вилейский храм марии египетской
Церковь Преподобной Марии Египетской в Вилейке, Беларусь: история, описание, фото
Вилейка, ул.17 Сентября, 33
Церкви, костелы, соборы, монастыри
Если вам уже приходилось ездить по белорусским дорогам, то вы наверняка отметите чистоту и живописность такого пути. Ехать в Вилейку – одно сплошное удовольствие, так как летом здесь всё утопает в зелени, осенью покрыто разноцветной листвой, зимой на деревьях снег, а весна – это время, когда всё начинает жить в полную силу. В пустыне такой смены пор года не удастся прочувствовать. Но в пустыне совсем другие ощущения.
При чём здесь пустыня к Беларуси? Наверняка вы в недоумении зададите этот вопрос. Удивительны порой и непредсказуемы пути. Дело в том, что в Вилейке есть церковь Преподобной Марии Египетской. Это единственный в Беларуси храм, названный в честь этой святой.
Мария с 12 лет была блудницей и вела распутную жизнь. Но в один момент всё изменилось, когда она в Иерусалиме попала в храм Гроба Господня. Мария стала молиться Богородице, а потом ушла в пустыню, где продолжала жить до конца своих дней в молитвах и постоянном раскаянии перед Богом. Мария Египетская совершила покаяние и целых 47 лет провела в пустыне.
В первозданном виде
Почему в Вилейке появился храм в честь именно этой святой, неизвестно. Зато есть точная информация о том, кто пожертвовал деньги на строительство храма. Да и сам храм сохранился до наших дней в своём первозданном виде. Старинные фотографии церкви и архивные документы бережно хранятся сотрудниками Краеведческого музея. Туда вам, кстати, тоже необходимо непременно попасть. Но сначала отправьтесь в церковь Преподобной Марии Египетской.
Найти её в Вилейке достаточно легко и просто, так как располагается церковь в самом сердце города – на площади Ленина. Цветочные клумбы, фонтаны, газоны вокруг церкви – здесь можно гулять бесконечно и любоваться церковью. Кстати, время пролетит незаметно, но во времени вы не потеряетесь уж точно. Что удивительно и необычно, церковь была построена изначально с часами. Известно, что на строительство храма была выделена сумма 11 500 рублей серебряными монетами. Пожертвовал эти деньги камер-юнкер Аполлон Редкино. А вот на часы пожертвовали деньги жители города Вилейка. Церковь была возведена в честь русских воинов, погибших здесь во времена восстания Константина Калиновского. Освящение храма в честь Преподобной Марии Египетской прошло 22 августа 1865 года. Двери церкви открыты и сегодня. Сюда приезжают туристы, приходят местные жители.
Церковь довольно небольшая по размеру, есть также в здании трапезная, молитвенный зал и колокольня. По всей округе раздаётся звон колоколов в Вилейке, как это было 100 лет тому назад. Как и прежде, люди идут в храм, чтобы поставить свечи, вспомнить о своих близких, почтить память уже ушедших.
Многие туристы удивляются этой церкви с часами, ведь это так необычно для Беларуси. Таких храмов больше нет в других белорусских городах. Благодаря местным жителям Вилейки в далёкие времена был создан храм с часами, который является святым местом для горожан, а также туристической достопримечательностью Беларуси на все времена.
Храм Марии Египетской расписание богослужений
Слово о богослужении
Центральное место в нашей жизни как православных христиан занимает Цикл Богослужений. Благодаря служениям и Таинствам, совершаемым в них и через них, мы исцеляемся и наполняемся Благодатью Святого Духа. Обычный недельный цикл включает в себя Великую вечерню в субботу вечером, а также Утреннюю молитву и Божественную литургию в воскресенье утром. Другие службы предписываются в течение всего года, но эти службы являются основой богослужения.
Принадлежность:
Белорусская Православная Церковь, Минская митрополия, Молодечненская епархия, Вилейское благочиние
Адрес:
Республика Беларусь, Минская область, г. Вилейка, ул. 17 Сентября, 33
Язык богослужений:
Телефон:
+375 (29) 6952386, Дежурный: 8 01771 24837
E-mail:
Виды богослужений в храме
Богослужение вечерня
Вечерня, или Великая вечерня, если ее поют в субботу вечером, является началом литургического цикла выходных. Мы празднуем вечерню на «заходе солнца», следуя ветхозаветному обычаю считать вечер началом дня. (Бытие 1: 5).
Вечерня призвана напомнить нам о периоде Ветхого Завета, сотворении мира, первых людях, впавших в грех, об их изгнании из Рая, их покаянии и молитве о спасении, надежде человечества в соответствии с обетованием. Бога для Спасителя и заканчивая исполнением этого обещания.
Утреня
Утреня совершается непосредственно перед Божественной литургией. Состоит из прошения, чтения псалмов и гимнов; ее можно рассматривать как «начальные» молитвы Божественной литургии.
Божественная литургия
Расписание богослужений (общее кратко):
Настоятель:
иеромонах Александр (Шмырко)
Престольные праздники:
Святыни:
Ковчег с частицами мощей: свт. Никифора исп. патриарха Константинопольского, свт. Димитрия митрополита Ростовского, свт. Луки исп. архиепископа Симферопольского, вмч. Прокопия Кесарийского, мч. Ореста Тианского врача, прп. исп. Александра Санаксарского, прп. Феодора Санаксарского, прп. Феодора Ушакова, прав. Иоанна Кормянского, мчч. Антония, Иоанна, Евстафия Виленских
Краткая историческая справка:
Храм построен в 1865 году по благословению митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко), при деятельной поддержке и участии Виленского генерал-губернатора Михаила Николаевича Муравьева и Вилейского предводителя дворянства, коллежского асессора Константина Михайловича Снитко, по проекту инженера Алексея Владимировича Полозова. Строительство храма преподобной Марии Египетской в городе Вилейке осуществлялось на пожертвования дворянина, камергера и действительного статского советника Аполлона Михайловича Редкина. Меценат жил в городе Санкт-Петербурге и пожертвовал 11500 рублей серебром, при этом пожелал назвать храм в честь преподобной Марии Египетской, величайшей подвижницы Православной Церкви. Освящен храм 22 августа (04 сентября н.с.) 1865 года Преосвященным Александром, епископом Ковенским. Первым настоятелем храма был назначен священник Илларион Выржиковский. Иконы для иконостаса написал Михаил Николаевич Васильев, профессор исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств
Церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре
Трудно предположить, чтобы внутри монастыря был создан самостоятельный приход. Видимо, приход возник еще до организации монастыря. Это предположение подтверждает крупный специалист девятнадцатого века, знаток истории Москвы С.К. Кондратьев. В заметке о постройке деревянной церкви Марии Египетской после 1378 года он пишет: «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 году на этом месте казнен последний из рода Вельяминовых, и вскоре построена древняя церковь во имя преподобной Марии Египетской».
Здесь идет речь о событиях, связанных с ликвидацией Великим князем Дмитрием Ивановичем правления тысяцких в Москве. Не дождавшись своего назначения тысяцким вместо умершего отца, Иван Васильевич Вельяминов выступил против княжеской власти. В августе 1379 года он «мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы».
Вероятно, казнь состоялась не на месте предполагаемой постройки церкви Марии Египетской, а на месте некогда существовавшего Варсонофьевского монастыря. Это подтверждает следующее свидетельство: «Здесь был прежде Варсонофьевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище для погребения странников убогих и погибших насильственной смертью».
Московская земля после смерти Ивана Даниловича Калиты была поделена между тремя его сыновьями. Кучково поле стало принадлежать князю Андрею Ивановичу Боровскому. Он умер в 1353 году. В том же году родился его сын Владимир. Князь Владимир Андреевич стал одним из героев Куликовской битвы, заслужив прозвище Храброго. На Кучковом поле в 1386 году его мать, княгиня Мария, основала Рождественский монастырь.
Резонно предположить существование в конце четырнадцатого века большого загородного двора Владимира Андреевича, князя Боровского, а затем Серпуховского. В этом доме, а может быть, и дворце, расположенном на высоком участке Владимирской (Ярославской) дороги, постоянно проживала княгиня Мария. Подобные княжеские дворы были привычным явлением на основных дорогах. Да и в будущем Сретенский монастырь служил первой остановкой во время богомолий князей и царей. Кроме того, во время случавшихся раздоров с Великим князем Серпуховской князь мог укрыться в своем огороженном дворе, а не оставаться во вдруг оказавшейся недружелюбной столице.
Каменное здание церкви Марии Египетской, просуществовавшее до 1930 года, было построено в 1385 году и много раз ремонтировалось и перестраивалось. А княгиня Мария в конце жизни постриглась в Рождественский монастырь под именем инокини Марфы. В нем она и скончалась в 1389 году.
Косвенное свидетельство тому мы находим в летописи. В 1388–1389, а потом в 1389–1390 годах было розмирье между Великим князем Василием Дмитриевичем и его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем Серпуховским. Результатом замирения были территориальные уступки Серпуховскому князю Волоколамска и Ржева. Скорее всего, это была, в том числе, и плата за переход к Московскому князю Кучкова поля.
Большое значение в то время отводилось почитанию персональных святых покровителей, оказывалось внимание и храмам, им посвященным. Это доказывает посещение церкви в 1668 году Патриархом Иоасафом Вторым в честь святой покровительницы первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны, урожденной Милославской. «Марта 31, святейший Патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египетской и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны».
Если посмотреть на старый план Сретенского монастыря, то видно, что Владимирский собор, поставленный на месте первоначального деревянного, и церковь Марии Египетской размещены под углом к улице, а церковь Сретения-Николы с трапезной и колокольней вдоль нее. Это можно объяснить разным расположением дороги в конце четырнадцатого и в конце пятнадцатого веков. Сначала от вершины холма происходило разветвление пути. Одна дорога шла прямо, а другая — сворачивала с тракта к близлежащему селу, бывшему на месте известного городища у Садового кольца. Этой дороге и соответствует поворот храмов. Кстати, существующая трасса Трубной улицы в прилегающем к Садовому кольцу участке и поныне ориентирована на Сретенский монастырь. В пятнадцатом веке село утратило свое значение, возможно в связи с устройством многочисленных загородных огородов и дворов.
Храм Сретения стал уже вдоль прямой дороги алтарем на север, откуда принесли чудотворную икону Владимирской Богоматери.
Церковь много раз перестраивалась, например в 1784 году и после 1812 года. В процессе разборки была раскрыта арка, возможно, принадлежавшая первоначальному алтарю. Ее форма и маленькие размеры могут служить подтверждением сооружения здания в четырнадцатом веке, поскольку в то время в церквах устанавливались не иконостасы, а алтарные преграды и не было необходимости в больших алтарных помещениях. Подобные завершения полушаром алтарных выступов имеются, например, у приделов храмов Св. Софии в Киеве или Новгороде, у новгородских церквей четырнадцатого века.
В августе 1700 года чрезвычайный посланник Петра Первого, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского Патриарха часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В феврале 1707 года серебряный ковчег с этой святынею был торжественно перенесен в Сретенский монастырь. В праздник Марии Египетской в течение недели ковчег выставлялся в церкви Марии Египетской для народного поклонения.
В Сретенском монастыре торжественно отмечались православные праздники, особенно связанные с его историей. «Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апреля — память преподобной Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; «21 мая, 23 июня и 26 августа — праздники иконы Владимирской Богоматери. Все даты даны по старому стилю.
Около 1926 года Сретенский монастырь был окончательно закрыт. Газета «Рабочая Москва» за 1 сентября 1928 года поместила фотографию обнесенных забором строений Сретенского монастыря, снабдив ее сообщением: «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь».
Ирония судьбы состояла в том, что окончательным поводом для сноса большей части строений монастыря послужило требование помощи дороге, той самой дороге, которой столько лет верой и правдой служил монастырь. По мнению новых руководителей Москвы, индустриальный город именно на этой улице нуждался в серьезном повышении «интенсивности транспортных потоков».
25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос. Таким образом мощи вернулись на свое место.
К сожалению, тенденция к сносу исторической застройки Москвы, приносимой московскими властями в жертву «транспортным потокам», продолжается и в девяностые годы. Ложатся дома под бульдозеры на пробиваемом третьем кольце Москвы. Подобно неумолимому острию ножа устремился к сердцу города Новокировский проспект. Но потеря исторической памяти – по идейным причинам или из-за денег – никогда не остается безнаказанной. Только платить за это придется не только жадным чиновникам, а всем нам.
«Як можна перабудоўваць помнік, якому 150 гадоў?!» У Вілейцы разгарэлася спрэчка вакол царквы
Планы зрабіць прыбудовы да вілейскай царквы разварушылі дыскусію, што важней: зручнасць, эстэтыка і цеплыня ці захаванне помніка 150-гадовай даўніны?
Частка прыхаджан: гэта абраза
Прыхаджанка вілейскай царквы Марыі Егіпецкай і адначасова чытачка «РГ» звярнулася ў рэдакцыю з абурэннем. Паводле яе слоў, настаяцель паведаміў, што плануе зрабіць прыбудовы да царквы. Гэта ўзрушыла жанчыну:
– Разам з многімі іншымі прыхаджанамі мы проста ў шоку – як можна перабудоўваць помнік, якому 150 год?! Няўжо няможна вырашыць пытанне з ацяпленнем, не чапаючы сцены, якія ўтрая за вас старэйшыя? Гэта проста абраза гісторыі, культуры і духоўнасці!
Выява вілейскай царквы з кнігі Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов, Виленской губернии. Сапунов А., Друцко-Любецкий В. 1896 года. Фота з Вікіпедыі.
Бацюшка: бяспека і парадак
Сам настаяцель айцец Аляксандр запэўнівае ў тым, што не дапусціць самабуду:
– Рамонтныя работы ў храме ўжо ідуць. Але нічога не мяняецца, толькі абнаўляецца. Што тычыцца канструктыўных змяненняў, то сам храм ніяк не відазменіцца, акрамя як да алтарнай часткі будуць прыбудаваныя два невялікія памяшканні гаспадарчага прызначэння: рызніца храма і памяшканне асобнага ўвахода.
Калі царкву будавалі ў 19 стагоддзі, не было такіх строгіх супрацьпажарных правілаў, таму ў царкву адзін уваход.
У адрозненне ад многіх іншых храмаў, таксама не прадугледзелі дадатковыя памяшканні. Раздзіманне кадзіла і іншыя падрыхтоўчыя справы трэба рабіць па-за алтаром, а ў цяперашнім будынку такой магчымасці няма. У выканкаме мы атрымалі дазвол на праектна-вышукальныя работы. Далей будзем узгадняць у Міністэрстве культуры. Гэта ні ў якім выпадку не будзе самабуд, таму што гэта помнік. Падрыхтоўчая работа з дакументацыяй зойме цэлы год. Калі мы атрымаем усе дазволы, узгадненні, праект зацвердзіць епіскап, то пачнём будаваць. Плошча ніяк не зменіць выгляд: пабудовы будуць з тыльнага боку храма, яны не ўнясуць дысбаланс у храмавы комплекс.
З гэтага боку плануюць прымацаваць прыбудовы
Выканкам: сітуацыя неадназначная
Вілейскі райвыканкам даў дазвол на распрацоўку праекта дзвюх прыбудоў да царквы. Сітуацыю каментуе начальнік аддзела архітэктуры і будаўніцтва Вілейскага райвыканкама Галіна Кажарновіч:
– Разглядаючы пытанне, я кансультавалася са спецыялістамі ў гэтай сферы, у тым ліку з рэстаўратарамі. Безумоўна, першапачатковы адказ ва ўсіх – не. Аднак адназначна адмаўляць не ў маіх правілах, кожны выпадак трэба дасканала вывучаць, тым больш такое важнае пытанне. Будынак царквы – наша гісторыя. Але настаяцель паабяцаў вельмі скрупулёзна паставіцца да справы. І пэўная логіка ў яго прапанове ёсць.
Тут два моманты. Па-першае, можа быць не вельмі дарэчы, што пры цэнтральнай плошчы горада пабудова з пячным ацяпленнем. Па-другое, у перспектыве мы хацелі б зрабіць так, каб царквой можна было любавацца не толькі з галоўнага фасада, але і з бакавых, і з боку парку. А што цяпер відаць з таго боку – склад дроў і гаспадарчыя пабудовы? Але адназначна, што калі і рабіць прыбудовы, то толькі вытрымаўшы агульны стыль і прапорцыі, пад кіраўніцтвам навуковага кіраўніка праекта-рэстаўратара.
Вілейскі райвыканкам даў дазвол толькі на тое, каб ішла распрацоўка праекта перабудовы. Сам праект вынесуць на грамадскае абмеркаванне, падчас якога кожны зможа выказаць сваё меркаванне па пытанні.
Усе заўвагі пазначаюць у журнале. Дзяржаўная экспертыза праекта будзе яго дасканала вывучаць і вынесе станоўчае ці адмоўнае заключэнне па праекце.
Від з парку на царкву райвыканкам хацеў бы зрабіць больш расчышчаным.
МНС: печ можна пакінуць
Наколькі востра стаіць пытанне пажарнай бяспекі, мы запыталіся ў МНС. Першага намесніка начальніка Вілейскага райаддзела надзвычайных сітуацый Анатоля Стрэжа хвалюе не толькі прасцейшы спосаб вырашыць пытанне, але і эстэтыка:
– Сама печ у царкве ў даволі някепскім стане. А вось металічны комін з пункту гледжання бяспекі лепш замяніць на цагляны. Але ўявіце, як бы цагляны глядзеўся з боку плошчы, абсалютна недарэчна выбіваўся б. Печ патрабуе пільнага нагляду. Таму прыбудаваная кацельня вельмі спросціць ацяпленне.
Аднак ніхто пры гэтым не перашкаджае пакінуць печ некранутай як помнік, каб яна выконвала толькі гістарычную і дэкаратыўную функцыю.
Краязнаўцы: змагаемся, каб царкву не чапалі
Самая актыўная ў рэгіёне суполка Беларускага добраахвотнага таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры не магла застацца ў баку ад праблемы перабудовы 150-гадовага помніка ў сваім раёне. Старшыня суполкі Дзяніс Канецкі адразу ж, як даведаўся пра планы перабудовы, абмеркаваў далейшыя дзеянні з кіраўніком таварыстваАнтонам Астаповічам.
На думку краязнаўцаў, уносіць змяненні ў помнік 150-гадовай даўніны недапушчальна.
Царква адпавядае ўсім крытэрыям гісторыка-культурнай каштоўнасці, мела статус помніка архітэктуры. Гэта зафіксавана ў Зборы помнікаў гісторыі і культуры Беларусі па Мінскай вобласці.
У 2007 годзе аб’ект страціў гэты статус падчас перагляду спіса. А ён забараніў бы перабудоўваць аб’ект, каб захаваць аўтэнтычнасць.
Каля вілейскай царквы ў 1918 годзе. Фота з Вікіпедыі.
Менавіта гэтым і займаюцца краязнаўцы – рыхтуюць дакументы, каб на наступным тыдні падаць заяву на наданне статусу вілейскай царкве. Калі прапанова будзе прынятая Міністэрствам культуры, праз некаторы час яе разгледзіць навукова-метадычная рада, якая прыме рашэнне рэкамендаваць ці не рэкамендаваць уключаць царкву ў Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцяў.
З моманту рэгістрацыі прапановы аб’ект патрапіць пад ахову дзяржавы да разгляду на пасяджэнні рады. Калі яна прыме рашэнне, што царква не адпавядае крытэрыям гісторыка-культурнай каштоўнасці, перабудову зможа спыніць толькі добрая воля ініцыятараў будаўнічых работ.
Архітэктар Капцюг: прыгажосць і зручнасць могуць знішчыць помнік
Анатоль Капцюг – аўтарытэтны архітэктар з Вілейшчыны. Менавіта ён зрабіў эскіз дома духоўнай асветы, будынка злева ад царквы (калі стаяць тварам да царквы). І не разумее, чаму кацельню немагчыма зрабіць каля ці ўнутры яго.
Намаляваны гадзіннік на вежы, унікальная дэталь вілейскай царквы
Злева ад царквы дом духоўнай асветы, пабудаваны па эскізах Анатоля Капцюга.
— Царква пабудаваная з індывідуальнымі асаблівасцямі. Гэта не звычайная мураўёўка, хаця і яны сёння — помнікі.
Другой такой царквы, як вілейская, няма. Напрыклад, на вежы намаляваны гадзіннік, а не сапраўдны механізм. Дзе яшчэ такое вы бачылі? У цэлым гэта робіць царкву ўнікальным помнікам.
Што тычыцца замены ацяплення – нашто было будаваць прыходскі дом, каб прыбудоўваць яшчэ нешта. Прадумаць, як падвесці ў царкву ацяпленне, не чапаючы 150-гадовыя сцены, магчыма. А што тычыцца таго, што царква з прыбудовамі будзе больш зручнай і прыгожай… Можа быць, але яна ўжо не будзе 150-гадовым помнікам.
Даведка «РГ». Вілейская царква Марыі Егіпецкай – помнік архітэктуры рэтраспектыўна-рускага стылю ў Вілейцы. Пабудаваная ў 1865 годзе з цэглы.
Хочаш падзяліцца важнай інфармацыяй ананімна і канфідэнцыйна? Пішы ў наш Тэлеграм
Храм преподобной Марии Египетской в Братеево
Телефон 8-985-033-93-11 (свечной ящик)
Материалы просветительских бесед:
Православие.ру
prihod
Расписание богослужений
Беседы перед Таинством Крещения
Беседы перед таинством Крещения
Святые Отцы о посте
«Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва»
Преподобный Марк Подвижник
«Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, крепким, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом. Видишь, в чем состоит истинный пост»
Святитель Иоанн Златоуст
«Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку»
Преподобный Ефрем Сирин
ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАДШИМ ДУХАМ
Сей род, — сказал Господь своим апостолам о духах злобы, — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом (Мк.9:29). Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их.
Читать далее →
Слово на Обрезание Господне игумена Никона (Воробьева)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезования оставался на всю жизнь. Он был напоминанием того, что этот человек является членом народа Израильского.
Но почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось лишь тенью, указывавшей на предмет, который должен вот-вот появиться. Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в В. Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, – т.е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, – тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной» (Мк. 8:34). Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? – Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться.
Слово на Рождество Христово митр. Симона (Новикова)
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Этого события род человеческий, начиная с наших праотцов Адама и Евы, с нетерпением ожидал свыше 5000 лет.
Наконец, после долгой духовной ночи, воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш.
Сын Божий сошел с небес, чтобы нас возвести на небо; Господь Славы принял зрак раба, чтобы нас сделать сынами Божиими по благодати. Он пришел на страдания за грехи наши, чтобы нам даровать праведность и вечное блаженство.
Предрождественские мысли. Игумен Никон (Воробьев)
Предрождественские мысли
«Уготовься срести Бога Твоего, Израилю» (Амос. 4, 12).
Можно ли вспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши и своего убранства?
Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отроча и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия?
Можно ли вспомнить бегство во Египет, и не почувствовать мужества к перенесению несправедливостей мира?
Читать далее →
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА на ежегодном епархиальном собрании
Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!
Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.
Читать далее →
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
Встретить и принять участие в престольном празднике храма в честь Воспоминания Чуда Михаила Архангела в Хонех в Братеево в эту субботу 19 сентября собралось множество прихожан.
Божественную Литургию, совершавшуюся в стоящем рядом деревянном храме прп. Марии Египетской, возглавил настоятель храма протоиерей Иоанн Холкин в сослужении протоиерея Виктора Заподобникова, иерея Алексия Стеничкина и диакона Михаила Гуторова. В своем слове, по окончании службы, отец Иоанн напомнил всем о событиях сего дня, память которого, носит строящийся рядом, величественный белокаменный храм, а также поздравил и поблагодарил попечителя и ктитора храма Светлану Львовну Абрамову продолжающую подвиг попечения над строительством и приходом храма, вслед безвременно ушедшему мужу, известному благотворителю и меценату Михаилу Юрьевичу Абрамову.
Читать далее →