важность школьной формы в процессе обучения
Зачем нужна школьная форма?
Этот вопрос нередко вызывает множество споров среди трёх заинтересованных групп: преподавателей, школьников и их родителей. У школьной формы достаточно большое количество противников, но не меньше и почитателей. Каждая из сторон выдвигает множество аргументов и контраргументов, однако к единому мнению прийти до сих пор не удалось.
Статистика показывает, что большинство учителей и родителей однозначно поддерживают введение школьной формы. Возможно, причиной этого является то, что старшее поколение в свои школьные годы поголовно носило форму и не испытывало по этому поводу никаких комплексов. Причем если сейчас предлагают ввести единую форму для каждого учебного заведения, то в то время она была одна для всех школ. В основном противники школьной формы среди взрослых объясняют свое мнение «слишком высокой стоимостью формы». Учитывая, что обычно та одежда, которую школьники одевают, отправляясь на занятия, стоит не дешевле, подобное обоснование и вовсе кажется нелепым.
Сами школьники обычно объясняют нежелание носить форму её неудобством и непривлекательным внешним видом. Эта «проблема» также легко решаема, ведь сейчас не составляет труда заказать современную модную школьную форму, которая будет отвечать всем требованиям учебного заведения и вкусам молодёжи. Школьная форма может и должна быть привлекательной и удобной.
Ещё один аргумент против школьной формы – потеря индивидуальности и стирание различий между учениками. Как ни странно, его же активно применяют и сторонники формы, поясняя, что все в школе должны находиться в равных условиях. С последними достаточно сложно поспорить, учитывая, что все занимаются по одинаковой программе и оцениваются по единой системе. А что касается «потери индивидуальности», то с таким же успехом можно предъявить претензии и к единой для всех системе образования и одинаковых условиях обучения.
Кстати, в европейских странах необходимость посещать занятия в одинаковой для всех учащихся отдельного заведения одежде не только никого не смущает, но и является предметом гордости, так как определяет принадлежность к одной из элитных школ. Аналогичная ситуация в последние годы складывается и в России, так как первыми решение ввести однообразную одежду для учеников первыми приняли частные школы.
По мнению специалистов, строгая форма одежды дисциплинирует и помогает сосредоточиться на учебном процессе. Кроме того, школьная форма сглаживает социальные различия, и ученики из менее обеспеченных семей не будут чувствовать себя неловко в более дешёвой, чем у одноклассников, одежде. Также психологи считают, что в строгой и в тоже время элегантной одежде люди чувствуют себя намного уверенней.
Есть и ещё один довод, который во многом перевешивает остальные мнения: школьная форма как нельзя лучше соответствует общим нормам этикета и статусу школьников.
Роспотребнадзор считает, что введение школьной формы убережёт российских детей от болезней кожи, простуды и ряда других заболеваний, которые вызваны ношением некачественной и небезопасной одежды.
Результаты анализа заболеваемости детей свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и её качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.
Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в период обучения. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребёнку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.
Таким образом на основании всего вышесказанного можно прийти к выводам, что:
— Строгий стиль одежды создаёт в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
— Форма дисциплинирует человека.
— Ученик в школьной форме думает об учёбе, а не об одежде.
— Нет проблемы «В чём пойти в школу».
— Школьная форма помогает ребёнку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, даёт возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
— Если одежда придётся ребёнку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
— Школьная форма экономит деньги родителей.
Важность школьной формы в процессе обучения
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе.
В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.
В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. И по утрам они не стояли перед шкафом в размышлении: а что бы такое сегодня надеть? Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество.
Тема нашей работы – «Роль школьной формы в современной школе».
Цель: исследование достоинств и недостатков школьной формы.
Задачи исследования:
— изучить литературу, связанную с вопросами школьной формы;
— провести эксперимент, наблюдения;
— подготовить рекомендации для родителей учащихся.
Гипотеза: Если школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел. Это будет способствовать позитивному настрою, активизируется желание учиться и позволит родителям сэкономить деньги на одежду своим детям в столь не простое социально-экономическое время для нашей страны.
Объект исследования: школьная форма.
Предмет исследования: достоинства и недостатки школьной формы.
Сформулированные задачи решаются с помощью методов: изучение
литературы, анкетирование, анализом и обобщением, расчёт.
Актуальность. Одежда является важным фактором, определяющим степень сосредоточенности школьника на занятиях. В общеобразовательных школах довольно долгое время была позволена свободная форма одежды, и министерство образования со временем смогло сделать выводы: успеваемость снижается, особенно в старших классах. Современные модели формы позволяют снять на время учебного процесса вопросы обсуждения гардероба, школьники не отвлекаются, а учатся!
История школьной формы.
Годом «рождения» школьной формы в России считается 1834 год. В этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В царской России эти учреждения были государственными. Все государственные служащие в те времена должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. В государственных учебных заведениях (гимназиях) все педагоги носили форменные сюртуки. Было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников и поэтому форма гимназистов была сословным признаком, форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Форма была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Все гимназисты носили ранец.
Школьная форма для девочек была введена в 1896 году. В то время у девочек было три вида одежды:
— обязательная форма, состояла из шерстяного платья и фартука черного цвета;
— парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного
кружевного воротничка;
-отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли
такую роскошь.
У каждого учебного заведения цветовая гамма была разной. У младших гимназисток он был темно-синим, для 12–14-летних – цвет морской волны, у выпускниц – коричневый.
В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны.
Девочки обязаны, были носить коричневые шерстяные платья с черным
передником, в обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Мальчики носили военные
гимнастерки с воротничком стоечкой. Послевоенное время атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году школьная форма претерпевает ряд перемен. Появились вместо гимнастёрок серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек не изменилась.
В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
С 1984 года для девочек введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки- трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом.
В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
К концу 1980-х годов школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Школьная форма была очень дешевая, материал её был весьма качественным и прочным. С ухудшением материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной рабочей одежды. С 1992 году
отменили обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации.
Эффективность введения школьной формы
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
единой формы в школах. Об этом президент сказал на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.
По мнению Путина, этим вопросом можно заняться на муниципальном или региональном уровне. Не обязательно вводить единую форму на всю страну, однако в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, полагает президент.
Нами проанкетировано 100 учащихся, родителей и учителей МАОУ «СОШ № 48» 07.11-24.11.2016г.
Цель анкетирования: выявить взгляды учащихся, родителей и учителей на школьную форму
Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1. (образец анкеты – приложение 1):
85% не устраивает одежда, которую носят учащийся в школу;
73% хотят, чтобы в школах ввели школьную форму;
43% удобная, 35% современная, 22% модная;
46% считают, дисциплинирует учащихся школьная форма.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Достоинства и недостатки школьной формы
Существуют различные точки зрения на то, нужно ли вводить школьную форму для современных учеников. Дебаты по этому поводу будут еще долго проводиться среди родителей, учителей, директоров школ и самих школьников.
Теперь давайте по порядку разберём все достоинства и недостатки школьной формы и начнём, пожалуй, с положительных характеристик (табл. 1).
Таблица 1. Достоинства и недостатки введения школьной формы
Достоинства
Недостатки
— приводит к сплочению коллектива, ученики могут ощутить себя единой
общностью, которая преследует одни цели, в данном случае цель- учеба;
— школьная форма лишает учеников своей индивидуальности и неповторимости;
— школьная форма сводит к минимуму конкуренцию и стремление выглядеть
лучше, чем другие, у школьников, это препятствует тому, что дети будут делиться на богатых и бедных;
— одежда будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам;
— форма может быть и не только бюджетной, но и дорогой для малообеспеченных семей;
— не позволяет подросткам одеваться вызывающе;
— не дает ребенку свободы самовыражения.
— форма доступна всем семьям с любым достатком.
Влияние ношения строгой одежды учащихся на успеваемость.
Исследования проводились среди учащихся 5-8 классов МАОУ «СОШ№ 48», где были взяты 2 класса (1- кадетский класс с веденной формой, 2- обычный класс без строгой формы) из каждой параллели.
Класс
Количество
учащихся
Количество учащихся
посещают школу в
строгой одежде и успевающих на «4» и «5»
Получали замечания за нарушение дисциплины, опоздания и др. за 09.2016-30.12.2016гг.
Всего успевают на
«4» и «5»
5Б (к)
6В (к)
7Б (к)
8А (к)
Всего
Школьная форма и здоровье учащихся.
Результаты анкетирования:
30% коричневая, 39 % зелёная, 26% синяя, 5% в клеточку.
40% взрослых не знают, как правильно подобрать школьную форму.
Школьная форма по санитарным нормам должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. Процент натуральных составляющих в рубашках, блузах, должен равняться не менее 65%. В костюмах цифра ниже и равна 45%, но здесь в обязательно порядке должна быть натуральная подкладка.
По мнению специалистов лучше всего подходит для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, а для зимы шерсть и кашемир.
Не нужно покупать одежду на вырост. Одежда больше будет просто висеть и создаст неопрятный вид. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал лучше купить в пору.
Важным фактором является цвет школьной формы для развития ребенка.
Цвета школьной формы лучше подбирать приглушенные, не яркие, особенно актуальны бежевый и зеленоватый. Все оттенки серого, сине–голубого, зеленого меньше всего влияют на зрение, не раздражают детей так считают офтальмологи.
Рисунки на одежде и клетка раздражает зрительные нервы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма несет в себе корпоративную культуру учебного заведения и является последствием его содержания. Изучив специальную литературу и проведя исследования мы пришли к выводам : Форма не должна быть скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, и в том числе учитывая пожелания самих учеников. Так как школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел.
Научная работа «Школьная форма и её влияние на интерес учащихся к учебной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат»
г. Заречный, Пензенская область
Школьная форма и её влияние на интерес учащихся к учебной деятельности
ученицей 10 класса
Глава 1. Из истории создания школьной формы…………………………………….6
1.1. Создание «форменной» одежды в других странах……………………………. 6
1.2. История развития школьной формы в России…………………………………..7
1.3. Создание школьной формы в советские времена…………………………. 9
Глава 2. Закон о введении школьной формы от 2013 года…………………………11
2.1. Единая школьная форма…………………………………………………. 11
2.2. Актуальность школьной формы в современной школе в России………. 12
Глава 3. Исследования Министерства образования о введении
3.1. Результаты анкетирования «Необходимость школьной формы»…………….17
Глава 4. Исследование качества школьной формы…………………………………19
Глава 5. Изучение влияния школьной формы на интерес учащихся к
Список использованных источников и литературы..……………………………..24
«Дети должны с детства приобщаться к тому,
что костюм – это нечто большее, чем просто одежда.
Это средство коммуникации.
От того, как ты выглядишь, зависит,
как с тобой будут общаться окружающие».
«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу «в чем попало».
Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
Попытаемся взглянуть на эту проблему с двух сторон и найти приемлемое решение:
с одной стороны – форма дисциплинирует и повышает успеваемость,
с другой стороны – у детей теряется чувство стиля и вкуса.
Актуальность выбранной темы: Создание привлекательного имиджа ученика при помощи школьной формы.
Цель исследования: Проанализировать, как влияет ношение учащимися школьной формы на интерес к учебной деятельности.
выявить историю появления школьной формы;
рассмотреть какую форму носят учащиеся других стран;
методом анкетирования выяснить отношение учащихся и учителей к необходимости школьной формы;
сделать выводы о преимуществах и недостатках школьной формы;
выбрать фотографии лучших моделей школьной формы;
дать рекомендации по качеству школьной формы.
метод анализа и синтеза литературных источников;
систематизация и обобщение материалов исследования.
Подготовку к исследовательской работе начали с изучения истории развития школьной формы.
У многих существует ошибочное мнение, что школьная форма – это изобретение советского периода, напрямую связанное с пионерским и комсомольским движением.
На самом деле, впервые, школьную и студенческую форму узаконили в 1834 году, которая даже прописывалась в «Табели о рангах». Причем, гимназисты должны были ходить в ней практически всегда, когда находились в светском обществе.
Позволить это могли только те семьи, у которых хватало денег на обучение своих детей, что в некотором роде, подчеркивало обеспеченность родителей. В то же время, школьная форма сглаживала различия между детьми материально обеспеченных горожан и детьми дворянских сословий.
Сейчас, по мнению депутатов, да и российского президента, введение обязательной школьной формы, также устранит слишком видимые различия между материальным состоянием семей учеников.
Объект исследования: учащийся современной образовательной организации.
Предмет исследования: школьная форма, история её возникновения.
Гипотеза: современной школе необходимо введение школьной формы.
Глава 1. Из истории создания школьной формы
1.1. Создание «форменной» одежды в других странах
Зачатки школьной формы пришли из древних времён. Ещё в школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э.. Аристотель и его воспитанники носили галстуки, повязанные «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо. В учебных заведениях Древнего Рима, если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.
Единая одежда для учеников школ появилась в Англии в середине 16 века в школе для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. В таком виде форма сохранилась до сегодняшнего дня, с единственной разницей в том, что в наши дни это уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.
Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в 18 веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.
Позже в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой.
Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа.
Сейчас в Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком (см. приложение 1).
В Европе как таковой школьной формы не было: школьники Бельгии, Франции, Италии и Испании в 19 веке поверх одежды носили тёмные халаты, чтобы не испачкаться чернилами.
Одна из стран, где к школьной форме относятся с благоговением – Япония. Именно здесь зародилась особая мода на школьную форму по образцу прусской военной формы у мальчиков, и в переводе с японского звучит как «одежда европейского мальчика». Для девочек существует два основных варианта формы. Часть школ предписывает своим ученицам носить форму в виде «матросских костюмов», появившуюся в 1920-х годах. Другой вариант формы напоминает британскую блузка, блейзер или пуловер с эмблемой школы, юбка в складку из клетчатой ткани
В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
1.2. История развития школьной формы в России
Школьная, точнее, гимназическая форма была введена в России в 1834 году. Тогда была утверждена система гражданских мундиров
Форма в жизни гимназистов играла настолько большое значение, что это нашло отражение даже в советской литературе. Писатель Валентин Катаев в книге «Белеет парус одинокий» описывал приобретение гимназической фуражки: «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!
Сначала ее долго примеривали, потом торговались, потом выбирали герб, эту изящнейшую серебряную вещицу. Она состояла из двух скрещенных колючих веточек с «О. 5. Г.» между ними – вензелем Одесской пятой гимназии. Герб выбрали самый большой и самый дешевый, за пятнадцать копеек. Приказчик проткнул шилом две дырки в твердом околыше синей касторовой фуражки и вставил в них герб, отогнув с внутренней стороны латунные лапки».
Отдал должное гимназической форме и другой советский писатель Лев Кассиль. «Солнце сияло на моем животе, отражаясь в латунной бляхе кожаного кушака. На бляхе чернели буквы «П. Г.» – «Покровская гимназия». Выпуклые блестящие пуговицы, как серебряные божьи коровки, выползли на серую гимнастерку», – это из его «Кондуита и Швамбрании».
И у Катаева, и у Кассиля встречается еще немало эпизодов, связанных с формой гимназистов.
В 1886 году, с развитием женского образования, появилась и форма для девочек. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой.
Закрытые учебные заведения для девочек также имели свою форму. Воспитанницы Смольного института носили закрытые платья из камлота. Для каждой возрастной категории учениц был свой цвет платьев: девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 лет – голубые или синие, от 11 до 13 лет – серые, старшеклассницам полагались белые платья. Надевали также белые фартуки и пелерины.
1.3. Создание школьной формы в советские времена
Платья были украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, а форма девочек осталась прежней.
В 1975–1976 учебных годах серые костюмы были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символом просвещения. А вот старшеклассникам полагался синий костюм с синей эмблемой на рукаве, но помимо солнца и раскрытой книги было еще стилизованное изображение атома.
В 1984 году для старшеклассниц был введён костюм синего цвета, состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
У мальчиков брюки и куртка заменились на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Это форма значительно уступала оригинальности полюбившимся удобным курточкам.
Считается, что школьную форму отменили в 1991 году, после распада СССР. На самом деле, это не совсем так. В 1991 году школьную форму отменили и согласно Временному положению о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР решение о ношении школьной формы должен был принимать Совет общеобразовательного учреждения. И, если вначале отмена школьной формы обрадовала, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше.
А с 1992 года после принятия закона «Об образовании» введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировалось, и решение о ее введении на практике принималось самостоятельно органами управления школ (совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, попечительский совет).
Но мечта о централизованном введении школьной формы жила все эти годы.
Только кадеты и курсанты военных училищ никогда не изменяли традиции и всегда ходили в форме.
Таким образом, в большинстве развитых стран мира школьная форма является предметом гордости, т.к. она подчеркивает принадлежность к престижным учебным заведениям, в некоторых странах форменная одежда становится особо модным атрибутом в одежде молодежи. Осознание того, что форма может быть стильной и модной может привести российских школьников к желанию иметь такую же форму.
Глава 2. Закон о введении школьной формы от 2013 года
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся (статья 28).
Таким образом, в стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма. Появление ее обусловливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между учащимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой.
2.1. Единая школьная форма
Введение формы не означает, что все учащиеся будут одеты одинаково. Для каждого образовательного учреждения цвет, фасон, внешний вид одежды и обязательность ее ношения будут определяться индивидуально.
Общеобразовательные организации могут установить три вида школьной одежды: парадную, повседневную и спортивную. Парадная форма предназначена для праздничных мероприятий и школьных линеек. Парадная форма от повседневной отличается наличием светлой сорочки или праздничного аксессуара для мальчиков и юношей, блузки или праздничного аксессуара для девочек и девушек.
Спортивная одежда используется для занятий физкультурой.
Форма каждой школы может иметь свои отличительные знаки в виде эмблем, нашивок, значков, галстуков и так далее.
Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения. Стиль одежды – общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер. Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой, пропагандирующей противоправное поведение и употребление.
Требования к форме должно приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальное положение многодетных и малообеспеченных семей.
2.2. Актуальность школьной формы в современной школе в России
В.В.Путин, выступая 31 марта 2013 года на конференции «Общероссийского народного фронта» в Ростове-на-Дону, заявил о необходимости введения школьной формы. «Школьная форма в стране должна быть»,- сказал Глава государства.
Тема школьной формы неожиданно оказалась в центре внимания не только общественности, но и властей. Идею унификации одежды, в которой дети ходят на занятия, уже поддержал министр образования России Дмитрий Ливанов.
«Безусловно, необходимо стандартизировать вопросы, касающиеся школьной одежды на федеральном уровне, всех тех вопросов, которые касаются внешнего вида учеников, но, в то же время, мы точно не сможем одеть всех школьников в нашей стране в одну и ту же одежду», – заявил чиновник.
«Мы совершенно точно должны ввести единые требования, но вместе с тем каждый ученик должен чувствовать себя комфортно в классе, и школьный класс, и помещение школы не должны быть местом, где возникают какие-то различия», – подчеркнул Ливанов.
Вольности в одежде демонстрируют социальное неравенство. Именно этот аргумент чаще всего высказывают сегодня при обсуждении инициативы Главы государства о введении формы.
«У нас идет довольно сильное имущественное расслоение общества, а у детей не должно возникать комплекса неполноценности из-за того, что у соседа по парте одежда дороже, моднее, лучше», – заявила газете ВЗГЛЯД доктор психологических наук, сопредседатель экспертного совета при комитете Госдумы по делам семьи, женщин и детей Галина Семья.
С тем, что в школе не следует показывать финансовые возможности родителей, согласен и член Общественной палаты России Николай Сванидзе.
Некоторые публицисты утверждают, что вводить форму для борьбы с неравенством – мера запоздалая, поскольку дети миллионеров и дети кухарок давно учатся в разных школах.
На самом деле, это в какой-то степени актуально для Москвы.
А вот в провинции, где элитарных школ и гимназий нет, дети, пусть не миллионеров, но местных богачей, вполне могут учиться в одном классе с детьми из семей среднего достатка, а то и вовсе малообеспеченных. Сторонники формы уверены, что она не только сглаживает имущественные противоречия. Есть еще одно достоинство.