виды обучения по ведущим методам бывают

ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Описание презентации по отдельным слайдам:

В современной дидактике различаются три типа обучения: прямое обучение, проблемное обучение и опосредованное обучение.

В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов на­учного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, приоритет поисковой учебно-познавательной де­ятельности учащихся, то есть открытия ими под руководством обучаю­щего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявлять свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать. Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, то есть активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: автори­тарным, демократическим, либеральным. В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели.

При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.

Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока.

Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее: • взаимное отчуждение взрослых и детей; дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм;

возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий; за пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка под определенный шаблон, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полного содействия их росту.

Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его даль­нейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрос­лого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной фор­мой организации детской жизни.

В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мыш­ление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскре­пощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не пред­полагает отмены систематического обучения и воспитания детей, про­ведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является пер­вым звеном общей системы народного образования и в качестве тако­вого обеспечивает первый этап становления развитой личности.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Номер материала: ДБ-1136070

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

К примерам реализации вовлечения относятся:

тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.

К базовым принципам учебной игры относятся:

Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;

использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;

перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;

сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.

Источник

Основные виды обучения

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией.

Вид (тип) обучения— это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов:

1) характера деятельности учителя;

2) особенностей обучения учеников;

3) специфики применения знаний на практике и др.

По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываются от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучениябыла беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы — «сократическая беседа». Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение?— форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механическое заучивание. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И).Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это давно известный вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении и т. д.

Проблемное обучение (ПбО).Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы.

Преимущества ИбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение (ПО).Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

— учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

— учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

— каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

— при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

— при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

— каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

— результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

— педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

— в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машинным и без машинным способами.

Учителя начальной школы чаще используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.

Модульное обучениестало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль — это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

По своему содержанию модуль — это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он содержит в себе цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается практически все: посещение студентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются аналогичные задания и критерии их рейтинговой оценки.

Развивающее обучение— учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека; он направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей, в развитии их мышления. Всякая деятельность — это решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога — учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем. Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчеркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

Понятие «содержание образования».

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Без научно обоснованного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания— всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержании и его направленности заложены основы формирования растущей личности.

Под содержанием образованияследует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И. Ф.Харламов).

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность следующих компонентов:

системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающих картину мира (усвоенная информация помогает человеку сориентироваться в окружающем мире);

опыта осуществления известных для человека способов деятельности (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира);

опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности человека к дальнейшему освоению культуры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала);

опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами).

Все компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.

Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте образования. Стандарт отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования.

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть фото виды обучения по ведущим методам бывают. Смотреть картинку виды обучения по ведущим методам бывают. Картинка про виды обучения по ведущим методам бывают. Фото виды обучения по ведущим методам бывают

9.5. Документы, определяющие содержание обучения: образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы

Формы педагогического проектирования– это документы, в которых описывается с различной степенью точности создание и действие педагогических систем, педагогических процессов или педагогических ситуаций.

Концепция– одна из форм педагогического проектирования, в которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов.

Перечень учебных специальностей– представляет собой совокупность сведений об учебных специальностях, обучение по которым осуществляется в профессиональных учебных заведениях. Перечень может содержать данные о специализации, квалификации, уровнях квалификаций, сроках обучения, образовательном цензе поступающих на учебу, половозрастных ограничениях и др.

Квалификационная характеристикасодержит совокупность требований в отношении всех слагаемых образования; перечень профессионально важных качеств, формирование которых является предпочтительным, а также сведения, характеризующие особенности профессиональной деятельности будущего работника.

Государственные образовательные стандарты— это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Государственный стандарт определяет:

— минимум содержания основных образовательных программ;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки выпускников.

На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

Модель учебного планаявляется одной из форм представления учебного плана, определяющей инвариантные ивариативные компоненты содержания обучения для той или иной ступени профессионального образования и устанавливающей определенные соотношения между ними.

Типовой учебный планопределяет структуру содержания обучения по конкретной учебной специальности. Включает полный перечень учебных предметов, объем учебного времени для их изучения и резерв времени; рекомендуемое распределение учебных предметов по учебным периодам; число и перечень экзаменов, обязательных контрольных работ; сводные данные по бюджету учебного времени; перечень предметов обязательного выбора и факультативных курсов и др.

Рабочий учебный планразрабатывается на основе типового учебного плана, учитывает в полном объеме специфику процесса профессионального обучения в конкретном учебном заведении. При разработке рабочего учебного плана составляется полный график учебного процесса, осуществляется окончательное распределение резерва учебного времени, определяются предметы обязательного выбора и факультативные.

Тематический планявляется частью учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объем времени на их изучение.

Учебная программаопределяет содержание обучения по тому или иному учебному предмету, порядок изучения учебного материала (используют типовые и рабочие учебные программы).

Тематический план по предмету (перспективно-тематический план, календарный план)составляется преподавателем конкретного учебного предмета. Включает перечень тем учебной программы, перечень тем конкретных учебных занятий, количество учебного времени, отводимого на эти темы, межпредметные и внутрипредметные связи, методическое обеспечение и другие сведения рекомендательного характера.

Тематический план производственного обучения по профессииразрабатывается мастером производственного обучения в соответствии с рабочим учебным планом и учебной программой с целью рационального распределения учебного материала по урокам. Период, на который разрабатывается тематический план производственного обучения, и его структура определяются учебным заведением.

План урокавключает определение конкретных целей (задач) урока, его структуру, перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала.

Учебная программа— нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования.

В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы:

Пояснительная записка — в ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета.

Содержание образования в виде списка вопросов — по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.

Межпредметные и внутрипредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности.

— Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.

Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаютсяи критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов.

Список литературы и др.

Видыучебных программ:

Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации.

Личностно-индивидуальные авторские программы, разрабатываемые или реализуемые высококвалифицированными творчески работающими учителями.

Традиционно существует два принципа (способа) построения программ:

а) линейный — логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих этапах обучения;

б) концентрический — повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте. На новом витке содержание расширяется и углубляется.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *