виды тренировок по го и чс и периодичность их проведения
С 1 января вступает в силу новое положение о подготовке граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций
ambrozinio / Depositphotos.com |
Действующее в настоящее время Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547) с 1 января 2021 года утратит силу.
В соответствии с новым Положением для работающего населения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций будет предусматривать инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца (вместо проведения занятий по рекомендуемым программам), а также, как и раньше, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках (Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485).
Для руководителей организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий предусматривается проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках. В настоящее время одним из вариантов подготовки руководителей организаций является курсовое обучение, с 1 января 2021 года такая форма обучения для указанных выше лиц не предусмотрена.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, будет являться обязательным лишь получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы. Возможность прохождения курсового обучения в качестве альтернативы дополнительному профессиональному образованию с 1 января 2021 года также будет отсутствовать.
Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок
Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.
Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения. На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.
Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.
Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.
В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению, и др.
Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.
В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.
Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.
Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.
К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.
Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.
На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.
Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.
В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.
Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.
Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.
После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.
Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки. Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов
В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.
Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.
Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:
— во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;
— в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;
— с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.
В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Штабные тренировки могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.
Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.
Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.
Виды тренировок по го и чс и периодичность их проведения
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства Москвы от 10 декабря 2019 г. N 710-РП «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 «О правовых актах города Москвы», в целях повышения эффективности подготовки органов управления, сил и средств органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления города Москвы и организаций, расположенных на территории города Москвы, к решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
1. Утвердить Методические рекомендации по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (приложение).
2. Признать утратившими силу:
2.1. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке и проведению командно-штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в г. Москве».
2.2. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 9 июля 2007 г. N 116-РЗМ «О внесении изменений в распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ».
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 10 декабря 2019 г. N 710-РП
Методические рекомендации
по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
1. Общие положения
1.2. Основными задачами учений (тренировок) являются:
1.2.1. Совершенствование навыков лиц, привлекаемых к учениям (тренировкам) при выполнении функциональных обязанностей, при решении задач по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2.2. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организаций при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.
1.3. Виды учений (тренировок):
1.3.1. Командно-штабное учение.
1.3.2. Тактико-специальное учение.
1.3.3. Комплексное учение.
1.3.4. Штабная тренировка.
1.3.5. Объектовая тренировка.
1.4. Цели и периодичность проведения учений (тренировок) определены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. N 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
2. Планирование учений (тренировок)
2.1. Учения (тренировки) проводятся в соответствии с планами основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациях. Учения (тренировки), не включенные в эти планы, могут быть проведены по решению председателя (первого заместителя председателя) Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2.2. Учения (тренировки) засчитываются по решению руководителя соответствующего учения (тренировки) как проведенные в текущем году:
2.3. При подготовке и проведении учений (тренировок) особое внимание уделяют:
2.3.1. Организации работы по выполнению требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2.3.2. Оценке состояния работы в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациях.
2.3.3. Состоянию готовности сил организаций к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.3.4. Организации взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций между органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве, организациями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
2.4. Темы учений (тренировок) определяются с учетом имеющихся сезонных и отраслевых прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций.
3. Организация руководства при проведении учений (тренировок)
3.2. Руководитель учения (тренировки) несет личную ответственность за подготовку и качество проведения учения (тренировки).
3.3. Руководитель учения (тренировки) определяет и утверждает замысел учения (тренировки), определяет порядок разработки необходимых документов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.6. Руководству учением (тренировкой) и посредническому аппарату запрещается раскрывать обучаемым замысел учения (тренировки), план-календарь проведения учения (тренировки) и план наращивания обстановки.
4. Подготовка учения (тренировки)
4.1. Подготовка учения (тренировки) включает:
4.1.1. Разработку документов по учению (тренировке) в соответствии с приложениями 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.1.2. Организацию материального и технического обеспечения.
4.2. Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения (тренировки) заключается:
4.2.1. В обеспечении руководства учения (тренировки), посреднического аппарата и обучаемых необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами.
4.2.2. В обеспечении участников учения (тренировки) средствами связи, автоматизированными системами управления и оповещения.
4.2.3. В обеспечении участников учения (тренировки) принадлежностями для работы, а также в организации питания и отдыха.
4.2.4. В техническом обслуживании автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учение (тренировку).
5. Организация проведения учения (тренировки)
5.2. Учение (тренировка) может проводиться непрерывно в отведенные временные сроки или с перерывами с объявлением оперативных пауз.
5.3. В целях обеспечения последовательности достижения целей учения (тренировки) и сосредоточения усилий на решении главных вопросов проведение учения (тренировки) может планироваться и проводиться по этапам.
5.4. В ходе проведения учения (тренировки), помимо документов, указанных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, обучаемыми могут разрабатываться иные документы (приказы, поручения, указания, распоряжения, справки, донесения, аналитические материалы и другие).
5.5. На первом этапе учения (тренировки) отрабатываются вопросы введения режимов функционирования, проводится оповещение и сбор обучаемых, осуществляется постановка задач, сбор данных по обстановке, их оценка и анализ, проверяются вопросы готовности привлекаемых на учение (тренировку) сил к действиям по предназначению.
При этом особое внимание должно уделяться вопросам развертывания и организации работы систем связи, оповещения и информирования, организации и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приведения в готовность формирований гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.6. В ходе первого этапа учения (тренировки) проверяется:
5.6.2. Соответствие перечня, формы, содержания документов, разработанных при подготовке учения (тренировки), приложениям 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также соответствие сроков их разработки и порядка согласования приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.8. В ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) отрабатываются вопросы управления силами, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) обращается на проведение мероприятий по наращиванию группировки привлекаемых к учению (тренировке) сил, проведению всех видов разведки, организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проведению временного отселения населения, проведению информирования и оповещения населения.
5.9. Практические мероприятия по отработке вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах проводятся в целях совершенствования навыков управления и взаимодействия, а также тренировки действий привлекаемых сил по предназначению.
5.10. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунальных, энергетических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Для имитации условно пораженных лиц выделяется необходимое количество статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.
5.11. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по вопросам гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таких как развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, пунктов временного размещения населения, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и другие, целесообразно проводить на реальных объектах с последовательным показом всех элементов этой работы.
5.12. По решению руководителя учения (тренировки) в ходе отработки обучаемыми учебных вопросов могут вноситься необходимые изменения и дополнения в план-календарь проведения учения (тренировки).
Наращивание обстановки осуществляется посредническим аппаратом в соответствии с замыслом учения (тренировки) и на основе ранее разработанного плана-календаря проведения учения (тренировки).
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач подчиненным, а также организации их выполнения.
5.13. Основным содержанием работы штаба (группы) руководства учением (тренировкой) и посреднического аппарата в ходе учения (тренировки) являются:
5.13.1. Оценка состояния работы по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, готовности к защите персонала (населения) от чрезвычайных ситуаций.
5.13.2. Рассмотрение (изучение) принятых решений и разработанных обучаемыми документов.
5.13.3. Наращивание обстановки.
5.13.4. Изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах.
5.13.5. Контроль за практическими действиями обучаемых в ходе проведения учения (тренировки).
5.13.6. Оценка деятельности обучаемых и задействованных в учении (тренировке) органов управления и сил в целом.
5.13.7. Оценка соответствия планирующих и нормативных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
5.13.8. Разбор проблемных вопросов, возникших в ходе подготовки и проведения учения (тренировки).
5.14. В ходе проведения учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) или по его поручению заместители руководителя учения (тренировки) могут проводить заслушивания обучаемых по решению учебных вопросов.
5.15. Лица, включенные в состав посреднического аппарата, представляют в установленные руководителем учения (тренировки) сроки донесения в штаб (группу) руководства учением (тренировкой) о действиях обучаемых.
5.16. В донесениях излагаются:
5.16.1. Положительные и отрицательные стороны в работе обучаемых и сил, задействованных в учении (тренировке).
5.16.2. Выводы о слаженности действий, подготовленности обучаемых к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы.
5.17. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и цифровых показателей, которые обобщаются штабом (группой) руководства учением (тренировкой) и по указанию руководителя учения (тренировки) включаются в разбор учения (тренировки).
6. Подведение итогов учения (тренировки)
6.2. Метод проведения разбора учения (тренировки) определяется руководителем учения (тренировки) исходя из продолжительности учения (тренировки), числа обучаемых, учебных целей учения (тренировки).
6.3. Разбор учения (тренировки) проводится непосредственно после окончания учения (тренировки). Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор учения (тренировки) может быть перенесен на несколько суток после окончания учения (тренировки).
6.4. При подведении итогов прошедшего учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) оценивает работу обучаемых, применяя следующую систему градации оценок:
7. Обобщение итогов учения (тренировки)
7.1. По итогам проведенного учения (тренировки) органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациями, проводившими учение (тренировку), готовится и оформляется в печатном виде анализ учения (тренировки).
7.2. Отчет о проведении учения (тренировки) с приложением анализа направляется:
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Перечень
документов, разрабатываемых при подготовке к проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Распоряжение (приказ) о подготовке и проведении учения (тренировки) | Календарный план подготовки учения (тренировки) | Замысел учения (тренировки) с пояснительной запиской | Организационные указания по подготовке и проведению учения (тренировки) | План рекогносцировки учения (тренировки) | Схема организации руководства учения (тренировки) | Оперативное задание (вводная) | План (план-календарь) проведения учения (тренировки) | План наращивания обстановки | План практических мероприятий | План проведения исследований | Частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения (тренировки), посреднического аппарата | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Командно-штабные учения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | +/- | +/- |
Тактико-специальные учения | + | + | + | + | +/- | + | + | + | + | + | +/- | +/- |
Комплексные учения | + | + | + | + | +/- | + | + | + | + | + | +/- | +/- |
Штабные тренировки | + | +/- | +/- | +/- | — | +/- | + | + | +/- | — | +/- | +/- |
Объектовые тренировки | + | +/- | — | — | — | +/- | + | + | +/- | +/- | +/- | +/- |
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
Состав
документов, разрабатываемых при подготовке к проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
N п/п | Наименование разрабатываемого документа | Форма документа | Содержание разрабатываемого документа | Примечание |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Распоряжение (приказ) о подготовке и проведении учения (тренировки) | Текстовый | 1. Тема учения (тренировки). 2. Руководитель учения (тренировки). 3. Сроки проведения учения (тренировки). 4. Основные цели учения (тренировки). 5. Основные вопросы всестороннего обеспечения учения (тренировки) | |
2 | Календарный план подготовки учения (тренировки) | Текстовый | 1. Перечень организационных мероприятий по подготовке учения (тренировки). 2. Порядок и сроки подготовки штаба (группы) руководства учением (тренировкой) и посреднического аппарата учения (тренировки). 3. Сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение | Разрабатывается в целях организации работы по непосредственной подготовке учения (тренировки). Календарный план подготовки учения (тренировки) может являться одним из приложений к распоряжению (приказу) о подготовке и проведении учения (тренировки) или разрабатываться как самостоятельный документ |
3 | Замысел учения (тренировки) с пояснительной запиской | Графический и текстовый (пояснительная записка) | 1. Тема учения (тренировки). 2. Цели учения (тренировки). 3. Сроки проведения учения (тренировки). 4. Район проведения учения (тренировки) и основное содержание практических мероприятий. 5. Состав лиц, привлекаемых в качестве руководства учением (тренировкой), и обучаемых. 6. Привлекаемые на учение (тренировку) автомобильная техника, оборудование и инструмент. 7. Этапы учения (тренировки), их наименование и продолжительность по астрономическому и оперативному времени. 8. Учебные вопросы каждого этапа учения (тренировки). 9. Обстановка к началу учения (тренировки). 10. Замысел действий и задачи обучаемых. 11. Другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов | Разрабатывается на плане района проведения учения с приложением пояснительной записки. Обстановка, которая не отображается в графическом виде, может наноситься в виде таблиц. В пояснительной записке к замыслу учения (тренировки) излагаются: тема, учебные и исследовательские цели; район проведения учения (тренировки), состав обучаемых; общий замысел проведения учения (тренировки); порядок проведения учения (тренировки) с раскрытием каждого этапа, продолжительность этапов учения (тренировки); отрабатываемые учебные вопросы, краткое содержание оперативной обстановки к началу каждого этапа учения (тренировки); задачи обучаемым в течение каждого этапа учения (тренировки); порядок отработки учебных вопросов; организация руководства учением (тренировкой), состав посреднического аппарата; место, время и порядок проведения разбора учения (тренировки) |
4 | Организационные указания по подготовке и проведению учения (тренировки) | Текстовый | 1. Тема учения (тренировки). 2. Время проведения учения (тренировки). 3. Состав лиц, привлекаемых в качестве руководства учением (тренировкой), и обучаемых. 4. Порядок проведения учения (тренировки). 5. Задачи по подготовке и проведению учения (тренировки). 6. Порядок обеспечения мер безопасности | Доводятся до обучаемых в части, их касающейся, после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения (тренировки) с тем, чтобы предоставить обучаемым больше времени для целенаправленной и своевременной подготовки к учению (тренировке) |
5 | План рекогносцировки учения (тренировки) | Текстовый или (и) графический | 1. Цели рекогносцировки. 2. Состав лиц, входящих в группу проведения рекогносцировки. 3. Место, время и порядок проведения рекогносцировки. 4. Вопросы, подлежащие решению в ходе проведения рекогносцировки. 5. Порядок перемещения группы проведения рекогносцировки | В ходе рекогносцировки уточняются замысел учения (тренировки), последовательность отработки учебных вопросов, места и время, порядок подготовки проведения практических мероприятий, порядок действий при их проведении, уточняются вопросы управления, оцениваются возможности средств связи и оповещения, проводится изучение и анализ планирующих и нормативных документов, организуется заслушивание соответствующих лиц по подготовке к учению (тренировке), определяются места размещения штаба (группы) руководства учением (тренировкой), решаются другие вопросы |
6 | Схема организации руководства учения (тренировки) | Графический | 1. Руководитель учения (тренировки), его заместители. 2. Состав штаба (группы) руководства учением (тренировкой). 3. Состоя лиц, привлекаемых в качестве обучаемых. 4. Наименование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организаций, привлекаемых к проведению учения (тренировки) | Схема организации руководства учения (тренировки) может являться составной частью замысла учения (тренировки) с пояснительной запиской или разрабатываться как самостоятельный документ |
7 | Оперативное задание (вводная) | Текстовый | 1. Общая обстановка (кратко излагаются социально-политическая обстановка, физико-географические, климатические характеристики региона, потенциальные опасности возникновения чрезвычайной ситуации). 2. Частая обстановка (укатывается обстановка в районе проведения учения (тренировки). 3. Справочные данные (указываются те особенности обстановки, которые в отличие от реальной обстановки обучаемые не могут учесть самостоятельно без указаний руководства, а также допускаемые условности). 4. Задачи к исполнению (что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения (тренировки) | Доводится до лиц руководящего состава и обучаемых. Обстановка в оперативном задании (вводной) излагается с такой степенью детализации, которая помогает обучаемым оценить и анализировать обстановку, провести необходимые оперативно-тактические расчеты, осуществить на их основе практические мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций. В оперативное задание (вводную) могут быть внесены ограничения, оговаривающие специальные условия, действия обучаемых или состав привлекаемых сил при отработке задания |
8 | План (план-календарь) проведения учения (тренировки) | Текстовый | 1. Общая последовательность проведения учения (тренировки). 2. Порядок работы руководства учением (тренировкой). 3. Порядок работы посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам учения (тренировки) с указанием времени на их отработку, в том числе выполнения практических мероприятий. 4. Время начала и окончания учения (тренировки) 5. Время проведения разборов по окончании этапов учения (тренировки) и учения (тренировки) в целом | Разрабатывается в целях уточнения сроков проведения мероприятий в ходе учения (тренировки). Степень детализации плана-календаря проведения учения (тренировки) зависит от масштаба и целей учения (тренировки), состава обучаемых, уровня подготовки штаба (группы) руководства учением (тренировкой) и посреднического аппарата |
9 | План наращивания обстановки | Текстовый | 1. Время доведения информации (вводных), ее содержание, перечень лиц, доводящих информацию (посреднический аппарат), перечень обучаемых, до которых доводится информация. 2. Способ доведения информации | Является документом, определяющим содержание и порядок доведения информации (вводных), в соответствии с планом-календарем проведения учения (тренировки). Информация по обстановке доводится из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях |
10 | План практических мероприятий | Текстовый | 1. Наименование мероприятий, их содержание. 2. Время и место проведения мероприятий. 3. Состав обучаемых, привлекаемых к выполнению мероприятий. 4. Лица, ответственные за организацию и проведение практических мероприятий. | Разрабатывается в целях детального планирования проведения практических мероприятий, определения их объема и порядка проведения |
11 | План проведении исследований | Текстовый | 1. Цели исследований. 2. Порядок организации исследований при подготовке и в ходе проведения учения (тренировки). 3. Порядок представления донесений и обобщение результатов исследований | К плану исследований прилагается расчет лиц, входящих в состав исследовательских групп. Кроме того, заранее разрабатываются задания на проведение исследований |
12 | Частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения (тренировки), посреднического аппарата | Текстовый | 1. Тема учения (тренировки). 2. Учебные цели для соответствующих категорий обучаемых. 3. Список обучаемых. 4. Этапы учения (тренировки), их продолжительность по оперативному и астрономическому времени. 5. Учебные вопросы и время на их отработку. 6. Обстановка по этапам учения (тренировки) (содержание вводных). 7. Порядок работы заместителя руководителя учения (тренировки). 8. Действия посреднического аппарата и обучаемых при отработке учебных вопросов. 9. Сроки представления докладов. 10. Время начала и окончания учения (тренировки), проведения разборов по окончанию этапов и учения (тренировки) | Разрабатываются исходя из замысла и с учетом плана-календаря проведения учения (тренировки). |
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
Сроки разработки и порядок согласования документов при подготовке учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Обзор документа
Методические рекомендации разработаны для определения единого подхода к порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и рекомендуются к использованию в органах исполнительной власти Москвы, органах местного самоуправления, организациях независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учения проводятся с целью совершенствования навыков лиц, привлекаемых учением; совершенствования взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления и организаций при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Предусматривается проведение следующих видов учений: командно-штабные; тактико-специальные; комплексные; штабные; объектовые.
Учения проводятся в соответствии с планами. Учения, не включенные в планы, могут проводиться по решению председателя Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Регламентирован порядок подготовки и организации учений, а также порядок подведения итогов проведенных учений.