великая армения миф или реальность
А была ли Великая Армения?
Алик Бахши
А была ли Великая Армения?
Как известно, Армения претендует на обширные территории, находящиеся в соседних, и не только соседних, странах, о чем свидетельствует карта «Великой Армении» представленная армянскими историками.
Судя по, как мне кажется, нарисованной ими карте, государство Армения занимало довольно обширную территорию Ближнего Востока, омываемую четырьмя морями: Черным морем, Каспийским морем, Средиземным морем, Красным морем и Индийским океаном (Персидский залив). Но вот незадача, истории известны египетские мореплаватели, финикийские, греческие, персидские, римские, византийские, арабские, хазарские (население живущее по берегам Каспия называет его Хазарским морем), турецкие мореплаватели, однако, нет ни одного свидетельства или упоминания о бороздящих на тех морях кораблях «Великой Армении от моря и до моря», да, да именно от моря и до моря, и не иначе, так сегодня называют Армению её историки. И надо полагать большим упущением армянских историков, не удосужившихся найти затонувшие древние армянские корабли в тех морях. Правда по слухам на горе Арарат, кою армяне считают своей, находится Ноев ковчег, из чего можно заключить, если конечно забыть о существовавшем прежде на этой территории государства Урарту, что это и есть тот самый не достающийся исторический факт, свидетельствующий о мореходах Великой Армении, первым из которых и был армянин Ной.
Ну хорошо, можно гипотетически предположить, что армянский народ имеет некий синдром вроде аллергии к морской воде, но ещё большее удивление вызывает другой исторический факт, а именно войны. Дело в том, что все великие империи, а таковой, если принять во внимание карту, нарисованную армянскими историками, являлась и Великая Армения, не обходились без войн. Истории известны войны Древнего Египта с Ассирией, Персидской империи с греками, Александр Македонский основал обширную империю воюя с империей персидского царя Дария. Непрерывные войны в пределах Ближнего Востока вела Великая Римская Империя, опять-таки с персами и евреями. Известна Византийская империя. Известен Багдадский Халифат, который потеснила империя Чингиз-хана, и затем окончательно павший под натиском Тимура. Наконец, известна Османская империя, воевавшая в этом регионе с империей Тимура и впоследствии с другой тюркской империей Сефевидов (Кызылбашской империей). И как-то так случилось, что ни одной из названных империй не довелось сражаться с «Великой Арменией от моря и до моря». Трудно вообразить, что где-то там промеж вечно воюющими между собой названными империями размещалось хоть какое-нибудь маленькое, да ещё и независимое государство, а не то чтобы Великая Армения. Армянским историкам явно предстоит ещё сделать многие «исторические открытия», чтобы заполнить этот пробел мировой истории.
Но даже, если согласится с армянскими историками на Великую Армению, которая, опять-таки судя по представленной карте, имела в далёком прошлом статус не иначе как империи, то это никак не может быть поводом для её воссоздания. Похоже, армянские историки сбираются воевать в глубь веков, чтобы воссоздать «Великую Армению». Этак и Македония может потребовать воссоздания империи Александра Великого, причем с гораздо большим основанием, опираясь на неоспоримые исторические факты, или Монголия сподвигнется вернуть империю Чингиз-хана.
Благодаря Российской империи, которая, чтобы закрепится на Кавказе, принялась заселять территорию бывшего Ирванского ханства армянами со всего Ближнего Востока, предварительно выселяя тюркское население, в последствии уже при советской власти, была образована республика Армения. Кстати, обстоятельство депортации азербайджанцев имело место и при советской власти, к сожалению, продолжается и сегодня. Надо отметить, что в результате такой политики выдавливания местного азербайджанского населения при поощрении Москвы, Армения стала наиболее мононациональной республикой в Советском Союзе. То, что Армения искусственное государственное образование свидетельствует и тот факт, что армяне, проживающие в других странах, не стремятся селиться в Армении, более того, армяне ради хорошей жизни покидают искусственную родину, а также и территорию оккупированного Карабаха. Примечательно, что, если в результате Карабахской войны, азербайджанское население Армении бежало в Азербайджан, то армяне выезжали из Азербайджана куда угодно, но только не в Армению.
