вернуть деньги за франшизу судебная практика
Как читать договор франшизы, чтобы не остаться без денег
На словах продавцы франшиз обычно обещают окупаемость за пару месяцев и миллионы прибыли. Но в их договорах все зачастую не так радужно: десяток консультаций, брендбук, таблички в экселе и никакой ответственности.
Я юрист по интеллектуальной собственности, и каждую неделю мне приносят очередной франшизный договор, чтобы я его прочитал, рассказал о рисках и помог их устранить. На примере истории одного из моих доверителей я расскажу, на что смотреть в договоре франшизы, чтобы не остаться без денег и бизнеса.
Какой договор будем разбирать
Мы познакомились с Сергеем пару недель назад. Он написал мне, что готов купить франшизу и хочет, чтобы я проверил договор. Сергей выбрал франшизу клининговой компании, съездил к ним в офис и пообщался с руководителем. Осталось только проверить договор и заплатить.
Компания занимается уборкой подъездов и дворов, а деньги получает от управляющих компаний многоквартирных домов. На рекламу практически не тратятся: сами ходят по управляющим компаниям и предлагают свои услуги. Всю работу выполняют нанятые компанией уборщики. Прибыль складывается из денег, полученных от управляющих компаний, за вычетом зарплат, налогов и расходов на хозтовары.
Компания обещает научить своих франчайзи зарабатывать так же и получать от полумиллиона рублей прибыли каждый месяц. Звучит все здорово: регулярные платежи от ЖКХ и почти нулевые затраты на рекламу. Все, что нужно для бизнеса, — договориться с десятком клиентов, купить бытовую химию, нанять уборщиков и снять офис, чтобы считать прибыль. Бизнес выглядит идеальным в своей простоте.
Но если бы все было так легко, вы бы не читали сейчас эту статью. Давайте посмотрим, что нам обещают в рекламе, а потом почитаем договор.
Что в рекламе
Компания предлагает франшизу по трем тарифам: дешевому, стандартному и дорогому.
Во всех вариантах работы предполагаются одинаковые финансовые результаты. Франчайзер заверяет, что дело окупится за срок «от трех месяцев». Выручка компании к концу первого года должна составлять около 1 млн рублей в месяц, чистая прибыль — около 500 тысяч в месяц. Предполагается, что компания к концу года должна будет регулярно наводить порядок по меньшей мере в пятидесяти домах.
Сергей выбрал самый дорогой вариант франшизы, по которому он должен только один раз вложить деньги, а управлять бизнесом будет франчайзер.
Что написано в договоре
Франчайзер прислал мне два документа: договор на продажу франшизы и корпоративное соглашение, по которому должна была открываться компания.
Давайте посмотрим на договор страница за страницей. Я закрыл в нем названия и личные данные: похожие истории происходят регулярно, имена и названия не так важны. Я буду выделять места, которые меня насторожили, и рассказывать, что в них не так. Я не буду особо цепляться к ошибкам в юридических терминах, «воде», опечаткам и неточностям, а расскажу о главных проблемах.
Начнем с первой страницы договора. К ней много вопросов.
Франчайзер в выбранном тарифе «Дорогой» обещал не просто консультировать, а полноценно вести бизнес, поэтому формулировка «услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности Общества» в названии и предмете договора выглядит странно. Дальше нужно будет обратить пристальное внимание на то, что именно обязуется делать франчайзер по договору. Если там обязательства франчайзера будут подробно раскрыты, то здесь можно оставить все как есть.
Расшифровка понятия «планируемый результат» никуда не годится. Гарантии результата должны быть прописаны однозначно. Например, «сумма денежных средств, полученная Обществом от контрагентов в такой-то период по договорам об оказании клининговых услуг, исполненным Обществом надлежащим образом». Здесь же результат обозначен как «сумма заключенных договоров или оборот денежных средств в месяц». Под «суммой заключенных договоров» франчайзер, видимо, имел в виду сумму вознаграждений по договорам. Но даже так это ни о чем не говорит: можно назаключать договоров хоть на миллиард, но что с них толку, если по ним никто не будет платить. Понятие «оборот» в законе никак не прописано, да и раздуть обороты можно искусственно, например если перевести компании деньги и в тот же день получить их назад.
С другой стороны, само наличие понятия «планируемый результат» в договоре — это уже хорошо. В рекламе франчайзер ничего не говорил про гарантии, а тут они, кажется, должны дальше где-то появиться. Обычно бывает наоборот: на словах обещают окупаемость за месяц и новый Порше во второй, а в договоре ни окупаемости, ни Порше, а от гарантий остается только вода вроде «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
С этим разобрались, читаем дальше.
В этом разделе все стандартно. Есть много неудачных формулировок вроде «приступает к выполнению обязанностей по оплате», но это не критично, поэтому не будем это исправлять, чтобы не затягивать процедуру согласования правок.
Идем дальше: права и обязанности сторон.
В этом разделе никак не описаны реальные обязательства франчайзера: как именно он будет открывать ООО, нанимать директора, работников, снимать офис, искать клиентов, заключать договоры, отчитываться за работу и так далее. Забегая вперед, скажу, что все эти обязательства франчайзер указал в приложении, однако ссылку на это приложение в договоре не поставил. Чтобы это исправить, в п. 5.2.3 добавим указание «оказывать услуги, предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Договору».
Формулировка из п. 5.1.1 «получать от стороны объяснения» без указания конкретных сроков бесполезна: получается, что эти объяснения можно готовить бесконечно долго. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение. Нужно дописывать конкретные сроки и наказание. Например: « Сторона-2 обязуется предоставлять письменные консультации в течение трех рабочих дней с даты направления запроса Стороной-1. В случае непредоставления письменной консультации в надлежащий срок Сторона-2 обязуется выплатить штраф в размере 200 рублей за каждый день просрочки». Та же история и с фразами «своевременно» и «качественно»: без указания измеримых показателей своевременности и качества такие положения в договоре ничего не значат.
Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл
К фразе «фактически понесенные расходы» в п. 6.4 я добавил критерий «документально подтвержденные». Иначе может оказаться, что франчайзер насчитает себе столько «фактически понесенных расходов», что мы еще останемся ему должны.
Пункта 6.5 в договоре вообще не было. Получается, что в начале договора франчайзер указывает на некий планируемый результат, в приложении раскрывает суммы этого результата, но при этом никакой ответственности на самом деле нести не собирается. Поэтому мы добавляем здесь прямое указание на последствия.
Что написано в соглашении о создании компании
Дальше в договоре идут абсолютно типовые разделы про форс-мажор, порядок разрешения споров и расторжение договора. На них останавливаться не будем и перейдем сразу к «корпоративному соглашению», которое, по представлениям франчайзера, должны заключить стороны, чтобы открыть компанию.
Как вернуть деньги за франшизу: что делать, если дело не пошло
Франчайзинг: для кого-то бодрое начало своего дела, для кого-то обретенный образ жизни, но во всех случаях это бизнес, способ заработка денег. Его суть заключается не только в тщательном соблюдении формальной стороны, внимательном выполнении условий, но и в практическом результате. Лекало любого успешного дела, перенесенное в другие условия: город, люди, ситуация, может расползтись под напором обстоятельств. Что делать, если модная франшиза не зашла в вашем городе? Можно ли вернуть деньги за франшизу, если прошло время, а обещанный успех не наступил?
Причины расторжения договора с франчайзером
Франчайзинговые отношения — партнерские. У обеих сторон свои интересы. Нет ничего плохого в том, что франчайзер, определяя, как продать франшизу, красиво пакует свои предложения. Нет ничего плохого и в том, что франчайзи, недовольный процессом и результатом, ищет варианты, как вернуть деньги за неподошедшую ему франшизу.
Расторжение договора франчайзинга по шагам
Если претензии непреодолимы, бизнес не состоялся, то пришло время для расторжения договора франшизы. Этот процесс включается в себя следующие шаги:
Шаг 1. Начните с грамотного анализа договора: обсудите с юристом, сверьте все пункты, определите, что в нем было главным — в чем предмет сделки.
Шаг 2. Договоритесь с партнером обо всех условиях расторжения, убедитесь, что они посильны;
Шаг 3. Основания и порядок расторжения должен быть прописан в договоре — следуйте ему. Помните про пункт «Сроки действия договора»;
Шаг 4. Если срок был не определен, то расторжение возможно в одностороннем порядке, с обязательным уведомлением за шесть месяцев;
Шаг 5. Если срок определен, то прекращение договора невозможно до истечения срока (помните об этом);
Шаг 6. Если договором предусмотрены выплаты, необходимо сообщить о разрыве юридических отношений за 30 дней с обязательным условием наличия необходимой суммы;
Шаг 7. Односторонний отказ без участия суда возможен только, если партнер грубо нарушил условия договора или просрочил платежи. Если нарушение устранено, причина нивелируется;
Шаг 8. Для любых действий до суда и без него требуется серьезное основание с предъявленными доказательствами;
Шаг 9. В суд обращаются с прописанными претензиями и собранными доказательствами.
Если вы уведомили партнера, и он согласен начать процедуру расторжения, то дальше нужно сделать следующее:
Важно! Полюбовное или судебное — любое действие должно быть юридически оформлено. Разочарование и неудачи не являются доказательствами. Размер, объем и форма ущерба должны быть иллюстрированы фактами и цифрами.
Другие способы закрыть франшизу
Мирным решением проблемы должно стать официальное расторжение договора или прекращение его действия. Лучше если это происходит по обоюдному согласию. Судебное разбирательство зачастую затягивается, выматывает эмоционально и финансово. Однако отказ от франшизы легален в случаях:
Продажа франшизы
Все снова упирается в договор и тот факт, что франчайзер должен обязательно знать о планах продажи. Есть много параллелей в процессах «продать свой бизнес» и «продать свой бизнес, как франшизу». Сначала убедитесь:
Как вернуть деньги за франшизу
Случаются крайние случаи: вы расторгли договор, подали на возмещение убытков, предусмотренные договором, но в ответ не получаете ничего. Юрист составил грамотную претензию, где верно изложены документально подтвержденные факты нарушений конкретных пунктов договора. Франчайзер не выполнил, ухудшил, не поставил, и вы определили и доказали сумму претензий, но ничего не происходит. Тогда может помочь поддержка местного сообщества предпринимателей и франчайзеров, общественного мнения и других франчайзи.
Когда все юридические моменты учтены, пора браться за проведение общественной кампании:
Важно! Мошенники не брезгуют ничем, не избежал их и мир франчайзинга. К сожалению, в случае покупки «обманной франшизы» возврат средств зачастую невозможен. Даже если все обиженные франчайзи объединятся и смогут доказать факт мошенничества в суде. Но одним мошенником на свободе станет меньше.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Где найти деньги на покупку франшизы?
К услугам будущих франчайзи в ряде регионов существуют специальные программы поддержки, кредитования и субсидирования. Обязательно начните свой поиск средств с местных предпринимательских сообществ, только затем обратитесь в крупные региональные банки. Например, Москва, Санкт-Петербург и соответствующие области недавно объявили об обновлении программ субсидий на франшизы.
По каким договорам можно вернуть деньги за франшизу?
Начнем с ключевого совета: обратитесь к юристу, обсуждая, как правильно составить договор франшизы. В сети существуют образцы договоров франшиз: концессии и лицензионный. Оба они должны включать пункты об условиях расторжения, существуют оттенки и особенности, которые лучше сразу сверить с профессионалом.
Нужно ли договор концессии показать юристу?
Считайте это аксиомой. Договор концессии — многостраничный документ с большим количеством особенностей и деталей. Юридическая помощь — лучшая страховка и защита от любых неудач.
Как выбрать франшизу с минимальными рисками?
Выбор локации для магазина: стрит-ретейл или помещение внутри ТЦ? Советы «КанцПарка»
ГрейпСИИД – актуальный тренд обучения английскому языку
Лёгкий бизнес c франшизой маркетингового агентства Inside Holding
Выбор и покупка франшизы
Инвестиции от 50 000 руб.
Инвестиции от 60 000 руб.
Инвестиции от 50 000 руб.
Инвестиции от 160 000 руб.
Поиск франшизы в каталоге по фильтру
Развернуть
Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
Официальный каталог франшиз.
Открыть свой бизнес легко
Следите за нами в социальных сетях:
topfranchise © 2012-2021. All Rights Reserved