верхняя теча введенский женский монастырь
Введенский женский монастырь (Верхняя Теча)
Мiръ Россия Курганская область Введенский женский монастырь (Верхняя Теча)
Введенский женский монастырь в Верхней Тече основан в 1742 году. В 1920 году он был закрыт. В 1995 году монашеская жизнь в монастыре была возобновлена. 6 октября 1995 года в Никольском храме обновились почти все иконы.
Содержание
История [ править ]
Женский монастырь основан на Верхнетеченском подворье Далматова монастыря после пожара в 1742, уничтожившего постройки Введенского женского монастыря близ Далматово.
Монастырь устроен при приходской Предтеченской церкви, содержался иждивением Далматовского монастыря. Упразднен в 1764, монахини оставлены на месте под управлением Духовного правления.
Вновь возобновлен как Троицкий 20 янв. 1861 при Троицкой церкви села, построенной К. П. Зыряновой, будущей игуменьей монастыря.
В 1868 община возведена в степень третьеклассного монастыря.
Закрыт в 1918, устроена трудовая артель, в 1921 постройки монастыря переданы вновь созданному совхозу.
В 1928 жилые и хозяйственные помещения бывшего монастыря проданы с публичных торгов.
В 1995 в Верхнюю Течу переехали монахини из села Чимеева и был воссоздан Введенский женский монастырь.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Курганская область, Катайский район, село Верхняя Теча
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Введенский женский монастырь в селе Верхняя Теча
Село Верхняя Теча расположено в удивительно красивом месте. Сосновые леса, как сказочные богатыри, расположились по берегам реки Теча.
Село Верхняя Теча расположено в удивительно красивом месте. Сосновые леса, как сказочные богатыри, расположились по берегам реки Теча. Сейчас зима, но нетрудно себе представить, как она плавно скользит, изгибаясь на поворотах в летнюю пору. Снег в лучах ослепительного солнца, которое в нынешнюю зиму так часто баловал нас, даже не белый – он голубой.
Это сейчас Верхняя Теча у нас ассоциируется с печальными событиями, а когда монахи Далматовского монастыря в XVII веке основали эти земли, река была половодной, глубокой и богатой рыбой. Земли по берегам реки были плодородны, а леса полны строительного материала и всяческого зверья. Все это не могло не поспособствовать быстрому заселению и освоению верхнетеченских земель. Вначале это была монастырская Заимка, используемая только летом, но совсем быстро монахи стали тут жить постоянно. Построили дома, возвели часовню во имя Введения Пресвятой Богородицы. Таким образом, Заимка превратилась в поселение Верхне-Теченское. Каким же образом здесь появился женский монастырь?
Строитель Далмат после строительства основного монастыря захотел построить невдалеке женскую обитель, как поселение от Далматовского монастыря. И в 1680 году она была построена. В 1742 году при пожаре (бич тех времен) деревянные здания монастыря сильно пострадали. А несколько ранее от набега степных орд тоже пострадало и поселение Верхняя Теча (они его подожгли). И то, и другое восстанавливали силами монахов и местных жителей, а в 1743 году уже в нынешнем Верхне-Теченском селе, в 45 верстах от Далматовского монастыря, открылся восстановленный и обновленный женский Свято Введенский монастырь.
Он имел не очень хорошую славу, так как туда ссылались распространительницы раскола, а при Бироне (время правления Анны Иоанновны) туда ссылались и другие неугодные лица. Про одну из них я хочу рассказать поподробнее.
В правление Анны Ионовны была совершена попытка ограничить её власть. Уж очень много было недовольных правлением её фаворита Бирона. Участником заговора был князь Григорий Дмитриевич Юсупов, который, как говорят, заболел и умер с горя, когда попытка не удалась. Дочь его Прасковья бросилась к колдунам, чтобы те чарами склонили императрицу на милость. Дело открылось, и княгиню Юсупову сослали в Тихвинский монастырь. В 1735 году по доносу служанки, её взяли в Тайную канцелярию. Её обвинили в том, она ругает Анну, Бирона, говорила, что при Петре Великом Анну её сестер никто царевнами не называл, а называли просто Ивановнами. Кроме того её обвинили в том, что она призывала перевороту говоря что Елизавета Петровна была бы лучшей императрицей. За все это её публично высекли, постригли, назвали Проклою и выслали во Введенский женский монастырь. Там она проявила неповиновение: монастырское платье сбросила. Проклою называться отказалась. За что и была наказана. Её заковали в «ножные железа», в которых водили каторжников, и поставили караул у двери. И такой режим ей присудили пожизненно. Интересно, что когда уже в правление Елизаветы Петровны, когда все сосланные в монастыри по политическим соображениям были возвращены, монахиню Проклу по личному повелению императрицы велено было оставить в монастыре, не изменяя режима содержания. Дальнейшая судьба её неизвестна, видно так в монастыре и умерла.
В 1764 году во время царствования Екатерины II монастырь был упразднен, что происходило с ним почти целых 100 лет неизвестно. Только в 1860 году здесь была основана женская обитель под руководством Ксении Зыряновой, а в 1868 году учрежден Свято-Троицкий Верхнетеченский монастырь. При нем была организована школа и небольшой свечной завод. С 1870 года школа превратилась в начальное училище для девочек, которые были полностью на содержании обители. Если учесть, что в нем учились девочки из простых семей, то попасть туда было большой удачей для девочки. Ведь мало, что они были на полном пансионе, но и получали образование и навыки разных профессий: художник, портной, переплетное дело и т.д. К 1910 году в монастыре насчитывалось свыше 600 девочек. Когда наступил большевистский переворот, казалось, это не заденет тихую уральскую обитель. Но кому могла помешать образовательная школа для девочек, хоть и с религиозным уклоном. Ошиблись – Свято-Троицкий монастырь закрыли одним из первых в 1920 году. Сделали из Храма Живоначальной Троицы мастерские по ремонту тракторов и другой техники. Естественно часть разрушили, переделали.
И только в 1995 году по указу Святейшего Синода за подписью Алексия II в монастыре вновь возобновилась жизнь, ему вернули прежнее название.
Монастырь, переживший в своей истории и пожары, и неоднократное закрытие, сейчас начинает новую страницу в истории. Медленно, постепенно приходит в себя. Его очищают от мусора, вставили евро окна, пытаются восстановить Храм Живоначальной Троицы, там уже идут богослужения (пока только летом). Монастырь, как и раньше, живет своими трудами. Монахини выращивают овощи, есть небольшое подсобное хозяйство. И как-то верится, что все наладится и потечет неспешная монастырская жизнь.
Женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с.Верхняя Теча Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Введенский женский монастырь основан в 1680 г. по благословению Сибирского митрополита Павла преподобным Далматом Исетским (1594-1697) на берегу р.Исети в 30 саженях на юго-восток от Далматова монастыря. В 1702 г. в женской обители была построена и освящена далматовским архимандритом Исааком деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. До 1764 г. Введенский женский монастырь был приписан к Далматовскому мужскому, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей была игумения Ирина (Друганова), которая бессменно управляла монастырем 51 год. В 1732 г. в женской обители уже было 80 монахинь и 10 белиц, все «жильем не стесненные».
Из настоятельниц монастыря периода XVIII века известны только две: Тарсилла и Нимфодора (Белозерова). Первая упоминается с 1738 по 1758 гг.; она была дочерью монастырского служителя, облечена в монашество 8 лет от роду. Она отличалась «примерною подвижническою жизнию», что видно из того, что Тобольский митрополит Феодор Лещинский, посылая ее в 1720 г. из Тобольска в Введенский монастырь, поставлял архимандриту Исааку на вид ее примерный образ жизни. Вторая – Нимфодора (Белозерова) – упоминается с 1758 по 1778 гг.; она была дочерью священника, пострижена в монашество 17-ти лет в 1733 г.
По случаю стихийного бедствия – разрушительного пожара 20 сентября 1742 г., истребившего деревянные постройки обоих монастырей, – настоятельница монахиня Тарсилла с сестрами были переведены в Теченское поселье (ныне – село Верхняя Теча), принадлежавшее тогда Далматовскому монастырю.
В правление Анны Иоанновны, когда монастыри, в том числе Далматовский мужской и Введенский женский, служили местом ссылок, в обитель под караулом в 1735 г. была доставлена 20-летняя княжна Параскева Юсупова, насильно постриженная в Тайной канцелярии с именем Прокла. В монастыре она пробыла в заточении до конца жизни (1762 г.), «погребена в монастырской ограде в ряду других монахинь».
При секуляризационной реформе 1764 года Екатерины II монастырь был упразднен. Монахинь в поселье становилось все меньше и к 1819 г. не осталось ни одной.
Возрождение монастыря начинается с середины XIX века усердием Ксении Павловны Зыряновой – зажиточной крестьянки Ирбитского уезда. Так, 23 июня 1848 г. был заложен, а ровно через год, в этот же день – освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный на средства самой Ксении Зыряновой. С ходатайством об открытии обители она обращается к Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому), святителю Филарету (Дроздову), Пермскому архиепископу Аркадию (Федорову), обер-прокурору Св.Синода графу А.П.Толстому. Строятся северный келейный корпус, школа. Позднее к Троицкому храму были пристроены и освящены приделы: северный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1861 г.) и южный во имя вмц.Екатерины (1883 г.).
Указом Священного Синода в 1861 году утверждена православная женская община, навечно закреплено за общиной 2340 кв.саж. земли. Указом Пермской Духовной Консистории определен к общине священник Иоанн Андреевич Смышляев, который также преподавал в существовавшей уже при общине безмездной школе. При открытии общины число сестер было невелико – около 20. Некоторые из них были круглые сироты, родственники отдавали их еще в малолетстве в той надежде, что в общине и оденут, и обуют, и грамоте с рукоделием научат. Действительно, в ранние детские годы, с 7-8-летнего возраста, поступающие малютки воспитывались в строгом христианском духе, обучаемы были молитвам, чтению, многие даже письму, а рукоделию непременно каждая. Уже с 1862 года школа считалась официально открытой при общине, именовалась безмездной и доставляла отчеты епархиальному начальству. В 1885 г. она преобразована в одноклассную церковно-приходскую.
Северный двухэтажный каменный корпус с увеличением сестер был достроен в 1863 г. еще одним большим корпусом. В помещении, которое соединяло оба корпуса, была устроена надвратная домовая церковь во имя прп.Сергия Радонежского, освященная в 1867 г.. Число сестер к этому времени возросло до 50.
В 1968 году женская община возведена в статус третьеклассного общежительного Свято-Троицкого женского монастыря, настоятельницей назначена К.Зырянова, принявшая в 1867 г. монашеский постриг с именем Евсевия (в 1869 г. возведена в сан игумении; скончалась в 1889 г., приняв схиму с именем Евстолия). Это было время расцвета обители. В монастыре имелись свечной завод, различные мастерские (иконописная, переплетная, золотошвейная, портновская, ткацкая, рукодельная, чеботарня), пасека, два подворья – в Шадринске и Катайске, скит, где велось большое подсобное хозяйство, с храмом в честь Святого Духа (освящен в 1907 г.). Достойной преемницей в делах управления обителью стала казначея монастыря девица Евлампия Васильевна Ермолина, постриженная в монашество с именем Емилия и утвержденная в должности настоятельницы в 1890 г.. Строились новые каменные корпуса, мастерские, ряд каменных амбаров, здание церк.-приходской школы, дом для священника, каменная 4-метровая ограда (1888 г.), два причтовых дома. Обитель содержала приют для девочек, церковно-приходскую школу, певческий хор для церквей епархии. Богослужения совершались ежедневно. Число насельниц быстро росло. Действующий храм не вмещал молящихся. Так, в 1893 г. был заложен, а в 1899 г. освящен, воздвигнутый большой каменный храм во имя свт.Николая Чудотворца.
В 1887-1893 гг. в сане диакона в монастыре служил священномученик Алексий Макариевич Архангельский (1864-1918), который также являлся и штатным учителем в церковно-приходской школе при обители. 19 декабря 1893 г. он был рукоположен в сан священника и определен к Покровской церкви Песчано-Калединского села Шадринского уезда. 13/26 июня 1918 г. красногвардейцы арестовали отца Алексия и доставили в с.Верхняя Теча, где располагался их штаб. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священномученик Алексий Архангельский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
Во времена большевистского переворота, в 1920 г., монастырь закрыли. Из Никольского собора сделали мастерские по ремонту тракторов и сельхозтехники, растворочный цех. Храм Живоначальной Троицы был полностью разрушен. Наступила эпоха разорения, поругания и забвения.
Современный этап возрождения обители начался в 1995 г.. По Указу Священного Синода за подписью Святейшего Патриарха Алексия II монастырю вернули прежнее название – Свято-Введенский. И в нем вновь возобновилась монашеская жизнь.
28 августа 1995 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в подвальном помещении холодного склада, приспособленном под церковь, было совершено первое богослужение. У истоков возрождения монастыря стояли схиигумен Серафим (Стрельников) и схиигумения Серафима (Альховская), и еще три сестры. На их плечи легло восстановление из руин обители: труд и молитвы, молитвы и труд изо дня в день. В стенах разрушенного игуменского корпуса был построен храм в честь прп.Серафима Саровского (в последствии переименован в Свято-Троицкий).
С 27 декабря 2016 г. настоятельницей монастыря является игумения Михаила (Шульцева).
В 2018 г. 4 августа Высокопреосвященнейшим Иосифом, митрополитом Курганским и Белозерским, и Преосвященнейшим Владимиром, епископом Шадринским и Далматовским, освящен переименованный Свято-Троицкий храм, который был построен по максимально приближенной к первоначальной архитектуре храма Живоначальной Троицы 1848 года, схемы которого были найдены в архивах. На историческом месте восстановлены северная и южная стены, главные ворота, 2-этажный полукаменный келейный корпус, а также большой 2-этажный каменный корпус с трапезною. Построена просторная просфорная, где выпекаются просфоры для богослужений и хлеб. Благоустроено монастырское кладбище, находящееся на территории обители. У монастыря есть свое подсобное хозяйство: скотный двор, огород, сад. Сестры трудятся на различных послушаниях, исполняют свое молитвенное правило.
Никольская (является памятником архитектуры культурного наследия);
в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, домовая.
Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни накануне вечером в 16:00 и утром в 8:00.
По благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, в память о свщмч.Алексии Архангельском в день его мученической кончины 26 июня ежегодно совершается Крестный Ход от Покровской церкви с.Песчано-Каледино до Свято-Введенского монастыря с.Верхняя Теча.
Свято-Введенский женский монастырь основан в 1680 г. по благословению Сибирского митрополита Павла преподобным Далматом Исетским (1594-1697) на берегу р.Исети в 30 саженях на юго-восток от Далматова монастыря.
Показать полностью. В 1702 г. в женской обители была построена и освящена далматовским архимандритом Исааком деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. До 1764 г. Введенский женский монастырь был приписан к Далматовскому мужскому, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей была игумения Ирина (Друганова), которая бессменно управляла монастырем 51 год. Из настоятельниц монастыря периода XVIII века известны только две: Тарсилла и Нимфодора (Белозерова). Первая упоминается с 1738 по 1758 гг.; она была дочерью монастырского служителя, облечена в монашество 8 лет от роду. Она отличалась «примерною подвижническою жизнию», что видно из того, что Тобольский митрополит Феодор Лещинский, посылая ее в 1720 г. из Тобольска в Введенский монастырь, поставлял архимандриту Исааку на вид ее примерный образ жизни. Вторая – Нимфодора (Белозерова) – упоминается с 1758 по 1778 гг.; она была дочерью священника, пострижена в монашество 17-ти лет в 1733 г. По случаю стихийного бедствия – разрушительного пожара 20 сентября 1742 г., истребившего деревянные постройки обоих монастырей, – настоятельница монахиня Тарсилла с сестрами были переведены в Теченское поселье (ныне – село Верхняя Теча), принадлежавшее тогда Далматовскому монастырю. При секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году монастырь был упразднен. Монахинь в поселье становилось все меньше и к 1819 г. не осталось ни одной.
Возрождение монастыря начинается с середины XIX века усердием Ксении Павловны Зыряновой – зажиточной крестьянки Ирбитского уезда. Так, 23 июня 1848 г. был заложен, а ровно через год, в этот же день – освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный на средства самой Ксении Зыряновой. С ходатайством об открытии обители она обращается к Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому), святителю Филарету (Дроздову), Пермскому архиепископу Аркадию (Федорову), обер-прокурору Св.Синода графу А.П.Толстому. В монастыре имелись свечной завод, различные мастерские (иконописная, переплетная, золотошвейная, портновская, ткацкая, рукодельная, чеботарня), пасека, два подворья – в Шадринске и Катайске, скит, где велось большое подсобное хозяйство, с храмом в честь Святого Духа (освящен в 1907 г.). Достойной преемницей в делах управления обителью стала казначея монастыря девица Евлампия Васильевна Ермолина, постриженная в монашество с именем Емилия и утвержденная в должности настоятельницы в 1890 г. В 1887-1893 гг. в сане диакона в монастыре служил священномученик Алексий Макариевич Архангельский (1864-1918). Во времена большевистского переворота монастырь закрыли (1920 г.). Современный этап возрождения обители начался в 1995 г.. По Указу Священного Синода за подписью Святейшего Патриарха Алексия II монастырю вернули прежнее название – Свято-Введенский. И в нем вновь возобновилась монашеская жизнь. У истоков возрождения монастыря стояли схиигумен Серафим (Стрельников) и схиигумения Серафима (Альховская), и еще три сестры. На их плечи легло восстановление из руин обители: труд и молитвы, молитвы и труд изо дня в день. В стенах разрушенного игуменского корпуса был построен храм в честь прп.Серафима Саровского (в последствии переименован в Свято-Троицкий).
С 27 декабря 2016 г. настоятельницей монастыря является игумения Михаила (Шульцева).
Верхняя теча введенский женский монастырь
В XVII веке, когда в Зауралье был устроен Далматовский мужской монастырь, то его строитель Далмат, захотел невдалеке устроить также женскую обитель. В 1680 году над рекой Исетью, близ Далматова монастыря, были воздвигнуты первые постройки для монахинь.
В конце 1702 года архимандрит Исаак, сын прп. Далмата, устроил и освятил деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Имелось много и других построек из дерева. В сентябре 1742 года в мужском монастыре возник пожар. День был ветреный и пылающие головни летели в сторону женского монастыря. Сгорело все. Под кучами пепла уцелели только колокола.
После пожара, был дан указ на новую постройку женского монастыря, а оставшихся без крова сестер временно перевели в Верх-Теченское поселение за 45 верст от прежнего места.
12 октября 1743 года начальница монастыря с монахинями переселилась в указанное место. Это поселение было обнесено стеной, окопано рвом и походило на маленькую крепость, которая стояла на крутояром правом берегу реки Течи. Временное, как оказалось, стало постоянным местом пребывания обители.
Свято-Введенский женский монастырь всегда числился как приписной к мужскому Далматовскому, но в 1764 году он был переведен под ведение Духовного правления, питаясь от своего рукоделия и доброхотных подаяний.
Число монахинь, живших в Введенском монастыре в разные годы, было не одинаково. При основании в нем насчитывалось 27 сестер. В 1732 году в монастыре жило уже 80 монахинь и 10 белиц. Первой настоятельницей монастыря была 96-летняя старица монахиня Ирина (Друганова).
В 1819 году, после опустошительного пожара, Вверхтеченская женская обитель закончила свое существование.
Только свято место пусто не бывает. Вскоре на пепелище, трудами неустанной Ксении Зыряновой, была создана женская община, которая дала начало новому монастырю. Он стал называться Свято-Троицким. Это было время расцвета обители. За сто лет были воздвигнуты каменные строения; среди них два огромных двухэтажных корпуса для сестер. Сам монастырь был обнесен высокой, до четырех метров, каменной стеной белого цвета.
Главная ценность обители — большой каменный храм, построенный и освященный 23 июня 1849 года во Имя Святой Живоначальной Троицы.
В 1910 — 1915 годах в монастыре насчитывалось свыше 600 насельниц, велось большое хозяйство. Так, имелось две заимки с сотнями десятин пахотной земли, собственные мастерские: живописная, переплетная, портновская, золотошвейная, ткацкая, свечная и другие. Внутренний распорядок в монастыре соблюдался строго.
После водворения в России власти богоборцев, Свято-Троицкий монастырь закрыли одним из первых — в 1920 году.
Сотни монахинь были вынуждены идти в мир. Судьба многих неизвестна. До 1995 года территорию монастыря «осваивал» совхоз. В великолепном храме Живоначальной Троицы устроили мастерские, куда загнали трактора и другую технику. Многие здания были заброшены, и тем самым подвергнуты разрушению.
В 1995 году по указу Священного Синода за подписью Патриарха всея Руси Алексия II, в Верхней Тече была возобновлена монашеская жизнь. Монастырю вернули первое название Свято-Введенской женской обители.
За эти годы трудами малочисленных сестер обители (5 — 10 человек) с Божьей помощью и при участии благотворителей и трудников, была очищена территория монастыря от мусора: пытаемся; пытаемся восстановить величественный храм Живоначальной Троицы, в котором уже идут Богослужения, но пока только в летнее время. Построен из разрушенного игуменского корпуса отапливаемый небольшой храм в честь прп. Серафима Саровского.
Восстановлены мастерские, а также келейные корпуса для сестер, летняя трапезная. Монастырь живет в основном, своими трудами: выращивает овощи, содержит небольшое подсобное хозяйство, но предпочтение, как и было изначально, отдается молитве.