виды методов обучения в педагогике
В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.
Классификация методов обучения в педагогике
Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.
Словесные
Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.
Наглядные
Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.
Условно наглядные варианты можно подразделить на:
применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.
Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.
Практические
Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.
К примерам реализации вовлечения относятся:
тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.
Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.
Современные методы обучения и преподавания
Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.
Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.
Деловая игра
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.
У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.
К базовым принципам учебной игры относятся:
Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.
Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.
Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.
Метод синектики
Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Пассивные
Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.
Активные и интерактивные
Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.
Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.
Кейс-метод
В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.
Метод проектов
Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.
Эвристический
В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.
Проблемный
В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.
Исследовательский
В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.
Модульного обучения
В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.
РКМЧП
Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.
Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.
Виды методов обучения в педагогике
Степень успешности обучения зависит в первую очередь от применяемых в его ходе методов обучения.
Метод обучения в педагогике — это комплекс поэтапных и связанных друг с другом вариантов работы педагога и учащихся, нацеленных на решение определенных дидактических задач.
Определяют несколько способов обучения:
Практические методы
К числу практических можно отнести такие методы, как упражнения, схемы, иллюстрации или же познавательные игры. Приведенный метод по сравнению с иными в лучшей степени приучает ребенка к добросовестному решению данных ему задач. Как результат применения этого метода, у детей происходит формирование полезных привычек, а именно привычка правильно организовывать трудовой процесс, которая основывается на понимании цели предстоящей работы, анализе существующих целей и условий их достижения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых для процесса материалов, внимании по отношению к качеству выполняемой работы, анализе и выводах.
Основой всех практических методов в педагогике можно назвать упражнение, другими словами поэтапное, организованное, циклическое выполнение действий, цель которых заключается в овладении определенными навыками, необходимыми для упражнения или повышения качества владения этими навыками.
Дидактические игры являются процессом, отлично сочетающимся с учением. Игровые моменты, включенные в образовательный процесс, делают ход обучения более интересным для учащихся, позволяют сформировать у детей рабочий настрой и помогают преодолеть возникающие в процессе трудности. Игра представляет собой важнейший триггер умственного развития детей.
Наглядные методы
В качестве наглядных методов обучения в педагогике можно определить демонстрацию и наблюдение.
Метод наглядности позволяет учащимся прочно запомнить преподаваемый материал. Наглядные методы можно применять на каждом из этапов хода педагогического процесса. Они способствуют образному, гармоничному восприятию, выступают в качестве опоры для развития мышления.
В большей мере важность наглядных методов раскрывается при их применении по отношению к ученикам дошкольного возраста, у которых на данном этапе основу форм мышления составляют наглядно-образная и наглядно-действенная, а проявление понятийной формы мышления в силу возраста находится в зачаточном состоянии. Наглядность должна отражать существующую окружающую действительность, соответствовать степени развития ребенка, обладать высокохудожественным содержанием и оформлением.
Наблюдение представляет собой целенаправленное и планомерное восприятие явлений и объектов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.
Используя приведенный метод, педагог получает возможность выбрать направление вектора восприятия учащегося на определение главных черт в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами. В процессе обучения свое применение находят наблюдения различного характера:
Наблюдения также могут быть подразделены на следующие типы:
Словесные методы
К словесным методам обучения имеют отношения такие понятия, как объяснение, чтение, беседа или же рассказ. Действенность методов данной группы обладает зависимостью от культуры речи, общего уровня образности, эмоциональной выразительности и понятности его объяснений для учеников, то есть детей, педагога.
Опыты и эксперименты
Метод опытов и экспериментов заключается в оказании определенного воздействия обучаемым на предмет с целью определения его характерных свойств и связей. Опыты и эксперименты могут быть определяться как совокупность следующих видов:
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.
Экспериментирование представляет собой метод обучения, если применяется с целью передачи ученикам новых для них знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, однако само решение ребенку необходимо найти, руководствуясь лишь своими силами.
Основой познавательной деятельности учеников в экспериментировании можно назвать появляющиеся, в процессе противоречия между уже существующими знаниями и навыками, и новоприобретенными познавательными задачами и ситуациями, которые появляются в ходе проведения эксперимента. В качестве источника познавательной деятельности в данном случае выступает преодоление такого противоречия.
Моделирование
Моделирование представляет собой наглядно-практический метод обучения. Применение данного метода развивает мышление ребенка. Развитие происходит при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для ученика форме скрытые свойства и связи рассматриваемого объекта. Фундаментом метода моделирования можно назвать принцип замещения, когда действительно существующий предмет заменяется иным предметом, его иллюстрацией или же определенным условным знаком.
Виды методов обучения в педагогике
В учебном процессе выделяют несколько методов обучения:
Практические методы
К данной группе относят способы, которые нацелены на обучение ребенка поиску самостоятельного решения задач. То есть, рассматриваемый нами метод позволяет задействовать мышление, основанное на анализе деятельности. Таким образом, ребенок не просто познает теорию, но и применяет ее на практике.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В итоге – ученик приобретает навыки анализа деятельности, построения плана работы, оценки вариантов достижения результата. Один из самых важных моментов, которые стоит отметить в самостоятельной практической работе, заключается в обучении организации процесса деятельности. Конечно же, учитель в данном случае контролирует ход работы, но поиск решений предоставляет ученикам.
Для повышения заинтересованности учеников в получении знаний, преподаватели применяют дидактические игры. Данный метод основан на отработке навыков в ходе практического взаимодействия. Игры хорошо вписываются в учебный формат и помогают закрепить уже выученные знания, отработать их в деятельности.
Наглядные методы
Методы наглядного представления материала применяются для любых возрастов. Но больше всего их используют при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Такая тенденция объясняется тем, что у маленьких учеников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Соответственно, и способы предоставления информации должны быть подобраны исходя из закономерностей психического развития ребенка.
Процесс обучения предполагает наблюдение:
Характер применения данного способа может определяться необходимым вектором изучения нового материала, выделением педагогом ключевых моментов.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Наблюдения подразделяют по продолжительности:
Словесные методы
В данной группе способов обучения одними из наиболее популярных методов являются беседы, рассказы, лекции. Все словесные варианты представления информации действенны при учете нескольких факторов, влияющих на процесс обучения. Конечно же, очень важно, чтобы ученик воспринимал информацию, рассказываемую учителем. Поскольку данный вариант традиционно используется на протяжении всего обучения, было определенно, что на итоговый результат влияют культура речи, эмоциональный окрас учебного материала, его образность и понятность.
Эксперименты и опыты
В проведении опытов и экспериментов происходит взаимодействие учащегося с предметов. При этом, важно наблюдать изменения, фиксировать их результат.
Опыты и эксперименты могут быть:
Таким образом, каждый ученик может почувствовать себя исследователем.
Любое новое знание предполагает преодоление противоречий между изучаемыми явлениями и известными законами, фактами, закономерностями. Зная их, ученик может связать уже известную ему информацию с результатами наблюдений.
Моделирование
Данный метод построен на принципе замещения, который уместен при необходимости воссоздать объект с похожими характеристиками. Такое действие нужно для лучшего познания свойств изучаемого предмета. В результате дети не только обучаются моделированию, но и развивают наглядно-действенное мышление. Это значит, что в последующем ребята смогут понимать характеристики объектов, ориентироваться в том, из чего состоит предмет и как он функционирует. Специальные схемы и модели доступно объясняют изучаемую тему.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
36. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Существует несколько классификаций методов обучения.
I . Наиболее известная из них – классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скатнина:
1) По характеру познавательной деятельности: выделяют следующие методы обучения:
эвристические; исследовательские; объяснительно-иллюстративные; проблемные; репродуктивные.
2) При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью: подведения учащихся к постановке задачи; расчленения задачи на шаги; привлечения учащихся к участию в эвристической беседе; направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.
3) При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы: постановка совместно с учащимися исследовательских задач; организация исследовательской деятельности учащихся; направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.
4) При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения: объяснение; сообщение; рассказ.
5) При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику: вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации; подготовить противоречие; поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации; определить пути решения проблемной ситуации.
6) При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы: опрос по ранее изученному материалу; различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения; многократное воспроизведение пройденного материала учащимися; выполнение упражнений учащимися.
7) По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
8) К группе методов приобретения новых знаний относятся:
— методы устного изложения;
9) Группу методов формирования умений и навыков составляют: