вниду в дом твой поклонюся ко храму святому твоему во страсе твоем
Молитвы перед входом в храм
Многие православные верующие, отправляясь в храм, знают, что при посещении церковной службы желательно подготовиться к такому торжественному событию, а в самой церкви нужно соблюдать определенные правила.
Подготовка к службе
Собравшись посетить православный храм, настройтесь на мирный лад и очищение, ибо Божий дом – это место для мира и очищения души. Обычно в церковь отправляются за некоторое время до начала богослужения, чтобы успеть подготовится к службе: поставить свечи, подать записки о здравии близких и упокоении родных, настроиться на божественный лад.
Каждому верующему, перед тем, как войти непосредственно в здание церкви, необходимо взглянуть на купол церкви и святые кресты, перекреститься трижды и обязательно прочесть молитву при входе в храм, произнеся:
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.
Крестятся православные верующие правой рукой с помощью трёх пальцев – большого, среднего и указательного, символизирующих единство Святой Троицы. Крестные движения совершаются в воздухе от головы к животу, а потом от правого плеча к левому.
Как произносится молитва?
Совершая молитву перед входом в православный храм, обязательно поклонитесь, желательно трижды, чередуя поклоны с произношением вышеприведенных строк молитвы.
В былые времена многие верующие совершали поклоны земные, то есть, встав на колени и касаясь лбом земли. Сейчас это делается реже, заменяя земной поклон на поклон в пояс под чтение молитвы перед входом в церковь.
Существует специальный текст молитвы, который часто бывает написан на дверях храма:
Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й: я́ко не́сть в усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с»
Слова этой молитвы обычно читают священнослужители, входя в алтарь, если вы не знаете её, то можно прочесть про себя «Отче наш».
Завершение богослужения
Молитва при входе в храм и выходе произносится,соответственно, два раза, и знающие верующие, покидая Храм Божий, обязательно повторят на выходе из него три крестных знамения и поклоны. Пройдя за церковную калитку, тоже необходимо перекреститься лицом к храму, благодаря за возможность общения с Богом, помолившись о душе усопших и получив Благословение.
Толкование на Псалтирь 5:8
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 5:8 / Пс 5:8
Афанасий Великий (
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой — в небесный Иерусалим и матерь первородных. Поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достишие с дерзновением говорят: Христос же, якоже Сын упокоевается в дому Своем, Егоже дом есмы мы (Евр. 3: 6). Твоим наслаждаясь человеколюбием, говорит святая и чистая душа, и Твоею охраняемая десницей, приношу Тебе непрестанное поклонение в священном храме славы Твоей; потому что, всегда храня в себе страх Твой, никак не решусь отринуть его, по упованию на Твое человеколюбие.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Так как в состав Церкви входили и такие люди — язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лицемеры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Чтобы кто-нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? — она показывает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не принимают и милости, как, например иудеи. Благодать и милость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь желающих и принимающих благодать, а не упорствующих и нежелающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей.
«Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе такую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем», — не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и трепетом. Кто молится таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.
Источник: Беседы на псалмы. На псалом 5.
Феодорит Кирский (386/93−
Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем
Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.
Евфимий Зигабен (
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой
А я, говорит Церковь о себе, по великой Твоей милости, будучи свободна от заблуждения, войду теперь в Твой, Господи, дом, который я в прежнее время неразумно старалась разрушать. Или иначе: вниду в дом Твой, удостоенная такой близости от Тебя—не за свои собственные добродетели, а только по одной Твоей милости. Дом же Божий, по мнению некоторых толкователей, есть ничто иное, как добродетельная жизнь; ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят себе жилище у такого человека (Ин. 14:23).
Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем
Между тем как язычники, не страшась праведного наказания, позволяют себе безрассудно поступать в храмах своих богов, я, говорит Церковь, со всяким благоговением и в страхе паду ниц пред Тобою—и в храме твоем земном, и в храме небесном. В приложении к самому пророку, приведенные выше слова будут иметь тот смысл, что пророк, обозрев главные виды преступлений и показав всю гнусность их, обращается затем к самому себе и дает обещание пред Богом служить Ему истинно и усердно, и не как оправданный, но как помилованный; хотя в сказанных словах пророк упрекает язычников, а себя вводит в храм Божий, и что потому казалось бы должно означать нечто иное.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем
Под «домом, храмом» нужно разуметь скинию (см. Исх XXIII:19; 1 Цар I:9; 2 Цар XII:20).
Григорий Разумовский (1883−1967)
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем
Продолжая молитвенную беседу свою, пророк как бы так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего и праведного прещения на нечестивых и нераскаянных грешников, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем. Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом (1 Цар. 1:9).
Источник: Объяснение священной книги псалмов.
Молитвы по пути в храм и при входе в него
Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50‑й и 90‑й псалмы, Иисусову молитву.
Молитва идущего в церковь 1
Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й, да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Я возрадовался, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ). И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи! наставь меня в правде Твоей, ради врагов моих; выпрями предо мною путь Твой ( Пс 5:8–9 ), чтобы мне без соблазна прославить единое Божество, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и всегда, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва при входе в храм 2
Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й. Я́ко не́сть во усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х: по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́к возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.
Перевод: Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи! наставь меня в правде Твоей ради врагов моих; выпрями предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали. Суди их, Боже, да отпадут они от мыслей своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи.
И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, как оружием благоволения Ты оградил нас. ( Пс.5:8–13 )
(Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм).
Молитвы идущего в храм
Молитва – единственная возможность общения человека с богом. За всю историю православия на Руси молитвенное слово накапливалось веками и служит средством поддержания веры. В церкви сила молитвы увеличивается в несколько раз, устремляясь ввысь. Поэтому важно периодически посещать божий храм, дабы молиться в унисон с другими верующими о спасении. Христианин с опытом знает, что перед тем как отправиться в храм, нужно настроиться, а по дороге читать молитву идущего в церковь.
Молитва очень важная часть при встрече с Богом, помогающая открыть душу и сердце. Чтобы прийти в добром расположении, открытым к диалогу с Господом, не поддаться темным силам поможет молитва идущего в храм.
Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й; да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Для чего нужна молитва перед походом в храм?
Если вы начинающий прихожанин, то при намерении пообщаться с Богом по пути в церковь темные силы сатаны будут чинить козни, всячески препятствуя. Вас может одолеть лень, или вы плохо почувствуете себя в церкви, в общественном транспорте могут случиться задержки и трудности или встретится болтливый человек. Отвлечь могут дети, житейские заботы или просто нахлынет тоска. Это действительно так, темные силы не дремлют. Если внимательно понаблюдаете за происходящим вокруг, то заметите влияние черных сил.
Православные монахи и святые оставили богатое наследие текстов молитв. По дороге в церковь рекомендуется читать 50 и 90 псалмы на древнецерковном языке. Чтобы благополучно и с чистой душой предстать перед Господом, нужно читать молитву перед походом в церковь.
Молитва идущего в церковь на русском языке
Для верующего человека посещение церкви становится необходимым условием жизни, для новичков — возможность укрепиться в вере. Чтобы жить в ладу с собой, дорога к Богу просто необходима каждому. С молитвы должен начинаться каждый новый день и ею же заканчиваться. Тогда помощь Бога станет осязаемой, мысли светлыми, а помыслы добрыми. Чтобы быть бдительным и не поддаться искушениям, готовьтесь к посещению храма заранее.
Накануне вечером читайте вечернее правило перед иконами, с утра утреннее правило. Правила – это обряд, серия молитв. Уделяя духовной жизни несколько минут в день, можно постоянно поддерживать связь с Богом и ощущать его защиту. Тщательно умойтесь, соберитесь, нарядитесь и трогайтесь в путь. Думайте о Боге, читайте молитву дома перед тем, как идти в церковь. Если вы испытываете вначале трудности чтения молитв на староцерковном языке, можно читать молитву идущего в церковь на русском языке. Перепишите на листок и читайте в свое удовольствие. Ведь не качество чтения нужно Богу, а вера и искреннее настроение на общение.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. С волею и верою дерзну вступить в твой православный Храм. Доведи меня до ворот прибежища, и помоги всем идущим не оступиться в греховности. Да будет воля твоя. Аминь.
Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. С бесконечной верой в Христа, иду по дороге в Храм православный. Пусть ноги не собьются с пути, помоги мне до цели дойти. Да будет воля твоя. Аминь.
Блаженная Старица, Матрона Московская. Огради меня от препятствий бесовских и болезней чертовских. Коли они искушают идущего, пусть сойдут с дороги влекущего. Да будет воля твоя. Аминь.
Правила поведения в церкви
Бывают случаи, когда человек спонтанно впервые решает зайти в церковь без всякой подготовки, намерение столь велико, что ноги сами идут, а душа летит впереди тела, знайте, это промысел господень. Чтобы новичку почувствовать комфортно впервые в церкви, ознакомьтесь с правилами поведения. Одежда должна быть скромной и чистой, у женщин голова покрыта платком, мужчины должны быть с непокрытой головой. Обилие украшений и вычурный макияж не приветствуются. У порога церкви необходимо три раза совершить крестное знамение, прочитать молитву при входе и войти.
Молитва при входе в храм
Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й: я́ко не́сть в усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.
Посмотрите на иконы, вдохните запах ладана, постойте на службе, поставьте свечи, помолитеь с другими прихожанами в унисон. Совершите причастие, отстойте литургию. Первая практика встречи с Господом очищает помыслы, настраивает на добрые поступки. Дурные мысли и беспокойство отступят, а житейские неурядицы сами собой разрешатся. Почувствовали успокоение после посещения храма? Приходите на службу регулярно, а по дороге обязательно читайте молитву идущего в церковь. Если поначалу трудно запомнить сложный текст старославянских молитв, существуют молитвы на русском языке. Далее, укрепляясь в вере, посещение храма станет потребностью, вы осознаете философию религии, ее важную роль в жизни каждого человека.
Час первый
Прииди́те, поклони́мся Цареви нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припадéм Христу, Царéви нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припадéм Самому́ Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 5
Глагóлы мóя внуши́, Гóсподи, разумéй звáние мóе. Вонми́ глáсу молéния моегó, Царю́ мой и Бóже мой, я́ко к Тебé по молю́ся, Господи. Зáутра услы́ши глас мой, зау́тра предстáну Ти, и у́зриши мя. Яко Бог, не хотя́й беззакóния, Ты еси́; не присели́тся к Тебé лукáвнуяй, нижé пребу́дут беззакóнницы пред очи́ма Твóима. Возненави́дел еси́ вся дéлающия беззакóние, погуб ши вся глагóлющия лжу; му́жа кровéй и льсти́ва гнушáется Госпóдь. Аз же мнóжеством ми́лости Твоéя вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хрáму святóму Твоему́ в стрáсе Твóем. Гóсподи, настáви мя прáвдою Твóею, враг мóих рáди испрáви пред Тобóю путь мой. Яко несть во устéх их и́стины, сéрдце их су́етно, гроб отвéрст гортáнь их, язы́ки свóими льщáху. Суди́ им, Бóже, да отпаду́т от мы́слей свои́х; по мнóжеству нечéстия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Гóсподи. И да возвеселя́тся вси уповáющии на Тя, во век возрáдуются, и всели́шися в них; и похвáлятся о Тебé лю́бящии и́мя Твоé. Яко Ты благослови́ши прáведника, Гóсподи, я́ко ору́жием благоволéния венчáл еси́ нас.
Псалом 89
Господи, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Пре́жде даже гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от века и до века Ты еси́. Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии. Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Господи, яко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я. Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро яко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т, ожесте́ет и и́зсхнет. Яко исчезо́хом гне́вом Твоим, и я́ростию Тво́ею смути́хомся. Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего. Яко вси дни́е наши оскуде́ша, и гне́вом Твоим исчезо́хом, ле́та на́ша яко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет наших, в ни́хже се́дмьдесят лет, аще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и болезнь: яко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся. Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего я́рость Твою исчести́? Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости. Обрати́ся, Господи, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя. Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея, Господи, и возра́довахомся, и возвесели́хомся, во вся дни нашя возвесели́хомся, за дни, в ня́же смири́л ны еси́, ле́та, в ня́же ви́дехом зла́я. И при́зри на рабы́ Твоя, и на дела́ Твоя, и наста́ви сы́ны их. И бу́ди све́тлость Господа Бога на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.
Псалом 100
Ми́лость и суд воспою́ Тебе, Господи. Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего посреде́ до́му моего. Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене лука́ваго не позна́х. Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. Очи мои на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мною: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. Не живя́ше посреде́ до́му моего творяй горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Господня вся де́лающыя беззако́ние.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
И ныне: Богородичен:
Что Тя наречéм, о Благодáтная? Нéбо, я́ко возсия́ла еси́ Сóлнце прáвды; рай, я́ко прозяблá еси́ цвет нетлéния; Дéву, я́ко пребылá еси́ нетлéнна; чи́стую Мáтерь, я́ко имéла еси́ на святы́х Твóих объя́тиях Сы́на, всех Бóга, Тогó моли́ спасти́ся душáм нáшим.
(Если Великий пост, — тропарь, глас 6:
Зау́тра услыши глас мой, Царю́ мой и Боже мой.
Стих 1: Глаголы моя внуши́, Господи, разумéй звание мое.
Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи.
Слава, и ныне: Богородичен: Что Тя наречем. )
Стопы́ моя направи по словеси́ Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы́ человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лицé Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим.
Да испóлнятся устá моя хвалéния Твоего, Господи, яко да воспóю славу Твою, весь день великолéпие Твое.
Трисвятое. И по Отче наш: Кондак праздника. (Если кондака нет, или Великий пост, читаем Богородичен:
В понедельник, вторник и четверг:
Преславную Божию Матерь, и святых Ангел святéйшую, немóлчно воспоéм сердцем и усты́, Богородицу си́ю исповéдающе, яко вóистинну рóждшую Бога воплощéнна, и молящуюся непрестанно о душáх наших.
В среду и пятницу:
Скоро предвари́, прежде даже не порабóтимся врагом, ху́лящим Тя и претя́щим нам, Христе Боже наш; погуби́ Крестом Твоим борю́щия нас, да уразумéют, како может православных вера, молитвами Богородицы, еди́не Человеколю́бче.
В субботу:
Яко начáтки естества, Насад телю твáри, вселенная приносит Ти, Господи, богонóсныя мученики. Тех молитвами в мире глубóце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди́, Многоми́лостиве. )
Господи, помилуй. (40)
Иже на всякое время и на всякий час, на небеси́ и на земли́ покланя́емый и слáвимый, Христе Боже, долготерпели́ве, многоми́лостиве, многоблагоутрóбне, Иже праведныя любя́й и грешныя ми́луяй, Иже вся зовы́й ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими́ и наша в час сей молитвы, и испрáви живот наш к зáповедем Твоим, ду́ши нáша освяти́, телесá очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святы́ми Твоими Ангелы, да ополчéнием их соблюдáеми и наставля́еми, достигнем в соединение веры и в разум непристу́пныя Твоéя славы, яко благословéн еси́ во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сущую Богородицу Тя величáем.
Именем Госпóдним благослови, отче.
Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.
(Если Великий пост — молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. (Поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. (Поклон)
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. (Поклон)
Таже малых 12, глаголюще на кийждо поклон: Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго. И паки последи молитву всю:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Трисвятое. И по Отче наш: Господи, помилуй. (12)
Иерей: Х ристé, Свéте истинный, просвещаяй и освящáяй всякаго человека, гряду́щаго в мир, да знáменается на нас свет лица Твоего, да в нем у́зрим свет непристу́пный; и исправи стопы́ наша к деланию зáповедей Твоих, молитвами Пречи́стыя Твоея́ Мáтере и всех Твоих святых. Аминь.
Хор: С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.