видлица храм георгия победоносца
Воссозданный храм
Сотни паломников
ежегодно посещают
Храм великомученника Георгия Победоносца
С незапамятных времен вмч. Георгий Победоносец считается покровителем главных сфер жизнедеятельности крестьянства – земледелия и скотоводства. Может быть, поэтому храм, построенный в Видлице в 1867 году крестьянами Степаном и Федором Фешкиными, был посвящен именно этому святому. Стояла в селе и другая церковь, – Ильинская, ныне утраченная. «В Видлице был я в праздник Илии пророка, во имя которого освящена тамошняя деревянная церковь, – читаем в записях известного путешественника Н.Я. Озерецковского. – У обедни нарочито было много народу обоего пола, который набрался туда из деревень, Видлицкую волость составляющих».
История храма
Храм открыт: с 10 до 14
Молебен вмч Георгию Победоносцу: четверг
Божественные литургии: суббота, воскресенье
Службы: проводятся в великие праздники
«Человек верующий силен своей верой, Господь ему помогает, дарует благодать, делает духовно и нравственно сильнее«
Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил
Иконостас церкви великомученика Георгия Победоносца
Церковь великомученика Георгия Победоносца
Воссоздание храма
Минули десятилетия. Видлицкие жители вступили в совхоз, который после недолгого расцвета пришел в упадок. Обветшали постройки, опустели улицы… Молодые видличане в поисках работы уехали из родного села. Среди них был и Виктор Егорович Евдокимов. А потом, став генеральным директором санкт-петербургского ЗАО «СМУ-53», он решил организовать в родной Видлице, где живет его мама, строительство храма. Строительные работы начались в 2004 г., а уже через три года основной этап был закончен.
И вот, благодаря помощи сотрудников СМУ-53, «Северо-Западного Телекома» и других благотворителей мечта В.Е. Евдокимова была исполнена – Видлица обрела необыкновенно красивый каменный храм, выполненный в стиле русского классицизма. Его золоченый трехъярусный иконостас написан в иконописной мастерской «Лик» (Ярославская область). Пять колоколов, отлитые в Воронеже, мелодичным звоном призывают жителей Видлицы и окрестных поселений под своды храма. По словам Виктора Егоровича, благолепие церкви будет поддерживаться и дальше.
Открытие храма
Церемония открытия Храма
Контакты
Гостевой Дом «Уют»
Республика Карелия, Олонецкий район, село Видлица, улица Десанта, дом 5.
Круглосуточно +7 (921) 222-13-09
Видлица. Храм великомученика Георгия Победоносца.
Видлица. Храм великомученика Георгия Победоносца.
Координаты: 61.188961, 32.401884
30 сентября 2007 года в день чествования святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии первую службу в новом храме совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
К 2009 году храм полностью обрел свою красоту и был освящен Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом 18 июля 2009 года. «Человек верующий силен своей верой, Господь ему помогает, дарует благодать, делает духовно и нравственно сильнее», – сказал в своем слове Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
Фото: И. Тимин, 2018.
Храм великомученика Георгия Победоносца в Видлице на карте:
Село Видлица
Видлица (карел. Videl, фин. Vitele) — село в Олонецком национальном районе Республики Карелия, административный центр Видлицкого сельского поселения, железнодорожная станция на 129 км перегона Тулокса — Погранкондуши.
Село расположено на берегу реки Видлица у впадения в неё реки Новзема, в 40 км к северо-западу от Олонца.
Предположительно, село получило своё название от слова «viide» ливвиковского диалекта карельского языка, что означает «низина».
Историческим предшественником села был Видлицкий погост, известный с XVII века как пограничный оборонительный рубеж от нападения шведов.
В Российской империи Видлица входила в состав Олонецкой губернии (Олонецкая Карелия). Границы Олонецкой Карелии проходили по северо-западной линии от села Салми до озера и одноимённого села Тулмозеро (карельск. Tulomdjärvi, фин. Tulemajärvi), по северо-восточной линии через Ведлозеро (фин. Vieljärvi) до Куктозеро (фин. Kotkatjärvi), по юго-западной линии через Олонец (карельск. Anuksenlinnu, фин. Aunus) и Рыпушкалицы (фин. Riipuskala), по юго-западной линии вдоль Ладожского озера до Салми. На этой территории была создана Видлицкая волость, в которую входили крупные сёла: Видлица (Vitele), Тулокса (Tuulos), Большие Горы (Suurimäki), Погранкондуши (Rajakontu), Кукшегоры (Kuksumäki), Тигвера (Tihveri), Кинелахта (Kinalahti), Путилица (Pultsoila).
В 1896—1897 годах Общество «Путиловских заводов» построило в Видлице, по проекту инженера В. Н. Липина, крупный Видлицкий чугунолитейный завод. Горная руда доставлялась с Валимякского рудника, расположенного вблизи Сортавалы. Численность постоянных работников завода составляла 400 человек, годовой объём производства чугуна составлял более 6,5 тыс. тонн. В 1909 году предприятие было закрыто ввиду убыточности, постройки завода не сохранились.[2]
В 1919 году, в ходе советско-финской войны, село было оккупировано, освобождено в результате Видлицкой операции РККА.
В 1927 году был образован Видлицкий район в составе Автономной Карельской ССР в результате объединения Видлицкой, Тулмозерской и Ведлозерской волостей. Территория района составила 2779 кв. км., на территории Видлицкого района в 1927 году проживало 11715 человек, при этом 11373 (то есть почти 100 %) составляли карелы. В составе района было 189 поселений, крупнейшими из которых были Видлица (около 200 домов), Тулокса (90 домов), Большие Горы, Тулмозеро и Ведлозеро. В пограничном селе Погранкондуши находился пункт пограничного и таможенного контроля (советско-финская государственная граница до 1940 года).
В 1930 годах Видлицкий район был разделён, большая его часть вошла в состав новообразованного Олонецкого района в составе Автономной Карельской ССР (позже Карело-Финской ССР, с 1956 года — Карельской АССР). Северные части бывшего Видлицкого района (Тулмозеро и Ведлозеро) вошли в состав также новообразованного Пряжинского района, а Погранкондуши в состав Питкярантского района.
В 1941—1944 годах Видлица находилась в эпицентре Советско-финской войны (1941—1944). В течение этих лет Видлица находилась под финской оккупацией. В Видлице располагался концентрационный лагерь. Освобождена советскими войсками в июне 1944 года в ходе Тулоксинской десантной операции.
Георгий Победоносец
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
Храм вмч Георгия Победоносца с Видлица
Храм вмч Георгия Победоносца с Видлица запись закреплена
Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ
Преставился ко Господу духовник Петрозаводской епархии архимандрит Иларион (Кильганов).
14 ноября 2021 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, на 76-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался духовник Петрозаводской епархии, настоятель Важеозерского Спасо – Преображенского мужского монастыря, член Епархиального совета архимандрит Иларион (Кильганов). Перед кончиной отец Иларион сподобился причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых.
Показать полностью.
Чин отпевания, который возглавит митрополит Петрозаводский и Карельский Константин состоится 16 ноября в 11.00 в Александро-Невском кафедральном соборе Петрозаводска.
Соболезнования Духовному собору и насельникам Важеозерского Спасо – Преображенского мужского монастыря в связи с кончиной отца Илариона выразил митрополит Петрозаводский и Карельский Константин: «Более Четверти века покойный пастырь нес на своих плечах нелегкий крест игуменского служения, заботясь о духовном возрастании насельников Важеозерского монастыря. Богу содействующу, за минувшие годы в обители было сделано немало доброго и полезного: укреплялись древние традиции иночества, организовывался прием многочисленных паломников, восстанавливались здания и поновлялось убранство монастыря.
Горячая вера, молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к Славе Божией снискали почившему глубокое уважение клира, духовных чад и паствы Петрозаводской епархии. Это был добрый, чуткий, деликатный и невероятно скромный человек. Все, что он делал, было посвящено единому на потребу — живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем.
Вознося молитвы ко Господу о упокоении его души в селениях небесных, выражаю искреннее соболезнование насельникам обители, духовным чадам и близким новопреставленного. Мысленно даю последнее целование почившему и выражаю надежду, что по слову Спасителя он услышит желанный глас: «… добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Евангелие от Матфея 25:21). Да сотворит Господь новопреставленному отцу Илариону вечную память!».
Архимандрит Иларион (Кильганов Григорий Максимович) родился 3 июля 1946 года в г. Ленинграде в семье рабочего. Крещен в младенчестве в Свято – Владимирском соборе г. Ленинграда. После окончания средней школы и технического училища с 1963 г. работал на Ленинградском заводе «Ленполиграфмаш». С 1965 по 1968 гг. проходил службу в рядах Советской Армии, после чего продолжил работу на заводе по специальности электромонтер.
С 27 декабря 2016 года – член Епархиального совета Петрозаводской епархии. С 16 мая 2018 г. – начальник (настоятель) Успенского подворья Важеозерского Спасо – Преображенского мужского монастыря (г. Санкт – Петербург, ул. Крупская, дом 5). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 31 марта 2020 года удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы…». 13 февраля 2020 года в связи с 500 – летием Важеозерского Спасо – Преображенского мужского монастыря награжден почетным знаком Главы Республики Карелия «За вклад в развитие Республики Карелия».
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2021 год
Видлица храм георгия победоносца
В Видлицу вернулся ее небесный заступник
Слева от Архиепископа Мануила – Е. Евдокимова; далее – духовный окормитель новопостроенной церкви, настоятель Смоленского собора г. Олонца протоиерей Михаил Тереняк; справа – В.Е. Евдокимов
Приветственное слово Главы Администрации г. Олонца В.А. Ефремова
В.Е. Евдокимов и сотрудники СМУ-53
Архиепископ Мануил и известный российский политик, уроженец села Видлица В.Н. Степанов
18 июля в селе состоялось освящение храма во имя св. вмч. Георгия Победоносца
С незапамятных времен вмч. Георгий Победоносец считается покровителем главных сфер жизнедеятельности крестьянства – земледелия и скотоводства. Может быть, поэтому храм, построенный в Видлице в 1867 году крестьянами Степаном и Федором Фешкиными, был посвящен именно этому святому. Стояла в селе и другая церковь, – Ильинская, ныне утраченная. «В Видлице был я в праздник Илии пророка, во имя которого освящена тамошняя деревянная церковь, – читаем в записях известного путешественника Н.Я. Озерецковского. – У обедни нарочито было много народу обоего пола, который набрался туда из деревень, Видлицкую волость составляющих».
Минули десятилетия. Видлицкие жители вступили в совхоз, который после недолгого расцвета пришел в упадок. Обветшали постройки, опустели улицы… Молодые видличане в поисках работы уехали из родного села. Среди них был и Виктор Егорович Евдокимов. А потом, став генеральным директором санкт-петербургского ЗАО «СМУ-53», он решил организовать в родной Видлице, где живет его мама, строительство храма. Инициативу поддержал другой уроженец села Виктор Николаевич Степанов. Строительные работы начались в 2004 г., а уже через три года основной этап был закончен.
И вот, благодаря помощи сотрудников СМУ-53, «Северо-Западного Телекома» и других благотворителей мечта В.Е. Евдокимова была исполнена – Видлица обрела необыкновенно красивый каменный храм, выполненный в стиле русского классицизма. Его золоченый трехъярусный иконостас написан в иконописной мастерской «Лик» (Ярославская область). Пять колоколов, отлитые в Воронеже, мелодичным звоном призывают жителей Видлицы и окрестных поселений под своды храма. По словам Виктора Егоровича, благолепие церкви будет поддерживаться и дальше.
«Человек верующий силен своей верой, Господь ему помогает, дарует благодать, делает духовно и нравственно сильнее», – сказал в своем слове Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. И жители Видлицы тянутся к благодати – на освящении храм был полон. Службы, которые совершает протоиерей Михаил Тереняк, видличане стараются не пропускать. А мама Виктора Егоровича Елизавета в свои 84 года на Литургию добирается сама, отказываясь от помощи. Она проезжает на велосипеде около семи километров, чтобы вознести молитву за сына в возведенном им Георгиевском храме.
Храм в Лидде: почему его восстановление Русская Церковь отмечает как отдельный праздник?
16 ноября — обновление храма великомученика Георгия в Лидде
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В 1871 году Иерусалимский Патриарх Кирилл II обратился к российским кавалерам ордена Святого Георгия с просьбой помочь восстановить Георгиевскую церковь. Российское правительство выделило деньги, и 3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1872 года новый храм был освящен. А у Русской Православной Церкви появился еще один праздник. Но ведь за тысячи лет множество православных церквей разрушалось и отстраивалось заново. Почему же память о восстановлении именно этого храма навсегда осталась в нашем церковном календаре?
«Некий человек высокого звания»
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде (город Лод неподалеку от Тель-Авива, рядом с аэропортом имени Бен-Гуриона. — Прим. ред.). Когда ему было 20 лет, его мать скончалась, оставив сыну богатое наследство. При императоре Диоклетиане Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, поступил на военную службу и сделал блестящую карьеру.
Когда под конец своего правления, в 303 году, император начал гонения на христиан, Георгий был в Никомидии (город Измит в Турции. — Прим. ред.). К этому времени относится свидетельство, которое приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский:
«Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Исследователи полагают, что речь идет именно о святом Георгии.
Согласно житию, его арестовали и после восьмидневных тяжких мучений обезглавили. Останки его слуга захоронил в Рамалле.
Христианский святой, покоривший мусульман
Почитать святого Георгия начали уже вскоре после его мученической кончины. В Римской империи начиная с IV века стали появляться посвященные ему церкви — сначала в Сирии и Палестине, затем на всем Востоке, а не позднее V века — и на Западе.
В начале VIII века житие великомученика Георгия перевели на арабский язык, и под влиянием арабов-христиан почитание святого проникло в среду арабов-мусульман. В апокрифическом арабском тексте жития, входящем в «Историю пророков и царей» (памятник арабской исторической литературы начала X века. — Прим. ред.), Георгия называют «учеником одного из апостолов пророка Исы», которого «язычник царь Мосула» подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.
А на Руси в 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри во имя святого Георгия и повелел праздновать день его памяти. А со времен Дмитрия Донского его стали считать покровителем Москвы.
Храм, всегда восстающий из руин
Гробница, в которой когда-то был похоронен святой Георгий, сохранилась в крипте (подземное помещение под алтарной частью. — Прим. ред.) посвященного ему храма в Лидде. Первую церковь на этом месте возвели в V–VI веках, возможно на фундаменте более раннего храма. Сюда из Рамаллы были перенесены мощи великомученика Георгия, и в месяцеслове Сирийской Церкви день этот — 3 ноября (16 ноября по новому стилю) — отмечен как праздничный.
Однако, несмотря на почитание святого Георгия мусульманами, в 1010 году Георгиевскую церковь по приказу халифа аль-Хакима разрушили. Но вскоре восстановили.
В 1071 году город захватили турки-сельджуки, но в 90-х годах XI века храм еще стоял и мощи святого Георгия по-прежнему хранились под его главным алтарем. Разрушили его только перед взятием Лидды крестоносцами. Но те в XII веке сами заново его отстроили.
А в 1191 году церковь велел снести захвативший город Салах-ад-Дин. Впрочем, выполнить его волю не удалось — храм лишь сильно повредили. На этот раз восстановил его Ричард I Львиное Сердце.
Очередное гонение на христиан вспыхнуло уже в 1442 году, при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, и Георгиевская церковь была-таки разрушена, но уцелели крипта и алтарная часть, и в 1517 году в ней опять возобновили православные богослужения, которые продолжались до 1837 года, когда во время землетрясения обрушились свод храма и северная апсида (алтарная часть. — Прим. ред.).
Русская Палестина
После Крымской войны Палестину посетил первый паломник из царствовавшего дома Романовых, глава военно-морского ведомства великий князь Константин Николаевич. И сразу после этого началась покупка земли под будущий комплекс Русской духовной миссии. А для руководства строительством в Петербурге учредили Палестинский комитет.
И началась эпопея русского строительства в Палестине — без дорог и инфраструктуры, без подготовленной рабочей силы. Бóльшую часть стройматериалов пришлось ввозить из Европы: строительного леса в Палестине вообще нет, да и далеко не все виды местного камня пригодны для строительства. Главную рабочую силу — арабов-палестинцев из окрестных деревень — приходилось обучать новым, совершенно непривычным для них профессиям.
Расцвет Русской духовной миссии на Святой Земле пришелся на 1865–1894 годы, когда ею руководил архимандрит Антонин (Капустин). Это при нем была создана Русская Палестина — целая сеть храмов, монастырей, паломнических приютов. Тогда-то Иерусалимский Патриарх и попросил русских помочь восстановить Георгиевскую церковь. И помощь эту получил. Освятили новый храм в годовщину освящения самой первой церкви. И память об этом Русская Православная Церковь почитает по сей день, ведь это была важная веха усиления духовного присутствия России на Святой Земле.
А ковчег с частью мощей святого Георгия до сих пор хранится в этом храме, принадлежащем теперь Иерусалимской Православной Церкви.