вирупакша храм скульптуры фото
Храм Вирупакши, древний храм в Хампи
Вирупакша считается визитной карточкой Хампи. Стоит отметить, что в живую выглядит храм намного грандиознее чем на картинках из интернета.
По легенде, Вирупакшу принято считать мужем местной богини Пампы, второе имя которой Хампи-Дэви. Хампи-Дэви или Пампа была покровительницей ближайших земель и имела большое уважение у местного население и вот почему. Считается что Пампа могла управлять водами реки Тунгабадры и озера Пампа Саровар, а это для местных крестьян очень даже важно.
Про храм и про империю Виджаянагар ходят легенды, многие считают что Хампи построен на фундаментах более старых домов и храмов. Уничтоженный город принято считать как остатки Кишкинда, мифического государства обезьян, вот такая вот запутанная история.
История храма Вирупакша
Считается что Вирупакша самый старый из храмов Хампи, а некоторые полагают что это старейший храм не только в Хампи, но и в Индии. Действительно, его история начинается в VII веке н.э., но и до этого времени на месте современной постройки были молитвенные камни, так что истинный возраст мы вряд ли узнаем. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием бога Шивы датируются IX — X веком. Но даже IX — X век — это согласитесь достаточно давняя история.
Есть мнения, что Вирупакшу построили во время империи Виджаянагара и это отчасти правда, ведь сама империя появилась не в «чистом поле». Небольшие культовые сооружения присутствовали на этом месте задолго до основания империи Виджаянагара. Ученые считают что некоторые части храма можно отнести к периоду империй Чалукья и Хойсала, но основная часть храмового комплекса была возведена именно правителями Виджаянагарской империи.
С течением времени храм разрушали и восстанавливали, то что мы видим сегодня это новодел 1442 года постройки.
Виджаянагарские правители покровительствовали бурному развитию культуры и искусства, но уже в XVI веке к ним в гости пожаловали мусульманские завоеватели. Незванные гости на искусство и культуру Виджаянагарской империи смотрели немного по другому. Итог был понятен, многие архитектурные индуистские памятники были уничтожены полностью, но часть сохранилась.
Считается, что примерно в 1565 году мусульмане полностью уничтожили город, но не смогли уничтожить культ поклонению Вирупакши-Пампы, который действует по сей день. И тут опять вопрос, а почему тогда вредные мусульмане не порушили всё что мы видим с вами сейчас? Что их остановило и действительно они были настолько вредными?
Сегодня храм является действующим и в то же время открыт для посещения всем туристам, любой веры.
Карта — схема храма Вирупакша
Храм имеет два больших внутренних двора, один ведет в другой. Главный вход осуществляется через высокую западную башню, но есть и менее заметные входы. Пройдя сквозь башню, вы попадаете в первый внутренний двор, тут есть 100-колонный зал, кассы и даже старый колодец.
Через ещё одну башню можно пройти во второй двор, тут вы найдете храмовую слониху Лакшми, Ранга Мандапа, колоннады и т.д.
Экскурсия по храму
Храм открыт для посещения от восхода (и даже раньше) до глубокой ночи, в полдень ворота закрывают и некоторое время никого во внутрь не пускают, имейте это ввиду при планировании посещения.
Любая экскурсия по храму Вирупакша начинается с осознания грандиозности постройки. Перед вами высится башня, высота которой более 50 метров, сквозь которую туда-сюда шмыгают люди, обезьяны и иногда коровы, за вашей спиной Хампи Базар и огромная деревянная колесница.
Западная башня имеет 9 ярусов, каждый из которых украшен резными фигурками, выглядит очень эффектно, но тут есть секрет. Нижние два яруса построены из камня, а все верхние из более податливого материала (кирпич и раствор). Так что верхние фигурки были выполнены намного проще (это не камень, а своеобразная лепнина).
Мотивы фигурок самые разные, от всевозможных богов и богинь, до эротических сцен в стиле Кхаджурахо и прочего безобразия, обязательно обследуйте башню более внимательно, найдете много интересного.
В храме Вирупакша поклоняются богу Шиве, тут в равной мере присутствуют туристы и паломники, у всех одинаковые условия при посещении святыни. Ежегодные фестивали и религиозные праздники привлекают огромные толпы обоих типов, так что народу может быть много.
Последуем за всеми внутрь храма.
Первый двор храма
На первом дворе можно увидеть несколько интересностей, многие из которых очень хорошо прячутся, так что будьте более любопытными.
Вход в первый двор доступен без оплаты (второй двор платный), вход в первый двор не закрывают в полдень, так что тут всегда присутствует народ. Иногда людей может много и это может быть весьма колоритно.
Из достопримечательностей первого двора могу отметить 100 колонный зал, который словно каменный лес, зал соединен с соседними залами и составляет один большой лабиринт из колонн. Говорят что именно в этом месте было что-то похожее на общественную столовую. И действительно некоторые вещи определяют место как место где могли готовить еду. В полу можно видеть некоторые приспособления, которые вероятно относились к столовой, каменные жернова прямо в полу, остатки древнего водопровода и т.д.
Сегодня, как и сотни лет назад первый двор выполняет те же функции, тут, как и раньше много паломников ждущих своей возможности совершить обряд.
В первом дворе так же присутствуют разные административные постройки, цель которых непонятна. По правую руку есть место для хранения обуви и специально обученные люди собирающие деньги за её хранение, своего рода гардеробщики. Второй двор является священным местом и во второй двор в обуви вас не пустят, таким образом обувь требуется либо сдать на хранение, либо спрятать в рюкзак.
Пред входом во второй двор храма Вирупакши установлена касса и всех желающих обилечивают, цены разные и зависят от происхождения человека (турист или индиец) и его целей прибытия в храм (фото и видеосъемки нужно купить разрешение). Цены на посещения святыни вполне гуманные и по карману даже самому бедному индийцу от 3 рупи. За желание снимать и фотографировать с вас потребуют дополнительную плату от 50 рупи за фотоаппарат.
Второй двор храма
Основной интересностью второго двора храма Вирупакша является живая слониха Лакшми, которая за любую монетку вложенную её в хобот этим же хоботом вас благословит. Похлопывание хоботом по голове развлечение на любителя, я не рекомендую участвовать в этом эксперименте детям, да и для взрослых он тоже тоже сомнительный. Но это скорей всего моя осторожность, которую я проявляю по отношению к слонам.
По обеим сторонам двор обрамляют колонные залы с резьбой по камню, встречаются очень интересные сюжеты, уделите немного времени и изучите резьбу подробно.
В центре двора установлен небольшой павильон в котором расположились быки Нанди, их тут несколько штук, такого количества Нанди в одном месте я еще в Индии не видел. Нанди считается транспортным средством бога Шивы, но почему их тут так много?
Вот так выглядят священные быки Нанди вблизи.
Рядом с быками высятся священные столбы, в чем их святость местные жители объяснить не смогли.
Перед быками расположено углубление в полу, там установлена еще одна святыня.
В самой дальней части двора вы увидите Ранга Мандапа — это невысокое строение со множеством колонн и обилием резных элементов. Ранга Мандапа была построена одной из последних, примерная дата постройки 1510 год.
Внутри Ранга Мандапа кроме резных колонн имеет роспись потолка и резной фриз, который считается оригинальным, а не реконструкцией.
Дальше на запад, есть небольшой внутренний зал, где можно видеть бога Вирупакшу. На входе во внутренний зал стоят два божества-хранители, а потолок внутреннего зала украшен мотивами на тему лотоса. Святилище содержит бога Вирупакши в виде лингама (фаллоса).
Наиболее важными из всех святынь являются супруги Шивы, богини Пампа и Bhuvaneswari, они расположены к северу от главного храма. Считается что эти святыни намного старше чем все остальные.
Если пройти за строение Ранга Мандапа, то там можно найти небольшой затемнённый зал, в котором можно видеть как сквозь узкую щель в стене солнечный свет проецирует перевернутую тень главной башни храма. Получается эффект фотокамеры, но верующие индийцы видят в этом нечто иное.
Территория вокруг храма Вирупакши
Если у вас осталось свободное время, силы и желание, то обязательно изучите ближайшие окрестности храма Вирупакши. Считается что тут была целая деревня со всей необходимой инфраструктурой, она предназначалась для священников. Если обойти Вирупакшу с северной стороны, то вы увидите огромных размеров священный водоем Manmantha, он расположен напротив северной башни, которая имеет название Kangiri Gopura.
С южной стороны храм граничит с холмом Хемакута, на нем расположено несколько древних построек разной сохранности.
Все обо всем
Подборка интересных и необычных фактов
Все самое интересное
понедельник, 7 мая 2012 г.
Храм Вирупакши
На протяжении многих веков храм Вирупакша является самым важным местом паломничества в Хампи. Он стоит посреди развалин многочисленных храмов бывшей столицы индуистской империи, вот уже несколько веков оставаясь одним из немногих местных культовых сооружений, всё ещё используемых для поклонения. Храм посвящён Шиве, известному здесь под именем Вирупакша — супруга местной богини Пампы, которая ассоциируется с рекой Тунгабхадрой. Другой известный храм Вирупакши находится в деревне Налагамапалле, округ Читтур, Андхра-Прадеш, приблизительно в 100 км от Тирупати.
Историю храма Вирупакша можно проследить до VII века. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием Шивы датируются IX — X веком. Культовое сооружение существовало на этом месте задолго до основания Виджаянагара. Некоторые части храма датируются периодом империй Чалукья и Хойсала, однако бо́льшая часть храма была построена правителями Виджаянагарской империи. Именно в этот период маленький храм превратился в большой храмовый комплекс.
В XII веке под покровительством виджаянагарских правителей начался расцвет искусства и культуры. В XVI веке Виджаянагарскя империя пала под натиском мусульманских завоевателей, которые систематически разрушали архитектурные индуистские памятники.
Культ Вирупакши-Пампы, однако, не прекратился даже после разрушения города мусульманами в 1565 году и продолжается и по сегодняшний день. В начале XIX века храм был отреставрирован, был заново расписан потолок храма и восстановлены северная и восточная гопуры.
Храм Вирупакши. Паттадакал, III-IXвв.Карнатака, Индия
Одним из самых крупных покровителей храма за всю его историю был виджаянагарский раджа Кришнадеварая. По его указанию была возведена самая изысканная храмовая постройка — центральная зала с колоннами. При нём также была возведена гопурам на входе во внутренний двор храма. Его вклад в постройку храма упоминается на каменной мемориальной доске, установленной рядом с колонным залом. В частности, там говорится что Кришнадева Рая отдал приказ построить колонный зал в 1510 году.
Храм Вирупакши является единственным в Хампи, где богослужение ведется ежедневно. Храм Виттхалы, являющийся монументом всемирного наследия, заслуживает детального осмотра. Он имеет трое ворот и состоит из компактных структурных частей. Этот храм представляет собой дар Кришнадевы Райи Хампи. Самой богато украшенной структурой здесь является павильон для специальных празднований Кальян мандап. Он орнаментирован фигурами скачущих коней, колоннами, окружен балюстрадами, опирающимися на фигуры слонов, и украшен скульптурными рельефами поразительной красоты. Небольшая каменная колесница, стоящая перед центральным храмом, представляет собой замечательный образец скульптурного искусства Виджаянагара. Все мельчайшие детали деревянной храмовой колесницы воспроизведены в камне в точности.
Первоначально её изумительно выточенные колеса могли вращаться, но сейчас они зацементированы. Главная структура храма Виттхалы со скромной башней над алтарём представляет собой музей искусства скульптуры. Её 56 великолепных колонн богато украшены изумительной рельефной работой. Эта хрупкая колоннада, стоящая спереди на огромных столпах, если по ней слегка постучать, откликается нежной музыкой, что привлекает множество любопытных. И хотя это сооружение не было завершено, оно все равно остается самым величественным в Хампи, гордостью индийской архитектуры и скульптурного наследия.
Описывая красоты Хампи, одной из величайших метрополий средневековой Индии, персидский путешественник Абдул Разак, посетивший страну в 1446 году, отметил: «Я не знаю никакого другого государства более счастливого, чем это». Чтобы понять эти слова, необходимо не просто сюда приехать, надо совершить духовное паломничество в каменистые глубины этого затерянного края. Величие руин Хампи явно свидетельствует об увлечении строительством королей Виджаянагара. В период их правления наблюдался синтез индуистско-мусульманских стилей в архитектуре. Дворец Лотос Махал и королевские бани в деревне Камлапур неподалеку являются превосходными образцами этой архитектуры.
Возникновение империи Виджаянагар стало своеобразным ответом на экспансию мусульман с севера. При этом не следует преувеличивать значение противостояния индуизма и ислама. Индусские правители часто воевали с Виджаянагаром на стороне мусульман. К тому же война мусульманских султанов с Виджаянагаром была объявлена религиозной (джихад) лишь в 1502 г., через полтораста лет его образования.
События, предшествовавшие созданию государства Виджаянагара, окутаны легендами. Известно, что в районе Анегонди появились два брата – Харихара и Букка, посланные Мухаммадом Туглаком для восстановления власти Делийского султаната. Братьев было пятеро, но трое младших сыграли меньшую роль в истории. Они были сыновьями Сангамы, именем которого названа первая династия правителей Виджаянагара. По одной версии, это была семья телугу, служившая прежде Какатьям из Варангаля. Они попали в плен, из привезли в Дели и обратили в ислам. По другой версии, братья были каннада, служили Хойсалам из Дварасамудры (Халебид), но после пленения какое-то время помогали Туглакам восстанавливать власть на Тунгабхадре. Затем они отвергли ислам и союз с Дели, создав независимое индуистское царство.
Согласно легенде, братья встретили в лесах у Тунгабхадры аскета Видьяранью, указавшего им благоприятное место для возведения столицы. Он стал главным министром трех первых правителей – Харихары I, Букки I и Харихары II, сына Букки.
Город Виджаянагар, или Видьянагар (букв. «Город знаний», возможно, в честь мудреца Видьяраньи) был основан на южном берегу Тунгабхадры на холмах, окружающих храм Вирупакши (XIII в.), построенный при Хойсалах. Вирупакша (ипостась бога Шивы) считался истинным правителем Виджаянагара, а императоры – лишь его наместниками. Город строили 7 лет, с 1336 по 1343 г.
Царство быстро росло. В 1343-1346 гг. Букка разгромил Хойсалов, которые не могли оправиться от вторжений армии делийского султана в 1311 и 1327 гг. В 1345 г. была присоединена Тулу (побережье Карнатаки). К 1370 г. была подчинена вся Южная Индия, за исключением крайнего юга и Малабарского побережья (современный штат Керала).
Период наивысшего расцвета Виджаянагара пришелся на правление Кришнадэварайи (1509-1529) из третьей династии правителей – Тулува. В это время благодаря союзу с португальцами, захватившими Гоа в 1510 г., Виджаянагар обладал почти полной монополией на торговлю через южные порты арабскими скакунами и индийским пряностями.
Тирумала, брат Рамарайи, бежал в Виджаянагар, забрал казну (для ее перевозки понадобилось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. Мусульмане с ходу заняли Виджаянагар, разграбили и разрушили его, убили десятки тысяч горожан. Тирумала вернул Виджаянагар без труда, но не сумел или не захотел его восстановить.
Фрески эпохи Виджаянагара на потолке мандапы воссоздают разные образы Шивы, процессию с мудрецом Видьяраньей, десять аватар Вишну и эпизоды из «Махабхараты». Напротив металлической статуи Нандина, в маленьком святилище находится шивалингам. Вход в святилище украшен изображениями макаров – земноводных мифических животных.
Прямо за оградой главного храма с северной стороны есть еще один небольшой храм (XIII в. или ранее). Считается, что это предшественник храма Вирупакши.
Основные праздники Виджаянагара – ежегодный Праздник колесниц в храме Вирупакши (февраль) с уличными шествиями и бракосочетанием Пампы и Вирупакши, сопровождаемый барабанным боем и танцами.
Прямо над Hampi Bazaar возвышается холм Хемакута (Hemakuta Hill), где расположены храмы IX-XIV вв. Три из них относятся к стилю трикутачала («холм с тремя вершинами»), для которого характерны три святилища, объединенные общим залом. С холма, особенно с его остроконечного западного края, открывается прекрасный вид на окрестности, лучше всего выглядящие на закате солнца. На юго-восточном склоне холма Хемакута установлены две большие монолитные статуи Ганеши (XI в., 2,5 м и около 5 м).
Несколько интересных памятников сосредоточено на дороге, ведущей на юг от холма Хемакута по направлению к главной, южной, группе развалин. Первый из них – обнесенный стеной храмовый комплекс Кришны (Krishna Temple) к западу от дороги, построен императором
Кришнадэварайей в 1513 г., после завершения успешного военного похода в Ориссу. Хотя он частично разрушен, в нем есть несколько примечательных святилищ и образцов резьбы по камню.
К священному броду на реке можно попасть, выйдя из северной гопуры храма Вирупакши либо идя по тропинке вокруг большого храмового пруда мимо Shanti Ladge. Несмотря на новый пешеходный мост, лодки отчаливают отсюда, так же как они делали это пять веков назад, переправляя местных жителей на поля.
Тропинка, петляющая по деревне, ведет вниз к внушительным руинам моста, и вверх – к гиваитскому святилищу Вирабхадры (Virabhadra Mandir, 1545) на холме Матанга (Matanga Hill).
Считается, что после того как Балин сместил Сугриву с престола, Сугрива вместе с Хануманом поселился на этом холме. Поблизости произошла первая встреча Рамы и Ханумана. С холма открывается прекрасный вид на развалины Виджаянагара.
К северу от холма Матанга на берегу реки Тунгабхадра находится храм Кодандарама (Kodandarama Mandir), расположенный на месте, где Рама короновал Сугриву. В святилище можно увидеть изображения Рамы, Ситы и Лакшмана.
Далее вымощенная, обнесенная колоннами ул. Achyuta Bazaar ведет на юг к храму Тирувенгаланатха (Tiruvengalanatha Mandir, 1534) с прекрасной каменной резьбой, в том числе знаменитыми эротическими барельефами.
Вернувшись обратно на главную дорогу, проложенную среди скал, выйдем к реке, где стоит мало посещаемый храм Агни (Agni Mandir), а рядом с ним – комплекс Коталинга (Kotalinga Complex). В нем 108 крошечных лингамов высечены на плоском камне.
Дорога проходит мимо храма Нарасимхи (Narasimha Mandir, XIV в., справа) и пещеры Сугривы (Sugriva Cave, слева), где, согласно легенде, Сугрива спрятал драгоценности Ситы после ее похищения Раваной.
Подходя к храму Виттхаля, обратите внимание на гранитную арку «Царские весы» (King’s Balance, высота – 4,5 м, ширина – 3,5 м). Во время религиозных фестивалей здесь устраивалась церемония, называемая «тулабхадра». В ходе нее собирали столько золота и драгоценных камней, сколько требовалось, чтобы уравновесить весы, на которых взвешивали самого царя. Золото и драгоценности затем дарили брахманам и храмам.
Руины Хампи
Итак, допустим вы решили ехать в Хампи из северного Гоа. Приготовьтесь к тому, что вам предстоит серьезное испытание, благодаря этому испытанию в Хампи не так много туристов, как допустим на тех же водопадах. Если вы чувствуете в себе силы, то можете сэкономить и поехать на слипбасе, но я бы посоветовал вам брать тур. Встать нужно рано, примерно в 5 часов утра, дорога занимает от 8 до 10 часов по извилистым дорогам Гоа и Карнатаки. На месте вы будете приблизительно в 3 часа дня. Дорога на слипбасе прибавит вам еще как минимум 4–5 часов, кроме того нужно искать отель, такси и прочие вещи.
Хампи — деревня на севере индийского штата Карнатака. Хампи расположен посреди руин Виджаянагара — бывшей столицы Виджаянагарской империи. В Хампи находятся множество памятников, некогда являвшихся частью древнего города. Так как деревня Хампи расположена в самом центре руин Виджаянагара, её часто отождествляют с самим разрушенным городом. Руины Виджаянагара принадлежат к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, где они числятся как «Памятники Хампи». На сегодняшний день, эта появившаяся ещё до основания города Виджаянагара деревня продолжает оставаться важным индуистским религиозным центром, в частности благодаря действующему и поныне храму Вирупакши.
2. Тут вас ждет умопомрачительные пейзажи и диковинные красоты.
3. Вы окунетесь в мир древности и восхититесь мастерством зодчих XVI века.
4. Особую мистичность этому месту придают балансирующие камни. Их очень много по округе.
5. Вся площадь комплекса усыпана каменными «беседками».
7. Практически с любой точки виден белый храм Ханумана. Красный флаг на нем говорит нам, что храм действующий. Подняться по его 630 ступеням не удалось, из-за отсутствия времени.
9. И это не простые постройки, а настоящие шедевры.
10. Тут остались основания огромных торговых площадей, длина самой большой составляет 1,5 километра. На ней килограммами шла торговля алмазами и драгоценными камнями, как овощами и фруктами.
13. Все значимые памятники архитектуры обозначены указателями. Повсюду висят карты Хампи.
14. В одном из действующих храмов ребята читают мантры на санскрите, они хотят попасть в книгу рекордов Гиннесса, читают без остановки уже четыре года, текущий рекорд составляет десять лет.
15. В целом это действующий город. Люди стирают белье и моются в реке Тунгабхадра.
16. Священная река Тунгабхадра (редко в Индии река не священа), течет через штаты Карнатака и Андхра-Прадеш, где впадает в реку Кришну.
17. Порой кажется, что камни на берегу реки заботливо сложены людьми.
18. Судя по предупреждающим знакам в реке водятся крокодилы. К сожалению мне найти их не удалось.
19. У кого-то в огороде строение VI века, используется как укрытие от солнца.
20. Дерево Плюмерия в засушливый сезон полностью теряет листья, остаются лишь цветы, за это дерево еще называют цветочным. Отломив от него веточку, можно вырастить его у себя дома.
21. Фигуры некоторых храмов иллюстрируют камасутру.
Храм Виттала
Знаменит своими поющими колоннами и ритуальной каменной колесницей. Вход в храм платный, не стоит отказывать себе и пройти внутрь. 23. Каменная колесница (XV век). Визитная карточка Хампи. Символизирует деревянные колесницы-ратхи, на которых статуи богов вывозятся из храмов. Все мельчайшие детали деревянной колесницы в точности воспроизведены в камне.
24. Первоначально её выточенные колеса могли вращаться, а каждый, кто их прокручивал, приобретал религиозные заслуги, но в наши дни колеса предпочли, в целях лучшей сохранности, зафиксировать.
25. Высота колесницы приблизительно 5 метров.
26. Эти поющие колонны использовались в качестве музыкальных инструментов. Музыку, которую играли на этих колоннах сандаловыми палочками, было слышно за 1,5 км от храма. Колонны все еще функционируют и за 100 рупий вам на них сыграют, правда только кончиками пальцев, слышно за 10 метров. Колонны ограждены и самим поиграть не удастся. Секрет колонн в том, что выполнены они из цельных кусков гранита, с уникальной огранкой.
27. Храм тонко украшен статуями.
28. И замысловатыми узорами
Храм Вирупакши
30. Храм Вирупакши расположен у подножия горы Хемакута. Этот храм является самым священным храмом этого места. Историю храма Вирупакша можно проследить до VII века. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием Шивы датируются IX — X веком. Культовое сооружение существовало на этом месте задолго до основания Виджаянагара. Некоторые части храма датируются периодом империй Чалукья и Хойсала, однако большая часть храма была построена правителями Виджаянагарской империи. Именно в этот период маленький храм превратился в большой храмовый комплекс.
31. В самом храме делать, откровенно говоря, нечего. Показалось что это самое грязное место в округе.
32. Не жалейте если вам попасть в храм не удалось, вы ничего не потеряли, кроме, разве что слона берущего деньги и кладущего, в качестве благословения, свой слюнявый хобот вам на голову. Ну или если вы очень религиозны и вам необходимо какое-нибудь благословение.
33. Огромная, шесть с половиной метров, фигура Нарасимха высечена из цельного куска скалы, в простонародье Угранарасимх что в переводе означает «человек с ужасным лицом», в 1528 году н. э., во время правления Кришнадеварая, он был казнен. Статуя была осквернена мусульманами, судя по манускриптам Нарасих держал в объятиях на коленях свою жену Лакшми, что очень не понравилось мусульманам. Нарасимха сидит на семиголовой змее Адисесша, которая поднимается за ним, а его ноги соединены бетонным жгутом предотвращая дальнейшее разрушение.