виды коллективных способов обучения
КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко
I. Работаю в школе 23 года. Учителем начальных классов. Полагаю, что ни одна другая профессия не имеет сегодня такого большого значения, как профессия учителя.
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Каким должно быть наше образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.
Мне близка идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:
КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.
Преимущества КСО:
Общие правила организации парной работы:
Золотые правила при организации парной работы:
Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Вид общения
Организационная форма обучения
Способ обучения
1. Общение в паре (два человека)
Индивидуально-парная (один учит другого)
Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) — до ХVI-ХVII вв.
2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)
Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
Я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.
Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.
Неэффективно применять в первом классе с первых уроков групповую работу и работу в парах сменного состава. Данную работу следует заменить коллективной, потом научить ребят работать в парах постоянного состава, а только потом в парах сменного состава. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава. Учитель вначале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.
II. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.
Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».
В 3-4 классах разрешается ставить оценки друг другу, но, как показывает опыт сначала надо их подготовить, так как на этой почве могут возникнуть споры. Совместная работа пары заканчивается, её участники объединяются в другие пары. Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следующий раз сам диктует этот же текст другому, проверяет, отмечает ошибки и требует от своего нового партнёра их анализ.
Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и приступают к работе в третьей и т. д.
Ребята с большим удовольствием включаются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа над ошибками». (Приложение 2) Но уже в 3-4 классах обращение к памятке становится всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.
Работа по вопросникам.
Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.
Впервые применять лучше эту работу во 2 классе. (Приложение 3).
Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах сменного состава? Обычно возникает необходимость повторить изученный материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.
Он был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени, потому что страница указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопрос подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом разобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добивается от него правильных ответов. После повторения теории ученики выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.
Таким образом, с помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.
Так же составляются карточки по математике, которая состоит из трёх частей:
Литература:
Коллективные способы и формы обучения
Коллективной моделью работы называют учебные занятия в парах со сменными составами, ориентированные на вырабатывание и оттачивание умений:
Чтобы применить наиболее приемлемый вид структуры урока, следует обратить внимание на важность приобретения организации учебной работы учащихся на занятии.
Коллективный способ обучения – это такое обучение, при котором все члены группы действуют слаженно, прослеживается активное участие каждого из них, происходит процесс обучения товарищей умением работать в коллективе.
Групповой тип организации учебной деятельности – это подготовление и работа с детьми в динамических парах или парах со сменным составом.
Способы обучения
Переход к учебе в динамических парах или сменного состава возможен при наличии обучения в постоянных парах и группах. Поэтому подготовительная деятельность на уроках начальных классов предусматривает комбинирование общеклассной и персональной форм деятельности. Практика показывает отсутствие возможности справиться с аналогично предложенной задачей самостоятельно, падает динамичность принятия участия в общей классной работе, так как не все способны разобраться с поставленным вопросом. Учитель не может учесть степень подготовленности и личные особенности каждого.
Реализация данной деятельности возможна посредством включения дифференцированных задач. При внедрении их в образовательный процесс, педагог поэтапно готовит группу к коллективной форме изучения.
Наличие коллективной формы организации в заданиях дает шанс индивидуально продвинуться с определенным темпом, содействуя с проявлением и формированием способностей каждого ребенка. Это подтверждается узкой взаимосвязью развивающего преподавания и коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса. При появлении в новых коллективах учащимся трудно контактировать со сверстниками. Целью учителя является научить детей взаимодействовать вместе как одна группа.
Применение различных форм общественной работы учениками считаются особо важными для становления мотивации учения, что может трактоваться наличием некоторых факторов. Групповые формы позволяют втягивать в работу всех детей, в особенности «глухих», также выполняющих установленные задания совместно. Действие в микроколлективе позволяет активизировать всех членов группы. Командная деятельность способна сплотить учащихся и вызвать особую заинтересованность товарищей значимостью предоставленного процесса. Ребенок может начать по-другому относиться к учебной деятельности, то есть ценить и осознавать ее важность. При появлении этих двух факторов возможно введение учащегося в интенсивную работу, со временем перерастающую в необходимость, обретающую значимость, приводимую к становлению мотивации учения.
Главное условие формирования учебной работы младших классов – наличие взаимосвязи и коллективности у детей. Зачастую педагоги ошибочно откладывают совместную работу на второй план. Это способствует реализации части возможностей формирования ребенка.
Поэтому рекомендуется применять коллективную форму работы для организации учебно-воспитательного процесса, так как она основывается на совместной работе и взаимопомощи, дает гарантии участия во время мероприятия или урока всех учащихся, способна выявить индивидуальные характерные черты, создает условия формирования персональных качеств личности.
Разработка задач и проведение уроков
Для организации коллективной деятельности педагог берет на себя ответственность по приготовлению специального материала, созданию задач, подготовке детей к партнерским отношениям. Рекомендовано внедрение компонентов коллективной деятельности с начала обучения. Рассаживание детей идет согласно группам. Создание категорий производится при помощи определенной расстановки мебели (не всегда).
Появление групп согласно содержанию происходит намного позже. На момент процесса работы группа является механизмом помощи. Урок служит главной формой организации преподавания, домашнее задание носит многообразный характер индивидуального вида, что снижает перегруженность учащихся. Благодаря компетентности педагога, занятие включает в себя сочетание нескольких форм деятельности, характер отношений между учителем и детьми, рассматривается как нестандартный и мобильный урок.
Для выработки умений с получением высокого развивающего результата необходима постановка педагогом неординарных учебных задач и организация группового поиска.
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на результатах детей. Ребята учатся высказываться, искать правильные решения, сортировать и убирать ошибочные, внимать к суждениям других участников. Если имеется такая форма организации учебного процесса, то прогнозируется рост мотивации обучения, создание коллективных отношений, формирование независимости. Групповая форма способствует наталкиванию на высказывания стеснительных учащихся, так как они будут находиться в тот момент в более узком окружении по сравнению с целым классом, то есть произойдет некая поэтапная адаптация.
Проявление активности и независимости подростков возможно при наличии психического настроя на работу:
Активный отклик в рассмотрении трудностей, проблем, задач, устанавливаемых учащимися в группах, желание принять участие в обсуждении выводов товарищей, их расширение, внесение коррективов – все это является существенными аспектами познавательной самостоятельности и инициативности, указывающими на становление ученика субъектом учебно-воспитательной работы, то есть осуществляется развивающее обучение.
Виды коллективных способов обучения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?
Статья:
В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.
Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?
Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета. Всё обучение идёт на уроке.
Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:
— впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;
— была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:
— впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.
К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
— противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.
Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:
— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;
— между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:
— между воспитанием и обучением.
На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.
МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
— наличие сменных пар учащихся;
Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.
При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
— изучение текстового материала по любому учебному предмету;
— решение задач и примеров по учебнику;
— разучивание стихотворений в сменных парах;
— выполнение упражнений в парах;
— работа по вопросникам.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.
Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.
Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.
Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.
В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.
При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.
Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.
Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
— реализация принципа деятельности;
— формирование мотивации учения и обучения;
— всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
— психологический комфорт в учебном коллективе;
— единство воспитания и обучения;
— реализация субъект – субъектных отношений.
Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
— приобщение к важным навыкам жизни;
— умение стать на точку зрения другого;
— умение разрешать конфликты;
— умение работать сообща для достижения обще цели;
— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
— появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
— учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:
— обучение партнёров (в парах);
— группа, сидящая вместе;
— задания для всего класса.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
Установить правила и обучить им:
— нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;
— нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;
— правил должно быть не более 5;
— правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;
— правила должны быть написаны на видном месте;
— правила должны выполняться всеми участниками игры;
— объединитесь по группам быстро и тихо;
— принесите необходимые материалы;
— слушайте, когда кто-то говорит;
— знайте своё задание;
— оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;
2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.
Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.
РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.
ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.
Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:
— учиться навыкам групповой работы;
— взаимное соответствие группового обучения и задания.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
— внимание и одобрение (обратная связь);
— активное включение учеников в работу;
— мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);
— установление жёстких правил;
— образцовое поведение учителя;
— нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;
Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:
О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:
Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:
Р А З В И В А Ю Щ И Е:
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:
Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава. На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам. Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.
Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.
Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:
— методика поабзацной проработки текста;
— методика взаимообмена заданиями;
— и взаимопередача тем; и др.
Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.
Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:
— работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;
— работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.
Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы. Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.
Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».
Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам. Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу. Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.
При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.