византийская икона божьей матери
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Византийская икона Божией Матери в чем помогает
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Византийская икона Божией Матери — почитаемая икона в православном мире. Празднование совершается 7 апреля и 1 мая по юлианскому календарю. По преданию образ был явлен 7 апреля 732 года. История его неизвестна, в Россию он был принесен из Рима, и перед этим ликом молился Петр I в благодарность о победе в Полтавской битве.
Византийский лик относится к иконописному типу Одигитрия. Божья Матерь изображена по колено, на ее левой руке изображен Иисус во младенчестве. Его голова повернута в правую сторону от Богородицы, правая рука поднята в благословляющем жесте, а десницей он касается матери.
В руках Девы Марии, которая обнимает Иисуса, держит скипетр и державу. Головы Святых увенчаны коронами. Данная иконописная робота, по мнению Никодима Кондакова, оказала огромное влияние на греческую живопись, итальянское искусство, и относится к работам, написанным в XVI веке. В русской иконописи царские регалии в руках Богородицы появляются на иконах с XVII века.
Гравированное изображение Византийской иконы
Гравировка на иконе выполнена Григорием Тепчегорским, была включена в свод чудотворных икон, составлена в 1715 — 1716 годах. В искусстве известны клейма с изображением Византийской иконы на иконах конца XVIII века (например, «Явленные иконы Богородицы», конец XVIII — начало XIX века, Череповецкое музейное объединение).
Значение иконы Божьей Матери в жизни верующих
Святая Мария всегда занимала особое место в жизни христиан. Она всегда защищала простых людей по всему миру, именно по данной причине в храмах так много икон с ликом Богородицы. По преданию первые лики Божией Матери были написаны Лукой евангелистом.
Образа с ликом Святой Марию обладают чудотворной силой и исцеляли людей от разных хворей и недугов. Человек, который носит с собой иконку Божией Матери, всегда будет под ее защитой.
Если говорить о том, какая икона Божьей Матери чем помогает, то следует знать, что в разных бедах следует просить помощи и у разных образов.
Какой бы ни была икона, Богоматерь всегда вас услышит и поможет.
Византийская икона Божией Матери Владимирская, первая треть ΧΙΙ в. (иконография, символика, стиль)
Иконография образа Божией Матери Владимирская относится к типу Елеус (с греч. ᾿Ελεοῦσα — Милующая, сострадание, милосердие). В Византии этот тип именовали «Гликофилуса» (с греч. Γλυκοφιλοῦσα — Сладкое лобзание). История появления ее первоначального образа, подробно зафиксирована в летописях и сказаниях. Например, согласно сказанию XV века, она была написана Евангелистом Лукой на доске от стола, где принимали трапезу Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Стоит отметить, что образ Божией Матери Владимирская возводится к авторству ап. Луки, говоря словами Л. А. Успенского, «в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом (…)». Поэтому здесь следует понимать именно иконографическую основу иконы, которая была заложена в основу последующих списков Божией Матери. На Руси эта иконография приобрела название «Умиление», что отражает суть материнских чувств изображенных на иконе.
В поясном изображении иконы Богоматерь на правом предплечье держит Младенца Христа, Который нежно обнимает Ее шею Своими ручками. Ее левая рука в молении поднята к Младенцу и как бы придерживает Его. Младенец одет в длинный до пят охристый хитон, украшенный тонкими многочисленными линиями ассиста. Его правая ножка слегка согнута в колене, а левая поджата под правую. Таким образом, они скрещены так, что правая ступня изображается в профиль, а левая демонстрирует подошву ступни. Данная иконографическая особенность отличает икону Богоматери Владимирская от Ее остальных икон типа «Умиление».
В связи с утратами и реставрационными работами живопись всей поверхности иконы приобрела многочисленные изменения. Однако лики Богоматери и Младенца достаточно хорошо сохранились, что дает представление о манере их письма и внутреннем содержании образов. Письмо лика Богоматери, выполненное несколькими прозрачными слоями охр разных оттенков плавно переходящих друг в друга и светло-розовой подрумянкой поверх зеленовато-оливкового санкиря, кажется светящимся изнутри. Освещенные части лика обозначены тонкими мазками белил, теневая моделировка по контурам обозначена красными и коричневыми описями. Лик Младенца Христа выполнен в той же манере, однако в более свободных мазках охр присутствует обилие белил, санкирь более светлый. Такой тоновый контраст с ликом Богоматери в сочетании с мягкой живописностью ликов делают образ еще более душевным, человечным и одновременно пронизанным тонкой одухотворенностью. Лик Божией Матери излучает материнскую любовь и нежность,которые выражены в тонких очертаниях Ее лика и плавных тоновых переходах. В продолговатом овале лица и изящной линии носа с небольшой горбинкой передано благородство неземной красоты. В мягких линиях Ее силуэта передано спокойствие и смирение. В выражении Ее взгляда миндалевидных глаз, погруженных в тень от верхних и нижних век, отражена глубокая печаль. Линии длинных прямых бровей, приподнятых ближе к переносице, киноварные сомкнутые небольшие уста, также передают скорбные чувства Богоматери. В лике Младенца выражено сострадание к внутренней скорби Своей Матери. Пытаясь Ее утешить, Он прижимается своей маленькой щекой к Ее щеке. Столь лиричный и трогательный образ связан с темой предстоящих страданий Сына, неизбежность которых предчувствует Божия Матерь. «…Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2:35), — говорит праведный Симеон Деве Марии.
Продолжение темы крестных страданий выражено на обороте иконы (Рис. 2), где представлен Престол с орудиями страстей, покрытый красной тканью, с золотым орнаментом, обрамленной синей каймой с золотым ассистом. На Престоле возложены закрытое в золотом окладе Евангелие с синим обрезом, четыре гвоздя синего цвета и терновый венец охристого цвета. На Евангелии изображен белый голубь с красными лапками и золотым нимбом. В соответствии с текстами Священного писания и комментариями святых Отцов, Престол символизирует Гроб Господень; кроме того изображение Престола может указывать на Воскресение Христа и служить символом Его второго Пришествия. Также изображения Престола, Евангелия, орудий страстей и голубя могут символически представлять Троицу. Хотя в композиции нет изображения Чаши, но само присутствие Престола уже говорит нам еще и о Таинстве Евхаристии. Подобное изображение Престола (рисунок, колорит, орнаментация) представлено на иконе «Преподание хлеба» (Рис. 3) из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где характерным является жест апостола Петра, бережно принимающего святые Дары из десницы Господа.
За Престолом изображен крест, по сторонам от которого представлены копье с левой стороны и трость с губкой с правой. Это напоминает нам о евангельских событиях, описанных св. ев. Иоанном Богословом: «(…) неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа, где воины распяли его» (Ин. 19. 18). После всех мучений, когда Господь взалкал, то воины, «(…) напоив, губку уксусом поднесли ее к Его устам, после чего Он умер, (…) а один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:28-34).
Таким образом, многозначность символов, заключенных в композиционный строй двухсторонней иконы Богоматери «Владимирская», имеют смысловую связь между собой. Посредством красок в иконе отражены новозаветные события, о которых предрекали еще ветхозаветные праведники: рождение Сына Божия (Ис. 7, 14), Его искупительная жертва (Ис. 53:2-7). Кроме того представленные символами темы: Крестная жертва, смирение, заступничество Богоматери за весь человеческий род, учение о Троице, Таинство Евхаристии, в совокупности объединяются одной общей темой — высшей совершенной Божественной Любвью, о которой в первом послании к Коринфянам св. ап. Павел говорит: «Любовь (…) все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:7). Именно эту любовь Божия Матерь вместила в своем образе, став тем самым выше не только всякого человека, но и ангелов. «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», — читаем мы в хвалебной песни Богородице. Важнейшей целью этой любви является Домостроительство и спасение через Церковь – символом которой предстает Божия Матерь. «Будем же мы (…) с трепетом поклоняться Нераздельной Троице, воспевая Приснодеву Марию, а в Ней со всей очевидностью Святую Церковь» (свт. Кирилл Александрийский). Символически Крестное знамение на обороте Богородичной иконы Владимирская выражает и другие темы из новозаветной истории: забота Сына о Матери, усыновления Своего любимого ученика. Явным образом они прослеживаются в живописных изображениях на оборотах других Византийских икон Богоматери и Ее Сына. Примером может служить двусторонняя икона «Христос-Душеспаситель» пер. четв. XIV в. (Рис. 4). На оборотной стороне которой, в композиции Распятия, представлены живописные фигуры в правильных пропорциях, характерных для искусства палеологовского ренессанса: распятый Христос, слева от Него склонившаяся в скорби Богоматерь, справа любимый ученик Господа ев. Иоанн Богослов. Этот образ напоминает нам о словах Господа Своей Матери и ученику во время своих страданий: « (…)Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой» (Ин. 19, 26-27). Согласно святоотеческому учению «научая нас тем самым заботиться о наших родителях до последнего издыхания». Свт. Димитрий Ростовский в своих нравоучениях, призывает каждого быть подобному по чистоте и святости Иоанну Богослову – любимому ученику Господа, чтобы быть достойным материнства и предстательства Божией Материи: «…Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом. Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной».
Подводя краткий итог, следует отметить, что икона Божией Матери Владимирская пер. трет. XII в. — это одно из лучших творческих выражений плода всей Церкви, связанное с Литургией, храмом, таинствами, в византийском искусстве XI-XII вв. О ней написано немало статей и книг известными учеными в области богословия, истории Византии, искусствоведения. Например, Попова О. С. написала об иконе Божией Матери Владимирская как о самом известном примере византийского классического искусства, характерными чертами, которого являются постепенное постижение и осознание символики образов в классически уравновешенной, живописной композиции иконы в сочетании с тонкой одухотворенностью, раскрывающей отдельные богословские темы и углубленные литургические смыслы.
Е. В. Кузьмина (магистр теологии)
Список литературы:
Примечания
[1] «(…) Исследователи видели в иконе выдающееся произведение византантийского искусства, принадлежащее кисти констонтинопольского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. (Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что Владимирская была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. (…) », — Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери //[Электронный ресурс]. (Дата обращения: 23. 07. 2020)
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.
Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку
Почему византийскую икону мы не отличаем от русской?
Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.
Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.
И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.
Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.
Воскрешение Лазаря (XII век)
Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.
В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.
Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.
Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.
Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.
Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.
Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)
Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.
Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.
Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.
На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.
Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.
Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).
Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.
Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)
Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий. Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей). Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.
Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа. Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями. И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».
Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.
То есть речь идет не о реальном времени, или даже историческом измерении древнехристианской истории, а о так называемом иконном или литургическом времени, в котором в единое целое сплетено прошлое, настоящее и будущее.
В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.
Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого. Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).
Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.
Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)
Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».
В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.
Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.
Он убирает из сцены Распятия все лишнее, концентрируя внимание на трех главных фигурах, в которых, с одной стороны, прочитывается античная основа, никогда не исчезавшая в византийском искусстве – потрясающая скульптурная пластика, которая, однако, преображена духовной энергией. К примеру, фигуры Богоматери и Иоанна Богослова – словно бы написаны на грани реального и сверхъестественного, но эта грань оказывается не перейденной.
Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.
Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.
Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.
Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.
Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.
Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)
Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.
Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.
Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)
Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.
Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.
В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.
В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.
Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент
Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.
Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.