Россия стоит у истоков появления в Тбилиси в 1890 году за долго до германских нацистов первой в мире нацистской партии «Дашнакцутюн», поставившей цель, путём этнической чистки и террора, создания химерического армянского государства на территории Турции. Поддержка Москвой этого политического монстра в период Первой мировой войны, вылилась в трагедию как самих армян, проживающих в Турции, так и тюрков, подвергшихся этнической чистке. Попытка дашнаков, действительных виновников этой трагедии, взвалить вину на турецкие власти провалилась на судебном процессе, организованном по наводке армян британскими оккупационными властями на Мальте в 1920 году. После долгого разбирательства суд не нашел вины турецкого правительства в данной трагедии и оправдал всех арестованных (1). Интересно, после мальтийского суда дашнаки уже не предпринимали попытки обратиться в судебные инстанции (2), но принялись посредством пропаганды приговорить к стенке уже весь турецкий народ, сея по всему Миру ложь о геноциде армян и никогда не существовавшей «Великой Армении» (3).
После распада СССР Армения осталась единственным стратегическим союзником путинской России, которая подобно цепной собаке готова по отмашке из Москвы продолжить начатый отъём земель под Великую Армению.
Армянский профессор разгромила миф о «Великой Армении»
В 1971 году в Известиях АН Армянской ССР появилась статья профессора Колумбийского университета Нины Гарсоян «Армения в IV веке» (К вопросу уточнения терминов «Армения» и «Верность»). Но, буквально на следующий день после выхода статья была предана анафеме и впоследствии изъята из печати и уничтожена. Как сообщает AzRu.org, об этом говорится в материале, опубликованном на информационном ресурсе директора Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризвана Гусейнова.
Приведем ряд фрагментов с комментариями из статьи Гарсоян Н.Г. Армения в IV в. (К вопросу уточнения терминов «Армения» и «верность».-ВОН АН Арм.ССР, 1971, №3).
«Прежде всего хронология этого периода [IVв. и начало V в.], в какой-то мере опирающаяся на дату официальной христианизации страны, нуждается в пересмотре. Данные армянских и классических источников часто резко противоречат друг другу и по разному освещают одни и те же факты. Наконец, тон самих армянских источников существенно меняется на протяжении этого периода.
В частности, чрезвычайно интересна явная «ненависть» армянских источников к армянскому же (Аршакидскому) царствующему дому, в особенности к Аршаку II и Папу – факт совершенно необъяснимых, если читать эти труда как национальную историю…
Вольно или невольно, картина, нарисованная Повстосом (Фавстосом) Бюзандом или Мовсесом Хоренаци, отражает их собственные идеалы – единую, объединенную Армению, противостоящий угрозе зороастрийской Персии. Они говорят о едином царстве, часто предаваемом отдельными вероломными нахарарами… Они игнорируют глубокое иранское влияние на армянское общество и институты…, предпочитают забыть, что армянские Аршакиды были последними и самыми яркими представителями парфянского легитимизма, противостоящего Сасанидским узурпаторам».
В своем исследовании автор делает замечательный вывод:
«Для нас важно только то, что она [историческая картина] искажает действительность IV века, когда Армения не была единой, не была объединенной и не была чужда персидскому миру».
Автор поясняет, что древние историки были связаны с отдельными нахарарскими [княжескими] домами, продвигали их интересы и поэтому их работы нельзя читать как работы по «Истории» Армении, «вкладывая географический и национальный смысл в этникон». Тем более, как отмечает автор, «…понятие нации в настоящем смысле не существовало в средние века ни на Востоке, ни Западе».
Что же представляла собой Армения того периода, которая в хрониках и последующих исторических опусах представляется как единое государственное образование?
Профессор Н.Гарсоян: «…в начале IV века «Армения» состояла из отдельных политических образований на севере-царство Аршакидов, столица которого была перенесена из Арташата в Двин, на юге – автономные сатрапии, которые вошли в орбиту римского влияния в результате договора 298г. и приевфратская провинция Armenia Minor, которая уже давно входила империю. Позже, после раздела 387г. эта картина еще более усложняется появлением Armenia Interior, состоящей из северных заевфратских гаваров, которые стали частью империи по условиям нового договора».
Иначе говоря, никакой единой Армении не было, а те образования, из которых она состояла, находились вне Южного Кавказа на территории современных Турции, Ирана и Ирака, причем в сфере политического влияния могущественных римской и персидской империй.
Более того, как пишет автор, Евфратские сатрапии армян, представляются как сателлиты Аршакидского царства. «Такова версия армянских источников, которые никогда не признавали их [сатрапий] существования, в то время как классические источники – как литературные, так и юридические – на это ясно указывают». Читатель может спросить, почему же в армянской историографии так выпячивается относительное северное армянское Аршакидское царство и столь игнорируются южные армянские сатрапии. Может быть потому, что первое из них громко именуется царством, а другие всего лишь сатрапиями или подчиненными образованиями?
Попробуем найти ответ, на этот вопрос, следуя тексту проф. Н.Гарсоян. Оказывается, что армянские сатрапии, включенные в римский мир, имели большую автономию, не платили налогов и податей, а наследственные сатрапы даже возглавляли собственные воинские контингенты. А вот в Аршакидском армянском царстве все было несколько иначе.
«Трдат I [царь] получил свою власть из рук римского императора… В отличие от сатрапий, в северной Армении до 185 года стояли римские войска, а magister militum Траян и другие имперские офицеры находились при дворе армянских царей даже во времена Папа [армянского царя]. И, наконец, самое важное то, что по свидетельству двух источников – армянского и классического, Армянское царство продолжало платить подати Римской империи до 358г., в то время как сатрапии более чем на полстолетия раньше получили полной поддатых иммунитет. В глазах Рима, во всяком случае, неравенство их положены совершенно очевидно».
Выходит, что разрозненные южные армянские сатрапии были значительно в менее вассальном положении, нежели чем северное Аршакидское царство. Так зачем же фальсификаторская историография армян стремится показать, что армянские сатрапии были сателлитами армянского Аршакидского царства? Во-первых, для того, чтобы создать миф о государственном и политическом единстве Армении. А во-вторых, если сатрапии имели независимость куда в большей степени, чем Аршакидское царство «…то возникает другой вопрос: не их ли раннее обращение в христианство (зафиксированное Евсевием), а отнюдь не христианизации Армянского царства Аршакидов, породило представление об «Армении» как о первой христианской стране?».
Именно так и ставит вопрос проф. Н.Гарсоян, тем самым, подрывая другой армянский миф с первохристианством. И далее: «…признание важной роли сатрапий с необходимостью влечет за собой и признание сложной политической картины в Армении IV столетия, упрощаемой в более поздних источниках». Возникает вопрос: не является ли изображение Меружана Арцруни, а также других нахараров, как предателей своего армянского сюзерена попыткой замаскировать независимую политику сатрапий? (курсив наш)
Другими словами, именно армянские сатрапии, вовлеченные в орбиту римского влияния, и приняли христианство, поскольку его принял римский император Константин, в то время как в Аршакидском царстве в 301г. его мог принять князь Трдат III, а не Аршакидское царство в целом со своими феодалами и народом. Причина здесь кроется согласно пр. Н.Гарсоян в том, что «армянские Аршакиды от воцарения Тиграна в 338г. до смерти Папы (если не позднее) следовали за всеми изгибами имперской армянской политики», что приводило к их конфликтам с патриархами Римской империи.
Итак, Аршакиды маневрировали между Византией и Персии между христианством и зороастризмом, и для того времени, как пишет автор «термин «верность» обязательно носит не только политический, но и религиозный характер». И отсюда следует подтверждение важного вывода Н.Гарсоян, о том вовлеченные в римский мир, опекаемые Византией, ее армянские сатрапии должны были принять христианство много ранее Аршакидского царства, находящегося, куда в более подчиненном состоянии и маневрирующего между Сциллой и Харибдой. А поскольку эти христианские сатрапии не могли быть сателлитами Аршакидского царства, то фальсификации армянских историков как раз и направлялись в русло их подчиненности, а также, «единости» царства Аршакидов и, стало быть, северного перемещения их раннего христианства.
Именно по указанным причинам проф. Н.Гарсоян надеялась, что «новое понимание терминов [«Армения» и «Верность»] может иметь решающее значение и для интерпретации истории Армении IV века» и «возможно оно поможет пересмотреть установившееся представление о прошлом». Но во имя национальных интересов Армении статья была уничтожена на следующий день после ее выхода наряду со всем изданием «Известия АН Армении».
Нижеследующий экскурс в историю армян подтверждает абсолютную справедливость этого суждения.
Следует помнить, что армяне стали создавать «Историю Армении» с V в., после упразднения армянской государственности. Как верно отметила профессор Колумбийского университета Нина Гарсоян: «Картина, нарисованная Фавстосом Бузандом и Мовсесом Хоренаци, отражает их собственные идеалы — единую, объединенную Армению, противостоящую угрозе зороастрийской Персии», т.е. тенденциозно представляют Армению как политическое единство. В то время, как отмечает Нина Гарсоян, автономными были армянские евфратские сатрапии и пользовались они большей политической самостоятельностью, чем само Армянское Аршакидское государство. (Гарсоян Н.Г. Армения в IV в. (К вопросу уточнения терминов «Армения» и «верность».-ВОН АН Арм.ССР, 1971, №3). Кроме вышеизложенного материала нахождение Армении далеко за пределами Кавказа, а именно в Малой Азии, на двух берегах р. Евфрат свидетельствует много фактов, среди которых крещение армянского народа во главе с царем Трдатом в 314 г. в р. Евфрат.
Первое Армянское государство возникло в Малой Азии в VI в. до н.э. и просуществовало до 428 г. С VI в. до н.э. по III до н.э. Армения представляла из себя две сатрапии, подвластные в начале Персидской империи — Ахеменидам, затем Александру Македонскому и Селевкидам. Во II в. до н.э. и I в. до н.э. границы Армянского государства были расширены. Разбитый римским полководцем Помпеем Тигран II лишился всех приобретенных земель. За ним сохранилась собственно Армения, в пределах Армянского нагорья. (Манандян Я.А. Тигран Второй и Рим. Ереван, 1943. С. 27, 47-48; Фарида Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С. 118-120).
И далее, с I в. до н.э. по 428 г. Армения по своему политическому статусу была номинальным государством, фактической провинцией Персии и Рима-Византии. Арменией правили то персидские, то римские ставленники. А это означает, что армянские цари не имели права наследования, т.е. были номинальными, но не фактическими правителями. В течение этого периода Армения подвергалась неоднократному делению между двумя империями — Римом и Персией — в 66 г. до н.э.; 37 г.; 298 г.; 387; и т.д.
С XV в. армяне свою историю теснейшим образом связывают с армянской григорианской церковью. Значение армянской церкви усиливается в особенности с тех пор, как в 1441 г. католикос вымолил у азербайджанского правителя Джаханшаха из династии Каракоюнлу разрешение перевезти престол из Киликии в Эчмиадзин близ Еревана. Само слово «Эчмиадзин» не имеет отношения к армянскому языку и образовано от тюркского словосочетания «Уч муэдзин», т.е. «Три муэдзина». (Муэдзин – мусульманское духовное лицо, призывающее с минарета мечети правоверных к намазу).
Очень примечательно, что с этого периода история армянского народа стала называться Эчмиадзинским периодом. Таким образом, с XV в. руководителем политической, да и любой сферы жизни армян становится Эчмиадзин — консолидирующая организующая сила армянского народа, рассеянного по всем странам. Это дало повод армянским историкам окончательно территориально приобщаться к азербайджанским областям — Арцаху и Сюнику, где жило осколочное албанское население, исповедовавшее христианство.
С возникновением Османской империи армяне потеряли надежду на создание своего государства в Турции. Они устремили свои взоры на Кавказ, на исторический Азербайджан, вынашивая идею очищения Кавказа от азербайджанских тюрков. С тех пор творцы «Истории армянского народа» ввели в научный оборот понятие Восточная Армения, под которым с. XVI в. до XX в. подразумевают только и только азербайджанские земли — Карабах, Эривань, Гянджа, Сюник-Зангезур. Таким образом, понятие «Восточная Армения» было смещено и во времени, и в пространстве с востока от реки Евфрат на Кавказ.
Новое в блогах
ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ О «ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ»
…Автор “Обозрения российских владений за Кавказом” (СПб, 1836, стр. 197 – 199) называет “бесхарактерностью армян”, точнее назвать умением по внешности ассимилироваться, воспринимать чужие имена, одежды и обычаи. В Грузии много армян приняли фамилии с окончанием на “швили”, в мусульманских провинциях появились Юсуф-беки, Ибрагим-ханы и тому подобные прикрытые армяне, в России появились не только имена с армянским корнем и русским окончанием, но даже Красильниковы, Сапожниковы, Лисицины, Сергеевы, Поповы, Ивановы. Ассимиляция, как впоследствии оказалось, была весьма поверхностной и временной. Армянство держало за пазухой камень обособления, и этот камень рос, сперва незаметно, а во вторую половину XIX века – с наглядной, головокружительной быстротою.
Все это говорит о том, что армяне во все времена своей истории ассимилировались с другими народами, иногда временно, а в основном навсегда. Очень много армян перешли в греки, французы, русские, грузины, арабы, турки и т. п.
В начале 60-х годов двадцатого века более 300 тыс. армян влились в грузинскую нацию, поменяв в паспортах свои фамилии, имена и национальность на грузинские. В турецкой газете Son Havadis (“Последние известия”) от 3 марта 1997 года на 6-й странице в статье под заголовком “Пусть армяне просят прощения у турок” ее автор, американец армянского происхождения Эдвард Татчы пишет: “Не турки должны просить извинения у армян, а армяне у турок”. Кстати, эти слова были сказаны им в Нью-Йорке на конференции, посвященной турецко-армянским отношениям, организованной Турецко-американской женской ассоциацией.
“Армянские историки – историки мести, то, что они не договаривают, я вам скажу. Мне хотят заткнуть рот, но я сказал, что мой отец и моя мать были османскими армянами. Отец мой сдал в виде дара в Национальную библиотеку Анкары большую коллекцию нот турецких песен, музыки, т. с. все то, что написано турецкими армянами на турецком языке, а также 21 большую коллекцию колье, бус, браслетов, изготовленных из драгоценных металлов с гравировкой турецкого полумесяца.
Армянская церковь на протяжении последних лет не учит ничему, кроме ненависти (к туркам). Если в душе турка имеется любовь, то в душе армянской молодежи только ненависть.
Геноцид для армян – это как медаль, как почетное звание, чем они гордятся. Я непосредственно из уст своей матери-армянки слышал, что никогда не было никакого геноцида. Авторами геноцида являются члены комитета партии “Дашнакцутюн”. Это они все сделали для того, чтобы во время Первой мировой войны совместно с русской армией с тыла армяне наносили удары в спину по турецкой армии. Не турки у армян, а армяне у турок должны просить прощения, потому что они являются предателями”.
Вот так… “Строго говоря, интеллигентные армяне давным-давно осознают, что репутация у их племенного имени – нелестная, что в течение веков они стяжали себе плохую репутацию, от которой хотели бы избавиться всеми средствами, включая и безвозвратное бегство из армянства” (“Кавказ”, Величко, 1904 г.).
В те далекие и недалекие времена, как только их количество возрастало и они начинали причинять неудобства соседям, те нападали на них, тех, кто сопротивлялся – уничтожали, оставшихся в живых угоняли в рабство, а затаившиеся разбредались по огромным пространствам.
Вот почему этот народ так долго – две тысячи лет – не мог собраться вместе и создать свою государственность. Это постоянное скитание по просторам Малой Азии, Балкан, Европы, Кавказа, Индии вошло в привычку. Постоянный скитальческий образ жизни не дал возможности армянам создать свою собственную самобытную культуру. А ту “культуру”, если ее можно назвать таковой, которая у них сейчас имеется, они позаимствовали, вернее, стяжали, у народов, среди которых они постоянно скитались. У христианских народов Ближнего Востока и Кавказа присвоили себе историю, письменность, памятники архитектуры, археологические памятники истории, исторические рукописи, архивные материалы, а также атрибуты исторической культуры тюркских и мусульманских народов. Очень много они позаимствовали, точнее, стяжали, у азербайджанцев – музыку, песни, танцы, музыкальные инструменты, имена, фамилии, свадебные обряды, обычаи и церемонии, кухню, проведение торжеств. Естественно, армяне создали и свои собственные обычаи и ритуалы, среди которых особо выделяется церемония похорон, которая скрупулезно описана в российской газете “День” от 5 августа 1992 года. “Офицеры 7-й гвардейской армии России, дислоцированной в Армении, готовые отвечать перед любым трибуналом, писали: “В России армяне распространяют мифы о себе как о древнем и цивилизованном народе, рассказывая о зверствах азербайджанцев. Однако армяне творят свои собственные подлости и зверства. В последнее время у них, считающих себя христианами, вошло в моду человеческое жертвоприношение на могилах погибших в карабахской войне. Делается это при стечении односельчан, женщин, детей. Связанному пленному на могиле погибшего выковыривают глаза, вырезают язык, гениталии, а затем перерезают горло, кровь жертвы течет на могилу погибшего. Собравшиеся громко это одобряют”.
Бесстыдное, наглое присвоение музыки и песен выдающихся азербайджанских композиторов современности продолжается и сейчас. В московских подпольных студиях видеозаписей, контролируемых армянами, тиражируются на аудиокассетах музыка и песни азербайджанских композиторов, которые выдаются за музыкальные произведения Восточной Армении (Азербайджана).
В этом рассказе говорится о том, “что с Востока прибыли галеры генуэзских корсаров, которые, идя вдоль берегов Армении, захватили много мальчиков, полагая, что это турки, кое-кого из них купили, и все оказались пастухами, но был среди них один, по имени Теодор, отличавшийся от всех благородством и красотою черт лица” И далее на стр. 230: “Путь осужденного Пьетро, которого плетьми гнали на место казни, лежал, как то заблагорассудилось стражникам, мимо гостиницы, где в то время стояли трое знатных армян, – царь армянский послал их в Рим на предмет переговоров с папой о делах первостепенной важности, сопряженных с предстоявшим крестовым походом” и далее: “Услыхав, что мимо них кого-то ведут, армяне выглянули из окна”. (Интересный перевод – они стояли у гостиницы и вдруг выглянули в окно – прим. автора).
А не смахивает ли весь рассказ на дешевую армянскую фальсификацию во время работы над переводом? Если есть фантазия, то ее надо обосновать любой ценой. Для этого им нужно подвести доказательства, ведь эта мифическая “Великая Армения от моря до моря” очень велика и охватывает территории Южного Кавказа, Северного Кавказа аж до Ростова- на-Дону и до Воронежа, включающая в себя бывшее Иреванское ханство, Грузию, в частности Ахалкалаки, Аджарию, Борчалы, Северный Азербайджан вместе с Карабахом, Нахчываном, часть территории Турции, а именно Восточной Анатолии, вплоть до берегов Средиземного моря и, конечно же, Северной части Южного Азербайджана, включая озеро Урмия.
Однако в нашей эре армяне не имели никаких государственных, полугосударственных или других независимых образований. См. книгу английского публициста и историка Эриха Файгла “Правда о терроре”, где он пишет, что “даже в ту эпоху, когда османы только приступили к завоеванию Анатолии, не существовало ни одной провинции, где бы они располагали этническим большинством или даже тенью независимости, армяне потеряли национальный суверенитет, который, впрочем, существовал в течение всего нескольких десятилетий две тысячи лет тому назад”.
Все это говорит о том, что армяне и здесь добились фальсификации и, вероятно, эта подтасовка была осуществлена армянами в русском переводе “Декамерона” уже после возникновения “армянского вопроса” в последней четверти XIX века или уже в советское время. Этому нетрудно найти подтверждения, лишь сравнив ее с более ранними изданиями в оригинале – на итальянском языке или с предыдущими изданиями на русском языке.
Армяне не гнушаются и такими методами подтасовок, как подмена подписей под фотографиями в газетных материалах. Так, например, 24 декабря 1988 года на 1-й странице газеты “Правда” были помещены фотографии беженцев из Армении и Азербайджана с подмененными пояснениями под фотографиями. Под армянами, хорошо одетыми, указано, что это азербайджанцы, а там, где избитые и изуродованные, измученные, босые на снегу, изгнанные зверскими методами азербайджанцы, стоит подпись – это армяне. Бедный обыватель!
Он же не знал, что зверским образом изгоняли азербайджанцев из Армении в 1988-1989 годах, и они, полуголые, босые, избитые, перебирались по заснеженным горным вершинам Азербайджана. А вот армяне из Баку были выпровожены на паромах, хорошо одетые, с пожитками в руках, а многие из них успели хорошо продать свои дома и домашний скарб задолго до накаления страстей и спокойно переехать на просторы бывшего Советского Союза!
Для подготовки мирового общественного мнения к признанию “геноцида армян 1915 года” 22 апреля 1986 года телевидение Кельна (ФРГ) показало 45-минутный телефильм “Армянский вопрос забыт”, приуроченный к рассмотрению вопроса “геноцида” армян в Европарламенте. В этом фильме доказательством геноцида армян (почему-то не в 1915 году, а в 1916 – 1917 гг.) служит известная картина русского художника В. Верещагина “Апофеоз войны”, написанная им в 1871 году. Сам же художник умер в 1904 году. Этот факт вопиющего подлога был опротестован митрополитом Ортодоксальной русской церкви Дюссельдорфа (ФРГ), историком, бывшим экскурсоводом по Турции, узником гитлеровских лагерей в Польше Паулусом, который назвал фильм пропагандой, подобной геббельсовской. Приведу только два пункта протеста из десяти. “В 20-х годах писатель-армянин Арам Андонян стал манипулировать копией телеграммы (подлинник якобы утерян) турецкого правительства, согласно которой якобы был осуществлен геноцид армян. Эта телеграмма была признана фиктивной на всех уровнях, куда бы она ни представлялась. Во-первых, в ней отсутствовало изначальное слово “бисмиллах”, во-вторых, до 1925 года Турция пользовалась мусульманским летосчислением (хиджри). Автор “телеграммы” не учел этого обстоятельства и потому перекинул “геноцид” с 1915 на 1916 год. В телефильме написанная в 1871 году картина известного русского художника Верещагина “Апофеоз войны” использована как доказательство геноцида армян в 1916-1917 годах.”
Кроме того, известный французский журналист и ученый Жорж де Малевил в своей книге “Армянская трагедия 1915 года”, вышедшей в Париже, пишет, что ужасающие сведения”‘ о якобы имевшем место массовом истреблении армян в Турции носят явно спекулятивный характер, что число жертв армянского геноцида 1915 года с каждым годом все увеличивается. Если верить последним данным армянских историков, то получается, что к началу XX века армяне составляли… больше половины населения Турции.
Вот почему число жертв “геноцида” армян, которое поначалу исчислялось от 300 до 600 тыс. (согласно первой Большой советской энциклопедии: “Около трехсот тысяч убиты, столько же погибло от болезней в пути депортации” (БСЭ, т.З., 1930г., стр. 437), вдруг стало возрастать: сперва до миллиона, потом эта цифра составила полтора миллиона, а теперь уже 2 миллиона.
В статье “Контрреволюционный “Дашнакцутюн” и империалистическая война 1914-1918 годов” А.Лалаян называет число жертв: “Около миллиона из полутора миллионов армян” (журнал “Революционный Восток” № 2-3, Москва, 1938, стр. 94). В книге Н.М. Лагова “Армения”, изданной в Петербурге в июне 1915 года, говорится, что согласно переписи, произведенной патриархом в 1913 году, число армян в Турецкой Армении составляет 1018 тыс. Французский ученый Пьер Дюмон утверждает, что всего в пределах Османской Турции и Российской Империи проживало 1,4 млн. армян. И потому остается загадкой, как можно подвергнуть геноциду 2 млн. армян, если их было всего 1,5 млн.?
А теперь возьмем другую сторону вопроса. Неужели армяне во время войны сложа руки встречали свой “геноцид”? Или их “высокая культура и интеллигентность” не позволяли им убивать людей, как они это делают теперь, в мирное время? Нет, это их традиционный почерк. Вот выдержка из статьи А. Лалаяна: “Я уничтожил турецкое население в Басар-Кечаре (один из районов Армении – А.Л.), не разбираясь ни в чем, – хвастался дашнакский головорез. – Самое верное средство против этих собак, чтобы после боя собрать всех уцелевших, переполнить колодцы ими и сверху добить тяжелыми камнями, чтобы их больше не стало на свете” (стр. 92 – 93).
Другой известный французский ученый, директор Института восточных исследований в Страсбурге Пьер Дюмон в своем заявлении, адресованном сенату США и распространенном многими зарубежными газетами в конце ноября 1989 года, не только отрицает геноцид армян, а наоборот считает, что в результате тотальной террористической деятельности вооруженных до зубов армянских боевиков было убито 60 тыс. курдов и турок. Исследовав архивы Турции, он приходит к выводу, что жертвы среди мирного курдского, турецкого и армянского населения явились результатом боевых действий с обеих сторон с участием оккупационных войск, своим присутствием обострявших обстановку, а потому не могут считаться геноцидом.
Сколько еще предстоит хлопот будущим поколениям, всему человечеству, чтобы “армянский вопрос” перестал существовать и цивилизованный мир обрел покой? Ни один воевавший народ не спекулировал, как это делают армяне, своими жертвами, чтобы заработать капитал для подкрепления идеи создания мифической “Великой Армении”.
Почему в таком случае не рассматривается геноцид азербайджанцев в Армении, начатый в 40-х гг. и завершенный в 1989 году?.Приведу один пример из письма гвардии старшего лейтенанта О.Чтенова, в котором говорится, что в ночь с 23 на 24 марта 1990 года армянские “боевики” в форме военного образца с применением (обратите внимание!) минометов, автоматов, карабинов обстреляли село Баганис-Айрум Газахского района Азербайджанской ССР, ворвались в него, выгнали скот, вынесли имущество и, облив дома бензином ведрами из специально для этого пригнанного бензовоза, подожгли их. Жители, не успевшие покинуть село, были убиты или сожжены, в том числе женщины и двухмесячный ребенок. Признаюсь честно, мне, прошедшему Афганистан, было страшно. Страшно видеть старика, ползающего на коленях по пепелищу и собирающего куски тела своего брата, женщин с перерезанным горлом, младенца с размозженной прикладом головой. Пойманные с поличным “боевики” были переданы Ноемберянскому РОВД Армянской ССР, откуда их отпустили с миром, даже не сделав никаких записей”.
Сожжение живыми, убийство младенцев, садистские истязания перед смертью, надругательство над трупами и другие преступления, которые совершают армянские экстремисты, носят массовый характер. Не должны ли эти действия быть осуждены на международном уровне как геноцид?
Эту тему хочу продолжить обращением председателя Общества защиты осужденных хозяйственников и экономических свобод г-на Сокирко Виктора Владимировича (Москва), который 24 мая 1992 года обратился к российской армянофильской интеллигенции по случаю падения азербайджанских городов Шуши и Лачина, заявив следующее: “С 1969 года, с первого туристического путешествия в Армению, я числю себя в активных армянофилах. Созданные тогда звуковые диафильмы “Арарат”, “Североармянские монастыри”, “Армения-69”, просмотренные и оттененные личной приязнью Капутикян, были показаны многим сотням людей на протяжении двух десятков лет. Наши диафильмы вливали в людей армянскую боль о вековечных мусульманских притеснениях, о великом геноциде и армянскую мечту о возвращении Арарата. В 1988 году, услышав о Карабахской забастовке, мы посетили Карабах и Ереван и в двух новых диафильмах излили на слушателей все ту же армянскую боль и мечту об отмщении. В тот год, конечно, мы были сдержаннее, надеемся, уже не допустили бестактностей по отношению к азербайджанцам. Но, может, именно установка на уравновешенность и объективность не понравилась друзьям-интеллигентам, и наши фильмы и тексты, направленные в орган печати, не получили ни малейшего отклика. В российском обществе уже действовал давно и прочно заведенный армянофильский стереотип.
И вот сегодня наступил час расплаты, но не своей, а азербайджанской кровью: полностью изгнанное из Армении азербайджанское население, разгром российскими войсками Баку, десятки жертв погромов с обеих сторон, сбиваемые над Карабахом азербайджанские вертолеты, уничтожение азербайджанских деревень вплоть до физической ликвидации населения городка Ходжалы. Ходжалинские события подтвердили, что зверствам армян нет предела.