ветхий завет о сквернословии
Что нам говорит православие о матерной брани
Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия». Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию.
Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь.
Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?
И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.
Для убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие.
Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:
«На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием.
На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.
Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия». (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).
Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа.
Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.
По слову Христа Спасителя «за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда» (Мф. 12, 36).
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.
Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено.
Человек, имея образ Божий, наделен даром слова в образ безначального Слова. По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.
Церковь предупреждает, что злоречивые. Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10)
Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека. Но самое большое несчастье в такой семье — это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет идти его духовное и умственное развитие.
Те родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям.
Ведь изгоняя из дома стыд, эти родители изгоняют и лучшего воспитателя. «Ибо стыд часто больше страха обучал избегать дел несообразных» (святитель Григорий Нисский). Пусть они не ищут потом виноватых, в случае несчастья с сыном или дочерью, — они сами запланировали его.
«В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного.
Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: «Со страхом Божиим и верою Приступите», он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришел в себя, то рассказал следующее:
При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было — он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: «Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия».
Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием».
Нам только кажется, что сегодня мы сильны и независимы со своим научно-техническим прогрессом. Что способны строить свое благополучие исключительно по своему желанию. Но что мы можем, если Господь за наше нечестие не даст нам Своей благодати, не благословит наши труды? От нашей, как нам кажется, небольшой, слабости страдает вся наша жизнь.
И личная, и семейная, и государственная. Поэтому, устраивая эту жизнь, прежде всего послушаемся голоса Церкви, говорящей нам через апостола Павла: Отложите. сквернословие уст ваших (Кол. 3,8).
Впрочем, чем более молитв, священных и духовных текстов произносит и читает человек, тем проще и естественнее ему бывает отказаться от грубых слов. Потому что, как говорит Апостол, не может (не должно) из одних уст исходить благословение и проклятие, как один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3,12).
Ветхий завет о сквернословии
Доверь Богу свою Жизнь запись закреплена
Что говорит Библия о нецензурной лексике(сквернословии)?
1. Это часть языческой культуры.
Выступая на брань, на войну, языческие воины призывали соответствующих духов, языческих богов: для проклятия врага, для помощи в брани, для победы (1-я Царств 17:43-45).
Таким образом, это было молитвой богам о победе.
2. Это состояние сердца.
Встречаясь с фарисеями – религиозными лидерами того времени, Иисус сказал: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:32-36).
Какие выводы мы можем сделать отсюда? Человек не может говорить доброе будучи злым по натуре. Это напоминает маску – ее можно одеть, но в критические моменты ее снимают и показывают истинное лицо. Слова, которые вырываются из нашего рта – это суть нашего сердца. Так же как не может один источник изливать соленую и сладкую воду (Иаков 3:3), точно так же невозможно быть глубоко верующим и святым христианином и в то же время допускать в своем лексиконе слова неугодные Богу.
Как мы должны относиться к скернословию?
1. Не позоволять гневу и ярости овладеть нами.
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:25-32).
Ругань – это результат эмоциональной неуравновешенности, когда человек уже не может контролировать себя. Поэтому Писание предупреждает нас, что признаки гнева – это ругательные слова в речи человека. Нецензурная брань задевает глубинные слои подсознания и приводит к эскалации насилия. Действительно, драки, погромы, даже убийства в состоянии аффекта никогда не сопровождаются изысканной литературной речью, но всегда самым грубым и отборным руганью. Такое поведение дает место дьяволу контролировать человека. Также Библия предупреждает нас, что гнев – это результат не прощения — это защитная реакция человека от того, к чему Библия призывает нас – прощать друг друга.
3. Облечься в нового человека.
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего … Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Колоссянам 3:1-12 ). Наполняйте свой разум, свои мысли Словом Божьим, христианскими песнями, думайте о Боге, о том каков Он и приучайте себя говорить лишь то, что вам не было бы стыдно сказать Господу в молитве.
Если до сегодняшнего дня вы не знали отношение Библии к нецензурной лексике, то теперь Бог показал вам через Свое Слово и факты, что Ему неугодна такая лексика. И Он ожидает от вас, что если вы сквернословили, то исповедуете этот грех пред Ним и с Его помощью решите перестать это делать. Пусть Бог поможет вам!
Сквернословие, мат и нецензурная речь в христианстве
Меня интересует вопрос сквернословия и мата в христианстве. Что означает гнилое слово и сквернословие, т. к. в библии нет чётких критериев?
Для меня сквернословие и гниль — это когда мотив оскорбить, унизить или выразить нездоровый гнев. Можно интеллигентно назвать человека «гнилым яблоком» и при этом унизить его, а можно матом и также унизить. И в чём тогда разница?
Может ли христианин использовать сквернословие и мат с праведным мотивом — это не грех? Например, когда восхищаешься супер красивым платьем, или поддерживаешь человека доброй частушкой, в которой в корне нет гнили?
Сквернословие и нецензурная речь в христианстве
Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе. (К Ефесянам 4:29)
Не должно быть ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток, ибо не подобает всё это. Вместо того пусть будет благодарение. (К Ефесянам 5:4)
Многие христиане стараются на основе этих отрывков установить «правила», но мне кажется, что человеческие правила редко бывают полезны (Колоссянам 2:23). Например, мы можем создать список матерных слов, которые в любой ситуации будут для христиан греховными. Я уверен, что подобный список можно создать и на русском языке, и на английском. Насчет русского ничего сказать не могу, но в английском есть настолько ужасные матерные слова, что христианам их не устоит произносить никогда.
Но есть слова, которые можно поместить в другой список — этот список можно было бы назвать «серая область». Этот список будет постоянно меняться. Для одной группы эти слова будут считаться непристойными, но для другой они будут из серой области. В Америке, например, некоторые слова считаются нормальными для афроамериканцев в их среде, но для для остальных они настолько непристойные, что христианам не стоит их использовать.
Но существует другой контекст, когда мы говорим не о людях, а о самом мире в аналитическом смысле. В этом случае это уже не является непристойным. Для слов из серой области очень важное значение имеет контекст.
Позвольте мне привести другой пример. В Англии слово «bloody» считается нецензурным, поэтому христиане в этой стране просят не использовать это слово. Но в США это слово вообще не имеет какого-то отрицательного смысла. Я уверен, что таких примеров очень много. Другое слово, отношение к которому изменилось со временем, — «crap». Для многих поколений это было нецензурным словом. Но для современного молодого поколения это не так. Они смеются над взрослым поколением, для которых оно по-прежнему остается плохим. Все зависит от тона, с которым я использую это слово. С молодым поколением я использую его без проблем, но со взрослым мне приходится говорить его с мягким тоном и объясняю аудитории, что не использую его для оскорбления.
Основная мысль вот в чем. Существует очень короткий список нецензурных слов, которые христианам не стоит использовать ни при каких обстоятельствах. Но существует также и список слов из серой области. И этот список значительно длиннее первого. Так что лучше применять принципы, нежели правила. Вот принцип. Если слово или заявление может рассматриваться как «сквернословие» (пользуясь терминологией из Ефесянам 4:29), или как «непристойное», или как «грубая шутка», то их не стоит произносить. Как взрослым христианам, нам важно понимать, что создание новых правил бессмысленно. Помогает лишь любящее, чувствительное, заботливое и бескорыстное отношение.
В одних ситуациях в узком кругу возможно (но нежелательно) использование некоторых слов, но в других (я уверен, что их большинство!) это недопустимо. Я верю, что верные христиане должны находиться как можно дальше от края — от серой области. Другими словами, если даже небольшое число людей считает какие-то слова оскорбительными или непристойными, то христианам стоит отказаться от их использования. Мы не должны быть близко к греху, ведь тогда значительно возрастает шанс пересечь черту. Позвольте мне сказать это еще раз. Правила не помогают. Принципы и бескорыстное отношение — да.
Вы спросили насчет мотивов. Я думаю, что мотивы мало что значат в этой ситуации. Отрывки из книги Ефесянам ничего не говорят о мотивах. Речь идет об эффекте, который производит сказанное на другого человека. Если я вкладываю один смысл в свои слова, но другой человек видит в сказанном мною что-то оскорбительное, тогда мне не стоит это произносить, независимо от моих мотивов. Отрывки в послании Ефесянам говорят об эффекте, который наши слова оказывают на других людей. Так что не важно, какой смысл мы вкладываем в наши слова, если они являются оскорбительными для других. Нам нужно спрашивать себя не о том, хотели ли мы оскорбить кого-то, а о том, почувствовал ли наш собеседник, что мы его оскорбили. Это не о нас. Это о других.
Ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток
Эти отрывки переносят нас в другую область «глупых разговоров» и «грубых шуток». Все эти вещи могут быть вообще без сквернословия или нецензурных выражений. Нам надо быть осторожными не только с тем, какие слова мы используем в нашей речи, но и в том, какой тон мы используем. Нам не надо унижать людей, или говорить о сексуальных вещах в непринужденной манере. Христианам всегда важно помнить о том, какое влияние их речь оказывает на их собеседников. Что приемлемо, а что нет, во многом зависит от слушателя, но скажу еще раз — правила здесь бесполезны, но важно помнить:
Но никто не может укротить язык: он неуёмен, злобен и полон смертельного яда. Им мы восхваляем Господа и Отца нашего, и им же проклинаем людей, созданных по образу Божьему. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия. Братья мои, этого не должно быть. (Иакова 3:8-10)
Все христиане должны контролировать свою речь и свой язык. Мы должны использовать наш язык так, как описано в этом стихе:
Мудрость же, исходящая свыше, прежде всего, чиста, мирна, добра, кротка, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна. (Иакова 3:17)
Если мы поступаем таким образом, то нам никогда не понадобятся правила и списки со сквернословием.
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Бранные и гнилые слова в христианстве
«В послании к Ефесянам 4:29 сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» Следует ли считать жаргонные, грубые слова и слова «господи», «боже мой», когда они употребляются как междометные выражения, гнилыми словами или богохульством (Исход 20:7)?
Приветствую ваш вопрос и разделяю ваше беспокойство по поводу «гнилых слов». Я считаю, что нужно различать богохульство и грубость. Использовать богохульные выражения нельзя. Что касается грубых и просторечных слов, то здесь сложно ответить столь же однозначно. Скорее всего, это зависит от того, с кем вы говорите. Я не употребляю богохульных выражений. Мы с женой не позволяем своим детям никаких грубостей, хотя грубые выражения весьма распространены в мире и даже в церкви.
Существует множество выражений в английском языке, которые я считаю вульгарными. Это, как правило, эвфемизмы (заменители) мирских и богохульных выражений. (Среди распространенных в русском языке эвфемизмов можно назвать слова «блин», «хрен» и т.п. Эти слова являются аналогами матерных слов – прим. перев.) Со временем, по мере развития языка, некогда грубые и даже богохульные выражения могут потерять свое исходное значение и даже стать литературными выражениями. (Оговорюсь: я вовсе не хочу сказать, что мы должны всегда считать приемлемым то, что мир считает таковым!) Один из примеров – английские названия дней недели, которые произошли от имен языческих богов (суббота по-английски «Saturday» — «день Сатурна», воскресенье «Sunday» — «день Солнца» и т.д.).
Что касается выражений, имеющих религиозное происхождение (к ним как раз относятся те два слова, о которых вы спрашивали), то ни одно из них не является богохульством в обычном смысле этого слова. Когда я не совсем понимаю смысл какого-либо слова, я заглядываю в толковый словарь.
Я отдаю себе отчет, что в сознании большинства людей такого рода слова не вызывают религиозных ассоциаций, но есть и исключения. Я помню, как моя бабушка поправляла меня, когда я говорил «о боже». Я не понимал, что в этом плохого, но говорить так перестал. Это, конечно, были шестидесятые годы, и времена меняются. Тем не менее как сказано в Библии, мы будем отвечать за каждое неосторожно сказанное слово (от Матфея 12:36). Даже в наше время я возражаю против использования следующих выражений: «боже», «о господи», «ради бога», «проклятье», «какого черта», «боже святый». Они связаны с Христом и Богом, и во многих случаях это и есть употребление имени Бога всуе.
Надеюсь, мои соображения будут вам полезны. Вряд ли уместно составлять список слов, которые не следует употреблять христианину, — здесь могут быть разные мнения (Послание Римлянам 14-15). «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Послание Римлянам 14:5). Допускайте, что у кого-то может быть отличная от вашей точка зрения. Поступайте праведно, но не будьте фарисеями. И помните, что вас могут услышать дети!
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Толкование на Колоссянам 3:8
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Колоссянам 3:8 / Кол 3:8
Иоанн Златоуст (
Ст. 8−10 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его
«А теперь вы отложите все». Он всегда говорит и вообще и в частности; это происходит от расположенности: «Гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу». Выразительно говорит: «Сквернословие уст ваших», потому что оно грязнит (уста). «Совлекшись ветхого человека с делами его облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ст. 9 и 10). Здесь уместно спросить: почему он, назвав члены, и человека и тело, растленною жизнью, опять то же самое называет добродетельною? И, если грехи и человек — одно и то же, то как говорит он: «С делами его»? Он сказал однажды о ветхом человеке и показал, что не это человек, но другое, потому что свобода (в человеке) важнее сущности; первая более человек, нежели последняя. Не сущность ввергает в геенну, не она вводит в царство (Божье), но одна свобода. И мы любим, или ненавидим кого-нибудь не за то, что он человек, но за то, что он такой-то человек. Итак, если тело есть сущность, а сущность ни в том, ни в другом случае не подлежит ответственности, то как он тело называет злом?
О чем же он говорит: «с делами»? О свободе с делами. Ветхим же называет его, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. «В нового», — как бы так говорит: не ожидайте, чтобы и с этим случилось то же; напротив, чем более он живет, тем более приближается не к старости, а к юности, которая лучше прежней. Чем больше он приобретает звания, тем большего удостаивается, и более цветет, и более имеет силы, не от юности только, но и от образа, к которому приближается. Потому-то наилучшая жизнь называется тварью — по образу Христа; это и значит «по образу Создавшего его», так как и Христос умер не в старости, а Он имел тогда такую красоту, что и выразить нельзя.
Источник: Беседы на послание к Колоссянам.
Амвросий Медиоланский (
Ст. 8−10 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его
Подобно тому, как крест претерпела не полнота Божества, но наша немощь, так позднее Сын покорится Отцу (1 Кор 15:28) в причастности нашей природы, чтобы были укрощены соблазны плоти, и всем для нас и нашего сердца были бы не богатство, не честолюбие, не похоть, но — Бог, если во всем, насколько мы можем вместить, живем по Его образу и подобию. Следовательно, этот дар переходит от частного ко всеобщему, ибо в Своей плоти Он приручил природу всей человеческой плоти. И, таким образом, согласно апостолу, как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15:49). Ведь это может произойти только через внутреннего человека. Итак, отложив все, то есть то, о чем мы читали: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших, — как сказано ниже: совлечемся ветхого человека с делами его и облечемся в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.
Источник: Пять книг о вере.
Феофан Затворник (1815−1894)
ныне же отложите и вы та вся, гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших
Ныне же — по приятии веры во Христа Спасителя и оставлении язычества. — Отложите. Уже отложили: ибо, приступая к купели,— бане пакибытия и нового рождения, — говорили: отрицаюсь сатаны и всех дел его и всего служения его; чем сделано то самое, что теперь заповедует сделать святой Павел словом: отложите. Почему это отложите надобно принимать в смысле: отлагайте, как прежнее умертвите — в смысле: умерщвляйте. В намерении хотя решительно отложено уже все, что требуется здесь отложить, и сила благодати на то получена, чтобы держать в силе сие отложение; но случаи к отложению на деле этим не отстранены, равно как и то, что когда встретится такой случай, то он потребует и всего внимания и соответственного напряжения сил. Блаженный Феофилакт пишет: «как же это? Только что сказал: егда живясте, — показав тем, что теперь уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите вся? Как им отлагать то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное: егда живясте — служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что иногда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею жизнию вашею и тиранствовал над вами и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог (неотложения), что живете под тиранством греха и страстей: ибо вы им умерли».
Чего ради, вооружая нас против похоти, сказал: умертвите, а готовя к борьбе с раздражительностию, говорит: отложите? Сила заповеди одна и та же как там, так и здесь, именно — сделать естество свое совершенно чистым от страстей, чтоб и следа их не было внутри и они стали вне его, как отсеченный член или как сброшенная одежда. Но борьба с ними неодинакова: с похотию труднее бороться; ибо она представляется имеющею корни в природе нашей; а с раздражительностию легче управляться, ибо она совсем чужда природе нашей, в глубине коей лежит братолюбивая общительность. Борясь с тою, будто себя насилуешь, мучишь, умерщвляешь; а борясь со второю, только чуждое отвергаешь. Стоит только вызвать сознание и чувство общего братства,— и она отпадет.
Как все христиане, так и вы. Христианин — не христианин, если не держит себя не оскверняемым страстями. Вступив в среду христиан, держите себя и вы далекими от страстей, как прежде, вращаясь среди язычников, жили по одним страстям. Но это само собою разумеется. Не особое ли что хотел внушить святой Павел, сказав: и вы? Не то ли этим внушается, что в обращении, когда созидался новый человек и когда образовывались святые решения произволения, действовала преимущественно благодать, а произволение шло вслед его, хотя не насильно, а самоохотно, но ощутительно быв влекомо? После же обращения, когда новый человек с новыми началами жизни совсем создался, жизнь начинает тещи так, что вперед идет паче произволение, благодать же, хотя неотлучно присуща и небезучастна в самых зарождениях движений произволения, идет вслед его, вспомоществуя и укрепляя? По крайней мере нельзя отрицать, что в сем смысле можно сказать: и вы. Не все благодать; трудитесь, напрягайте свои силы и вы сами, чтоб отлагать все страстное.
Та вся — будто указывает на отвергнутые уже страсти похоти; но вслед за сим, — в объяснение, что такое та вся,— перечисляются страсти раздражительности. Как же это? Может быть, у святого Апостола такая мысль: отложите все,— и то, о чем сказано уже, и то, что прискажется вслед за сим, — все, как вы жили и чем водились, когда были в язычестве, по обычаю всех язычников. Греческое: τα παντα, — всё,— дает мысль об определенном предмете отложения, который есть страсти, все вообще, как похоти, так и раздражительности. Как первые уже означены, то оставалось указать лишь на последние.
Гнев, ярость, злобу — указывают степени возрастания раздражительности: гнев — первое движение раздражения, неудовольствие, негодование, огорчение, зарождение серчания, — что все держится в пределах кажущегося благоразумия и скрывается, хотя не всегда удачно. Ярость — вспышка гнева, не удержанного в пределах и обнаруживаемого словом и делом. Но оба эти — гнев и ярость — проходчивы. Бывает, однако ж, что огорчение глубоко засядет в сердце и, оставаясь там, строит ковы и всякие способы к отмщению, замышляет сделать зло — злится.
Экумений так различает гнев и ярость. «Гнев есть вспышка или огорчительное возгорение страсти раздражительной; а ярость есть вследствие глубокого огорчения неудержимое стремление отплатить сейчас обидевшим, — душа жаждет отмщения. Надобно знать, что обоими этими движениями многократно грешат люди, или неудержимо тотчас устремляясь на оскорбивших, или с терпением выжидая случая отмстить и строя на то ковы (последнее есть злоба). Всего этого нам, наученным смиренномудрию, надлежит избегать». Злобу же так отличает блаженный Феофилакт: «злобою называет Апостол злопамятство, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отмстить».
Хуление и срамословие обнаруживают в слове сердечное раздражение. Хуление, βλασφημια, — в отношении к Богу — богохульство, а в отношении к людям — злоречие, всякая укорная речь, брань, осрамление кого словом, и бывалое обнаруживая с прикрасою и кривотолкованием, и небывалое взводя по кажущимся случайностям. Здесь разумеется последнее. «Это о бранчивых речах говорит Апостол» (блаженный Феофилакт). Срамословие — срамные слова, брань непристойными словами, от которых вышедший из себя не удерживается.
От уст ваших отложите хуление и срамословие. То и другое «оскверняет уста, созданные для того, чтобы славословить Бога» (Экумений). Уста ваши «освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием сии уста, приемлющие Христа Господа».
Источник: Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.
Ефрем Сирин (
Ст. 8−9 а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
Теперь же отложите вы ветхое человечество с делами его.
Источник: Толкование на послание к Колоссянам.
Феофилакт Болгарский (
а теперь вы отложите все
Как же это? Только что сказал: некогда обращались, показав тем, что уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите все! Как им отложить то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное — некогда обращались — служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что некогда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею вашею жизнью и тиранствовал над вами, и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог, что живете под властью греха и страстей: ибо вы умерли для них.
гнев, ярость, злобу
Злобой называет злопамятство, которое некоторые называли огорчением, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отомстить.
злоречие
Это о бранчивых речах говорит апостол.
сквернословие уст ваших
Выразительно сказал: уст ваших, ибо уста ваши освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием уста, приемлющие Христа Господа.
Источник: Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.
Лопухин А.П. (1852−1904)
а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших
Отложите — как негодную грязную одежду. — Гнев, ярость — см. Еф 4:31.