виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

«Лозаннский» реставратор собора Парижской Богоматери |Architecte «de Lausanne» qui a restauré Notre-Dame de Paris

Автор: Лейла Бабаева, Лозанна-Париж, 17. 04. 2019.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Дом Виолле-ле-Дюка в Лозанне (24heures.ch)

Все наши читатели знают, конечно, что знаменитый собор Парижской Богоматери, воспетый в одноименном романе Виктора Гюго, пережил крупный пожар в ночь с 15 на 16 апреля. Невосполнимая потеря не только для французской нации, но и всего мира. В Конфедерации трагедию соседей сравнивают с тем, что пережили швейцарцы, когда узнали в августе 1993 года о возгорании Капельбрюкке, старинного крытого «Часовенного моста» в Люцерне.

К счастью, уцелели стены и главные реликвии Нотр-Дама, в том числе алтарь и алтарный крест. Следствие на обнаружило следов умышленного поджога; случившееся, вероятно, связано с ремонтными работами на крыше. С огнем боролись 400 пожарных, окончательно погасив его около 10 часов утра 16 апреля.

Кроме Нотр-Дама, по планам Виолле-ле-Дюка в 1840–1870-е годы реставрировались аббатство Сен-Дени, соборы в Клермон-Ферране и Амьене, крепостные стены и собор Сен-Назер в Каркассоне, церкви Сент-Мадлен в Везле, Сен-Сернен в Тулузе, замок Пьерфон и другие здания. Благодаря ему французская научная школа обогатилась методикой точного, археологического подхода к описаниям предметов старины, но на практике он увлекался «новоделом», нередко домысливая формы и конструкции без достаточных на то оснований, что вызывало критику со стороны коллег.

Причину их недовольства легко понять по цитате из сочинений мастера: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит – восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени».

Тем не менее, под его руководством отреставрированы поврежденные в период революционных беспорядков скульптуры Нотр-Дама, восстановлены витражные розы нефа и возведен высокий шпиль вместо утраченного. Под влиянием романтического духа своей эпохи мастер искал не первообраз, а сам принцип, которым руководствовались архитекторы Средних веков, пишет газета 24 heures.

После 1870 года он проводил много времени в Лозанне, где построил себе виллу на проспекте Леман. Будучи в Швейцарии, составил топографическую карту Монблана, которая была нужна ему для проекта реставрации этого горного массива. Такая «стройка тысячелетия», если бы ее действительно начали, стала бы делом всей его жизни; на стенах мастерской в своем лозаннском доме Виолле-ле-Дюк нарисовал массив Монблан таким, каким он должен был выглядеть после художественной доработки. В 1876 году архитектор опубликовал свои соображения на этот счет в сочинении под названием «Массив Монблан», которое можно назвать его интеллектуальным завещанием.

В Лозанне Виолле-ле-Дюк отреставрировал городской собор, начав с изменения конструкции башни, грозившей обрушиться. Также он составил планы шотландской пресвитерианской церкви на проспекте Рюмин, которую возвел другой архитектор.

Свои взгляды он изложил в «Беседах об архитектуре» (1858-1872), также из-под его пера вышло много других сочинений, включая «Американские города и руины» (1863), и даже «Русское искусство, его источники, составные элементы, высшее развитие и будущее» (1877), где Виолле-ле-Дюк представил своеобразие русской художественной культуры с невиданной до него в западной науке масштабностью, хотя и переоценил роль «восточных влияний».

Жаль, что ему не удалось реставрировать хотя бы малую часть Монблана: судя по его завершенным работам, это было бы впечатляющее зрелище. Архитектор умер в Лозанне 17 сентября 1879 года.

Источник

Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

1. Трагические события

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Вечером 15 апреля 2019 г. на чердаке Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) началось возгорание. Языки огня очень быстро распространились на шпиль и крышу, после чего они рухнули. За 12 часов непрерывной работы сотни пожарных смогли остановить пламя, но при этом пришлось щедро заливать святыню водой. Как утверждают специалисты, многие элементы конструкции и предметы пострадали больше от воды и дыма, нежели от огня, но по-другому разбушевавшийся огонь остановить было нельзя, учитывая сколько тонн старого дерева находилось на сводах собора.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Также пострадал и близлежащий квартал, который покрылся не только копотью, но и каплями расплавленного свинца. Этим металлом был облицован шпиль, придуманный Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Именно использование свинца и вызывало горячие споры специалистов разных уровней при восстановлении прежнего облика собора, также из-за него пришлось задержать очистительные и ремонтные работы, ведь концентрация тяжелого металла на месте пожара превышала все допустимые нормы безопасности.

2. Неутешительные последствия пожара

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 крыши Собора Парижской Богоматери. Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера, не говоря уже о сотнях тысяч тонн воды, обрушившихся на святыню во время тушения пожара. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды, как и главный орган, который все же еще можно восстановить. Все предметы, представляющую особую историческую ценность были извлечены из собора и отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Положение усугубили строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла и распутать сплавленные элементы конструкции стало непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев, ведь пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения. Задержку восстановительных работ вызвали также бурные обсуждения нового проекта и нагрянувшая пандемия.

3. Горячие споры и подготовка к реставрации

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Пока ученые-историки, искусствоведы и архитекторы вели споры о том, в каком виде окажется Notre-Dame de Paris после восстановления, строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все, что могли, чтобы избежать новых разрушений. На данный момент они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменная наружная полуарка), создав временные арки. Также укреплены мощными деревянными подпорными конструкциями несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасает временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также закрыты оконные проемы.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Особое внимание хотелось бы уделить тому, как решался вопрос о восстановлении здания. Сторонники возврата прежних форм Собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство именитых архитекторов) очень долго не могли определиться воссоздавать храм в том виде, который он был воздвигнут в XII в. или остановиться на облике, созданном во время грандиозной реставрации, проведенной под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в XIX в. Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841-1864 гг., является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на более свежем варианте.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Сторонники такого решения яростно отстаивали свою точку зрения перед теми, кто решил привнести различные изменения и придать более современный вид святыне (зеркала, воздушный, витражный, хрустальный шпиль, стеклянная крыша и т. д.). По сведениям редакции Novate.ru, лишь 25 марта 2021 г. Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции официально утвердила принцип «разумной реконструкции», основывающуюся на восстановлении исторического облика, который был до пожара.

4. Что уже сделано

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

К этому времени подходит к завершению технологический процесс заготовки и сушки древесины, которая понадобится на воссоздание нервюрного свода, нефов и стропил, поскольку решено было не применять современные материалы, а создавать все как было – из дерева.

Интересный факт: На данный момент срублено более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции. Причем деревья выбирали по всем регионам страны, чтобы показать национальное единство и сплоченность перед нагрянувшей бедой. Хотя не все жители Франции приветствуют такое безжалостное истребление многовековых деревьев, ведь по предварительным данным, всего понадобиться более тысячи дубов.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Перед архитекторами и плотниками поставлена архисложная задача — создание нервюрного свода идентичным тому, который был выложен средневековыми мастерами в XIII в. При этом предполагается, что современные плотники в восстановительных работах будут использовать лишь те инструменты, которыми пользовались их предшественники – топорами и долотом. После создания свода наступит черед установки новых стропил и крыши, которую все-таки покроют тонкими листами свинца, хотя этот материал и вызывает больше всего опасений.

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Несмотря на то, что весь процесс реконструкции нацелен на воссоздание прежнего облика многолетнего символа страны, все же он не будет идентичен тому, что был до пожара. Филипп Вильнев – главный архитектор Парижа, ответственный за реконструкцию, сообщил, что некоторые детали и рисунки на витражах будут несколько отличаться от оригинала, но останутся близки к утраченным шедеврам. Само собой разумеется, что будут внедрены современные системы вентиляции, освещения и безопасности всех уровней, чтобы избежать повторения пожара.

5. Во сколько выльется реставрация

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Смотреть картинку виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Картинка про виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери. Фото виолле ле дюк реставрация собора парижской богоматери

Также появились хорошие новости, подтверждающие, что власти Германии решили помочь в реставрации витражей, предоставляя финансовую поддержку и отправляя в Париж лучших специалистов в этом деле.

Хотелось бы надеяться, что попытки вернуть французскому народу его святыню действительно вдохнут достойную жизнь памятнику готического искусства, а не превратят в посмешище, как это сделали нерадивые и бездарные реставраторы, пытающиеся «спасти» культурное наследие человечества.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

На стройке Нотр-Дама: французы ищут реликтовые дубы, голландцы уже отпечатали горгулью на 3D-принтере

Спасение руин Собора Парижской Богоматери зависит от того, насколько умело над дырой крыши натянут зонтик и крепко стянут обломки. Работы по консервации собора из пяти этапов должны завершиться к началу осени, до сезона дождей и ветров.

Раскрыть зонтик, открыть каменоломни, найти реликтовые дубы

В обращении к французской нации президент Макрон поклялся восстановить собор в течение пяти ближайших лет, к 2024 году, в точности таким, каким он был до пожара и «даже лучше». Конкурс проектов объявлен. Собрано пожертвований более €1 млрд.

«Это возможно!» — уверен Жан-Клод Беланжер, генеральный секретарь l’Association ouvrière des compagnons du devoir et du tour de France, французской ассоциации сохранения традиционных ремесел. Для этого понадобится целая армия плотников, кровельщиков и каменотесов, владеющих старинными техниками, которых придется искать по всему миру.

«Нотр-Дам — не первый сгоревший собор во Франции. У нас уже есть опыт восстановления. В 1840 году горел собор в Шартре, в 1914 — в Реймсе, в 1972 — в Нанте, шато Люневиль — в 2003 году, отель Ламбер в Париже — в 2013 году, — говорит архитектор Жан-Франсуа Ланье, почетный президент Общества исторических монументов и эксперт ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного наследия.

Нотр-Дам, каким мы его потеряли. Историческая и культурная ценность собора

Кафедральный собор Парижской Богоматери, который был заложен в 1163 году и постоянно достраивался вплоть до XIV века — первая попытка средневековых зодчих сконструировать сооружение, которое стало бы образцом нового готического стиля, и при этом обладало бы неповторимой индивидуальностью.

Впрочем, парижский Нотр-Дам во многом памятник не только готики, но и архитектуры XIX века. В 1844 году началась капитальная реставрация собора под руководством Эжена Э. Виолле-ле-Дюка. Первоначально предполагалось лишь укрепить сооружение и воссоздать утраченные во время Великой французской революции статуи. Однако реставратор не захотел ограничиваться косметическими работами и задался целью восстановить первоначальный облик собора. Так был реконструирован снесенный еще в XVIII веке шпиль. То, что произведение Виолле-ле-Дюка было уничтожено пожаром — это большая потеря, ведь реставрация XIX века уже стала частью истории архитектуры и достойна бережного отношения и сохранения.

Серьезной переделке подвергся и интерьер собора. Виолле-ле-Дюк считал, что главная цель реставрации — это не поновление или сохранение здания в уже существующем виде, а возвращение сооружения к его оригинальному виду. Восстанавливая Нотр-Дам, он решил хотя бы в некоторых частях воссоздать облик собора XII века. Это было серьезным и, как сейчас представляется, не самым этичным вмешательством, особенно учитывая тот факт, что при реставрации Виолле-ле-Дюк нередко сочетал археологическую и историческую точность со своими собственными, порой довольно фантастическими представлениями о средневековой архитектуре. В итоге была произведена перепланировка окон, примыкавших к средокрестию, чтобы посетители собора могли наглядно увидеть, как развивалась готическая архитектура, от четырехчастной системы стены XII века с небольшими окнами, к трехчастной XIII века, с расширенными оконными проемами.

Авторская отсебятина Виолле-ле-Дюка вызывала протесты. Например, в романе Марселя Пруста «В сторону Свана» можно найти недвусмысленное возмущение его реставрационными методами: «подобно тем архитекторам, ученикам Виолле-ле-Дюка, которые, вообразив, будто они открыли под амвоном эпохи Ренессанс и алтарем XVII века следы романского хора, приводят все здание в состояние, якобы присущее ему в XII веке».

Что сделал Виолле-ле-Дюк в XIX веке

Западный фасад Нотр-Дам-де-Пари, который мы привыкли считать образцом готической скульптуры XIII века, —по большей части реставрация XIX века. Великая французская революция нанесла собору непоправимый урон. За исключением трех окон-роз, навсегда исчезло огромное количество средневековых витражей, а внутреннее убранство собора было обезображено. Но сильнее всего пострадала скульптура. В 1793 году Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», а Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». После этого варварского распоряжения почти полностью были уничтожены статуи всех порталов и «Галереи королей», а также некоторые рельефы Собора парижской богоматери. Из-за этого появились различные несогласованности, главным образом технические. Впрочем, иконография, то есть, язык изображений интерпретируется легко и однозначно.

О чем рассказывает Собор Парижской Богоматери

Готический собор со своими сотнями, а иногда и тысячами статуй и витражей, изображающих праведников и грешников, ангелов и демонов, времена года и знаки зодиака, флору и фауну, жизнь с ее повседневными трудами, заботами и радостями — всю историю человечества от грехопадения до Судного дня, — это грандиозная энциклопедия, которая вобрала в себя все средневековые знания и представления о мире. В эпоху Средних веков все, что окружало человека, наполнено особым значением и таинственным смыслом, который было необходимо символически истолковать. Каменная громада собора — универсальная модель мироздания, в которой земное и небесное тесно переплетались и служили символами бога. Каждый архитектурный элемент, каждая скульптура — части обширной богословской программы.

Именно на западном фасаде Нотр-Дам-де-Пари, том, над которым так активно поработал Виолле-ле-Дюк, в XIII веке впервые была воплощена упорядоченная и строго иерархичная схема расположения скульптур и рельефов.

Фасад разделен на три яруса. В нижнем расположены три портала, а завершает его «Галерея королей» с 28 статуями ветхозаветных царей и цариц. Во времена Революции скульптуры обезглавили и скинули вниз. Современная галерея – это реконструкция. Часть подлинных статуй была обнаружена лишь в 1977 году. Сейчас они хранятся в Лувре и музее средневековья Клюни. Центр второго яруса заполнен большим круглым-окном розой с изображением Девы Марии в окружении пророков, персонификаций добродетелей и пороков, знаков зодиака и месяцев года. Третий ярус — сквозная легкая арочная галерея.

Большая часть скульптур и рельефов сосредоточена в первом ярусе. Все они расположены согласно строгой иерархии. По представлениям средневекового человека, всякая вещь в этом мире служит богу, и родом «службы», степенью и важностью определяется ее место в мире. Поэтому самые значимые сюжеты и фигуры находятся в верхних частях, а менее важные персонажи и сцены — в нижних.

Иерархия устанавливается не только по вертикали, но и по горизонтали: правая сторона почетнее, чем левая.

Выше, на откосах порталов, статуи ветхо- и новозаветных святых: мучеников и блаженных, цариц и царей, тех, кто в вечной схватке добра и зла выбрал сторону добродетели, и тем самым презрел мирскую суету с ее страстями и соблазнами и приблизился к Богу. Скульптуры праведников говорили верующему о том, что и он может последовать их примеру, и со временем — кто знает, —оказаться среди них.

Смысловое ядро западного фасада — это, конечно, тимпан и архивольты центрального портала. В нем расположена сцена Страшного суда, обрамленная фигурами старцев Апокалипсиса и ангелов. Она символизирует конец этого мира и наступление Царствия Небесного на земле. Это, собственно та точка, к которой стремится вся христианская история от Сотворения мира.

При переходе от порталов, галерей, консолей ко все менее ответственным и плохо доступным глазу частям собора, сюжеты скульптурных композиций приобретают всю большую свободу, становятся все легкомысленнее и фантастичнее. Химеры, горгульи и маскароны, в отличие от статуй нижних ярусов, практически не несут никакой смысловой нагрузки и символического значения. Клир довольно терпимо относился к такого рода изображениям.

Скульптуры собора были выполнены в те времена, когда по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Язык изобразительной программы парижского собора оказался принципиально новым и кристально ясным. Образы, адресованные людям, были одинаково понятны и образованному аристократу, и священнослужителю, так и простолюдину. На смену грозным изображениям апокалиптических видений и сцен страшных адских мук романских порталов пришли ясные и понятные образы, в которых противопоставлялись добро и зло, а кроткая смиренность заступников за род человеческий вселяла надежду на спасение.

Пожар, по счастью, не затронул западный фасад Нотр-Дам.

Что сгорело при пожаре 15 апреля

Большая и самая ценная часть собора уцелела. Готические крестовые своды благодаря строительному гению средневековых зодчих выдержали рухнувшую кровлю — обрушилось лишь три участка свода. Но по мнению реставраторов почти наверняка придется демонтировать и заново выкладывать все своды центрального нефа и трансепта собора. Из-за пожара они утратили несущую способность и могут рухнуть в любой момент.

Помимо шпиля, был полностью уничтожен деревянный каркас кровли, так называемый «лес» — уникальная основа собора. Несущая конструкция, хоть и частично поновлялась в XIX веке, состояла по большей части из балок, которые датировались XII и XIII веками. Исследователи говорят, что в некоторых местах древесина была и еще более древняя — VII–IX веков. Каждая балка вырубалась из цельного ствола дерева, а на изготовление каркаса понадобилось около 1300 дубов. Возможно, современным реставраторам удастся восстановить утраченную форму кровли и «лес», но безусловно при реконструкции будут использоваться новые балки.

Восстановить историю или создать бездушную копию, симулякр

По мнению экспертов Compagnons du Devoir et du Tour de France, французской ассоциации сохранения традиционных ремесел, для начала восстановительных работ в Нотр-Даме потребуется обучить старинным техникам как минимум 400 рабочих: каменщиков, плотников, каменоломов, кровельщиков, скульпторов. Учитывая трудовое законодательство страны, на обучение рабочих уйдет лет десять.

Нотр-Дам был построен из камня и дерева. Реликтовые дубовые леса были вырублены во Франции в XIII веке. По мнению вице-президента Фонда сохранения культурного наследия Fondation du Patrimoine Бертрана де Фейде, дубов подходящих размеров для кровли Нотр-Дама во Франции больше нет. Если и удастся найти деревья подходящей длины и толщины, то где-то за границей. Вероятнее всего, реставраторам придется использовать для перекрытий другую деревесину или клееный брус.

Собор, как и весь Париж, построен из назывемого парижского камня, Lutetian limestone, лютетского известняка. Это он придает городу единый архитектурный облик, мягкое серо-кремовое сияние, за что Париж прозвали городом света. Из этого камня выстроены османовский Париж, Лувр и Площадь Согласия.

На месте основных каменоломен сейчас расположены 5, 6, 14 и 15 округа, и даже самые маленькие рудники в черте Парижа. Часть рудников известны как катакомбы, чрево Парижа. В любом случае, все карьеры в черте города уже выработаны.

Однако, пока спорят о материалах будущей реставрации, сейчас важнее всего, чтобы реставраторы как следует натянули зонтик над Нотр-Дамом, чтобы защитить хрупкие конструкции от дождей и ветров. Пятилетний план спасения Собора Парижской Богоматери зависит от первого этапа консервации руин, на которые природой отведено четыре месяца, до начала осенних дождей и ветров. «Нужно понимать, что руины Нотр-Дама не выдержат ветра сильнее 90 км/ч», — говорит Паоло Вануччи, инженер CNRS, Национального научно-исследовательского центра.

На этой неделе в Париже обещают дожди, но Нотр-Дам к ним готов. Первый этап плана выполнен. 80 промышленных альпинистов укрепили зонтик над дырой в крыше.

Что предстоит успеть сделать в соборе к началу осени. Три важных шага

На втором этапе реставраторы приступили у укреплению трансептов. С помощью кранов, в люльках были подняты гигантские балки из клееного бруса на здание башен. Первым укрепили щипец — верхнюю треугольную часть на северном трансепте — пока еще держится каменный фасад. В ближайших планах — щипец на южном фронтоне и на западном.

Витражи в розах, которые чудесным образом устояли в огне, затянули сетями. Начали снимать каменнные скульптуры, чтобы не повредить их при строительных работах.

Самый важный в спасительном плане — третий этап. Под брезентовым покровом, который закрывает дыру в крыше от дождя, на высоте более 30 м будет положен деревянный настил. «Контрфорсы собора по-прежнему оказывают естественное давление. Нужно создать временную деревянную конструкцию на стенах собора, которая обеспечит прочность и ветроустойчивость здания», — рассказывает архитектор Фредерик Летоффе, президент французской Ассоциации предприятий по восстановлению исторических памятников.

Работы по укладке настила будут идти все майские праздники. Благодаря новой деревянной платформе специалисты смогут разобрать остатки обуглившегося деревянного каркаса и снять слой извести, которая защищает своды. После этого можно будет приступить к началу реставрации.

Чтобы укрепить 18-метровые балки настила, придется снять 30 уцелевших витражей по периметру нефа. Этим заняты семеро мастеров-стекольщиков. Розы решили оставить на месте, а витражи демонтируют на время реставрации.

Только после этого у реставраторов дойдут руки до стальных лесов, установленных вокруг собора во время предыдущей реставрации. По плану леса из 500 000 стальных труб должны были подняться на вершину шпиля, на 97 м. Однако установлено было только 54 м труб.Эта конструкция уцелела в огне, выдержав температуру 800 градусов. Сохранившуюся часть лесов убирать не планируют, ее лишь укрепят.

После того, как здание собора будет достаточно защищено от обрушения, реставраторы запустят внутрь собора робота, чтобы он самым тщательным образом прибрал пепелище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *