видел ли апостол павел иисуса христа при жизни
Павел или… Христос?!
Сами споры меня не удивляют. Как только в христианской общине появился Павел, поверивший в Христа, мгновенно разгорелись споры. Павел был известен как гонитель христиан, вот и возникли подозрения, что он лишь притворяется христианином, а на деле готовит какую-то ужасную провокацию против церковных людей: «Как доверять вчерашнему врагу? А если Павел входит в доверие, чтобы потом больше крови невинной пролить?».
Истинное положение вещей вскоре выяснилось. Эти споры быстро затихли. На их место пришли другие, более затяжные споры: «Павел не был с другими апостолами, когда Христос их учил. Вот почему Павел плохо знает Христово учение и сильно искажает Евангелие».
Следы этих ожесточенных споров мы не раз замечаем в Новом Завете. Вот, например, в Коринфе затевается смута (см.: 1 Кор. 1: 12). Коринфяне заявляют: «Мы Павловы». Другие, пришлые, ставят себя выше: «Мы Христовы» – иными словами: «Мы держимся того Евангелия, которое Сам Христос преподал. Мы Его непосредственные ученики. Никакого Павла рядом с Христом не было видно, Павел для нас не авторитет».
В ответ спорщикам святой Павел многократно исповедовал, что для него главное – Христос, что Сам Христос поставил Павла на апостольское служение, и Павел проповедует Христа, а не себя и свои измышления.
Подобные споры вокруг апостола Павла то затихают, то разгораются вновь. С XIX века в среде радикальных протестантов опять поднялся спор: «Что на самом деле возвещал Христос? И как это соотносится с более поздним учением апостола Павла?» Тонны книг лежат на полках, все они написаны в поисках «исторического Иисуса».
В наши дни на апостола Павла продолжают сыпаться и язвительные упреки, и мягкие критические замечания. Поводы поспорить меняются, суть остается прежней.
На одном форуме мне встретилось обсуждение на злобу дня: как Библия учит нас относиться к гомосексуализму. Не буду уточнять, где именно это произошло на просторах всемирной сети. Не собираюсь называть участников. Даже какой язык обсуждения был на форуме – без разницы. Важно другое: в обсуждении принимали активное участие православные христиане, среди них весьма образованный священник (возможно, что и два священника).
Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение?
О чем именно был спор? Проблему кто-то из форумчан сформулировал достаточно остро: «Известно, что апостол Павел писал против гомосексуализма, но Сам Христос что-нибудь говорил против гомосексуализма?» Читаю ответные реплики. Читаю в надежде, что кто-нибудь возразит: «Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение? Павел – истинный апостол Христов, а не самозванец какой. Послания апостола Павла богодухновенны, списывать их со счетов христиане не вправе».
Никто не написал ничего подобного! Неужели нам всё равно, когда апостола Павла опять ставят под сомнение?
Мы забыли, что послания этого апостола относятся к самому древнейшему слою священного новозаветного Писания? Его послания с благоговением прочитаны Церковью, когда Четвероевангелие было еще устным преданием. Павловы послания вместе с Евангелием вошли в Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Древняя Церковь не отделяла одно от другого. Не противопоставляла первоверховного апостола – Христу. Почему в наши дни это делается? Из-за каких-то современных научных данных? Нет. Из-за желания казаться современным и казаться причастным к науке.
Еще я ждал, что на форуме кто-нибудь приведет слова Христа по затронутой злободневной проблеме. Не дождался.
Правда, в изречениях Христа слово «мужеложество» мы не можем буквально указать. Вот у апостола Павла сказано буквально: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни мужеложники (ἀρσενοκοῖται)… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).
Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место
И что же, значит, нечего нам ответить?! Найдется что ответить, только захотят ли услышать… Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место – и сам злободневный вопрос, сформулированный на форуме, и лежащее в его основе всеразъедающее сомнение в апостольском слове.
Вспомним, как Христос посылает апостолов благовествовать и укрепляет их: «Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя… из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10: 14–15).
Задумайтесь, спорщики. Или открыто признайте, что Павел не апостол Христов, или слушайте во все уши, чему Павел учит, даже если это кажется нетолерантным и безнадежно устаревшим.
Разве Господь не выразил Своего отношения к проблеме содомии? Кто имеет уши, чтобы слушать, пусть услышит и задумается. А кто лишь делает вид, что слушает, с тем и разговаривать не о чем.
Когда-то Павел был гонителем Божией Церкви. Христос одним властным словом остановил его на этом погибельном пути. Павел Его услышал и потом поднялся на небесную, недоступную нам высоту апостольства.
Апостол Павел
Мы на службе привыкли слушать апостольское чтение, воспринимая его как некоторое традиционное вступление перед Евангелием и проповедью. Между тем мы […]
Мы на службе привыкли слушать апостольское чтение, воспринимая его как некоторое традиционное вступление перед Евангелием и проповедью. Между тем мы читаем живое слово тех, кого Сам Спаситель послал как свидетелей Истины, как очевидцев духовной победы добра над злом, воскресения над смертью.
И это слово было написано раньше всех остальных: еще не написаны Евангелия, их пересказывают устно, а христиане уже переписывают и распространяют послания апостолов Петра, Иакова и чаще и больше всего – апостола Павла.
Конечно, понимать Апостол на церковнославянском – довольно сложная задача. Поэтому странные слова этого ученика еврейских раввинов, вдруг из гонителя ставшего чуть ли не основателем христианства (по словам недалеких религиоведов): «Несмь ли апостол?», – с трудом доходят до нашего сознания. А между тем этот бывший ревностный гонитель учеников Господа, названный родителями именем первого (и несчастливого) израильского царя Саула, говорит не что иное как «Не апостол ли я?», всерьез понимая, что не все христиане признали его как ученика Христа. Ведь апостолы — это свидетели Христа, видевшие Его в годы его земного служения. А Савл-Павел провел свое детство в Анатолии (ныне — Турция). Но он дерзновенно, почти дерзко бросает свои слова коринфским христианам: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» Видел? Но где и когда?!
Он жил большую часть жизни в среде евреев, погрузившихся в точное до мелочей исполнение Закона и охотно обличавших других в его нарушении. Мы знаем из Евангелий, что эти люди, фарисеи и книжники, с недовольством и агрессией встретили Иисуса Христа, обличавшего их в лицемерии и в неправильном исполнении Закона. Но, видимо, некоторые из них всё-таки понимали, что доскональное исполнение заповедей Закона должно основываться не на простом начетничестве, а на любви к Богу и ближним. Одним из таких учителей и знатоков Закона был Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом» ( Деян. 5, 34 ). Его лучшим учеником и был еврейский юноша родом из Тарса Савл, сидевший у ног своего учителя как самый умный и любимый ученик. Здесь же, в школе раввинов, Савл научился искусству выделки палаток, которое впоследствии ему очень понадобилось, особенно в его миссионерских путешествиях.
Евреям нелегко было принять Иисуса Христа как ожидаемого Мессию. Многие из них надеялись, что Мессия восстановит евреям собственное государство. Другие ожидали увидеть в Мессии самого ревностного исполнителя всех 613 заповедей (они даже посчитали их точное количество!). Эти-то ревнители буквы Закона в первых рядах начали преследовать христиан, слепо веря, что они нарушают еврейские традиции. Савл был, увы, в их числе.
Могло ли быть тогда по-другому? Он ведь не был каким-то «теплохладным», безразличным человеком. Благодаря своему образованию и очень хорошему знанию Закона он и стал поддерживать тех, кто яростно преследовал христиан, сажая их в тюрьмы, отдавая их на суд и казнь. Во время казни первомученика архидиакона Стефана Савл согласился посторожить вещи мученика, пока того побивали камнями ( Деян. 7, 58 ). Он ждал своего формального совершеннолетия. И тогда, «дыша угрозой и убийством на учеников Господа», Савл выпросил у первосвященника разрешение на арест христиан в Дамаске, куда сразу же отправился. Разумеется, Дамаск не Иудея, там ветхозаветный Закон не действовал на официальном уровне. Но еврейская община Дамаска его соблюдала, и при поддержке дамасских гонителей христиан можно было схватить и тайно вывезти в Иерусалим на суд книжников и законников. И тогда римские власти уже не станут вмешиваться, «умоют руки», как уже это сделал Пилат с Самим Христом, сказав «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» ( Иоан. 18, 31 ).
Когда Савл уже подходил к Дамаску, внезапно его осиял свет с неба и, упав на землю, он услышал голос, который говорил: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он ответил: «Кто ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Савл в ужасе и трепете сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему, чтобы он шел в Дамаск, где ему будет сказано, что делать дальше. После этого видения Савл поднялся от земли, никого не видя, хотя глаза у него были открыты. Его спутники довели его до Дамаска и остановились там. В этом городе проживал ученик Анания, который, по повелению Божию, крестил Савла с именем Павел, несмотря на то, что о Савле знали как о яром гонителе христиан ( Деян. 9, 1-19 ).
С этого времени Савл становится Павлом. Это лучший ответ на вопрос, видел ли он Господа. Потому что с этого момента он стал открыто проповедовать иудеям в Дамаске и в других городах Палестины о воскресшем Иисусе Христе, о том, что все пророчества о Мессии сбылись, доказывая это с помощью цитат из Священного Писания. Уже в Иерусалиме он познакомился с апостолами. Непросто им было признать в бывшем гонителе брата во Христе.
«Удивительная перемена! И не только в том, что гонитель стал апостолом, но в том, что ревнитель иудейского Закона смог всё вменить в сор ради Христа»
Но четыре апостольских путешествия, в которых Павел основал множество церковных общин на территории Средиземноморья, развеяли сомнения. Хотя ему пришлось напомнить Коринфским христианам: «Если для других я не апостол, то для вас [апостол]; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» ( 1 Кор. 9, 2 ).
Удивительная перемена! И не только в том, что гонитель стал апостолом. Но в том, что ревнитель иудейского Закона смог всё это вменить в сор ради Христа. Ведь он всю свою юность учился соблюдать заповеди, тщательно отличать законную пищу от недозволенной. И вот на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году было постановлено, что всё это необязательно для новообращенных из язычников. Апостол Павел не только поддержал это, но положил в основу своей проповеди. Он стал «для чуждых закона – как чуждый закона… для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех… сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1 Кор. 9, 21-23 ).
В своих путешествиях Павел, приходя в любой город, вначале заходил в ближайшую синагогу и начинал проповедовать о воскресшем Господе собравшимся. Хорошо зная Писание, он приводил цитаты из него в доказательство своих слов. Но не везде иудеи встречали его с радушием. В некоторых городах они были так враждебно настроены против христиан, что тут же старались Павлу чем-нибудь помешать: спорили с ним, клеветали на него городским властям. Особо враждебные не только гнали его из города, но и преследовали его в других городах. Так что он много был гоним и много претерпел за веру уже при своей жизни. Его сердце наполнялось скорбью от того, что его соплеменники-иудеи не принимали Христа. Но жар его сердца заставлял его вновь и вновь проповедовать. Тогда он шел к язычникам, и они его слушали. Вследствие этого Павел был назван «апостолом язычников» ( Рим. 11, 13 ).
Таким образом он проповедовал по всей Малой Азии, создавая в городах общины и Церкви из новообращенных христиан. Часто он, не желая обременять новообращенных, еще не ощутивших своей ответственности за судьбу церковной общины, делал палатки и продавал их на рынке, тем самым добывая средства к существованию.
Если у апостола Павла не было возможности быть в том или ином городе, где требовалась его поддержка в случае беспорядков или сильного притеснения иудеев или эллинов, то он писал послание христианам этого города, в котором давал им свое пастырское наставление и утешение. Так появилось на свет 14 посланий апостола Павла христианам Эфесской, Коринфской и других малоазийских Церквей и общин, а также конкретным лицам.
Свой жизненный путь апостол Павел окончил мученической смертью в Риме в 67 г. по РХ, после того как был арестован и заключен в темницу во время правления императора Нерона. Как римского гражданина его казнили усечением мечом. Исполнилось его давнее желание, о котором он написал филиппийским христианам: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Фил. 1, 23 ). Под сенью сводов собора, названного в его честь, по всей видимости, и почивают мощи Апостола язычников.
Протодиакон Дмитрий Цыплаков, Кирилл Садчиков
Апостол Павел — враг Христа, ставший преданным другом
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал?
Фарисей, сын фарисея
Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена.
А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий.
Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла.
Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем.
Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением.
| Читайте также: Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?
Разумеется, чтобы разбираться в тонкостях Закона и всех его толкований, требовалось солидное образование. Именно для этого рожденный в Тарсе мальчик был отправлен в Иерусалим, где он и вырос. Его учителем стал Гамалиил, самый авторитетный богослов того времени. Когда по Иерусалиму пошли слухи о том, что некий Иисус воскрес после казни и всё больше людей стало называть себя Его учениками, фарисеи потребовали немедленных репрессий, но Гамалиил рассудительно умерял их пыл: Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38-39).
А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет! Позднее сам он напишет об этом так:
Вы слышали… что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13-14).
Сначала он был в тени, на вторых ролях — к примеру, люди, побивавшие камнями первого мученика Стефана, оставили его сторожить их верхнюю одежду. Но довольно скоро он выступил в самостоятельный поход.
По дороге в Дамаск
Молодой ревнитель отправился в Дамаск — там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. Но по дороге… Когда же он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян 9:3-5).
Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей?
Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему. Вот Понтий Пилат, например, симпатизировал Иисусу, но отправил Его на крест, руководствуясь политическим расчетом, и говорить уже больше было не о чем.
Все изменилось в этот день для пылкого юноши. Сначала он, ослепший от удивительного видения, отправился в Дамаск, но уже совсем с другой целью — нашел там одного из христиан, Ананию, который исцелил его наложением рук. Теперь Павел уже сам проповедовал в синагогах Дамаска, что Иисус есть подлинно Сын Божий — именно за эти слова он некогда гнал христиан, именно за эти слова его потом обвинят в «изобретении христианства». Но из этой истории становится понятно, что такая проповедь давно уже звучала и в Дамаске, и в других местах, где были христиане, а Павел прославился потому, что пронес ее по множеству городов и очень подробно изложил в посланиях.
Даже до края земли
В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).
Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).
Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.
Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.
А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.
Но и с язычниками было не все так просто. В городке Листре к Павлу и его спутнику отнеслись как раз исключительно хорошо — их приняли за… богов и готовились принести им жертвы! Апостолам еле удалось отговорить от этого наивных горожан. А в крупном городе Эфесе, наоборот, почитатели богини Артемиды заподозрили, что эти странные христиане лишат их «доходов от туризма», — ведь храм Артемиды Эфесской славился как одно из чудес света, на него приезжали посмотреть паломники из всех окрестных стран. Как ни странно, в таких сложных ситуациях Павла не раз выручало то самое римское гражданство: римские власти и войска были просто обязаны защищать своего гражданина, они не могли отдать его на растерзание толпе иноплеменников.
Путешествие в оковах
Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, и вот однажды… Он как раз находился в Иерусалиме, куда периодически возвращался как в центр зарождающегося христианского мира: здесь была самая первая община, здесь обычно собирались апостолы. Именно здесь духовные вожди иудеев решили положить конец проповеди Павла и натравили на него толпу, обвинив его в… даже не очень понятно, в чем именно, но, во всяком случае, враги были уверены, что он заслуживает смерти.
Павел был взят под стражу командиром римского гарнизона — выглядело это скорее так, что он был взят под охрану. Тем не менее, раз против апостола было выдвинуто обвинение — значит Павла должны были судить. Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать, может быть, не один год. И, разумеется, исход был совершенно непредсказуем, а все это время он оставался бы узником.
Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная машина римской государственности будет работать на него. Ему теперь гарантирован проезд в столицу и проживание в ней — что может быть лучше!
А оковы… что ж, он привык называть их «узами Христа» и вовсе не тяготился ими. К тому же обращение с ним было достаточно гуманным, а центурион, которому было поручено доставить Павла в Рим, проникался к нему всё большим уважением и однажды даже спас ему жизнь. Дело было так: корабль, перевозивший Павла и других узников в Италию, попал в шторм и сел на мель у берегов Мальты. Его уже разбивали волны, и охрана хотела перебить узников, чтобы они не бежали, но центурион ради Павла организовал спасательную операцию, и все остались целы. А для Павла это стало поводом проповедовать Христа еще и на Мальте!
Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг. н. э.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь. Церковь празднует память апостола Павла вместе с памятью апостола Петра 29 июня (12 июля нового стиля), признавая тем самым особую роль этих двух учителей христианства.
«Пишу вам, братие…»
Но самое интересное в апостоле Павле — его собственная личность, ведь это единственный из апостолов, кто оставил так много писем. В Новом Завете его имя носит целых 14 посланий (всех остальных книг, включая Евангелия — только 13), хотя, возможно, не все из них написаны непосредственно Павлом: так, Послание к Евреям несколько отличается и по стилю, и по содержанию от остальных. Но в любом случае, даже если что-то и было дополнено учениками, все Послания отражают характерное для апостола видение Бога и человека. Павел, кстати, собственноручно не писал писем: он диктовал секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои письма кратким приветствием.
Некоторые из его посланий — настоящие богословские трактаты, и прежде всего — Послание к Римлянам. Именно его берут обычно за основу создатели различных трудов по богословию Нового Завета.
Но в основном послания обращены к конкретным общинам и даже отдельным людям, говорят об их особых проблемах, дают им подходящие советы.
Апостол Павел не был сухим теоретиком или морализатором, он погружался в кипение жизни, всё пропуская через сердце, ни к чему не оставаясь равнодушным. Может быть, закончить наш разговор об апостоле Павле стоит несколькими цитатами из его посланий, в которых особенно ярко видны его характер, темперамент, убеждения.
…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:5-8, 12).
…мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:9-10).
И, наконец, слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют «основателем христианства». Он вовсе ничего не «изобрел», но так говорил о себе: я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20).
Он показал с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Апостол Павел прожил действительно христианскую жизнь — и потому по его следам, как и по следам других апостолов, праведников и учителей, люди до сих пор приходят ко Христу.
На заставке: рисунок Артема Безменова