ведущая точка отсчета для слепого ребенка при обучении ориентировке в пространстве
Консультация «Особенности пространственной ориентировки слепых и слабовидящих детей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
пространственной ориентировки слепых и слабовидящих детей
Пространственная ориентация характеризует местоположение человека в пространстве, отражая трехмерность пространства на основе выбранной им системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет из окружения человека. Ориентация тесно связана с мобильностью и движениями частей тела и решает задачу выбора направления, сохранения направления и обнаружения цели движения. Огромное значение в ориентировке имеют пространственные представления.
Важнейшим и даже решающим в развитии пространственной ориентировки является школьный возраст. Сложные, системные комплексные представления пространства начинают формироваться именно в школьном возрасте в связи с началом систематического обучения, формированием терминологии о пространстве, обозначающей общие признаки и отношения объектов в пространстве.
Для учащихся начальных классов характерно недостаточное использование бисенсорных и полисенсорных возможностей в освоении пространства. Это объясняется тем, что слепые дети еще не умеют использовать в полном объеме сохранные анализаторы для отражения свойств предметного мира и не накопили еще необходимого объема осязательных, слуховых представлений, которыми они могли бы оперировать при анализе своих восприятий.
Недостатки в развитии сенсорно-перцептивной сферы у детей младшего школьного возраста отрицательно сказываются на их пространственных представлениях, для которых характерны неустойчивость, неточность, фрагментарность, малая обобщенность.
Ошибки пространственной ориентировки у детей связаны также с несформированностью мыслительной деятельности. Особенно следует выделить ошибки в определении удаленности и местоположении предметов относительно учащихся. А также с неумением учащихся абстрагироваться от собственного положения, владении недостаточно обобщенном и дифференцированном представлении об окружающем пространстве. Это также связано с недостатками обобщающей функции речи, понимания терминов, означающих направления.
Анализ обучения пространственной ориентировке слепых детей показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегральных процессов, формированием умений и возможностей слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, так и обобщенные ориентиры объектов.
Таким образом, недоразвитие движений и ориентировка в пространстве, неполнота и фрагментарность образов восприятия и представлений являются следствием нарушения зрения и образуют у лиц с такими нарушениями совокупность вторичных дефектов.
Консультация для педагогов «Ориентировка слепых детей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Развитие ориентировки в пространстве
у незрячих детей и обучение их основным движениям»
В задачу воспитания слепых детей как особый специфический раздел входит обучение ориентировке в своих классах, в других помещениях образовательного учреждения, а также на участке. Воспитываясь при школе слепых, дети практически сталкиваются с необходимостью хорошо ориентироваться во всех помещениях школы-интерната. Для этого педагог должен познакомить детей с расположением комнат на всех этажах школы, научить спускаться и подниматься по лестнице.
Обучение детей пространственной ориентировке начинается с того, что педагог обследует и показывает детям игровую комнату, комнату для занятий, спальню, столовую. Дети знакомятся с помещением, где будет проходить их жизнь, с расположением окон и дверей, с размещением мебели.
Нельзя останавливать ребенка, если он хочет «открывать» окружающий его мир, отправляясь в самостоятельное путешествие по помещению, в котором живет. надо по возможности предоставить ему право самостоятельно преодолевать боязнь пространства, используя его любознательность и убирая сначала с его пути предметы, на которые он может натолкнуться и которые могут причинить боль.
Навыки ориентировки в комнатах, в спортивном зале закрепляются в процессе повседневной жизни. Для того чтобы детям было легче ориентироваться в комнате, надо оставить в ней только необходимые вещи и не менять их расположение. Ребенок должен знать свое постоянное место за партой или столом, место в столовой, свою кровать в спальне и т.д.
Большую роль в появлении у детей желания обследовать помещение и познакомиться с ним играет мебель. У нее должна быть хорошо обработанная гладкая поверхность, вызывающая у детей приятные положительные эмоции при осязании, не должно быть острых углов, выступов, чтобы дети не поранились при неосторожном обращении.
Индивидуальные шкафы для платья, пальто и другая мебель должны быть отмечены рельефным знаком (квадратик, ромбик, ягода, цветок), легко узнаваемым ребенком при помощи осязания, а также по месту расположения.
постепенно во время прогулок необходимо переходить к обследованию двора, здания школы, различных построек во дворе, к самостоятельной ориентировке на участке. Первые упражнения по обследованию наружного контура здания проводятся руками или палкой. Дети вместе с педагогом медленно обходят здание, обследуют все выступы и стены, входы и выходы, окна, затем растительность на участке и дополнительные постройки.
Очень важно научить незрячего ребенка реагировать на звуковые сигналы и стараться быстро выполнить задание. Ограниченный двигательный опыт незрячего ребенка, недостаточно дифференцированные движения, а самое главное – отсутствие зрительного контроля за движениями – все это требует от педагога использования своеобразных приемов и способов обучения слепых движениям. Обучение направлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важных движений, необходимых незрячим детям в их повседневной жизни. Незрячий ребенок должен уметь ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице. Нужно стремиться не только к тому, чтобы слепые дети овладели движениями, но и к тому, чтобы они были согласованными, точными, свободными, чтобы дети могли двигаться самостоятельно в разнообразных условиях.
Систематическое развитие движений оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей. Они быстрее и свободнее справляются с поручениями и заданиями педагога, самостоятельно одеваются и раздеваются, точнее ориентируются в помещении и на участке.
Обучая незрячих детей основным движениям, следует помнить, что необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения; подбирать материал к занятиям в порядке нарастающей трудности; широко применять повторение игр и упражнений, так как повторение способствует выработке правильных автоматизированных навыков движений.
Методические приемы обучения движениям должны подбираться в соответствии с той целью, которую поставил перед собой педагог с учетом индивидуальных возможностей и опыта детей.
Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников
Дата публикации: 20.02.2017 2017-02-20
Статья просмотрена: 2747 раз
Библиографическое описание:
Джумаева, О. А. Особенности ориентировки в пространстве у слепых дошкольников / О. А. Джумаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39594/ (дата обращения: 14.11.2021).
Ключевые слова: сенсорно-перцептивные процессы, пространственные представления, мобильность, ориентир, средства ориентировки
Экспериментальные материалы отечественных ученых показали, что как зрение, так и осязание направлены на отражение объективных предметов и объектов окружающего мира и что они адекватно воспроизводят одинаковые физические свойства предметов, но различными способами [8, с.41].
Исследования, посвященные особенностям восприятия пространства незрячими, свидетельствуют и о том, что слепые дошкольники имеют возможность симультанно воспринимать объекты познания при системном использовании сохранных анализаторов. Восприятие окружающего мира происходит неразрывно с развитием речи и мышления, с помощью которых слепые дошкольники абстрагируют и обобщают признаки и свойства воспринимаемых предметов. Позитивные изменения в восприятии окружающей среды наблюдаются у детей с появлением в их словарном запасе специальных слов, обозначающих форму, размеры, отношения, расположение, качество и т. д. предметов и объектов. Обогащение словарного запаса, овладение речью расширяет возможности слепых детей в восприятии окружающей действительности, в формировании психического образа.
В прямой зависимости от восприятия объектов познания находятся представления, в которых отражаются ранее воспринятые свойства и признаки предметов. Изучение представлений слепых отечественными исследователями (М. И. Земцовой, В. А. Кручининым, Б. И. Коваленко, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, Е. Б. Островской, B. C. Сверловым, Л. И. Солнцевой, Ф. Н. Шемякиным и др.) свидетельствует о том, что «пространственные представления незрячих хотя и имеют некоторые особенности, в целом адекватно отражают внешний мир» [8, с.43]. Так, А. Г. Литвак пишет: «Особенности представлений слепых свидетельствуют, что их образы памяти в большей своей части менее точны, полны, обобщены по сравнению с представлениями нормально видящих, что зрительные и осязательные образы имеют существенные различия, однако представления, которыми оперируют слепые в том или иной степени, адекватно отражают действительность» [5, с.171].
Способность слепого ориентироваться в пространстве находится в прямой зависимости от уровня сформированное у него пространственных представлений. Между тем, создание у слепых правильных образов — очень важная и трудновыполнимая задача.
Первостепенное значение в деятельности слепых дошкольников имеют сенсорно-перцептивные процессы, в структуре которых можно выделить действия по различению, отбору, переработке информации и созданию на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности. Сенсорно-перцептивные процессы слепого ребенка основаны на системной деятельности сохранных анализаторов (осязательного, слухового, двигательного и др.), каждый из которых вносит в эту систему свой специфический вклад. Все это необходимо учитывать при работе по пространственной ориентации детей дошкольного возраста.
Рассматривая особенности ориентации слепых дошкольников, мы назовем средства развития их мобильности. Под мобильностью понимают «безопасное и эффективное передвижение в окружающей среде» [6, с.74]. С этой целью используются ориентиры, формирующие для слепого срочную информацию об окружающем пространстве. Ориентиры позволяют локализировать (выделить) себя и окружающие предметы для определения своего местоположения и организовать контроль над направлением перемещения в пространстве. Умение воспринимать ориентиры определяет мобильность слепого в окружающей среде.
Ориентир — это указатель на что-либо (местонахождение предмета, направление пути и т. п.). Ориентирами могут быть стороны горизонта (север, юг, запад, восток), запахи, звуки. Ориентиры могут быть опорными, промежуточными, контрольными. «К опорным ориентирам относятся естественные и искусственные объекты, хорошо известные всем или большинству жителей данного города или сельской местности. При ориентировке люди обычно используют опорные и промежуточные ориентиры. Промежуточные ориентиры помогают выбрать и сохранить направление пути. Они могут быть постоянными и временными. Контрольные ориентиры позволяют определить свое положение на местности» [6, с. 75]. Различают зрительные, слуховые, обонятельные ориентиры, т. е. в зависимости от вида чувствительности, на основе которой они создаются. Однако у детей с нарушением зрения в процессе ориентирования в пространстве не представляется возможным осуществлять восприятие необходимых ориентиров без использования вербальных и технических средств. Умелое применение специальных средств при ориентации в пространстве оказывает значительное влияние на формирование мобильности слепого.
К техническим средствам относят ориентирующие приспособления, например, устройство «звуковой маяк», созданный И. Р. Тиновским и Н. В. Мошенниковым, который помогает слепым детям ориентироваться при выполнении локомоторных действий (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях в цель и т. д.). Интересным является применение радиосвязи, описанное Л. А. Семеновым и Л. И. Солнцевой [11, с.37]. Значение имеют средства «направленного прочувствования движений», которые участвуют в формировании двигательных способностей детей [8, с.46]. Некоторое распространение в практике ориентировки получил ультразвуковой локатор, изготовленный в Англии, — «Ультрасонник». На основе звукового сигнала, изменяющегося по тембру и частоте, можно обнаружить такие препятствия, как стол, строение, забор и т. п. Используется в ориентировке и ультразвуковой локатор «Ориентир», напоминающий фонарик. «Если узкий луч фонарика попадает на препятствие, то в миниатюрном головном телефоне возникает определенный сигнал. По высоте тона можно судить о расстоянии до обнаруженного предмета, по тембру — о его характере, а изменение высоты сигнала предупредит, что предмет движется. Таким образом, можно обозревать местность в радиусе до десяти метров» [9, с.54].
Технические средства ориентирования для слепых основываются на создании звукового или тактильного сигнала, обеспечивающего формирование информации о собственном передвижении слепого в пространстве.
К средствам ориентировки также относятся фоноскоп Р. С. Муратова, приборы В. Старкович и Т. Кулишевского, дающие тактильные сигналы на кожу лба.
Однако особое практическое значение в формировании умений и навыков мобильности в пространстве у слепых детей имеют трости (обычные, длинные, складные, лазерные). Трости отличаются по длине, материалу, форме ручек и наконечников. Они «расширяют зону осязательного обследования, помогают слепым обнаруживать различные ориентиры и препятствия, трости выполняют функции щупа, буфера, генератора звука» [6, с.75]. Трость является основным и одним из самых универсальных технических средств ориентирования.
Далее рассмотрим вербальные средства наглядности, играющие важнейшую роль в получении информации об окружающих слепого предметах и объектах. В результате речевого общения происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение отражения действительности. В процессе самостоятельного передвижения в пространстве слепой вынужден обращаться к прохожим для подтверждения представления о своем положении на маршруте или месте того объекта, к которому он идет. У прохожих незрячий может узнать всю необходимую ему информацию.
Следовательно, роль средств наглядности при формировании умений и навыков ориентирования и мобильности у слепых учащихся сводится к получению срочной информации об окружающем пространстве, без которой невозможно самостоятельное передвижение слепого.
Работа по развитию пространственных представлений у слепых детей дошкольного возраста направлена на реализацию следующих основных задач:
– формировать умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам;
– развивать представления о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям;
– развивать умение самостоятельно употреблять предлоги, которые обозначают расположение объектов в пространстве в речи [4, с.139].
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением
Ахметшина Илюса
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением
Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического анализаторов.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. В свою очередь это вызывает у них трудности пространственной ориентировки.
Основные причины трудностей при освоении окружающего пространства детьми с нарушением зрения:
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, отдаленности, пространственного расположения предметов.
Обучение ориентировки в пространстве включает четыре этапа.
Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий.
Наиболее успешное освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве реализуется в дидактических играх и упражнениях.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве
Игры со звуковыми ориентирами
«С какой стороны звук?»
Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.
«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»
В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.
Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).
Игры по словесной инструкции
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Цель: учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках.
Ход игры: Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
«Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.»
«Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»
Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т. п.
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т. д.
Игры с использование схем
«Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель: закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Игра «Где спрятан клад?»
Цель: развивать пространственно ориентировочные реакции.
Оборудование: можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т. д. Карта с планом пути. Сюрприз.
Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т. п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Например, можно попросить детей нарисовать в верхнем левом углу листа солнышко, в верхнем правом углу — тучку, в нижнем правом углу — елочку, в нижнем левом углу — будку, справа от будки — косточку. После этого в центре листа дети могут нарисовать собачку и раскрасить картинку.
Детям раздаются листы бумаги – это ковер. Нам нужно его украсить. У каждого ребёнка набор геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат и др. Попросить детей расположить в верхнем левом углу листа круг, в верхнем правом углу — треугольник, в нижнем правом углу — квадрат, в нижнем левом углу — прямоугольник. После этого в центре листа дети могут расположить овал. Игру можно усложнить, добавив к геометрическим фигурам такие же, но другого цвета. Детям нужно будет из множества фигур выбрать заданную.
Игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, их варьирование, использование разнообразных игровых и дидактических материалов, поможет вызвать у ребенка интерес к заданиям, сохранить его в процессе всей игры. В свою очередь это будет способствовать быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки в пространстве, что положительно скажется на качестве и быстроте реализации игровых заданий.
Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением 1. Дидактическая игра «Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. Дидактический материал: Карточки с изображением различных.
Игры для развития ориентировки на величину у детей раннего возраста 1. «БРОСЬ ШАРИК» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом,.
Конспект НОД в подготовительной группе «Раз глазок, два глазок, следи за зрением дружок» «Раз глазок, два глазок, следи за зрением дружок»(подготовительная группа) Задачи 1. Актуализировать и закрепить знания, умения и навыки.
Проект «Моя семья» с детьми старшей группы с нарушенным слухом. Проект «Моя семья» Актуальность выбранной темы: Любая педагогическая система не существует без семьи. В воспитании сегодняшнего ребёнка.
Проект «Народная культура как средство обучения ориентировки во времени у детей 5–6 лет» Вид проекта: познавательно-экологический. Реализация: Сентябрь – май Цель проекта: создать необходимые условия и систему эффективной работы.
Развитие и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве дошкольных организаций В рамках реализации ФГОС дошкольного образования по инклюзивному воспитанию 20 октября 2017 г. прошел городской проектно-аналитический семинар.
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр. Доклад на общем родительском собрании. Авторы: Егорова И. В., Рудченко Е. М. Слайд 1 Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка,.
Развитие ориентировки в пространстве у сташих дошкольников ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Радченко Оксана Викторовна воспитатель МБДОУ «Д/С №251» г. Ростов-на-Дону,Ростовская область РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ.
Консультация «ФГОС дошкольного образования: развитие ребенка в пространстве игры» Статья «ФГОС ДО: развитие ребенка в пространстве игры» Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности.
Собенности пространственной ориентации при нарушениях зрения. Основы обучения слепых детей пространственной ориентировке и мобильности.
Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, также перемещаясь безопасно и эстетично. Навыки ориентирования незрячих включают умение воспринимать информацию об окружающем пространстве с помощью сохранных анализаторов, таких как слух, осязание, обоняние, проприоцепция (мышечная чувствительность), вестибулярный аппарат и, если есть, остаточное зрение, умение выбирать ориентиры, составлять мысленную карту пространства, отслеживать средовой поток при передвижении и т. д. Навыки мобильности подразумевают умелое выполнение приемов передвижения с каким-либо средством мобильности (например, с тростью) для сво-
евременного обнаружения препятствий (например, столбов) и изменений уровня пути (например, при подъеме или спуске по лестницам).
Для того чтобы безопасно передвигаться и вовремя обнаруживать препятствия
и помехи на пути, люди с нарушением зрения используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности (В. 3. Денискина).
Первая система предполагает передвижение без каких-либо специальных средств. Человек с нарушением зрения может использовать такие техники, как слежение рукой по стене (чтобы не потерять нужное направление движения или найти искомый ориентир вдоль стены), пробы ногой (чтобы вовремя найти лестницу или бордюр), защитные техники рукой (чтобы не наткнуться на возможное препятствие, а заблаговременно обнаружить его рукой) и т. д. Обычно такое передвижение незрячих замедленно, поэтому используется только на небольших расстояниях. Человек с остаточным зрением использует еще и зрительную информацию о препятствиях, дополняя ее тактильными ощущениями рук и ног, а иногда пользуясь только зрительной информацией.
Вторая система предполагает передвижение инвалида по зрению с сопровождающим. В этой системе человек с нарушением зрения держится за руку сопровождающего (маленькому ребенку удобнее держать взрослого за запястье, а высокому и/или взрослому удобнее брать его под руку, или придерживаться руки сопровождающего чуть выше локтя). Сопровождающим незрячего и слабовидящего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий инвалиду по зрению перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине.
Третья система мобильности построена на передвижении с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы ориентировочной тростью («маятник», «скольжение» и др.). Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы.
Четвертая система мобильности предполагает использование электронных средств передвижения. Такие средства чаще всего построены на использовании ультразвука или инфракрасного излучения и предупреждают незрячего за 5-10 метров о приближении к препятствию или нависающей помехе на пути. При соответствующих тренировках это может значительно повышать безопасность и скорость передвижения. Поскольку большинство таких приборов не распознает спуск вниз (лестницу или бордюр), то чаще всего их используют совместно с тростью. Иногда такой прибор крепится на трость у основания ручки. Другие модели приспособлены для того, чтобы держать их в руке, монтировать в очки или надевать на голову.
Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и передвижение в пространстве с помощью собаки-проводника. Таких собак дрессируют в течение 4-6 месяцев в специальной школе собак-проводников (в России такая школа одна, она находится в пос. Купавна Балашихинского р-на Московской обл.). Будущие хозяева собак приезжают в эту школу для подбора собаки и специального совместного двухнедельного обучения ориентировке в пространстве. Такая система передвижения очень эффективна, но подходит далеко не всем. Собаку-проводника могут иметь только совершеннолетние люди, ведущие достаточно активный образ жизни, любящие собак и готовые кормить своего поводыря и ухаживать за ним. Кроме того, получить
включено в федеральный перечень предоставляемых государством инвалиду льгот. Шестая система ориентировки в пространстве и мобильности предполагает
использование для ориентировки в пространстве различных оптических средств коррекции. Этой системой могут научиться пользоваться незрячие, имеющие форменное (предметное) остаточное зрение. Для ориентировки в пространстве можно использовать такие оптические средства как монокуляры, бинокли, подзорные трубы. С их помощью можно провести осмотр местности, составить о ней определенное представление, наметить ориентиры. Монокуляры дают возможность инвалидам даже с потерей зрения до 0,02 не только смотреть телевизор, разглядывать спроецированные на экран слайды, но и читать дорожные знаки, вывески, а также получать информацию с электронных табло на вокзалах и в аэропортах.
Отработанные варианты разных систем мобильности и правильный выбор того или другого варианта в зависимости от конкретной ситуации человека с глубоким нарушением зрения является основой для его самостоятельной ориентировки и достаточно свободного передвижения в пространстве.
Самостоятельная ориентировка предполагает не только обнаружение и преодоление помех на пути, но и целенаправленность движения. Чтобы самостоятельно передвигаться в пространстве, человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, как туда дойти, где он находится в каждый момент движения, то есть ему надо уметь контролировать свой путь и знать, как вернуться на свой маршрут, если он сбился с пути.
Основные задачи обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения:
— формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
— развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях, выработка способов и приемов оценки величины, формы предметов, расстояния между ними, взаимного расположения и направления их движения;
— развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;
— обучение приемам и способам ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в тетради, учебнике и др.);
— обучение технике пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;
формирование навыков практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах, в быту и т. д.);
— обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;
обучение слабовидящих и слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировки в пространстве.
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей, как
психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.) и др. Кроме того, занятия следует проводить с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимо также учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Например, при глаукоме в солнечные дни учащиеся должны надевать очки с темно-зелеными линзами и выполнять сниженную физическую нагрузку в случае повышения внутриглазного давления. Учитывая огромное значение остаточного зрения и светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое внимание на его активное и целенаправленное использование на уроках по пространственной ориентировке. Особое внимание надо уделять детям со светоощущением при ориентировке на улице, а внимание учащихся с форменным зрением обращать не только на тени, но и на цвет, форму, величину самого объекта. Учащиеся, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только при хорошем освещении или видят только боковым зрением, должны обучаться по методике для абсолютно слепых детей, но при этом овладевать и приемами использования даже минимальных остатков зрения.
В процессе обучения ориентировке кроме зрительных ориентиров (формы, цвета, величины и др.) целесообразно использовать описание осязательных, слуховых и обонятельных ориентиров. Описание окружающего пространства расширяет ориентировочные возможности незрячих и слабовидящих. Благодаря этому они могут корректировать свой маршрут, находить необходимые объекты в незнакомой местности, опираясь на информацию прохожих.
Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание. Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у слепых школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования в начале и на различных этапах обучения.
Составной частью занятия по пространственной ориентировке является домашнее задание. Это может быть отработка движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы, различные физические упражнения, повышающие физические возможности ребенка. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется на занятиях.
Оценивая выполненное учащимся задание, преподаватель разъясняет причины
неудач и указывает учащемуся пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это способствует повышению интереса к процессу ориентировки, более точному и ясному восприятию маршрута движения, четкому и устойчивому его представлению
и осуществлению саморегуляции.
На уроках по пространственной ориентировке особое внимание уделяется правильной осанке учащихся, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике.
переход от одной точки отсчета к другой.
Ориентирование в пространстве предполагает сенсорное развитие детей. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи важно целенаправленно развивать у детей такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная, обонятельная. Вне зависимости от возраста, времени нарушения зрения и психического развития при обучении ориентированию и мобильности необходимо развивать у детей пространственное мышление. Пространственное мышление является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования и передвижений. Важно, чтобы 20. Роль сохранных анализаторов в компенсации нарушений зрения.
Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Потеря зрения — это потеря самого мощного источника информации об окружающей среде. Однако потеря зрения вовсе не означает, что оборваны все контакты с окружающим миром. Полную потерю или дефекты зрения компенсируют другие сохранные органы чувств. Человек, имеющий зрение, возможности остальных органов чувств использует не полностью. Потеря зрения мобилизует эти возможности. В результате систематических тренировок сохранных органов чувств количество информации, получаемой человеком с помощью этих органов, значительно возрастает. М. Н. Наумов рассмотрел возможности сохранных анализаторов в компенсации нарушений зрения.
Остаточное зрение дает слепым некоторую информацию об окружающем мире. Однако опыт показывает, что не все инвалиды умеют использовать частичное зрение. Зрительные восприятия частичновидящих замедлены: они воспринимают предметы не за сотые доли секунды, как зрячие, а за более длительное время, иногда до 5 секунд. В то же время частичновидящий, надеясь на остаточное зрение, не тренирует другие органы чувств для использования их в пространственной ориентации. Нередко частичновидящий оказывается даже в худшем положении, чем тотально слепой, так как скорость взаимодействия с предметами с помощью осязания и слуха у тотально слепых значительно выше, чем у частичновидящих с помощью слабого остаточного зрения.
щениям относятся тактильные, температурные и болевые ощущения. Кожные ощущения несут незрячим много полезной информации о свойствах предметов окружающего мира. С помощью тактильных ощущений определяют характер поверхности (гладкая, шероховатая), направление и силу давления на кожу и тело. Активное осязание несет незрячему информацию о форме и величине поверхностей и предметов. Ощущение направления давления позволяет слепым использовать в качестве ориентиров направление ветра и течение воды. С помощью температурных ощущений незрячие определяют направление на источник тепла. Температурные ощущения позволяют определять теплоемкость и теплопроводность веществ и материалов, а по теплопроводности узнавать и сам материал (дерево, пластмасса, стекло, металл и т. д.). В результате систематических тренировок слепые могут научиться узнавать предметы и материалы при легком прикосновении к ним, без длительного ощупывания. Двигательные ощущения несут слепым большую информацию о пространственных и физических свойствах предметов окружающего мира. Двигательный анализатор выполняет функции управления движениями, слежения, регулирования частоты, силы и точности движений. Человек ощущает движения своего тела, что позволяет ему контролировать свою деятельность и управлять ею.
Главным органом осязания человека являются пальцы рук. Хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства можно только руками. В процесс обследования должны включаться обе руки. Двуручное осязание быстрее и точнее дает образ обследуемого предмета, так как расширяет зону обследования, дает возможность точно определить объем и соотношение частей предмета. По цели обследования движения рук бывают поисковые, установочные и познавательные (опознавание предмета, определение его формы, размера и других качеств).
Органом статических ощущений является вестибулярный аппарат внутреннего уха. Вестибулярный аппарат выполняет следующие функции: Контролирует положение тела в пространстве относительно поверхности земли или центра тяжести, а также всякое изменение этого положения. 1. Дает ощущение активных и пассивных поворотов на месте и в движении. 2. Поддерживает вертикальное положение тела, сохраняет его равновесие. 3. Поддерживает прямолинейность движения. Эта функция очень важна в пространственной ориентации слепых, особенно в тех случаях, когда они пересекают улицы и площади при отсутствии осязательных и слуховых ориентиров. 4. Дает ощущение ускорения и замедления движения тела во всех направлениях.
Слух для слепых имеет огромное значение. С помощью слуха незрячие определяют и узнают объекты, являющиеся источниками звуков: различные виды транспортных средств, включая направление и примерную скорость движения, работающие сельхозмашины, строительные механизмы, производственные станки, бытовые
приборы. Узнают, что идет дождь, дует ветер, бушует гроза. По шелесту листьев определяют породы деревьев. По голосам узнают людей, диких и домашних птиц и животных. По звукам узнают музыкальные инструменты, исполнителей, музыкальные произведения. По звукам незрячие могут определять действия, производимые людьми: пилит, строгает, стирает, шьет и т. д. По звукам от удара по предмету определяют материал: дерево, камень, металл, стекло и др. Очень важное значение для пространственной ориентировки слепых имеют социальные функции слуха. Слух — это средство формирования человеческой речи, которая является одним из важнейших способов общения людей. Для незрячих же речь остается единственным способом общения, взаимодействия с окружающими людьми. Слепые получают посредством речи основную информацию об окружающем мире, восполняя недостаток чувственных знаний и чувственного опыта, связанный с утратой зрения.
Вкусовые и обонятельные ощущения имеют предметный характер. Каждому веществу присущ свой, характерный только для этого вещества, вкус, запах. Поэтому вкусовые и обонятельные ощущения приобретают для слепых сигнальное значение и несут им информацию о наличии в окружающем пространстве тех или иных веществ, предметов, объектов. Обонятельные и вкусовые ощущения человека плохо развиты и имеют очень высокие пороги чувствительности, поэтому они не играют для людей такой большой роли во взаимодействии с окружающей средой, как для Животных. Тем не менее, для слепых они имеют существенное значение.