владимирская икона божией матери рисунок
Владимирская икона Божией Матери. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси.
Датировка: XI–XII век
Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября
Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери:
Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея)
История Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Святыню перенесли во Владимир (отсюда название), а в 1395 году — в Москву для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана.
По преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего Тамерлан отступил от Москвы без боя. На месте встречи, «сретения» иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь.
Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утверждались на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Беллавин).
С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах.
Иконография Владимирской иконы Божией матери
Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие.
«Этимасия» — то есть «Престол уготованный»
Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго
Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.
На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь —символ Святого Духа.
Орудия страстей
За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа.
Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.
Драгоценный оклад Владимирской иконы
У Владимирской иконы было несколько драгоценных окладов. Сохранившиеся оклады находятся отдельно от иконы в Оружейной палате в Москве.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Владимирская икона Божией Матери: история происхождения
Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.
Владимирская икона Божией Матери: предание
По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
Владимирская икона Божией Матери
До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.
Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.
Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[1].
Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
Владимирская икона Божией Матери
В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.
Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.
Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.
Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.
Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.
Иконография Владимирской Божией Матери
Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα — «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα — «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.
Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.
Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником»[2]. Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии — «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом — Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу — пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.
Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона[3]. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.
Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).
Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики[4], то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.
Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.
Стиль Владимирской иконы Божией Матери
Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.
В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией»[6]. «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи — неплотные, очень прозрачные; главное — в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов — зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений — приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света»[7].
Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах
Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.
Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах
Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.
Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»
[2] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.
[3] Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).
[4] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…
[5]. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
[6] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.
Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:
Византийская икона Божией Матери Владимирская, первая треть ΧΙΙ в. (иконография, символика, стиль)
Иконография образа Божией Матери Владимирская относится к типу Елеус (с греч. ᾿Ελεοῦσα — Милующая, сострадание, милосердие). В Византии этот тип именовали «Гликофилуса» (с греч. Γλυκοφιλοῦσα — Сладкое лобзание). История появления ее первоначального образа, подробно зафиксирована в летописях и сказаниях. Например, согласно сказанию XV века, она была написана Евангелистом Лукой на доске от стола, где принимали трапезу Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Стоит отметить, что образ Божией Матери Владимирская возводится к авторству ап. Луки, говоря словами Л. А. Успенского, «в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом (…)». Поэтому здесь следует понимать именно иконографическую основу иконы, которая была заложена в основу последующих списков Божией Матери. На Руси эта иконография приобрела название «Умиление», что отражает суть материнских чувств изображенных на иконе.
В поясном изображении иконы Богоматерь на правом предплечье держит Младенца Христа, Который нежно обнимает Ее шею Своими ручками. Ее левая рука в молении поднята к Младенцу и как бы придерживает Его. Младенец одет в длинный до пят охристый хитон, украшенный тонкими многочисленными линиями ассиста. Его правая ножка слегка согнута в колене, а левая поджата под правую. Таким образом, они скрещены так, что правая ступня изображается в профиль, а левая демонстрирует подошву ступни. Данная иконографическая особенность отличает икону Богоматери Владимирская от Ее остальных икон типа «Умиление».
В связи с утратами и реставрационными работами живопись всей поверхности иконы приобрела многочисленные изменения. Однако лики Богоматери и Младенца достаточно хорошо сохранились, что дает представление о манере их письма и внутреннем содержании образов. Письмо лика Богоматери, выполненное несколькими прозрачными слоями охр разных оттенков плавно переходящих друг в друга и светло-розовой подрумянкой поверх зеленовато-оливкового санкиря, кажется светящимся изнутри. Освещенные части лика обозначены тонкими мазками белил, теневая моделировка по контурам обозначена красными и коричневыми описями. Лик Младенца Христа выполнен в той же манере, однако в более свободных мазках охр присутствует обилие белил, санкирь более светлый. Такой тоновый контраст с ликом Богоматери в сочетании с мягкой живописностью ликов делают образ еще более душевным, человечным и одновременно пронизанным тонкой одухотворенностью. Лик Божией Матери излучает материнскую любовь и нежность,которые выражены в тонких очертаниях Ее лика и плавных тоновых переходах. В продолговатом овале лица и изящной линии носа с небольшой горбинкой передано благородство неземной красоты. В мягких линиях Ее силуэта передано спокойствие и смирение. В выражении Ее взгляда миндалевидных глаз, погруженных в тень от верхних и нижних век, отражена глубокая печаль. Линии длинных прямых бровей, приподнятых ближе к переносице, киноварные сомкнутые небольшие уста, также передают скорбные чувства Богоматери. В лике Младенца выражено сострадание к внутренней скорби Своей Матери. Пытаясь Ее утешить, Он прижимается своей маленькой щекой к Ее щеке. Столь лиричный и трогательный образ связан с темой предстоящих страданий Сына, неизбежность которых предчувствует Божия Матерь. «…Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк. 2:35), — говорит праведный Симеон Деве Марии.
Продолжение темы крестных страданий выражено на обороте иконы (Рис. 2), где представлен Престол с орудиями страстей, покрытый красной тканью, с золотым орнаментом, обрамленной синей каймой с золотым ассистом. На Престоле возложены закрытое в золотом окладе Евангелие с синим обрезом, четыре гвоздя синего цвета и терновый венец охристого цвета. На Евангелии изображен белый голубь с красными лапками и золотым нимбом. В соответствии с текстами Священного писания и комментариями святых Отцов, Престол символизирует Гроб Господень; кроме того изображение Престола может указывать на Воскресение Христа и служить символом Его второго Пришествия. Также изображения Престола, Евангелия, орудий страстей и голубя могут символически представлять Троицу. Хотя в композиции нет изображения Чаши, но само присутствие Престола уже говорит нам еще и о Таинстве Евхаристии. Подобное изображение Престола (рисунок, колорит, орнаментация) представлено на иконе «Преподание хлеба» (Рис. 3) из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где характерным является жест апостола Петра, бережно принимающего святые Дары из десницы Господа.
За Престолом изображен крест, по сторонам от которого представлены копье с левой стороны и трость с губкой с правой. Это напоминает нам о евангельских событиях, описанных св. ев. Иоанном Богословом: «(…) неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа, где воины распяли его» (Ин. 19. 18). После всех мучений, когда Господь взалкал, то воины, «(…) напоив, губку уксусом поднесли ее к Его устам, после чего Он умер, (…) а один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:28-34).
Таким образом, многозначность символов, заключенных в композиционный строй двухсторонней иконы Богоматери «Владимирская», имеют смысловую связь между собой. Посредством красок в иконе отражены новозаветные события, о которых предрекали еще ветхозаветные праведники: рождение Сына Божия (Ис. 7, 14), Его искупительная жертва (Ис. 53:2-7). Кроме того представленные символами темы: Крестная жертва, смирение, заступничество Богоматери за весь человеческий род, учение о Троице, Таинство Евхаристии, в совокупности объединяются одной общей темой — высшей совершенной Божественной Любвью, о которой в первом послании к Коринфянам св. ап. Павел говорит: «Любовь (…) все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:7). Именно эту любовь Божия Матерь вместила в своем образе, став тем самым выше не только всякого человека, но и ангелов. «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», — читаем мы в хвалебной песни Богородице. Важнейшей целью этой любви является Домостроительство и спасение через Церковь – символом которой предстает Божия Матерь. «Будем же мы (…) с трепетом поклоняться Нераздельной Троице, воспевая Приснодеву Марию, а в Ней со всей очевидностью Святую Церковь» (свт. Кирилл Александрийский). Символически Крестное знамение на обороте Богородичной иконы Владимирская выражает и другие темы из новозаветной истории: забота Сына о Матери, усыновления Своего любимого ученика. Явным образом они прослеживаются в живописных изображениях на оборотах других Византийских икон Богоматери и Ее Сына. Примером может служить двусторонняя икона «Христос-Душеспаситель» пер. четв. XIV в. (Рис. 4). На оборотной стороне которой, в композиции Распятия, представлены живописные фигуры в правильных пропорциях, характерных для искусства палеологовского ренессанса: распятый Христос, слева от Него склонившаяся в скорби Богоматерь, справа любимый ученик Господа ев. Иоанн Богослов. Этот образ напоминает нам о словах Господа Своей Матери и ученику во время своих страданий: « (…)Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой» (Ин. 19, 26-27). Согласно святоотеческому учению «научая нас тем самым заботиться о наших родителях до последнего издыхания». Свт. Димитрий Ростовский в своих нравоучениях, призывает каждого быть подобному по чистоте и святости Иоанну Богослову – любимому ученику Господа, чтобы быть достойным материнства и предстательства Божией Материи: «…Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом. Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной».
Подводя краткий итог, следует отметить, что икона Божией Матери Владимирская пер. трет. XII в. — это одно из лучших творческих выражений плода всей Церкви, связанное с Литургией, храмом, таинствами, в византийском искусстве XI-XII вв. О ней написано немало статей и книг известными учеными в области богословия, истории Византии, искусствоведения. Например, Попова О. С. написала об иконе Божией Матери Владимирская как о самом известном примере византийского классического искусства, характерными чертами, которого являются постепенное постижение и осознание символики образов в классически уравновешенной, живописной композиции иконы в сочетании с тонкой одухотворенностью, раскрывающей отдельные богословские темы и углубленные литургические смыслы.
Е. В. Кузьмина (магистр теологии)
Список литературы:
Примечания
[1] «(…) Исследователи видели в иконе выдающееся произведение византантийского искусства, принадлежащее кисти констонтинопольского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. (Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что Владимирская была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. (…) », — Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери //[Электронный ресурс]. (Дата обращения: 23. 07. 2020)