви Успения Богоматери села Дивная Гора, откуда она была вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. По преданию, ярославскому владыке эту икону отдал один из последних насельников монастыря − архимандрит Иаков, завещавший вернуть её в обитель, когда та вновь будет восстановлена. Впоследствии архимандрит Никодим передал Ватопедский образ митрополиту Ювеналию.
Вскоре чудотворная икона архимандритом Евстафием была привезена в Ростов. В честь этого события, знаменательного не только для Яковлевского монастыря, но и для всей Ярославской епархии, в день 25 августа в обители было установлено ежегодное празднование Сретения Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы. Образ был установлен в храме св. Иакова, с правой стороны иконостаса, рядом с гробницей святителя Димитрия.
В церковном календаре 3 февраля − день общецерковного празднования афонской иконы Богоматери. В Спасо-Яковлевском монастыре дважды в год – 3 февраля и 25 августа совершается всенощное бдение с чтением акафиста Божией Матери перед иконой Богоматери Ватопедской. И теперь, как и в прошлые времена, Богородица через свой святой образ являет заступничество и покровительство Спасо-Яковлевской обители и всем, прибегающим к ее покрову и ходатайству.
А. Виденеева. Ватопедская икона Богоматери — святыня Спасо-Яковлевского монастыря // Ярославские епархиальные ведомости. 2006. Август. № 181. С. 34 — 35.
Изюминка Ростова Великого: Спасо-Яковлевский монастырь
За время короткой самостоятельной поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо, ведь прямо на месте мы договорились с гидом об экскурсии по монастырю. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора.
Спасо-Яковлевский монастырь — это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.
В Ростове великом мы остановились в гостинице Царевна-Лягушка (о которой я писала вот тут). Чтобы за день охватить максимальное количество достопримечательностей, я набросала маршрут по центру города. Спасо-Яковлевский монастырь был одним из первых пунктов программы. По задумке, его мы должны были посетить до Кремля.
От нашей гостиницы мы побрели туда по центральной улице, мимо восстановленных купеческих усадеб.
Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Оказавшись на территории монастыря, мы заглянули в сторожку и обнаружили там экскурсионное бюро. Гид был свободен, он и взялся за задачу познакомить нас с историей монастыря.
Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.
Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Естественно жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.
Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны.
В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского, и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.
Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря.
ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло — большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь.
Архитектура монастыря
Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый — собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.
Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.
Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.
В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия — основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.
Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.
Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.
Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Димитриевский собор. Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.
Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.
Скульптуры в нишах
Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.
Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником, который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.
На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.
От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.
Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.
Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.
Благовещенский греческий храм
В городе Ростове-на-Дону до революции был Греческий храм, он располагался на территории, принадлежавшей «Эллинскому благотворительному обществу», на пересечении Малой Садовой улицы (улица Суворова) и Ткачёвского переулка (пер. Университетский). Средства на строительства храма были пожертвованы греческой диаспорой. В 1959 году храм был закрыт и впоследствии перестроен в Театр кукол.
В новое время было принято решение о воссоздании Благовещенской греческой церкви неподалеку от старого храма. 22 сентября 2007 года состоялась торжественная закладка нового здания. Храм построен в неовизантийском стиле по проекту архитектора А. Г. Шевченко. С 2012 г. здесь регулярно совершаются богослужения. В январе 2014 г. были завершены основные строительные работы, храм обзавелся кровлей, в октябре на купола были возведены кресты, сделанные в византийском стиле греческими мастерами.
В течение следующих нескольких лет шли внутренние отделочные работы. В храме появился мраморный пол. В 2019 году греческий художник-иконописец Димитрис Цьяндас украсил стены храма ликами святых и различными евангельскими сюжетами. В куполе храма был изображен Христос-Пантократор по мотивам мозаичного образа Христа храма Святой Софии в Константинополе. В сентябре 2019 г. был установлен уникальный деревянный иконостас ручной работы с иконами афонских мастеров из скита Буразери.
27 октября 2019 Благовещенский греческий храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, его сопровождали Глава Донской Митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и ктитор храма, президент Федеральной национально-культурной автономии греков России Иван Игнатьевич Саввиди.
В Благовещенском храме регулярно проводятся богослужения, действует молодежный клуб, библиотека, Воскресная школа для взрослых и детей, а также певческий кружок. В памятные для греческого народа дни проводятся различные культурные мероприятия.