вербальные методы обучения это
Вербальные методы обучения это
2. Классификация средств обучения интегрированному курсу «Окружающий мир»
Условно все многообразие средств обучения окружающему миру можно разделить на следующие группы: 1) вербальные; 2) натуральные; 3) изображения предметов и явлений, 4) технические; 5) вспомогательные (см. Схему 2).
вербальные натуральные наглядные технические
на печатной основе природы
Схема 2. Классификация средств обучения окружающему миру
1) Вербальные средства обучения
— Учебник – основная учебная книга, содержащая сведения, факты, иллюстративный материал, расположенные в порядке изучения тем. Учебник разрабатывается в соответствии с программой, а программа, в свою очередь, базируется на стандарте. Содержание учебника раскрывает вопросы программы, структура указывает на последовательность изучения тем. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики (систематичности, последовательности, наглядности и т.д.), а также принципов, характерных для начального естествознания (сезонности, краеведческой, экологической и практической направленностей). Важен и учет возрастных особенностей – внешний вид учебника, количество иллюстративного материала, размер шрифта,
— учебная тетрадь на печатной основе – это рабочая тетрадь, содержащая практические задания и вопросы. Вопросы и задания могут быть:
а) на воспроизведение учебного материала (расскажите.. )
б) на применение логических умений (исключите лишнее, разделите на группы)
в) на практическое применение полученных знаний (покажите на карте. распознайте…)
г) исследовательские (выявите свойства, пронаблюдайте..)
д) творческие (нарисуйте. сочините..)
— учебник – тетрадь – это учебная книга, совмещающая в себе функции учебника и рабочей тетради
— тетрадь для самостоятельных и контрольных работ на печатной основе
— дневники наблюдений на печатной основе
Рассмотрим подробнее составляющие элементы учебника окружающего мира. Исследователи выделяют следующие структурные компоненты учебника :
Структурные компоненты учебника окружающего мира.
— внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки, иллюстрации)
б) Дополнительные тексты носят конкретизирующий, комментирующий характер. В качестве дополнительных текстов можно увидеть рассказы, отрывки художественных произведений, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Часто помещаются под различными рубриками, например «Это интересно», «Для любознательных» и др.
в) К пояснительным текстам относятся справочные сведения
Примечание: основные тексты читаются способом изучающего чтения, дополнительные и пояснительные – способом ознакомительного чтения (это разновидности смыслового чтения как познавательного УУД).
Приемы работы с текстом учебника
— полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об изучаемом явлении. Но данный прием используется редко, так как полное прочтение (без остановок) часто тяжело для восприятия учащимися.
— выборочное чтение – прием, который можно широко применять на уроках. Используется для комментирования иллюстраций, подтверждения выдвинутых предварительно предположений, поиска ответа на заданный учителем вопрос и др.
— чтение с комментированием. Предполагает последовательное пошаговое рассмотрение материала, с обязательным обсуждением прочитанной части текста.
-составление плана текста. Такое задание способствует более глубокому пониманию материала.
— чтение с пометками (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста. Примечание: Одним из вариантов такой работы может стать прием ИНСЕРТ в технологии РКМЧП
б) Аппарат ориентировки включает условные знаки, разные шрифтовые и цветовые выделения, нумерацию страниц. С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником.
в) Иллюстративный аппарат позволяет формировать правильные представления и понятия. Иллюстраций в учебниках окружающего мира для начальной школы обязательно должно быть много. Можно отметить наличие следующих видов иллюстративного материала в учебниках окружающего мира:
2) Натуральные средства обучения
Натуральные средства – это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить:
-гербарии. Гербарий – это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. Небольшие растения могут располагаться полностью. Крупные растения изображены, а в гербарии могут содержаться его части. Кроме того, возможно помещение плодов и семян. Для создания гербариев можно подключить и творческий труд самих учеников.
— живые объекты природы – это комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете.
Основные приемы работы с натуральными средствами – демонстрация объектов, практическая и исследовательская деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры и т.д.
3) Наглядные средства
Схема 4. Наглядные средства обучения окружающему миру
1. Плоскостные наглядные средства обучения – это плоские изображения объектов изучения. Подобные средства часто используются в начальной школе, но сейчас их успешно заменяю изображения с мультимедийных устройств. К плоскостным изображениям традиционно относят таблицы, картографический материал и репродукции.
Таблицы. Таблицами в методике преподавания окружающего мира принято называть любые изображения объектов, процессов, явлений окружающего мира, расположенных на листах большого формата и специально разработанных для более эффективной подачи учебного материала. Это могут быть изображения конкретных предметов, объектов природы и предметного мира, изображения процессов, явлений и закономерностей с взаимосвязями; сезонные и ландшафтные изображения и т. д.
Достоинством таблиц является то, что на подобных изображениях акцентировано внимание на самых важных, существенных моментах, кроме того, могут присутствовать подписи, комментарии. Таблицы можно использовать на любом этапе урока и с любой дидактической целью – при актуализации знаний, при повторении пройденного, при осуществлении контроля, «открытии» и последующем закреплении нового знания. Наборы таблиц часто входят в комплект по дисциплине «Окружающий мир» некоторых издательств.
По охвату территории бывают следующие виды карт: карта звездного неба, Солнечной системы, общая карта мира, карта полушарий, отдельных материков или частей света, природных или экономических зон, стран, областей, районов.
По масштабу различают крупномасштабные карты (топографические), среднемасштабные (обзорно-топографические), мелкомасштабные (обзорные). По назначению можно указать на такие карты как учебные, которые и используются в школе, туристические, спортивные и т.д. По содержанию карты могут быть историческими, географическими. Остановимся более подробно на географических картах. В начальной школе педагог знакомит детей с общегеографическими картами – изображения конкретной территории с обозначением основных географических объектов и тематическими картами. Тематические карты акцентирую внимание на какой-либо особой сфере – это могут быть политические карты, социально-экономические, карты природных зон, климатически поясов.
Методика обучения работы с картами в начальной школе
Дети могут иметь представления о картах еще с дошкольного возраста, но более правильные и полные понятия о картах и их назначении у них формируются в начальной школе. От успешности этой работы зависит во многом эффективность работы с данными темами в среднем звене. Рассмотрим последовательность ознакомления учащихся с картами:
2. Масштаб. Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по сравнению с действительным объектом.
3. План местности. Условные обозначения плана местности.
4. Карта. Географическая карта. Масштаб, цвет, условные обозначения карт. Стороны горизонта.
5. Параллели и меридианы. Экватор. Координаты на картах.
6. Формирование умения читать карту, работать с картой.
2. Объемные наглядные средства обучения. Объемные средства обучения – это трехмерные учебные пособия, направленные на формирования более полных представлений об изучаемых объектах. К ним относятся:
б) макет – объемное изображение строения, передающее основные внешние и конструктивные черты.
4) Технические средства обучения
К техническим средствам обучения сегодня относятся теле- и аудиотехника, мультимедийная техника, интерактивная доска.
а) аудиотехника позволят реализовать музыкальное «иллюстрирование» урока, темы. Сегодня можно найти большое количество записей со звуками природы (например, с голосами птиц), изучить музыкальную культуру других стран.
б) видеотехника. Любая техника, позволяющая воспроизвести видеофильмы, мультипликационные фильмы по изучаемым темам. Важной особенностью фильмов является то, что они позволяют изучить явления процессы, которые невозможно пронаблюдать в реальных условиях.
в) мультимедийная техника. Применение мультимедийных презентаций сегодня очень популярно в практике обучения в начальной школе. Это связано с тем, что подобное средство позволяет решить целый комплекс задач: активизирует познавательные способности учеников, позволяет выстроить структуру урока, использовать максимальное количество наглядности, фильмов, осуществить контроль.
5) Вспомогательные средства обучения
К этой группе относятся средства, помогающие организовать учебную деятельность: лупы, микроскопы, лабораторное оборудование.
Характеристика видов словесных методов обучения
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.
Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.
Рассказ и объяснение
Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.
В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.
Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:
Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.
Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.
Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.
Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.
Беседа и дискуссия
Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.
Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.
Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:
Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.
Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.
Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.
Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.
Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.
Выделяют 4 правила проведения дискуссии:
Лекции
Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.
На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.
Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:
Работа с книгой
Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.
Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.
На практике используются две методики работы с учебниками:
В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.
Характеристика словесных методов обучения
Что такое словесные методы обучения
Словесные методы обучения – это группа приемов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежит слово. В педагогике используют в образовательных и воспитательных целях в качестве источника знаний, как в устной форме, так и письменной.
В качестве источника знаний словесные методы обучения выполняют ряд функций:
Разновидности
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Кроме того, определена такая разновидность, как работа с книгой, включающая в себя как устную подачу материала, так и его обсуждение.
Рассказ и объяснение
Рассказ и объяснение – словесные методы обучения, которые обладают общей характеристикой: имеют информативный характер, что становится причиной их подмены друг другом.
С точки зрения функциональности рассказ и объяснение – понятия, которые разнятся целью повествования.
Рассказ может преследовать разные цели обучения, например, донести информацию,
Объяснение – это повествование доказательного характера, в основе которого всегда лежит требование: переубедить в чем-либо или растолковать что-либо.
Что касается характеристики данных методов, то рассказу свойственна логичность повествования. При объяснении ход повествования, его логичность могут измениться с учетом задаваемых вопросов или выявленных пробелов знаний обучающихся.
Если в объяснении должны быть очевидные доказательства, обусловленные темой, то в рассказе можно ограничиться какими-либо моментами или фактами.
Разнятся методы и продолжительностью повествования. Если рассказ затягивается, внимание обучающихся может рассеяться. Продолжительность объяснения обусловлена сложностью материала. Длиться объяснение до тех пор, пока объясняемая тема не станет понятной. Для этого нужно заранее формулировать конкретные цели и ставить четкие задачи. Привлечь внимание слушателей рекомендуется с помощью наглядного материала, как во время рассказа, так во время объяснения. Наглядный материал является причиной появления в ходе повествования описания.
Описание как словесный метод обучения похож на описание в значении типа речи, цель которого заключается в том, чтобы передать словами конкретный образ. Описание в таком традиционном значении свойственно рассказу. Описание в объяснении – это некая пошаговая инструкция или алгоритм, направленный на то, чтобы доказать изучаемый материал.
Наличие в большей или меньшей степени описания в рассказе, а также его полное отсутствие стало причиной, по которой рассказы делятся на несколько видов.
Виды рассказов:
В учебной деятельности рассказы сопровождаются необходимыми методическими приемами.
Благодаря приему, основанному на сравнении ранее полученного материала с новым, удерживается концентрация внимания учащихся на разных этапах усвоения темы. При этом нужно главную информацию выделять должным образом. Это может быть конспектирование, заучивание наизусть или составление схем. Важно, чтобы, как главная информация, так и второстепенная, имели логическое соединение.
Объяснение, как и рассказ, используется на разных возрастных этапах обучения: детский сад, школа, колледж, вуз. Для развития навыков самопознания не стоит начинать изучение новой темы с объяснения. Начинать изучение нужно с эмпирического опыта обучающихся. После чего, используя наводящие вопросы, подвести ребят к самостоятельному изучению материала. Если на этом этапе возникают трудности, перейти к объяснению.
Беседа и дискуссия
В основе беседы и дискуссии лежит диалог. Разница в том, что беседа носит непринужденный характер, подразумевающий обмен информацией. За основу дискуссии взят спор, основанный на имеющихся у участников знаниях.
Тема выбирается с учетом возраста участников.
Особенность беседы как метода в педагогике заключается в том, что она носит дидактический характер. Продуманные и должным образом сформулированные вопросы не только способствуют поддержанию интереса, но и способны координировать ход учебного образа таким образом, что учащиеся, размышляя над услышанным, самостоятельно приходят к определенным выводам.
Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать интерес слушателей разными способами. Чаще всего для этого используются вопросы. Но, в зависимости от возраста учащихся и темы беседы, это могут быть дополнительно мимика, смена интонации или эмоциональной окраски речи.
Для поддержания интереса во время дискуссии на первое место выдвигаются проблемы. Доказательства при этом должны быть последовательно и логически правильно выстроены.
Главная функция беседы и дискуссии заключается в том, чтобы учащиеся не только изучили новый материал, но и смогли проявить свое отношение к нему.
Беседы допустимо проводить на разных этапах обучения, а дискуссии проводятся преимущественно на завершающем.
Поскольку допускается проведение бесед на разных этапах обучения, то и делятся они в связи с этим на определенные типы.
Беседа на начальной стадии обучения является вводной. Есть беседы, систематизирующие полученные знания, и контрольные беседы, которые позволяют определить уровень полученных знаний.
Со стороны педагога и со стороны обучающихся требуют беседы, направленные на самостоятельное изучение материала, их называют эвристическими. Суть метода в том, что педагог озвучивает конкретный вопрос, а ответ ученики должны найти, пользуясь учебником, справочником. Чтобы беседа получила развитие, заранее подготовленные вопросы формулируются с учетом предполагаемых ответов учащихся.
Роль дискуссии заключается в том, чтобы не только систематизировать полученные знания и проверить их качество, но и для того, чтобы вызвать интерес участников к изученной теме. Во время дискуссий у каждого ее участника есть возможность высказаться, доводы подтверждаются заранее подготовленными аргументами. Во время диалога, основанного на споре, обучающиеся учатся доносить свою точку зрения, выслушивая оппонента, отстаивать намеченную позицию. Все перечисленное способствует углубленному изучению материала, развивается мышление и связная речь.
Лекция
Лекция – это метод воспроизведения лектором большого количеств данных, используемый у студентов и старшеклассников. Чтобы лекция была доступной, преподаваемый в большом объеме материал должен быть структурирован и логически выстроен.
В дошкольной педагогике лекции подменяются рассказом, поскольку внимание дошкольников быстро рассеивается.
Продолжительность лекций в старших классах не должна быть более 1 или 2-х уроков, так как особенности школьного курса и возрастные особенности учеников таковы, что теория должна быть подкреплена практикой. Причиной к проведению лекций в старших классах школы может стать необходимость обобщения несложного материала или его систематизация.
Лекции для студентов ориентированы не на возрастные особенности, а на доступное изложение предмета.
Разделяют лекции вводные, текущие, обзорные и итоговые, которые имеют единый принцип.
Каждую из них нужно начинается с озвучивания темы, цели и задач излагаемого предмета. Чтобы материал не получил размытую форму, необходимо после каждой микротемы делать небольшие выводы, которые можно дать под запись.
Материал должен излагаться последовательно, все части лекции должны обладать смысловой целостностью, пункты выделяются эмоционально или интонационно. Материал не должен быть бездоказательным. Следует позаботиться о наличии в нем примеров, сравнений, которые в большинстве своем должны носить научный характер.
В традиционном понимании чтение лекций – монолог, но при этом работа с аудиторией должна проводиться. Это могут быть периодические вопросы, разный темп изложения.
Работа с книгой
Работа с книгой может проводиться в разных формах: самостоятельная работа учеников с последующим комментированием и коллективная работа класса с поэтапным комментированием.
Учащиеся составляют план изучаемого курса или находят ответы на поставленные педагогом вопросы, после чего работы обсуждаются. Допускается использование дополнительного материала в виде справочников, словарей, энциклопедий.
Допустимо использование работы с книгой на разных этапах обучения: изучение нового или повторение пройденного. Использование метода обусловлено во многом особенностью коллектива обучающихся в целом. Если во время прочтения лекции большая часть учеников темы не усваивает, то работа с книгой побуждает к деятельности всех. Применяя на уроке работу с книгой, можно подойти к обучению дифференцированно: пока одни находят ответы на поставленные задачи самостоятельно, другим можно объяснить сложную для них информацию.
Работа с книгой может быть представлена как работа в классе или как домашняя работа. В обоих случаях тип работы обусловлен конкретной необходимостью. Для обзорного обучения можно ограничиться кратким или подробным конспектированием. Для того чтобы заострить внимание учащихся на главном, можно предложить им составить схему, фиксируя только нужные понятия. Если изучаемый в книге материал потребуется для дальнейшего воспроизведения, то стоит прибегнуть к составлению плана текста. В отдельных случаях знание материала обусловлено личной потребностью ученика. Например, когда он что-то помнит, а что-то подзабыто, то над информацией делаются пометки.
Основная роль и значение словесных методов обучения
Словесные методы обучения в педагогике играют незаменимую роль, поскольку информация воспринимается и преподносится через слово. Слово педагога, наделенное правильно подобранными эмоциями, способствует усвоению материала. Если урок преподносится сухо, без эмоций, кроме скуки, он ничего вызывать не будет. И, наоборот, речь педагога привлечет внимание слушателей, если будет оживленной.
К каждому словесному методу нужно уметь подбирать необходимые приемы. В противном случае не все учащиеся могут быть привлечены к работе. Это не единственный недостаток. К минусам относят и тот факт, что на реализацию данных методов уходит много времени, при этом в определенных случаях в работу могут быть вовлечены не все обучающиеся.
Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.
Достоинства методов
Плюсов представленная классификация методов в образовании имеет больше. Их преимущество не только в том, что они способствуют развитию любознательности, но и в сочетании с отдельными приемами развивают логику мышления обучающихся, речь и память.
Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.