ветхий завет 108 псалом

Псалом 108

В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость ( Пс.108:3–4 ); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя ( «епископ а» – Пс.108:8 в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид ( 1Цар. 22:6–19 ), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).

«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.

Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память ( «имя» ) о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца ( «умре отец его, и аки не умре» ( Сир. 30:4–6 )), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.

Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!

«Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.

Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Любовь или возмездие: о чём на самом деле говорит нам Псалом 108?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Псалтирь – разговор человеческой души со своим Создателем. В ней есть скорбь о немощи людской, преклонение перед Творцом, а есть слова боли, вырывающиеся у неправедно гонимого, страдающего от несправедливости. Таков 108 псалом.

Псалом 108

Текст на церковно-славянском с ударениями

Въ коне́цъ, псало́мъ Дави́ду.

Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́:

я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася, глаго́лаша на мя́ язы́комъ льсти́вымъ,

и словесы́ ненави́стными обыдо́ша мя́, и бра́шася со мно́ю ту́не.

Вмѣ́сто е́же люби́ти мя́, оболга́ху мя́, а́зъ же моля́хся:

и положи́ша на мя́ зла́я за блага́я, и не́нависть за возлюбле́нiе мое́.

Поста́ви на него́ грѣ́шника, и дiа́волъ да ста́нетъ одесну́ю его́:

внегда́ суди́тися ему́, да изы́детъ осужде́нъ, и моли́тва его́ да бу́детъ въ грѣ́хъ.

Да бу́дутъ дні́е его́ ма́ли, и епи́скопство его́ да прiи́метъ и́нъ:

да бу́дутъ сы́нове его́ си́ри, и жена́ его́ вдова́:

дви́жущеся да преселя́тся сы́нове его́ и воспро́сятъ, да изгна́ни бу́дутъ изъ домо́въ свои́хъ.

Да взы́щетъ заимода́вецъ вся́, ели́ка су́ть его́: и да восхи́тятъ чужді́и труды́ его́.

Да не бу́детъ ему́ засту́пника, ниже́ да бу́детъ ущедря́яй сироты́ его́:

да бу́дутъ ча́да его́ въ погубле́нiе, въ ро́дѣ еди́нѣмъ да потреби́тся и́мя его́.

Да воспомяне́тся беззако́нiе оте́цъ его́ предъ Го́сподемъ, и грѣ́хъ ма́тере его́ да не очи́стится:

да бу́дутъ предъ Го́сподемъ вы́ну, и да потреби́тся от земли́ па́мять и́хъ:

зане́же не помяну́ сотвори́ти ми́лость, и погна́ человѣ́ка ни́ща и убо́га, и умиле́на се́рдцемъ умертви́ти.

И возлюби́ кля́тву, и прiи́детъ ему́: и не восхотѣ́ благослове́нiя, и удали́тся от него́.

И облече́ся въ кля́тву я́ко въ ри́зу, и вни́де я́ко вода́ во утро́бу его́ и я́ко еле́й въ ко́сти его́:

да бу́детъ ему́ я́ко ри́за, въ ню́же облачи́тся, и я́ко по́ясъ, и́мже вы́ну опоясу́ется.

Сiе́ дѣ́ло оболга́ющихъ мя́ у Го́спода и глаго́лющихъ лука́вая на ду́шу мою́.

И ты́, Го́споди, Го́споди, сотвори́ со мно́ю и́мене ра́ди твоего́, я́ко бла́га ми́лость твоя́:

изба́ви мя́, я́ко ни́щъ и убо́гъ е́смь а́зъ, и се́рдце мое́ смяте́ся вну́трь мене́.

Я́ко сѣ́нь, внегда́ уклони́тися е́й, отъя́хся: стрясо́хся я́ко пру́зи.

Колѣ́на моя́ изнемо́госта от поста́, и пло́ть моя́ измѣни́ся еле́а ра́ди.

И а́зъ бы́хъ поноше́нiе и́мъ: ви́дѣша мя́, покива́ша глава́ми свои́ми.

Помози́ ми, Го́споди Бо́же мо́й, и спаси́ мя по ми́лости твое́й:

и да разумѣ́ютъ, я́ко рука́ твоя́ сiя́, и ты́, Го́споди, сотвори́лъ еси́ ю́.

Проклену́тъ ті́и, и ты́ благослови́ши: востаю́щiи на мя́ да постыдя́тся, ра́бъ же тво́й возвесели́тся.

Да облеку́тся оболга́ющiи мя́ въ срамоту́ и оде́ждутся я́ко оде́ждою студо́мъ свои́мъ.

Исповѣ́мся Го́сподеви зѣло́ усты́ мои́ми и посредѣ́ мно́гихъ восхвалю́ его́:

я́ко преста́ одесну́ю убо́гаго, е́же спасти́ от гоня́щихъ ду́шу мою́.

Текст на русском языке

Боже хвалы моей! не премолчи,

ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью.

Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].

Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Толкования произведения Давида

Все богословы единодушно приписывают его авторство царю Давиду. Святые отцы с древности видели в песнопении два смысла:

Полезные материалы

Обстоятельства создания

Появление текста соотносят с бедствиями, которым Давид многие годы подвергался со стороны Саула, первого иудейского государя.

Гонитель

Согрешив, Саул лишился благодати, так что лишение его царства стало только вопросом времени, о чем сказал ему великий пророк Самуил. Известно было очень многим также иное пророчество этого угодника Божия: о том, что сын Иессея, Давид, станет государем Израиля.

Со страхом наблюдал Саул исполнение предсказанного: рост популярности нареченного государя при том, что тот вовсе не стремился править, его постоянные удачи на войне. Вот почему Саул стремился уничтожить соперника, пусть даже видел, что идет против воли Божией. Не раз Давиду приходилось скрываться в пустыне, даже покидать страну. А иногда ярость Саула обрушивалась даже на неповинных людей.

Доик Идумеянин

Особенно страшным оказался следующий случай. В который раз уходя от Саула, Давид пришел в Номву к священнику Ахимелеху. К этому времени находившиеся с ним воины устали, даже ослабели от голода. К служителю Скинии Давид пришел за простой помощью – хотя бы в виде пищи. Библия указывает, что Ахимелех, хорошо знавший о том, каково отношение Саула к Давиду, «смутился». Но, наконец, пожалел невинно преследуемых – даже до того, что, не имея иной пищи, отдал им жертвенные хлебы (1 Цар. 21:1-6).

При этом поблизости стоял некто Доик из местности Идумея (южная часть царства Израиля), надзиратель над стадами Саула. Видя возможность выслужиться, он тут же о происшедшем сообщил царю, представив дело так, что Ахимелех сговаривается с опальным Давидом против государя.

Издатель «Толковой Библии» А. П. Лопухин и другие богословы полагают: именно это деяние вызвало боль и гнев Давида. Он готов был претерпевать гонения сам, но теперь невольно стал причиной гибели неповинных людей.

ветхий завет 108 псалом. Смотреть фото ветхий завет 108 псалом. Смотреть картинку ветхий завет 108 псалом. Картинка про ветхий завет 108 псалом. Фото ветхий завет 108 псалом

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Происхождение: из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 78,2 см, ширина 61,3 см. Поясное изображение пророка Давида со свитком в руке. НГОМЗ 2759. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Причем случилось это просто потому, что Саул потерял голову от ярости, а Доик «как можно лучше» старался исполнить его приказание, не имея ни благоговения к святыням, ни простой человеческой жалости, нападал на детей и женщин. Ведь для него было так важно сохранить благоволение царя, свою высокую должность, и, конечно, доходы.

Пророчество об Иуде

Выбор, который так легко сделал Доик, часто совершают люди, приверженные материальному миру, его благам. А потому содержание псалма изначально было намного шире просто проклятий, произносимых от скорби сердца на слугу Саула. К сожалению, сделанное им необычно разве что особой жестокостью. Но не совершают ли того же многие, предавая ради собственных выгод?

Чуть более, чем через 1000 лет после горьких слов, сказанных Давидом, звучание 108-го приобрело новый смысл. Иудеи времен пришествия долгожданного Мессии, Господа Иисуса Христа, вдруг увидели, что 108-й едва не до деталей описывает не что иное, как предательство Иуды.

Под «устами грешного и устами льстивого» отчетливо угадываются иудейские первосвященники, восставшие на Бога, и Иуда, в глаза говоривший Спасителю о своей преданности, на деле же замышляющий предательство.

Он вполне подобен Доику, который присутствовал во время беседы Давида о священником, даже, может быть, сказал гонимому какие-то сочувственные слова.

Особенно страшными оказались произнесенные проклятия – Давид не просто говорил от скорби, но пророчествовал о будущем:

При этом Святой Дух устами пророка говорит, что случившееся – последствия личного выбора человека, не знающего жалости к «нищему и убогому», скорбящему. Такой грешник «возлюбил клятву» (проклятие), которая станет для него «ризой», «вниде, яко вода, во утробу его, и яко елей в кости его». Все это совершенно удаляет от Бога, делает невозможным покаяние.

«Епископство его да примет ин»

Пророческий смысл слов Давида был настолько очевиден первым христианам, что св. Петр буквально цитирует слова псалма после Вознесения Господня, когда ученики стоят перед необходимостью восполнить лик 12 Апостолов после отпадения и гибели Иуды:

Так, во исполнение слов пророка, состоялось избрание нового Апостола – Матфия.

Надежда на Господа

Завершается моление твердой уверенностью в милости Божией к гонимому:

«И Ты Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего. Избави Мя, яко нищ и убог есмь аз… Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся. Раб же Твой возвеселится».

Эти слова настолько контрастируют с началом, где Давид изливает свои обиду и скорбь, что трудно не думать о том, что псалмопевец получил от Господа явное уверение в том, что гонение на него прекратится. А спустя более 1000 лет христиане черпали в этих словах уверенность в победе Христа над миром.

Однако, существовало также иное понимание.

«Проклятие псалмами»

В истории Церкви известны случаи, когда человек, подобно Иуде, становился нераскаянным грешником. У греков XIII-XVII вв. существовал чин, называемый «Псалмокатара», или проклятие псалмами.

Его применяли в отношении упорных еретиков, а также скрывающихся от суда преступников, особенно убийц. В чине участвовали 7 иереев, поочередно читавших «на преступника» псалмы, предающие его Суду Божию, включая 108.

Русский церковный историк А.И.Алмазов (1912 г.) пишет, что это последование несло элементы явно языческих суеверий: совершающие его иереи использовали черные свечи, надевали облачение наизнанку.

При этом бытовало поверье, что проклинаемый Церковью «спустя несколько дней — и чернеет, и вспухает, и расседается, и подпадает гневу Божию». С XVIII в. эта практика постепенно прекращается.

Что до России, то этот крайне неоднозначный чин здесь не совершался.

Происшедшее стало одним из оснований предания патр. Никона суду церковного Собора 1666 г.

Опасность искушения для православного человека «читать на врагов»

К сожалению, многие духовно неопытные люди и сейчас воспринимают 108-й как едва ли не «заклинание» против враждебно настроенных людей, даже ищут отзывы в интернете и интересуются: где вставлять имена? По сути, псалом может превратиться в молитву о наказании обидчиков. Такое превратное понимание – прямое нарушение заповеди любви.

Источник

Псалтирь 108 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 108

Это молитва Давида, обращенная к Господу, в которой он просит об отмщении своим врагам, безжалостно преследующим его. Этот псалом изобилует проклятиями, преимущественно направленными в адрес одного из врагов Давида. Во вступлении к книге Псалтырь объясняется смысл темы «Проклятий в псалмах».

А. Жалобы на коварных врагов (108:1-5):

Пс. 108:1-5. Давид возносит хвалу Богу и молит Его «не промолчать», т. е. не оставить безнаказанными тех, кто безжалостно преследует Давида, отвечая ему злом на добро, и ненавистью на любовь.

Б. Проклятия в адрес одного из врагов (108:6-20):

Пс. 108:6-19. Существует предположение, что врагом, вызвавшим особое чувство гнева у Давида, был Доик идумеянин, главный смотритель над стадами Саула. Он коварно предал Давида, скрывавшегося от царя, а затем умертвил 85 священников во главе с Ахимелехом (1-й Царств 22).

Настроение псалма определяется той горечью, которой томится несправедливо гонимый праведник. Он молит Бога о возмездии своим мучителям, которые являются не только его личными врагами, но и нечестивцами, противными Самому Господу. В стихах 6-7 представлен образ суда над ненавистником. Этот суд настолько же беспощаден, насколько были беспощадными и поступки нечестивца. «Молитва его да будет в грех» — возможно означает то, что на суде нечестивец начнет молиться, но не из-за раскаяния, но из-за страха, т. е. неискренне, поэтому пусть такая молитва лишь усугубит его грех.

Косвенные свидетельства того, что в Псалме 108 подразумевался именно Доик идумеянин, можно увидеть в стихе 8. Давид просит о том, чтобы не только дни этого человека были краткими, но и чтобы достоинство его перешло к другому. Имеется ввиду занимаемое им почетное положение главного смотрителя царских стад. Ссылка на это место находится в Деяния 1, когда апостолы избрали Матфия вместо повесившегося Иуды. Другими словами, предатель Доик выступает прообразом Иуды Искариота. Возможно, что автору книги Деяний было известно, что Доик тоже был лишен своего положения.

В стихах 8-19 перечисляются проклятия, которые Давид призывает на голову не только своего врага, но и на всех его близких. В древности на Ближнем Востоке была распространена идея о том, что дети наследуют не только образ жизни своих родителей, но и их характер, психологию. Поэтому в представлении Давида «сироты» Доика должны были вырасти такими же порочными людьми, как их отец. И он просит Господа обречь их на погибель (стихи 12-13).

В сущности, псалмопевец хочет, чтобы к его жестокому врагу, возлюбившему проклятие (16-17), был применен древний принцип «око за око, зуб за зуб». В стихе 16 могли подразумеваться несчастные священники в Номве, безжалостно умерщвленные Доиком. За злодеяние против таких «бедных» людей да истребится даже память о роде Доика на земле.

Пс. 108:20. Такого же воздаяния от Господа Давид желает всем своим врагам, видя их врагами и Самого Господа.

В. Молитва о помощи (108:21-31):

Пс. 108:21-25. Молитва к Господу о поддержке и милости. «Беден и нищ» — это часто встречающийся в псалмах образ, передающий бедственное состояние человека, взывающего к Богу. «Сердце мое уязвлено во мне» — другими словами, я пал духом и не нахожу в себе силы больше держаться.

Пост о котором упоминает Давид в стихе 24, был, скорее всего, вынужденным. Спасаясь от постоянных преследований, он не всегда имел пищу, и поэтому он ослаб, похудел, и уже еле стоял на ногах. Враги же гонят его с такой злобой, с какой прогоняли саранчу с полей. Кроме того, они еще и издеваются над ним, насмешливо кивая головами в его адрес (стихи 23, 25).

Пс. 108:26-31. Заключительная молитва Давида о том, чтобы нечестивцы осознали, что это Господь воздает им (26-27). Будучи убежден в том, что Бог всегда будет защищать бедного (находиться «по правую руку от него»), псалмопевец выражает намерение громко прославлять Господа.

Источник

Псалтирь 108 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина

В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (Пс.108_3-4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя («епископа» — Пс.108_8 ст. в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид (1Цар. 22:6-19), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1-5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6-10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11-20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21-31).

Пс.108:1. Боже хвалы моей! не премолчи,

«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) — Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.

Пс.108:6. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Пс.108:7. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. — «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную» — пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. — «Молитва его да будет в грех». Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва, как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность.

Пс.108:8. да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

Пс.108:9. дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;

Пс.108:10. да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

Пс.108:11. да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

Пс.108:12. да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

Пс.108:13. да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

Пс.108:14. да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память («имя») о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца («умре отец его, и аки не умре» (Сир. 30:4-6 ) ), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее — за свои, усвоенные от предков.

Пс.108:15. да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

Пс.108:16. за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

Пс.108:17. возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;

Пс.108:18. да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

Пс.108:19. да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона — «око за око, зуб за зуб» (Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро («благословения»), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких («сокрушенного сердцем», может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.

Пс.108:20. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!

Пс.108:22. ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

«Сердце мое уязвлено во мне» — я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.

Пс.108:23. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Пс.108:24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

«Гонят меня, как саранчу». В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.

Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *