вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному

Статья на тему: «Особенности проблемного обучения иностранным языкам»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка»

«Особенности проблемного обучения иностранным языкам»

Ещеркина Евгения Игоревна

1. Понятие проблемного обучения, его виды 3

2. Цели и функции проблемного обучения 7

3. Особенности проблемного обучения иностранным языкам 10

Введение

Проблемное обучение в школьной практике появилось благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбинированных уроков. Да и специфика преподавания иностранных языков такова, что освоение новых знаний, незнакомых пластов культуры происходит активнее в условиях разрешения противоречия между тем, что ребенок уже знает и тем, чем предстоит овладеть.

Одной из концептуальных основ Федеральных государственных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования в области иностранных языков является проблемное обучение или проблемный метод, наряду с системно-деятельностным, компетентностным, личностно-ориентированным и другими подходами, которые определяют в качестве приоритетных задач достижения личностных, метапредметных и предметных результатов иноязычного образования.

Таким образом, целью данного реферата является изучение теоретических основ проблемного образования, а также выявление особенностей проблемного обучения иностранным языкам.

1. Понятие проблемного обучения, его виды

Как показывает краткий историко-педагогический анализ, заметным явлением в педагогической теории и практике обучения было введение проблемного обучения, в котором прослеживается три основных этапа развития.

Первый этап был связан с разработкой идей активизации учебного процесса, способы и средства которой создавались в течение многих столетий (майевтика Сократа, дидактика Я.А. Коменского, идеи Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф.Каптерева и др.)

В ходе второго этапа (конец 19–начало 20 веков) на основе идей активизации учения начинает формироваться исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся в овладении знаниями (А. Я. Герд, А.П.Пинкевич, В.В. Половцев, Б.Е. Райков и др.).

В первой половине 20 века в отечественной и зарубежной педагогике начинают формулироваться идеи проблемного обучения путем решения проблем («problemsolving») (Дж.Дьюи, Дж. Брунер, Г. Пойа, О. Зельц,К. Дункер и др.). Стоит отметить, что технология развития продуктивной творческой мыслительной деятельности учащихся появилась под названием «problemsolving», которое в отечественной педагогике было соотнесено с понятием «проблемное обучение», несмотря на дословный перевод – «решение проблем». Становление проблемного обучения в отечественной психологии и педагогике 20 века связано с именами С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина,В. Оконя, Т.А. Ильина, И.Я. Лернера, А.В. Брушлинского, Г.К. Селевко, М.И.Махмутов и др.

Впоследствии психолого-педагогические исследования в области проблемного обучения, творчества и творческого мышления позволили разрабатывать и совершенствовать технологию проблемного обучения по различным школьным дисциплинам, и в частности по иностранному языку.

Важно подчеркнуть, что анализ литературы проблемного обучения свидетельствует об отсутствии единого понятия проблемного обучения. В ней предлагается множество терминов и определений, например: проблемный подход (Т.И. Шамова), требующий обязательной организации проблемной ситуации, проблемный метод (В. Оконь) как путь и способ решения педагогических задач проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Наиболее употребительным и часто используемым является термин «проблемное обучение», который, однако, разными психологами, педагогами методистами трактуется по-разному.

Известный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает проблемное обучение в качестве одного из действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления.

Психолог Петровский А.В. характеризует проблемное обучение как «по большей части явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя, озабоченного тем, как бы заинтересовать учащегося учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет отношение лишь внешней обязанности, но не внутреннего фактора».

«Большой психологический словарь» предлагает следующее определение: проблемное обучение — это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия уч-ся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

В педагогике определение проблемного обучения также раскрывается по-разному.

Так, В.Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний».

И.Я.Лернер, рассматривая проблемное обучение как новый тип обучения, видит его сущность в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы».

Немаловажным также представляется раскрыть понятие «проблемное обучение» с точки зрения методики преподавания иностранных языков.

В.В. Сафонова отмечает, что проблемное обучение иностранному языку можно определить как деятельность учителя по созданию и использованию на различных стадиях обучения иноязычных заданий, направленных на активизацию мыслительной и речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения социокультурными знаниями и умениями, речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями.

Е.Н. Соловова пишет, что проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.

Как видим, и В.В. Сафонова, и Е.Н. Соловова утверждают, что проблемное обучение в учебном процессе по ИЯ направлено на активизацию мыслительной и речемыслительной деятельности, овладение речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями и усвоение новых знаний.

2. Цели и функции проблемного обучения

Как отмечалось выше, проблемное обучение – «это тип обучения, характеризующийся активной и самостоятельной поисковой деятельностью учащихся, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей».

Данное определение дает возможность утверждать, что проблемное обучение во многом отличается от традиционного, которое не вполне соответствует современным запросам общества.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности. Главные психолого-педагогические задачи проблемного обучения : развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей; усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении); воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.

Сущность проблемного обучения, как творческого процесса, включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, в стихийно складывающимся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

На основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным, как отмечает Мельникова Е.Л., можно сформулировать и основные функции проблемного обучения.

Можно указать следующие общие функции проблемного обучения :

усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

развитие интеллекта учащихся, т. е. их самостоятельности и творческих способностей;

формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их коммунистического мировоззрения;

формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Кроме того, проблемное обучение имеет и специальные функции :

воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Функция проблемного обучения заключается в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение направлено на формирование способностей к творческой деятельности и потребности в ней.

Для того чтобы проблемное обучение в школе было оптимальным в этом отношении, недостаточно включить в процесс обучения случайную совокупность проблем и проблемных задач. Система проблем должна охватывать все основные их типы, свойственные каждой области знания, важные для общего образования методы познания; характеристики творческой деятельности должны отличаться постепенно возрастающей сложностью.

3. Особенности проблемного обучения иностранным языкам

Начиная преподавание иностранного языка необходимо пробудить интерес учеников к языку как науке, а также сформировать позитивное отношение к предмету, применяя проблемное обучение, начиная на ранних стадиях изучения языка как второго. Большая часть учащихся имеет трудности грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

Актуальность проблемного подхода в обучении иностранному языку определяется новой целевой направленностью современного образования.

познавательно-коммуникативные (могут создаваться на основе моделирования жизненных ситуаций, которые были бы интересны и посильны для школьников);

духовно-познавательные (должны основываться на решении проблем внутреннего мира ребёнка).

аутентичность общения на занятии;

«информационное неравенство» партнеров;

А теперь поясним подробнее, что понимается под каждым из данных свойств. Аутентичность общения на занятии подразумевает создание методически целесообразных условий естественного общения и употребление языка для решения реальных коммуникативных задач.

Поставленная проблема на уроке должна быть интересна учащимся, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, и должна быть по силам обучающихся. Все это представляет актуальность и сложность задания для учащихся.

В решении обучающих и развивающих задач проблемного обучения центральным звеном является проблемная ситуация. От того, насколько удачно она создана, во многом зависит успех учебно-познавательного процесса. Поэтому необходимо :

создавать проблемные ситуации на реальном жизненном материале, как на историческом, описанном в литературе, так и на современном, но ни в коем случае они не становятся произвольной конструкцией ума

проблемные ситуации направлять на стимулирование мышления, которое не является самоцелью, так как целью во всех случаях выступает формирование у школьников учебных навыков работы, коммуникативных умений, необходимых для повседневной жизни знаний и умения их применять.

Конструировать проблемную ситуацию таким образом, чтобы ее содержание соответствовало теоретическим знаниям учащихся. Если учащиеся не имеют каких-то исходных теоретических знаний, то путем разъяснения восполнять недостающие знания прежде, чем они приступят к решению проблемной задачи.

проблемную ситуацию всегда строить на знакомом учебном материале, который ранее не анализировался.

проблемные ситуации обязательно опираются на имеющийся у учащихся определенный практический опыт.

Формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и исключали всякую попытку отделаться заученным материалом и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос – проблему.

учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например, юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.);

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);

определяет проблемные теоретические и задания, ставит проблемные задачи.

Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:

учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

вызывает глубокие интеллектуальные чувства;

помогает быстрее восстановить самостоятельно добытые знания.

Заключение

Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления учащихся. Обучение иностранному языку рассматривается на современном этапе развития методики и психологии как обучение деятельности.

Современная педагогика исходит из того, что ученик должен быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, он призван быть активным субъектом его, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Ценнейшим средством развития навыков самостоятельности мышления является проблемное обучение. При проблемном обучении обучаемые высказывают предположения, ищут аргументы для доказательств, самостоятельно формулируют некоторые выводы к обобщению, являющиеся уже новыми элементами знаний по соответствующей теме. При проблемном обучении иностранному языку учитель систематически организует самостоятельную работу обучающихся по усвоению новых знаний, умений, повторению изученного и отработке навыков. Обучаемые сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования.

Таким образом, проблемное обучение иностранному языку заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

Список литературы

Белова С.А. Технология поисковой деятельности по иностранному языку в обучении учащихся. М., ИмиДЖ, 2002.

Доможирова М.А. Современные методы обучения устной речи на иностранном языке. – СПб.: ГТУ, 1999. – 153 с.

Зимняя, И.А. Проблемность в обучении неродному языку / И.А. Зимняя // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе. Пермь: Изд-во ПГТУ, 1994. – С. 10-17, Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003.No 5.

Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 1977

Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.-СПб.,2005

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования от 17 декабря 2010 г. No 1897

Источник

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному

Архив журнала

Сентябрь 2016

ПнВтСрЧтПтСбВс
« АвгОкт »
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Рубрики

Участникам

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному

Данная статья показывает применение проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития критического мышления учащихся, которое помогает детям формировать умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, использовать приобретенные умения и навыки для решения проблемных ситуаций в повседневной жизни подрастающего поколения.

вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранномувид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному

вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Смотреть картинку вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Картинка про вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному. Фото вид проблемного обучения направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся иностранному настроение: позитивное

ключевые слова: анализ ситуации, выявление проблемы,
формулировка проблемы и осуществление поиска ее оптимального решения

город: Тульская область, п. Дубна

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации.

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.

За основу своей концепции я взяла хорошо известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащую выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г. К. Селевко. В своей работе я использую идеи деятельностно- и личностно-ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е. С. Полат, Е. И. Пассова.

Главная цель моей педагогической деятельности —

Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:

Развивающие — развить у школьников:

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха.

На разных этапах урока я использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение — это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

Проблемная задача — это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною предусматриваются различные уровни сложности:

Для успешного решения обучающих, развивающих воспитательных задач проблемного обучения школьников на занятиях мною предусматриваются следующие условия:

Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение одной из проблемных задач в присутствии учащихся:

Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.

Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи учителем и учащимися. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти ученики, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи.

Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

1) умение сформулировать проблему;
2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;
3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у меня.

Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Например, при изучении темы «Достижения науки и техники» я предлагаю учащимся проблемную ситуацию «Как технология и средства массовой информации способствуют взаимопроникновению культур?»

При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т. п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.

Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.

Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.

Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая. Для этого есть объективные причины психологического плана: есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут работать самостоятельно, другие готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.

Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т. д.

Как я уже отмечала ранее, в своей работе я обычно использую различные виды активных методов обучения.

При обсуждении теоретических и практических проблем мною обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.

Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции.

Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра — это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.

На занятии мною используются различные варианты организации и проведения деловых игр: «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т. п.), «Что? Где? Когда?» (викторина), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и др.) Деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Сущность метода «интеллектуальный штурм» (ИШ) заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. ИШ способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на цели.

Этот метод используется мною по-разному, в зависимости от темы урока; в своем неполном, кратковременном виде (довожу содержание проблемного вопроса на уроке и обращаюсь за помощью к ученикам, организую интеллектуальную разминку на занятии и др.), но иногда я провожу ИШ в полном объеме.
Метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.

Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста XIX века; по его определению «образование — это изучение правил игры под названием “жизнь”». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.

Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. При работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики я использую информационные сетевые ресурсы, интегрируя их в учебный процесс. Учащиеся получают задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в интернете. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал — умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *