венок для иконы своими руками
Венок для иконы своими руками
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами.
То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление,
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
8. Каждый праздник имеет свои особенности декора.
На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы ( в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветие. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова «Христос Воскресе!», но это же делается и с помощью цветов.
9. Основные объекты при оформлении храма цветами:
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
На сегодняшний день школы и курсы храмовой флористики действуют во многих городах России. В Москве такие курсы существуют при храме в честь св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, храме в честь Илии пророка в Обыденном переулке, храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии в Марьино и нескольких других.
Однако ведущим учебным заведением в этой области считается Школа церковной флористики при храме в честь свт. Николая в Измайлово (подворье Данилова монастыря). Она действует с января 2010 года.
В завершение статьи хочу предложить Вашему вниманию пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино и пригласит Вас в нашу группу ВКОНТАКТЕ. Здесь Вы найдете массу полезной информации по храмовой флористике: примеры оформления икон к разным праздникам, статьи, фото, видео, вопросы на Ваши ответы) Здесь Вы так же можете поделится своими фото.
Ссылка на группу https://vk.com/public100628146
Всех кто желает получить знания как практические, так и теоретические, приглашаем к нам на Курсы Храмовой флористике при храме свт.бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино
1. Берем фанеру. Размер фанеры на 7-10 см больше иконы с каждой украшаемой стороны. По периметру фанеры делаем отверстия для крепления флористической губки.
2. Оборачиваем фанеру тканью (фетр для цветов)
3. Через отверстия продеваем проволоку
4. Замачиваем оазис, плотно оборачиваем его пленкой и крепим проволокой к фанере
5. Устанавливаем зелень таким образом, чтобы скрыть техническую конструкцию. Затем устанавливаем крупные цветы.
6. Далее более мелкие цветы
7. Завершаем композицию, устанавливая самые мелкие цветы.
Как правильно замочить оазис.
Для этого в достаточно большую посуду наливаем воду (прохладную или комнатной температуры). Отрезаем кусок «оазиса» необходимого размера. Сухой оазис осторожно кладём на поверхность воды и дожидаемся его полного погружения в воду.
Ни в коем случае не нажимайте на оазис. Он должен сам самостоятельно погрузиться в воду. Затем оборачиваем оазис полиэтиленовой плёнкой
икона размером 70 на 70
— цветы: роза 3 пачки (всего 30 шт)
— хризантемы 4 пачки желтая и белая( мелкая) всего 20 шт
-зелень (салал 2 пачки)
-пиафлор 2.5 кирпича. Нарезали на четверти.
Флористика Рождество Моделирование конструирование Православная флористика Материал природный
Эта работа сделана к дню Преображения Господня, 19 августа. Белые хризантемы, белые и розовые гвоздики, красные розы, гипсофила и листья арабиса (они почти белые).
Белые ленты, как продолжение цветочного оформления.
Процесс изготовления композиции. Хризантемы, гипсофила, туя.
Это композиция к празднику Благовещения.
Получается вот так.
Белые розы не очень стойкие, зато очень красивые! Если их аккуратно вынуть через пару дней, обновить срезы и снова поставить (на другое место), то простоят подольше.
На верхушку композиции можно поместить несколько пальмочек и листья рогоза.
Композиция к Пасхе. Лилии, гипсофила, туя. Но смотреть её нужно в сочетании с остальным украшением храма.
Украшение перил солеи на фоне открытых Царских врат. Гирлянда на пиафлоре из белых роз и лилий.
Праздник Святых Апостолов Петра и Павла.
Украшение иконы Святой Троицы. Мой самый долгожданный праздник. Листья вишни, лилии, хризантемы, гипсофила, болотная осока.
Общий вид храма на праздник Троицы. Центральная дорожка устлана травой, на перилах солеи гирлянды из цветов, зеленые ленты. Гирляда и наверху Царских Врат.
Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика
Традиция украшения икон своими руками, прежде всего — это цветами, насчитывает не одно столетие. Цветочное оформление иконы всегда органично вписывается во внутреннее убранство храма, его интерьер, и, особенно, в сам Праздник Церковного календаря. Цветы, обрамляющие икону, напоминают о совершенной красоте Горнего мира, Небесного Иерусалима. И, конечно, это свидетельство человеческой любви, полноты сердечной благодарности, знак благоговейного, трепетного отношения к событию церковной истории. Из цветов собирают цветочную композицию. Строгих правил в их создании нет. Но есть определенные предпочтения, связанные с особенностью того или иного православного праздника, с его символикой. Замечательно, когда для украшения иконы используют растения, которые упоминаются в Библии: белоснежные лилии, пальмовые ветви, маленькие плоды, например, граната.
Как украшать икону своими руками на Пасху
И вместе с тем икона – предмет искусства, сотворенный, всё-таки человеком. Заняв, наконец, свое законное место в нашей жизни, в наших душах, они возвращаются на свои места в жилище, веками ими занимаемые ранее. Типографская ли это работа, или вынутый из сундука древний, намоленный шедевр монастырского письма, суть иконы неизменна – это предмет не только поклонения, но и любования, и, если уж совсем утилитарно, украшения своего окружения, жилища.
С древних времен иконы украшались всеми посильными средствами и способами. Не жалели верующие золота и серебра на дорогие «одеяния» икон, облачали их в жемчуг, драгоценные камни, покрывали оклады затейливой резьбой. Даже в непростые периоды, когда вера всеми силами истиралась из народа, когда не было никакого «злата – серебра», все равно, даже в самых бедных семьях, находились вырезки из журналов, дешевые образки, которые вставляли в самодельные рамки с окладами из фольги и бумажных цветов.
Времена меняются, и они диктуют нам другое отношение к разным вещам. Допустим, изготовление вышитой иконы доступно едва ли не каждой женщине, а любой человек может купить образок в переходе метро, или заказать мастеру, например мерную икону, которая делается в рост новорожденного ребенка, как оберег и реликвия на всю будущую жизнь. Теперь незачем выстругивать досочки для изготовления рамочки, а можно заказать полноценное оформление иконы – с окладом и киотом – в пределах своих возможностей и потребностей.
Мы оформляем иконы постоянно – с первых дней работы практически каждый день в мастерской находится на оформлении некоторое количество образов. К каждой иконе делается, в соответствии пожеланию заказчика оклад, киот, или просто рамка. Наш коллектив одинаково почтительно относится к этим вещам, как к предметам высшей, эмоциональной ценности. Причем необязательно речь идет о христианских духовных ценностях — мы работаем с уважением и с индуистскими культовыми объектами ( например, изображения Кришны), и мусульманскими предметами поклонения ( вышитые суры Корана) – мы не делаем различий как в профессиональном смысле, так и в плане духовном. Для всего мы найдем достойное оформление, и гарантируем должное уважение при оформлении и выполнении заказа.
Как украсить икону на Благовещение
Благовещение – Благая Весть Пречистой Деве Марии о рождении у Нее Спасителя мира Христа. Весть эту принес Богородице Архангел Гавриил, держа в руках прекрасную лилию, символ совершенной чистоты и непорочности. Поэтому в этот праздничный день православные храмы источают тонкий аромат лилий, которыми он наполнен. На аналое – икона праздника Благовещения, которую также украшают благоухающими лилиями, в память о том евангельском повествовании. В знак почитания Богоматери, в композицию часто включают синие или фиолетовые цветы хризантем, ирисов, тюльпанов, ибо в церковной традиции синий цвет считают цветом Богородицы. Конечно, икону располагают на синем или фиолетовом аналойном покрывале.
Дома, бесспорно, также отдают честь Первообразу – Деве Марии, украшая ее икону Благовещения цветами. Можно специально вышить к этому празднику рушник – льняное полотенце с рисунком, напоминающим сюжет праздника или просто вышитыми цветами, как это делали наши бабушки и прабабушки, и украсить им, как бы обвернуть, икону. Домашний иконостас, с любовью составленный и красиво убранный, притягивает к себе своим теплом веры и наполняет все наше жилище неземным уютом.
LiveInternetLiveInternet
К нам в дом попала очень старая икона. Никакой антикварной ценности она собой не представляла абсолютно. За исключением того, что на неё молилась всю свою жизнь моя бабушка. Передо мной лежал обычный ящичек с наклеенной ч/б фотографией ужасного качества, ещё и раскрашенной. Она была щедро обложена фольгой и искусственными цветами. Была бы это другая вещ – её бы выбросили без сожаления. Но иконы не выбрасывают. В таком виде не повесишь, пылиться не положишь. Как по мне – очень щепетильное дело. В общем, я задумала ей дать новую жизнь. Опускаю свои метания в стиле «быть или не быть» и имею ли я на это право. Вот, что было и что получилось.
P.S.Теперь, как и положено, и в моём доме, и в дневнике живёт икона. Пусть она даст удачу вам, моим гостям. Тепла вам, любви, веры в лучшее и творческих успехов!
Первым делом я вскрыла конструкцию и удалила все украшения. Нужно было оценить, что меня там ожидает.
Древесина оказалась очень старой, потрескавшейся и изъеденной жучками. Парадокс, но я обрадовалась. получилось, что ей и не надо никаких дополнительных украшений. Это уже была готовая картина, осталось её оформить. Первым делом я прошлась по всей поверхности наждачной бумагой, потом обработала грунтовкой на водной основе. И взялась за саму фотографию.
Исправить её оказалось невозможно. С большим трудом удалось немного заглушить кислотные цвета раскраски и добавить старого золота на отделку одежды. У меня не оказалось двухшагового кракелюра. Поэтому я сделала его из одношагового. Идея не моя, большое спасибо автору. Для этого покрыла фото 6-ю слоями обычного акрилового лака, с просушкой каждого слоя, а 7-й слой положила одношаговый кракелюр. В случае если бы мне нужны были более крупные трещинки – нужно было бы увеличить количество слоёв лака, перед тем, как ложить кракелюр. Трещинки затёрла художественной масляной краской коричневого цвета. Таким образом, сгладилась ситуация с фото.
Затем я взяла художественную коричневую краску (на масляной основе), хорошо развела её маслом и покрыла всю икону. Получили холст, а дальше – художественная роспись))
Неразбавленной краской я подрисовала все натуральные изъяны дерева. При помощи зелёной и белой краски седлала акценты на натуральных трещинах, по углам иконы положила и размыла тонкий слой золота, чтобы получить ощущение ооочень старой, потёртой временем иконы.
Покрасила золотом ободок иконы, после высыхания затёрла наждачкой.
Требовалось органично прикрыть края фотографии. Из фигурного деревянного штапика была сделана рамочка. Я покрасила её коричневой краской.
Затем золотой. И затёрла золото тряпочкой. Когда слой краски высох – я опять обработала золото разбавленной коричневой масляной краской, протёрла её мягкой тряпочкой, чтобы заглушить золото и сравнять рамочку по возрасту с иконой.
Вот результат.
Оформление икон, вышитых бисером, в рамки
Каждый оформитель знает, как правильно провести заключительный этап формирования иконы из бисера. Соединенный с ликом и руками святого оклад, нужно правильно вставить в раму. Этот этап работы необычайно важен и не так прост, как может показаться несведущему человеку. В некотором роде его можно охарактеризовать как точную науку. Ошибиться здесь никак нельзя, иначе вся работа много потеряет в красоте и изяществе.
Для правильного оформления икон в рамки, прежде всего измеряют размеры готовой работы. Так сказать от бисера до бисера, не учитывая размеров канвы. Получаем две цифры, одна из которых высота, а вторая ширина полотна. Обязательно зафиксируем эти размеры. При заказе рамки, их нужно указывать с большой точностью. Последний ряд бисера икон не должен иметь зазора с краем рамки.
Не должно быть никакой, даже самой узкой полоски, между ними. Надо также внимательно следить за тем, чтобы бисер не попал под край рамки снизу. Такие недостатки испортят все впечатление от вышивки. Именно в этом заключается главная сложность оформления икон, вышитых бисером в рамки.
На что нужно обратить внимание при выборе рамы для иконы:
1. Багет должен гармонировать в первую очередь с самим образом – неважно, вышит он или написан красками, а уже потом его можно вписывать в интерьер;
2. Багет, в узоре которого будут определённые повторы, отсылки к изображению на иконе (например, повтор узора облачения святых) всегда смотрится очень гармонично, впрочем, это не обязательное условие;
3. Цвет обрамления также должен гармонизировать с изображением, подчёркивать и выделять его;
4. Оформление иконы – это именно тот случай, когда тяжелый багет, покрытый затейливым узором и золотой краской, более чем уместен, он придаст образу особую торжественность и не будет казаться чрезмерным.
Изготовление оклада для иконы. Часть 1
Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.
Берём слиток серебра
Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.
Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.
Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало… Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.
И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.
Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.
Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.
Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.
Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.
Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.
Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск
Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные
Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.
На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.
И вот конечный результат первого самого простого этапа.
Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело
Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.
Процесс изготовления икон, вышитых бисером
Такую икону, где оклад вышивают бисером, изготовить может любая вышивальщица. Для основы можете взять любую репродукцию иконы, которая вам понравилась или необходима.
Старинные, современные, самодельные иконы…
Иконы могут попасть в дом разными путями. Это может быть старинный образ, доставшийся по наследству от бабушки, или купленный в антикварном магазине,
а может – современная, яркая и нарядная икона, подаренная близким человеком к празднику. Всё чаще иконы вышивают самостоятельно — бисером или нитями мулине,
в магазинах рукоделия нередко можно встретить готовые наборы для такой вышивки. И если готовая икона обычно уже в окладе (исключением могут быть старинные образа,
оклад которых был испорчен или утерян), то вышитые иконы нуждаются в оформлении в раму, иначе труд мастерицы уже очень скоро поблекнет и покроется пылью.
Советы по оформлению вышитых бисером икон
Можно вставить работу в заранее купленную готовую фоторамку. Сложность заключается в подборе подходящего Вам размера и внешнего вида. При этом хотелось бы отметить, что фоторамки очень упрощают и удешевляют визуально работу.
Рекомендуем подобрать к иконе рейки цвета золота, тогда великолепие работы будет подчеркнуто благородным. Ведь не зря с давних времен так повелось, что иконы обрамляли в позолоту, это было признаком богатства и роскоши.
Не рекомендуется вставлять в работу из бисера стекло так как она может «потеряться» от солнечных лучей или включенной на потолке лампочки. Но если вы решились на это, то необходимо вставить стекло которое не дает бликов.
Мы с вами разобрались с тем, какими способами оформляется в рамку вышитая бисером икона. Теперь вы сами можете для себя выбрать тот вид оформления, который пришелся по душе и понравился больше всего. Дерзайте, творите, успеха и всех благ.
Оформление подложки
Это своего рода подкладка для иконы. Ее вырезают из плотного картона или древесноволокнистой плитки. Размер слегка больше, чем готовой иконы (на размер паза рамки). То есть, подложка должна плотно входить в пазы рамки. С обратной стороны подложки в два слоя наклеивают листы поролона (5 мм), разных по размеру. Меньший лист клеится первым, непосредственно на подложку. Сверху приклеивают второй побольше. Но оба они меньше по раз меру, чем сам лист подложки. Рамку заказывают по размеру готовой вышивки, а подложку вырезают уже по размерам пазов рамки.