важность учебной практики в учебном процессе
Важность учебной практики в учебном процессе
Библиографическая ссылка на статью:
Блинов И.Д. Учебная практика и ее значение для студента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/02/16470 (дата обращения: 06.11.2021).
Основной задачей практики является закрепление, а также применение знаний студентами. Она дает студентам следующие возможности: применять приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.
Важную роль в практике играет все: субъекты образования, специалисты каждой отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав. Также представители предприятий вносят свой вклад в организацию и успешность практики. Именно от этого зависит качество проведения практики, а также получение студентами дополнительных знаний. План проведения учебной практики, установление сроков разрабатывается кафедрой вуза в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.
Целю практики является приобретение студентом первичного профессионального опыта. Для реализации цели необходимо: знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов; практическое знакомство со специальностью и её особенностями.
Учебная практика представлена следующими видами:
1) ознакомительной, которая представлена различными экскурсиями по организации;
2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;
3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений.
Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Финансы и финансовый менеджмент», обучение которой проводится в стенах ХГУ на кафедре экономики. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы влияния предприятий на экономику региона. Знания, которые получают студенты на лекциях и углубляют при выполнении расчетных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе практик, как это предписано государственным образовательным стандартом.
С этой целью в учебном плане предусмотрена учебная практика длительностью две недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Финансы и финансовый менеджмент» направляется на предприятия в Республике Хакасия. Цель практики – выявление основных экономических проблем, связанных с производственной деятельностью предприятия. Она проводится после освоения студентами базовых экономических дисциплин: бухгалтерский учет, институциональная экономика, статистика, экономическая теория, маркетинг.
Проблемам организации подобной практики уделяется большое внимание на кафедрах экономики. То есть, уточняется и расширяется ее содержание. Например, В. Ф. Максимова считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится изучение и анализ бухгалтерской отчетности организации, на примере которых рассматриваются экономические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий [1]. В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на финансовые проблемы предприятия, которые тесно связаны с его особенностями.
Наличие разработанных программ практики в учебном плане не свидетельствует об ее эффективности. Получение студентами навыков, значимых для будущей специальности, должно осуществляться также и в учебном процессе. То есть, при детальном изучении этого вопроса, важно исследовать этапы организации практики: этап подготовки, этап проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Хакасского государственного университета, а второй – на предприятии, которое определено согласно программе, возможностям кафедры и желанию студента.
До начала практики кафедра экономики проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности, а также выдаются индивидуальные задания студентам.
С целью ознакомления со специальностью выбирается целесообразная форма организации практики. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.
Студенты во время учебной экономической практики изучают бухгалтерию предприятия: отчеты, балансы, накладные, а также другие виды документов. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными экономическими моделями. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, закрепляются через использование такого приема «анализ». При прохождении практики студент закрепляет знания, полученные в учебном процессе. Именно эти знания используются при организации самостоятельной работы, которая состоит в подготовке и написания отчета по итогам практики.
На эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. Это уровень общей подготовки по специальности «Экономика» и знание материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. Также, важны личностные факторы студента: ответственность, желание и стремление работать самостоятельно, умение слушать и анализировать информацию.
Также важно наличие у студента интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему прохождение практики. Здесь важна роль студента как субъекта образования, так и роль руководителя практики.
Важно конкретизировать требования, которые предъявляются к студентам на практике. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, к ним относится входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Также студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по необходимым требованиям. Процесс составления укрепляет имеющиеся знания, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции. Защита отчета проводится на кафедре по окончанию учебной практики.
В соответствии со стандартом, руководитель практики от кафедры обеспечивает ее реализацию в ряде этапов. На начальном этапе он связывается с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед началом практики. Также руководитель уточняет календарный план выполнения и содержание программы практики. Кроме того, он разрабатывает индивидуальное задание для каждого студента. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, оказывает им методическую помощь, отвечает за соблюдение правил техники безопасности. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.
В условиях учебной экономической практики, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:
— встретить студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;
— ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;
При написании данной статьи было дано следующее обоснование: чтобы организовать и обеспечить студентам процесс прохождения практики, руководитель кафедры должен быть высококвалифицированным специалистом. В связи с количеством студентов, возрастает значение индивидуального подхода, наличие опыта работы в индивидуальном порядке.
Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации [2].
Учебная практика имеет большое значение в реализации образовательной программы по специальности «Экономика». Поэтому необходимо решить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры? Можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональные характеристики должны включать компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются на профессионально-значимые, т.е. сотрудничество со студентами и знание психологии, и на личностные качества– это, на мой взгляд, ответственность, толерантность, а также корректность и доброжелательность. Именно это является основой успешного сотрудничества преподавателя и студента.
Проведя данное исследование, можно сказать, что на учебной практике, студент получает первичные основы для того, чтобы в будущем стать специалистом. Именно от качества и правильности программы практики зависит подготовка студента к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Что такое учебная практика? Для чего она нужна?
Каждому студенту после летней сессии придется идти на практику. Практика позволяет применить все теоретические знания в работе и закрепить их в своей памяти. Если студент не сможет пройти практику, то его могут отчислить, ведь больше возможности пройти учебную производственную или учебную практику не будет.
В этой статье рассмотрим, что такое учебная практика. А также, какие документы понадобятся для завершения практики.
Что такое учебная практика?
Для чего нужна учебная практика?
Как и когда проводится учебная практика?
Как пройти учебную практику?
Что будет если не пройдешь учебную практику
Какие документы нужны для прохождения учебной практики
Как пройти практику если работаешь
Как повысить уникальность отчета
Что такое учебная практика?
Что такое учебная практика, студенты узнают на 1-2 курсе. Чаще всего на 1 курсе студентов понемногу знакомят с системой высшего образования и не всегда нагружают одновременно курсовой работой и учебной практикой.
Поэтому многие учащиеся начинают практиковаться только на втором курсе.
Учебной ее называют по тому, что студенты еще не выходят на производство, а оттачивают свои знания и навыки в университете. Вместе с руководителем практики, т.е. со своим преподавателем студенты начинают изучать свою специальность и узнавать о ней больше. Например, может начаться полевая практика, т.е. сбор информации для научной работы, сбор информации для курсовой работы, выборка материала и примеров для исследования и т.д.
Проще говоря, студенты приходят в университет, получают задание и занимаются им группой или самостоятельно.
Продолжаться учебная практика может от 2 недель до месяца. В некоторых случаях студентам отдают работу на дом, а они должны принести готовый результат для выставления оценки.
В принципе учебная практика напоминает по себе практическое задание, которое проводится по каждому предмету.
Таким образом, что такое учебная практика в двух словах? Это выполнение практического задания от преподавателя для понимания специальности и закрепления полученных за год знаний.
Наш сервис Анти-антиплагиат.рф помогает студентам повысить уникальность текста до 80-90%, чтобы пройти проверку на плагиат. Таким образом, вы сможете за несколько минут сделать работу оригинальной без изменения текста. Готовы помочь в любое время суток, готовую работу присылаем без предоплаты
Роль практики в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности
АННОТАЦИЯ
Обучение в вузе ориентировано на развитие качеств и способностей, необходимых для саморазвития, что ведет к увеличению доли и роли исследовательской работы студентов, а также форм деятельности, направленных на достижение этого результата. Прохождение студентами практики является важным звеном в системе высшего педагогического образования. В данной статье рассматривается вопрос о роли практики в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности, а также формировании соответствующих профессиональных компетенций.
ANNOTATION
Education at the University is focused on the development of qualities and abilities necessary for self-development, which leads to an increase in the share and role of students ‘ research work, as well as forms of activities aimed at achieving this result. Practical training of students is an important link in the system of higher pedagogical education. This article discusses the role of practice in preparing students for research activities, as well as the formation of appropriate professional competencies.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, практика, профессиональные компетенции, исследовательская работа.
Keywords: research activity, practice, professional competence, research work.
В условиях интенсивного реформирования процесса образования, пересмотра содержания программ к педагогам при осуществлении профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования, одним из которых является готовность к научным исследованиям, направленным для решения многообразных теоретико-методических проблем. В связи с этим выпускникам вузов необходимо знание основ научно-исследовательской деятельности, являющееся составляющей высокой квалификации, развитого образовательного потенциала, сформированной профессиональной культуры. Это прямая ориентация на исследовательскую деятельность одного из четырех видов профессиональной деятельности с соответствующим перечнем профессиональных компетенций (далее – ПК), представленному в ФГОС ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», и которыми должен обладать выпускник.
Научно-исследовательская работа в вузе является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных кадров, с помощью которой повышается интерес к изучаемым дисциплинам, формируются навыки ведения экспериментов, развивается самостоятельность и избирательная активность студентов, осуществляется подготовка выпускника к исследовательской работе в вузе [3]. Совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов способствует выполнение ими различных работ исследовательского характера, углубляющих и закрепляющих имеющиеся теоретические знания изучаемых дисциплин; развивающих практические умения в проведении экспериментов, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности. Также результативным способом подготовки студентов к исследовательской деятельности является прохождение практики на всех этапах обучения.
Составной частью образовательного процесса в вузе выступает практика, входящая в структуру программы обучения, и являющаяся мощным инструментом в формировании ПК и подготовки к исследовательской деятельности. Блок «Практики» включают учебную и производственную, в том числе преддипломную. Так к типам учебной практики относят: по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Производственная: по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогическая, выступают как процесс накопления опыта работы, и как одно из важных условий формирования и развития общих и профессиональных компетенций [3, с. 11].
В качестве общих задач практики можно выделить обеспечение готовности выпускников к выполнению основных функций в соответствии с квалификационными требованиями, расширение, углубление, закрепление круга формируемых ЗУН, обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой. Более конкретные задачи – формирование навыков наблюдения и анализа образовательной деятельности с учащимися; апробация на практике различных технологий и методов обучения и воспитания; проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников; проведение разнообразных типов уроков и форм внеклассной работы в соответствии с планом; работа со школьной документацией [2, с. 112].
Рабочая программа практики разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Содержание практики должно отвечать профилю подготовки в вузе будущих учителей и выступать как показатель качества теоретической и научной подготовки студента. Также ее рассматривают как среду подготовки бакалавров, способной обеспечивать освоение исследовательских компетенций. В соответствии с этим возникает ориентированность на формирование личности, способной совершенствовать свою профессиональную и социальную деятельности, самостоятельно и творчески подходить к решению проблемных ситуаций и задач [1, с. 3].
Непременным условием преддипломной производственной практики на последних курсах обучения является проведение научного исследования в рамках педагогического эксперимента сообразно плану курсовой или дипломной работы, направленное на совершенствование учебного процесса, методических умений и навыков. В период прохождения практики студент должен собрать необходимый материал для проведения научно-исследовательской работы. Преподавателями кафедр предлагается студентам тематика работы и индивидуальные задания по сбору материала. У них появляется возможность погружения в научно-исследовательскую деятельность, результатом которой должно стать создание теоретической и эмпирической основы выпускной квалификационной работы. Важной составляющей содержания практики являются сбор информации, обработка полученного фактического материала и статических данных, библиографическая работа с привлечением информационных технологий, использование разнообразных методов и методик исследования – наблюдения, моделирования, эксперимента, анкетирования, интервьюирование. Составляется программа и план эмпирического исследования, ставится гипотеза и формулируются задачи, определяется объект, выбирается методика, обрабатываются данные, обобщаются и подготавливаются результаты исследования. В ходе практики приобретается опыт самостоятельного ведения научно-исследовательской деятельности, целенаправленного решения выдвигаемых задач. Данная работа позволит выступить с докладами на заседаниях кружка научных сообществ и студенческих конференциях, подготовить статьи для публикации в научных сборниках вуза и т.д.
Таким образом, в результате выполнения заданий и в ходе прохождения практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, закреплять и превращать их в компетенции. Практика является важным звеном в системе высшего образования и предоставляет возможность овладения студентами способами решения поставленных научно-исследовательских задач в области начального образования, проверки собственного потенциала в ведении самостоятельного научного поиска. Прохождение практики способствует формированию готовности проектировать и осуществлять в своей работе новое содержание учебных программ, реализовывать современные образовательные технологии, самостоятельно формулировать и осуществлять поиск решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности. В конечном счете обеспечивается становление научно-исследовательского, инновационного мышления и творческого потенциала студентов, появления у них конкретного представления об основных профессиональных задачах. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами широкого спектра видов профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника, в том числе к научно-исследовательской деятельности.
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ
Полевой Сергей Александрович,
мастер производственного обучения.
ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.
При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.
Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.
Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.
Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.
Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.
Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.
При показе приемов работ следует обратить внимание:
а) Как держать инструмент;
в) Координация движения с инструментом.
Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.
В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.
По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные просчеты, пути их устранения.
Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.
Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.
При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.
Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.