венев храмы и монастыри
Венев храмы и монастыри
Список церквей Веневского района
Сохранившиеся церкви Веневского района.
1. Спасская церковь села Аксиньино, 1790 г. Храм, во имя Нерукотворного Образа Спасителя, с приделом, во имя Архангела Михаила, начало строительства — в 1790 году на средства прихожанки, помещицы Параскевы Алексеевны Давыдовой. Сначала был устроен предел; строительство главного храма продолжалось до 1863 года. Продолжал постройку наследник госпожи Давыдовой, Алексей Владимирович Давыдов. Закончил строительство новый владелец имения, подполковник Павел Иванович Кремешной. В 1895 году состав прихода входят следующие деревни: Милохово, Веино, Подлинки, Софьино, Пирогово, Тетеево и Невежино. Кроме того, к нему было приписано село Кайдаково, находящееся в 2-х верстах. Причт состоял из священника и псаломщика. К 1917 году к составу прежнего прихода прибавилась деревня Приваловка. Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишена прав юридического лица. В советское время церковь продолжала действовать нерегулярно: Богослужения и крещение младенцев производились по большим праздникам до смерти священника в 50-х годах. Местные жители разнесли часть имущества по домам. Затем церковь использовалась под склад колхоза до 80 – х годов. В настоящее время сохранился основной объем храма, алтарь и колокольня. Внутри сохранились колонны в основном объеме и в алтаре, а так же дверные коробки, кованые двери и решетки. Отсутствуют трапезная и купол на колокольне. Михайло-Архангельская церковь уникальна по своей архитектуре. На куполе храма сохранилась, но с повреждениями скульптура коленопреклоненного Ангела с Крестом. Рядом, в полуразрушенном виде сохранилась часовня, находящаяся слева при входе в ворота.
2. Село Бельково — церковь Святителя и Чудотворца Николая, 1911г. О создателях и строителях Николаевской церкви нет никаких сведений. Находится за шахтой Бельковской. К настоящему времени сохранился основной объем с куполом, алтарь, трапезная, остатки росписи. Отсутствует колокольня.
3. Село Борщевое – Церковь в честь Иконы Иверской Божией Матери 1913 г. Соборный храм с главным престолом на верхнем этаже в честь иконы Иверской Божьей Матери был построен в 1913 г. Приделы — в честь Успения Божьей Матери и во имя свт. Феодосия Черниговского. На нижнем этаже престолы в честь иконы Божьей Матери Скоропослушницы, во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского и во имя вмч. и целителя Пантелеймона. Храм значился монастырским. На территории монастыря находились просфорная пекарня, хлебопекарня, прачечная, дома с кельями, больница, богадельня, церковноприходская школа. Храм 2-этажный, очень большой и величественный. К 1990-м годам сохранился основной объем храма. Церковь отремонтирована в начале 2000-х годов. Изменился внешний вид всех пяти глав, которые в советское время были разрушены. Храм стоит у самой трассы Москва — Дон, и очень хорошо виден проезжающим, как в Москву, так и в Ростов. В храме проходят службы. Развивается подсобное хозяйство.
4. Село Венев-Монастырь – Успено-Никольская церковь, 1698-1701 гг. Первое упоминание о Венев-монастыре относится к началу XV века, хотя, несомненно, он намного старше. Какие именно храмы находились на территории монастыря доподлинно неизвестно. Из истории известно, что в конце XVII века был построен Никольский, а через три года, в 1701 г. – Успенский храм. Однако Никольский храм не строился на пустом месте в 1698 году, а, очевидно реконструировался или надстраивался верхней Успенской церковью, так как в первом находится каменный мешок, в котором Иван Грозный в 1569 году заточил архиепископа Новгородского Пимена. В 1764 году Венев монастырь не был зачислен в штат содержания монастырей, и был оставлен на содержании от мирского подаяния. При таком изменившимся положении дел, неблагоприятном для монастырской жизни, монахи отошли от монастыря по разным местам кроме престарелых. В 1765г. архимандрит Гедеон с братией жаловались преосвященному Феодосию о бедственном состоянии монастыря. Через десять лет (в 1775г.) в монастыре остался один только иеромонах, церковная служба отправлялась с помощью посторонних наемных людей. Церковь и жилые здания обветшали, монастырская братия жила в кельях с разбитыми окнами, с развалившеюся крышею и потолками. В 1776г. крыши и потолки на монастырских зданиях и церкви, до того были ветхи, что дальнейшее существование монастыря стало невозможным и 31 мая 1782 года указом Св. Синода монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь Успенскую прежде бывшего вотчинного монастырского села Богоявленского. Таким образом Венев-Монастырь прекратил свое существование, обратившись в приходскую церковь села Богоявленского. В 1784 году Тульский и Калужский генерал-губернатор граф Кречетников, приказал разобрать в бывшем Веневе монастыре жилые каменные здания и каменную полуразвалившуюся ограду, и годный к строению камень перевезти на оружейный завод; такого камня (белого, тесанного) оказалось до 17 тысяч; 6 тысяч из них тогда же было перевезено в Тулу. В 1803 году вместе с оставшимся камнем отняты были у церкви Успенской и деревянные постройки, с которых доходами до сего времени пользовались священно и церковнослужители, отдавая эти постройки, в наем купцам, приезжающим в село Богоявленское на ярмарку. В нижней Николаевской церкви по правую сторону стояла гробница Смоленского князя Юрия, а по левую Новгородского архиепископа Пимена. В 1827 году старинные гробницы, крытые бархатом, были уничтожены и заменены дощатыми. В настоящее время гробницы замурованы где то ниже уровня пола. В качестве приходской церкви монастырь просуществовал до 1918 года, в котором 23 января вышел декрет Совнаркома РСФСР об отделении церкви от государства, в результате которого Николо-Успенская церковь лишилась юридических прав. После революции церковь действовала до 30-х годов на нелегальном положении, однако, власти решили ее закрыть. Хотя мародеры и проникали в церковь, но в большинстве случаев их попытки оказывались неудачными из за мощнейших замков и решеток монастыря, на которых следы надпилов видны и в наши дни. Что бы прекратить посягательства на святыни бывший председатель колхоза в селе Анишино взял некоторые из помещений монастыря под склады, таким способом обеспечив охрану церкви. В 50-е годы церковь вновь стала действовать. В конце ХХ века в стенах древнего храма образовался монастырь – теперь женский. На большие праздники собираются жители близлежащих городов Тульской области, Москвы. Удивительным образом в храме уцелели старинные иконы, культовые и хозяйственные предметы. Однако, сейчас мы уже не увидим внешних крепостных стен с шестью башнями, двух каменных помещений, используемых как кельи для монахов, а так же торговых лавок и других хозяйственных помещений.
— В.И. Шумов. «Мужской Николаевский Венев Монастырь», XIX в.
— Д.Г. Гедеонов «Венев Монастырь и Княжие ворота», XIX в.
— из фондов ВКМ «Венев Монастырь», конец ХХ в.
5. Село Гати. Троицкая церковь. Храм, во имя Пресвятой Троицы, построен на средства прихожан, когда именно, неизвестно. Древность самого храма дала возможность предполагать, что он существует с начала или с половины восемнадцатого столетия, т.к. само село образовано при Петре I, при строительных работах на Иван-Озере. К концу XIX века причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. В настоящее время сохранился основной объем храма. Нет алтаря, колокольни и крыши. Двери и окна замурованы кирпичем. Рядом с храмом находятся могилы священнослужителей.
6. Село Городенец — Одигитриевская церковь. Каменный, византийского стиля храм, во имя Одигитрии Божией Матери, по церковным клировым ведомостям, построен неизвестно кем и когда. Нет сомнения, что храм, по происхождению древний, о чем, свидетельствует его давняя архитектура и внутреннее устройство. На колокольне до 1849 года висел колокол с латинской и немецкой надписью, литый в Стокгольме в 1645 году. По местному преданию, записанному в XIX веке, на месте села был город, который был разрушен в тринадцатом веке Батыем; в нем было семь церквей, из которых от погрома осталась одна, бывшая соборной, которая в несколько исправленном виде существует и теперь. В этой церкви Батый помещал свою конницу; она имела девять глав, но одна из них была разбита грозой; восемь же уцелели до начала ХХ века. В конце XIX века в церкви устроен предельный алтарь во имя святителя и чудотворца Николая помещиком Александром Петровичем Соколовым. В настоящее время сохранился основной объем. Отсутствуют семь из вышеупомянутых восьми глав. Из за древнего стиля постройки невозможно распознать назначение сохранившихся помещений храма. Полуразрушена.
7. Село Грибовка (Грибоедово) — Михаило-Архангельская церковь, 1884 г. Кем был построен храм неизвестно, так как исторические источники разнятся по данной церкви. В настоящее время сохранился основной объем и алтарь. Нет колокольни и куполов. В советское время помещение использовалось как склады, поэтому церковь перестроена до неузнаваемости. Помещение довольно большое, но, в настоящее время совершенно не похоже на церковь. Снаружи, с северной и южной сторон сохранились колонны основного объема, а с восточной стороны сохранился алтарь – единственное, что идентифицирует помещение, как бывшую церковь. Вокруг церкви много домов старинной постройки, с южной стороны находится пруд.
8. Село Исаково — Знаменская церковь. Каменный храм, во имя иконы Знамения Божией Матери, построен около 300 лет тому назад усилиями помещика Ивана Степановича Игнатьева. В 1850 – 1852 годах помещица, жена надворного советника Наталья Семеновна Резвая, на собственные средства, произвела капитальный ремонт всего настоящего храма и устроила теплый предел во имя Святых апостолов Петра и Павла. На месте алтаря бывшего храма была построена деревянная часовня, ныне уже не существующая. Сохранился основной объем храма с куполом, световым барабаном, железным основанием главки и крестом; так же сохранились трапезная, алтарь и колокольня без последнего яруса. В советское время помещение храма использовалось под склады, что сопутствовало сохранению храма. В настоящее время доступ в церковь так же закрыт. Окна и двери забиты досками.
9. Село Карпово — Михаило-Архангельская ц. 1825 г. Каменный храм, во имя св. Архистратига Михаила с теплым приделом во имя святителя и чудотворца Николая, построен в 1825 году усилиями прихожанок, двух родных сестер, девиц из дворян: Марии Васильевны и Веры Васильевны Кислинских. В конце XIX столетия храм капитально ремонтировался, благодаря щедрым пожертвованиям прихожанина действительного статского советника Ивана Ивановича Лукьянова. Приход состоял из села Карпова и деревень: Гурьева, Гурьевских выселок и Ульянова. В настоящее время сохранился основной объем. Колокольня разрушена во второй половине ХХ века. Рядом с церковью находится старое кладбище.
10. Село Медведки — церковь Святых Безсеребренников Космы и Домиана. 1907 г. Вместо старой, деревянной церкви в 1907 году началось строительство каменного храма во имя бессрр. Косьмы и Дамиана, пострадавших в Риме. В 1911 г. освящена трапезная во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. Приход состоял только из села. Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишена прав юридического лица. В настоящее время сохранился основной объем. Нет колокольни. Половина сводов обрушилась, другая половина продолжает медленно разрушаться.
11. Село Мильшино — церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1801 г. Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в котором были два предельных алтаря: один во имя Святителя и Чудотворца Николая, рядом с главным алтарем, и другой в трапезе теплый, во имя св. прор. Ильи. Храм построен в 1801 году на средства Тайного советника Ильи Богдановича Бибикова, и существует в первоначальном виде, кроме иконостасов, которые заменены новыми: в главном храме в 1891 году, а в предельных в 1892 году. Приход состоял из села и деревень: Лямзина, Улубжева и Ивашкова и населен крестьянами собственниками. В настоящее время церковь находится в зарослях деревьев старинного парка. Сохранился основной объем с куполом и покосившимся крестом. Колокольня частично разрушена, в трапезной обвалился свод.
12. Село Оленьково — Воскресенская церковь, 1835 г. Каменный храм во имя Славного Воскресения с двумя приделами: правым – во имя св. Прокопия и левым во имя св. Николая Чудотворца, устроенными в одно время с главным престолом. Храм построен в 1825 году на средства местного помещика, Сергея Федоровича Соковнина. В состав прихода, кроме села, входят деревни: Сосновка, Чусово, Ильинка и Афанасьево. В настоящее время сохранился основной объем. Отсутствует колокольня. Произведен ремонт, позволяющий вести службы. Факты, касающиеся Воскресенской церкви в статье Валентины Галашевой «Наше время – время подвига…»
13. Село Прудищи — Покровская церковь 1886-1899 г. В 1886 году начал строится каменный храм с тремя алтарями: во имя Покрова Божией Матери в настоящей церкви и во имя Великомученика Дмитрия Солунскаго и Архистратига Михаила в трапезной. В 1890 году предел во имя Архистратига Михаила был окончен и освящен. Храм построен благодаря пожертвованию 9000 рублей дворянином уже не существующего сельца Озерникова Иваном Михайловичем Сунбуловым со специальным назначением этой суммы на постройку храма. В состав прихода, кроме села, входили деревни: Заломы, Озерники, Белицы, Хреново, Белогородище, Власово и Крутовец. В советское время церковь использовалась под склад. К настоящему времени сохранился основной объем, алтарь и трапезная. Колокольня полуразрушена. Сохранились остатки росписи.
14. Село Свиридово — церковь Св. мучеников Флора и Лавра, 1775 г. Приходский храм, во имя святых мучеников Флора и Лавра, каменный, построен в 1765 г. усилиями помещика Алексея Ионова Темяшева. В 1826 г. к храму с левой стороны пристроен придел во имя святителя Николая Чудотворца усилиями сына храмоздателя помещика Николая Алексеевича Темяшева; этот придел в 1860 году, вследствие обветшалости сводов, был заново переделан на средства помещицы Н. И. Феоктистовой. В 1872 г. церковь эта приписана к Введенской церкви г. Венева и с этого года своего причта не имеет. В настоящее время сохранился основной объем и остатки росписи главного храма. Бесхозная. Длинна церкви около 30 метров, ширина – примерно 8 метров. В трапезной обрушен свод (около 3-4-х метров). Снаружи, с правой стороны существует вход, ведущий внутри стены на колокольню. На куполе церкви находится проржавевшая главка с крестом. С левой стороны в бывшем Николаевском приделе внешняя стена и купол обрушились. Придел напоминает помещение в форме эллипса, длинною около 20, шириною 6-7 метров, имело отдельный вход. По рассказам местных жителей справа от церкви до середины ХХ века находились надгробные камни состоятельных людей, которые впоследствии были разорены. Существует легенда, будто бы под церковью есть подземный ход к реке Веневке или к Двенадцати ключам.
15. Село Семьянь — Корсунская церковь, 1811 г. Каменный холодный храм, во имя Корсунской Божией Матери, с двумя пределами: во имя свят. и чуд. Николая и во имя свят. Василия Парийского, построен в 1811 году на средства помещика майора Алексея Александровича Маркова. В 1879 году были возобновлены иконостасы придельных храмов. Приход состоял из села и деревень: Борзовки, Теплого, Лопатина и Бобровки Тульского уезда. Во второй половине ХХ века село Семьянь прекратило свое существование. В настоящее время единственной постройкой в селе является полуразрушенный храм, у которого сохранился основной объем, алтарь и трапезная. Колокольня разрушена. Подробности о храме в очерке неизвестного автора, из фондов Веневского краеведческогог музея «Былое величие».
16. Село Сергиево – церковь Владимирской Божией Матери 1743 г. Существующий в приходе храм – каменный, построен в 1743 г. генерал-лейтенантом Михаилом Семеновичем Хрущевым, во имя Владимирской Божией Матери. В храме имеется придел во имя вмчц. Екатерины, устроенный в 1833 г. В храме находится несколько икон, отличающихся своею древнею живописью: Спасителя, Владимирской Божией Матери и Нерукотворнаго образа Спасителя. Приход состоял из самого села и деревень: Липки, Михайловки, Березовки, Касторни и Торбеевки. После революции 1917 года крест с храма был сброшен и отнесен на старое кладбище, где прежде существовал другой храм. К настоящему времени сохранился основной объем, алтарь, трапезная. Колокольня и сам храм находятся без глав. Длинна храма от колокольни до алтаря – 30 метров, ширина основного объема – 8. В стене, отделяющей колокольню от храма находится лестница на колокольню, в которой сохранились перекладины с железными креплениями для колоколов. Там же, на высоте 6-7 метров пробоина от немецкого снаряда, убившего нашего пулеметчика. Пролом 1,5-2 метра в диаметре. Стреляли немцы с противоположного берега реки Шат. Снаружи, в 10 метрах от алтаря в земле три пролома, ведущие в подземное помещение, своды и стены которого выложены кирпичом; напоминает склеп, что подтверждают местные жители. Размер помещения не установлен, так как чтобы проникнуть туда требуется расчистка завалов. Под храмом, по рассказам местных жителей так же имеется подземелье, дверь в которое засыпано навозом и мусором, так как в здании церкви в разное время находились конюшня, коровник и склад. Справа от церкви находились захоронения, в том числе могила погибшего пулеметчика, впоследствии перенесенного в братскую могилу д. Кукуй.
17. Село Студенец — Георгиевская церковь, 1882 г. В конце шестнадцатого столетия в селе был деревянный храм во имя св. великомуч. Георгия Победоносца. Далее известно только о храме, бывшем до ныне существующего, а о ранее бывших не сохранилось никаких сведений. Храм был деревянный и построен в 1809 году князем Долгоруким. Нынешний казенный храм, во имя св. великомученика Георгия, с 2 пределами, во имя Святителя Чудотворца Николая и во имя св. великомученицы Параскевы, построен в 1871- 1891 гг. на средства прихожан и сторонних жертвователей. Но уже в 1882 году, были устроены пределы. Приход составляли село и деревни: Студенецкие выселки, в 7 в. Сасово, Соньшино, Выползово в 3 в., Махринка в 3.5 в., Боярково в 1.5 в. и Тульского уезда – Варадуново – Жадово в 7 в. В настоящее время сохранился основной объем. Длинна – не менее 50 метров, ширина – около 20; – это не малый размер для сельского храма. Колокольня так же намного выше типичного сельского храма, на которой как и на самом храме отсутствуют главы. Бесхозная. Внутри сохранились некоторые фрагменты росписей. Внешняя отделка сильно отличается от типичных сельских церквей большим количеством малых архитектурных форм из известнякового камня, а более всего тем, что на колокольне из того же камня со всех сторон выложены огромные кресты, больше католической, нежели православной формы со сквозными круглыми отверстиями, для слышимости колоколов. В верхней части храма, изнутри имеются много небольших круглых отверстий-голосников. Голосники — это небольшие камеры или глиняные кувшины, вделанные в верхние части стен и купола храма, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.
18. Село Тулубьево — Михаило-Архангельская церковь, 1852 г. Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, построен в 1852 году на средства умершего помещика, прихожанина, Константина Павловича Офросимова. К приходу принадлежали: село Тулубьево и деревни: Грабонки, Борозденки, Тулубьевские выселки и Горбатовские выселки. В настоящее время сохранился основной объем и купол. Закрыты окна и двери. Колокольня полностью разрушена. Предпологается, что архитектором церкви был В.Ф. Федосеев, работавший в те годы в Туле и ее окрестностях. В полукилометре от храма существовала вторая церковь села Тулубьево. Некоторые неизвестные факты касающиеся Михаило-Архангельской церкви рассказано в очерке Татаржинской Иоанны Викентьевны «Тулубьево».
19. Село Тюнеж — Свято-Покровская церковь 1803 г. Храм, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменный, построен, вместо бывшего деревянного, в 1803 году, усилиями помещика этого села, поручика Николая Александровича Хрущова. В храме было два теплых придела: правый — во имя Одигитрии Божией Матери, левый – во имя святого Апостола Иоанна Богослова. В 1818 году правый придел был заново устроен, а левый обновлен с помощью помещицы Лидии Константиновны Хрущовой. Около храма находились две часовни, стоящие на месте прежде бывших храмов. Приход состоял из села и деревень: Ларино, Малая Ретеша и Петровские выселки. В 1930-х годах храм был закрыт, имущество разграблено, священник и его семья репрессированы. В 1950 годы полностью разрушены колокольня, купол, алтарная часть. Сохранился основной объем. Колокольня разрушена. В 1992 году усилиями Сергея Ивановича Гордеева и г. Сумарокова были подготовлены все необходимые документы для регистрации православной общины в с. Тюнеж и передачи ей храма и здания бывшей конторы. Исполняющим обязанности настоятеля храма после передачи его православной общине стал священник Константин Попков. В 1994 году была расчищена внутренность храма, затем покрыта железом колокольня, и на ней установлен крест. В 1995 году изготовлены двойные рамы со стеклами, восстановлены железные решетки на окнах. В 1996 году проведено оштукатуривание внутренней поверхности храма, поставлены железная и входная двери. В 1997 году приобретен и установлен иконостас; в 1999 году проведен внешний ремонт; в 2001 году поставлена ограда. При помощи администрации Веневского р-на и большого количества меценатов в 2003 году церковь была отремонтирована (к 200-летию с даты первоначальной постройки). Возобновление регулярных богослужений в храме стало возможным благодаря поддержке и активному участию в жизни прихода благочинного Веневского и Ясногорского районов протоиерея Николая Дудина. О восстановлении храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в конце ХХ века более подробно рассказано в очерке г. Сумарокова.
20. Село Урусово — Архангела Михаила церковь, 1904 г. Каменная церковь построена в 1904 году. Построители храма неизвестны. В настоящее время сохранилась большая (
8х8 метров) колокольня без главки и креста, а так же огромный квадратный молельный зал, площадью ок. 400м2. Красивы колонны при входе с западной стороны, выполненные в виде кеглей, а не столбов. Разрушена восточная часть с куполом и крестом, а так же алтарь. По сохранившимся углублениям на месте разрушенного фундамента, можно определить расстояние разрушенных частей – оно составляет около 20 метров. Таким образом, длинна целого храма составляла 45-50 метров, а ширина – 20 метров. Это был большой по сельским меркам храм.
21. Село Хавки — Богородицерождественская ц. 1751 г. Каменный храм, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построен тщанием московского купца Козьмы Матвеева, из крестьян села Хавок. В нем был теплый предел, во имя св. великомученика Георгия, неизвестно когда и кем устроенный. В 1879 году старый иконостас настоящего храма был заменен новым. Церковь была пятиглавая. Приход состоял из села Хавки и деревни Сливки, (или Шепиловка), которая во второй половине ХХ века прекратила свое существование. В Настоящее время сохранился основной объем и алтарь, посередине которого стоит загнутый к окну металлический крест, основание которого врыто в землю. Решетки на окнах распилены, на полу вырыты ямы. Сохранилась так же колокольня без главы. Свод (потолок) трапезной обрушился; других проломов или обвалов нет. Рядом с церковью разбросаны металлические каркасы двух глав. Три каркаса глав, сильно покосившихся, находятся на куполе; на центральном из них сохранился железный крест без облицовки.
Свято-Никольский женский монастырь с. Венев Епархиальные монастыри РПЦ
История
Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.»
Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области.
Земли, на которых расположен в настоящее время Свято – Никольский женский Венев монастырь в 13 веке, принадлежал Рязанскому княжеству. По пути к селению Красный город священник Евстафий со спутниками, несший чудотворную икону свт. Николая в 1225г. останавливался здесь, и после его посещения в 13 веке на этом месте был основан мужской монастырь.
Великий князь Рязанский Георгий отдал распоряжение в селении Красный город заложить церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона.
Так икона свт. Николая, доставленная из г. Коруни, пронесенная по нашей земле и освятившая её, обрела свою обитель. В настоящее время зарайская икона Николая чудотворца находится в Третьяковской галерее изобразительного искусства.
Самым ранним документальным свидетельством существования Венева монастыря является упоминание его в «Книге степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т.21. Ч.2. Гл. 13. С. 445) под названием «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы… в земле Рязанской» в рассказе о кончине и погребении в Веневе монастыре в 1407 (по другим трактовкам — 1408) году смоленского князя Юрия.
Как свидетельствует В.И.Чернопятов, автор издания «Дворянское сословие Тульской губернии» (Т. VII. «Некрополь». 1912. С. 146), Великий князь Смоленский Георгий (Юрий) Святославич скончался в 1408 году 14 сентября и погребен у правого клироса нижнего храма. В начале XX века над его могилой еще сохранялась металлическая доска, установленная по соизволению преосвященного Дамаскина, Епископа Тульского и Белевского. Надпись на ней содержала выписку из 26 главы «Книги степенной царского родословия», которая гласила, что события эти происходили во время правления благоверного великого князя Московского Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского. «В граде Смоленске господствовал тогда великий князь Юрий Святославович. Сей великий князь Смоленский, видя нестроение братий своих и междоусобную брань, оставил княжение свое и ушел в Рязань к тестю своему, великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому. В отсутствии его Витовт, князь Литовский, пленил Смоленск, и супругу его с детьми повелел отвести в Литву. Услышав о таком злоключении града, жены и детей своих, в горести души князь Юрий предался на служение великому князю Московскому Василию, который сделал его наместником града Торжка».
Там он и повстречался с супружеской парой – князем Семионом Мстиславичем и княгиней Иулианией Вяземскими. Княгиня Иулиания была так хороша собой, что князь Юрий начал домогаться ее любви. Но Иулиания Вяземская не отвечала ему взаимностью и говорила: «Никогда не оскверню святое супружеское ложе». На одном из пиров князь Юрий злодейски убивает князя Симеона, надеясь тем самым расчистить себе путь к красавице княгине. Но напрасно, взаимности он так и не добился. Обороняясь от него, Иулиания ударила его ножом в грудь. В ярости князь Юрий изрубил ее мечом и приказал бросить ее тело в реку. Через год чудесным образом было обретено тело княгини Иулиании. В последствии от мощей княгини Иулиании Вяземской происходили многие чудеса и знамения, и церковь причислила ее к лику святых, объявив днями памяти святой мученицы княгини Иулиании Вяземской 15 июля и 3 января. И до сих пор ее подвиг является образцом самоотверженного служения одному из столпов православной морали — супружеской верности.
Совершив такое злодеяние, князь Юрий не мог найти покоя. Всеобщее презрение и осуждение погнали его в татарскую Орду, однако и там не найдя успокоения, он вернулся на Русь. Встретившись с монахом-отшельником, князь Юрий уверовал, что «пришло ему время оставить тщету века сего и взыскать место для спасения души своей». Таким местом была выбрана Веневская пустынь в земле Рязанской на речке Осетр, которая в ту пору была мужским монастырем св. Николая Чудотворца. Князь Юрий вселился в монастырь при игумене Петре, и «там в скорби и непрестанном плаче и сетовании о грехах своих впал в недуг телесный… и преставился о Господе в лето от сотворения мира 6917, а от Рождества Христова 1408 года месяца сентября в 14 день».
После смерти Юрий Смоленский завещал Веневу монастырю значительную сумму денег. На них в последствии были построены кирпичные стены вокруг монастыря с башнями и кирпичные монашеские кельи.
«Игумен-христолюбец» Петр, впоследствии получивший имя Петра Веневского, был учеником Сергия Радонежкого, и по преданию несколько раз встречался со своим духовным наставником в Веневе монастыре. Сергий Радонежский приходил в обитель пешком, чтобы навестить своего ученика. Он подарил ему жезл, власяницу и посох. В XIV веке в Веневе монастыре состоялась историческая встреча Сергия Радонежского, игумена монастыря Петра и князя Димитрия Донского. Реликвии, подаренные игумену Петру Сергием Радонежским, до 1930 года хранились в ризнице монастыря, а потом были переданы в какую-то другую епархию, так как в разное время монастырь был приписан к разным епархиям.
В XV веке Венев монастырь вместе с городом Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со второй половины XVI века монастырь находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль южных границ Московского государства. К 70-м годам XVI века в монастыре существовали деревянный шатровый Никольский храм с южным приделом во имя вмч. Георгия и деревянная теплая на подклетях Успенская церковь с трапезой.
Настоятелями Венева монастыря до конца XVII века являлись игумены, позднее – архимандриты. Во второй четверти XVII века монастырь был приписан к астраханскому в честь Преображения Господня монастырю; с 1651 года — к Саввину Сторожевскому монастырю; с 1677 года – к Патриаршему дому, в 1724 году – к лебедянскому Яблонову Троицкому монастырю. И только в феврале 1727 года по прошению прокурора Военной коллегии Егора (Георгия) Ивановича Пашкова (захороненного в цоколе нижнего Свято-Николького храма в 1740 году) Венев монастырь вновь стал самостоятельным.
Наиболее драматичным оказался контакт Венева монастыря с исторической личностью XVI века – архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Черным). Свободолюбивые и нередко буйные новгородцы часто меняли управлявших ими князей и архипастырей. То, что архиепископ Пимен, по словам Н. Карамзина, «был в Новгороде Владыкой 17 лет, 2 месяца и 9 дней», свидетельствует о его пастырском таланте и способности примирять враждующие стороны. Подозрительный и злобный по характеру Иван Грозный, находившийся в то время на Московском престоле, не раз вступал в конфликты с новгородцами. В 1570 году Иван IV получил донос на архиепископа Пимена, в котором сообщалось, что архиепископ злоумышляет отколоться от Москвы и перейти к Польскому королю. Иван Грозный прибыл в Новгород Великий с царевичем и отрядом опричников, у ворот города архиепископ Пимен встречал его с хлебом-солью, но благословение архиепископа не было принято, а сам архиепископ прилюдно был обвинен в предательстве. Пимену Новгородскому было объявлено, что он лишается архиепископского сана. С него сняли облачение, одели в ветхую одежду, провезли с позором по городу (с бубенцами и волынкой) и отправили в Москву на суд, который осудил его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева монастыря. Его замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 кубических метра, с одним маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. В таких мучениях Пимен Новгородский прожил год и два месяца и в 1571 году скончался.
Незаурядная личность святителя-мученика нашла отражение в многочисленных исторических трудах. Вскоре после кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена. До 1913 года в нижнем храме Венева монастыря находилась гробница жертвы грозного царя в виде мраморного саркофага за металлической решеткой искусной работы местных мастеров, над которым было укреплено иконное изображение Святителя Пимена. В настоящее время в мощных каменных сводах нижней церкви была создана для обозрения и поклонения паломников имитация того «каменного мешка», в котором был замучен архиепископ Пимен. В 1986 году из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец, хранящийся в нижней церкви, частицы мощей свт. Пимена Новгородского.
Царь Иоанн Грозный пожаловал Веневу монастырю 1552 четверти земли, в том числе 375 четвертей пашенных угодий, с. Бортники на р. Осетр с церковью во имя прп. Пафнутия Боровского и 3 деревни. В 1606 году царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой подтвердил права Венева монастыря, предоставленные царем Иоанном IV, на владения и пожаловал новые земли (села Хавки и Страхово, деревни Анишино, Новосёлки, Филатово, Тёплая и др., а также ряд пустошей. По переписи 1674 года Венев монастырь владел огромным богатством: 2246 крестьянами, 425 дворами, при монастыре были конский и «скотный» заводы. В этот период были возведены каменный двухэтажный храм с колокольней и другие каменные монастырские постройки.
С середины XVIII века материальное положение Венева монастыря стало ухудшаться. Неумелое управление монастырским хозяйством, частая смена настоятелей привели к тому, что в 1764 году в Святейший Синод поступило сообщение, что в монастыре непорядок, а сама братия жаловалась: «Подаяния со стороны никакого ни от кого не имеем, потому что монастырь отстоит от города в дальнем расстоянии, и ныне остались без всякого пропитания, и милостыни просить не у кого… к службе Божией на просвиры муки, вина церковного, ни свеч, ни ладону взять стало неоткуда, и самим питаться нечем».
31 мая 1782 года консисторским указом Венев монастырь был упразднен. Успенский храм был обращен в приход расположенного рядом села Богоявленское, а монастырские постройки были отданы во владение священно и церковнослужителям, переведенным из села Богоявленское к новой приходской церкви. Однако им недолго пришлось пользоваться монастырскими строениями. В 1784 году исправлявший должность Тульского и Калужского генерал-губернатора, граф Кречетников, отыскивая в Тульской губернии годный к строению местный каменный материал – для строившегося Тульского оружейного завода, приказал разобрать в бывшем Веневом монастыре жилые каменные здания и каменную полуразвалившуюся ограду, бывшую вокруг церкви, и годный к строению камень перевезти на оружейный завод. Разлом каменных строений бывшего Венева монастыря и перевозка камня в Тулу делались по одному лишь приказу графа Кречетникова, без сношения с духовной властью, которая узнала об этом почти через 20 лет. Согласно Синодскому указу 1769 года имущество упраздняемых монастырей поступало на рассмотрение Святого Синода и епархиальных преосвященных. И только в 1803 году, когда приступили к перевозке на оружейный завод оставшейся части камня, преосвященный Мефодий (Коломенский) протестовал против этого как насильственного захвата церковной собственности. Но наступил новый исторический период – Европа была накануне военных действий. И судебный процесс о монастырском камне мог послужить причиной замедления постройки оружейного завода, имевшего в ту пору стратегическое значение. Камень предназначался для строительства главной нижней плотины завода на реке Упе.
В том же 1803 году отняты были у Успенской церкви и деревянные доходные постройки, сдававшиеся внаем купцам, приезжавшим на ярмарку в Успеньев день. Это были два деревянных корпуса с 16 жилыми покоями и 10 торговыми лавками. Так получилось, что от некогда богатого архитектурного ансамбля Венева монастыря осталась только двухэтажная каменная церковь.
Приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения в течение всего XIX века, в 1837 году он был отремонтирован, а в 1889-90 годах были подновлены иконостасы.
В храме не прекращалось богослужение даже в советские годы, и только осенью 1941 года, после оккупации г. Венёва немецкими войсками, Успенский храм был закрыт на два года. Известно, что верхняя Успенская церковь использовалась для хранения зерна.
В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому Тульскому монастырю для организации подворья. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 года подворье было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина).
Были отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения.