внешние и внутренние закономерности процесса обучения

Закономерности и принципы обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть фото внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть картинку внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Картинка про внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Фото внешние и внутренние закономерности процесса обученияЗакономерности:

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К внешним закономерностям обучения относятся:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер обучения;

• деятельностный и диалогичный характер обучении;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям относятся:

• зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия;

• зависимость результатов обучении от взаимодействия учителя и уче­ника;

• подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

Выявленные закономерности составляют основу для определения ди­дактических принципов (принципов обучения).

внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть фото внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть картинку внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Картинка про внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Фото внешние и внутренние закономерности процесса обученияДидактические принципы это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями. В принципах обуче­ния выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно историческом виде [М. А. Данилов].

Основополагающими, общепризнанными дидактическими принципам являются: сознательность и активность в обучении; наглядность; система­тичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой. Они составляют систему дидактических принципов.

Принцип сознательности и активности основывается на положении о ведущей роли самостоятельной и осмысленной деятельности учеников в приобретении новых знаний, умений и навыков. Он проявляете в широком использовании учителем заданий, побуждающих учеников рассуждать, делать выводы, проверять их в практике и пр.

Принцип систематичности и последовательности направлен на за­крепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Реализуется принцип в про­цессе планирования системы уроков по предмету, обеспечивающих

движение ученика от простого к более сложному т. д.

Принцип прочности характеризует необходимость организации спе­циальной работы учащихся по усвоению и запоминанию материала. Он базируется на использовании учителем психологических законо­мерностей процессов запоминания, таких как зависимость результа­тов запоминания от интереса учащихся, от значимости материала, от его организации.

Принцип научности требует, чтобы в обучении использовались при­знанные наукой знания и методы, обеспечивающие формирование у обучающихся объективной картины окружающего мира.

Принцип доступности нацеливает на построение обучения в соответ­ствии с возрастными возможностями учащихся, с опорой на их лич­ный опыт.

Принцип связи теории с практикой указывает на необходимость под­крепления теоретических положений практическими примерами, ис­пользования полученных знаний в практической деятельности.

Реализация указанных принципов обучения отражается в правилах

обучения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа.

С развитием дидактики появляются новые принципы обучения. Так, в настоящее время выделились дидактические принципы развивающего обучения. К ним относятся: обучение на высоком уровне трудности; бы­стрый темп в изучении материала; принцип ведущей роли теоретических знаний; осознание обучающимися процесса обучения (Л. В. Занков).

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 1790 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

2.1. Закономерности обучения

Закономерностями принято считать объективные устойчивые связи и отношения между определенными объектами и явлениями. В соответствии с таким пониманием закономерностями обучения выступают необходимые устойчивые, существенные связи и отношения между компонентами процесса обучения.

Н.В. Бордовская А.А. Реан и другие исследователи выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К внешним закономерностям обычно относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической и общественно- политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования).

Внешними закономерностями процесса обучения следует считать:

— социальную и экономическую обусловленность целей, содержания, методов и форм обучения;

— воспитывающий и развивающий характер обучения;

— диалоговый характер общения в процессе обучения и вербально-деятельностный подход к его осуществлению;

— зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

Внутренними закономерностями выступают связи между компонентами самого процесса обучения, то есть между его целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, а также между преподавателем, студентами и смыслом учебного материала.

Среди внутренних закономерностей процесса обучения обычно выделяют:

— зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков обучающихся, их умственного развития;

— соотношение между характером взаимодействия преподавателя и студента и результатами обучения;

— подчиненность результативности обучения способам управления образовательным процессом и активности обучающихся;

— достижение целенаправленного научения студента той или иной деятельности при включении его в эту деятельность;

— зависимость темпа и прочности усвоения содержания образования от обеспечиваемого преподавателем познавательного интереса студентов к осуществляемой ими учебной деятельности, от включения студентов в учебно-познавательную деятельность на оптимальном для каждого данного индивида уровне трудности.

Интересную классификацию закономерностей процесса обучения дает И.П. Подласый [59]. Так, среди общих закономерностей он выделяет:

1) зависимость цели обучения от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

2) зависимость содержания обучения (образования) от общественных потребностей и целей обучения, от темпов социального и научно-технического прогресса, уровня развития теории и практики обучения, материальных возможностей вуза и самих обучающихся;

3) зависимость качества обучения от продуктивности и достигнутых результатов каждого этапа обучения, характера и объема изучаемого материала, от характера и уровня взаимодействия субъектов педагогического процесса, времени обучения и других факторов;

4) зависимость эффективности методов обучения от уровня знаний и навыков их применения, от принятых целей и содержания обучения, от учебных возможностей студентов, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса;

5) зависимость эффективности управления обучением от интенсивности обратных связей в системе обучения, от обоснованности корректирующих воздействий и характера их применения;

6) зависимость продуктивности обучения от системы внутренних и внешних стимулов.

Кроме общих закономерностей существуют и частные, отражающие отдельные компоненты процесса обучения. Среди них выделяют следющие группы закономерностей:

В общей системе закономерностей, отражающих специфику процесса профессионального обучения, в том числе инженерного, ведущее место занимает единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), развития и психологической подготовки.

В то же время, единство воспитания, обучения, развития и психологической подготовки вовсе не означает их тождества. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность.

Можно выделить также следующие две специфические закономерности процесса обучения:

во-первых, соответствие характера учебно-воспитатель­ных взаимодействий профессорско-преподавательского состава и обучающихся характеру деятельности, их духовным потребностям, познавательным, возрастным и физическим возможностям. Эта закономерность выражает субъект-субъектный или “гуманистический” характер взаимодействия участников образовательного процесса, их стремление учесть внутренние силы студентов в решении задач профессиональной подготовки;

во-вторых, моделирование (воссоздание) в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении всех сторон деятельности и отношений. Эта закономерность требует, чтобы процесс обучения соответствовал особенностям и характеру будущей профессиональной деятельности студентов, а практическая направленность преподавания всех дисциплин учебного плана была предметом особой заботы каждого преподавателя.

Законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, дают понимание общей картины развития дидактических процессов. Практические же рекомендации и требования к осуществлению обучения в образовательном учреждении находят свое выражение и закрепление в дидактических принципах.

Источник

Теория обучения

внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть фото внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть картинку внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Картинка про внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Фото внешние и внутренние закономерности процесса обучения

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Закономерности и принципы обучения

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они

преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

Закономерности обучения также можно поделить на два вида:

1) объективные, присущие процессу обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования;

2) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности и средств, следовательно, и содержания образования, которым они пользуются.

Таким образом, процесс обучения — объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников.

Источник

Теория обучения: конспект лекций

внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть фото внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Смотреть картинку внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Картинка про внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Фото внешние и внутренние закономерности процесса обучения

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы обучения

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

1. Гносеологические основы обучения

Гносеология (теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. В связи с этим гносеологические основы обучения заключаются в следующем.

1. Результатом процесса обучения являются конкретные знания, которые могут быть выявлены в ходе их проверки (устной или письменной).

2. В процессе обучения рациональнее пользоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, что поможет лучше усваивать знания.

3. Гносеология помогает преподнести многие науки не только с философской точки зрения, но и определить их применение в реальном мире (на практике).

Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании — ощущениях, восприятиях, представлениях. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств, познания. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувств, опыта и предполагают ряд теоретической идеализации. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.

Гносеологические основы обучения развивают идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения. Мыслительная деятельность каждого учащегося направляется в определенное русло учителем (например, рассуждение на определенную тему). Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, и результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются учащимися.

Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Наглядные материалы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, любое занятие должно содержать в себе элементы наглядности (особенно при объяснении новой темы).

Говоря о взаимосвязи между учебными предметами, необходимо помнить, что такое учебный план, программа. Учебный план — перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе. Предметы распределяются по годам их изучения, количеству часов в каждом классе и дозировке этих часов по неделям.

Получение образования в разных типах школ привело к постановке такой проблемы, как «единый уровень общего среднего образования». Обеспечение такого уровня предполагает включение в обязательном порядке знаний, умений и навыков и отнесение их к группе фундаментальных. Есть соответственно вспомогательный и дополнительный материал, распределение которого в учебном плане может быть варьируемым. За начальный уровень принимается базовое, общее для всех восьмилетнее образование. Составление учебных планов преследует строго определенные цели.

1. Преемственность в обучении и воспитании.

2. Единый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

3. Учет особенностей национальных учебных заведений.

Непрерывно ведется доработка учебных планов и программ. Это связано с научно-техническим прогрессом и все повышающимися требованиями к «единому общеобразовательному уровню».

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека.

С педагогической точки зрения, учение — это воспитание и обучение, представляющие собой систему целенаправленных условий, необходимых для обеспечения эффективной передачи общественного опыта. Учение — это творческое усвоение, приобретение знаний.

Усвоение — это организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение как творческое усвоение знаний зависит от того, чему обучают, кто и как обучает и кого обучают.

Характер учения зависит:

1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;

3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;

4) от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.

2. Психологические компоненты усвоения

Психологические компоненты усвоения — это взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

1. Положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Такое отношение помогает формировать следующие факторы: проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию познавательной поисковой деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

2. Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. Различают предметную, изобразительную и словесную наглядность.

3. Процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Анализируя мышление школьника, выделяют два основных вида — конкретное и абстрактное.

4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Эффективность также зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера — на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение своими словами и т. д.

Кроме основных закономерностей, обучение, как и любой другой вид деятельности человека, имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Наука выделяет ряд основных педагогических законов.

1. Давно известна взаимосвязь обучения и психического развития личности. Правильно поставленное обучение ориентировано на развитие ребенка, направлено на формирование у него правильных нравственных, эстетических, духовных, творческих и других жизненных установок.

2. Человек живет в обществе, взаимодействует с ним. В зависимости от социального заказа строятся цели, методы и содержания обучения.

3. Учебный процесс нельзя рассматривать в отрыве от воспитания ребенка. Учитель воспитывает ученика не только посредством нравоучительных бесед (что чаще всего оказывается менее действенным). Он воспитывает своим тоном, манерой вести беседу, манерой одеваться и т. д.

Источник

Внешние и внутренние закономерности процесса обучения

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования; ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

К внешним закономерностям относятся:

социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

воспитывающий и развивающий характер последнего;

обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;

задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.

Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.

В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *