визуальные источники в обучение праву

Наглядность в обучении праву

Еще в XVII в. известный чешский педагог Ян Коменский (1592—1670) доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. Он писал: «Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущения. Надо начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с наблюдения за ними. Чувственное наглядное восприятие приводит к тому, что если кто-либо этим путем усвоил, то он будет знать это твердо. Отсюда известное выражение Горация: «Медленнее проникает в душу то, что воспринимается слухом, чем то, что мы видим своим надежным взором. ».

В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Этим понятием называют важное средство обучения праву, связанное с визуальным (зрительным), аудиальным (слуховым) восприятием информации.

Обратим внимание на то, что вообще средства правового обучения — это идеальные и материальные объекты, с помощью которых учитель осуществляет процесс обучения праву.

В методике обучения праву выделяют различные виды наглядности.

Автором научных обоснований принципа наглядности в обучении методисты считают А. Дистервега (1790—1866) — немецкого педагога.

По форме внешнего выражения наглядные средства обучения классифицируются так:

1) звуковые средства обучения (к ним относятся и созданные в 90-е годы XX в. аудиокассеты РФПР по методике преподавания права);

2) экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультемедийные программы правового обучения);

3) печатные средства обучения (в них правовая информация представлена на бумажных носителях).

Однако в правовом обучении целесообразно обращать внимание на классификацию наглядности по ее юридическому содержанию. В этой связи можно выделить:

1) Условно-графическую наглядность. Сюда мы отнесем схематичные рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые включены в учебники и пособия по праву, создаются детьми или учителем в процессе работы над темой и проч. При этом данный вид наглядности может быть еще классифицирован на:

2) Технические средства обучения (ТСО). Различные аудиозаписи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном использовании на уроках права значительно улучшают процесс обучения. При этом следует помнить о том, что «наглядность в отрыве от устных объяснений учителя теряет свою значимость». В практике работы школ отмечаются иногда неправильные варианты использования наглядности: некоторые учителя не используют ТСО вообще в своей работе, объясняя это тем, что, например, просмотр кинофильма только отнимет время от урока. Другие же, наоборот, демонстрируют любой учебный фильм, который не относится к теме урока. И тот и другой подход неверен. Необходимо учитывать некоторые правила использования ТСО на учебных занятиях. Предположим, педагог решил включить в урок просмотр отрывка из фильма по определенной правовой ситуации. Сначала педагог сам просматривает фильм, формулирует задания, вопросы, которые будут предложены школьникам после фильма. Важно продумать, на каком этапе урока лучше предложить фильм, как это будет логически сочетаться с предварительной и последующей работой. Не целесообразно отводить более 10 минут на просмотр видеосюжета. Правовые ситуации могут устаревать из-за динамично развивающегося законодательства, поэтому нельзя на уроке использовать старые материалы. Они могут ввести ученика в заблуждение и не будут иметь никакой учебной значимости или воспитательного эффекта.

3) Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору или в адвокатское бюро. Однако учителю следует очень основательно продумать форму проведения занятия за пределами школы. Нельзя проводить экскурсию спонтанно, без предварительной договоренности с юристами-специалистами. Важно, чтобы школьники увидели, как применяется право на практике, закрепили свои теоретические знания. Перед началом экскурсии целесообразно сформулировать задания каждому ученику или по группам. Задания можно выполнять в процессе экскурсии. Несмотря на гласность российского судопроизводства, не всегда целесообразно посещать судебное разбирательство дела для того, чтобы закрепить знания обучаемых о правилах процессуального права. Лучше всего, если школьники смогут пообщаться с юристами — практиками, которые расскажут о своей работе, юридических казусах, зададут ребятам вопросы и проч.

4) Изобразительная наглядность. Например, учебные картины, изображающие судебное разбирательство дела в эпоху средневековья, позволят разобраться школьникам в особенностях процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами современного законодательства.

Применение наглядных средств обучения позволяет превратить трудный материал в более доступный и легко запоминаемый. Правильное применение наглядности связано с выявлением существенных признаков изображаемого и отвлечением от тех, которые имеют второстепенное значение.

Рассмотрим особенности применения условно-графической наглядности в процессе обучения праву.

В 1999—2000 гг. Федеральный Экспертный Совет Минобразования РФ рассматривал различные видеоматериалы киностудий РФ, предложивших использовать на уроках права отрывки из игрового кино на правовые темы.

Наиболее существенные черты правового явления или понятия можно передать через схематический рисунок. Например, разъясняя сущность правотворчества, учитель мелом на доске по ходу объяснения вычерчивает схему:

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

Эта схема показывает, что правотворческий процесс — это сложное правовое явление, посредством которого в государстве появляются новые юридические правила.

Вот некоторые варианты моделей юридического содержания, которые могут быть использованы на уроках: при изучении нового правового материала, при закреплении изученного содержания темы или для систематизации определенного блока знаний.

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

Учитель может сформулировать школьникам 9-х классов некоторые вопросы изадания к схемам:

1. Поясните, что такое право, и приведите конкретные примеры ситуаций, в которых бы поведение людей регулировалось именно правовыми нормами.

2. Зачем людям необходимо право? Приведите факты, подтверждающие вашу позицию по этому вопросу.

3. Обратитесь в любому источнику права, предположим, Закону. Прочитайте конкретное правило поведения и покажите составляющие части нормы права.

4. Каждый ли поступок человека, нарушающий норму права, можно назвать преступлением? Что значит состав преступления? Приведите конкретные примеры преступной деятельности людей и объясните их с юридической точки зрения.

5. Какими правами наделены граждане нашей страны? Сталкивались ли вы с нарушениями этих прав?

6. Как можно защитить свои права? Посоветуйте, что лучше сделать гражданину, у которого угнали автомобиль; чей друг не выполняет условия договора найма и не оплачивает проживание в квартире?

7. Почему лучше жить по законам, а не вопреки им? Организуйте дискуссию по этому вопросу.

8. Разъясните сущность форм, в которых может быть выражено право.

9. Какие юридические профессии вам известны? Насколько они соответствуют вашим способностям и желанию работать в этой сфере?

10. Какими правами наделен работник и работодатель? Что нужно знать тому, кто решил устраиваться на работу?

11. Как право регулирует взаимоотношения в семье?

Данные схемы используются на уроке только тогда, когда школьники изучают конкретную тему. Учитель должен разъяснить то, что изображено на схеме. Значит, схема должна быть ему хорошо знакома (при подготовке к уроку ее следует внимательно просмотреть). Представленные схематично понятия школьники могут перерисовать в тетрадь. Вопросы по схеме, рисунку нужно задавать тогда, когда школьники разобрались в том, что изображено.

Предположим, ученики 9 класса изучают особенности правового регулирования трудовых отношений в стране. Учитель может, объясняя в монологичной форме правила расторжения трудовых отношений между работником и работодателем, нарисовать мелом на доске или фломастером на листе ватмана схематический рисунок. Схематическое изображение правовых явлений может создаваться в логической последовательности, что даст возможность ученику увидеть отдельные составляющие понятия и проч. Например, показывая особенности расторжения трудового контракта, следует обратить внимание на то, что инициатива прекращения правовых отношений может исходить от работника или от работодателя, и т. д.

На уроках права могут применяться условные знаки, обозначающие то или иное понятие. Их используют при создании таблиц, графиков.

При использовании наглядности на уроке права следует помнить о таких правилах:

1) Обилие наглядности вредно для процесса обучения, как и ее отсутствие.

Данные схемы подготовлены автором в Центре наглядных средств обучения Министерства образования РФ.

2) Наглядность должна появляться только в тот момент, когда ученики изучают вопрос, который отражен в наглядном средстве обучения.

3) Наглядное средство обучения должно соответствовать возрастным особенностям учеников, быть понятным для них.

4) Оно не может использоваться в отрыве от других приемов, методов обучения.

Содержание любой темы урока по праву может быть представлено наглядно в виде схемы, опорного конспекта. В.Ф. Шаталов — один из авторов методики использования опорных сигналов в обучении — разработал памятку их создания:

1. Прочти раздел учебника.

2. Кратко изложи главные мысли.

3. Преобразуй записи в графические, буквенные сигналы.

4. Обведи сигналы в блоки.

5. Изобрази связи между ними.

Например, тема «Система права» может быть представлена так.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Работа с визуальными источниками на занятиях истории

При изучении такой дисциплины, как история, работа с визуальными источниками играет большую роль. Это связано с самыми различными факторами. Во-первых, увеличивается возможность реализации деятельностного подхода на занятиях, усиливается познавательный интерес у обучающихся. Во-вторых, оптимизируется работа с историческими понятиями, обучающиеся наглядно представляют предмет беседы и могут почувствовать «дух эпохи». В-третьих, во всей исторической науке сейчас наблюдается «визуальный поворот».

Методика использования наглядности является предметом внимания многих современных исследователей. В практике обучения на данный момент существуют три основные стратегии изучения визуальных источников, посвященных историческим событиям и (или) их участникам.

Т.В.Коваль при работе с визуальными источниками выделяет такие этапы, как идентификация, понимание, интерпретация, оценка.

На этапе идентификации обучащиеся определяют:

Для отражения результатов работы с источником предлагается памятка-схема «Анализ источника».

В рамках развития критического мышления эффективной является методика В.В.Сухова, А.Ю.Морозова, Э.Н.Абдулаева.

Данная методика предполагает следующие виды деятельности на уроке истории:

Методика использования визуальных исторических источников соответствует задачам современного образования, ориентированного на развитие личности обучащихся на основе освоения различных способов деятельности, помогает ученикам осваивать метапредметные умения работы с информацией, представленной в различных знаковых формах. При использовании таких источников обучающимся необходимо давать алгоритм работы с ними и продумывать творческие задания.

Примеры заданий.

Работа с карикатурами.

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

Работа с фотографиями.

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

Работа с вещественными источниками.

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

Работа с картинами.

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

визуальные источники в обучение праву. Смотреть фото визуальные источники в обучение праву. Смотреть картинку визуальные источники в обучение праву. Картинка про визуальные источники в обучение праву. Фото визуальные источники в обучение праву

Используя картины И.Е.Репина, как исторический источник, опишите судьбу народничества.

Источник

Методика организации работы с визуальными источниками

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика организации работы с визуальными источниками на уроках истории.

Особенности работы с визуальными источниками

В своем выступлении я хотела бы подробно остановиться на методике работы над такими источниками как карикатура.

Карикатура как средство обучения наиболее соответствует уровню мышления старших классов. Склонность учеников старших классов к критическому осмыслению изучаемых вопросов выдвигает на первый план источники документального характера. Такими источниками являются карикатуры.

Задания 18, 19 ЕГЭ по истории предполагают работу с иллюстративным материалом. Данные задания проверяют умение понимать особые исторические источники –иллюстративные источники. Умение«читать»нетекстовую информацию необходимо не только историку, так как в наше время все больше зрительной информации представляется в нетекстовой форме. Материалом для составления заданий служат изображения памятников архитектуры, скульптуры, почтовых марок, открыток, плакатов, произведений живописи, миниатюр, карикатур, монет, медалей, фотографий.

Дело в том, что именно политическая карикатура дает возможность проверить умения:«читать» изображение, соотносить его с определенной эпохой; выявлять взгляды автора карикатуры на события и явления; выявлять официальную точку зрения на события и явления, которым посвящена

карикатура, и т.п. Все это делает карикатуру незаменимым материалом для составления заданий. Выпускнику очень трудно будет понять язык карикатуры, если он впервые столкнется с политической карикатурой на экзамене.

Приемами их использования в школьной практике изучения истории занимались А.А.Вагин, П.В.Гора, В.А.Кузьмин и др.

Использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического творчества учителя. Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников (создание проблемной ситуации при помощи карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися). Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания событий или явлений определенной эпохи.

В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию умения воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся.

Примерный план комплексного анализа карикатуры

Обучение интерпретации карикатур как исторических источников должно проходить несколько этапов:

1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.

Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:

Опишите, что вы видите на карикатуре.

Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?

На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).

Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?

2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.

Возможные вопросы и задания:

Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?

Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?

Дайте обоснование своим выводам.

Укажите даты события (явления, процесса).

3 этап. Определение авторского мнения, идей.

Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.

С какой целью создана карикатура?

Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.

Какие мнения, идеи она выражает?

Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?

Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?

Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?

4 этап. Психологические характеристики персонажей.

Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?

Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?

Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?

5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.

Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.

В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)

Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника. Конечно, исходя из замысла педагога и особенностей изображаемого, работа с карикатурой может быть дополнена такими вопросами и заданиями, как:

Объясните надпись (надписи) к карикатуре.

Придумайте свой заголовок к карикатуре.

Что имеет в виду один из персонажей, утверждая, что …?

Придумайте диалог (реплики) между персонажами карикатуры и т.д.

Как и при отработке любого умения, учитель должен вначале показать образец выполнения действия: сам проанализировать карикатуру или сделать это фронтально вместе с классом, но под руководством учителя.

Например, проанализируем карикатуру Кукрыниксов

Ответ: Изображен волк, которому два господина в цилиндрах скармливают пирожок с надписью «Чехословакия». В стороне стоит третий господин, который довольно потирает руки.

Кого символизируют персонажи карикатуры? Приведите обоснования своим выводам.

Ответ: волк символизирует Германию (головной убор, немецкий крест на шее), два человека на первом плане – Францию и Великобританию (флаги на цилиндрах), человек на заднем плане – США (одежда, дым и сигары в виде знака американского доллара).

Определите историческое событие.

Ответ: Мюнхенский сговор, 1938 г.

Какими психологическими характеристиками наделяет персонажей автор?

Ответ: Германия – жадность, агрессия; Франция и Великобритания – трусость, угодничество, хитрость (стремятся направить агрессию Германии на Восток); США – как бы не при чем, но внимательно наблюдает за происходящим, ехидно улыбаясь и потирая руки, т.е. извлекают пользу за счет других.

Какие идеи хотел донести автор карикатуры?

Ответ: Западные страны «скормили» Гитлеру Чехословакию, стремясь направить агрессию Германии на Восток.

С какой целью создана карикатура?

Ответ: автор стремится разоблачить коварную роль западных держав в Мюнхенском сговоре.

Для одних типов сатирических рисунков достаточно комментирования, описания и объяснения. Для других же используются более сложные виды познавательной творческой деятельности, включая постановку вопросов, обмен мнениями, расшифровку подписей, защиту и критику художника, составление собственных карикатур. В любом случае карикатура приобщает ученика к работе с документальным источником, вводит его в творческую лабораторию историка.

На основании карикатуры сделайте вывод о том, каким последствием реформы 1861г. было недовольно крестьянство.

Карикатуры – это тот источник, который с гротескной силой демонстрирует те или иные объекты и отношение к ним людей той или иной эпохи. Все это можно использовать весьма продуктивным образом в решении задач образования. Например, на занятии по теме “Вторая мировая война” мы использовали вышеописанную технологию работы с карикатурами.

Все предложенные нами карикатуры были поделены на двегруппы:

1. Советские карикатуры (“Беспощадно разгромим и уничтожим врага” 1941 г; “В Москве калачи, как огонь горячи”; “Били мы врага копьём, били мы врага ружьём, и теперь стальным оружьем бьём врага, где обнаружим”; “Брехомет (Окно ТАСС №625)”; “Громовой удар”; “Клещи в клещи”)

2. Немецкие (“Сомнем большевизм”).

Школьники получили задание:

1. Озаглавьте карикатуры, и определите, в какой стране они были созданы.

2. Какие исторические события изображают данные карикатуры?

3. Почему, по вашему мнению, карикатуры называют “идеологическим оружием”?

Отвечая на предложенные вопросы, ученики сделали вывод об идеологических установках воюющих сторон, о субъективности их восприятия, об элементах ментальности каждого народа в рассматриваемую эпоху. Так, советский воин на советских карикатурах обязательно предстает в образе освободителя, а фашист на немецких – в виде могучего рыцаря, перед которым трепещет вся Европа. Война активизирует патриархальный стереотип, в рамках которого мужчина воспринимается как защитник или великий завоеватель, но в любом случае, как надежда и опора нации.

Учителю нужно помнить, что карикатуры вызывают преимущественно негативное отношение к

изображаемым объектам и явлениям, они всегда сильнее и ярче, чем просто рисунки. Поэтому к работе с

карикатурами нужно относиться очень взвешенно. Ученик подсознательно может воспринять позицию автора, которая благодаря своей отрицательной образности может вытеснить другие позиции. Специалисты советуют всегда анализировать карикатуру особенно тщательно и рассматривать её только в комплексе с другими карикатурами или историческими источниками другого типа. Таким образом, использование карикатуры как средства наглядного преподавания курса истории повышает уровень эффективности занятий в старших классах, способствует эстетическому воспитанию учащихся, расширяет их политический кругозор, повышает общую культуру

1.Вагин А.А. Наглядность в преподавании истории СССР. М., 1952

2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. С. 176.

3.Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971 ;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *